22:31–38 Накануне отречения 22:31,32. Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12 . Упоминаемое здесь требование «сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6–12 и 2:1–6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель). 22:33,34. В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3Мак. 5:23 ; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо. 22:35. См. коммент. к 9:3. 22:36–38. Упоминая о мече, Иисус не призывает к насилию, в отличие от зилотов (ср.: Псевдо-Фокилид, 32–34; Фокилид – греческий поэт VI в. до н. э.). Иисус призывает к временному и символическому акту – двух мечей достаточно (ст. 38), чтобы Его можно было обвинить в мятежных намерениях и, следовательно, «причесть к злодеям» в соответствии с Ис. 53:12 . (О «мессианском аспекте Ис. 53 ом. в коммент. к Мф. 12:15–18 .) Без верхней одежды ночью человек мог замерзнуть и простудиться, но Иисус говорит, что это лучше, чем если ученики окажутся невооруженными в предстоящем конфликте. 22:39–46 О тех, кто готов и кто не готов 22:39. Путь из дома, где они совершали трапезу в верхней горнице, до Елеонской горы занимал не менее пятнадцати минут. 22:40. Они могли добраться до Гефсимании в десять или одиннадцать часов вечера (что считалось поздним временем, поскольку сельскохозяйственные работы и деловые операции совершались при дневном свете). В пасхальную ночь евреи обычно долго не ложились спать, беседуя об искуплении, которое совершил Бог . Ученики должны были найти в себе силы бодрствовать; они, вероятно, во все предыдущие пасхальные ночи в своей жизни ложились спать очень поздно. «Искушение» здесь означает испытание. Учитывая использование этого понятия в еврейском религиозном обиходе, можно предположить, что Иисус сказал следующее: «...чтобы не пасть жертвой испытания, которое вам предстоит».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

18:24. Бог воздаст всем, кто запятнан кровью невинного ( Иер. 2:34 ). Хотя не все праведные были убиты в Риме (ср.: Мф. 23:35 ), Рим, как воплощение тоталитарных сил, которые отражают общечеловеческий грех на протяжении всей истории, считался ответственным за их убийство. 19:1–10 Радость по поводу падения Вавилона Эта сцена переносит нас от траурного плача на земле к радости и ликованию на небе; мученики, наконец-то, были оправданы. Хотя это в данном случае относится к Риму, но в целом распространяется и на все репрессивные мировые системы, олицетворением которых был Рим – вплоть до второго пришествия Христа. (Некоторые комментаторы считают, что в гл. 19 речь идет только о падении Рима, а в гл. 20 представлена остальная часть истории до второго пришествия Христа. Эта точка зрения весьма уязвима. Вывод зависит от понимания метафорического языка гл. 19.) 19:1. Восклицание «аллилуйя!» часто встречается в псалмах (ср.: Пс. 145–150 ); это строгое повеление воздать хвалу Господу ( piel, «хвали!» – самое сильное повеление, возможно, первоначально исходившее от музыкантов-левитов, направляемых Святым Духом, которые призывали своих слушателей поклониться Богу); это повеление использовалось во всех видах богослужения, особенно при восхвалении Бога за Его величественные и могущественные деяния (напр., после избавления евреев – 3Мак. 7:13 ; см. также: Тов. 13:18 ). Оно звучало как призыв к богослужению в храме, а также в небесных сферах ( Отк. 19:1,3,6 ; ср. со ст. 5). 19:2. Оправдание праведных включает в себя и наказание его убийц; см.: Втор. 32:43 ; ср.: Пс. 78и Иер. 51:48,49 (о Вавилоне). 19:3. Это цитата из Ис. 34:10 , где описывается падение главного города Эдома, но она, естественно, относится ко всем городам с такими нечестивыми жителями, в том числе и к мировой системе в целом (ср.: 66:24). (Расширение масштабов понятий от города к обществу или миру в I в. считалось столь же естественным, как сопоставление двух городов; философы часто рассматривали все государство как единый мегаполис.) Этот образ дымящихся руин отражал картину войны, он повторяется как вечное опустошение и в Сивиллиных оракулах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:6. Иудейские учителя часто использовали образ Содома наряду с образом допотопного поколения как олицетворение зла и разврата (см.: 3Мак. 2:5 ; часто у раввинов и др.). Ветхозаветные пророки такжепостоянно использовали Содом как символ предельной степени греховности современного им поколения (ср.: Втор. 32:32 ; Ис. 1:9,10; 3:9; 13:19 ; Иер. 23:14; 50:40 ; Пл. 4:6; Иез. 16:46 ; Соф. 2:9 ). 2:7,8 . Иудейская традиция разделяла людей на тех, кто признавал Лота праведным, и тех, кто не считал его таковым (большинство раввинов и ряд других верующих не считали Лота праведным). В Бытии же онизображается как праведник ( Быт. 18:25; 19– 16 ); он не был таким праведным, как Авраам ( Быт. 13:10,11; 19:29,32–35 ), но для Содома – слишком праведным ( Быт. 19:9,15 ). 2:9 . В большинстве иудейских преданий говорится, что нечестивые должны мучиться в «геенне до дня суда (или до дня своего уничтожения). В Прем.10 Премудрость «спасла праведного» Лота, когда нечестивые погибли в огне Содома; 2 Пет., вероятно, указывает на это предание. 2:10,11. В разных еврейских текстах упоминаются те, кто ругает небесные звезды или проклинает сатану или бесов. Оппоненты Петра, вероятно, восприняли этот обычай, возможно, в форме «духовной баталии». Хотя христиане должны были заботиться о своей общественной репутации, – поскольку обвинения в подстрекательстве к мятежу в Римской империи вели к суровым пре следованиям и репрессиям, – эти лжеучителя ругали светские власти на земле и ан гельские воинства, которые стояли за ними (см. коммент. к Еф. 1:19–23 ). 2:12. Древние авторы считали, что некоторые животные предназначены исключительно в пищу людям; здесь животные являются объектом охоты. Философы (напр., Эпиктет и стоик II в. император Марк Аврелий) описывали животных как тварей, которыми руководят инстинкты, в отличие от человека, который руководствуется разумом, и неразумных людей сравнивали с «бессловесными животными». 2:13. В ночное время люди часто предавались кутежам; обвинение в участии в дневных пирушках считалось более тяжким, чем обвинение в язычестве. (Широко распространено мнение о том, что Петр здесь использовал лексику из раннего еврейского источника «Взятие на небо Моисея». Но есть и противоположная точка зрения о том, что, наоборот, данное сочинение опирается на 2 Пет; окончательный вывод зависит от того, когда был написан каждый из этих двух документов. Возможно, что оба они имеют в своей основе некий общий источник или что выявляемая вербальная параллель представляется чисто случайной.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

б) случай, по которому изречено пророчество. Мать Еммануила Пророк назвал словом Алма, которое, в строгом смысле, означает деву, деву чистую, непорочную, совершенно девственную. Семь раз встречается оно в Священном Писании Ветхого Завета, и везде употреблено в таком точно, а не другом значении (См. Быт. 24, 43 ; Исх. 2, 8 ; Пс. 67, 26 , сн. Исх. 15, 20. 21 ; Песн. песн. 1, 2, сн. Апок. 14, 4 ; Песн. песн. 6, 7; Притч. 30, 19 ; Ис. 7, 14 ) 200 . Семьдесят два старца Иудейских, мужи искусные в законе и опытные, переведшие лет за 250 до P. X. Священное Писание на Греческий язык, перевели это слово Греческим: παρθνος, и тем засвидетельствовали, что все древние Иудеи под алма разумели собственно деву, а не какую-либо замужнюю молодую женщину, как хотят разуметь позднейшие их потомки 201 . Прозелит Онкелос, написавший Халдейский парафраз на Пятикнижие Моисеево незадолго до P. X., везде употребляет слово алма также для обозначения только девственницы (см., напр., таргум его на Быт. 24, 16 ; Втор. 22, 11; 32, 25 ), и представляет новое свидетельство того, так понимали это слово древние Иудеи. По этимологии алма означает сокровенную, как справедливо могли называться на востоке одни только девы, которые, по тамошнему обычаю, до времени брака своего не смели явиться в обществе, а скрывались в доме своих родителей (2 Макк. 3, 19; 3Мак. 1, 15 ) 202 . Случай пророчества, нам уже известный, показывает, что Пророк, изрекая это пророчество, имел в виду указать членам дома Давидова знамение, и знамение величайшее ( Ис. 7, 11 и 16), которое бы удостоверило их, что совет царей Сирийского и Израильского возвести на престол Давидов новую династию не сбудется. Сообразно с такою целью Пророк не только напоминает о Мессии, который имел родиться из дома Давидова,– что Иудеи уже знали; но прибавляет к этому ещё новую черту в рождении Мессии, совершенно дотоле неизвестную, черту необычайную и изумительную, которая, точно, могла послужить для верующих знамением, и знамением величайшим. Пророк говорит, что Мессия зачнётся и родится от чистейшей и непорочной Девы, от Алма, и, следовательно, зачнётся и родится чудесным, сверхъестественным образом. Но в чём бы, спросим вместе с древними учителями Церкви 203 , могло состоять это знамение величайшее, если бы Пророк указал здесь Иудеям на обыкновенное рождение какого-то младенца; если бы сказал, что жена, как думают новейшие Иудеи, а не дева родит сына?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Что же касается до изменения имени первосвященника, то оно объясняется тем обстоятельством, что автор книги Иудифь, но всей вероятности, видел в деятельности Симона II аналогию с деятельностью Иоакима, бывшего первосвященником в персидскую эпоху, и потому, не желая назвать Симона II собственным его именем, считал себя в праве приписать ему имя Иоакима. Вполне сообразно с обстоятельствами этого времени, рядом с первосвященником стоит совет старейшин (γερουσα), который в эпоху владычества Селевкидов заведовал всеми важнейшими делами государства [сн. ( 1Мак.12:6 , 2Мак.1:10, 4:44, 11:27 , 3Мак.1:8 ). Иос. Флавия Древности XII, 3, 3. XIII, 5, 8]. – Гораздо более представляет затруднений вопрос о том, что нужно разуметь под Ветилуей (Βαιτυλοα, Βετολοα, Βετυλω, Βαιτουλα, Bethulia), которая в книге Иудифь представляется главным местом действия? Так как на Ветилую, кроме этой книги, нигде ещё нет указаний, то многие из исследователей Св. Писания (Лютер, Гроций, Фолькмар и др.) считают это имя вымышленным, или же приписывают ему только символическое значение (дева, дева Иеговы, дом Божий, истинное иудейство и т. п.). Но также и Модин нигде не упоминается, кроме книг Маккавейских, и однако действительное существование этого города несомненно. Да притом, странно было бы, если бы автор, берущий другие географические имена из действительности, сделал исключение для главного места действия. Уже сопоставление Ветилуи с Ветомесфемом, положение которого довольно точно определяется автором, указывает на действительное существование Ветилуи. Неупоминание о ней в других книгах можно объяснить или недолговременностью её существования (во время войн, как известно, быстро возникают и уничтожаются укрепления или города), или упоминанием о ней под другим именем (имена городов нередко изменяются; некоторые города имеют по два названия), или же её незначительностью, потому что Ветилуя была, но всей вероятности, небольшим горным укреплением (так, можно заключать уже по самому местоположению её, неудобному для большого города) 239 , которое могло иметь важное значение лишь при особенных обстоятельствах, каковы были обстоятельства, описываемые в книге Иудифь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

II. Язык первоначальный Оная книга написана от сочинителя на языке греческом; находится перевод сирский, однако не латинский древний; и сия есть причина, для которой Церковь Римская сию книгу не причла к прочим. III. Писатель. О нем хотя нет ничего известного; однако некоторые от сходства в выговоре Филона младшего почли книги сея писателем. IV. Содержание Описуется притеснение и свобода Иудеев, живших в Египте при Птоломее Филопаторе, современнике Антиоха второго, отца Селевка и Антиоха славного. V. Разделение Сия книга разделяется на четыре части: В первой части содержится старание Птоломеево ворваться во Святая Святых. 3Мак.1–2:24 , где находится 1) Его старание. 3Мак.1 . 2) Молитвы Симона первосвященника, и наказание Птоломея. 3Мак.2:1–24 . Во второй части неприятельское Птоломеево намерение в рассуждении Иудеев. – от 3Мак.2:24 до 3Мак.6 , где: 1) Искушение Иудеев. 3Мак.2 :24с до конца. 2) Гонение на оных. 3Мак.3 . 3) Скорбь и пленение Иудеев. 3Мак.4 . 4) Приуготовляемую смерть Иудеям чрез слонов Бог отвращает. 3Мак.5 . В третьей свобождение оных. 3Мак.6:1–28 . В четвертой укрощенное сердце царево, где: 1) Пир, приуготовленный от него Иудеям. 3Мак.6 :28с до конца. 2) Возвращение Иудеев во Иудею. 3Мак.7 . § 51. О книге третьей Ездры I. Писатель Сия книга без сомнения сочинена иудеянином, обратившимся ко Христу. II. Язык оригинальный Она писана на латинском языке; находится ж перевод арабский рукописный с латинским переводом совсем несходственный. III. Время, в которое она писана Вероятно, во втором веке после Христа сочинена: ибо в оной книге отчасти находятся следы откровения Иоанниста. IV. Содержание Заключает укорения народа жестоковыйного, обещания Прославленной Церкви чрез учение евангельское Христом исполнитися имеющие, чудные видения, причины злосчастий, коими Иудеи угнетаемы были, знамения будущих и изображения, касающиеся до восстановления Церкви Христом, и утешение благочестивых. Или состоит из рассуждения, для чего Церковь Божия толиким множеством бедствий угнетается, когда напротив злочестивые процветают и господствуют; на которой вопрос ответствуется, что будет суд и наказание злочестивых, и слава праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

И Иудеи, при всяких бедствиях собирались все на общественную всенародную молитву ( 2Мак.11:6, 8, 9 , 2Мак.13:10, 12 , 2Мак.14:24, 26 ; 3Мак.1:14, 15 , 3Мак.2:1, 16, 17 , 3Мак.5:16, 33–36 , 3Мак.6:1, 15, 16, 17 ); молитвы Господа слышал и посылал им свыше помощь и защиту противу врагов их. Поэтому и у нас всенародный храм Божий, в который мы должны прибегать на всеобщую молитву во всяких нуждах и скорбях наших. Еще мы укажем несколько о сем доказательств из Нового Завета следующих: во время земной жизни Иисуса Христа, св. Апостолы, когда желали узнать от Спасителя о каком либо важном предмете, то они все единогласно приступали к Нему, и просили нужного для них ответа, или исполнить им какое либо дело ( Мф.8:25, 24:3 ; Деян.1:6 ). И первенствующие христиане всегда сходились на общественную молитву в храм Божий ( Лк.24:52–53 ; Деян.2:46 +5:12; 20+7–8; Кор.14:23, 26+2, 1, 2–4+1, 12–13). Не просто они молились, но преломляли хлеб, и благославляли чашу вина, т. е. возносили бескровную жертву, и причащались тела и крови Господней, как это видно из посланий Апостольских ( 1Кор.10:16–21 +11:23–29). 16) Пример о значении общественной молитвы Общественная молитва уподобляется волне морской, которая может преграды, даже каменные сокрушать, так и общественная молитва дерзновеннее восходит к Богу, сокрушает всякие преграды; одна же личная молитва, или домашняя уподобляется одной капле воды. Поэтому мы должны судить о достоинстве церковной молитвы более, чем домашней. Кроме сих истин мы еще укажем на чин молитвы церкви небесной, в которой также совершается всеобщая молитва, где все небесные силы, вместе с душами праведных, возносят общественную молитву, и им должна подражать земная церковь ; по этому и во откровении показан был чин молитвы небесной церкви, где видны были небесные воинства, и четыре животные вместе со святыми душами, и 24 старца единодушно поклонялись Богу, сидящему на престоле во славе; и эти видения велено было написать пастырям церквей для научения. И вот пастыри церковные и научают своих верующих нелестно сходиться на общую церковную молитву в храм Божий, 17) О почитании праздников и о приношениях ко храму даров и пожертвований а особенно в воскресные и праздничные дни, обязательно должен всякий христианин приходить в храм на молитву, и от своих трудов, должен приносить Господу дар, как сам Господь о сем заповедал древним праведникам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Инии же купно из домов истекаху на всенароднуу молтву, зане хотяше приити место в поругание» ( 2Мак.3:15–18 ). «Архиерей убо Симон противу храма преклонив колена, и руце простер благочинно, творяше молиту» ( 3Мак.2:1 ). «Елеазар же некто муж знаменитый от иерей страны тоя, в старости лет уже достиг, и всякою добродетелию в житии украшен, окрест себе устроив пресвитеры призывати святаго Бога, моляшеся сице: Царю Великодержавный, Вышний, Вседержателю Боже и проч.» ( 3Мак.6:1–2 ). «Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего» ( Пс.133:1 ). «В храме его всякий глаголет славу» ( Пс.28:9 ). «От храма твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары» ( Пс.167:30 ). «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый его» ( Пс.26:4 ). Замечание. Чин ветхозаветного Богослужения служил прообразом новозаветнаго чина Богослужения. Если в прообразовательном Богослужении составлялся такой важный и торжественный чин для общественной церковной молитвы, то тем более ныне должен быть торжественнее, что в наших православных Богослужениях и исполняется. Там чрез трубный глас призывались люди к церковной молитве, а ныне у нас чрез колокольный благовест созываются. Там священнослужители возносили жертву и молитву Богу о всех верующих, также ныне и у нас священнослужители возносят бескровную жертву и молитву о всех верующих. Там была возносима жертва: тело и кровь господа нашего Иисуса Христа. Если, при возношении животных жертв, такое было чинное и торжественное Богослужение, то тем более ныне должно быть торжество, при возношении святейшей жертвы Христовой. Если там все двенадцать колен чинно и благоговейно становились крестообразно вокруг скинии, то тем более ныне должны мы благоговейно стоять, когда возносится бескровная жертва за нас. Если там совершалось по велению Божию пение псалмов и трубоглашение в прославлении Бога, то тем более ныне должно быть христианское пение в прославлении Бога (Смотри бес.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Бытие ее среди мира служит для него источником благословения и милосердия Божия, и просвещения. Некогда пришествием Иакова Господь благословил Лавана ( Быт.30:30 ), ради Иосифа – благословил дом Египтянина ( Быт.29:5 ), и ради Кивота Божия благословила дом Аведдара и все, что было у него ( 2Цар.6:12 ): так изливая свои благодеяния на Церковь , Господь ради нее изливает вкупе и на весь мир. Ради десяти праведников милосердный Господь щадит целый град ( Быт.18:32 ); ради пшеницы Он не исторгает плевел на селе своем до жатвы ( Мф.13:29–30 ): так ради Церкви своей Господь милует мир, как иногда милуют недостойных детей ради заслуг их родителей. С благословением сообщается миру бытием Церкви среди его и просвещение. В Ветхом Завете, очищая ее от диких ветвей язычества ( Рим.11:17 ) и многократно пересаждая, как виноград ( Пс.79:9–13 ), Господь часто давал разуметь язычникам, яко с ней Бог , да возвестится имя Его по всей землеи ( Ис.8:9–10 ; Исх.14:4 ; Иез.28:22 ; Рим.9:17 ). Он дал разуметь о Себе Авимелеху, царю Герарскому ( Быт.20:3–4 ), Египтянам ( Исх.18:19; 9:27–28 ), жителям земли Ханаанской ( Нав.2:9–13 ), Вавилонянам и Ассириянам ( Дан.3:96–100; 6:25–27 ; 2Мак.8:36 ), Персам ( 1Ездр.1 ), Грекам и другим народам, находившимся в близких сношениях с народом Божиим ( 3Мак.6:17; 7–5 ; Иос. Флав. Древн. кн.11. гл.8). Кроме сего непосредственного явления Бога неищущим Его ( Ис.65:1 ), ведение о Нем было частью заимствовано от Церкви самим миром. Происходя от одного Отца небесного и земного, все люди были в начале одного языка и одного наречия ( Быт.11:1 ), говорили одним языком и имели одну веру, началом коей было Божественное Откровение, данное Адаму, Ною, Аврааму и другим Патриархам. С рассеянными по лицу земли потомками Ноя были разнесены первоначальные предания одной веры и сохранились в некоторых из них в чистоте, например: в Мелхиседеке, в Лаване и Вафуиле Халдеянах, в Иове Аравитянине, в Валааме до его падения, в волхвах, приходивших на поклонение Иисусу Христу, и проч.; но по большей части обезображены прибавлениями язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010