И этот шок, это видимое поражение, пожалуй, не в последнюю очередь должны были показать ученикам: Царство не таково, каким оно представлялось многим. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк 17:20–21 ). Что же оно тогда такое, это Царствие? Об этом Христос говорил много – но исключительно притчами. «Царствие Небесное подобно…» Действительно, нигде и никогда Христос не дает определений Царствия. Он говорит о нем образно, прикасаясь к этой тайне, но не раскрывая ее. Действительно, есть вещи, которые невозможно втиснуть в узкие рамки словесных понятий. Вновь и вновь мы напоминаем самим себе и друг другу, как Лис Маленькому Принцу, что главного не увидишь глазами и не выразишь в словах. К Царствию это относится в полной мере. Что же говорят о нем притчи? Оно начинается с малого, как горчичное зерно, но оказывается самым великим в этом мире ( Мф 13:31–32 ). Оно – самое ценное сокровище, ради которого не жалко пожертвовать всем остальным ( Мф 13:45–46 ) – и в то же время его нельзя до времени отделить от того всего остального, как отделяют плевелы от пшеницы ( Мф 13:24–30 ). Вход в него открыт только тем, кто приложит определенные усилия и заранее обо всем позаботится, чтобы не остаться без масла для светильника и без подобающей одежды ( Мф 25:1–13 ) – и в то же время оно подобно неводу, который сам захватывает рыб всякого рода ( Мф 13:47–48 ). Оно требует тщательного расчета и подготовки, как строительство башни ( Лк 14:28–30 ) или дома на твердом основании ( Мф 7:24–27 ) – и в то же время оно вторгается в нашу жизнь неожиданно, как внезапно вернувшийся хозяин дома ( Мк 13:34–37 ). Оно требует приумножения того, что было вручено тебе Богом, как пускают в торговый оборот серебро ( Мф 25:14–30 ) – и в то же время домоправитель, направо и налево раздававший добро своего хозяина, становится в нем образцом для подражания ( Лк 16:1–8 ). Не слишком ли много образов приводим мы тут, спросит удивленный читатель – ведь не во всех этих притчах упоминается слово «Царствие»? Верно, но точно так же не во всех них говорится о Боге, и в то же время все они – о пути человека к Богу и о служении ему. Царствие небесное стоит в самом центре учения Христа, и о чем бы ни говорил Он ученикам, это было обязательно о Царствии: как найти его, как жить в нем, как его не потерять. Проповедь Христа – это Евангелие Царствия, притчи – это тайны Царствия, ученики – сыны Царствия. И даже сочувствующий Христу член Синедриона по имени Иосиф называется не иначе как «ожидающий Царствия» ( Мк 15:43 ) – этим уже сказано всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

8–9а. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени. (И падет Ассур: не мечем человеческим, ни меч мужеский пояст его, и побегнет не от лица меча: юношы же будут в побеждение. Камением бо обымутся яко острогом, и побеждени будут, а бежий пленен будет). Если сам Бог будет защищать Иерусалим от нападения Ассирийцев (ст.5), то войско ассирийского царя падет избитым на смерть не от меча враждебных ему союзников – иудеев и египтян, а от меча самого же Бога; и этот меч истребит его совершенно, как бы поест его (гл.30:27–28,30–31). Войска ассирийские обратятся в бегство, но не от страха перед многочисленным войском союзников – иудеев и египтян, а в страхе перед силой Всевышнего: Его непреодолимое могущество сокрушит и «юношей», – ту часть войска, которая состояла из молодых людей, обыкновенно крепких телом, постоянно упражняющихся в борьбе и как бы забавляющихся ею, а потому ловких и подвижных, обыкновенно также ревниво стремящихся к славе, а потому пылких и отважных ( 2Цар.2:12–16 ). Ассирийское войско займет удобное место при осаде Иерусалима и, на случай обороны, укрепится – выстроит каменную стену наподобие острога, т.е. высокую, зубчатую и обыкновенно круглую. Однако же и при всем этом, оно будет побеждено и разбежится; но и бегством не спасется, и бегущих перехватают преследующие и возьмут в плен, где они и погибнут. 9б. Говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. (Сия глаголет Господь: (блажен) иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме). Погибель врагов последует непременно, потому что таково об этом определение Господа, и Он изрекает его с особой ревностью, потому что Он имеет свое племя и своих родных в Сионе. И как родной отец, с полным самоотвержением защищает своих детей, при нападении на свой дом неприятелей, так и Господь с отеческой любовью защитит преданных Ему детей Его – святых обитателей Сиона (ст.5; ср.гл.30:18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Разд. 7 (29. 31 - 30. 24) начинается словами: «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна». Потом рассказывается о рождении 4 сыновей у Лии - Рувима, Симеона, Левия, Иуды, после чего она «перестала рождать». Рахиль, видя свое бесплодие, отдает И. свою служанку Валлу, «чтобы и я имела детей от нее». Валла рожает 2 сыновей - Дана и Неффалима. Лия также перестала рожать и дала И. свою служанку Зелфу, от к-рой появились на свет Гад и Асир. Выменяв за мандрагоровые яблоки у Рахили ночь с И., Лия зачала и родила 5-го сына - Иссахара, а затем 6-го - Завулона и дочь Дину. В завершение говорится, что «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее». Рахиль родила Иосифа. Разд. 8. 30. 25 - центральный стих с кульминацией в повествовании об И.: «После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю». Однако Лаван упрашивает И. остаться служить ему и предлагает, чтобы тот назначил себе вознаграждение. И. соглашается при условии, что всякий скот с крапинами и пятнами, а также овцы черного цвета будут составлять его имущество. Используя прутья с вырезанными на них белыми полосками, к-рые И. клал в корыта, «куда скот приходил пить, и где... зачинал перед прутьями» (30. 38), И. удается сделать так, что в стаде Лавана стал рождаться скот пестрой окраски. Разд. 9 (31. 1-55; MT: 31. 1 - 32. 1). И. вновь решает вернуться домой. Несмотря на то что его мать обещала послать за ним (27. 45), в повествовании об этом не говорится. Вместо этого приводится 3 причины, повлиявшие на решение И.: враждебность сыновей Лавана, «которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего...» (31. 1), ухудшение отношения к нему Лавана, а также непосредственное повеление от Господа (31.

http://pravenc.ru/text/200151.html

чрез них и составитель мазей приготовляет лекарства, чтобы не прекращалось дело Его, и исцеление от Него продолжалось на земле. 9. Сын мой, если заболеешь, не будь нерадив, молись Богу, ибо Он исцеляет. 10. Перестань грешить и очисти руки твои, и сделай сердце твое чистым от всякого греха; 11. вознеси благоухание и памятное приношение из семидала, и принеси тучную жертву, какую только можешь. 12. Но дай место и врачу, и пусть он не удаляется от тебя, ибо и он нужен. 13. Ибо порою в его руке бывает успех, 14. так как и он молит Господа, чтобы Он помог ему определить болезнь и врачевать для сохранения жизни. 15. Кто грешит против Создателя своего, тот впадет в руки врача. 16. Сын мой, над умершим пролей слезы, сетуй и воспой плачевную песнь; прилично убери тело его, и не удаляйся при его кончине. 17. Горько плачь, и горячо рыдай, и устрой сетование, как ему подобает: день или два, во избежание пересудов, и потом утешься, чтобы не предаться скорби. 18. Ибо от скорби приключается недуг, и печаль сердца ослабляет силы; 19. хуже смерти постоянная скорбь, и жизнь несчастная проклята от сердца. 20. Не держи его больше на сердце, отложи память о нем и вспоминай о конце; 21. не думай о нем, ибо нет для него надежды: ему не поможешь, а себе повредишь. 22. Думай о судьбе его, ибо и твоя такова же: вчера ему, а сегодня тебе! 23. Скончался умерший, – окончи и память о нем и утешься, когда отошел дух его. Так как телесное здоровье представляет одно из высших благ земной жизни (ср. 30:14–27), то человек должен узнавать, что ему полезно и вредно, и быть умеренным в пище (37:30–34). Искусство врача дано ему от Бога (38:1–8), и потому, если приключится болезнь, то нужно молиться Господу об исцелении, но не отказываться и от помощи врача (38:9–15). Если умрет кто-либо из знакомых, то следует пролить слезы над ним и затем утешиться, чтобы самому не заболеть от чрезмерной печали (38:16–23). 30–31. В течение своей жизни человек должен внимательно наблюдать за собою, чтобы узнать, что ему вредно, и тщательно избегать вредного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

181 «Хорошо было бы, если бы человек мог слушаться Господа своего по побуждению любви, если бы он мог всегда свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода заключает в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое могло бы остановить колебания и удержать от наклонности ко злу, – а таковое есть страх смерти» (164: 8). 182 «О своем служении людям Христос говорит как о битве с сатаной, с “князем мира” ( Ин. 12: 31; 14: 30; 16: 11 ). Не свидетельствует ли даже само это наименование о том, что сатана поистине овладел человеческим родом, который вместо Царства Божия превратился в царство дьявола? “Власть тьмы” Христос видит и в грехе, и в болезни, и в одержимости, и в смерти (Иоанн 6:70; 13: 2; Лк. 8:28; 13: 16; 22: 31 ). Поэтому, врачуя души и тела, Он говорит о том, что полагает начало всеобщему избавлению от сатаны, который низвергается со своего престола ( Лк. 10:18 ). Не отвлеченная моральная проповедь составляет сущность провозвестия Христова, а освобождение мира от власти сатаны и греха» (126. Глава 1. От Книги Бытия к апостолу Павлу). 183 «... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20: 28 , Мк. 10: 45 ). «От Него и вы во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» ( 1Кор. 1:30 ). «Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6: 20; 7: 23 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою...» ( Гал. 3:13 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех» (Тим. 2: 5, 6). «... Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени...» ( Откр. 5:9 ). «Христос есть “искупление” ( 1Кор. 1:30 ), Он предал Себя для нашего искупления… даровал нам бессмертие, как некую цену за каждую душу… Он сделал собственным достоянием всех искупленных Им от смерти через жизнь. И если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Нему, чтобы жить не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни, ибо мы Его достояние» (Святитель Григорий Нисский . Цит. по 168. См. стр. за 22. 01 по новому стилю). «Христос именуется искуплением ( 1Кор. 1:30 ) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (85: 176, 177). О догмате искупления см. также, например, 85: 167–183.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Слова «испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» следует понимать как относящиеся к Богу Отцу: только Он способен проникать в мысль Святого Духа. Некоторые толкователи, впрочем, видят здесь указание не на Святого Духа, а на дух человека: «Заметь, что речь идет не об Утешителе, но о духовном сердце», «о духовном человеке, имеющем дар молитвы»; 200 «Духом Павел здесь называет не ипостась Духа, но благодать, данную верующим». 201 В то же время, продолжение фразы, несомненно, относится к Святому Духу: «потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (κατ θεν ντυγχνει πρ γων – букв. «πο Богу ходатайствует за святых»). Здесь «святыми», в соответствии с характерным для Павла словоупотреблением, названы все христиане. По мнению блаженного Августина , «Дух, ходатайствующий за святых, есть не что иное, как любовь, которая Духом излита в тебя». 202 Августин проводит параллель между Рим. 8:27 и Рим. 5:5 («любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»), 9. Предопределение к спасению (8:28–30) В следующем разделе послания Павел открывает важнейшую богословскую тему, которая на протяжении веков привлекала внимание богословов и привела к бурным спорам, не окончившимся по сей день: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил ( Рим. 8:28–30 ). Первая фраза этого текста относится к тем «временным страданиям», о которых шла речь выше ( Рим. 8:18 ). Их не следует бояться, потому что они ведут к благим последствиям. Во втором предложении Павел, начиная излагать тему предопределения к спасению, делает важное утверждение о Сыне Божием: через уподобление Ему тех, кто в Hero уверовал, Он должен стать «первородным между многими братиями». Слово πρωττοκος («первородный») указывает на особые преимущества первого сына перед остальными: в соответствии с ветхозаветными установлениями, первородный сын является основным наследником, ему передается благословение отца ( Быт. 25:30–34; 27:35–36 ). Через принятие человеческой плоти Сын Божий усыновил людей Своему Отцу; те же, кто уподобляется Ему, становятся Его братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Михаил 30 сентября 2010, 00:51 Татьяна, Ирина, а у Вас есть дети? Геннадий 29 сентября 2010, 20:51 " 8 Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. 9 Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. 10 Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. 11 Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. 12 Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. 13 Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его " (Премудрость Иисуса сына Сирахова 30). Татьяна 29 сентября 2010, 19:30 На личном примере: меня однажды сильно стукнул отец, за что - не помню, т.е. наказания за проступок не получилось. Помню свой ужас и сейчас понимаю, что это была сильнейшая психотравма. Думаю, лучше для всех было бы, если бы папа этого не делал. Я принципиально не била свою дочь и мужа старалась сдержать, даже если причина была серьезной. Мотив - как сказал мне один Батюшка, так много жестокости ребенок испытывает в миру, пусть хоть дома останется островок безопасности. Дочка выросла добрая и христианка по убеждениям. Сумела противостоять всем искушениям подросткового периода с Божьей помощью. Не бейте своих детей, любите их и Гоподь вам поможет! Марина 29 сентября 2010, 16:33 Кто - то получает деньги за протаскивание ЮЮ. И эти люди власть имущие. Мы ничего не решим, 17 года никогда не будет. Потому что власть денег сейчас тотальная. Грядет эпоха антихриста. Нас продали и продолжают продавать, ведь им все равно как выкачивать с нас деньги. Правит во всей вселенной телец златой. Раньше были миллионеры, сейчас милиардеры. Весь мир принадлежит им. К сожалению, мы не китайцы, наши власти не считают нас гражданами страны, мы быдло, на котором легко можно наживаться - правительство нас продало. Вот, что стоит за Ювенальной юстицией, болонской системой образования, переименованием милиции в полицию и т.д.-ДЕНЬГИ!

http://pravoslavie.ru/39375.html

Однако я нахожу некоторые различия в том, что распределял Моисей, и что – Иисус. Ибо Моисей, отделяя земли за Иорданом двум с половиной коленам, не дал левитам землю для проживания, как им полагалось (ср. Нав.13:8,14; 14:3 ); Иисус же не только даровал им землю среди колен, которым сам давал уделы, но и среди тех, которых расселил за Иорданом Моисей (ср. Нав.21:1–40 ). И поместья были дарованы левитам в землях отдельных колен, чтобы через это мы узнали еще более чудесную тайну. Священники и левиты, посвятившие себя делам премудрости и знания Бога, не могли получить поместий от Моисея, потому что Моисей служил не истине, но «образу и тени». Иисус же Господь наш, «премудрость Божия» ( 1Кор.1:24 ), Сам дает обитель премудрым. Ведь Моисей не мог сказать: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ), ибо это и означает дать долю левитам; не мог Моисей сказать: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ); не мог Моисей сказать: «Если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Не мог Моисей этого сказать, потому и не мог он отделить долю священникам и левитам. Блажен тот, кто явит в себе все это и окажется совершенным во всем, что повелевает Иисус, и получит от Иисуса в будущем удел обители небесной; об этом говорит Сам Господь Иисус: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» ( Ин.17:24 ) и: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21–22 ). Если, услышав, что уделом совершенного и возвышенного человека является Господь, ты сомневаешься, не понимая значение этого выражения, узнай, что Господь есть «мудрость» ( 1Кор.1:30 ). И тот, чей удел, как сказано, есть Господь, принимает в наследство мудрость. Господь назван «праведностью» ( 1Кор.1:30 ). И тот, чей удел есть Господь, получает в наследство праведность. Господь есть «мир» ( Еф.2:14 ), Господь есть «искупление» ( 1Кор.1:30 ), Господь есть спасение, в Господе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). И тот, чей удел есть Господь, будет в своем наследии обладать всем этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В Зах 9:11 Сиона», т.е. иудеев пророк сравнивает с пленниками, сидяшими в безводном рве. Их гибель была бы неизбежна, но они будут спасены благодаря скреплённому кровью Завету Божию, заключённому с их отцами ( Исх 24:8 ), в силу которого они в следующем стихе называются «надеющимися пленниками». Некоторые экзегеты объясняют стих 11 в духовном смысле, как пророчество об искуплении кровью Христовой и изведение Спасителем из ада ветхозаветных праведников. В Зах 9:13–17 и 10:1–12 идет речь о Боге-защитнике и спасителе Своего народа. О предании Спасителя за 30 сребренников ( Зах 11:12–13 ). В Зах 11:1–6 говорится о бедствиях овец и нерадивых пастырях, которые будут наказаны, а далее в Зах 11:7–14 речь идёт о Добром Пастыре и возвещается пророчество о предании Его врагам за 30 сребренников, наложенное в символической форме оплаты труда Доброго Пастыря: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах 11:12–13 ). Евангелист Матфей приводит это место как предсказание о продаже Иисуса Христа Иудой предателем синедриону за 30 сребренников (цену раба; Исх 21:32 ). Эти сребренники, брошенные в храме раскаявшимся Иудой, как деньги крови, не были вложены в церковную сокровищницу, но на них было куплено поле горшечника для погребения странников ( Мф 26:15, 27:5–10 ). Упоминание в Евангелии от Матфея этого пророчества с именем Иеремии, а не Захарии, большинство экзегетов объясняют ошибкой переписчика, ввиду того, что имя Иеремии отсутствует в сирийском и других древних переводах. В конечных стихах главы ( Зах 11:15–17 ) говорится, что Господь попустит восстать среди стада «негодному пастырю» (антихристу или лже-мессии), который не будет заботиться о спасении овец, за что ему самому возвещается «горе». О прободении ребра Спасителя и раскаянии ( Зах 12:10–14 ). В Зах 12:1–9 говориться, что Господь спасёт Свой народ. Зах 12:10–14 – пророчество о пронзении Спасителя и о раскаянии. «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (12:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010