2Пар.1:14 , 2Пар.9:23–25 ). Кони и колесницы были помещаемы в особых стойлах, а эти последние были устроены в городах колесничных, воздвигнутых Соломоном, а также в Иерусалиме ( 3Цар.4:26 , 3Цар.9:19 . 2Пар.9:25 ). О доставлении корма для коней заботились особые лица ( 3Цар.4:7,28 ). Пользование конями для удовлетворения потребностей мирной жизни считалось, при Соломоне, принадлежностью знатных лиц. Но по обилию коней в то время их употребляли иногда для езды худородные люди; это, однако же, считалось ненормальным явлением ( Еккл.10:5–7 ). – Появление в Палестине лучших коней из Египта и других стран произвело на сынов Израилевых сильное впечатление. Поэтому в книге Иова, относимой, по своему происхождению, ко временам Соломона, именно в речи Господа к Иову, боевой конь становился наряду с редкими животными, в строении и свойствах которых благочестивые евреи видели наглядное доказательство всемогущества и премудрости Создателя всяческих ( Иов.39:19–25 ). Сам Соломон был поражен красотой коней и их уборов до такой степени, что сравнил невесту Песни Песней со своей кобылицей, запряженной в колесницу и убранной различными украшениями ( Песн.1:8–10 ). Со времен Соломона кони постоянно употреблялись в Палестине. Преимущественно они назначались для войска – для военных колесниц и конницы ( 3Цар.16:9 , 3Цар.22:4,35 . 4Цар.3:7 , 4Цар.13:7 . Ис.2:7 , Ис.30:16 . Мих.5:10 . Ос.14:4 ). Поэтому они составляли государственную собственность и содержались вместе с колесницами под надзором особенных начальников в Иерусалиме, имевшем даже ворота, которые назывались конскими ( 4Цар.11:16 . 2Пар.23:15 . Неем.3:28 . Иер.31:40 ). Впрочем, кони иногда держались простыми земледельцами, в качестве рабочего скота; для выколачивания зернового хлеба коней запрягали в молотильные колеса (см. «Колеса и доски молотильные» выше) и водили по снопам ( Ис.28:28 ). Коневодство, однако, никогда не процветало в Палестине, потому, главным образом, что в среде сынов Израилевых во все времена существовало предубеждение против коней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Особенно жадны обитатели irsitu к запаху фимиама; Эреснигаль восклицает: «Когда Таммуз играет на флейте из лапись глазури с янтарным кольцом, «Когда, вместе с ним, играют для меня плакальщики и плакальщицы, «Мертвые восстают и обоняют благовоние» 81 . II. Древне-еврейские представления Исходным пунктом для еврейских представлений о загробной жизни служила мысль о непрекращаемости настоящих социальных отношений и за могилой; ясное дело, что в семейной усыпальнице общение могло бы происходить лишь в тесном кругу родственников, и для общения всех вообще семей, родов, племен и т. д. необходимо особое место. Таким местом и был . Нельзя согласиться с некоторыми учеными, которые слово шеол переводят словом – могила, так как этому противоречит ясный смысл Быт.37:35 : «собрашася вси сынове Иакова и и дщери его и приидоша утешити: и не хотяще утешитися, глаголя: яко сниду к сыну моему сетуя в шеол, и плакася о нем ( Иосиф) отец»: Иаков хорошо знает, что его сын растерзан зверями, следовательно, говорить о встрече с ним в одной могиле нельзя, и, таким образом, слово имеет вообще совершенно иное, не материальное значение. Иаков говорит о свидании с Иосифом там, где материальные объекты не могут иметь места, а только духовные. Этому как раз отвечает библейская антропология, которая учит о дихотомии человеческого существа ( Быт.2:7 ), при которой духовное начало может свободно отделяться от тела и проявлять ту или иную активность ( Быт.35:18 ср. 3Цар.17:21–23 ). «Саул и писатель книги Царств верят, что умерший телесно Самуил не прекратил своего существования и может являться на земле, чтобы принять даже участие в ее жизни» ( 1Цар.28:1–25 – Юнгеров); источником духовной субстанции прямо считается Сам Творец, к Которому она и устремляется после смерти организма ( Еккл.12:7 ). Шеол – место пребывания душ усопших. Он находится глубже моря и оснований гор ( Иов.26:5 ; Втор.32:22 по евр. т.). Прор. Амос явно противополагает его небу (9:2 ср Пс.138:8 ), как антитезу небесному жилищу, – это – преисподняя, мир особого характера, который иудейская мысль представляла образно, как темницу с громадными вратами ( Иов.38:17 ; Ис.38:10 ), около которых находятся привратники, следящие за прочными запорами ( Иов.17:16 по евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

По аналогии с использованием сновидений Богом, человеческими мыслями манипулировали и Божьи враги. Древние полагали, что если Божьи ангелы служат посланниками, передающими во сне слово Божье, то дурные ангелы, посланники сатаны, могут передавать дурные сны. Иову и его современникам в Месопотамии и Греции казалось, что «ночные видения» доносятся «духом» с «нераспознаваемым видом», который «проходит над» человеком, вызывает «ужас и трепет» и от которого «ухо принимает нечто» ( Иов.4:12–16 ). Выражение «ужасы в ночи», означающее ночные кошмары, присутствует в перечне проявлений духовного зла ( Пс.90:5 ). В амулетах и магических формулах (см. МАГИЯ ), написанных заклинателями того времени, упор делался на предотвращении ночных кошмаров заклинанием бесов не возвращаться. Сексуальные сны рассматривались как выражение бесовского насилия (ср. Товит 6:14 ). Такие тексты, как Пс.90 и 120, доставляют утешение и успокаивают страхи, заверяя в неусыпной защите Бога. Сновидение как обман со стороны сил зла . Некоторые сновидения отнюдь не безобидны. Они бывают страшными и пугающими ( Иов.7:14 ). Неправильно истолкованное пророком видение либо исходило от лживого духа ( 3Цар.22:22–23 ), либо представляло собой обман ( Иер.23:16, 27, 32 ). «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» ( Зах.10:2 ). На этом фоне сновидения выглядят самообманом (ср. Иуд.1:8 , о людях, грезящих во сне). Сновидения как нечто нереальное, пустое или эфемерное . Бог действительно может говорить через сновидения, но не все сновидения исходят от Бога. Многие из них просто отвлекают внимание и смущают. В библейские времена люди не относили все сны к сверхъестественной категории. Такое понимание выражается в метафорах, приравнивающих сновидения к чему-то иллюзорному или пустому. Братья Иосифа насмехались над «сновидцем» и подозревали, что эти сны порождаются лишь самомнением Иосифа ( Быт.37:19–20 ). Врагов Израиля не следовало бояться: они «как сон» ( Ис.29:7 ). При возвращении на Сион люди чувствовали себя «как бы видящими во сне» ( Пс.125:1 ). Позавидовав сначала благосостоянию нечестивых, псалмопевец затем приходит к пониманию, что их временный успех заканчивается внезапным крушением и делает их самих столь же иллюзорными, как «сновидение по пробуждении» или как «мечты» ( Пс.72:20 ). Сирах (Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова) пренебрежительно относился к сновидениям: ворожба, приметы и истолкования снов – все это глупости, фантазии, подобные тем, которые возникают у женщины, вынашивающей ребенка ( Сир. 23:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

       «ходит» не пред Богом ( Быт.5:22 ; Быт.6:9 ) , но изображает праведность в «винах своих ходит» пред диаволом 362 . Только о таком человеке можно сказать, что он «враг Божий». Писание создает зримый и символический образ такого человека: у него именно темя (макушка) головы заросло волосами как бы звериными, такого человека милость Божия не касается. С Христом пришли мир и меч. Псалом говорит, что духовное побоище было ужасным: Пс.67:24             …чтобы сокрушила нога Твоя в крови,                         язык псов твоих – [в крови] паче врагов, паче самого. " Сокрушила 363 нога» – как сказано выше: «Бог сокрушит голову врагов Своих» (ст.22). Поражение сатане мог нанести только Мессия, затем «головы» змеев попадают под «ногу» новому – Мессианскому человечеству. На войне за войском с одной и с другой стороны следуют псы, которые питаются кровью и мертвечиной. Враги Мессии потерпели не просто поражение: они были совершенно обесславлены и лишены прежнего статуса ( Пс.35 /34:4), знаком служило то, что у пораженного кровь лижут псы ( 3Цар.21:19 ). Это будет кровь врагов Мессии и кровь «самого» – диавола, что показывает, что брань была и будет «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против космократоров тьмы века сего, против духов лукавства в поднебесии» ( Еф.6:12 ). Пс.67:31             Запрети зверю трстника,                         сонму мощных среди тельцов-народов… «Запрети» – относится к духовной сфере; «и сказал Яхве сатане: да запретит Яхве тебе, сатана, и да запретит Яхве тебе» ( Зах.3:2 ). См. Пс.9:6 ; Пс.18 /17:16). «Зверь тростника» – мистический бехемот (скотовище): «он лежит в укрытии тростника и болота» ( Иов.40:21 ) – покрыт жидкой грязью и шелестящей высокой порослью (идеальная маскировка), он невидим и неслышим, действует из «укрытия», он начальник всех «соглядатаев» ( Пс.5:9 ). «Запрети зверю тростника» – «мысленных «зверей», т.е. демонов убивает призыванием имени Божьего» (ПсСвОт) 364 . «Сонм мощных» – упомянут вслед за диаволом-бехемот " ом. Что такое «сонм мощных» видно из Голгофского Псалма 21, где говорится о распятии: «сонм злобствующих – они обступили меня» ( Пс.22 /21:17), «окружили меня быки многие, мощные Васанские обступили меня» ( Пс.22 /21:13). Здесь «мощные» и «быки» (парим ) означает архиереев, восставших против Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Птицы как символы освобождения и безопасности . Умение птиц уходить от опасности нашло выражение во многих образах полета, а также в религиозной символике. Нечистота дома «прокаженного» очищалась смертью птицы и удалялась (символическим или магическим путем) с помощью второй птицы, которую отпускали на свободу ( Лев.14:52–53 ; ср. Лев. 16:22 ). Псалмопевец пишет, что ему невозможно скрыться от Бога, даже если он возьмет «крылья зари» ( Пс.138:9 ). Ему хочется иметь «крылья, как у голубя», и тогда он «улетел бы и успокоился бы» ( Пс.54:7 ). Поэт задается также вопросом, может ли его душа улететь, «как птица» ( Пс.10:1 ). Распространенный в литературе и искусстве древности метафорический образ души или духа в виде птицы наивысшее выражение нашел в образе Святого Духа, спустившегося с неба, как голубь ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:22 ; Ин.1:32 ). Завидная способность птиц летать и добывать пропитание без необходимости «ни сеять, ни жать» порождали в воображении образ идиллического и беззаботного существования ( Лк.12:24 ). Не будучи связанными современным механистическим взглядом на природу, библейские авторы неоднократно ссылаются на веру птиц в получение хлеба насущного от Провидения как на пример смирения ( Пс.146:9 ; Иов.38:41 ). Бог, постоянно дающий птицам пищу, может даже использовать птиц для снабжения пропитанием человека ( 3Цар.17:4 ). Сходство между птичьими гнездами и человеческими домами породило и другие аналогии, связанные с Божьим обеспечением. Воробьи и ласточки с достойной подражания мудростью вьют гнезда в доме Господа и ищут защиты у Его алтаря ( Пс.83:4 ). Другие птицы, такие как аисты, строят безопасное жилище на вершинах высоких елей ( Пс.103:17 ). Божья награда за это упование на Него и простую веру выражается в факте, что гнезда есть у всех птиц, но не у всех людей есть дома ( Лк.9:58 ). Вполне заметные, но недоступные гнезда служат символом установленного свыше порядка ( Песн.2:14 ; Иер.48:28 ). Народы доверяются своим твердыням в горах, как орлы своим гнездам, но эти неприступные скалы не преграда для Господа ( Иер.49:16 ; Авд.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3–9. В изъяснение побуждения к прославлению Господа, псалмопевец изображает откровение величия и славы Его в страшной, сопровождающейся бурею грозе, которая, начинаясь над морем (ст. 3), с ужасающею силою разражается над Ливаном и Антиливаном (ст. 5–6), и проносясь к югу чрез всю Палестину, потрясает соседнюю с нею пустыню Кадеш (ст. 8), всюду производя к природе грозно-дивные, поражающие действия. В яростных порывах ветра и в оглушительных раскатах грома псалмопевец слышит вещающий людям глас Божий, а в разительных действиях этого грозного явления в природе созерцает силу всемогущего Творца и Правителя вселенной. Подобное же изображение грозы под образом раздающегося с небес гласа Божия – в Пс.17:14 и 16 и в кн. Иова 37:2–5. Основанием для него, без сомнения, послужило явление Господа и изречение Им Своего Закона на Синае среди громов и молний ( Исх.19:16–20; 20:1–18 ), а также совершение праведного суда Божия над первым развращенным миром чрез тучи потопа. На последнее событие есть прямое указание в 10 ст. псалма. г. Гласъ Гдень на водахъ, Бгъ славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ. 3. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 3 . Выражение воды многи, при употреблении его в буквальном смысле, в св. П. обыкновенно означает море ( Пс.76:17 и 20; 92:4; 106:23; Ис. 23:3 ; Иез. 27:26 ; ср. Исх. 15:10 ), или же иногда большие реки ( Иер. 51:13 ; Апок. 17:1 ), и здесь, в прямом смысле, в отношении к грозе должно быть понимаемо в значении моря, над которым от испарений вод по преимуществу скопляются облака и образуются дождевые тучи ( Иов.38:9 ; 3Цар.8:44 ). По ближайшему сопоставлению с Ливаном, море это есть лежащее на западе от Палестины, а также простирающихся на севере ее Ливанских гор, – море Средиземное. Посему гласъ Гдень (евр. Иеговы) на водахъ, Бгъ (евр. эл=всемогущий) славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ букв. зн., что изображаемая в псалме гроза и буря начинается на северо-западе Палестины над Средиземным морем и первые порывы вихря и удары грома, в которых Господь как бы вещает людям о своём могуществе и славе, раздаются над безбрежною ширью его водного пространства. Но в пророчественном смысл этот первый, слышимый в громе и буре над водами моря глас Божий ость предызображение нисшествия Св. Духа на Христа и чрез Него на верующих (см. выше в введ. к Пс.тропарь вел. освящ. воды в Богоявл.) и того действительного гласа Бога Отца (св. Ипполит, в сл. на Богоявл., Афан. и Вас. В., бл. Феодорит и Евф. Зигабен в толков.), который возгремел над водами многими, Своему свидетельствуяй Сыну (кан. на Богоявл. св. Косьмы Маиумского п. 4 ирмос), при крещении его на Иордане ( Мф.3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царский стол . Обедать за столом царя было почетно; это означало, что человек пользуется его благосклонностью, защитой, разделяет процветание и могущество царя ( 2Цар.9:7–13; 19:28 ; 3Цар.2:7 ). Отказ от царского приглашения – оскорбление для царя ( 1Цар.20:29 ; Есф.1:12 ). Не быть допущенным за царский стол и быть вынужденным «собирать крохи» – символ унижения и поражения ( Суд.1:7 ; используется в переносном смысле в Иез.39:20 и Мф.15:21–28 ). Количество и роскошь блюд и напитков за столом правителя – признак богатства и власти и, в конечном итоге, Божьего благословения ( 3Цар.4:27; 10:5 ; 2Пар.9:4 ; Неем.5:18 ). Полный стол: благословение или упадок . По сути стол, полный еды, указывает на Божье благословение и провиденческую заботу, это свидетельство шалома, мирной Справедливости Бога ( Неем.5:18 ; Иов.36:16 ; Пс.22:5; 77:19 ). Стол, полный кошерной пищи, окруженный ритуально чистыми, праведными людьми, с которыми вы делите ее, – воплощенное благо (напр., Пс.127 ). С другой стороны, несправедливость царя, народа или отдельного человека может выразиться в образе переполненного пищей стола, в то время как бедняки страдают от голода ( Ис.28:8 ; см. БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА ). Церемониальные столы . И Скиния (шатер собрания), и храм включали в свое убранство столы. На столе хлебов предложения находился специальный обрядовый хлеб, символизирующий присутствие Бога (скиния: Исх.25:23–30; 31:8; 37:10–16; 39:36; 40:4, 22–23 ; Лев. 24:6 ; Чис. 4:7 ; храм: 3Цар.7:48 ; 1Пар.28:16 ; 2Пар.4:19; 13:11; 29:18 ; Евр.9:2 ). Соломон велел изготовить для своего храма десять столов ( 2Пар.4:8 ), согласно инструкциям Давида ( 1Пар.28:16 ). Иезекииль описывает деревянный «жертвенник» или «стол» из своего видения о новом храме ( Иез.41:22 и упоминает всего двенадцать столов, восемь из которых служат для заклания жертв ( Иез.40:39–41 ), а четыре, высеченные из камня, – для хранения орудий и мяса, предлагаемого в жертву Богу ( Иез.40:42–43 ). Приближаться к этим столам и пользоваться ими могли только ритуально чистые священники (левиты, Иез.44:16 ). «Стол Господень» в Ветхом Завете – это стол для жертвы всесожжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Божье владычество выражается иногда в образах телесных отметин. Обрезание израильских мальчиков можно понимать как знак принадлежности Яхве, Богу Израиля. Бог Сам заявил Израилю: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» ( Ис.49:16 ). Но страдавший Иов не находил утешения в принадлежности Богу: «...и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих» ( Иов.13:27 ). В противовес своим противникам, требовавшим обрезания верующих, Павел говорил, что он носит «язвы [stigmata] Господа Иисуса на теле» ( Гал.6:17 ). Эти язвы были, по-видимому, шрамами на теле апостола, следовавшего за распятым Христом. Или, как это звучит в переводе Моффата: «Я ношу на теле выжженное клеймо принадлежности Иисусу». Говоря о Господе Иисусе как о Владыке верующих нового завета, Павел использует образ «печати» Духа: помазавший нас Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). Личная печать на каком-либо предмете удостоверяла принадлежность или подлинность ( 3Цар.21:8 ; Есф.8:8 ), но в данном случае верующие считаются не только принадлежащими Богу, но и наследниками Бога. Печать Духа тесно связана с метафорами усыновления ( Рим.8:23 ) и наследия, которое однажды будет получено во всей полноте: «Запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» ( Еф.1:13–14 ). Владение землей . Основным заветным благом, дарованным Богом Израилю, была гарантия владения Ханаанской землей. Но это владение больше походило на аренду, ибо земля прежде всего принадлежит Яхве. Израилю напоминалось: «Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» ( Лев.25:23 ). Именно Бог привел Израиль на землю и одержал победу над врагом. Земля была передана Израилю в дар или под опеку. Рельефным образом владения землей в Ветхом Завете служат межи. Установленные межи нельзя было нарушать ( Втор.19:14 ; Иов.24:2–4 ; Притч.23:10–11 ; Ос.5:10 ). Развернутое описание границ земельных владений в Нав.13–21 служит как бы общим обзором или планом Божьей земли, распределенной между коленами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010