Глава 9   Писание говорит о многих духах: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103:4); и еще: «все духи хвалите Господа» (Пс.150:6). Достойным подаются дары различения духов (1Кор. 12:10). Иные духи суть небесные, радующиеся истине, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: «и моляху Его, — говорит Евангелие, — да не пошлет их в бездну ити» (Лк.8:31). Равным образом Христос повелевал духам и изгонял духов словом и не позволял им говорить (Мк.1:25). Говорится еще о духе суда и духе зноя (Ис.4:4), говорится и о духе мира: «мы же не духа мира прияхом» (1Кор.2:12), и о духе человека: «кто бо весть яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем» (1Кор.2:11). Упоминается и «дух ходяй и не обращаяйся» (Пс.77:39): «дух пройде в нем, и не будет» (Пс.102:16); и еще: «отимеши дух их и изчезнут» (Пс.103:29). И еще: «дуси пророчестии пророком повинуются» (1Кор.14:32). И еще: «вот дух лжив ста пред Господем и рече ему (_Господь: в чем прельстишь Ахаава? И рече: буду дух лжив во устех пророков» (3Цар.22:21—22). Упоминается еще «дух умиления» (Рим.11:8), дух страха (2Тим. 1:7), «дух пытлив» (Деян.16:16), дух блужения (Ос. 4:12), «дух бурен» (Пс.10:6), «дух многоглаголив» (Иов. 8:2), «дух недужен» (Лк.13:11), дух нечистый, дух глухий, дух немый (Мк.9:25), дух гугнивый (Мк. 7:32), дух лют зело, который называется «легеон» (Мф.8:28; Лк.8:30), и наконец духи злобы (Еф. 6:11). Люди умные найдут безчисленыя свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению, или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый дух от Отца и Сына, Дух истиный, Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати. Различно даруется каждому благо, овому дух премудрости, овому дух разума, овому дух силы, овому дух исцелений, овому дух пророчества, овому дух разсуждения, овому дух сказаний и другие дары, как говорит Апостол: «един и тойжде Дух, разделяя коемуждо, якоже хощет» (1Кор.12:8—11) И Давид говорит: «Дух твой благий наставит мя» (Псал. 142:10); или: «Дух, идеже хощет, дышет». Этими словами Писание указывает нам на истинность Святаго Духа: «и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин.3:8). И еще слова: «аще не родитесь от воды и Духа» (Ин.3:5) подобны словам Павла: «о Христе Иисусе аз вы родих» (1Кор.4:15). О Духе Господь сказал: «егда приидет Утешитель, егоже Аз послю вам, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). И: «еще много имам глаголати, но не можете носити ныне, егда же приидет он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам все» (Ин.16:12—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Таковы, например, для обозначения объекта – 5,2,21,22; свидетель вм. 18,19 (арах legomenon); – дело – 21:21;22:3 и у Ис.40–66 ; – заключать, определять – 22:28 (apax legom. в форме пиэль, а в кальной форме – 1Цар.3:25 …). Раскрываемое в книге Иова учение о сатане (1–2гл.) и ангелах-хранителях (5:1;33:23), по мнению сих ученых, заимствовано Евреями от Персов, не было известно до вавилонского плена, имеет себе параллели только у Даниила (4:10,14) и Захарии (3:1–3 и др.), а потому самая книга могла быть написана только после вавилонского плена. Так это доказательство покоиться на других положениях авторитетных для рационалистических критиков и вместе с силою или слабостью последних сохраняет и свое значение. Что касается заимствования Евреями учения о злых духах от Персов и появления его у Евреев после вавилонского плена, то это предположение 168 несправедливо. Учение о добрых духах, несомненно, ясно раскрыто в древнейших ветхозаветных книгах, например, в книге Бытия упоминаются херувимы (3:24), ополчение Божие, Ангелы ( Быт.28,12–22;32:1–2 и др.). Учение о злом духе толковники с древнего времени видели в Азазеле, упоминаемом в Лев.16гл. в злом духе ( ), сходившем на Саула ( 1Цар.16:14–15,23 и др.), лживом духе, вошедшем в лжепророков – современниках пророка Михея, сына Иемвлая ( 3Цар.22:19–23 =срав. Иов.1:6–12;2:1–6 ). Эти повествования находятся в книгах, рассказывающих о событиях, случившихся задолго до вавилонского плена и написанных также до вавилонского плена. Правда, в указанных местах злой дух не называется сатаною, но название сатаны также не могло быть заимствовано от Персов, потому что у Персов таким именем злые духи не назывались, а слово сатана еврейского происхождения и употребляется в древнейших ветхозаветных книгах ( Числ.22:22 ; 1Цар.29:4 ; 2Цар.19:23 ) в значении: враг, противник. Стало быть, введение этого термина в учение о злом духе не могло нисколько зависеть от Персов и периода вавилонского плена и употребление его у Иова не может служить доказательством послепленного происхождения книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7. 15 Преисподняя – евр. «шеол» – место пребывания мертвых. Пасти означает быть пастырем. Праведники – те, кто умрет смертью праведников ( Чис. 23:10 ), кто направляет свою жизнь по путям Божьим ( 3Цар. 15:5 ), кто непорочен перед Богом ( Иов. 1:1 ), кого Господь спасает ( Пс. 7:11 ). Владычествовать – полный поворот в отношениях, сложившихся на земле, которые описаны в ст. 6 (ср.: Лк. 16:22–25 ). Наутро ( Пс. 16:15 ) – пробуждение после смертного сна. 16 Избавит – выкупит. Господь заплатит цену, которую человек уплатить не в силах (8). От власти преисподней – избавит от власти смерти, шеола (15). Примет – тот же смысл, что и в Быт. 5:24 ; 4Цар. 2:1 ; Пс. 72:24. 21 Сквозная тема, проходящая через весь псалом, – тема земного благоденствия, которое не является определяющим для получения благословенного наследия в вечности: только истинное благочестие дарует его (см.: ст. 4). Псалом 49. Предостережение Псалмопевец представляет сцену Суда Божьего, когда Господь взывает ко всей земле (1). На суд Божий (6) призываются в первую очередь люди, вступившие в завет с Ним (4, 5). Среди них есть две категории: те, кто тщательно исполняет религиозный ритуал (8), но пренебрегает благодарением, послушанием и молитвой (14, 15), и те, кто формально принимает Его закон (16), но не следует ему (17–21). Псалом завершается (22–23) призывом, обращенным к этим двум группам людей, помнить Бога и искренне чтить Его. Центральная часть псалма (7–21) построена по образцу, описанному в Исх. 24:3–8 , когда ритуал жертвоприношения (4–6) сменяется публичным чтением закона (7, 8). Псалом особенно уместно читать во время праздника обновления завета, предоставляя возможность каждому человеку серьезно задуматься и исследовать свое сердце. 1–6 Судебное заседание назначено. После возглашения о Судье, защитниках и месте судебного заседания (1–2) поочередно выступают три голоса, объявляющие, что Бог грядет для совершения суда (3), что Он грядет как святой Бог Синая в сопровождении огня и бури (ср.: Исх. 19:16–18 ) и что судебное разбирательство начнется в доме Божьем (4, ср.: 1Пет. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля... Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба... При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй... Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего... и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник... ( 3Цар.8:27–43 ) 11 . Переводя ветхозаветное словоупотребление в привычную для нас систему понятий, мы могли бы сказать о том, что слово «небо» употреблялось в двух основных смыслах – для обозначения материального неба, распростертого над землей, и для обозначения того духовного пространства, в котором пребывает Бог . Однако ветхозаветный человек не делал того различия между материальным и духовным, которое характерно для философского мышления. Материальное и духовное небо в его сознании сливались в один феномен, и духовная реальность высшего бытия проглядывала через материальные облака. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной...» (день четвертый)». Мозаика в соборе Св. Марка, Венеция Подобным же образом и Бог представлялся не как чисто духовное бытие, а как существо, имеющее материальные, телесные характеристики. Библейский Бог имеет очи ( Втор.11:11 ; 2Пар.16:9 ; Иов.24:23; 34:21 ; Пс.10:4; 33:16; 65:7 ; Притч.15:3; 22:12 ), уши и лицо ( Пс.33:16–17 ), руки ( 2Цар.24:14 ; 1Пар.21:13 ) и ноги ( 1Пар.28:2 ; Пс.109:1 ; Ис.60:13; 66:1 ). Он ходит ( Быт.3:8 ), отдыхает ( Быт.2:2 ), вспоминает ( Быт.8:1; 19:29; 30:22 ) и забывает ( Пс.9:32–33 ), ненавидит ( Пс.11:5 ; Ис.61:8 ; Иер.44:4 ; Ам.5:21 ; Зах.8:17 ), отвращается ( 4Цар.17:20 ; Иез.23:18 ), скорбит и раскаивается ( Быт.6:6 ), спит и пробуждается ( Пс.43:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иеремия, оплакавший в своей плачевней песни смерть благочестивого царя Иосии, вот что говорит о нечестивом Иоакиме: «не будут об нем плакать: увы, брат мой, увы, государь, увы величие» Он будет похоронен как осел! Вытащат его и бросят за ворота Иерусалима» ( Иер.22:18–19 ). А цари Иоахаз, Иехония и Седекия нисколько не были благочестивее Иоакима, но так же, как и он, по выражению историка, «делали неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы их» (см 4Цар.23:32 и 37, 24:9 и 19), Манасссия же в своем нечестии превзошел даже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых ( 4Цар.21:2, 9 ). 1282 Как на признак происхождения псалма из времени Давида Hengstenberg и Delitzsch указывают на то, что псалмопевец, говоря о доме Божием, противополагает его шатрам или скиниям нечестия (ст. 11), а не чертогам или храмам (), и таким образом дает заключать, что дом Божий в его время был только шатер или скиния – , а храм – не был еще построен. Но только могло быть употреблено псалмопевцем в общем, безразличном значении жилища, как напр. в Суд.7:8 , Притч.14:11 , 3Цар.12:16 , Иов.8:22, 21:28 , а в таком случае не может вести к заключению о той или другой форме существования тогдашнего святилища. 1284 См. выше стр. 384 Св. Амвросий и в латинском переводе читал надписание: Psalmus David (Scr S curs compl T 15 p 495). Новейшие ученые исследователи Псалтири: Ewald, Bunsen, Moll, не определяли с точностью времени происхождения этого Пс., соглашаются признать глубокую его древность. Delitzsch же прямо склоняется к мнению о написании его во времена Давида, по поводу Авессаломова восстания. 1285 Каковы напр. предположения: о составлении его в плену Вавилонском в утешение и научение Иудеев, которые, не смотря на свое истинное богопочтение, должны были терпеть от нечестивых язычников (см Calmet comm ad h Ps), или – после смерти Иеровоама 2, в предостережение от увлечения примером этого нечестивого царя, не смотря на свое нечестие имевшего очень счастливое и продолжительное царствование (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

е. почти восемьдесят наших четвертей ( 3Цар.4:22 .). «При жертвоприношениях, как пишет св. Василий Великий 20 , часто употреблялась пшеничная мука или семидал, иногда неприготовленный, с возлитым только елеем, иногда и без елея, как в жертве ревнования, – в иных случаях как хлеб елеен, а в иных – как опреснок, в иных же как тесто, сделанное из семидала с елеем.» 2. Во всех почти местах Св. Писания, где говорится о пшенице, упоминается вместе и о ячмене (Евр. сеораг), который в большом количестве родился в Палестине и соседних с нею странах. Израильтяне, вскоре по занятии земли обетованной, занялись обработкой ячменя: в Писании упоминаются нивы, засеянные ячменем, которые принадлежали Воозу, Иоаву и некоторым мужам из Сихема, Салима и Самарии ( Лев27:16 ; Руф.2:17 ; 2Цар.14:30 ; Иер.41:8 .). Во всех этих и других местах св. земли ячмень разводился в таком обилии, что Палестина называется в Св. Писании землею ячменя. Древние Евреи сеяли ячмень в начале нашего ноября: жатва ячменя начиналась ранее жатвы пшеницы, во второй день опресночный, т. е. в 16 день нисана или нашего марта. Ныне ячмень поспевает в Палестине, особенно около Иерихона, в марте и убирается с поля в апреле. Соседние с Евреями народы, Аравитяне, Египтяне ( Иов.31:40 ; Исх.9:31 ) и Аммонитяне также занимались обработкой ячменя в значительном количестве. Царь сынов Аммоних в продолжение трех лет ежегодно платил дань Иоафаму, царю иудейскому: в то время он ежегодно присылал в Иудею по 10.000 мер ячменя, ( 2Пар.27:5 ), т. е. более восьми тысяч наших четвертей с половиною. Ныне по словам Рафаловича 21 , ячмень растет во всех областях Египта до Асуана; в нижнем Египте его сеют в декабре, на земле невспаханной, которую до жатвы раза два орошают. На каждую треть русской десятины употребляют от 3¼ до 4½ четвериков семян, и собирают от 20 до 47 четвериков зерна, смотря по местности; около Розетты и Мансуры треть русской десятины приносит иногда от 53½, до 67 русских четвериков. Вообще ныне в Египте ежегодно собирается ячменя до 570.822 наших четвертей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Поэтому язычники Халдеи верили, что Божество ночью открывается во сне и дает предуказания касательно будущего. Господь явился во сне Авимелеху ( Быт.20:3 ), Лавану ( Быт.31:24 ), Соломону ( 3Цар.3:5–15; 9:2–4 ), пророку Даниилу ( Дан.7:1–28 ) и другим. Откровение Бога пророкам во сне признается обычной формой ( Чис.12:6 ). Божественное откровение в ночных видениях получали Авраам ( Быт.15:12 ), Самуил ( 1Цар.3:3 ) и Нафан ( 2Цар.7:4 ). В книге Иова 33:14–18 сообщение божественных откровений во сне и в экстазе считается обычным. И Валаам конечно не видел надобности оставлять этот общепризнанный способ вопрошения Божества 178 . И Вседержитель, созерцая пути спасения человечества, благоволил с целью испытания явиться Валааму: «и пришел Бог к Валааму, говорить выразительно» бытописатель, «и сказал: какие это люди у тебя». Это богоявление подобно явлению Бога Авимелеху ( Быт.20:3 ) и Лавану ( Быт.31:24 ); как там, так и здесь оно изображается словами: «и пришел Бог». Только там оно было неожиданно, здесь ожидалось с уверенностью. Там Он пришел во сне, здесь, по-видимому, в особом состоянии полузабытья, среднего между сном и бодрствованием. По своей форме это душевное состояние, может быть походило на то явление духа, о котором повествует один из друзей Иова Елифаз: «Среди размышлений, (говорить он), о ночных видениях, когда сон находить на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида его, только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос»... ( Иов.4:13–16 ). Так или иначе, но Бог или Его Ангел явился Валааму 179 и, желая прямо показать Свое нерасположение к делу, по которому Валаам обращался, строгим тоном спросил: «какие это люди у тебя» ( Чис.22:9 ) 180 . Валаам отвечает кратким указанием на повод и цель прибытия моавитского посольства ( Чис.22:10–11 ), именно выставляет для снискания благоволения Божия несправедливое, якобы угрожающее Моавитянам поведение «вышедшего из Египта народа» и законное стремление Валака избавить свой народ от той горькой участи, которую только что вкусили от руки Израильтян Сигон Амморейский и Ог Васанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Также в прямом значении этот речевой оборот встречается в описании строительства дворца Соломона: «…в основание положены были камни дорогие, камни большие, камни в десять локтей и камни в восемь локтей…» ( 3Цар.7:10 ). В период восстановления храма в Иерусалиме (вместо разрушенного Соломонова) царь Кир дал распоряжение: «…пусть будут положены прочные основания для него» ( 1Езд.6:3 , ср . 3:6,10, 5:16). Однако в тексте Б . это выражение не только речевой стандарт — как метафора оно входит в систему образов Божественного домостроительства. Господь, сотворяя мир, «полагал основания земли» ( Иов.38:4 == Притч.8:29 ). Он «полагал в основание на Сионе камень», на котором будет воздвигнут новый Иерусалим (см. Ис.28:16 ). О будущем граде Он говорит: «…Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров» ( Ис.54:11 ). В Н.З. Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» ( Лк.6:46–49 ). В послании апостола Павла коринфянам говорится: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:10–15 ). Это основание положено раз и навсегда, добавляет он в Послании к евреям: «…поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание…» ( Евр.6:1 , ср . Еф.2:19–22 ). Посыпать пеплом голову ПОСЫПАТЬ ПЕПЛОМ ГОЛОВУ (ГЛАВУ): ПРАХ Образное выражение, построенное на описании символического действия — посыпания головы пеплом в знак скорби, отчаяния, признания своей виновности и раскаяния; нередко употребляется в шутливом контексте, в связи с мелкими житейскими неудачами, потерями, незначительными провинностями.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

ρι κα νεφλ κεκαλυμμνοι οδ ποτ’ ατος λιος φαθων καταδρκεται κτνεσσιν, Οθ πτ’ ν στεχσι πρς ορανν στερεντα, Οθ τ’ ν ψ π γααν π’ ορανθεν προτρπηται λλ π νξ λο τταται δειλοσι βροτοσιν”. Ср. Одиссея. X, 508–515. «λλ πτ ν δ νε δι κεανοο περσς, νθα ... Μακρα τ αγειροι κα ται λεσκαρποι Να μν ατο κλσαι επ κεαν βαθυδν, Ατς δ ες δεω ναι δμον ερεντα». 606 „А я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу сию, и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его“. Иов. 19:25–27 . В славянском переводе: „вем, яко присносущен есть Иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия“. 607 Употребленное здесь слово , согласно параллельным местам ( Еккл. 3:9,21; 10:4; 2:26 и др.), должно быть понимаемо в смысле само­стоятельного духовного начала в человеке. Такое значение этому слову в дан­ном случае придавали и древние переводы: LXX переводят его посредством πνεμα, Вульгата через spiritus. Замечательно здесь также и то глубокое внутреннее различие в смысле речи, установляемое употреблением различ­ных предлогов () и (), обозначающих нечто гораздо большее, чем одно только направление (al вниз, el вверх). Древние переводчики пере­водили „al“ через π, in, желая обозначить этим превращение во что-нибудь, или же полное объединение, а „е1“ передавали посредством слов: πρς, ad, обозна­чающих собственно присоединение (с сохранением самостоятельности присо­единяемого). Справедливость этого мнения можно подтвердить следующими па­раллельными местами: Нав. 3:16 , Иер. 7:31 (для ); Исх. 3:13 ; Нав. 7:23 ; 3Цар. 1:15 (для ). Ср. Юнгвров. Учение Ветхого Завета о бессмертии души, стр. 64, прим. 1. 623 Не лишнее будет заметить, что также и фарисеи твердо держались веры в бессмертие души (Antiqu. jud. 1. 2–3 и др.). Также и мишна учит о шеоле, как убежище умерших [Aboth. IV, 22], о геенне и рае (Jbid. I, 5; V, 9), о наказаниях временных и вечных, о будущем веке, о воскресе­нии, суде н воздаянии (Berachoth, V, 2; Sota, IX, 15) и опирается при этом на библейские данные. В гемаре тоже можно находить учение о шеоле (Berachoth, XV, 2), о трояком воздаянии на посмертном суде [Sota, 72], о геенне и рае (Berachoth, XVI, 2) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стих 14-й. В пророческом духе Иоиль уже видит страшно шумящие толпы народов, собравшихся на долину, в которой будет происходить Суд. Гласи прогласишас на поли сдебнмъ, к близъ день Господень на юдоли сдебнй. Гласи прогласишас. Евр. . Слово имеет значение – крик, шум, а также – шумящая толпа народа. В объясняемом нами месте можно принять второе значение: „толпы народов, толпы народов“. Чрез двукратное повторение слова усиливается значение его (ср. Быт.14:10 ; Исх.8:10 ; 1Цар.2:3 ; 4Цар.3:16 ), так что можно перевести „бесчисленные, страшно шумящие толпы народов“ 463 LXX-mь переводят: χοι ξχησαν (славян.: „гласи прогласишас“), т. е. первое понимают правильно в значении „шум“, а второе принимают за сказуемое, читая, вероятно, не , а (прич. действ. каль мн. ч. от гл. ; собств. „голоса шумящие“). В Вульгате и халдейском парафразе переводится более правильно, в первой: „populi, populi“, а во втором: „войска, войска“ (см. Розенм. р. 503). На поли сдебнмъ. Евр. , „в долине суда“. Слово , от гл. , рассекал, а также – решал, определял ( 3Цар.20:40 ; Иов.14:5 ; Ис.10:22 ), может означать: 1) рассечение и 2) суд, решение. В первом значении слово принимает в рассматриваемом нами месте Бл. Иероним (in valle concisionis, „в долине сечения“, т. е. в долине, где погибнут народы. Op. t. V, р. 89), во втором LXX-mь (ν τ οιλδι τς δης), Акила, Симмах и Феодотион (см. Rosenmüll. р. 504), а также и большая часть новейших толкователей 464 . В значении „суд“ принято и в русск. переводе синод. и лонд. изданий. То и другое значение одинаково правильно. Долина, где произойдет суд над народами, может быть названа и долиною „сечения“, так как там совершится погибель язычников, и долиною „суда“, так как там они будут судимы. Некоторые 465 толкователи, основываясь на том, что Ис.28:27 имеет значение – молотильная повозка, молотилка 466 , слова Иоиля переводят: „в долину молотилок“, думая, что этим указывается на жестокий обычай проезжать на молотильных повозках по побежденным ( 4Цар.13:7 ; 2Цар.12:30 и сл.; Суд.8:7, 16 ; Ам.1:3 ; Мих.4:13 ; Ис.21:10 ), т. е. что рассматриваемое нами место имеет смысл: в день Суда языческие народы постигнет страшное наказание, – с ними будет поступлено так же, как поступают с побежденными, по которым проезжают на молотилках. Такой перевод также нельзя назвать неправильным. Напротив, образ молотьбы вполне уместен при предшествующем изображении жатвы (ст. 13). Так, очевидно, понимает слово и архим. Макарий, переведя „на поле молотильном“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010