Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом ( Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири// Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336). Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась. На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Троицы. По-видимому, П. изображена на том же месте, между преподобными Евфросинией Суздальской и Евфросинией Полоцкой, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. др. извода (ГТГ). В кон. 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокини кашинского Сретенского мон-ря создали икону «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), к-рый указал «имена Тверских святых, давал советы, как изобразить их на иконе, отыскивал подлинники» (Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, С. 23-27). П. была представлена крайней слева в 3-м ряду, рядом с блгв. кн. Владимиром и кнг. Агриппиной Ржевскими, вполоборота вправо, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, в правой руке святая держала свиток, левая - лежала на груди. В нач. XX в. икон П. в храмах Ржева выявлено не было (Тверской патерик. 1908. С. 34). Известны совр. изображения святой, напр. на иконе «Собор Тверских святых», написанной, вероятно, в 80-х гг. XX в., при митр. Алексии (Коноплёве): П. представлена 1-й слева во 2-м ряду, со свитком в руке. На иконе «Собор святых, в земле Тверской просиявших», созданной в 2007 г. М. Г. Кондрашовой для ц. блж. Ксении Петербургской в Твери, фигура П. (в островерхом куколе) находится в группе Ржевских святых. В 2005 г. художники палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса выполнили роспись на фасадах храма в честь Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. У зап. входа, в нишах, размещены ростовые образы Ржевских святых: слева - блгв. кнг. Агриппины и П., справа - блгв. кн. Владимира и прав. Пелагии Ржевской. П. в монашеском облачении, голова покрыта схимой (одета поверх мантии), правая рука возле груди, в левой - свиток. Лит.: Памятная книжка Тверской губ. на 1868. Тверь, 1868. Отд. 2. С. 267; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. Ч. неофиц. С. 4; Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

  Окормление паствы на огромной территории (4 млн кв. км) требовало неординарных административных талантов и духовного опыта. Владыка обладал этими талантами, а то, чего недоставало, восполняла благодать Божия по его молитвам. Архиерею требовалось время, чтобы посетить все приходы. Путешествовать приходилось автотранспортом, поездами, самолетами, пароходами. Публикуем две фотографии 1958 и 1959 года из истории архипастырских поездок владыки Вениамина. В 1958 году архиепископ Иркутско-Читинский освятил новый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Белогорске Амурской области. На фотографии из архива белогорского храма владыка запечатлен с местным духовенством, прихожанами и благочинным Приморского церковного округа (всего благочиний было пять) архимандритом Климентом (Перестюком). Архимандрит Климент – сподвижник русских архиереев в Маньчжурии, до 1917 года был насельником первого Свято-Троицкого Шмаковского монастыря в Южно-Уссурийском крае, с 1966 года стал епископом Свердловским и Курганским. Центром Приморского благочиния оставался Свято-Покровский храм Уссурийска, не закрывавшийся после революции, его настоятелем в 1958 году и был архимандрит Климент.   Фото 3. 1958 год. Владыка Вениамин и архимандрит Климент (Перестюк) с духовенством и прихожанами Белогорска после освящения храма А на следующей фотографии летом 1959 года владыка запечатлен с духовенством храма в Черемхово Иркутской области. Рядом с владыкой Вениамином сидит настоятель храма протоиерей Исидор Зубарский. В верхнем ряду мы обнаруживаем много молодых церковных людей и в том числе Бориса Пушкаря из Владивостока, направляющегося на учебу в Московскую духовную семинарию. За год владыка Вениамин смог с помощью Божией найти кандидатов для учебы в семинарии даже из Владивостока.   Фото 4. 1959 год. Посещение владыкой Вениамином прихода в Черняхове Иркутской области. В верхнем ряду справа семинарист Борис Пушкарь   В 1971 году в «Журнале Московской патриархии» было описано одно из архипастырских путешествий владыки Вениамина от Иркутска до Владивостока. В крупные церковные праздники 1970-го года архиерей посетил храмы Иркутской области, Читы, Улан-Удэ, Хабаровска, Уссурийска, Спасска, Владивостока, Сучана, Свободного, Благовещенска. Приведем отрывок из этой обзорной статьи официального журнала Патриархии:. «…13 июня, в Троицкую родительскую субботу, верующие г. Хабаровска с большой радостью встречали своего архипастыря. Хабаровский собор в честь Рождества Христова был переполнен молящимися, прибывшими сюда из дальних сел и городов. … После чтения Евангелия архиепископ Вениамин обратился к верующим со словом назидания, призвав свято чтить праздник Пятидесятницы, как день сошествия на апостолов Святого Духа, Который направляет каждого христианина на путь спасения…»

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

На костромской минейной иконе на май работы иконописца И. Ф. Липина (1758, КГОИАХМЗ) И. изображен в нижнем ряду: в рост, фронтально, борода округлая, средней длины, седые волосы расчесаны на прямой пробор; куколь на плечах, правая рука прижата к груди, в левой - свиток. На иконе-минее на май (XVIII в., частное собрание) И. представлен в нижнем ряду вполоборота влево, руки прижаты к груди ( Althaus K.-R., Koch G., Zacharuk R. Ikonen: Aus der Sammlung Dr. J. Schmidt-Voigt. Fr./M., S. 258. Il. 125). К XVIII в. относится ростовская эмалевая икона-минея на май из собрания ГМИР (50×40 см), где среди др. святых изображен и «Исааки Далмадски». Он имеет облик старца с седыми волосами и бородой средней длины округлой формы, одет в охристый подризник, лиловую мантию с ярко-розовыми отворотами и сине-зеленую схиму, левая рука прижата к груди, в правой - развернутый свиток без текста. Вероятно, что в качестве основы для изображений на этих иконах-святцах были использованы гравированные листы Г. П. Тепчегорского (1-е изд.- 1714 г.; см.: Ермакова, Хромов. 2004. С. 37-53). Хранящиеся в РНБ гравированные святцы на 12 листах были изданы в 1722 г. и раскрашены в 5 красок. На каждом листе святые расположены в 5 регистрах. Изображение И. на майской минее (Там же. С. 43-44. Кат. 33. 9) аналогично по размеру (56,2×44,1 см) и иконографии эмалевой иконе из собрания ГМИР. На иконе-минее на авг. представлены 3 преподобных: в центре - Д., слева - И., справа - Ф. (Там же. С. 45-46. Кат. 33. 12). Образы святых, согласно упоминанию их дней памяти в календаре, есть на минейных иконах на май и авг. из коллекции М. Де Буара (Елизаветина) (1-я пол. XIX в., Палех или Вязники, иконописец Терентий Иванов Гагаев?) (Русские иконы. 2009). По заказу вел. кн. Дмитрия Константиновича, королевы эллинов Ольги Константиновны и при участии вел. кн. Сергея Александровича для церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге в 80-х гг. XIX в.- 1903 г. мстёрские иконописцы И. С. Чириков и М. И. Дикарёв создали цикл из 366 минейных икон, на каждой был изображен один святой. В состав цикла входила написанная Дикарёвым между 1894 и 1896 гг. икона с образом И. как небесного патрона имп. Петра I (местонахождение неизв.). Вероятно, это было ростовое прямоличное изображение святого на фоне пейзажа. Святых, празднуемых под 3 авг., в этом цикле представляет прп. Антоний Римлянин ( Басова. 2001).

http://pravenc.ru/text/674786.html

Собор святого Саввы (Париж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Саввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) — кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии — святого Саввы Сербского. Содержание История [ править править код ] В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий. В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб. Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева — храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева — образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет. Приход сербской церкви ведёт активную духовно-просветительскую деятельность: действует воскресная школа для детей и взрослых. Периодически в стенах храма устраиваются концерты православной церковной музыки. Напротив церкви находится магазин, распространяющий книги на сербском языке. Престольные праздники [ править править код ] Савва I Сербский, святитель - 25 января Как добраться [ править править код ] Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] О храме святого Саввы (на сербском языке) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святого_...

Образ святого в молении помещен в среднем регистре справа, между преподобными Макарием и Никифором Боровским. У О. средней величины борода с проседью и короткие вьющиеся волосы (лик частично утрачен), куколь лежит на плечах; надпись на пластине оклада: «Прп(д)бны(и) аниси(м)». В 1881-1882 гг. московский иконописец М. А. Рогожкин создал многофигурные иконы «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского», расположенные на вост. грани сев.-вост. столпа и на зап. грани юго-зап. столпа в Успенском соборе ТСЛ (2-й образ сходен по рисунку фигур предстоящих с иконой «Обитель Живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики», не ранее кон. XVII в., в нач. XX в. находившейся в притворе Троицкого собора ТСЛ (местонахождение неизв.)). О. написан в правой группе святых (на одной иконе - в начале верхнего ряда, возле образа Св. Троицы, на другой - во 2-м сверху ряду), с непокрытой головой, густые короткие волосы крупными кудрями обрамляют лик, небольшая русая борода почти без проседи; в нимбе надпись: «св. пр. Whucïмъ». В 1891 г. в московской мастерской М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия была отпечатана хромолитография с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских чудотворцев в среднике (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.). О. изображен в левой части композиции, стоящим в 1-м ряду 2-м от края, на нем ряса и схима, голова не покрыта, широкая окладистая борода внизу раздвоена (под 3, подпись внизу листа: «Онисимъ, быbшiй привратникомъ»). В монументальных циклах изображений учеников прп. Сергия Радонежского в храмах ТСЛ образ О. встречается, в частности, в росписи ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966): на одном из сев. оконных откосов трапезной палаты святой представлен в рост, вполоборота вправо к прп. Иакову Радонежскому. О. в простом темном монашеском одеянии, в его руках раскрытая книга, волосы разделены на прямой пробор, в короткой округлой бороде значительная проседь; надпись: «преп(д).

http://pravenc.ru/text/2578419.html

Появление именно в Пияле икон такого профессионального уровня не случайно. Во-первых, после закрытия Кожеозерского монастыря в результате секуляризации земель церковное имущество в 1779 г. было отдано «на сохранение» в Вознесенскую церковь деревни Пияла. Нет уверенности, что все иконы были возвращены, поскольку монастырь возобновлен лишь в 1851 г. Во-вторых, устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова. Среди архивного наследия Соловецкого монастыря сохранились отводные книги Пияльского усолья за 1720-1721 гг. Они перечисляют иконы, принадлежащие монастырю в Вознесенском храме, в приделе Зосимы и Савватия Соловецких, в братской келье, в «братских холодных сенях», в столовой. Вот как описывается храмовая икона Вознесенской церкви: «...образ Преображения Господня в приписи на полях Зосимы и Савватия и Филиппа Митрополита да Германа, у Спасителева образа венец с цатою да шесть венцов без цат басемные сребряные а пред тем образом подсвешник древяной писан крас-ками и с пеленой которой прислан из монастыря». Пядничная икона «Флор и Лавр на конях» конца XVI в. близка по времени к вышеупомянутым праздничным иконам. Она отмечена редкой иконографией: святые Флор и Лавр изображены в воинских доспехах и плащах. Наиболее значительная группа икон была написана в середине XVII в., ко времени постройки Вознесенской церкви в 1654 г. Это девятнадцать икон деисусного и семнадцать икон праздничного чинов, а также девять икон местного ряда. Все достаточно крупных размеров. доски местного ряда - 150 х 120 см. Среди них такие памятники, как: «Богоявление», «Рождество Богоматери», «Успение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Преображение». На оборотах икон сохранились пометы, выполненные красной краской. Они состоят из двух чисел, написанных через тире. Вторая цифра означает ряд иконостаса, первая - порядок в этом ряду. Например, икона «Богоявление» местного ряда имеет маркировку «8-1», а икона «Богоявление» праздничного ряда - «6-3». Счет идет от северной стены к югу. У иконы «Святой князь Борис» отметка «1-2», следовательно, она стояа в деисусном ряду слева. У иконы «Митрополит Алексий» - «18-2 », она стояла крайней справа.

http://sobory.ru/article/?object=38507

Образ П. включали в программы росписей храмов Углича и его окрестностей. Так, святой изображен на оконном откосе ц. св. царевича Димитрия «на крови» (1787-1788, мастер Петр Хлебников). Он показан в рост, фронтально, правая благословляющая рука возле груди, в левой - свиток; на нем темная ряса и зеленоватая схима с большим куколем на плечах, окладистая борода доходит почти до пояса. В картуше ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери Богоявленского жен. мон-ря в Угличе (1822-1824, артель Е. А. Медведева; поновление - 1862, Е. К. Дьяконов) образ П. поколенный, его правая рука воздета вверх, левая, с четками, опущена вниз, он предстает старцем с седыми волосами и округлой бородой, внизу немного раздвоенной. В стенописях академического направления 70-х гг. XIX в. в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве образ П. был выполнен худож. Я. С. Башиловым; в росписи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), осуществленной иеродиаконами Паисием и Анатолием в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, П. (в профиль, в монашеском клобуке) включен в одну из групп святых XVI в. Единственный известный в настоящее время пример изображения П. в книжной миниатюре - акварельный рисунок в рукописном сб. «Ростовский патерик» 1762 г., принадлежавшем купцу И. С. Рахманову (РНБ ОР. Ф. 775 (Тит. 43). Л. 450 об.). Образ П. вводился в композиции «Собор Угличских святых» или «Избранные Угличские святые», где в отличие от др. преподобных он представлен без куколя. Ранний образец - многорядная икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» сер. - 2-й пол. XVII в. (частное собрание), среди визант. и рус. святых присутствует группа Угличских чудотворцев. Поясной прямоличный образ П. в монашеском одеянии помещен в 4-м сверху регистре 3-м слева, его правая рука лежит на груди (как и у многих др. изображенных святых). Традиционный по композиции образ Собора Угличских святых включает 6 фигур, обращенных в молении к Господу Вседержителю в облаках: фигуры блгв. князей царевича Димитрия и Романа в центре и преподобных по краям (П. в левой части). На иконе нач. XVIII в. (УИХМ) П. предстоит крайним в 1-м ряду, в монашеском одеянии, правая рука в молении, в левой - свиток; у него волнистые седые волосы на затылке и окладистая, узкая на конце борода средней величины; надпись: «ПРП(д)БНЫ ПАИСЙ гле(ч)скïе». На иконе в окладе с образами 5 местных святых 2-й пол. XVIII в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) П. написан слева от центральной фигуры св. царевича Димитрия Угличского, на иконе кон. XVIII в. (частное собрание) - возглавляет группу преподобных. Угличские святые (П. крайний справа в 1-м ряду) представлены также в правом картуше на иконе «Усекновенная голова св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ).

http://pravenc.ru/text/2578653.html

ап. Иоанна Богослова Земенского мон-ря, Болгария 3-я четв. XIV в. К XV в. относится образ И. Р. из ц. арх. Михаила в с. Сапарево близ г. Кюстендил, где он впервые изображен вместе с 2 западно-болг. анахоретами. В ц. свт. Иоанна Богослова в Погановском мон-ре (ок. 1500) святой представлен на сев. стене наоса в ряду святых монахов: в рост, с непокрытой головой, с длинной раздвоенной на конце бородой. Сходное по иконографии изображение находится в юж. певнице (капелле) ц. свт. Николая в с. Вуково близ Кюстендила (XVI в.). В 1559-1560 гг. был создан фресковый образ И. Р. в нартексе ц. св. ап. Андрея на р. Треске (Македония). В ц. св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата в с. Добырско близ Самокова (1614) сохранились 2 изображения И. Р.: на фасаде и в юж. нефе он представлен в числе преподобных; на голове куколь, в руке свиток. В церкви Сеславского мон-ря (1616) И. Р. изображен на юж. стене притвора, в ряду святых, в рост, с седыми волосами и длинной раздвоенной бородой, на голове куколь. Также с длинной раздвоенной бородой, но непокрытой головой И. Р. изображен на юж. стене Спасской ц. Алинского мон-ря (1626). Возможно, тем же мастером выполнен и образ святого в ц. св. Петки в с. Селник в Македонии (20-е гг. XVII в.) на юж. стене справа от окна. В 1-й пол. XVII в. был создан образ И. Р. на фасаде «старой» Успенской ц. Драгалевского монастыря - седовласый монах с раздвоенной бородой, с крестом в правой руке. В ц. свт. Афанасия в с. Журче близ г. Дебар в Македонии (1622) святой изображен в притворе, на зап. стороне сев. арки. XVII-XVIII вв. датируются близкие по стилю и иконографической схеме, но с разным расположением 10 клейм иконы И. Р., хранящиеся в Национальном археологическом музее в Софии и в Музее Рильского мон-ря (см.: Болгарская живопись. 1976. С. 70-71. 93, 94; об иконографии клейм, по сюжетам совпадающих преимущественно с позднейшими гравюрами, см.: Прашков Л. Икони от Рилския ман-р. София, 1974). Образ И. Р. представлен в ряде серб. храмов: среди отшельников на зап.

http://pravenc.ru/text/471475.html

В центре доски - фигура в рост свт. Николая Чудотворца в епископском облачении (коричневая фелонь, белый омофор), на вытянутой левой руке - Евангелие. Над головой - 3-лопастная арка, в сегменты которой вписаны ростовые фигуры Христа и Богоматери, протягивающих святому знаки сана; нимб, тисненный по левкасу. Икона имеет 16 клейм, расположенных слева и справа от святителя, что также является чертой зап. традиции. Своеобразен порядок следования клейм: начальные события и первые прижизненные чудеса житийного цикла занимают 7 клейм слева, при этом 7-е и 6-е (Чудо на море и посечение плакомского древа) расположены между 4-м и 5-м (поставление в епископа и Чудо о 3 девицах). Перестановки есть и в правом ряду, где в 5 клеймах проиллюстрировано Чудо о стратилатах, показанное в обратном порядке: 8-е клеймо - спасение 3 мужей от казни; 9-е - трое стратилатов в тюрьме, 10-е и 11-е - явление имп. Константину и епарху Евлавию; 12-е - помилованные воеводы у имп. Константина. 13-е и 14-е клейма - успение свт. Николая Чудотворца и его гробница. Посмертные чудеса - в клеймах 15-м (спасение отрока Василия, Агрикова сына) и 16-м (Чудо о воскресших школярах). Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Эта икона является примером синтеза византийского и западного художественных и иконографических приемов и схем, а также стилей. Греч. надписи указывают на визант. окружение, в к-ром она была создана и для к-рого предназначалась, однако грамматические ошибки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что автор надписей, возможно художник, не был греком. К числу признаков лат. влияния относятся предпочтения в изображении чудес. Так, в Чуде о 3 девицах свт.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010