До него правил Тит его брат и Веспасиан их отец, Отон, Вителлий и Гальба 184 . Они и есть пять которые пали, один есть – при котором написан Апокалипсис, то есть Домициан. Другой еще не пришел  подразумевает Нерву, который, когда придет не долго ему быть, потому что он не правил и двух лет. И зверь, которого ты видел, – из числа семи, потому что перед этими императорами правил Нерон. И есть восьмой – только когда он [снова] придет, займет восьмое место, и так как в его время и настанет конец, [апостол] добавил: и пойдет в погибель, потому что десять царей примут власть [со зверем] 185 : когда он [зверь] придет с востока, они будут посланы из Рима со своими армиями. Они то и есть десять рогов и десять диадем. И Даниил показывает: и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были 186 . Трое из этих царей будут убиты антихристом, а семь других воздадут ему славу и честь, и престол, и власть 187 . Он говорит о них: сии возненавидят блудницу, – конечно говорит о городе, –  и плоть ее сожгут в огне 188 . 3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела 189 . [Апостол] здесь говорит о Нероне. Потому что известно, что когда его преследовала конница посланная сенатом, он перерезал себе горло. Его-то Бог восставил и сделал достойным царем для достойных его – иудеев и преследователей Христа, и таким христом которого они заслуживали. И так как он будет носить другое имя, он так же будет вести, и другую жизнь, чтобы они приняли его как христа. Ибо Даниил говорит так: желания жен он не познает, – потому что он отвратительнейший, – и богов отцов своих не признает 190 . В самом деле, он не сможет совратить народ на обрезание, если не выдаст себя защитником Закона. В конце концов, ни к чему иному он не будет призывать святых, как только к принятию обрезания, если только сможет кого-то совратить. Именно так он завоюет их веру, чтобы они назвали его христом. А то, что он поднимется из преисподней, мы уже выше сказали словами Исаии: Воды растили его, – говорит пророк, – бездна поднимала его 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Человек дальновиднее: он старается отыскать себе верную защиту. Стада, при своем бегстве, находят только пещеры, в которые они втесняются; во время своего бегства, многие свергаются в пропасть, которая наполняется их телами. Другие животные этим вовсе не предупреждаются о грозящей опасности и также гибнут, тем более, что их теснят вперед другие животные, следующие за ними. Человек очень хорошо знает, что в пещере он найдет защиту только на короткое время. Вода может приподняться, достигнуть отверзтия пещеры и залить ее. В такие опасные места человек не скрывается и не бежит в долины, окруженные горами, где он может остаться в воде точно также, как и в пещере. Он остается на вершинах, на открытых местах. Если же человек спасается от потопа, то сохранение его остатков можно ожидать также мало, как сохранения костей Перикла или Александра Великого. Когда его застигает наводнение, то он гибнет на поверхности земли, на которой не могут сохраниться его остатки» (стр. 318–319). Глава VII 1. И рече Господь Бог к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо мною в роде сем. 188 2. От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский. 3. И от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский и от всех птиц нечистых дв е две, мужеский пол и женский 189 , препитати семя по всей земли. 190 4. Еще бо дней седмь, аз наведу дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей: и потреблю всякое востание, еже сотворих, от лица всея земли. 191 5. И сотвори Ное вся, елика заповеда ему Господь Бог. 6. Ное же б е лет шести сот, и потоп водный бысть на земли. 192 7. Вниде же Ное, и сынове его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег, воды ради потопа. 8. И от птиц чистых и от птиц нечистых, и от скот чистых и от скот нечистых (и от зверей), и от всех гадов пресмыкающихся на земли. 9. Два два внидоша к Ною в ковчег, мужеский пол и женский, яко же заповеда (Господь) Бог Ною. 193 10. И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если будем придавать речи пророка исторический смысл, будем считать ее воспоминанием о древних чудесах, то должны будем допустить указание на события, случившиеся в разное время. Стояние солнца и луны было при Иисусе Навине, а молнии сопровождали Синайское законодательство ( Исх. 19:16 ). Пророк вспоминает различные, наиболее величественные, чудеса из жизни Еврейского народа, и питает веру, что и в будущее 187 время Господь может совершить для Своего народа подобные же чудеса. Из представленного анализа песни пророка Аввакума (2–11), видно было, что к воспоминанию древних чудесных событий он везде довольно ясно присоединял надежду на повторение их в будущее время, и на будущее спасение Иудеев. Тем с большей ясностью просвечивает эта надежда в следующем отделе его песни (12–15). Чудесные события, имеющие сходство с древними чудесами, пророк здесь описывает уже, или как современные ему, или как будущие. Авв. 3:12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Если физическая природа трепетала и болела при явлении Господа на землю, то тем больший трепет вызван был явлением Господа в человеческом мире. Людям естественно было трепетать, потому что Господь, шествуя по земле, попирал и молотил 188 народы языческие 189 . Как измолоченный хлеб развеивается, так и измолоченные Господом народы должны рассеяться и навсегда потерять свою самостоятельность (ср. Мих. 4:13 ; Ис. 21:10 ). Поражение, при помощи Божией, врагов Иудейского народа совершалось неоднократно. В частности, пророк Аввакум, если был современник царя Езекии, мог быть свидетелем такого поражения Ассирийских войск у Иерусалима ( Ис. 36–37 ). Пророк, впрочем, шествие Господа и поражение врагов считает еще будущими событиями 190 . Авв. 3:13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Как прежде, описывая грозные явления природы, сопровождавшие шествие Господа по земле, пророк указывал на спасительный характер Его шествия, так и теперь, пророк оправдывает гнев Господа на языческие народы спасительными Его целями по отношению к Иудеям. Господь выступает, по пророчеству Аввакума, для спасения Своего народа, для спасения Своего помазанника 191 , т. е. Иудейского народа. С этой целью Господь попирает 192 главу нечестивого дома и обнажает нечестивый дом с основания – до верха 193 . Первая половина образа заимствована пророком от употребительного у древних народов обычая наступать на головы пленных врагов. ( Нав. 10:24 ). Этот обычай быль символом крайнего унижения порабощенных народов (ср. Мих. 7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иллюстрацией этой мысли может служить современная психологическая ситуация на материально богатом Западе. Вот как ее охарактеризовал финляндский лютеранский епископ К. Тойвиайнен: " Согласно, - говорил он, - некоторым исследованиям, более половины населения на Западе потеряло цель жизни. Мы уже убедились в том, что предметом работы психиатров будет являться чувство уныния, тоски в гораздо большей степени, чем само страдание. Поводом к самоубийству часто бывает экзистенциальная опустошенность человека " . Церковная социальная деятельность может только в том случае быть служением Церкви (а не мирской деятельностью) и принести духовное благо людям, когда она будет основана на искреннем стремлении ее служителей исполнить главную заповедь Евангелия и тем самым проповедовать имя Христово. Ибо апостол Павел писал: " Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13:3). Для Церкви нет других причин социальной активности, кроме проповеди христианской любви и обращению к пути спасения каждого человека через научение его и словом, и, особенно, примером жизни своих чад. Деятельность же христиан, совершаемая по мирским мотивам, приводит не к духовной пользе и евангелизации мира, а к обмирщению самой Церкви. Естественно, что мотивы эти, как правило, скрыты от посторонних взоров, но они открыты Богу. В настоящее время, когда промыслом Божиим наша Церковь получила значительные возможности участия во многих сторонах общественной жизни страны, она прилагает все силы к тому, чтобы ее служители были достойными исполнителями заповеди Христа Спасителя: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф. 5:16). С. Булгаков. Средневековый идеал и новейшая культура.//Сбор. " Два града " . М. 1911. Т. 1. С. 169-170. С. Булгаков. Народное хозяйство и религиозная личность.//Там же. С. 190-191. Спасение и вера по православному учению. М. 1995. С. 60. - Переизд.: М.1913.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Ему все возможно — Ср.: «Услышавши это, ученики его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. XIX, 25–26). 183 Фарисеи — набожные иудеи, тщательно выполнявшие все предписания церкви. 184 Мытари — сборщики налогов, люди в еврейском обществе презираемые и отверженные. 185 сэр Бедивер — согласно легенде, один из рыцарей Круглого стола, единственный соратник короля Артура, уцелевший в последней битве. 186 Наставление ученикам не брать с собою ни золота, ни серебра — См. Мф. X, 9–10. 187 Взять крест свой — имеется в виду текст: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. XVI, 24). 188 Святой Симеон Столпник (390–459) — аскет, много лет проживший на узкой площадке на столпе; внизу столпа стояли его почитатели. 189 Данте по его просьбе похоронили в одежде францисканцев. 190 Жонглеры — странствующие комедианты и музыканты средних веков, скоморохи. 191 «Vita nova» — «Новая жизнь» (1292) — повесть Данте, посвященная встрече с Беатриче, дочерью Фолько Портинари, (1265– 1290). 192 Битва при Гастингсе (1066) — сражение, в результате которого норманны овладели Англией. По преданию, Тайефер, спутник Вильгельма Завоевателя, пел о смерти Роланда, жонглируя мечом. Роланд — французский национальный герой, племянник Карла Великого, погиб в битве с маврами, ему посвящена «Песнь о Роланде». 193 Жонглер Богоматери — персонаж народной легенды. Ремесло жонглера казалось греховным, близким к язычеству. Один жонглер в старости ушел в монастырь, но там он не мог служить Богу принятым в монастыре способом, так как не умел, как другие монахи, переписывать книги и не знал молитв. Однажды, оставшись один, стоя перед иконой Богоматери, он решился порадовать Ее своим искусством. Сбежавшиеся монахи возмутились, увидев, как жонглер кувыркается перед иконой, но тут сама Богоматерь сошла к выбившемуся из сил старику и утерла ему пот. 194 Обращение святого Павла — до своего обращения Павел (тогда он звался Савлом) был одним из наиболее яростных гонителей христианства. На пути в Дамаск, куда он шел, чтобы изловить членов местной христианской общины, «внезапно осиял его свет с неба; Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. IX, 3–4). В Евангелии ничего не сказано о коне, с которого упал Савл, но Честертон со своей любовью к деталям дорисовывает эту сцену — не пешком же «шел» Савл в Дамаск. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Подобное произошло и с пророком Иезекиилем (гл. 2–4), при этом Господь угрожает пророку тяжким наказанием, если он будет пророчествовать по своему настроению, а не по повелению Божию (гл. 3, ст. 17–21). Иона был „огорчен до смерти“, узнав, что Господь повелевает ему пророчествовать ниневитянам то, что было противно его личному настроению: „Иона сильно огорчился этим и был раздражен и молился он Господу и сказал: Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить“ ( Ион. 4, 1– 3 ). Амос говорит о себе: „Я не пророк и не сын пророка; я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю“ ( Ам. 7, 14. 15 ). И Амос свидетельствует (7, 5), что ему Господь давал откровения, не соответствовавшие его личному настроению. Все эти факты, конечно, были известны Спинозе; но он не захотел обратить на них внимания, чтобы не стать в противоречие с своим односторонним и ложным учением о религии. Образную речь пророков Спиноза приписывает фантазии. Но и здесь он „перетолковывает термины“. Простое воображение, как способность создавать вымыслы, не соответствующие действительности, он, конечно, намеренно смешивает здесь с творческою фантазиею поэтов, как, способностию создавать образы для выражения определенной истины или идеи. Но образная речь ничего не говорит против истины излагаемого при посредстве ее учения. Сам Христос часто излагал народу свое учение в образах, в притчах, иносказательно. Такая речь имеет даже преимущество пред простым и отвлеченным изложением учения, особенно когда это учение предлагается народу. Говорить образною речью может не всякий; для этого требуется особый дар, и еврейский народ, не без основания называл „премудрым“ того, кто обладал этим даром. Наконец, нельзя не отметить совершенно не философского поведения Спинозы, когда он, несправедливо отвергая достоинство религиозной веры, опирающейся на исторические факты, признает ее однако же пригодною для толпы 191 ; людям же образованным и ученым рекомендует вместо нее „познание Бога, приобретаемое через естественный свет разума из общих понятий, несомненных самих по себе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

190. Того же к тому же Великому Старцу. Ты знаешь, отец мой, что я отнюдь ни в чем не смею противиться твоему повелению; что ты ни говоришь, слова твои — жизнь моя; но помолись о мне, потому что брат сильно меня оскорбляет. Ответ. Радуйся, любезный мой, радуйся о Господе! Я знаю и уверен о Господе, что если скажу тебе: «Пробудь целый год в темнице», то и в этом ты не будешь противоречить мне; ибо знаю, как и кому я говорю — сослужителю моему и единодушному брату. Разве ты не знаешь, что говорит Иов: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1)? Будь же всегда готов на искушения и скорби, задняя убо забывая, по слову апостола, в предняя же простираяся (Флп. 3, 13). Смотри, чтобы, говоря так о брате, тебе не увлечься в злопамятство. Господь да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16, 20). Благодать, мир и любовь Божия да будут с вами до конца. Аминь. И даст Он вам радость, веселие и любовь, которая николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), чтобы все переносить друг от друга в страхе Божием; ибо смерть не замедлит. 191. Того же к тому же Великому Старцу. Скажи мне, отец мой, что есть смирение, и помолись, чтобы путь смерти был для меня мирен. Ответ. Смирение состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом — на деле, а не на словах только, и чтобы говорить: кто я такой? И кто считает меня за что-либо? Я ни с кем не имею дела. О смерти же твоей скажу: потерпи Господа еще немного, и Он прославит исход твой великой радостью. Помолись о мне, брат. Приветствую тебя о Господе. 192. Того же к тому же Великому Старцу. Авва! Брат сильно воспротивился мне и не оказал мне никакого сострадания. Что повелишь мне делать? Ответ. Брат Андрей! Удивляюсь я твоей простоте. Неужели ты думаешь, что диавол перестает искушать кого-либо? Разве можем мы обвинять тех бесноватых, которые падают на землю и источают пену? Точно так же не можем винить и тех, которых диавол ввергает в противоречие и несострадательность, но должны винить страсть. Вникни внимательнее в то, что я говорю; ибо и тебя смущает диавол, и ты не смотришь на свои грехи, а зорко видишь грехи ближнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Захария ( Зах. 14:14 ). Подобным образом объясняют – Вульгата 190 и Халдейский парафраст 191 . Ст. 3. И будет в день оный, положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается, и соберутся нань вси языцы земли. С евр.: И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя; а соберутся против него все народы земли. Пророк продолжает свою речь о том, что враги, хотя и будут нападать на Иерусалим, но во вред себе. Я сделаю, говорит Господь, Иерусалим камнем тяжести, т. е., столь тяжелым, что те, которые будут поднимать его, истощат и надорвут свои силы, изнемогут и погибнут. Сравнение взято, как поясняет бл. Иероним, от обычая упражнять и показывать свои силы на камнях, поднимая их, или перебрасывая через голову: одни поднимали, насколько позволяли силы, а другие роняли камень на себя, и терпели поражение. Так будет, говорит Господь, и при осаде Иерусалима, враги которого, сами потерпят вред, как, например, потерпели – Илиодор, Иасон, Антиох Епифан, Аполлоний , Лисий, Алким, Антиох Седет и другие. (См. 2Мак. 2–9 ), также, соседственные народы Аммонитяне, Моавитяне, Филистимляне, Идумеи, Сирияне. Все эти и другие народы, враждовавшие против Иерусалима, потерпели поражение, или от Маккавеев, или от Римлян; но и сами Римляне, в свое время, были наказаны Богом. По св. Ефрему Сирину , слова: всяк попираяй его (Иерусалим), ругаяся, поругается, значат: всякий, оскорбляющий Иерусалим, «будет наказан, почувствует удар». И соберутся нань вси языцы земли. Т. е. все, нападающие на Иерусалим, будут наказаны, хотя бы собрались осаждать и опустошать все народы земли. Ст. 4. В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякого коня во ужас, и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи Мои, и вся кони людей поражу во ослепление. С евр.: В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством, и всадника его – безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. Пророк продолжает доказывать, что все враги Иерусалима будут наказаны Богом; поскольку Бог сжалится над Иудеями, помилует их, Сам будет охранять их. В день он, т. е. в то время, когда будут осаждать и озлоблять Иерусалим враги, «Я сделаю (говорит Господь) бесполезными все уготовления на брань (св. Ефрем Сирин ), таинственной силой поражу ужасом коней и всадников, отниму у всадников разум, лишу возможности защищаться и нападать. По бл. Феодориту, Бог «изрекает обетование, что, при нашествии на Иудею Македонских народов, и коней лишит естественной смелости, и вместе с всадниками приведет в безумие и боязнь, а Иуду сподобит Своего, о нем, промышления». (Под. Втор. 11:12 ; Пс. 32:18; 33:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вопрос 167. Какою должна быть душа, удостоившаяся участвовать в деле Божием? Ответ. Какою была та, которая говорит: «кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил» (2 Цар. 7, 18)? и исполняет написанное: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колос. 1, 12—13). Вопрос 174. Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди? Ответ. Изведание приятного и полезного и самое ожидание сему подобного естественным образом производит в душе расположение к этому и вожделение. Посему, если кто (может сказать) «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Псал.118, 163.), очистит себя от всякого греха, от которого душа впадает в леность и нерадение об оправданиях Божиих, подобно тому, как тело от болезни страждет неимением позыва на пищу и отвращением от оной, и если несомненно уверится, что «заповедь» Божия «есть жизнь вечная» (Иоанна 12, 50), и все обетования соблюдающим ее истинны; то в нем образуется расположение сказавшего: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Псал. 18, 10—12.). Вопрос 191. Кто есть кроткий (Матф.5, 5)? Ответ. Кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу. Вопрос 192. Что значит: «печаль по Бозе», и «печаль мира сего» (2 Кор.7, 10)? Ответ. «По Бозе», когда огорчен кто тем, что пренебрежена заповедь Божья, по написанному: «Ужас (слав. пер.: печаль) овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» (Псал.118, 53); а «сего мира», когда огорчающее есть что–нибудь человеческое и достойное мира. Вопрос 193. Какая «радость — о Господе» (Флп.3, 1)? и что сделав, должны мы радоваться? Ответ. Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божью есть радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Нав.19:45 .  Игуд, Бене-Верак и Гаф-Риммон, Игуд (в славянской Библии Иуф) находился, вероятно, на месте нынешней деревни Иегуды, к северу от Лидды. Бене-Верак (в славянской Библии Ваниварок) находился на месте нынешней деревни Ибн-борак, верстах в 8-и к востоку от Яффы. Гаф-Риммону Евсевием указан в 12-и рим. милях от Лидды на пути в Елевферополис; самое место его в настоящее время не установлено. Нав.19:46 .  Ме-Иаркон и Ракон с пределом близ Иоппии. И вышел предел сынов Дановых мал для них. Нав.19:47 .  И сыны Дановы пошли войною на Ласем и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего. [Аморреи оставались жить в Еломе и Саламине, но рука Ефремова одолела их, и сделались они данниками ему.] Нав.19:48 .  Вот удел колена сынов Дановых, по племенам их; вот города и села их. При объяснении начальных слов этого стиха имеет особенно важное значение перевод LXX, в котором по Ватиканскому и Александрийскому спискам читается κα π θαλσσης Ιερακων ριον πλησον Ιππης – «и от моря Иеракон предел близ Иоппии» 191 . Из этого перевода видно, что в названии Ме-Иаркон (по-еврейски «умесаийаркон»), которым начинается Нав.19:46 , еврейское «ме» считали не составною частью названия Иаркон, а отдельным от него словом («мийам»), значащим «от моря»; видно, также, что они не читали второго, однородного с предшествующим названия Ракон (по еврейскому тексту «гараккон»), каковая однородность двух рядом стоящих названий возбуждает сомнение в верности нынешнего еврейского текста в данном месте у руководящихся им по преимуществу 192 . На основании перевода LXX первая половина этого стиха имеет такой смысл, что со стороны моря, или с запада, Иеракон или Иаркон был границей Данова колена, находившейся близ Иоппии. Место Иаркона с положительностью неизвестно: одними этот город (собственно Ракон 193 ) указывается на месте Телль-еч-Реккейт на берегу Средиземного моря, в 3-х верстах на север от Иоппии 194 , другими – Ойюн Кара (Оуип Кага) в Саронской долине, верстах в 5 на юго-восток от того же города 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010