С 3-го на 4 июля, в 12 часов ночи на четвертом этаже главного семинарского корпуса, в гардеробной комнате загорелись шкафы. Мгновенно весь верхний этаж был охвачен пламенем. Пожарная команда, быстро прибывшая на место пожара, ничего не могла поделать. В коридоре, примыкавшем к горевшей гардеробной, был такой жар и такой густой и удушливый дым, что добраться до двери не было возможности, не смотря даже на все отчаянные попытки пожарных. Пожар проник во второй и третий этажи. Только около двух часов пополудни огонь стал стихать; но пожарная команда еще в течение двух дней заливала дымившийся огромный корпус, закоптелый, с черневшими, вместо окон, дырами и без крыши. Преосвященный Амвросий, проживавший в то время на своей даче «Всесвятское», увидел пожар очень рано и тот час послал своего келейника разузнать, в каком положении семинарские здания; затем не смотря на свое болезненное состояние, он сам прибыл к горевшему зданию и выражал свое глубокое сожаление о происшедшем несчастии. Ректора семинарии, протоиерея Кратирова, в это время не было в Харькове; он был в отпуску и, извещенный по телеграфу, возвратился в Харьков 7-го июля. Что следовало делать? Каникулярного времени оставался только один месяц. Денег в семинарии свободных не было, а между тем командированная губернатором комиссия архитекторов исчислила убытки от пожара в количестве 45 или 50-ти тысяч рублей. Семинарские здания застрахованы не были. Преосвященный своевременно донес Св. Синоду о произошедшем пожаре и о заключении комиссии архитекторов, прося ассигновки потребной суммы и отсрочки учебных занятий до 1-го октября. Но времени было немного, – и нужно было спешить. Поэтому он обратился еще и к помощи телеграфа. 13-го июля им была получена ответная телеграмма от Обер-прокурора Св. Синода о том, что исправление полуразрушенного семинарского корпуса разрешено и 50 тысяч рублей на этот предмет будет отпущено. Уверенный в том, что ходатайство его будет удовлетворено, преосвященный Амвросий еще ранее получения этой телеграммы уже подготовлял все необходимое к предстоявшим работам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

– Я его внучатый племянник, – ответил мне генерал. – А я недели две тому назад видел вашего дедушку, – сказал я. Ген. Михельсон и все присутствующие с удивлением посмотрели на меня. – Как же вы могли видеть его, когда он умер более ста лет тому назад? – с усмешкой возразил генерал. – Да, недели две тому назад я его видел, – подтвердил я. Все смотрели на меня с недоумением. Кто-нибудь, вероятно, подумал: «Не рехнулся ли он?». Тогда я рассказал о своем посещении села Иванова, в котором, как оказалось, этот потомок ген. Михельсона ни разу не был и ничего не знал о стоящих под церковью гробах его предков. 1-го июля открылся Съезд. Все округа, не исключая и окраинных, прислали своих представителей. Собралось всего 49 священников – 40 военных и 9 морских. Это был первый Съезд военного и морского духовенства за, всё существование ведомства. А существовало оно более ста лет. Съезд работал, разбившись на 9 секций: 1-ая – о составлении памятки военному священнику, 2-ая – о богослужении, 3-я – об учительстве военного пастыря, 4-ая – о библиотеках, 5-я – о миссии в войсках, 6-ая – о правовом положении военного священника, 7-я – о благотворительной деятельности ведомства, 8-ая – об организации церковно-свечного дела в ведомстве, 9-я – о положении морского духовенства. Президиум Съезда избран в таком составе: председатель – протопресвитер; его заместитель – настоятель Ташкентского военного собора прот. К. Ф. Богородицкий; товарищ председателя – настоятель Николаевского Адмиралтейского собора прот. Доримед Твердый; секретарь – настоятель Севастопольского Адмиралтейского собора прот. Ром. Медведь; помощники секретаря – протоиерей лейб-гвардии 3-го стр. полка Всеволод Окунев и настоятель Киевского военного собора С. Троицкий . 11 июля, после десятидневной беспрерывной работы, Съезд закончил свои занятия. А 15-го июля, за четыре дня до объявления войны, все члены Съезда в Петергофском дворце представлялись Государю. При открытии Съезда и мысли ни у кого не было о возможности близкой войны. 15-го уже все твердили о надвигающейся грозе. «Быть войне: вишь, попов сколько собралось», – расслышал я замечание одного грубого остряка, когда мы садились в вагоны на Петербургском вокзале.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В сем духе да сохранит Господь нас всех, и будущих по нас. В сем духе приносимые вами о мне молитвы, благодатию Божиею, надеюсь, будут мне благотворны». 10-го июля получен был мною из Св. Синода указ о бытии мне епископом Полоцким. Уведомляя об этом высокопреосвящ. митрополита, я, между прочим, спрашивал его высокопреосвященство, угодно ли будет ему приказать мне продолжать исполнение обязанностей по званию викария впредь до назначения мне преемника. На это владыка отвечал, что, так как он не получил еще указа Св. Синода о моем новом назначении, он надеется, что я, именуясь Полоцким, не откажусь продолжить свое ему содействие, как прежде, когда именовался Можайским. Вследствие сего, я продолжал исполнять все обязанности, какие лежали на мне по званию викария. Продолжались посему без всякого изменения и наши взаимные с преосвящ. Леонидом отношения. От 20-го июля он писал мне: «1) Не одолжите ли пару коней отвезти преосвящ. Макария на станцию железной дороги: мои только что пришли из Саввина, едва ноги таскают. Если можно, то пришлите их в 3 1/4 ч. 2) Вы, слышу от Сакеллария, располагаетесь завтра служить для ставленников; то где изволите: дома или в Вознесенском? 3) Завтра всенощное я могу отслужить; впрочем, если угодно напитаться воздухом соборов – это от вас зависит. 4) В день 22-го не будет ли приличнее, чтобы в воспитательном доме служили вы: тут бы вы и простились с многими. Впрочем как угодно. Говорю не от лености: ибо в соборе нужна же архиерейская служба в этот день. Прошу принять просфору и пожаловать ответы на 4 пункта». Преосвящ. Макарий (Миролюбов), для которого требовались кони, совоспитанник по Московской академии преосвящ. Леонида, из ректоров Новгородской семинарии 17-го июля рукоположен был в епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. На предложенные мне его преосвященством вопросные пункты я не замедлил дать следующие ответы: «Я о. Сакелларию говорил, что в случае решительного отказа вашего преосвященства от завтрашнего служения, я по необходимости должен буду служить. Но я чувствую крайнее утомление и имею потребность в некотором отдохновении. Поэтому я просил бы ваше преосвященство принять на себя труд завтрашнего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

б) Указом Святейшего Синода 1851 года, марта 15-го требовались сведения от Владимирского епархиального начальства: 1) о начале и распространении христианской религии в пределах Владимирской епархии, 2) о времени учреждения самой епархии, 3) об архиереях, управлявших Владимирскою епархиею, 4) о монастырях, в епархии находящихся, 5) о соборах, приходских и других домовых церквах, 6) о святых угодниках, почивающих в монастырях и в других местах, 7) о святых иконах чудотворных явленных или замечательных по особенной древности, 8) о благочестивых обычаях и установлениях, существующих в епархии, каковы: особенные посты, крёстные ходы, путешествия для поклонения святым угодникам. в) 1851 года, июня 23-го управляющий канцеляриею Святейшего Синода Войцехович поручил г. Тихонравову собрать сведения о древних церквах г. Владимира, древних монастырях, их библиотеках и ризницах. г) 1852, февраля 19-го он же, Войцехович, просил настоятелей церквей доставить верные сведения о русских памятниках в монастырях и церквах. д) 1862 года, мая 26-го Высочайше дозволено графу Уварову производить археологические разыскания вблизи стен и оград монастырских и вообще на землях Духовного ведомства. е) 1853 года, июня 23-го Высочайше дозволено производить археологические изыскания во Владимирской губернии г. Савельеву. ж) 1855 года, июля 15-го указом Святейшего Синода предписано каждогодно составлять подробные описи о рукописях в монастырских библиотеках и проверять их. з) 1853 года, октября 19-го указом Святейшего Синода требовались сведения о том, какие и где находятся церкви, более других замечательные по древности, богатству, ризнице и библиотекам. Приложение. Календарь, показывающий восхождение и захождение солнца, долготу дня и ночи в г. Переславле-Залесском, составленный никитским архимандритом Лаврентием Математической точности в этом календаре, конечно, нет; так как в нём сутки исчислены ровно в 24 часа; но он очень хорошо по Переславскому меридиану определяет часы восхода солнца и может служить для Переславля указателем для поверки часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Благодарю Господа за неизреченную милость Его, яко сподобил меня нынешний день совершить Божественную литургию за спасение всего христианства и всего мира, совершить Божественное Тело и Кровь Божественным действием Духа Святого и причаститься неосужденно бессмертных и животворящих Таин в мир и тишину душевных моих сил и в здравие тела. Во время литургии чувствовал крайнюю тесноту болезненную по причине крепления живота, равно и болезнь в духе. С причастием все прошло. На крестинах у крестьянина Гордеева в доме немца по Алекс, улице от пожелания хорошего коленкорового платочка (вообразил, по действию врага, что дьячок Кутузов хочет взять его себе, – о, мечта!) смутился и не мог говорить. Вот какой яд для души, какая смерть – пожелание земного во время совершения пренебесного Таинства Крещения! Относись ко всякой службе Божией искренно, говори всякую молитву от сердца, от души и никогда не смутишься, не преткнешься. На ночь есть черный хлеб с маслом и со сливками не должно: тяжело для желудка. Это я испытал сегодня опять (2-го июля). Спал я неспокойно и служил с трудом. День прежаркий. Благодарение Богу! За что пространно питать утробу свою, когда от ней проистекает всякое зло: и холодность к Богу с маловерием и неверием, хульные, скверные и лукавые помыслы, злоба, зависть, леность, уныние, отчаяние, своенравие и упрямство, блуд, любостяжание и все полчище страстей? За что мы так ублажаем свое смрадное чрево, виновное бесчисленных зол? О святые Божии человеки! К вам обращаюсь с молитвою: вы победили врага-человекоубийцу и плоть свою распяли со страстями и похотями; вы о нас помолитесь, усердно молим вас, да дарует и нам Господь победу на страсти и да дарует и нам бесстрастие. 3-е июля: день прежаркий, градусов 30 Ночью с 2-го на 3-е июля было точно в бане, так жарко: пот лил ливмя. Благодарение Господу за такую милость! После холодной весны, продолжавшейся до 13-го июня, эти жары – благодать небесная! Только бы зноя страстей не было, адского зноя, – этот зной убивает души и тела, от него избави, Боже! 4-е июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010