По мере расширения Церкви общины стали возникать вне Иерусалима. Для этих общин участие в храмовом богослужении было с самого начала исключено, и их молитвенная жизнь строилась исключительно вокруг евхаристических трапез, возглавляемых апостолами или теми, кому апостолы это поручали. Важным этапом в жизни Церкви стало принятие в нее первого обращенного из язычества. Таковым, согласно книге Деяний, стал римский сотник Корнилий, живший в Кесарии. Крещению Корнилия предшествовало видение Петра, которому было явлено отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо ( Деян. 10:11–16 ). Как мы указывали в книге об апостоле Петре, 22 смысл этого видения – отнюдь не в отмене ветхозаветных предписаний касательно нечистой пищи. Различные животные, пресмыкающиеся и птицы – символы людей, которых иудеи считали нечистыми. Видение должно было подготовить Петра к новому роду миссии: ему предстояло войти в дом язычника, общаться с ним и его семьей. И Петр должен был внутренне и психологически освободиться от представления о язычниках как людях, соприкосновение с которыми является источником осквернения. Петр отправился в Кесарию и крестил Корнилия вместе со всем его домом. Однако в Иерусалимской общине это событие вызвало переполох. На Петра набросились с упреками – не столько за то, что он крестил римского сотника, сколько за то, что он садился за один стол с язычниками. Будучи воспитаны в строгих иудейских традициях и продолжая их придерживаться, иерусалимские христиане усмотрели в общении Петра с язычниками серьезное отклонение от вероучительной ортодоксии. О том, что иудеи не садятся за стол с язычниками, было известно всем. У язычников этот обычай вызывал негодование. В 3-й книге Маккавейской рассказывается о том, как против иудеев был распущен слух, «что эти люди не допускают общения трапезы ни с царем, ни с вельможами, что они завистники и великие противники государства» ( 3Мак. 3:4 ). Римский историк Тацит утверждает, что иудеи «ни с кем не делят ни пищу, ни ложе», то есть не садятся за стол с представителями иной веры и не вступают с ними в брак. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такое характерное название храма Иерусалимом Полибий, очень естественно, мог прямо заимствовать от иудеев, с которыми ему приходилось сталкиваться, или о которых слышать. Возможность такого рода явления становится тем более вероятной, что послепленные Иудеи, как и допленные, считали Иерусалим священным местом, и в этом отношении наделяли его такими же признаками, как и храм. Иерусалим был для иудеев «городом, на котором наречено имя Господне» ( Дан.9:18 ), как и на храме; по убеждению иудеев, «Господь избрал этот город (Иерусалим) и освятил это место» ( 3Мак.2:8 ), «Сам Бог избрал его (Иерусалим) Своим жилищем» (Boйh.VII,8:7); словом, по представлению иудеев, «Иерусалим есть город Божий» (Войн, VI.2:1); в устах Самого Иисуса Христа Иерусалим был «городом великого Царя», т.е. Бога (Мф.5:35). Такое сходство признаков представлений о священном характере Иерусалима и храма могло, естественно, выливаться даже в тождество этих представлений о храме и столице государства Иерусалиме, тождество, которое мы встречаем в приведенном замечании Полибия, и которое могло выражать жившую в уме иудеев мысль о тесной связи между храмом и национально-политической жизнью народа, выражать представление о храме как основании, душе, центре их религиозно-национальной и политической жизни. В представлении пророков это значение храма для жизни евреев рисовалось еще шире; они поставляли даже материальное благосостояние народа в зависимость от такого или иного состояния храма и отношения к нему евреев. Например, у пророка Аггея Господь, обращаясь к идеям, говорит: «ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф, – за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите – каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, к земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху 160 на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» ( Агг.1:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Многие молитвы иудеев, излагаемые здесь, выражают или смиренную покорность воле Божией, наказующей их за грехи (1:13–25; 5:33–36), или непоколебимую надежду на помощь Его и спасение их от угрожающей опасности (5:4, 16). Полна веры и упования на Бога молитва первосвященника Симона перед входом в Иерусалимский храм Птоломея: Господи, Господи, Царю небес и Владыка всякого создания, Святый во святых, Единовластвующий, Вседержитель, призри на нас… Ибо Ты все создавший и всем управляющий Праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо дерзостно и с превозношением… Ты верен и истинен. Вот мы, Святый Царь, за многие и великие грехи наши бедствуем, изнемогли от скорбей, оставь грехи наши, отпусти неправды наши, яви милость Твою в час сей, скоро да предварят нас щедроты Твои, дай хвалу устам упадших духом и сокрушенных сердцем, даруй нам мир ( 3Мак.2:1–15 ). Кажется, в христианском богослужении подобная молитва и то очень уместна и может быть сердечно влиятельна и умилительна. Может быть подобные отделы из этой книги имелись в виду в Апостольских Правилах и за них эта книга назначалась для чтения христианам, при безразличном отношении к месту и времени их произнесения в историческом повествовании книги. На них и современный православный богослов и всякий православный читатель книги должен сосредоточивать свое внимание. Специальных изданий текста Маккавейских книг не существует в западной литературе, кроме общих на неканонические книги. Экзегетических трудов на Маккавейские книги, как в древности, так и в новое время было немного. В отеческий период было лишь несколько гомилий: Григория Богослова (М. 35 t. по рус. пер. 2 т.), Григория Нисского (В. Чт. VII, 149), Иоанна Златоуста (М. 50 t. по рус. пер. 3 т.), Августина (М. 39 t.), и преимущественно на 2Мак.7 гл. – в похвалу «мученикам Маккавеям». В новое время: Gillet. Les Machabйes. Par. 1860. Patrizi. De consensu utriusque libri Maccabaeorum. 1856 (Библиологич. – апологетич. исслед.). Scholz. Die Вьснег d. Makkabaer ubersetzt und erklдrm.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ветры над пустыней... Они унесли века, а вокруг всё то же, в первозданной нетронутости, как и было некогда. Шедший народ думал о загадочной Обетованной Земле, как будто слыша, как кипят, бурлят в ней потоки молока и меда. Но в эту землю никто из них не вошел. Они навсегда костьми легли здесь, в пустыне. И только их дети перешли Иордан. Но то уже другая история. Наступает и другой этап нашего паломничества – мы въезжаем во Святую Землю. Панорама Иерусалима: вместо послесловия Ты, Царь, создавший беспредельную и неизмеримую землю, избрал этот город, и освятил это место во славу Тебе... и прославил его Твоим величественным явлением... 3Мак. 2:8 Спускаемся с вершины горы. Елеон. Отсюда Сын Человеческий вознесся на небо. Отсюда Он спускался к Иерусалиму за пять дней до Пасхи. В тот день иерусалимляне выбирали, покупали себе жертвенного пасхального ягненка. Однако ветхозаветный жертвенный ягненок был сменен на Него Самого – Агнца Божьего, взявшего на Себя грех мира (см. Ин.1:29 ). Его встречали тогда как царя, а Он, Царь Иудейский, восседавший кротко на ослике, плакал. Орошалась земля каплями, каплющими на землю ( Пс.71: 6 ). Нынче здесь стоит храм со своеобразным наименованием Dominus flevit, что значит «Господь плачет». Недалеко от этого храма смотровая площадка. Там и собираемся. Нас двадцать. Двадцать паломников-пилигримов из Хакасии и Сибири. С нами наш новый гид-проводник, мой тезка – Геннадий. Он археолог и уже двадцать лет живет на Святой Земле, в Иерусалиме. Кажется, он знает каждый клочок этой земли и сам кропотливо исследует ее, открывая и расшифровывая вековые загадки и тайны, которым, похоже, нет числа. Наш гид без ярко выраженных эмоций, роняя лаконичные фразы, указывая рукой то в одну, то в другую сторону, начинает свой рассказ. С этого места хорошо видна панорама Иерусалима. Отсюда видел его Иисус, здесь о нём плакал. С этого же места, после многих разрушений, построек и перестроек видим его и мы. Epyшaлauм-Uepycaлuм-Jerusalem. Панорама Иерусалима – панорама всего мира от начала его до конца. Здесь вся священная история. Мистический, сакральный центр мира. Альфа и Омега всего и вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3Мак.7:16 . Сами же, пребыв с Богом даже до смерти, и сподобившись полного наслаждения спасением, вышли из города, увенчанные всякими благовоннейшими цветами, с веселием и восклицанием, хвалами и благозвучными песнопениями благодаря Бога отцов своих, вечнаго Спасителя израилева. 3Мак.7:17 . Прибыв же в Птолемаиду, называемую по свойству местности Родофорос (розоносная), в которой по общему уговору их поджидали их корабли седмь дней, 3Мак.7:18 . они учредили тут пир спасения, потому что царь от души снабдил их всем нужным на путь даже до жилища их. 3Мак.7:19 . А так как они достигли сюда спокойно с подобающими исповеданиями (милости Бога); то и здесь так же постановили праздновать с веселием эти же дни, во время пресельничества своего, 3Мак.7:20 . кои и освятили постановкою обетнаго столпа на месте пира, и потом возвратились здравые, свободные, весьма радостные, охраняемые царским повелением на суше и море, и реке [Подразумевай реку Нил], каждый в свой дом; 3Мак.7:21 . и возымели гораздо большую, нежели прежде, силу, славу и страх у врагов, отнюдь никем не будучи лишаемы имений. 3Мак.7:22 . И все получили, все свое до переписи, так что те, которые имели что-либо их, отдавали им с величайшим страхом, когда великий Бог явил величие свое совершенным спасением их. 3Мак.7:23 . Благословен Избавитель Израиля в вечныя времена. Аминь. Книга 4 [Это Слово никогда не было переведено у нас ни по-славянски, ни по-русски] Глава 1 4Мак.1:1. Намереваясь предложить любомудреннейшее слово, – господствует ли над страстями благочестивая разсудительность, – я искренно советовал бы вам усердно внять сему любомудрию. 4Мак.1:2. Ибо сие слово вполне нужно для знания, и кроме того содержит похвалу такой величайшей добродетели, какова мудрость. 4Мак.1:3. Итак оная разсудительность сдерживает ли страсти, кои препятствуют воздержанию, как то чревоугодие и похотливость; 4Мак.1:4. и овладевает ли страстями, воспящающими справедливость, например злонравием, и страстями, кои запинают мужество, как то гневом и огорчением и страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Раскаявшийся Птолемей издал указ, по которому все пленники были одновременно освобождены и им было предоставлено достаточно вина и прочего для празднования чудесного избавления в течение четырнадцати дней. Освободившись из только что грозившего им смертью плена, иудеи стали просить царя разрешить им наказать отступивших от Святого Бога и закона иудеев, убеждая его в том, что преступившие Божественный закон никогда не будут верными подданными и земного царя. Царь нашёл их слова разумными и разрешил истребить отступников в любом месте своего царства. В тот день было умерщвлено 300 человек из числа нечестивых иудеев. Избавленные от казни, пребывши с Богом до самого последнего своего момента, радостные иудеи удалились из города с весельем, хвалами и восклицаниями, прославляя Бога отцов, вечного Спасителя Израиля. Третья книга Маккавеев, вероятно, была написана в то время, когда евреи в Египте подвергались жестоким гонениям из-за своей религии. Цель автора, по-видимому, состояла в том, чтобы утешить тех, кто страдает за веру, с помощью примеров, показывающих, что Бог всегда пребывает рядом со Своим народом, помогая ему во всех испытаниях и освобождая из рук врагов. Можно выделить несколько учений: – В книге подчёркивается учение о том, что Бог находится на стороне Своего народа ( 3Мак.4:16 ), и даже если евреи нарушат его заповеди, Он простит и спасёт их ( 3Мак.2:13, 4:13 ); – Молитва имеет большую силу (см.: 3Мак. 2:10, 5:5–10, 13, 36, 6:1–15 ); – явно говорится о вере в ангелов (см. 3Мак. 6:17 ); – Книга ничего не говорит о телесном воскресении и будущей жизни. Ад в 3Мак.4:7; 5:36; 6:28 , по-видимому, это смерть и конец всей человеческой жизни. История о преследовании евреев Птолемеем IV Филопатором не может быть доказана или опровергнута, так как об этих гонениях больше нигде нет сведений. Иосиф Флавий в своём сочинении «Против апиона» (II, 50–55) рассказывает, что многие (но, конечно, не все) евреи были преданы смерти в Александрии во время правления Птолемея VIII Евергета (146–117 гг. до Р. Х.). Эта казнь действительно была совершена через растаптывание пьяными слонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

842 Что ketobeth kahakah означает scriptio stigmatis, і. е. fignrae cauterio impressae, stigmata (Розенмиллер schol), в этом нет никакого сомнения; но запрещалось ли этим простое татуирование,–обычай, встречающийся у бедуинов и в Египте (Агіеих, Sitten de Beduinen, на немецкий язык перевед. Розенмиллером, стр. 115. Буркхардта, Beduinen, стр. 40; Лане Sitten и Gebrauch der. Aeg. 1. стр. 25), или обычай языческих идолопоклоннических народов выжигать на теле имена и знаки идолов ( 3Мак.2:21 и другие доказательства из классиков у Спенсера, de legg. Hebr. rit. lib. 2. гл. 20 стр. 411 и д.)–это еще спорный вопрос, хотя последнее не вероятно, потому, что в контексте нет указаний на подобное значение. Во всяком случае совершенно неосновательно мнение Феодорита и многих других, что татуирование было запрещено, как траурный знак, потому что от такого обычая у древних нет никакого следа, с чем соглашается даже Спенсер. 843 И эти запрещения не были направлены против идолопоклоннических знаков, как это видно из слов: «ты не должен портить (lo taschchit) углов своей бороды». Геродот ІІІ, 8 рассказывает об арабах пустынь, что они брили волосы κατπερ αυτν τον Δινυσον (то есть, ρατλ) κεκρϑαι. κερονται δε περιτρχαλα, περιξηρουντες τος κροτφους; это вероятно те самые, которые у Иер.9:25; 25:23; 49:32 называются ktzutzei pheah. Но этот обычай не имеет общего значения у Арабов, чтобы его можно было рассматривать, как отличительный знак идолопоклонства, тем более что Плиний (hist. nat. VI, 32) свидетельствует: Arabes mitrati degunt aut intonso crine, barba abraditur praeterquam in superiore labro, aliis et haec intonsa. Также остается неизвестным, обрезывали ли Арабы пустынь и углы бороды и в этом ли отношении они назывались ktzutzei pheah, как думают Моверс (Phonizar, 1, стр. 361 и М. Баумгартен). Спенсер хочет пониматъ и это запрещение относительно траурных языческих обрядов, но это опровергается уже Деулингом (observatt. sacr. ІІ, зам. 14). 844 Украшение глаз, это еще у нынешних восточных женщин любимое косметическое средство, называется puch, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Иустина мученика ). Но так как, может быть, большая часть их написана была Аристовулом под именами других лиц, то отсюда естественно происходило, что сочинения его читались и уважались, а самое имя его, как писателя, оставалось неизвестным или малоизвестным, точно так же, как и имя писателя книги Премудрости Соломоновой. г) Общественное состояние египетских иудеев в период жизни и деятельности Аристовула по-видимому не так то хорошо гармонирует с тем состоянием, в каком они находились во время жизни писателя книги Премудрости Соломоновой. В книге Премудрости Соломоновой иудеи представляются людьми ненавидимыми, преследуемыми и гонимыми. А между тем во все продолжение царствования Птоломея Филометора, когда жил Аристовул, они несомненно пользовались значительным расположением к себе правительства и, по свидетельству Иосифа Флавия, никогда не наслаждались таким миром, свободой и даже силой, как в этот период изгнаннической их жизни в Египте. Но если однако ж мы примем во внимание при этом, что иудеи, жившие в Египте, несмотря на благорасположение к себе некоторых царей египетских, при всех своих усилиях, никогда не могли войти в любовь и расположение тех народов, среди коих они жили. Что религиозной своей исключительностью, презрительным отчуждением от всех языческих обычаев, национальным высокомерием, так несогласным с их политическим и общественным положением, и наконец самыми гражданскими правами и привилегиями, коих они успевали иногда добиться у правительства своей услужливостью и ловкостью, они всегда возбуждали к себе и в египтянах, считавших их своими прежними рабами, и в македонских греках, своих теперешних обладателях, самые неприязненные и враждебные чувства, при малейшем поводе готовые разразиться бурей оскорблений, насилий, преследований ( 3Мак.4:1 .). Что вследствие всего этого и в самых высших, правительственных сферах, при самом дворе Птоломеев, не исключая и самых благорасположенных к ним царствований, всегда было довольно враждебных людей, которые по слепому ли чувству ненависти или по политическим расчетам советовали Птоломеям, в видах упрочения своей силы, как можно сильнее давить и угнетать это пришлое и враждебное народу племя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

135 Поэтому апостол, называет крещающихся σμφυτοι τ ομοιματι το θαντου ατο (– Рим. 6:5 ). Σμφυτος происходит не от συμφυτεω, но, что естественнее, от συμφω:«вместе расти» Лк. 8:7 (ср. Валь, Шлейссмер. Кремер), и имеет два главных значения: 1) вместе произросший, прирожденный ( 3Мак. 3:22 – по русск. пер. 16 ст.), 2) сросшийся, приросший. В последнем смысле оно употребляется у Платона и в Ветхом Завете два раза: Зах. 11:2 («сросшийся», или «заросший» лес) и Ам. 9:13 (холмы «сросшийся»). Первое значение «прирожденный очевидно не приложимо к Рим. 6:5 . Нельзя придавать и встречающееся иногда отдаленное значение «подобный», так как странно было бы сказать: «подобный подобием», Остается принять значение «сросшийся». Так Кремер, Валь, Шлейсснер; Philippi и Olshausen к Рим. 6:5 . В нашем чине крещения слово σμφυτος переведено словом «срасленый». 137 Ср. изображение спасительного действия страданий Христа арх. Антонием в «размышлениях о спасительной силе Христовых страстей» (Церковный Вестник. 1890 г. 13, стр. 221–223): «Кто не умилился, кто не возносился горе, слушая евангельския повествования или церковныя песнопения о вольных страданиях Нашего Господа? Их возрождающая сила заявляет себя на глазах каждого, и конечно ежегодно страстная седмица просветляет общественную и народную совесть, поддерживает веру и подавляет грех. Но несомненно и то, что эта сила влияет на нашу волю чрез чувство, и редко какой христианин, даже богословски образованный, может себе дать сознательный отчет в посредстве между Христовою страстью и смертью своих страстей… Обращение ко Христу для ветхаго человека есть смерть и затем жизнь, смерть и воскресение. Вот почему соединение со Христом в крещении есть таинство смерти миру и жизни для Христа ( Рим. 4:2–12 ). Но что такое смерть? Уничтожение жизни. Что такое смерть греху? Уничтожение греховной жизни. Как отражается это уничтожение в сознании умирающего? Страданиями; вот то слово, которое приблизит к пониманию голгофской жертвы. Первое страдание в деле усвоения благодатной жизни – это покаяние, с которого должно начать жизнь в царствии Божием, как учили предтеча, Господь и апостолы ( Мф. 11:3 ; Мк. 1:15 ; Деян. 11:38; 17:30 ); второе страдание это борьба со страстьми ветхого человека, коего умерщвление продолжается всю жизнь ( Рим. 7:14 –2б): третье страдание – от мира, от врагов и друзей, равно ненавидящих путь Господень ( Ин. 15:18; 16:5 ), который для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010