8.04.24, 10.04.24 и 12.04.24 – сухоядение; 9.04.24 и 11.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 13.04.24 и 14.04.24 – обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом. Читайте также: Рецепты для Великого поста в разных странах Великий пост в 2024 году. Пятая неделя 15.04.24, 17.04.24 и 19.04.24 – сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб; 16.04.24 и 18.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 20.04.24 и 21.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом. Великий пост в 2024 году. Шестая неделя 22.04.24, 24.04.24 и 26.04.24 – сухоядение; 23.04.24 и 25.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 27.04.24 – дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла; 28.04.24 – Вербное Воскресенье, разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. В Лазареву Субботу (в 2024 году – 27 апреля) можно есть икру, хотя рыба не разрешается. Великий пост в 2024 году. Седьмая неделя 29.04.24 – 2.05.24 – употребление сухофруктов, моченых и свежих овощей и фруктов; 3.05.24 – запрет всякой еды; 4.04.24 – сухоядение. Питание в Великий пост: разрешенные продукты Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты: Важно понимать, что суть поста не в пищевом ограничении, если у вас есть проблемы со здоровьем, лучше поговорить с врачом и со своим духовником. Следуя календарю Великого поста в питании по дням, не стоит забывать о молитве и духовной стороне поста . Смотреть видео о Великом посте: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021

http://pravmir.ru/velikiy-post-kalendari...

В Патриаршество Иоанна V М. и. а.-К. привлек внимание единоверцев как вдохновенный проповедник. Он обратил в христианство мн. самаритян. В то время, когда егип. христиане использовали в богослужении копт. язык, уже практически вышедший тогда из повседневного обихода, М. и. а.-К. занялся переводом Свящ. Писания с коптского на араб. язык и составлял на арабском аллегорические толкования библейских текстов (     - букв. «толкование толкования»). Найдя неудовлетворительным употреблявшийся тогда Лекционарий, он составил собственный («Указатель»,   D  ). Основой духовной жизни М. и. а.-К. считал покаяние с несением епитимий и регулярное причащение Св. Таин после гласной исповеди духовному отцу, что противоречило распространившейся тогда в Коптской Церкви практике молчаливой исповеди «над кадилом». В числе других нововведений, к которым призывал М. и. а.-К., были: отказ от муж. обрезания и полного бритья головы, запрет браков между двоюродными братьями и сестрами, отмена т. н. поста ниневитян (3-дневный пост за 3 недели до начала Великого поста) и поста Ираклия (дополнительная постная неделя в начале Великого поста), каждение только ладаном (а не сандарком, который употреблялся в копт. церквах). Митр. Михаил Дамиеттский обвинял М. и. а.-К. и в ереси, в частности в распространении ложной триадологии (согласно которой Отец управляет действиями Сына и Св. Духа, а Св. Дух является носителем жен. начала, «матерью» по отношению к Сыну; образ Св. Духа (слово жен. рода в евр. и сир. языках) как «матери» был распространен в раннесирийской традиции - см.: Brock S. The Holy Spirit as Feminine in Early Syriac Literature//After Eve/Ed. J. M. Soskice. L., 1990. P. 73-88) и отрицании причастности праотцев и пророков благодати Св. Духа. Вокруг М. и. а.-К. сложился широкий круг учеников, некоторые в дальнейшем приняли монашество. Их стали называть по имени М. и. а.-К. - канабира, так что можно говорить о существовании в тот период целого течения в егип. монашестве, сформированного под влиянием авторитета М. и. а.-К.

http://pravenc.ru/text/2562262.html

Пища с растительным маслом 16 декабря, суббота. Преподобного Саввы Сторжевского . Разрешается рыба 17 декабря, воскресенье. Великомученицы Варвары . Разрешается рыба 18 декабря, понедельник. Преподобного Саввы Освященного.   Разрешается рыба 19 декабря, вторник. Святителя Николая Чудотворца . Разрешается рыба 20 декабря, среда. Горячая пища без масла. 21 декабря, четверг.  Пища с растительным маслом 22 декабря, пятница. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы . Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость» . Горячая пища без масла 23 декабря, суббота. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Разрешается рыба 24 декабря, воскресенье. Неделя святых праотец. Разрешается рыба 25 декабря, понедельник. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца . Пища с растительным маслом 26 декабря, вторник. Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Пища с растительным маслом 27 декабря, среда. Горячая пища без масла 28 декабря, четверг. Священномученика Илариона, архиепископа Верейского . Пища с растительным маслом 29 декабря, пятница. Горячая пища без масла 30 декабря, суббота. Разрешается рыба 31 декабря, воскресенье. Неделя святых отец. Разрешается рыба 1 января, понедельник. Мученика Вонифатия, покровителя трезвости . Пища с растительным маслом 2 января, вторник. Праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца . Горячая пища без масла 3 января, среда. Святителя Петра, митрополита Московского. Сухоядение 4 января, четверг. Великомученицы Анастасии Узорешительницы . Горячая пища без масла 5 января, пятница. Сухоядение 6 января, суббота. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник ). Пища с растительным маслом Свернуть 7 января. Рождество Христово. Поста нет. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/kalendar-rozhdestvenskogo...

I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста: [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того память разрешаемъ, и творимъ за любовь святому праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ среду и въ пятокъ, разрешаемъ точию на елей и вино, рыбы же не ядимъ, кроме храма. Аще ли единому отъ сихъ во обители храмъ, разрешаемъ на рыбу и вино. Введение же Богородицы въ кийлибо день случится, аще въ среду, или пятокъ разрешаемъ и на рыбы. Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников: А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется – вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба); Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст./29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст./8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст./13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст./17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст./18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст./19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст./22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст./30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу – растительное масло и вино; В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день). I. 4. Рождественский пост разделен на два или три периода: [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же уставы отъ 9-го числа декемвриа повелеваютъ поститися, и на рыбы не разрешати, кроме субботъ, и недель, и храма святого. Отъ 20-го же числа, даже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешаемъ на рыбы.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Четверг. 17 марта Блгв. кн. Даниила Московского После обеда воспитанники семинарии пропели многолетие студенту 2-го курса Даниилу Шмыреву. Студенты 2-го курса на лекции по догматическому богословию познакомились с православным учением о творении человека. Проф. прот. Максим Козлов на лекции по сравнительному богословию изложил студентам 3-го курса католическое учение о Пресвятой Богородице. Догмат о телесном вознесении Девы Марии является последним из принятых догматов Римо-католической церкви. Студенты семинарии Максим Архипов, Артем Овчаренко и Ярослав Пантак посетили Технологический колледж 14. Ребята рассказали учащимися об основах православной веры, а также ответили на интересующие их вопросы. После вечерних молитв Николай Годлевский, студент 3-го курса, произнес проповедь. Пятница. 18 марта Мч. Конона Студенты 4-го курса завершили изучение пастырских посланий ап. Павла, ознакомившись с посланиями к Титу и Филимону. Вечером состоялось уставное заупокойное Богослужение. Суббота. 19 марта Поминовение усопших После Божественной Литургии состоялся парастас. Студенты 2-го курса на лекции по Общецерковной истории познакомились с историей Первого Ватиканского собора, проходившего в 1869–1870 гг., основным итогом которого было принятие еретического догмата о папской непогрешимости. Студенты 4-го курса на лекции по церковному праву изучали положение об управлении Русской Православной Церковью. Вечером совершалось воскресное всенощное бдение. Воскресенье. 20 марта Неделя 2 Великого поста. Свт. Григория Паламы Фото: И. Правдолюбов/Православие.Ru После поздней Божественной литургии состоялось отпевание новопреставленного насельника монастыря монаха Анатолия . После обеда братия и студенты пропели многолетие имениннику – духовнику 4-го курса иером. Павлу. Вечером была совершена первая Пассия, на которой читался отрывок из Евангелия от Матфея, посвященный страданиям Спасителя. За Богослужением пели воспитанники семинарии, а иером. Иов произнес проповедь . 28 марта 2011 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/45616.html

Этот евангельский отрывок говорит о том, что святость не всегда равна нравственной безупречности и отсутствию опыта греха. Зачастую святость это способность вернуться домой из «далекой страны» домой, снова открыться Богу. В чем неправота младшего сына, а в чем — старшего? Комментирует священник Дмитрий Барицкий. Чтение Евангелия 2-й подготовительной недели Великого поста и толкование полностью . Евангелие 3-й подготовительной недели Великого поста Неделя о Страшном суде . Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31-46 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

http://foma.ru/evangelija-velikogo-posta...

И Давид понял свой страшный грех . Он сожалел о нем, плакал перед Богом и составил дивную покаянную молитву, которую каждый день читают в церкви и которая начинается: „Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости” (псал. 50). Вот почему мы и слышим – „Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости”. Но не только грех царя Давида и его покаяние напоминает нам сегодня церковь – она читает нам сегодня притчу о блудном сыне: как он ушел от отца, в чужой стране жил распутно, все прожил, дошел до нищеты, питался со свиньями и вдруг вспомнил отца, пошел к нему с просьбой простить и как отец вышел к нему, радостно обнял и все простил. Вот и нам надо осознать свои грехи, вспомнить Господа Бога и пойти попросить прощения с желанием стать лучше. Аминь. 3. Неделя о Страшном Суде Все мы исповедуем словами Символ Веры , что веруем в Господа Иисуса Христа, „паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым”. Евангельское чтение поясняет нам картину Страшного Суда ( Мф. 25:32–46 ). Жизнь наша идет обычно в большой суете, в повседневных заботах, мы захвачены ими как водоворотом и нет времени спокойно подумать о самом главном. Мы успокаиваем себя тем, что Господь милостив, что Он простил и блудного сына, и разбойника на кресте, принял воздыхание мытаря. И забываем при этом, что у всех них была крепкая вера, обращенность к Господу, глубокое раскаяние. Будет ли это у нас? Будет ли для этого у нас время? За неделю до Великого Поста, Св. Церковь как бы бьет в набат. Она предупреждает нас, что смерть грешника люта, что Страшный Суд не пугало, а действительность, о которой мы знаем от Самого Господа. Напомнив нам милосердие Господа в Неделю о Блудном Сыне, она зовет нас теперь к духовному трезвению. Помните, что никто из нас не знает, когда и как пробьет его последний час и будет ли время обратиться с верой и покаянием к Господу. Св. Церковь зовет нас сделать усилие и вырваться из водоворота повседневных забот, подумать о самом главном, о будущей жизни, о своей душе, о тех семенах, которые сеем своею жизнью. Св. Церковь зовет нас приготовиться к покаянию и к встрече с Господом. Да услышат сердца наши этот зов! 4. Перед Постом

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Читать отрывок 1 Через  несколько  дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;  4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю  дома , где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:  7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:  11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Свернуть 9  Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. 10  Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11  Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12  А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13  А наёмник бежит, потому что наёмник, и нерадит об овцах. 14  Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15  Как Отец знает Меня,  так  и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Евангелие от Иоанна 10 глава — Библия:  Свернуть Комментирует священник Дмитрий (Барицкий) Апостольское чтение: Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 1, стих 10 — глава 2, стих 3

http://foma.ru/nedelja-2-ja-velikogo-pos...

По свидетельству самих папистов 5 все их Богослужение вечернее и утреннее самое продолжительное едва составляет четвертую долю Богослужения Восточного. Западная Церковь не имеет круга седмичного, подобно Восточной, в которой каждый день посвящен особенному благочестивому воспоминанию, как-то понедельник – Силам бесплотным, вторник – Иоанну Предтече и т. п. Правда в служебнике Римском (Missale Romanum) каждому дню седмичному усвоена известная обедня, именно: понедельнику заупокойная или Троичная, вторнику – Ангельская, среде– обедня Св. Апостолов Петра и Павла, четвергу – обедня Св. Духа, или таинства Евхаристии, пятнице – обедня креста или страданий Господних, субботе – обедня Богородична. Но все эти обедни (missae votivae) такого рода, что служение их предоставлено благочестивому усердию священника (pro devotione sacerdotis dici possunt). Впрочем, по субботам обыкновенно отправляется служба св. Марии Девы (officium beatae Mariae Virginis), слагаемая из псалмов, молитв, антифонов, гимнов и паремий, и разделяемая на большую и малую. II. Богослужебные времена общенародные К общенародным Богослужебным временам западной Церкви можно отнести 1) недели, или воскресные дни, 2) праздники, 3) посты и 4) дни поминовения усопших. 1. Недели Годичный круг Богослужения, или годичное последование недель в Римской Церкви начинается первою неделею Рождественского поста (adventus) и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Сии недели следуют одна за другими в таком порядке: недели Рождественского поста, недели по Богоявлении, недели приготовительные к Великому посту, недели Четыредесятницы, недели по Пасхе и недели по Пятидесятнице. Все эти недели в Римской Церкви разделяются на большие и меньшие (majores et minores). К большим неделям причисляются: а) недели Рождественского поста, б) те недели, которые бывают, начиная от недели о блудном (septuagesima) до Фоминой (in albis) включительно, в) неделя Пятидесятницы и Троицы. Все прочие недели считаются меньшими. Большие недели снова подразделяются на два класса: одни из них не уступают никакому празднику и никогда не оставляются их службы, а другие уступают большим праздникам первого и второго разряда. К первому классу принадлежат: а) первая неделя Рождественского поста, б) первая неделя Четыредесятницы, в) неделя страдания Господня (наша пятая неделя Великого поста), г) неделя Вербная, д) неделя Пасхи, е) неделя Фомина, ж) неделя Пятидесятницы и з) неделя Пресвятой Троицы. Ко второму классу относятся три недели Рождественского и Великого поста, неделя о блудном, неделя мясопустная (sexagesima) и неделя сыропустная (quinquagesima). Меньшие недели уступают свое место и небольшим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010