Вообще камень понимался как знак силы, а священные камни – как образы Христа, Который у Отцов Церкви и отождествляется с жертвенником. Причем, сравнение Мессии с камнем очень устойчивое, начиная с пророка Давида: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Пс. 117: 22). «Христос становится краеугольным Камнем, т.е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т.е. замком свода (Мф. 21: 42; Деян. 4: 11; 1 Петр. 2: 4,7). Он обеспечивает таким образом связность святого храма; в Нем созидается и возрастает жилище Божие (Еф. 2:20). Согласно другой метафоре, Христос – непоколебимый Камень (Ис. 28: 16; Рим. 9: 33; 1 Кор. 3: 11; 1 Петр. 2: 6), на который можно опереться с верою, так что верующие, словно живые камни, включаются в строение дома духовного (1 Петр. 2: 5; Еф. 2: 21)». Скала, из которой Моисей извел источник, по мнению ап. Павла, означает Христа (1 Кор. 10: 4). Примечательно, что семасиология соотносит слово «камень» со значением «вода, мокрый». И будет общим местом, если подчеркнуть переименование Симона в Петра – в камень, на котором Основатель построил Церковь. В то же время, Христос остается камнем преткновения для гордых, скалой соблазна и камнем, сокрушающим врагов христианства: «Всякий, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит в прах» (Лк. 20: 17). Как видим, сопоставление живого и неодушевленного в Библии настолько типично, что, наверное, поэтому на данную тему никто из исследователей не писал отдельно. Во всяком случае, наши старания обнаружить чей-либо труд не увенчались успехом. Но такая работа необходима, хотя бы по причине возникновения следующих вопросов: «Какие святые неодушевленные предметы признавал Христос и учил, как им надо поклоняться? В каких документах об этом можно прочесть? Если этого нет, то кто главнее, мессия или его последователи, установившие правила почитания неодушевленных предметов? И чего Христос не договорил, что именно только после его смерти, в нашем мире, надо почитать предметы, которые при Его жизни почитали язычники? Почему при жизни мессии этого нельзя было делать, а после убийства его иудеями - хоть трава не расти?» .

http://pravoslavie.ru/126.html

«Следовал за Иисусом Симон Петр и другой ученик. Ученик же тот был известен первосвященнику и вошел вместе с Иисусом во двор первосвященника» (18:15). Первым во двор первосвященника вошёл Иоанн. Мы не знаем, откуда ближайший ученик Иисуса Христа так хорошо был знаком первосвященнику, а стало быть, и привратнице, что никто не воспрепятствовал ему войти. Только благодаря этому ученику, а не вместе с толпой, которая вела Иисуса Христа, как можно было бы заключить из синоптиков, Пётр смог войти во двор первосвященника: А Петр стоял у двери снаружи. Вышел Тогда тот ученик, другой, известный первосвященнику, и сказал привратнице и ввел Петра» (18:16). Перед служанкой, которая впустила его, он произнёс своё первое отречение. Войдя во двор, Пётр подошёл к костру и стал греться. Кто–то из присутствующих узнал его и спросил: «..Ты не из учеников ли Его?» Но он отпирается и отвечает: «Нет». «Говорит один из рабов первосвященника, родственник того, кому Петр отсек ухо: не я ли тебя видел в саду с Ним? Тогда снова отрекся Петр, и тотчас пропел петух» (18:26 – 27). Повторное указание евангелиста на поведение Петра при аресте Учителя противопоставляет его бесстрашие перед вооружённой толпой в Гефсиманском саду малодушию, проявленному во Дворе первосвященника. Опознание Петра и его отречения происходят в четвёртом Евангелии на фоне интереса Анны к ученикам Иисуса Христа. Иисус перед Пилатом Последующий рассказ о суде Пилата образует смысловой центр всего повествования о Страстях и составляет половину от этого текста 220 . Он состоит из семи сцен, происходящих по очереди вне и внутри претории: 1) Дознание (18:29 221 – 32); 2) Первый допрос (18:33 222 – 38а); ) Христос или Варавва? (18:38б 223 – 40); 4) Бичевание и терновый венец (19:1 – 3); 5) «Се Человек» (19:4 224 – 8); 6) Второй допрос (19:9 225 – 12); 7) Приговор (19:13 226 – 16). В них Пилат, после принятия очередного решения, выходит к толпе, собравшейся во дворе, а затем возвращается во дворец, чтобы допросить Иисуса. Они образуют единое целое, центром которого является возложение на Иисуса венца и одеяние Его в багряницу. Благодаря такой композиции евангелист показывает борьбу в душе прокуратора: на одной чаше весов – его убеждённость, что Иисус Христос невиновен, на другой – давление извне, вынуждающее его вынести приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

и был награжден Георгиевским крестом за пленение Шамиля; мать, Дафне Джапаридзе, занималась хозяйством. У И.-Г. было 7 братьев и 3 сестры. Мальчик учился в Челиагельском уч-ще при мон-ре Челиши, затем его воспитанием занимался дядя, Иване Мхеидзе, живший в Тифлисе и устроивший его секретарем к груз. писателю прав. Илии Чавчавадзе . Нек-рое время юноша учился в одном из военных уч-щ С.-Петербурга. Решающее влияние на судьбу Георгия оказала смерть принявшего постриг старшего брата Полиактра; в 1909 г. он вернулся на родину. Прочтя записи брата, Георгий узнал о его напряженной духовной жизни, о видениях святых и Пресв. Богородицы. Под впечатлением от прочитанного Георгий изменился. Родители, обеспокоенные его состоянием, писали в Тифлис старшим сыновьям: «Ваш брат сошел с ума, приезжайте скорее, поговорите с ним». Однако Георгий рассказал, что слышал глас Божий, указавший ему путь отшельника, и жертвует себя Господу. Юноша подвизался в близлежащих горах, жил в пещерах, носил мешковину. Спустя какое-то время он ушел в Мегрелию, где настоятель мон-ря Хирса (Хирсского) митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) постриг его в монахи. В 1924 г. мон-рь был закрыт, мон. Георгий переселился в Бетаниа. Его братья Петр и Иван, коммунисты (Петр занимал пост заместителя 1-го секретаря ЦК КП Грузинской ССР Л. П. Берии), были против выбора, к-рый сделал мон. Георгий, и всякий раз, когда он навещал родных, издевались над ним: один раз остригли ему полбороды, в другой - заперли в комнате с распутницей. Петр и его жена Нина были расстреляны (Петр - 10 авг. 1937, Нина - 14 февр. 1938 - АП РФ. Оп. 24. Д. 410. Л. 211; Д. 414. Л. 449); Иван, зная о предстоящем аресте, покончил с собой в 1938 г. Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в. Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в. И. и иером. Георгий долгое время (2-я пол. 20-х - 1-я пол. 50-х гг. XX в.) оставались единственными насельниками Бетаниа. Они жили в сарае, затем выстроили небольшой 2-этажный дом с 4 комнатами.

http://pravenc.ru/text/471219.html

Таким образом, законно предположить, что не все апостолы из Двенадцати постоянно пребывали в Иерусалиме, начиная с момента избрания «семи» (6:2-4). Вместе с тем у нас нет сведений в Новом Завета о деятельности за пределами Иерусалима кого-нибудь из Двенадцати, кроме Петра и Иоанна. Но почему? Самых правдоподобных ответа — два: либо кроме указанных апостолов никто не занимался миссией за пределами Иерусалима; либо занимались, но Лука умолчал об этом в виду того, что его интересовала только деятельность апостолов Петра и Павла как проповедников, вышедших на пределы иудейского мира. Впрочем, оба ответа можно вполне совместить: Луку не интересовала деятельность тех апостолов, которые после событий 6 главы занимались проповедью в Иерусалиме (и возможно шире — в Палестине), и поэтому он о них ничего не рассказывает. Но также не исключено, что у него просто не было никаких других сведений о них. К числу указанных «неактивных» апостолов, судя по всему, относился и Андрей. Очень вероятно, что он находился постоянно в Иерусалиме. Но также вполне вероятно то, что он мог вернуться в Капернаум и там совмещать свой рыбацкий промысел с проповеднической деятельностью среди местных жителей. Очень возможно, что несмотря на свою близость ко Христу во время Его земной жизни он не находил (до поры до времени) в себе дерзновения и не ощущал миссионерского дара, чтобы пойти странствовать с проповедью по тогдашней ойкумене. Это подтверждается и появлением нового тандема — Петр и Иоанн вместо Петр и Андрей. Также Андрея вполне могли удерживать (опять же, в какой-то период времени) и семейные обязанности — например, несовершеннолетие детей. Такой гипотетический расклад может служить отчасти основанием мнения, что Симон-Петр был старшим из братьев (высказанного еще в «Похвальном слове апостолу Андрею», составленного около X в.), так как он в скором времени после воскресения занялся миссией как среди иудеев, так и неиудеев, а в начале 50-х гг. путешествовал с проповедью по малоазиатским и греческим провинциям вместе с женой (см. 1 Кор. 1:12 и далее; 9:1 и далее). Вести такой образ жизни они могли лишь в том случае, если их дети были уже взрослыми (или их у них просто не было). Однако та подробность, что Симон-Петр во всех списках Двенадцати (в синоптических Евангелиях и Деяниях) стоит первым скорее указывает на его, так сказать, иерархическое положение, на его больший по сравнению с Андреем авторитет в общине, к которой принадлежал автор или к которой восходило предание о Петре, — и не дает никакого подспорья для определения возрастного соотношения между братьями.

http://patriarchia.ru/db/text/963854.htm...

Апостол Иоанн Богослов указывает, что «наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1, 3; далее в новозаветных цитатах κοινονα и однокоренные понятия выделяются курсивом). Именно в этом заключается принципиальное отличие христианства от ветхозаветного понимания отношений с Богом. Если Израиль назывался quahal Jahwe, собрание Яхве, то это словоупотребление подчеркивало идею непреодолимой пропасти между Богом и народом Завета, который хотя и выделялся из числа остальных, но все же оставался экзистенциально удаленным от Него. В Новом Завете ситуация кардинально меняется - Сам Бог приходит в мир и принимает человеческую плоть, освобождая человечество от греха и открывая ему возможность вечной жизни, шествуя с каждым человеком по его жизненному пути от момента рождения до смерти. Именно поэтому апостол Петр призывает «сделаться причастниками Божественного естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1, 4), то есть вступить в совершенно иное качество бытия. Оно определяется уже не природным законом тления и смерти, но причастностью Абсолютно Другому, коренным образом изменяющей всю нашу жизнь. Такое понимание отражается в характерном словоупотреблении: новозаветные авторы говорят о том, что мы «имеем» Бога Отца (1 Ин. 2, 23), Сына (2 Ин. 9), и Святого Духа (Рим. 8, 9). Конечно, речь не идет о том, что мы «обладаем» Богом, но о нашей онтологической причастности Его жизни, которая единственно и есть истинная жизнь. Инициатива такого кинонийного бытия исходит от Бога; человек, даже прилагая все свои усилия, не может достичь его самостоятельно. Он должен услышать призыв Божий и ответить на него всей своей жизнью - жизнью, которая отныне будет протекать с Иисусом Христом. Именно поэтому, приветствуя коринфян, Павел ясно выражает христианское видение Бога: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1, 9). Бог не желает человеческого одиночества, ставшего результатом грехопадения, но рассматривает Свое творение как партнера по диалогу. Вся наша жизнь поэтому должна быть приведена в кинонийное соответствие с жизнью и смертью Христа, чтобы через это обрести измерение воскресения: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4, 13).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

4–6 XII. 20–22 XII. 23–36 XII. 37–43 Главы XIII-XVII XIII. 1–3 XIII. 4–11 XIII. 12–20 XIII. 21–30 Проблема Иуды XIII. 30b XIII. 31 – XVI. 33 Построение беседы XIII. 31–38 Гл. XIV. 1 XIV. 2–3 XIV. 15–17 XIV. 26 Возвращение Христа в Духе XIV. 27–31 XV. 1-XVI. 4 XV. 1–8 XV. 9–17 XV. 17-XVI. 4 XV. 26–27 XVI. 5–33 XVI. 7–15 XVI. 16–22 XVI. 23–28 XVI. 29–33 Гл. XVII. Первосвященническая молитва XVII. 1–3 XVII. 4–10 XVII. 11–19 XVII. 17–19 XVII. 20–23 XVII. 24–26 Главы XVIII. I -XX. 18 XVIII. 1 XVIII. 1-ХХ. 18 в контексте Евангелия XVIII. 1–11 XVIII. 12–28 XVIII. 29-XIX. 16a XIX. 1–5 XIX. 6– 16а XIX. 19–22 XIX. 23–27 XIX. 28–30 XIX. 31–37 XIX. 38–42 XX. 1–10 XX. 11–18 XX. 19–23 Возвращение Христа во Святом Духе Эон Церкви Ин, ХХ и Деян. II XX. 24–29 XX. 30–31 Глава XXI Гл. XXI. Критическая проблема Гл. XXI как эпилог Ее деление XXI. 1–14. История и символ Толкование явления Толкование экклезиологическое Толкование евхаристическое Толкование эсхатологическое Проблема апостола Петра Апостол Петр в Ин Диалог XXI. 15–20 XXI. 15 XXI. 16 XXI. 17 Оценка вопросов Петр – пастырь Примат Петра XXI. 20–25 Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом Только ли символ? ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ТЕКСТ)     Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний Сегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии – многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В третьем отречении Петр к клятве прибавляет божбу, завершая полноту отступления: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26: 74). И последний вопрос Сына Божия звучит как приговор, столь опечаливший Первоверховного: «Σμων Ιων, φιλες με?» (Ин. 21: 17). Согласно святым отцам, покаяние должно соответствовать степени совершенного греха. Возвращение ко греху свидетельствует о неполноте покаяния. В рассмотренном евангельском отрывке мы видим, как Господь помогает отрекшемуся апостолу окончательно избавиться от той слабости, которая привела его к богоотступничеству. Вопросы, обращенные Спасителем к Петру, приводят последнего к целительному сокрушению, по сути повторяя ступени его отступления. К этому можно добавить, что Господь не спрашивает Петра о любви к Себе наедине. Он делает это принародно, так что и сам Петр вынужден отвечать в присутствии других. Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других У святых отцов можно найти мысль о том, что покаяние должно соответствовать не только степени, но образу греха. Если мы оскорбили кого-то словом, наше покаяние должно включать словесное извинение перед оскорбленным. Если мы принесли кому-то материальный убыток, то наше покаяние будет неполным без попытки компенсировать нанесенный ущерб. Если наш грех заключается в дурных мыслях о ком-нибудь, то и каяться нужно мысленно (кроме, естественно, Таинства исповеди). Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других. В нашем разборе евангельского диалога не было ничего замечено ни об ответе Петра, ни о призыве Господа, ни о многом другом, но, думается, и то, что сказано, может послужить к нашей пользе. В остальном же попытаемся оправдаться словами самого евангелиста: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1536 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/94712.html

На том месте, где был главный престол Преображения, положен большой камень. Он находится по правую сторону нынешней церкви, на расстоянии 13 1/2 арш. от ее стены и на 16 — от престола. Бывшая Преображенская церковь замечательна тем, что в ней, по преданию, в 1709 году, заключенные жители, изнемогающие и усталые от голода, узнав о прибытии в армию (4 июня) Петра Великого, поклялись не сдаваться осаждающим Полтаву шведам и определили казнь тому, как изменнику, кто осмелится предложить о сдаче города. 22 июня, отразив отчаянный приступ решительного неприятеля, мужественные полтавцы собрались в этот храм и пред лицом Бога подтвердили клятву: " умереть, но не сдаваться " . В этой же самой церкви, как говорит другое утвердившееся народное предание, Петр Великий, одержав победу над шведами 27 июня, и вошедши на другой день в Полтаву, служил благодарственный молебен за спасение города. Предание это основано на том, что подле церкви Спаса был дом Магденка, в котором во все время Полтавской битвы жил полковник И.С. Келлин, и у него на другой день битвы Петр Великий, по выражению И.И. Голикова, " изволил, чем Бог послал, откушать " . Тот же Голиков говорит, что Петр Великий после победы молился в соборном храме, которым тогда в Полтаве был деревянный Успенский, разобранный в 1776 году, по ветховозможности, что Петр Великий молился также и в Преображенской церкви, придел которой составляла Спасская церковь, получившая, таким образом, историческую известность. В Бозе почивший Император Александр II в 1837 г. 10 октября, тогда еще Наследник Цесаревич, при посещении Своем Полтавы осматривал Спасскую церковь и, видя, что столь замечательный исторический памятник приходит в довольно значительную ветхость, пожертвовал для ее сохранения и устройства сверх нее каменного футляра 2000 р. и 5000 р. для беднейших жителей города. Дворянство Полтавской губернии, в свою очередь, также сочувственно отнеслось к этому делу и пожертвовало для этой цели 10000 руб., о чем было донесено в Бозе почившему Императору Николаю I. Затем по ходатайству бывшего тогда генерал-губернатора Малороссийского края графа А.Г. Строгонова была открыта на один год подписка по всей России. Собранная таким образом сумма составила до 25000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=12157

Рейтинг: 10 Голосов: 1373 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S.  Дорогие читатели, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам и монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: 5469017709235086 (Петр Михайлович Д., обязательна пометка: «Помощь Косово»).  Армия освобождения Косова (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës – UÇK). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 21 января 2021, 08:21 Спаси вас Господь, дорогие Наталья Нафигулловна, Любовь Михайловна, Алексей Геннадьевич, Елена Владимировна, Элина Анатольевна, Анна Николаевна, Марина Сергеевна, Евгений Михайлович, Татьяна Алексеевна, Инна Александровна, Ирина Александровна, Галина Петровна, Елена Григорьевна, Наталья Анатольевна, Елена Николаевна, Алексей Анатольевич, Инга Вилордиевна, Лариса Грачиковна, Елена Евгеньевна, Юлия Борисовна, Николай Владимирович, Ростислав, Игорь Анатольевич, Владимир Валерьевич, Валерий Викторович, Максим Эдуардович, Светлана Юрьевна, Татьяна Николаевна, Ольга Александровна, Константин Рамильевич. Молимся и благодарим вас. Петр 17 января 2021, 08:07 Благодарим и молимся о вас, дорогие Иван, Роман, Ирина, Ольга, Игорь, Дмитрий, Сергей, Мария, Анатолий, Сергей, Дмитрий, Елена, Ольга, Вероника, Игорь, Владимир, Алексей, Елена, Светлана, Павел, Юлия, Татьяна, Мария, Антон, Алексей, Оксана, Анна, Ирина, Георгий, Лариса, Иван, Дмитрий, Светлана, Александр, Лидия, Инна, Алексей, Марина, Андрей, Денис, Ирина, Александр, Ольга, Ольга, Андрей, Наталья, Юлия, Сергей, Любовь, Надежда, Антон, Ирина, Петр, Наталья, Андрей, Константин, Илья, Эдуард, Дарья, Марина, Ольга, Роберт, Георгий, Лариса, Борис, Андрей, Денис, Гавриил, Виталий и все неравнодушные братья и сестры. Спаси вас Господь! Наталья Богоявленская 13 января 2021, 20:23 Дарья, не осуждайте, пожалуйста. Мы с вами ничего не знаем о тех людях, о которых вы пишете, кроме того, что сейчас всем сербам тяжело. Правильнее будет помолиться о них и взглянуть на себя. Простите меня. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Драголюба.

http://pravoslavie.ru/136668.html

Эта «легализация» обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митрополитом Петром ряда условий, как то: 1) издание декларации определенного содержания; 2) исключение из числа управляющих неугодных власти епископов, т.е. устранения их от церковной жизни; 3) осуждения заграничных епископов; 4)    в дальнейшем определенный контакт в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Предлагая митрополиту Петру свои условия в момент, когда ему угрожала уже личная непосредственная опасность, правительство безусловно рассчитывало, что, желая сохранить свободу и спасти себя от грядущих испытаний, митрополит Петр пойдет невольно на уступки. Однако, пренебрегая всеми личными соображениями, митрополит Петр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности, отказался и подписать предложенный Тучковым текст декларации. Летом 1925 г. комиссар по церковным делам Тучков хотел самочинно сделать местоблюстителем митрополита Агафангела, а митрополита Петра послать в Ярославль. Местоблюститель на это ответил: я охотно передам власть митрополиту Агафангелу, так как он кандидат на местоблюстительство прежде меня, но сам останусь митрополитом Крутицким, так как не дело гражданской власти вмешиваться в дела чисто церковные. Это было сказано с такой твердостью, что Тучков оставил свое намерение до 1927 г., когда митрополит Сергий и подчинил внутреннюю свободу Церкви богоборной власти, признал ее власть и компетенцию в чисто церковных делах. Не долго управлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр. Он уже твердо знал, что никакие уступки с его стороны не могут подкупить власти. Власть все берет и ничего не дает. Поэтому разные предложения агента власти митрополит прямо отвергал и даже выпроваживал его из своих покоев с такими словами: «вы все лжете; ничего не дадите, а только обещаете; а теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание». Такое свое отстранение от церковных дел озлобленный враг не долго мог терпеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010