32 Как показывает подпись под актами. При перечислении же иерархов, по-видимому, ошибочно стоит имя патриарха Константина. 33 Mai, p. 70. Патмос. кодекс, стр. 320. 34 Там же, р. 72. 35 Там же. 36 Там же, р. 74. 37 Там же, р. 75—76. 38 Mai, p. 77. 39 Там же, р. 77—83. 40 Там же, р. 86. Шла так наз. Южноитальянская война (1156—1157). См. заметку В. Васильевского ,,Славянский сборник”, т. III. 41 Mai, p. 86—87. 42 Точная дата низвержения Сотириха 13 мая 1157 г. может уточнить хронологию списка антиохийских патриархов. Например: в полном месяцеслове Востока, архиепископа Сергия (Спасского), т. II. Владимир, 1901, ч. 3. Приб. стр. 687, в таблице (по епископу Порфнрию Успенскому) стоят последовательно имена: Иоанн V † 1140, Сотирих 1155—1156, Афанасий 1156—1170, здесь, очевидно, необходимо исправить год 1156 на 1157. 43 Mai, p. 70. 44 Проф. Ф. И. Успенский, „Синодик в Неделю Православия”. Одесса, 1893 (см. таккже Записки Новороссийского университета, т. 59, 1893). 45 Mai, p. 55. 46 Ф. И. Успенский. „Очерки по истории византийской образованности”. СПб., 1891, стр. 2. Ф. И. Успенский далее замечает (стр. 4), что после падения Византии три мраморных плиты с вырезанными статьями Синодика размерами 3x2 саж. сохранились до XVI в. и были употреблены султанами для своих усыпальниц. Древние списки Синодика относятся к XI и XII вв. 47 Ф. И. Успенский, „Очерки”, стр. 3. 48 Ф. И. Успенский, „Синодик”, стр. 428—431. 49 Ф. И. Успенский, „Очерки”, стр. 66: „За выделением более или менее случайных черт, соответствующих эпохам и потому изменчивых, в Византии в действительности имеют жизненное значение две политические партии — западническая и национальная”. 50 Четвертый анафематизм. Ф. И. Успенский, „Синодик»,стр. 430—431. 51 Например, в правиле 101 Трульского Собора говорится: „...ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением божественныя благодати”. 52 Подобное мнение еще ранее было формулировано в булле папы Климента VI „Unigenitus Dei Füius” (1343) -см. H. Deziger, Enchividion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, ed. II, Friburgi Brisgoviae, 1911, p. 220—221.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

34.       Серапион Курцов хирот. 14 июня 1551, из игум. Троице-Сергиевских; † 29 (sic) окт. 1552. 35.       Пимен Чёрный хирот. 20нояб. 1552, из иноков Кириллова монастыря; 14 февр. 1570 повезён в Москву, в опале; † 25 сент. 1571, в Венесе. 36.       Леонид хирот. 6 дек. 1571, из архим. Чудовских; в окт. 1575 свезён в Москву, в опале; † (20 окт.) в Новинском митре. III. Mumponoлumы Новгородские и Великолуцкие 37.       Александр хирот. 12 сент. 1576, из архим. Юрьева монастыря; с 1589 митр.; † 26 июня 1591. 38.       Варлаам хирот. 20 февр. 1592, из архим. Чудовских; † 15 апр. 1601. 39.       Исидор хирот. 6 февр. 1603, из игум. Соловецких; † 10 апр. 1619. 40.       Макарий 22 июля 1619 перев. из Вологды; † 12 сент. 1626. 41.       Киприан 20 окт. 1626 перев. с епарх. Крутицкой; † 17 дек. 1634. 42.       Афеоний хирот. 8 мар. 1635, из игум. Переяславского Залесского Борисоглебского монастыря; 7 янв. 1649 отказался и отошёл в Хутынь; † 6 апр. 1652. 43.       Никон хирот. 11 мар. 1649, из архим. Новоспасских, а с 25 июля 1652 патр. Всероссийский. 44.       Макарий хирот. 8 авг. 1652, из казначеев Казанского митр-та (монахов Снасского Казанского монастыря); † 14 нояб. 1662. 45.       Питирим 6 авг. 1664 перев. с епархии Крутицкой, а с 7 июля 1672 патр. Всероссийский. 46.       Иоаким Савёлов хирот. 22 дек. 1672, из архим. Чуковских, а с 26 июля 1674 патр. Всероссийский. 47.       Корнилий 6 авг. 1674 перев. из Казани; 8 жар. 1695 отошёл на покой в Зеленецкий мнтрь; † 26 февр. 1698 и погребён там. 48.       Евфимий 14 апр. 1695 перев. с епархии Крутицкой; † 6 дек. 1696. 49.       Иов хирот. 6 июня 1697, из архим. Троице-Сергиевских; † 3 февр. 1716. IV. Архиепископы Новгородские и Великолуцкие 50.       Феодосий Яновский хирот. в начале 1721 [указом 31 дек. 1720], из архим. Александро-Невских; 12 мая 1725 лишён сана и сослан в Корельский мнтрь; † там 3 февр. 1726. Погребён 12 мар. в Белозерском Кирилловом митре. 51.       Феофан Прокопович 25 июня 1725 перев. из Пскова; † 8 сент. 1786. Погребён в Новгородском Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М.: ПСТБИ, 2001. 37. Михаил Псёлл. Богословские сочинения. СПб.,1998. 38. Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. 39. Никодим Святогорец, преп. Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского – СПб.: Изд. «Знамение, 1998. 40. Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведений из творений святых отцов и учителей Церкви. Репринт по изд. СПб.: Синодальная типография, 1894. М.: Изд. московского подворья СТСЛ, 2002 . 41. Паисий Святогорец, монах. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2001. 42. Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000 43. Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М.: ПСТБИ, 2003. 44. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Christliche Verlagbuchhandlung Paderborn, 1999. 45. Сергий (Соколов), архим. Священное Писание Ветхого Завета. Исторические книги. Сергиев Посад, 1995. 46. Сергий (Соколов), еп. Священное Писание Ветхого Завета. Пророческие книги. Сергиев Посад, 1996. 47. Симеон Новый Богослов преп. Деятельные и богословские главы//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. 48. Симеон Новый Богослов, преп. Творения в 3-х томах. СТСЛ, 1993. 49. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952. 50. Толкование на паремии (на основании труда еп. Виссариона Нечаева). М., 1997. 51. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П.Лопухина): В 12 т. Репринт по изд. СПб., 1904 – 1913. Т. 1, 1904. Т. 2, 1905. Т. 3, 1906. Т. 4, 1907. Т. 5, 1908. Т. 6, 1909. Т. 7, 1910. Т. 8, 1911. Т. 9, 1912. Т. 10, 1912. Т. 11, 1913. Т. 7а 1913. Стокгольм, 1987. 52. Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. СТСЛ, 2000. 53. Феодорит Кирский, блж. Творения. СТСЛ, 1906–1907. Серия: творения святых отцов в русском переводе. Изд. при МДА. Т. 29. Часть 4. Т. 30. Часть 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Извлечения из Церковного Устава: 29) о богослужении суточном (140–154 об.), 30) о богослужении от недели мытаря и фарисея до недели Пасхи (155–169 об.); 31) о богослужении от недели Пасхи до недели Пятидесятшщы (169 об.–177 об.); 32) о богослужении в недели Пятидесятницы и Всех Святых и несколько замечаний о богослужении в Петров пост (177 об.–180); 33) о житии сиречь о пощении и разрешении всего лета указание Никифора (180–181); 34) правило святых апостол второго собора, житие святых отец предание, како подобает иноком жити (181–182 об.), без конца; 35) отрывок о богослужении в седмицу Пятидесятницы (183–184); 36) о богослужении в неделю Всех Святых и в Петров пост (184–189); 37) службы общия святым (190–192 об.); 38) «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения на литургии во все дни седмицы (193–205 об.); 39) светильны чрез всю седмицу (206– 207 об.); 40) троичны гласа (207 об.–210 об.); 41) тропари воскресны, богородичны и ипакои (210 об.–214); 42) тропари дневные (214 – 216 об.); 43) богородичны поем на славах и ныне (216 об.–217), без конца. 733. Служебник , в четвертку, неполный, 143 л., полууставом XV в., с заставкою и с своеобразно разрисованною буквою (99 об.), с одною верхнею доскою переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 3, 29, 31, 49, 51, 55, 56, 61, 62, 69, 70, 127, 128 и 138. Состав: 1) молитвы утренния (1–8), те же, что в 861 на лл. (44–51 об.) и в служебниках московской печати 1656 г. и 1896 г.;, 2) молитвы егда поют канун (8–10) их нет в служебниках 1656 и 1896 гг.; всех молитв четыре: а) «Наслажешесь Господи виденя вся дни величия твоего»; б) «Тебе присносущаго света и невечерняго в немже несть пременения»; в) «Боже приемля неусыпающее и непрестающее славословие»; г) «Господи Боже преклони сердца наша в полушание божественных твоих повелений»; сл. 732, лл. 56–59; 3) столпы гласов, утренних воскресных евангелий и апостольских и евангельских чтений на литургии от недели Всех Святых (10 об.–11 об.); 4) отпусты на дни праздников Владычних, Богородичных и других (12–13 об.), статья неполная; 5) отрывок из молитвы ко Святому Причащению (14); 6) прокимны на утрене, литургии и вечерне в субботу Лазареву и в недели Цветную, Пасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (15–19 об.), без начала; 7) молитва храму, в немже сука ощенится (20), та же, что в 868 на 268 л.; 8) отрывок из Церковного Устава об особенностях богослужения в праздник Благовещения (21 об.–23); 9) чин литургии Иоанна Златоустаг о (24–49), начинается молитвами облачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миссионерская работа в Иркутской епархии довольно полно отражена на страницах «И. е. в.». Здесь публиковались подробные отчеты о деятельности отд-ний духовной миссии, напр. за 1867 г. (1868. 22-26), и различные исследования по этому вопросу: «О предполагаемых переводах Священного Писания на остяцкий язык» архиеп. Мелетия (1876. 3), «Очерк истории распространения христианства между тункинскими бурятами на Тарской степи за истекшее пятидесятилетие: (1827-1878)» свящ. И. Косыгина (1878. 40. С. 443-447; 41. С. 455-462; 42. С. 465-470; 43. С. 477-481; 44. С. 487-495; 45. С. 499-506; 46. С. 511-516; 47. С. 521-538; 48. С. 531-533), «Православная миссия среди бурят, ее особенности и недостатки» еп. Иоанна (Смирнова) (1910. 15. С. 469-477), «Пропаганда ламаизма среди крещеных инородцев Иркутской епархии и среди последователей шаманства, в какой мере и где она оказалась успешной и почему в других местах остается безуспешной» прот. Н. Затопляева (Там же. С. 477-492). В журнале регулярно печатались путевые дневники священников, сопровождавших архиереев в миссионерских поездках по епархии, напр. «Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г.» свящ. Николая Пономарёва (1913. 21. С. 661-663; 22. С. 688-694; 1914. 2. С. 48-60; 4. С. 121-131; 6. С. 213-222; 10. С. 351-363; 11. С. 366-371; 13. С. 444-452; 15. С. 486-494; 17. С. 577-584; 18. С. 621-628; 20. С. 685-694; 21. С. 724-733; 22. С. 747-754; 23. С. 785-792). Эта публикация была издана в 2007 г. в Иркутске отдельной книгой. В 1910 и 1917 гг. в качестве приложения к номерам издания публиковались протоколы съездов иркутских миссионеров. В нач. ХХ в. в «И. е. в.» появились материалы дискуссионного характера, касающиеся прежде всего проблем духовного образования. В 10-х гг. XX в. среди материалов преобладали письма и статьи представителей сельского духовенства. В 1917-1919 гг. издание выходило менее регулярно, чем раньше, за нек-рые месяцы номера не выпускались. Свящ. Димитрий Гагарин составил 2 библиографических указателя к изданию, доведя их до 1904 г., а в 3-м вып. представил полный состав редакторов, цензоров и сотрудников журнала.

http://pravenc.ru/text/674059.html

26 Премудрость и благость Божия – Петроград, 1916 — С. 75—76 27 Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное в 1822 году//Митрополит Филарет (Дроздов). Сочинения. Слова и речи. Т. 2: 1821—1826 гг.— С. 64—65. 28 Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу//ЖМП. – 1972, 1. — С. 36—37. 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. 30 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – Париж. – С. 142. 31 Бронзов А. Примечание//Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Кн. 2. – СПб, 1894. — С. 68. 32 Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие Ч. 1. — М., 1867. – С. 21. 33 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 147. 34 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 353. 35 Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 258. 36 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 355. 37 Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа»//Слова речи послания: 1941—1946. – С. 47—48. 38 Свт Ириней Лионский. Против ересей Кн. 5 С. 2. 39 Блж. Феодорит. Вопросы к Книге Бытия. С. 20. 40 Архимандрит Киприан (Керн) Антропология святителя Григория Паламы – С. 355. 41 Комментарий на книгу Екклезиаста//Толковая Библия ? 5 – Петербург, 1908 – С 29. 42 Свт Иоанн Златоуст Беседа на Бытие – Гл. 14 С. 5. 43 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2. 44 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 12. 45 Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию или О вере, надежде и любви – Гл. 45 46 Малиновский ?. Православное догматическое богословие. Ч. 2. Ставрополь-Губернский. 1903 – С. 314. 47 Епископ Гурий. Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. С. 21. См. также: Епископ Гурий. Выход богозданного человека из идеальных условий жизни//Богозданный человек//Богословские труды. Вып. 12. — С. 16—27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

28 . Desprez V. Le monachisme primitif: des origines jusqu’au concile d’Éphèse. Bellefontaine 1998. (Spiritualité Orientale. 72). 29 . Daniélou J. Grégoire de Nysse et le messalianisme//RSR 1963. 48. 119–134. 30 . Dörries H. Urteil und Verurteilung. Kirche und Messalianer: Zum Umgang der Alten Kirche mit Häretikern//Id. Wort und Stunde. Göttingen 1966. 1: Gesammelte Studien zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts. 334–351 (=ZNW 1964. 55. 78–94). [Wort und Stunde]. 31 . Dörries H. Die Messalianer im Zeugnis ihrer Bestreiter. Zum Problem des Enthusiasmus in der spätantiken Reichskirche//Saeculum. Jahrbuch für Universalgeschichte. 1970. 21. 213–227. 32 . Driot M. Les Pères du désert: vie et spiritualité. Médiaspaul 1991. 159. (Maranatha. 23). [Библ.]. 33 . Elm S. Virgins of God: the making of asceticism in Late Antiquity. Oxford; Ν. Y. 1994. 34 . Frank K. (Suso P.). γγελικς βος. Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «Engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Diss. Münster, Westf. 1964. 35 . Goehring J. E. Alone in the Desert?//Christian History. 1999. 18(4). 20–24. 36 . Gould G. The Desert Fathers on monastic community. Oxford; Ν. Y. 1993. X, 202. (Oxford Early Christian Studies). 37 . Grani F. Monaški ivot i prvi kalujeri//VSC 1892. 3. 148–152. 38 . Gribomont J. Le monachisme au 4 e siècle en Asie Mineurë de Gangres au messalianisme//StPatr. B. 1957. 2. 400–415. (TU 64). 39 . Guillaumont A. Le baptême du feu chez les messaliens//Mélanges Puech H.-Ch. P. 1974. 517–523. 40 . Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien: Pour une phénoménologie du monachisme. Bellefontaine 1979. (Spiritualité orientale. 30). 41 . Guillaumont A. Gnose et monachisme//Gnosticisme et monde hellénistique; les objectifs du colloque de Louvain-La Neuve (11–14 mars 1980). Louvain-la-Neuve 1980. 42 . Guy J.-C. Educational innovation in the Desert Fathers//ECR 1974. 6. 44–51. 43 . Harvey S. A. Asceticism and society in crisis: John of Ephesus and the «Lives of the Eastern Saints». Berkeley 1990. XVI, 226.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2 . Поскольку весной и летом мор начался и в Константинополе, в августе умерла от чумы и деспина 35 кира Анна из России 36 и была похоронена в Ливском монастыре. 37 VI, 1. И в начале 26 года 38 был послан в Морею отцом своим святым василевсом царевич кир Фома; в том же году возвратился в Константинополь василевс кир Иоанн. И меня святой василевс отец его ввёл в свои покои 17 марта, когда мне было 16 с половиной лет, ему же – 69 с половиной. 2 . И в 27 году в месяце ноябре 39 прибыла в Константинополь деспина кира София, дочь маркиза Монферратского. И в 19 день января того же года 40 был благословлен и обвенчан с нею в святой Софии 41 василевс кир Иоанн; и венчание это поистине превратилось в празднество празднеств и торжество торжеств. VII,1. И в 28 году 42 прибыл султан Кюрюджи-Мехмед, 43 чтобы от стен Константинополя переправиться на Восток; и заранее тайно узнавшие от его людей, что он направляется туда для устройства дел на Востоке, и по возвращении имеет цель и стремление пойти против Константинополя, все посвященные в тайну святого василевса архонты и кое-кто из духовенства побуждали и советовали святому василевсу схватить его. Он же никак не соглашался, говоря: «Я не нарушу клятву, которую дал ему, даже если бы убедился, что он собирается захватить нас в плен, когда будет здесь; если же, напротив, он нарушит свои клятвы, остается уповать на бога, который много сильнее его». 2 . По этой причине он и не отправил никого из своих сыновей навстречу этому нечестивцу, а лишь прекрасного человека Димитрия Леондариса, Исакия Асана и протостратора Мануила Кантакузина, вместе с многочисленными сыновьями архонтов, воинами и дарами; они и встретились с ним близ Кутулона и ехали с ним до Диплокиониона; 44 на протяжении всего пути он беседовал с Леондарисом. 3 . Там, в Диплокионионе, находился святой василевс и его сыновья, а также галера для его переправы, и он взошел на нее. Уже в море они с галер приветствовали друг друга и, беседуя, приплыли в то место на анатолийском берегу, которое теперь называется Скутарион, 45 прежде же называлось Хрисополис. И сойдя с галеры, он вошел в приготовленный для него шатер. Василевсы 46 же ели и пили на галерах и обменивались с султаном яствами; к вечеру он верхом отправился по дороге, ведущей к Никомидии, а василевсы возвратились домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31. Eusebius. Historia Ecclesiastica, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Eusebius. Historia Ecclesiastica] 32. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium] 33. Hilarius Pictaviensis. Sur la Trinité. Paris: Desclée de Brouwer. [­Hilarius. Sur la Trinité] 34. Hyppolite de Rome. La Tradition apostolique, SC 11. [­Hyppolite de Rome. La Tradition apostolique] 35. Jean Cassien. Conférences. IX, SC 54, 1958. [­Jean Cassien. Conférences, IX] 36. Jean Chrysostome. Trois catéchèses baptismales, SC 366. [ ­Jean Chrysostome. Trois catéchèses baptismales] 37. Irenaeus. Demonstration de la prédication apostolique, SC 406. [­Irenaeus. Demonstration] 38. Irenaeus. Contre les hérésies. Paris: Éd. du Serf, 1984. [­Irenaeus. Contre les hérésies] 39. Jerome. De viris illustribus, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Jerome. De viris illustribus] 40. Macaire, pseudo-. O_Euvres spirituelles/Ed. V. Desprez, SC 275, 1980. [­Macaire. O_Euvres spirituelles] 41. Novatianus. De Trinitate, PL 3. [­Novatianus. De Trinitate] 42. Novum Testamentum. Graece et Latine/Nestle-Aland, 27 a edition. Stuttgart, 1994. [­NT. Nestle-Aland, 27 a ed.] 43. Origenes. Commentarii in evangelium Joannis, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Origenes. Commentarii in evangelium Joannis] 44. Origenes. Homélies sur les Nombres VI, SC 415. [­Origenes. Homélies] 45. Philo Judaeus. De Praemiis et Poenis, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Philo. De Praemiis et Poenis] 46. Philo Judaeus. De Opificio Mundi, TLG/Published by Darl J. Dumont and Randall M. Smith, MUSAIOS ver. 1.0d-32. California, 1995. [­Philo. De Opificio Mundi] 47. Romanos le Mélode. Hymnes, XLIX, SC 283. [­Romanos. Hymnes, XLIX]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

31 Источник цитаты не установлен. 32 Т. е. Савеллий, который был родом из Птолемаиды Ливийской. 33 Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 281AB. 34 Правильная атрибутация цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. op. cit., 37, 9—13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ncrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultwis Catholiques), 1948). 35 Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 108С. 36 « Ουκουν ο διαζενξας αλληλων ουσιαν τε και δυναμιν, ην και ενεργειαν καλουμεν, εκ μεσου των οντων πεποικεν εκατερον ». 37 Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам,– примечание издателей. 38 Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. М., 1993. С. 265). 39 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 40 Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 41 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах» 42 Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 43 Максим Исповедник. Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165 AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божьего/Творения преподобного Максима Исповедника Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 44 Там же. 2, 90, PG 90, 1168С (р. п.: С. 253). 45 Там же. 2, 93, PG 90, 1169А (р. п.: С. 254). 46 Т. е. ангелы. 47 Василий Великий. Против Евномия, 3. PG 29, 660B (р. п.: С. 134).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010