Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных»

http://pravenc.ru/rubrics/122970_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии) КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке

http://pravenc.ru/rubrics/122958_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСИЯ [греч. Αμσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт . Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт . В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак . В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета. Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный . В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр , «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei//ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

http://pravenc.ru/text/114300.html

Фрагмент арки имп. Галерия, воздвигнутой после победы над персами. Кон. III в. Фессалоника Гай Валерий Максимиан (Gaius Valerius Maximianus Galerius) (ок. 250, близ Сердики, совр. София - 311, Никомидия), рим. имп. с 293 г., до 305 г. соправитель Диоклетиана на Востоке. С периодом правления Г. в 303-311 гг. связаны жесточайшие гонения на христиан в Римской империи (см. Гонения на Церковь ). Сын иллирийского крестьянина родом с левобережья Дуная. Мать Г. Ромула была убежденной язычницей. В юности Г. был пастухом, поступил на службу в армию имп. Аврелиана , при Диоклетиане дослужился до офицерских чинов ( Lact. De mort. persecut. 18. 6). В 293 г. Диоклетиан сделал его цезарем Востока, после чего, несмотря на рождение дочери, Г. развелся с женой и женился на дочери Диоклетиана, христианке Валерии ( Lact. 9. 1; Aur. Vict. De Caes. 40. 11). В 294-295 гг. Г. отбивал натиск сарматов, карпов, бастарнов и готов ( Eutrop. Breviar. 9. 25; Iord. Get. 91), с 296 г. воевал против персов в Сирии, в 297 г. был разбит ими близ Карр за Евфратом ( Aur. Vict. 39. 34; Eutrop. 9. 24). За это, согласно преданию, Диоклетиан подверг его унизительному наказанию, заставив облаченного в пурпур бежать неск. миль за его повозкой ( Eutrop. 9. 24; Oros. Hist. adv. pag. 7. 25. 9). В 298 г., стянув войска из Иллирика и Мёзии, Г. вторгся в Армению, одержал победу над персид. царем Нарсесом ( Iord. Get. 110), обратил его в бегство, захватил огромные богатства, взял в плен его семью ( Eutrop. 9. 25. 1; Oros. 7. 25. 10-11). Вскоре вместе с Диоклетианом заключил мир с Персией. В 305 г., после отречения августов Диоклетиана и Максимиана от власти, Г. и др. цезарь, Констанций I Хлор , стали августами ( Eutrop. 10. 11). Вопреки ожиданиям, цезарем Запада он назначил не сына Констанция Хлора, Константина, а своего друга Флавия Валерия Севера, в то время как на Востоке цезарем стал его племянник, сын сестры Максимин Дайя (Даза; Daia). Это обеспечивало ему поддержку в обеих частях империи ( Lact. 18. 12). Положение Г. осложнилось со смертью Констанция Хлора в 306 г. На место августа Г. возвел Севера, а цезарем Запада сделал Константина, к-рого брит. войска провозгласили августом ( Lact. 25. 5; Eutrop. 10. 2. 2). Против этого выступил сын Максимиана Максенций , объявивший себя в Риме августом и собравший большое войско. В трудной борьбе с ним и с др. узурпаторами, Александром и Валентом ( Eutrop. 10. 2. 3), Г. едва не лишился власти. Но в 308 г. ему удалось на имп. совещании в Карнунте возвести в ранг августа своего друга Лициния ( Lact. 29. 2; Eutrop. 10. 4. 1). Г. занимался широкой строительной деятельностью, выстроил в Фессалонике триумфальную арку, дворец и мавзолей, готовился отпраздновать 20-летие своего правления и передать власть незаконнорожденному сыну Кандидиану, но в 311 г. был сражен страшной болезнью ( Euseb. Hist. eccl. VIII 16. 3).

http://pravenc.ru/text/161521.html

22. О почитании св. икон (Из жизни преподобн. Симона мироточивого. Пат. ч. 1, стр. 305,306). Православная Церковь учит нас чтить и поклоняться св. иконам, т.е. священным изображениям Господа, Пречистой Его Матери и Святых. Но, уча сему, она вместе заповедует воздавать почтение не веществу, из которого сделаны иконы, и не краскам, представляющим лики священные, но первообразному; т.е. учит, чтобы мы, при поклонении иконам, возносили ум и сердце наше на небо, или к Самому Господу или к Святым, смотря потому, Кому молимся. Но к несчастью многие из невежд вовсе не хотят знать этого учения и думают получить милость не от Самого Того, Кто написан на иконе, а от самой последней и потому, смотря на икону как на божество предпочитают одни иконы другим, и одни из них принимают, а другие отвергают. Так недугую- щие расколом молятся лишь на старые иконы, и не хотят знать новых; а из простецов, иные – большой образ предпочитают малому и т. п. Знают ли подобные люди, что чрез свое невежество они грешат пред Богом и впадают во власть диавола? Если не знают–то пусть узнают. И дай Бог , чтобы то, что они услышать, послужило им к тому, чтобы они навсегда оставили свое грубое суеверие относительно икон, и воздавали им почтение разумно,– не боготворя их, а вознося, при поклонении им, ум и сердце на небо, к Тому, Кому они молятся. В годовую память св. Симона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в церковь один брат, именем Савва, из обители св. Дионисия, что на Олимпе, чтоб приложиться к святому лику преподобного. Но заметив, что икона очень мала, оскорбился и сказал: „я не хочу кланяться такому образу.» Конечно это было следствием его невежества, а не пренебрежения к преподобному, однако ж непосредственно затем одно страшное сновидение вразумило его, ему приснился страшный змий, готовый пожрать его, инок Савва, вне себя от страха и трепета, завопил: „Преподобный Симеоне, помоги мне! и, в это мгновение пробудившись с ужасом, пошёл в церковь , где пав на колена пред образом преподобного, с любовью лобызал его несколько раз, так что все, бывшие тут, удивились перемене сего брата, ибо лицо его было бледно, как у мертвеца. Тогда же рассказал он всем, что за свое невежество пострадал от сатаны. „Малый образ, брат мой,» заметил при этом один из старцев, „при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела, ничем не различается от большого; посему будь внимателен, воздавай достойную честь Святым и священным их ликам,–малые они или большие.» Таким образом исправленный брат воздал славу Богу и благодарение преподобному (Пат. ч. I, стр. 805–806).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Greatmartyr Theodore the Tyro (“the Recruit”) Commemorated on February 17/March 2 The Holy Great Martyr Theodore the Recruit (Tyro) was a soldier in the city of Alasium of the Pontine district (northeast province of Asia Minor, stretching along the coast of the Euxine, i.e. the Black Sea), under the command of a certain Brincus. They commanded him to offer sacrifice to idols. Saint Theodore firmly confessed his faith in Christ the Savior in a loud voice. The commander gave him several days to think it over, during which time Saint Theodore prayed. They charged him with setting a pagan temple on fire, and threw him into prison to be starved to death. The Lord Jesus Christ appeared to him there, comforting and encouraging him. Brought to the governor, Saint Theodore boldly and fearlessly confessed his faith, for which he was subjected to new torments and condemned to burning. The martyr Theodore climbed onto the fire without hesitation, and with prayer and gave up his holy soul to God. This occurred in about the year 306 under the Roman emperor Galerius (305-311). Unharmed by the fire, the body of Saint Theodore was buried in the city of Euchaita, not far from Amasium. His relics were afterwards transferred to Constantinople, to a church dedicated to him. His head is in Italy, in the city of Gaeto. Later on, fifty years after the death of Saint Theodore, the emperor Julian the Apostate (361-363), wanting to commit an outrage upon the Christians, commanded the city-commander of Constantinople during the first week of Great Lent to sprinkle all the food provisions in the marketplaces with the blood offered to idols. Saint Theodore appeared in a dream to Archbishop Eudoxius, ordering him to inform all the Christians that no one should buy anything at the marketplaces, but rather to eat cooked wheat with honey (kolyva). In memory of this occurrence, the Orthodox Church annually celebrates the holy Great Martyr Theodore the Recruit on the first Saturday of Great Lent. On Friday evening, at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts following the prayer at the ambo, the Canon to the holy Great Martyr Theodore, composed by Saint John of Damascus, is sung. After this, kolyva is blessed and distributed to the faithful. The celebration of the Great Martyr Theodore on the first Saturday of Great Lent was set by the Patriarch Nectarius of Constantinople (381-397).

http://pravoslavie.ru/101251.html

Дух Святой Стяжание Духа Святого Что касается стяжания Духа Святого, по мысли преподобного Серафима, то его имеет каждый человек, принявший Крещение, потому что апостол Павел говорит, что никто не может назвать Господом Иисуса Христа, как только Духом Святым. Но для того, чтобы дать Духу Святому полностью обитать в нашем сердце, для этого мы должны удалиться от всех грехов, не только от явных, но и от тайных, в помыслах. Для этого требуется не один день, а вся жизнь должна быть направлена к этой цели. Наилучший путь в этом деле должен заключаться, по мысли святых отцов, не в том, чтобы явно ощущать присутствие Духа Святого в сердце, но чтобы подобно человеку, сеющему семена, с терпением и смирением, с надеждой на помощь Божию свыше, сеять добродетели, не надеясь на свои труды, но на благость. Вот этот путь ведет к предназначенной цели (32). Кого одухотворяет Дух Святой В чистой душе бывает все чисто и свято. Дух Святой одухотворяет такого человека и возводит его ум горе к Престолу Божию (Там же). Дух Святой в День Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати (4, с.305)., Сошествие Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком (Там же). Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь в Нем все живет и движется (Там же, с.306). День рождения Церкви Христовой Праздник Пятидесятницы есть день рождения Церкви Христовой, в огра­де которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа (Там же, с.307). Когда Дух Святой пребывает в душе Для того чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе и помогать ей в деле спасения, человек, со своей стороны, должен стремиться к стяжанию душевной чистоты, потому что Бог только в чистой душе живет (7, с.169). Для окончательного завершения дела Христова необходимо было приити Духу Святому Спаситель Мира, завершив Свое дело на земле и вознесшись на небо, не оставил человека без Своего промыслительного попечения. Еще отходя на небо, Он обещал Своим апостолам, а в их лице и всем последователям, пребывать с ними «во вся дни до скончания века» ( Мф.28,20 ), а также обе­щал послать от Отца Утешителя, Который Своим Божественным дыханием оживотворит и поможет в деле спасения всем верующим в Сына Божия. Для окончательного завершения дела Христова, для благодатного вспомощество­вания в деле полного усвоения искупительных плодов Христовой Жертвы необходимо было прийти зиждущей, творческой Силе, Которой является Дух Святой – Третье Лицо Пресвятой Троицы (Там же, с.197–198).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

За чаем решен был окончательно вопрос о дальнейшем направлении пути нашего. Чем-то, по истине чарующим, повеяло на все существо мое от мысли спуститься в Арту и возвратиться домой через Грецию. Увидать еще раз дорогие Афины казалось мне похожим на воскресение из мертвых. Одни сутки верховой езды и затем пароход до самой пристани в Галата. Чего еще лучшего пожелать было и натрясшимся достаточно костям нашим? Кстати, обследованный в секрете кошелек показал, сверх всякого чаяния, плюс на целых 10 наполеонов против баланса, сведенного ошибочно на высотах Метеорских. Вследствие сего решения, признано было необходимым дать знать „по начальству“ в Константинополь о нем телеграфом, что и было исполнено. А для того, чтобы в случае несогласия на наш план властей предержащих, нам получить и подобающий ответ, найдено также неизбежным провести лишний день, т. е. завтрашний, в Янине. Против такой force-majeure что можно было возразить, особенно, когда открылось, что подкладкою ей служит великодушное намерение благосклонного хозяина проводить нас до последних пределов „своего района“, именно – до моря, а для сего требуется, по обстоятельствам, целый день приготовлений. В роздыхе, счетоводстве и сказанной ревизии заметок прошео весь этот вторник. В виде характеристики места, не мешает занесть на сии страницы, что упомянутый плюс неизвестно каким путем получил известность, и в течение дня неоднократно повторилась с нами известная процедура „поддержания бедного, но благородного семейства“. Даже оба эти качества (бедность и благородство) пришлось высмотреть на степенях, не часто попадающих под наблюдение 304 . Для освежения головы, под вечер, придумана была поездка по озеру целой компанией. Разумеется, держали направление „к острову“ – этим Елисейским полям Янины. На этот раз мы посетили невысмотренный в прошлый раз монастырек, зовомый: Элеуса (Милующая), получивший такое название от иконы, имеющей на себе это надписание и – свою историю 305 . Обитель, конечно, маленькая и невзрачная, но заметно древняя и, по обычаю, богата св. мощами. Главная драгоценность ее в этом роде есть глава св. Великомученицы Варвары; но она еще при Али-паше взята в Метеорский монастырь Русани, где мы ее и видели. Из других мощей показывается рука св. священномученика Элевферия. В притворе есть ктиторская заметка, из коей видно, что строил его некий Герасим на деньги, собранные неким Дорофеем, ходившим за сбором с мощами св. Элевферия 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал окроплять все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью 16 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует память св. мученика Феодора Тирона (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Святой великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дикирий [греч. δικριον - двухсвечник], светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей , употребляемый за архиерейским богослужением вместе с трикирием . По мнению А. Жакоба ( Jacob A. Le chandelier a trios branches de l " évêque Pantoléon: A propos de l " inscription de Georges de Gallipoli//Bolletino della badia greca di Grottaferrata. 1999. Vol. 53. P. 187-199), употребление Д. и трикирия было введено в практику визант. архиерейского богослужения ок. XII в. Впервые Д. упоминается в «Ответах» знаменитого визант. канониста патриарха Феодора IV Вальсамона (1189-1195), к-рый, указывая на достоинство учительства в Церкви, к-рым обладают цари и патриархи, упоминает, что только они имеют право осенять народ с помощью Д. (PG. 138. Col. 1017). Первоначально подсвечник с 2 свечами вместо одной, вероятно, использовался просто как более яркий; со временем Д. получил и символическое толкование. Так, блж. Симеон Солунский трактует его как указание на две природы Христа (PG. 155. Col. 293, 349, 721) и упоминает момент использования Д. в литургийном чине - архиерей осеняет им Евангелие перед началом пения Трисвятого (PG. 155. Col. 293, 721). В поздневизант. диатаксисах архиерейской литургии подробно описано использование Д. в этот момент службы: согласно диатаксису Димитрия Гемиста ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 305-306), совершив малый вход , патриарх или епископ кадит алтарь во время пения тропарей, а затем, взяв Д., творит им крест над Евангелием со словами из Пс 79. 15b - 16a (при начале пения Трисвятого эти же слова повторяются уже с осенением трикирием); согласно диатаксису XV в. из б-ки афонского Андреевского скита (Там же. Т. 1. С. 169), по окончании малого входа и пения тропаря архиерей трижды осеняет Д. св. престол. В последующей традиции Д. одновременно с трикирием подается архиерею для большинства совершаемых им со свечами осенений народа и сослужащих (трикирий держится в правой руке, Д.- в левой). Как самостоятельный литургический предмет Д. используется сразу после малого входа. В совр. рус. практике на малом входе в алтарь епископ принимает кадило и Д. и в сопровождении диакона с трикирием совершает каждение алтаря и иконостаса. Перед началом пения Трисвятого диакон поставляет на напрестольное Евангелие Д.; при пении Трисвятого во 2-й раз архиерей осеняет Д. Евангелие, а после пения Трисвятого в 3-й раз он, держа в левой руке напрестольный крест, а в правой - Д., благословляет ими народ со словами из Пс 79. 15b - 16a. В совр. греч. практике архиерейское каждение после малого входа совершается епископом с посохом, а не Д., тогда как Д. и трикирий держат диаконы (в совр. рус. практике такой порядок соблюдается при патриаршей службе); вслед за осенением Евангелия Д. в начале Трисвятого архиерей осеняет Евангелие трикирием, а затем народ - Д. и трикирием.

http://pravenc.ru/text/172026.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010