Упоминание образа без изложения его истории содержится в тексте «Описание во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 226. 80-е гг. XVII в.; Путь к граду Китежу. 2003. С. 38) в связи с описанием погребения свт. Максима «в пределех у святаго Пантелеймона», хотя автор текста не говорит, что она находилась у гробницы. Судя по древнейшим описям Успенского собора 1693 и 1695 гг., «образ пресвятые Богородицы Одигитрия в подножи моление Максима митрополита» стоял в местном ряду главного иконостаса, 4-м справа от царских врат, перед юж. дверью алтаря; как и др. местные иконы, был в ветхом басменном окладе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 3, 45 об.- 46). Эти сведения соответствуют указанию на «листе» для гробницы свт. Максима, согласно к-рому образ «и до сего дни всеми видим на правой стране у южных дверей». К 1708 г. икона находилась в юго-зап. части собора, у гробницы святителя, в приделе вмч. Пантелеимона или рядом с ним, у столпа: «Образ местной же пресвятыя Богородицы видение Максима митрополита грека поновлен вновь оклад серебреной венец чеканной золочен. На Максиме митрополите венец чеканной золочен киота столярная гладкая вызолочена». При этом на самой гробнице стоял список с древней иконы: «Да на гробе же Максима митрополита греченина образ пресвятыя Богородицы в молении Максим митрополит» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 2764. Л. 10 об.- 11). Состоявшееся в кон. 90-х гг. XVII в. или в нач. XVIII в. перенесение образа к погребению святителя, его поновление, создание нового оклада и списка, очевидно, связаны с распространением почитания свт. Максима и решением соединить икону и гробницу. Тем не менее в то время древняя икона не была перенесена к гробнице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. она находилась уже над самим погребением. Образ был украшен серебряным золоченым окладом, сделанным на средства и по заказу госпожи Безобразовой в 1790 г. ( П. П. Е. 1914. С. 9). В описи Успенского собора 1894-1896 гг. (ГА Владимирской обл. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41) упомянуты серебряные венец, риза и оклад с камнями, жемчужный убрус и ожерелье иконы. Очевидно, при поновлениях и изготовлении оклада тыльная сторона иконы была покрыта 3 слоями ткани: холст, синий рытый бархат и лиловый бархат были обнаружены в 1918 г. (Мат-лы Комиссии. 2006. С. 249). Список образа, упомянутый в описи 1708 г., в нач. XX в., очевидно, хранился в храме странноприимного дома при Успенском соборе (Там же. С. 250, 286. Примеч. 21 (указано, что ныне эта икона находится в иконостасе Георгиевского придела Успенского собора)).

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Калитинка (Великая). Часовня Флора и Лавра. Часовня на Волоке Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Флора и Лавра Год постройки:приблизительно 1800 - 1900. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, Калитинская с/а, д.Великая Координаты: 61.397649, 38.954773 Проезд:с а/д Каргополь - Няндома свернуть на Ноколу, не доезжая указателя Калитинка справа видно часовню, с объездной к ней ведет тропинка Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В период с 04 по 11 августа 2013 года состоялась экспедиция «Каргополье» с целью обследования и проведения консервационных работ в часовне Флора и Лавра (д. Калитинка). Выполнено обследование: деревянная часовня, относящаяся к I половине XIX в. Часовня находится непосредственно в деревне, в ряду с домами, расположенными вдоль главной улицы. Представляет из себя сруб в виде четверика и притвора с колокольней. Размеры четверика 6,11 х 6,40 м, высота до верхнего венца 3,8 м. Оканчивается четырехскатной крышей с одним куполом. К четверику прирублен притвор, его размеры 2,8 х 3,6 м, высота до верхнего венца 2,58 м. Притвор оканчивается шатровой колокольней. Часовня святых мучеников Флора и Лавра была закрыта в советское время и использовалась как склад для хранения соды и ядовитых химикатов. Состояние часовни до проведения работ было удручающим. Колокольня упала на крышу часовни и продолжала разрушать стену, притвор завалился на бок, входная дверь вросла в землю. Внутри лежали мешки с химикатами и содой, высота слоя удобрений доходила до 1,5 метров. Крыша сгнила почти полностью. Проведённые работы: полностью расчистили внутренние помещения часовни и притвора; вывезено 5 тракторных прицепов с мусором, химикатами и удобрениями; периметр часовни был освобожден от кустарника, спилено разрушавшее строение дерево; с часовни при помощи подъемного крана были сняты повалившаяся на один бок колокольня, а также барабан с главкой; над четвериком и над притвором часовни была возведена временная кровля взамен утраченной; произведены детальные замеры часовни для составления проекта реставрации. Все работы проведены при активном участии местных жителей.

http://sobory.ru/article/?object=19452

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы " Все святые в земле Русской просиявшие " (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/и пролиял еси кровь твою,/якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ихже подвигом ревнуя благочестно,/Господеви взывал еси усердно:/даруй ми кончину, якоже братиям моим,/да и аз омыю грехи моя кровлю моею/и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./Темже, днесь сошедшеся в память твою,/верою и любовию славим Господа,/укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/якоже бо агнец незлобивый,/от раба заколен еси,/и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/Егоже моли, присноблажеенне,/спасти Отечество твое/и сыновом Российским спастися. Кондак, глас 3 Возсия днесь преславная память твоя,/благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./Темже, к тебе днесь притекающе,/с любовию взываем радостно:/блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/и свята селения, приимшая дух твой,/идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/не забуди нас, воспевающих тя,/но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/да избавимся от всех бед и скорбей,/инее присно память твою почитающи. Использованные материалы Редакция текста от: 13.03.2019 17:39:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19127.html

Расположенный среди языческого и старообрядческого населения Чикойский скит стал миссионерским центром Забайкалья. В 1831 г. В. по благословению Иркутского архиеп. Иринея (Нестеровича) освятил в скиту Предтеченскую ц., в которой один совершал регулярные богослужения (весь суточный круг церковных служб), поскольку др. насельники были малограмотны. Благочестивая жизнь преподобного привлекала в обитель местное население: монголы, буряты, татары и рус. старообрядцы стали принимать Православие; В. часто посещал окрестные селения, чем заслужил любовь и уважение жителей. К 1831 г. в обители был построен двухэтажный келейный корпус. С особой заботой к Чикойской обители относился Иркутский еп. Нил (Исакович) , при нем в 1838 г. определением Синода скит был обращен в мон-рь, в помощь В. епископ направил иеромонаха. 29 авг. 1839 г. еп. Нил возвел В. в сан игумена, исходатайствовал в Синоде для мон-ря 3 тыс. р., вместе с В. организовал частные пожертвования. Еп. Нил всесторонне поддерживал миссионерские начинания В., в т. ч. посещение старообрядческих поселений. Старообрядцы настолько доверяли В., что отправляли своих детей в организованное при Чикойском мон-ре уч-ще, где подвижник сам преподавал церковнослав. грамоту. В устройстве Чикойской обители настоятелю помогало местное купечество. На пожертвования купца Ф. М. Немчинова монастырский храм был отремонтирован и освящен в честь иконы Богородицы «Споручница грешных», в 1841 г. построили новый храм во имя Иоанна Предтечи с 3 приделами. В. был назначен благочинным единоверческих храмов в Урлукской вол., устроил неск. единоверческих церквей, обратил в Православие до 5 тыс. чел. В 1843 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) прислал в благословение для единоверческой нижненарымской Покровской ц. древние священные сосуды. В 1845 г. Святейший Синод наградил В. золотым наперсным крестом. Возвращаясь из миссионерской поездки по селениям Урлукской вол. в нач. янв. 1846 г., В. заболел и вскоре скончался. Погребен за алтарем Предтеченского собора Чикойского мон-ря. К могиле В. совершались паломничества со всего Забайкалья, богомольцы посещали его келью, в мон-ре до 1917 г. хранились вериги преподобного (железная кольчуга). Канонизация В. состоялась в 1984 г., когда было установлено празднование Собору Сибирских святых. На иконе Собора Сибирских святых, освященной 23 июня 1984 г. в Тобольске, В. изображен в 4-м ряду первым справа.

http://pravenc.ru/text/154151.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела. О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. ( Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, С. 279). Лит.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. 4 вып.; Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра//ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; она же. Об иконах «Богоматерь Кипрская» и «Богоматерь Киккская» в рус. культуре XVII - нач. XVIII в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 315-323; Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 175-198; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. P. 161-170. (DOS; 14); Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 173; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995; Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-420; он же. Словарь иконописцев; Красилин М. М. Икона «Богоматерь Неопалимая купина с чудотворными иконами Богоматери»//«И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. Кат. 63. С. 540-544; Кобяк Н. А., Зименко Е. В., Шульгина Э. В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое»//Вестн. РГНФ. М., 2010. Вып. 3(60). С. 140-149; Толстая Т. В. Визант. и западноевроп. истоки иконографии иконы «Богоматерь Кипрская» из Успенского собора Моск. Кремля//Византия и визант. наследие в России и в мире: Тез. докл. ХХ Всерос. науч. сессии византинистов (Москва, 3-6 июня 2013 г.). М., 2013. С. 246-249. О. В. Лосева, М. А. Маханько,Н. А. Кобяк

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Сохранился ряд изображений Д. посл. трети XVI-XX в. иконописного характера. Вместе с прп. Андреем он представлен на миниатюре в одном из томов Древнего летописца (2-й Остермановский том) в составе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. под 1408 г. (БАН. 31.7.30-2. Л. 1442). Художники изображены за работой в Успенском соборе во Владимире, пишущими или поновляющими Владимирскую икону Божией Матери: оба не в монашеских одеждах (миниатюрист исходил из текста летописной статьи, где нет указания на монашеский сан иконописцев), Д. с пышной, окладистой бородой, небольшими залысинами и морщинами на челе. Вместе с прп. Андреем Д. изображен на 2 миниатюрах лицевого списка Жития прп. Сергия Радонежского, изготовленного в царской книгописной мастерской в 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663): в сцене встречи или беседы и в сцене росписи храма на миниатюре «Приглашение прп. Никоном Радонежским художников Даниила и Андрея Рублёва в Троице-Сергиев монастырь и «подписание» ими Троицкого собора» (Л. 292 об.), а также на миниатюре «Прощание Троицкой братии во главе с прп. Никоном Радонежским с почившими Андреем Рублёвым и Даниилом» (Л. 293). Иконописцы изображены в монашеских одеяниях, без нимбов (на 3 миниатюрах в гл. «Начало Андроникова монастыря» той же рукописи (Л. 229-230 об.) прп. Андрей - с нимбом), причем Д. имеет густую и более длинную, чем у его ученика, бороду. Изображение Д. представлено на иконе «Собор Московских святых» не ранее 2-й пол. XVIII в. (?), находившейся до 1917 г. в Крестовоздвиженской ц. Никольского единоверческого мон-ря на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве (в наст. время местонахождение неизв.): Д.- коленопреклоненный (видна только голова с нимбом), 3-й в 1-м ряду справа, с пышной прической (в отличие от «взлысого» прп. Андрея) и бородой; на нимбе надпись: «Пр Дahiuлъ Спо[стник]» ( Успенский. 1902. 93). Запоминающийся образ иконописца-творца представлен на картинах знатока древнерус. искусства худож. Н. М. Чернышёва «Андрей Рублёв и Даниил Чёрный» (2 варианта 1960 г.- ПГХГ; местонахождение другого неизв.) и «Досуг древних живописцев (Даниил Чёрный и Андрей Рублёв)» (1962, собрание семьи художника, Москва).

http://pravenc.ru/text/171187.html

Богородицы», его правая рука обращена к иконе, левой он указывает на коленопреклоненного вельможу, к-рый тянется к развернутому на земле свитку. Икона с молящимся М. на фоне мон-ря находилась до революции в Клопском мон-ре (не сохр., фотографию см.: Слезескинский. 1901. Ил. на с. 2): преподобный стоит на берегу реки, в 3/4-ном развороте влево, на др. берегу находится мон-рь, а непосредственно у воды - часовня. Икона М. в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря с клеймами чудес находилась в местном ряду иконостаса (2-я справа от царских врат) иконостаса Троицкого собора Клопского мон-ря (не сохр., фотографию см.: Белков. 1917). Ряд небольших икон, датируемых кон. XIX - нач. XX в., относятся к паломническим образкам. Напр., 2 иконы (ГИМ; частная коллекция) самого простого письма отличаются лишь в деталях: на 1-й изображены многочисленные постройки обители, а над мон-рем - образ Спасителя в облаках; на 2-й - из монастырских построек показаны только надвратная колокольня и Троицкий собор за стеной, образ Спасителя отсутствует. На еще одной подобной иконе (частное собрание), более искусной по исполнению и написанной на золотом с тиснением фоне, М. стоит перед обителью и молится Тихвинской иконе Божией Матери. Изображение М. в молении как избранного святого иногда встречается на полях икон, напр. на левом поле иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (3-я четв. XIX в.; собрание В. М. Федотова, см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1. Ил. 100). Согласно древнейшей описи Клопского мон-ря, к 80-м гг. XVI в. в старой Троицкой ц. находилась чтимая житийная икона святого, стоявшая в киоте: «Преподобный Михаил, в деянье, обложен серебром, в киоте, а в облацех Троица; у преподобнаго Михаила гривна серебряна басмена, а другая витая, да семнадцать золотых менших» (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В 1695 г. уточняется ее местонахождение у раки святого (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г. 2013. С. 155). Из той же монастырской описи известно еще об одной житийной иконе преподобного, находившейся «в соборной же церкви в пределе Михаила Клопского чюдотворца в деянии писан на золоте, венец серебрян золочен» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Главный монастырский храм вмч. Георгия (в XIX в. освящен во имя сщмч. Климента) в плане представлял одноапсидную 3-нефную базилику с 3-частной планировкой: алтарь, наос, нартекс, т. е. коридор-туннель (10,6×6,1 м, высота 4 м). В алтарной апсиде сохранились 2-ступенчатый синтрон с горним местом, основание для престола со специальным углублением для св. мощей, ниша на горнем месте; в конхе вырезан большой рельефный 4-конечный процветший крест в круге с капельками на расширяющихся концах; у торцов верхней и боковых ветвей помещены 3 малых круга с вписанными 4-конечными крестиками. Стены покрывали фрески, описанные свящ. Иаковом. Фрагменты фресок в алтарной апсиде с изображением Спасителя, сидящего на престоле (вероятно, из композиции Деисус), в XIX в. еще видел Струков ( Струков. 1876. С. 25-26). Древняя алтарная преграда проходила по линии совр. иконостаса. Наос храма был разделен на нефы 2 рядами колонн (по 3 в каждом ряду), в скальном полу вырублены костницы. Исследователи предлагали разные даты основания базилики вмч. Георгия: XIV-XV вв. ( Бертье-Делагард. 1886. С. 214; Могаричев. 1997. С. 11), XIII-XIV вв. ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79). К сев. нефу базилики примыкал малый одноапсидный храм (6×1,9 м) (в XIX в. освящен во имя ап. Андрея Первозванного). Он имеет сплошную скальную алтарную преграду с вратами в центре и со сквозными нишами-окошками по сторонам; в алтарной апсиде вырублен престол, вплотную примыкавший к стене апсиды, слева - жертвенник, справа - сиденье для священнослужителя. К западу от храма над коридором - хоры. Струков приводит предание, сохранившееся у местных греков, о том, что этот «храм был устроен самим св. Климентом и он в нем совершал богослужения». Категорически возражавший ему Бертье-Делагард полагал, что храм не мог быть высечен ранее XV в. ( Струков. 1876. С. 24; Бертье-Делагард. 1886. С. 214). Совр. исследователи определяют нижнюю дату малого храма XIII в. на основании устройства алтаря с протесисом в правом углу и пристенного престола, а также скального иконостаса, подобного преграде храма мч. Евграфия в Инкермане ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).

http://pravenc.ru/text/389605.html

благословляет и представителей царствующего дома Романовых как преемников правосл. визант. традиции. Отливка рельефов (32 м в длину и 6,4 м в высоту) производилась на заводе Ч. Бердта в 1843 г. Гипсовый эскиз центральной группы горельефа работы Витали, показанный на выставке в АХ в 1842 г., находится в ГРМ ( Кривдина. 2006. С. 54). Преподобные Исаакий и Анна Кашинская с избранными святыми. Икона. 1911 г. (ГМИР) Преподобные Исаакий и Анна Кашинская с избранными святыми. Икона. 1911 г. (ГМИР) На левой створке внутренних Больших северных дверей, композиционно напоминающих Райские двери (Portadel Paradiso) флорентийского баптистерия Л. Гиберти, помещено 4 клейма со сценами из Жития И. Эти композиции, как и представленные на правой створке сцены из Жития свт. Николая Чудотворца, были выполнены в 1848-1851 гг. Витали при помощи скульпторов Р. К. Залемана и А. Н. Беляева. Изображены следующие сцены (сверху вниз): 1. И. и имп. Валент (зеркальное повторение центральной части композиции вост. портика); 2. Ангелы спасают И. от смерти в болоте; 3. Освобождение И. из темницы; 4. И. благословляет имп. Феодосия (повторение центральной части композиции зап. портика). Модель дверей была закончена в 1849 г., двери установлены в соборе в 1853 г. (Там же. С. 58). Как и наружные, внутренние двери были отлиты из бронзы гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского. В сев.-зап. куполе Исаакиевского собора находится плафон «Прославленный Исаакий Далматский», живопись к-рого выполнена акад. Ф. Н. Риссом. Данная сцена представляет сидящего И. с воздетыми руками, к-рого возносят на небо ангелы; она нехарактерна для рус. церковного искусства (иконография восходит к композиции «Вознесение Богоматери») и не описана в Житии святого. В минейных циклах образ И. помещается под 30 мая, когда отмечается день его памяти. Под 3 авг. он изображен вместе с Д. и Ф. В августовских минеях Д. обычно находится в центре композиции, по сторонам в повороте к нему - И. (слева) и Ф. (справа); вместе с ними может находиться прп. Антоний Римлянин, память к-рого приходится также на 3 авг. (или сцена его преставления в соседнем клейме). Иногда в циклах на авг. изображение 3 святых заменяется образом только И. (напр., на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ). На иконе «Святцы на май» из Сампсониевского собора в С.-Петербурге И. изображен в нижнем, 5-м ряду в небольшом повороте влево: старец с длинной округлой бородой, в монашеском одеянии - розовый подризник, темно-вишневая мантия и темно-зеленая схима; левая рука прижата к груди, в опущенной правой он держит свиток (Рус. икона. 2003. С. 22. Ил. на с. 23). На минее на авг. из того же комплекта икон представлены И., Д. и Ф., рядом с ними - прп. Антоний Римлянин (Там же. С. 28. Ил. на с. 29).

http://pravenc.ru/text/674786.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010