Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 5 (Ин.4:34–5, 7)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 10. С. 305–320 (1-я пагин.). (Продолжение.) —305— и Отцу: " Советом Твоим наставил мя еси и со Славою приял мя еси» ( Пс.72:24 ). Также и Волею Он называется в словах: «Господи, Волею Твоею подаждь доброте моей силу» ( Пс.29:8 ); ибо красоту святых, то есть силу ко всякой добродетели, укрепляет живая и ипостасная Воля Отца, то есть Сын. А что Он есть и Сила, опять можешь уразуметь отсюда: «заповеждь, говорит, Боже, Силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси нам» ( Пс.67:29 ). Здесь ясно можешь видеть, что благоволением Бога и Отца воплотилась Его Сила, то есть Сын, чтобы укрепить то тело, которое нам Он соделал, ибо если бы не обитал в нас ( Ин.1:14 ), то природа плоти совсем не совлеклась бы бессилия от тления. Итак, Сам Сын, будучи благою волею Отца, совершает дело Его, являясь спасением для верующих в Него. Но быть может скажет кто на это: если Сам Сын есть воля Отца, то какую же волю послан Он исполнит, ибо исполняемое должно быть другим, отличным от исполняющего? Что же ответим на это? Действительно, употребление (разных) имен требует различия обозначаемых предметов, но по отношению к Богу оно часто не различается и существо Высочайшей Природы позволяет иногда не употреблять здесь такой точности, ибо о ней говорится не так, как она есть во всей истине, но как в состоянии выражать язык и слышать человеческое ухо. Ведь видящий в гадании ( 1Кор.13:12 ) и говорит гадательно ( 2Кор.12:4 ). Иначе что станешь делать, когда Простой является пред нами двойственным по Своей природе, а именно в Его словах об Израильтянах: «и чад своих проводили чрез огонь, еже не заповедах им и не взыде —306— на сердце Мое» ( Иер.32:35; 19:5 ). Неужели необходимо быть другому сердцу у Бога? И как в таком случае Он уже может быть мыслим нами простым? Итак, хотя и по-человечески говорится что о Боге, но понимать надо так, как приличествует Богу, и ограниченность нашего языка не должна наносить вред сущей над всеми Природе. Посему и Сын, если окажется говорящим о воле Отца как бы о какой-либо другой, то ты благоусмотрительно не делай различия, относя к слабости слова невозможность сказать что-либо большее, ни иначе выразить обозначаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19. Состояние, в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия Как ни непостижимы для нас тайны жизни загробной, но то, что нужно нам знать, то открыто для нас. Вместо усопших, говорит нам о них св. церковь , говорят о них св. отцы и учители церкви; а были даже случаи, когда и сами усопшие отверзали уста свои, чтобы высказать нечто живым о себе и о своей участи за гробом. Итак, вот что говорит о жизни за гробом св. православная церковь . «Души, исшедшие от телес человеков, при смерти покаявшихся, но не сотворивших плодов достойных покаяния, удержаны бывают на мытарствах 304 . Но прежде последнего суда, ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния, хотя и не все души находятся в одинаковом состоянии и не в одно и то же место отсылаются 305 ; души умерших блаженствуют, или мучатся по своим делам. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби, впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» 306 . Вот что сказали о состоянии душ усопших Ангелы преп. Макарию Александрийскому : в продолжение двух дней по смерти тела душе позволяется вместе с находящимися при ней Ангелами оставаться на земле, где хочет. Поэтому душа, любящая свое тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и так проводит два дня, как птица, ища гнезда себе; а добродетельная душа посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день Спаситель повелевает вознести ее на небеса для поклонения Богу. Вот почему в третий день церковь совершает приношение и молитву за нее. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные обители святых и красоту райскую. Душа все это рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего – Бога... Душа грешная, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя за то, что она сама себя лишила такого блаженства. После этого она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Вот почему церковь воспоминает усопших в девятый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Кесария Палестинская — город на средиземноморском побережье Палестины, столица провинции с 6 г. от Р.Х., епископия с 2 в. от Р.Х. Евсевий был епископом Кесарии с 313 г. до своей смерти в 339 г. 2 Традиция празднования десятилетия правления ведет свое начало еще от первого римского императора — Августа. Формально Август каждые десять лет просил сложить с себя чрезвычайные полномочия, а Сенат упрашивал императора продолжить свое правление. 3 Имеются в виду разумеется не религиозные гимны, а традиционные славословия императору, произносимые нараспев во время совершения триумфов и празднования десятилетий правления. 4 Датой двадцатилетия правления Константина иногда считают 25 июля 326 г., хотя по сообщениям Евсевия (3.15; 4.44), это должен быть 325 г., так как Евсевий говорит о том, что Первый Вселенский Собор происходил во время этого празднования, а Тирский собор — во время празднования тридцатилетия. В.В.Болотов, например, также придерживается даты 325 г. (В.В.Болотов. Лекции по истории древней церкви. М., 1994 г. m.IV. с.46.) Эта ошибка объясняется тем, что дата десятилетия правления рассчитывалась от момента назначения цезарем, т.е. 305 г. (в нашем случае), когда Констанций стал августом, а не с принятием титула августа после смерти отца в 306 г. Обычно годы правления отсчитывались именно со времени принятия титула цезаря, например, Евтропий в «Краткой истории от основания Города» (X.1.3.) именно так считает годы правления Констанция. 5 Именно потому, что император Константин старался совмещать праздники своего правления с созванием соборов, Евсевий говорит о «сонмах слуг Божьих» т.е. епископов и пресвитеров. 6 Евсевий указывает на похвальное свое слово Константину, которое дошло до нас, и в изданиях его сочинений помещается после речи Константина к собору святых. 7 А именно: Константин, Констанций и Констант. 8 По реформе управления империей, произведенной императором Диоклетианом, империя делилась на две: во главе каждой стоял август как старший правитель, под его началом находился цезарь, его заместитель и будущий преемник. Традиционно считается, что система эта предполагала еще и добровольное отстранение августов от власти через некоторое время и их выход в отставку, хотя, например, рассказ Лактанция об отречении Диоклетиана позволяет усомниться в этом («De mort. pers.», 18). Сам институт цезарей имел свое начало еще в правление Адриана, впервые почтившего титулом цезаря своего будущего преемника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

5. Пророчество Подобно другим народам еврейский народ на известной ступени своего исторического развития образовал царство, которое при Давиде и Соломоне достигло высокого могущества и твердого внутреннего строя. Подобно другим народам и царствам еврейский народ имел священство и жертвенный культ, которые в дни Соломона, построившего великолепный храм в Иерусалиме, достигли необычайного блеска и стройности 304 . Кроме царства и священства Израиль имел пророков, придавших его религии совершенно своеобразный характер. Еврейская религия есть религия пророков. Пророчество выражает самую сущность религии Иеговы, как религии теистической – не стихийно-языческой, а разумно-человеческой, богочеловеческой. «Ибо Владыка Иегова ничего не делает, не открыв Своего определения рабам Своим, пророкам» 305 . Пророком был Авраам 306 , пророчески благословляли своих детей Исаак и Иаков 307 , пророком по преимуществу был Моисей, с которым Иегова говорил лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим 308 . Со времени выхода евреев из Египта Господь посылал к ним рабов Своих непрерывно, «всякий день с раннего утра» 309 , хотя в дни от Иисуса Навина до Самуила «слово Иеговы было редко и видения не часты» 310 . Со времени Самуила, который удостоился быть пророком Божиим, равным Моисею 311 , не только прозорливцы стали называться пророками 312 и начинается ряд «всех пророков Божиих» 313 , но, вероятно, при нем начались пророческие школы, особенно процветавшие в израильском царстве при Илии и Елисее. Это было время, когда пророки принимали самое живое участие в гражданской жизни народа 314 и его культе 315 . С одной стороны, за то время известны царские прозорливцы 316 , с другой стороны, пророчество не отделялось от священства. И даже школы пророческие, по-видимому, группировались около святилищ и имели тесную связь с священством. С Ассирийского периода, с половины VIII cm. до Р. Хр., начинается третий период в пророческой истории евреев, когда пророки, так называемые канонические, оставившие свои писания, выступали на служение по особому личному призванию, как напр. Амос, бывший пастух и собиратель сикомор, Осия, вдохновившийся обстоятельствами своей семейной жизни. В это время пророки 317 являются преимущественно учителями нравственности, направляют свое грозное слово к народу с его священниками и царями, хотя со времени Иеремии и Иезекииля, пророков из священников, уже начинается наклон к номизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А.И. Никольский Минеи Праздничные 305. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 496 лл., полууставом нескольких почёрков XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–5, 62, 214, 459, 473–476. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Книга Общая Минея от церкви пророка Илии что на Устюге». Службы русским святым: 1) сентября 25 – Сергию Радонежскому (65 об.–93) и 2) декабря 21 – Петру митрополиту (357–379). 306 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 265 лл., полууставом нескольких почерков XV в., без переплета. Много листов порвано, иногда с ущербом для текста. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 21-го яоября. 307 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 192 л., разными полууставными почерками XV в., в переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга от церкви Рожества Богородицы что на Устюге». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчиваетея службою в неделю Всех Святых. Между прочими служба Борису и Глебу (110–114). 308 . Минея Праздничная , в четвертку, 389 лл., разными полууставными почерками XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. Листы 313 и 314 более поздняго письма. На л. 389 об. запись скорописью: «Лета 7050 (1542) списана бысть сия книга при благоверном великом князе Василье Ивановиче и при епискупе Никоне Перьмском и Вологоцком». Приписки: 1) на полях внизу листов 1–9 позднейшею скорописью: «Сия книга Минея Праздничная церкви архангела Михаила что на Пухиде»; 2) на 389 л. скорописью XVI в.: «Лета 7050 (1542) яз поп Федор Гроб дал есми книгу сию архаггелу в дом попу Офонасью или иный по нем поп будег, а поминати им родители мои Козму да Марью да Васьяна инока да Офимью скимницу да Филимона да Евгинию да и меня грешного имрк. и на спасение а подписал сю книгу Васька Федоров сын Рожественской дияк а к си святой книге яз поп Федор руку приложил». 309. Минея Праздничная , в четвертку, 611 лл., полууставом конца XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что во Ларбе»; 2) полууставом: «Положил сию книгу Трефолой к Николе чудотворцу и к Рожеству Пречистые Феодор Ансиферов да и своею семею Ефросиниею по своих родителех и по своих душах в дом в вечной поминок». На 611 л. вкладная 7125 (1616) года. Между прочими служба преподобному Димитрию Прилуцкому (359 об.–389 об.). На лл. 135–138 скорописью ряд имен для поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа двадцать третья. Книги совести Благословенные чада! Любовь Божия и Его бесконечное благоутробие, которыми Он умилосердил человека даже до Крестной Жертвы, благоизволили и в этом году направить стопы мои – человека по всему недостойного – к вам с чувством великой отеческой любви и заботы, и верю несомненно, что те же чувства есть и в вашем сердце по отношению к моему убожеству. Как-то в монастыре мы вместе с братией читали Святых отцов, одно место меня сильно поразило глубиной своей мысли. Там говорилось следующее: «Увы, когда раскроются книги совести перед Богом!» Я стал приходить в ужас, углубляясь в мысль Святого отца, который написал эти слова. Что же он понимал под «книгами совести» 305 ? Произнесено на встрече с соотечественниками в Канаде. Каждый человек имеет совесть и у каждого есть своя книга жизни 306 . В этой книге много листов. Каждый лист, по мысли великого отца Церкви, это один день жизни человека, в особенности, христианина. На одной странице записываются грехи, а на другой – добрые дела человека. Записываются как мысленные грехи, то есть совершённые в уме, в воображении и в сердце, так и те, которые совершаются телом как поступки. Всё это записывается на одной странице, а на другой записываются все благие дела, душевные и телесные. Для Бога нет ничего тайного, ведь Ему всё открыто: ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно слово от Него не ускользают, но всё записывается в этой Книге жизни. Очень важно, что ничто не теряется, но всё пройдёт через Суд Божий. По сути, мы по-настоящему ещё не осознали того, что же всё-таки с нами случится, когда душа наша станет отходить к Богу. Жизнь человеческая часто прерывается внезапно, в считанные мгновения раскроется Книга нашей жизни и нашей совести перед очами Божиими, и человеку придётся держать ответ – если, конечно, он будет в состоянии отвечать о своих деяниях перед Богом, Который всё ведает и от Которого ничто не ускользает; отговоркам там не будет места. Нечем будет оправдываться, когда человек предстанет пред Богом, если совесть станет свидетельствовать против души, стоящей перед Владычним Престолом. Совесть человека будет его обвинителем, потому что совесть всегда говорит только правду!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве В 1614 г. публикация Rituale Romanum (Римского ритуала) увенчала тридентскую реформу римско-католической литургии. Новое плодотворное пробуждение так называемого литургичес кого движения 304 , имеющего ярко выраженный пастырский характер, отмечается в связи с появлением Motu proprio о литургической музыке, опубликованного папой Пием Х 22 ноября 1903 г. Латинское выражение partecipatio actuosa (деятельное участие), употребленное Пием Х для обозначения активного участия верующих-мирян в литургии, поистине становится с этого момента девизом широкой литургико-пастырской работы. На ее ход оказали влияние такие выдающиеся личности, как Ламбер Бовье, Одо Казель и Романо Гвардини. Итогом ее стала энциклика Mediator Dei, опубликованная Пием XII в 1947 г., и соборная конституция Sacrosanctum Concilium 1963 г. Первый документ, предупреждая восприятие литургии мирянами как вспомогательного и внешнего действа, подчеркивает ее христологическое измерение; второй, во избежание сведения ее к пиетизму, в большей степени выделяет экклезиологическое измерение христианской литургии 305 . Осознание этих двух главных измерений литургии Церкви позволило отцам собора теологически определить таинства как знаки присутствия Христа и в то же время как основные средства самореализации Церкви 306 . Именно к этому соборному видению литургии и сакраментального знака следует обратиться, чтобы оценить в первом приближении совокупность кодексных норм, посвященных таинствам. 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права В догматической конституции Lumen Gentium отцы собора с первого же параграфа говорят о Церкви как о таинстве, то есть знаке-орудии, посредством которого проявляется и осуществляется внутреннее соединение с Богом и единство всего человеческого рода 307 . Этот факт сразу же высвечивает соборное богословие таинств: как и все литургические действия, «они суть не частные акции, а служения Церкви. Церковь же представляет собой таинство единства, то есть святой народ, собранный и организованный под водительством епископов. Поэтому эти действия принадлежат всему телу Церкви, проявляя или подразумевая его» (SC 26). В этом смысле посредством таинств актуализируется «священный и органичный характер священной общины» (LG 11), каковой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН [итал. Giuliano] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 23 нояб.), еп. г. Лаус-Помпея (ныне Лоди-Веккьо, Италия). Основной источник сведений об И.- хроника мон-ря св. Петра в Лоди-Веккьо, составленная вскоре после 1222 г. мон. Ансельмо да Вайрано, в которой сообщается о погребенных в монастыре древних епископах Лаус-Помпеи. Согласно хронике, И. был «3-м епископом в Лаусской Церкви до блаженного Бассиана, управлял... немного менее 19 лет, как значится в его эпитафии, что находится над его алтарем». Далее в хронике приведен сильно искаженный текст эпитафии, известный также по копии антиквария Оттавиано Виньяти (XVI в.). Согласно реконструкциям Ф. Савио и А. Каретты, в эпитафии содержится призыв от лица покойного не скорбеть о его кончине, а также хронологические указания (И. пребывал на кафедре 18 лет, 6 месяцев и 10 дней, скончался в возрасте 82 лет, похоронен 25 сент., индикта 13). Исследователи признают достоверными сведения о епископе Лаус-Помпеи по имени Иулиан, однако время его жизни трудно определить. Указание Ансельмо да Вайрано на то, что И. был 3-м епископом в Лаус-Помпее до Бассиана (fuit tercius episcopus in ecclesia Laudensi ante beatum Bassianum), допускает различную интерпретацию: И. был либо 3-м по счету предшественником св. Бассиана (кон. IV - нач. V в.), либо 3-м епископом Лаус-Помпеи. До кон. XIX в. исследователи полагали, что И. жил при св. имп. Константине I Великом (306-337). Так, согласно А. Чизери, И. был 4-м епископом Лаус-Помпеи и занимал кафедру между 305 и 324 гг. Он «уничтожил идолов, воздвиг священные храмы, рукоположил священников, распределил приходы, утвердил благие уставы для управления Церковью». От свт. Сильвестра I , папы Римского (314-335) и имп. равноап. Елены († после 327/28, ранее 337) И. получил богатые дары для базилики св. Петра в Лаус-Помпее. Попытку критического анализа предания об И. предпринял в XVIII в. болландист Корнель де Би (ActaSS. Oct. T. 6. P. 59-64), однако первоисточники сведений были ему неизвестны. В кон. XIX - нач. XX в. Ф. Савио, А. Манцини и др. исследователи доказали недостоверность средневек. традиции, согласно к-рой 1-м епископом Лаус-Помпеи был Иаков, иногда отождествлявшийся с ап. Иаковом. По их мнению, 1-м известным епископом Лаус-Помпеи был св. Бассиан, сподвижник свт. Амвросия Медиоланского, тогда как деятельность И. следовало отнести к более позднему периоду. Савио датировал эпитафию И. V-VI вв., предположив, что святой скорее всего жил в это же время (Archivio Storico Lombardo. Ser. 4. 1906. Vol. 5. P. 366-369). Ф. Ланцони согласился с предложенной Савио датировкой эпитафии, но воздержался от попыток уточнить время деятельности И. С т. зр. А. Каретты, в эпитафии содержатся указания на варварские вторжения и др. бедствия, что позволяет отнести возведение И. на кафедру к 427 г., а кончину святого - к 12 окт. 445 г.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

Минуций Феликс известен сочинением «Октавий». Это есть разговор, происходивший при посредстве Минуция между язычником Цецилием и христианином Октавием. В лице Цецилия мы видим язычника, находившегося к Минуцию в самых дружественных отношениях, жившего в одном доме с ним. Это заставляет предполагать, что в душе Цецилия было много привлекательного и для христианина, что это был, может быть, один из самых честных людей своего времени. Но с другой стороны, это был человек светский, не имевший глубокого или всестороннего образования. Не принадлежа к последователям какой-либо замечательной философской секты, он жил убеждениями того общества, среди которого обращался; а потому иногда рассуждал как скептик, иногда как эпикуреец, а иногда как глубоко преданный вере своих отцов. Словом, это был ум, по замечанию Минуция 305 , «не знающий прямого пути к истине; а кто не знает пути к какому-либо месту, тот останавливается на каждом перекрестке, не зная что делать, куда поворотить». Минуций сожалел особенно о том, что этот человек охотно верит самым гнусным клеветам, которые ходили о христианах в образованных языческих обществах, а потому употреблял все средства для того, чтобы просветить его светом Евангелия. Октавий был римский адвокат, принявшй крещение почти в одно время с Минуцием. Сперва жил вместе с ним в Риме, но потом переселился в другой город, а по временам, особенно когда прекращались судебные дела, приезжал в Рим для свидания со своим другом. Минуций называет его самым верным и искренним своим товарищем, который жил с ним душа в душу. «Он любил меня», пишет Минуций, «так искренно и горячо, что наши мысли и чувствования находились в совершенной гармонии, и он не знал другой воли кроме моей. Он один знал о моих слабостях, один был свидетелем моих заблуждений, а когда я освободился от мрака, когда перешел из темной ночи в ясный день мудрости и истины, тогда он не преминул последовать за мною. Но что я говорю? он опередил меня на этом пути» 306 . Так как в этом разговоре Октавий остался победителем, со славой отразившим нападения язычников на церковь Христову; то в благодарность ему Минуций назвал свое творение его именем «Октавий». Автор сперва представляет длинную речь Цецилия против христианской религии. Хотя в этой речи Цецилий говорит о многих предметах; но не трудно заметить, что она состоит из трех частей: в 1-й части доказывается невозможность богопознания; во 2-й необходимость почитания отечественных богов; в 3-й порицаются нравы и учение христианское. После краткого замечания Минуция, следует длиннейшая речь Октавия, который отвечает на все возражения своего противника в таком порядке, в каком они были предложены,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010