В своих посланиях апостол не раз говорит о своем духовном отцовстве по отношению к различным лицам. О Тимофее Павел говорит: Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Флп. 2:22). Проповедь Евангелия Иисуса Христа неразрывно связана с отеческим отношением Павла к основанным им общинам. Апостол уподобляет духовное наставничество заботе кормилицы о своих детях: Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:7-8, 11-12). Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4:15). Эти слова Апостола, обращенные к христианам Коринфа, свидетельствуют о том, что он стал отцом в силу возрождающего действия Евангелия, благодаря Христу, которому прежде последовал сам. Только безусловная вера в Воскресшего дает ему дерзновение призывать других к новому рождению во Христе. Духовное отцовство апостол понимает как призвание быть живым образом Христа для своих детей. Итогом же духовных отношений является рождение образа Самого Иисуса Христа в пасомых. Об этом Павел пишет христианам Галатии: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19). Сосредоточенность всех устремлений святого апостола Павла в личности Спасителя является важнейшим принципом подлинного духовничества, и об этом всегда следует помнить. Порой встречаются духовники, которые подменяют единую цель духовного делания приведение душ человеческих ко Христу подчинением воли пасомых себе. В результате этого духовные чада, вместо того, чтобы возрастать во Христе, надолго или навсегда остаются младенцами в вере (1 Кор. 3:1). В Русской Православной Церкви, где в течение последних десятилетий миллионы людей вернулись в Церковь, эта проблема стала весьма актуальной. Реагируя на нее, Архиерейские Соборы последних лет неизменно обращали пристальное внимание на вопрос подготовки пастырей, вменяя им в обязанность постоянно повышать свой богословский и образовательный уровень.

http://patriarchia.ru/db/text/1549092.ht...

Изменились отношения человека с Богом. Но изменилось ли наше состояние? Ведь подвиг Христа можно принять и можно отвергнуть. А можно еще принять его «серединка на половинку» – войти в Церковь формально, без живой веры и искреннего желания меняться. Не о нас ли последний вариант? Но спасённый грешник уже не может оставаться все тем же грешником – он обязан устремиться к святости. Да, мы все суть кающиеся грешники и останемся ими до самой смерти. Однако христиане – это люди, вошедшие в истинные отношения с Богом, которые можно охарактеризовать как постоянное стремление к святости. Изменение нашего положения – это оправдание; а изменение состояния – освящение. «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3), – писал апостол Павел. Понимаем ли мы, что святость есть норма христианской жизни – не только как избранность, но и как духовно-нравственная чистота, как постоянная война с грехом? Мы так часто говорим о нашей немощи, и мы действительно очень слабы духовно. Но не слишком ли мы оправдываем свою любовь к греху все теми же «немощами»? Ведь христианин должен все же что-то смочь, а не только пребывать в немощи. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13) – писал Павел. А мы, пассивно созерцая свою испорченность, как бы отвечаем ему: «Все не могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Покушаясь на рыбку в день строгого поста, или сокращая молитвенное правило при нормальном самочувствии и наличии времени, или ленясь пойти на богослужение, мы вздыхаем сами о себе: «Я по немощи». Но как бы нам все-таки побеждать немощи и приобрести от Христа силу на добрые дела и подвиги? Кажется, именно к этому призывает нас Евангелие, а не только к видению своих грехов. Зрение грехов и немощей для того и дается, чтобы побеждать немощи благодатью Христовой. Иначе христианин превратится в бессильного нытика, постоянно грешащего «по немощи» и ничего не делающего для своего спасения. Дай нам Бог учиться побеждать свои грехи и страсти именем Христовым и силой Его. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23) и способен делать это и сегодня – если мы попросим Его. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:4). Эти строки из послания Иоанна Богослова показывают христианина как сильного духом человека, с помощью Божией побеждающего диавола и грех (слово «мир» в данных стихах обозначает совокупность греха).

http://pravoslavie.ru/104695.html

С особым радением и вниманием пекись о молодом поколении, ибо оно — будущее Святой Церкви и Отечества нашего. Ныне враг рода человеческого ополчается на молодых людей, стремясь пленить их неокрепшие умы и души. Противоборствуя этому, приобщай юношество не только к словесному молоку, но и к твердой духовной пище (см. Евр. 5:12-14). Натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культу личного успеха следует противопоставить проповедь образа Христа, Спасителя мира, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Помни, что не только юных, но и умудренных жизнью людей, в первую очередь, убеждают не слова архиерея, но его поступки. Пусть же слово твое неразрывно будет сопряжено с делами любви, веры и милосердия. Христианство победило мир не только гласом апостольской проповеди, простершейся «от восток солнца до запад» (см. Мал. 1:11), «даже до края земли» (Деян. 1:8), но и смиренным свидетельством повседневного жертвенного подвига, совершаемого ради имени Христова. Всякий православный человек, относясь к каждому своему делу как к особому послушанию, врученному ему от Бога, призван являть в поступках своих «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1 Фес. 1:3). Пусть же твое епископское служение станет образцом усердного труда на ниве Христовой, дабы, взирая на дела твои, люди возносили хвалу Богу, посылающему добрых «делателей на жатву Свою» (Лк. 10:2). Крепко храни в своем сердце также памятование о том, что архиерей, независимо от того, где проходит его служение, призван быть защитником веры и канонических устоев Церкви. Это особенно важно осознавать в современную эпоху, когда проповедь Евангельской Истины вновь, как в первые века христианства, становится причиной исповеднической смерти благовестников Христовых. Невзирая на опасности и тяготы служения в мире, где нет, к сожалению, недостатка в человеческой злобе и в растлевающем души грехе, епископ обязан печься о добром (см. Рим.12:17), следуя заповеди апостола побеждать зло добром (см. Рим. 12:21).

http://patriarchia.ru/db/text/955406.htm...

С сего дня на тебя возлагается особая ответственность, ты ближайший сподвижник митрополита, и ты должен стать примером, на который будут равняться клир и паства. Как не оступиться на этом трудном пути и стать для овец словесных не далеким и недоступным представителем церковной власти, но близким пастырем, заботливо ведущим их ко спасению? Откуда черпать силы и как все более и более делать твердым свое звание и избрание? (2 Пет. 1:10). Всегда помни, что сие звание даровано тебе Благим Господом. Возгревай дар Божий (2 Тим. 1:6), говорит апостол Павел, ревностно заботься о нем и стремись в нем возрастать. Забота о даре, ниспосланном тебе, есть жертвенные труды на благо Матери-Церкви и всех Ее чад. Остерегайся различных искушений, связанных с высотой твоего нового положения, одно из которых — гордость. Какого же оружия она боится, как не увлечься блеском епископских облачений и почтительным отношением к тебе клира и паствы? Знай, что гордость всегда может быть побеждена скромностью и смирением, посему содержи непрестанно в сердце завет преподобного Ефрема Сирина: «Если хочешь благоугодить своему Господу, облекись в ризу смирения, ибо как скоро увидит тебя в оной, возрадуется о тебе и прославит тебя в Своем Царстве» («О смирении и гордости»). Тебе предстоит решать немало административных вопросов, связанных с помощью в управлении епархией митрополиту Владимиру. Эти важные вопросы будут касаться внутрицерковной сферы, взаимодействия с политическими и общественными силами, социальных проектов, молодежной работы и миссионерской деятельности. Исполняя волю Божию от души, служа с усердием (Еф. 6:6-7), являй пример тщания, исполнительности и неугасимого желания радеть о полноцветии лоз Виноградника Христова, дабы принесли они много добрых плодов. Во всем многообразии своих дел не забывай об основе жизни каждого христианина, о Таинстве Таинств — Святой Евхаристии. Как можно чаще совершай Литургию и самого себя давай в образец для подражания (2 Фес. 3:9) клиру и пастве в неустанном следовании словам Спасителя, которые произнес Он, предлагая чашу своим ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).

http://patriarchia.ru/db/text/4010177.ht...

Во всем многообразии своих дел не забывай об основе жизни каждого христианина, о Таинстве Таинств — Святой Евхаристии. Как можно чаще совершай Литургию и самого себя давай в образец для подражания (2 Фес. 3:9) клиру и пастве в неустанном следовании словам Спасителя, которые произнес Он, предлагая чашу своим ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Как нити переплета собирают воедино все страницы книги, так и все страницы твоей жизни должны быть объединены состраданием и любовью к ближним, которая, по словам апостола, есть совокупность совершенства (Кол. 3:14). И чем прочнее будет этот переплет, чем крепче будут эти нити любви, тем целостнее и упорядоченнее будет и книга твоих слов и дел. Все творимое тобой, вещное и невещное, должно иметь в своем начале деятельную и жертвенную любовь, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога  (1 Ин. 4:7). А не любящий не рожден от Бога и познать Бога не может. В этом вся тайна жизни и тайна веры. Бог открывается любящему человеческому сердцу. Уже многие годы следуя архипастырской стезей, могу свидетельствовать, что стезя сия полна трудностей и обстояний. Будут тебе встречаться на ней и мягкие плодородные почвы, с готовностью принимающие семена евангельской правды, но будут и твердые, полные острых камней неприятия и опасных ям суеты. В какой бы ситуации ты ни оказался, всегда имей твердую веру и решительную поступь, нимало не сомневайся, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:6). Силы же черпай в прилежной и усердной молитве, ибо она, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть «великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище» (Беседы на книгу Бытия, XXX). А это значит, что без молитвы мы вне убежища со всеми вытекающими из этого последствиями как для своей души, так и для своего служения. Теперь же, приняв сей жезл, символ твоего апостольского преемства и знак высшей архипастырской ответственности, преподай благословение народу Божиему, молившемуся о ниспослании тебе полноты даров Святого Духа. Аминь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4010179...

Великий Пастыреначальник, призвавший тебя к епископскому служению, силен обогатить тебя всякою благодатью (см. 2 Кор. 9:8) и укрепить в испытаниях. Посему в любых обстоятельствах, какими бы трудными они ни казались, не угашай духа (1 Фес. 5:19), но, предав Господу путь свой и уповая на Него (Пс. 36:5), словом и делом неси людям весть о Христе Распятом и Воскресшем, о полноте жизни, которая открывается нам в общении с Богом. Проповедь твоя должна быть обращена не только к тем, кто ходит во Истине и стремится к познанию Бога, ибо среди наших современников немало тех, кто еще не вступил на спасительный путь веры. Твоя задача — помочь таковым душам обрести единство со Христом, посеять в их сердцах семена слова Господня, дабы на их основе взрастить плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22-23). Совершая сие служение, помни о том, что каждый, кто хочет стать членом Церкви, должен быть научен основным истинам Православия и нормам христианской нравственности, чтобы осознавать ту меру ответственности, которую он на себя возлагает. Посему важным своим делом почитай развитие просвещения, катехизации, системы религиозного образования. Сугубое твое внимание должно быть обращено на подрастающее поколение. Молодые люди полны творческой энергии, благих побуждений, однако зачастую они не находят возможности реализовать себя и потому растрачивают впустую свой духовный потенциал, поддавшись голосу учителей, которые льстят их слуху (см. 2 Тим. 4:3) и влекут к мнимым радостям мира сего. Ты же стремись пленить всякое помышление молодых в послушание Христу (см. 2 Кор. 10:5). Свидетельствуй о подлинной радости бытия, о радости общения с Богом, о радости жизни в соответствии с евангельским законом. Чтобы юные члены православных общин могли почувствовать себя востребованными, найти достойное применение своим способностям, активней привлекай их к участию в различных епархиальных проектах. Они должны осознать свою нужность, они должны осознать себя взрослыми членами Церкви, несмотря на возраст, ибо пред Богом все равны — люди разных званий и возрастов. Потому люди молодые и даже совсем молодые должны осознавать меру своей ответственности за Церковь, за народ, за Отечество наше.

http://patriarchia.ru/db/text/2635862.ht...

Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе — жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации. Служение Церкви всегда сопряжено с заботой о людях, нуждающихся в помощи и участии. Наш долг — накормить голодного, дать кров бездомному, защитить несправедливо обижаемого, помочь престарелому, поддержать одинокого, облегчить страдания болящего, утешить отчаявшегося. Поместный Собор призывает всех верных чад нашей Церкви укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Общими трудами нам надлежит совершать наше спасение (Флп. 2, 12) и содействовать духовному просвещению ближних и дальних. Молитесь , — сказал апостол, — чтобы слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3, 1). Главное же — пребудем в любви Христовой, которая превыше государственных границ, национальных и иных различий, дабы исполнить заповедь Спасителя, Который молил Отца Небесного о верующих в Него: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 20–21). Во Святей Троице славимый Господь Бог, предстательством Пречистой Богородицы, молитвами новомучеников, исповедников и всех святых, в земле нашей просиявших, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

http://bogoslov.ru/article/378781

11:13). Посему-то в посланиях к уверовавшим из язычников и имя свое выставлял, и присовокуплял апостольское достоинство, пиша к ним, как учитель к ученикам. Когда же писал к евреям, попечение о которых не ему было поручено, тогда не без причины предлагал учение без указания достоинств, потому что о них промышляли другие апостолы. А что послание сие исполнено духовной благодати и не представляет никакого повода к клевете, это яснее покажет подробное истолкование. Содержание же послания таково: уверовавшим из иудеев много всякого рода скорбей причиняли одержимые недугом неверия. О сих страданиях упоминает божественный Апостол в Послании к Фессалоникийцам. Ибо говорит: «Подобницы бысте... церквам Божиим сущым во Иудеи..., зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от Иудей» (1 Фес. 2:14). Далее, к евреям пиша, присовокупил и сие: «и разграбление имений ваших с радостию приясте» (Евр. 10:34). И блаженный Лука извещает нас, что божественный Апостол прежде своего призвания «озлобляше Церковь, в домы входя, и влача мужы и жены, предаяше в темницу» (Деян. 8:3). Неверующие же не на сие только отваживались против уверовавших, но смеялись над ними, как над решившимися уверовать в человека умершего и оставившими закон, данный Богом. Посему-то божественный Апостол немедленно в самом начале доказывает, что Христос выше всех пророков. Потом, начав богословие, именует Его вечным, совечным Отцу и Зиждителем всего. После сего, сравнив с ангелами, предлагает на среду Божественное Писание, которое прямо учит, что Он Сын и Бог, Ангелы же служители и твари. А из сего доказывает, что дарованное Владыкою Христом важнее преподанного Моисеем. Ибо Моисей дал Ветхий Завет, а Христос — Новый, предвозвещенный ветхозаветными пророками; Моисей обещал дать Палестину, а Христос обетовал Небесное Царствие. Апостол и с священством левитским сравнивает священство по чину Мелхиседекову, и показывает превосходство последнего. Сверх сего, утверждает, что питомцы благочестия и до закона, и под законом соделывались именитыми чрез веру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2906...

В качестве благочинного Туруханского благочиния, объехав много сельских поселений и маленьких деревень, укрепился в мысли о том, что первоочередными задачами, которые предстоит решить новой епархии, должно стать созидание крепких приходских общин на сельских приходах. Одной из особенностей территории Крайнего Севера Сибири является то, что помимо потомков первопроходцев, сохранивших в годы церковных гонений в той или иной степени элементы христианского сознания и бытового уклада, на ней проживает большое количество представителей малых коренных народов, своими духовными корнями связанных с язычеством. Населяют Сибирь и те, кто эти края воспринимает как место временного заработка и случайного пребывания. С подобными группами населения нам также предстоит вступить в общение, в них увидеть свою паству. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). На Крайнем Севере Сибири, с тех пор, как четыре столетия назад над ее бескрайними просторами воссиял свет евангельской истины, несли свое служение многие архипастыри и пастыри, пламенели любовью к Господу благочестивые миряне. Имена одних — в Соборе Сибирских святых: первый сибирский святой мученик Василий Мангазейский, принявший мученический венец в 1602 году, и святитель Лука Симферопольский, проповеди которого укрепляли веру жителей Туруханска в период его первой сибирской ссылки. Имена других, подтвердивших любовь к Христу верностью Его заповедям, вошли в летопись церковной истории. Но еще больше безвестных служителей, чьи имена знает только премудрый Создатель. Сегодня мы, скромные преемники их дела, стремимся принять в свое сердце бесценный опыт служения Святой Церкви, «дабы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). В эти незабываемые дни, когда для меня, недостойного, настало время принять идущий от святых апостолов высочайший жребий епископского служения, я молитвенно прошу их благословения и помощи. Смиренно уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы Красноярской митрополии Преосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

http://patriarchia.ru/db/text/3668971.ht...

Говоря же о смерти Христа, он говорит и о Воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» . Истина Воскресения Христова И теперь мы рассмотрим эти причины Его славного Воскресения. Истина Воскресения Христова способна изменить нашу жизнь и преобразить нас – из чад гнева в чад Божиих 1. Чрез Свое Воскресение Христос свидетельствует о Собственном Истинном Божестве, возвращая к полноте бытия в жизни и Свое Истинное Человечество. Показывая торжество жизни над смертью, праведности над грехом, милости над судом. Таким образом подавая надежду всем несправедливо казненным, осужденным, страждущим и обремененным. «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1: 51–52). 2. Чудо Его Воскресения утверждает нас в вере в Его Божество, несмотря на факт Его Страданий и самой Смерти; вдыхает мужество и в наши сердца, несмотря на нашу немощь и слабость; наполняет смыслом человеческую боль, страдание и саму смерть. «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (2 Кор. 13: 4). «Силою Божиею», Собственного Ипостасного Божества Он и восстал из гроба по воле Отца Небесного и действием Духа Святаго. Он силен воскресить и дорогих нашему сердцу усопших, разлука с которыми так тяготит и беспокоит нас. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4: 13–14). 3. Воскресение Христово окончательно убеждает и нас самих в вере в собственное воскресение и вечную жизнь в Боге и с Богом. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 12–14); «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19: 25–27). Все это означает: проповедь наша не тщетна, не тщетна и вера наша.

http://pravoslavie.ru/112033.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010