2), относя к Нему все добро, виденное им в солунянах; так что содержание сей главы можно выразить так: а) Радостное благодарение Богу за проявление благодатно-христианской жизни в солунянах (1, 2) Стих 2. Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших. Получив от святого Тимофея приятные известия о солунянах, святой Павел обрадован был тем (3, 9) и в радости благодарит Бога за все добро, которым угодно Ему было наделить солунян. С первого слова возводит он их ум к Богу и, указывая в Нем совершителя их преуспеяния, внушает, что они Божий и дело веры их есть дело Божие. Все почти послания святой Павел начинает благодарением, иные почти теми же словами (Рим. 1, 8–9; Еф. 1, 16; 2 Сол. 1, 3; 2 Тим. 1, 3); однако ж это не простой оборот речи, не дело обычая, а выражение действительных чувств, коими полна была душа (см.: 3, 8–9). Призванный на дело Божие, он не мог не радоваться успехам его и, осязательно видя во всем перст Божий, не мог не благодарить Бога. Всегда, говорит, благодарим Бога. И это не преувеличение. Апостол в Боге жил и молитвенное к Нему обращение не отходило от лица его. Такова сила апостольского духа, носителя Духа Божия. Благодарение словом, конечно, было не всегда, но оно всегда было в чувстве сердца, готовое изыти и в слово. Что о всех благодарим, это, кажется, намеренно поставлено. Хоть знал Апостол, что не все совершенны, не сокращает, однако ж, широты благодарения, чтоб чрез это заранее открыть слову своему путь к сердцу и тех, кои несовершенны, когда придет череда коснуться исправления их. Словами: поминание о вас творяще и прочее, — определяется действие благодарения, когда оно выражается и словом в молитвословии. Апостол говорит как бы так: в молитвах наших, воспоминая о вас, благодарные к Богу изливаем чувства. Но каковы были молитвы у Апостолов? Они составляли половину их апостольских трудов. Мы же в молитве и в служении слова пребудем, — сказали они при избрании диаконов для Иерусалимской Церкви (Деян. 6, 4). Святой Златоуст говорит: «Благодарение Бога за солунян есть свидетельство о великом их преуспеянии; потому что Апостол не только хвалит их, но и благодарит Бога, как совершителя всего их преспеяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Воспоминая о всем этом, святой Павел а) изъявляет свои благодарные к Богу чувства (1Сол.1:2), относя к Нему все добро, виденное им в солунянах; так что содержание сей главы можно выразить так: а) Радостное благодарение Богу за проявление благодатно-христианской жизни в солунянах (1Сол.1:2) 1Сол.1:2. Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших.    Получив от святого Тимофея приятные известия о солунянах, святой Павел обрадован был тем (1Сол.3:9) и в радости благодарит Бога за все добро, которым угодно Ему было наделить солунян. С первого слова возводит он их ум к Богу и, указывая в Нем совершителя их преуспеяния, внушает, что они Божий и дело веры их есть дело Божие. Все почти послания святой Павел начинает благодарением, иные почти теми же словами (Рим. 1:8—9; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:3; 2 Тим. 1:3); однако ж это не простой оборот речи, не дело обычая, а выражение действительных чувств, коими полна была душа (см.: 1Сол.1:3, 8—9). Призванный на дело Божие, он не мог не радоваться успехам его и, осязательно видя во всем перст Божий, не мог не благодарить Бога. «Всегда, — говорит, — благодарим Бога». И это не преувеличение. Апостол в Боге жил и молитвенное к Нему обращение не отходило от лица его. Такова сила апостольского духа, носителя Духа Божия. Благодарение словом, конечно, было не всегда, но оно всегда было в чувстве сердца, готовое изыти и в слово. Что о всех благодарим, это, кажется, намеренно поставлено. Хоть знал Апостол, что не все совершенны, не сокращает, однако ж, широты благодарения, чтоб чрез это заранее открыть слову своему путь к сердцу и тех, кои несовершенны, когда придет череда коснуться исправления их. Словами: «поминание о вас творяще» и прочее, — определяется действие благодарения, когда оно выражается и словом в молитвословии. Апостол говорит как бы так: в молитвах наших, воспоминая о вас, благодарные к Богу изливаем чувства. Но каковы были молитвы у Апостолов? Они составляли половину их апостольских трудов. «Мы же в молитве и в служении слова пребудем», — сказали они при избрании диаконов для Иерусалимской Церкви (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

От гнева грядущаго избавляет Господь верующих, то есть от осуждения на Страшном суде. Гневом названо сие действие правды, ради строгости суда и непреложности определения, — а более по тому чувству, с которым примут осуждение имеющие подвергнуться ему. Ужас, имеющий постигнуть их, будет по обычаю виновных видеть гневным Судию и кротко изрекающего определение правды вечной. Избавляет от сего суда Господь Иисус Христос верующих в Него. Во Христе Иисусе суд над миром уже совершен (Ин. 12, 31). Только тот, кто бросает мир и прилепляется ко Христу верою, изъемлется из области, пораженной сим судом, уклоняется под сень креста, сквозь который не пройдут удары гнева Божия, когда будет приводиться в исполнение приговор суда, произнесенный уже над миром. Кто верует, не будет осужден (Ин. 3, 14–18; 5, 24). Не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господом нашим Иисусом Христом (1 Сол. 5, 9). 2. ПРЕБЫВАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА У СОЛУНЯН (2, 1—16) Во втором отделении 1-й части послания, исторической, святой Павел описывает свое с сотрудниками своими пребьшание в Солуни (2, 1-16), касаясь двух преимущественно пунктов: а) характерических черт своего проповедания и действования (2, 1-12); и б) уверования и мужественного пребывания в вере солунян (2, 13–16). Приступая к объяснению сего отделения, неизбежный встречаем вопрос: что заставило святого Павла коснуться сего предмета и так подробно его изображать? — Святой Павел так начинает свою речь: сами бо весте. Частица бо — γαρ — ибо указывает в последующей речи причину на предыдущую, — как бы так: вот что рассказывают о моей у вас проповеди и вашем обращении. Оно так и есть, ибо сами знаете, как что было. Две половины этого отделения точно отвечают тому, что слышал святой Павел (1, 9), именно, каков вход имехом к вам (2, 1 — 12) и како обратистеся (2, 13–16). — Но если б у святого Павла в самом деле было в намерении только подтвердить и разъяснить рассказываемое сторонними лицами; то, как все это известно уже солунянам, довольно было намекнуть о том, а не изображать с такою подробностию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ужас, имеющий постигнуть их, будет по обычаю виновных видеть гневным Судию и кротко изрекающего определение правды вечной. Избавляет от сего суда Господь Иисус Христос верующих в Него. Во Христе Иисусе суд над миром уже совершен (Ин. 12:31). Только тот, кто бросает мир и прилепляется ко Христу верою, изъемлется из области, пораженной сим судом, уклоняется под сень креста, сквозь который не пройдут удары гнева Божия, когда будет приводиться в исполнение приговор суда, произнесенный уже над миром. Кто верует, не будет осужден (Ин.3:14—18, 5:24). «Не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господом нашим Иисусом Христом» (1 Сол. 5:9). 2. Пребывание Апостола Павла у солунян (1Сол.2:1—16) Во втором отделении 1-й части послания, исторической, святой Павел описывает свое с сотрудниками своими пребывание в Солуни (1Сол.2:1—16), касаясь двух преимущественно пунктов: а) характерических черт своего проповедания и действования (1Сол.2:1—12); и б) уверования и мужественного пребывания в вере солунян (1Сол.2:13—16). Приступая к объяснению сего отделения, неизбежный встречаем вопрос: что заставило святого Павла коснуться сего предмета и так подробно его изображать? — Святой Павел так начинает свою речь: «сами бо весте» . Частица «бо» — γαρ — ибо указывает в последующей речи причину на предыдущую, — как бы так: вот что рассказывают о моей у вас проповеди и вашем обращении. Оно так и есть, ибо сами знаете, как что было. Две половины этого отделения точно отвечают тому, что слышал святой Павел (1Сол.1:9), именно, «каков вход имехом к вам» (1Сол.2:1—12) и «како обратистеся» (1Сол.2:13—16). — Но если б у святого Павла в самом деле было в намерении только подтвердить и разъяснить рассказываемое сторонними лицами; то, как все это известно уже солунянам, довольно было намекнуть о том, а не изображать с такою подробностию. Речи сторонних христиан можно считать поводом к тому, что святой Апостол заговорил о сем предмете, но что он говорит о нем так широко, на это, верно, была другая причина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

467.  И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер (1 Кор. 14. 8–9). 468. Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч. 469. Внутренний человек, гл. 3. 470. Слово 40. 471. Святой Петр Дамаскин. О третьем видении. Добротолюбие. Ч. 3. 472. Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая. 473. Слово 31. 474. Смотри житие сего преподобного. 475. Рукописное житие преподобного Илариона Суздальского. 476. 1-я из молитв утренних: «От сна возстав, благодарю Тя, Святая Троице», и проч. 477. 6-я из утренних молитв: «Тя благословим, Вышний Боже», и проч. 478. Пс. 46. 8. 479. [«Одни поют, …то есть молятся устами». —  Ред.]. Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 480. [«Те же, которые не поют, …также хорошо поступают, если находятся в состоянии духовного преуспеяния: им не требуется пения псалмов, поскольку они пребывают в молчании и непрестанной молитве». —  Ред.]. Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Добротолюбие. Ч. 1. 481.  Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48. 10). 482.  Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2. 2). 483.  …в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 3). 484.  Бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк. 21. 36). 485.  Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21. 36). 486. Мф. 25. 32. 487.  Бодрствуйте в молитвах. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 4. 7; 5. 8, 9). 488.  Непрестанно молитесь! (1 Сол. 5. 17.) 489.  Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом (Флп. 4. 6). 490.  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Фил. 1:1, 2:25 ). Апостолы – епископы – диаконы 493 имеют особую роль и миссию в Церкви, они как «Божии служители» ( 2Кор. 6:4 ; ср. 1Кор. 3:5 ; 1Сол. 3:2 ) совершают более трудную и важную службу в теле Церкви, и поэтому Бог «показал их последними», они последние, потому что они – «слуги» всем «ради Иисуса» ( 1Кор. 4:9–19 ; 2Кор. 4:5 ), неся «в любви нелицемерной» службу примирения ( διακοναν καταΛΛαγς) и слово примирения ( 2Кор. 5:18–19 ). Они необходимы как проповедники Евангелия спасения и служители Нового Завета ( 2Кор. 3:6, 4:5 ; 1Кор. 3:5; 1 Сол. .3:2; 2Тим. 4:2 ; Тит. 1:7–9 ), посланники (посредники) от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ) 494 . Они определены и поставлены Христом для приращения тела Его 495 , и пока оно продолжается, они необходимы, и без них не может быть Церкви, и Её жизни, и деятельности в мире 496 . С этим служением, с этим заданием и с этой целью доверена им большая благодать и большая власть, как говорит златоустый наследник святых апостолов: «Власть, которую имеет Спаситель, дарует Он апостолам» 497 , то есть поставил их как «экономов Божиих» Себе в сотрудники ( συνεργος , соработники, соделатели – 1Кор. 3:9 ; 1Сол. 3:2 ) 498 , Сам действуя через них во всём 499 . Они эту полученную от Него власть употребляют как Апостолы (Посланники) Христовы, Апостолы Церквей, слава Христова ( 1Сол. 2:7 ; 2Кор. 8:23 ), и всё это они получают и умножают на пользу нашим душам ( Евр. 13:17 ). Богодарованной благодатью и священной властью они как служители Христовы и икономы (домостроители) Тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ) Духом Святым перерождают нас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор. 4:15 ) 500 , а часто и снова в муках рождения, доколе не изобразится в нас Христос ( Гал. 4:19 ). И служат всем, и священнодействуют в Церкви – доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Само собой понятно, что апостолы и пастыри Церкви совершают своё служение не от себя, но в них и через них действует Глава тела Церкви, Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Его ходатайству и во Имя Сына послан Дух Святый в Своем благодатном действии. Без искупительного подвига Спасителя не было бы ниспослания Святаго Духа: " Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен " , говорит Евангелист (Ин. 7,39). Благодать воцарилась к жизни вечной Иисус Христом " (Рим. 5,21; 6,23). Поэтому и самая Благодать называется благодатию, данною о Христе Иисусе " (1Кор. 1,4; 2 Тим. 1,9), " благодатию Христовою " (Гал. 1,6), " силою Христовою " (2 Кор. 12,10), а Дух Святых - " Духом Христовым " (Рим. 8,9), " Духом Сына " (Гал. 4,6), а Сам Сын называется " освящением " нашим и " освящающим " (1 Кор. 1,30; Евр. 2,11). Дух Святый, посланный в мир Сыном от Бога Отца, Своею Божественною силою усвояет людям плоды Искупления и потому собственно Он есть Совершитель освящения людей. Излияние на спасаемых Благодати Божией, - Благодати Христовой, есть действование Святаго Духа. Он совершает оправдание Им же привлекаемый ко Христу грешников, чрез сообщение правды Христовой, возрождая их в таинстве Крещения (Ин. 3,5), таинственно входит в самое внутреннее существо их (1 Сол. 4,8), или, как выражено в Св. Писании, - в их сердца (2 Кор. 1,22; Гал. 4,6 и др.); так что верующие становятся местом обитания Духа Божия; " Дух Божий живет " в них (Рим. 8,9; 1Кор. 3,6), а тела христиан, - " храмы Св. Духа " (1 Кор. 6,19). Объемля собою все существо спасаемого, Дух Святый воссоединяет человека с Господом Иисусом, а через Господа с Богом (Еф. 2,18). Дух Святый, живущий в людях, и составляет основание Благодати, а явление Благодати есть действие Святаго Духа. Человек, усвоивший дары Благодати, тем самым находится в общении с Духом Святым, ибо сила Божия и Само Божество - неотделимы. В чем состоит сущность Благодати, как особой силы Божией, Писание не определяет; не может определить этого и человеческий разум. Для разума непостижимы до конца и существо сил естественных, тем более это должно сказать о Благодати - силе сверхъестественной. В Откровении и опытах христианской жизни даются некоторые указания на таинственные действия этой силы на человека, хотя и вполне ощущаемые, но постигаемые лишь отчасти; указываются также и на орудия и средства, чрез который Благодать сообщается и действует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2197...

Обстоятельства церкви к концу царствования Нерона 60 были таковы: со стороны язычников выступила против новонасажденого в мире христианства самая государственная власть, всемирной почти тогда, Римской империи, и притом в лице такого бесчеловечного императора, как Нерон. Со стороны иудеев, имевших у себя еще в неприкосновенной целости ветхозаветную святыню и предавшихся тогда фанатическим мечтам о близкой их свободе и славе, ненависть против христианства выражалась в особенно гордых и самовозносливых отрицаниях его истинности, как видно из самого Апокалипсиса ( Апок.2:9 ; Апок.3:9 ). Правда, этим хульникам грозили самые скорые и страшные бедствия – разрушение Иерусалима и храма их и конечное рассеяние всего народа; но и это готовило христианству новое испытание веры. Известно, что в Христовом властительном предречении о бедствиях разрушения Иерусалима, неразрывно с этими событиями соединено изображение кончины мира. Начинающим сим бывати, сказал Господь при этом, восклонитеся и воздвигните главы ваша; зане приближается избавление ваше ( Лук.21:28 и сл.). Но за разрушением Иерусалима для христиан имели последовать новые жесточайшие гонения, вместо решительного избавления. – При таких тяжелых внешних испытаниях для веры, между тем, в самую внутреннюю ее область вторгались не только упорные иудейские понятия с рабским жестким духом, против чего до смерти боролся а. Павел, но и стремления к языческой разнузданности (см. послан.2 Петр, и Иуд.), к сатанинским глубинам ложного знания ( Апок.2:24 ), антихристианское посягательство на самую тайну Боговоплощения (Иоан.посл.), ослабление любви, духовная беспечность и самодовольство, разные лжеучения, жизнь нецеломудренная и только по имени христианская, и проч. подобное, в чем обличаются в Апокалипсисе иные из малоазийских церквей (см. Апок.2 и Апок.3 ). Тайна беззакония, столько деющаяся уже и во времена апостолов, должна, по их прозрению, более и более раскрываться до полного своего развития (2 Сол.), и, следовательно, христианству угрожали и впереди новые, тяжкие испытания и затруднения. – В таких обстоятельствах церкви весьма благопотребно было для нее такое откровение, которое заранее представило бы вере торжество ее над иудейством, язычеством и всеми внутренними и внешними врагами до кончины мира, предостерегая при этом веру от всяких неправых направлений. По таким потребностям церкви и дан Апокалипсис чрез Иоанна Богослова предварительно, много плакавшего о сокровенности книги судеб церкви и мира ( Апок.5:4 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

. Шмеман А. Введение в литургическое богословие Париж, 1960, с. 20 См Журнал Московской Патриархии, 1961, 1 Курьезно то, что если раньше «безскультурьем» считалась иконопись, как искусство «простого народа», то теперь наоборот оказывается, что она предназначается для культурного слоя, бескультурьем же считается «живописное направление», которое именуется «млеком для простого народа» . Если Церковь в своей истории и соблюдала постепенность в приобщении к тайнам домостроительства Божия, то это никак не было связано с понятием «простого народа» и касалось людей, готовившихся к принятию крещения, оглашенных . Корнилович К .Из летописи русского искусства М—Л , 1960, с. 89 . Творения Изд. 3-е, Сергиев Посад, 1892, часть 4-я, с. 76 . Епископ Игнатий (Брянчанинов) Сочинения Изд. 3-е исправленное и дополненное СПб. , 1905, Аскетические опыты Т. 3, с. 76 . Флоренский П. Иконостас//Богословские труды. М., 1972, 9, с. 107 (о живописи Васнецова, Нестерова и Врубеля). . Отметим забавную попытку представить внедрение в Православие римокатолического искусства как «постепенное видоизменение византийского искусства», причем оказывается, что барокко и рококо пользовались успехом «большей части населения России», что русские мастера «не выходили [...] из принятой православной традиции», выражая христианство францисканского типа. Этот поучительный экскурс в историю искусства завершается советом «поучиться у эпохи, имевшей привилегию благодати» (то есть у века «просвещения»? у францисканцев?). (См.: J.P.Besse. Affinites spirituelles du baroque russe//Contacts, Paris, 1975, 91, о, 351— 358.) . Материалы предсоборного совещания//Журнал Московской Патриархии, 1961, 1. . См. Искусство XVII века. Гл. 14. .Авва Фалассий О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Параграф 98//Добротолюбие М. , 1888, т. 3, с. 319 . Нужно сказать, что вообще диапазон чудес в качественном отношении очень велик, наряду с подлинными, благодатными есть «чудеса», основанные на психическом неврозе, на простодушии, известны и «чудеса», являющиеся простым обманом, а также чудеса дьявольского происхождения (см Мф. 24, 24, 2 Сол. 2, 9, Апок. 13, 13—14, 19—20, ср. 16, 14) Наконец, чудеса подлинные, то есть спасительные, чаще всего совершались Христом не над учениками, а над посторонними, так же как и теперь они совершаются и вне Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/440377/

Вопрос об источниках Д. с. а. ставился в науке неоднократно (см., напр.: Dupont. 1964), но до сих пор однозначного решения не имеет. Причина этого в том, что ап. Лука, следуя традициям античного исторического описания, не давал точных ссылок и тщательно обрабатывал текст для достижения единства языка и стиля, скрывая т. о. границы цитат. Об использовании свидетельств очевидцев говорится в Лк 1. 3. Для событий, описываемых в Д. с. а., одним из таких очевидцев помимо автора (вопрос о «мы-пассажах» требует отдельного рассмотрения) мог быть ап. Филипп (Деян 21. 8; ср.: 8. 5-13; 26-40). Кроме того, исследователи традиционно обособляют материал, относящийся к ап. Петру (3. 1-10; 9. 32-43; 10. 1-11. 18; 12. 3-17), а также делают предположения о некоем «антиохийском источнике» (11. 19-30; 13-14, возможно, 15). Автор Д. с. а. явно опирался и на устное церковное предание, связанное с ближайшими учениками Христовыми, поскольку приводит слова Спасителя, к-рых нет в евангельской традиции (1. 5; 11. 16; 20. 35). Помимо прямых цитат из Свящ. Писания (по LXX) в тексте Д. с. а. содержится масса аллюзий (напр., в речи Стефана - 7. 2-53). Вопрос о том, был ли автор Д. с. а. знаком с Посланиями ап. Павла и если был знаком, то в каком объеме, остается предметом научных споров. Помимо ряда букв. совпадений (такие выражения, как «служить (работать) Господу» в Деян 20. 19 и Рим 12. 11; «совершить течение (поприще)» в Деян 20. 24 и 2 Тим 4. 7; «внимать себе (вникать в себя)» в Деян 20. 28 и 1 Тим 4. 16), к-рые могут свидетельствовать о лит. зависимости, имеются схожие описания эпизодов жизни ап. Павла (см., напр.: 2 Кор 11. 32 и Деян 9. 22-25; Гал 1. 16 и Деян 26. 17-18; Гал 1. 14 и Деян 22. 4). Вопрос о его знакомстве с трудами нецерковных авторов остается открытым (если он не использовал непосредственно сочинения Иосифа Флавия, то вполне мог, когда речь шла о совр. повествованию политике, обращаться к трудам более ранних авторов, напр. Николая Дамасского). Идентифицированы цитаты в Деян 17. 28 из произведения поэта-стоика Арата из Сол ( Arat. Phaenom. 5) и в Деян 26. 14 из «Вакханок» Еврипида ( Eur. Bacch. 794 ss.). Кроме того, автор Д. с. а. демонстрирует знакомство с учением саддукеев и фарисеев, а также греч. философов - эпикурейцев и стоиков. Д. с. а. как исторический источник

http://pravenc.ru/text/171799.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010