АНТИФОНЫ НА ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Антифоны, положенные на литургии оглашенных для великих праздников, состоят из стихов, выбранных из псалмов, содержащих в себе смысл, схожий с празднуемым событием. За каждым стихом первого антифона следует припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас . За каждым стихом второго антифона припев: Спаси ны, Сыне Божий , с прибавлением: рождейся от Девы, во Иордане крестивыйся, или на горе преобразивыйся 27 и т.д., смотря по празднику, – поющие Ти: аллилуиа . В заключение второго антифона поется: Единородный Сыне . За каждым стихом третьего антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны, именуемые в церковном уставе праздничными, поются в праздники: а) Рождества Христова; б) Богоявления; в) Ваий; г) Пасхи; д) Вознесения; е) Пятидесятницы; ж) Преображения; з) Воздвижения. Антифоны на Рождество Христово Первый антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 110-го псалма, прославляющего благодеяния Божии к израильскому народу. Стих 1: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, в совете правых и в сонме . «Буду прославлять Господа от полноты благодарного за Его благодеяния сердца, буду прославлять и в тесном кругу немногих почтитателей истинного Бога в совете правых , и в многочисленном собрании их в сонме ». Стих 2: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его . Буду говорить: «Велики дела Господни по совершенству и многочисленности и представляют строжайшее соответствие с Его благими и премудрыми намерениями – изыскана во всех волях Его» . Стих 3: Исповедание и велилепие дело Его (т.е. достойно прославления и прекрасно все, что Он делает), и правда Ея пребывает в век века . То есть справедливость в распределении благ, в воздаянии за добро и зло всегда одинакова в Боге, не изменяется со временем и обстоятельствами, так что на нее смело можно полагаться всякому, с твердой уверенностью, что лучше того, как Он поступает с нами, нельзя поступить. Святая Церковь в праздник Рождества Христова словами этого антифона учит нас исповедывать величие дел Божиих преимущественно в воплощении Сына Божия. Через это воплощение открылись любовь и правда Божия. Любовь Божия открылась в том, что целью воплощения было спасение от погибели человека; правда Божия – в том, что эта цель могла быть достигнута не иначе как через удовлетворение правосудию Божию за грехи человека, а для этого надлежало Самому Сыну Божию уничижить Себя до образа раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 36. Путь на Голгофу – Крестный путь Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим по 27-й главе три темы: 1) Путь на Голгофу – Крестный путь (32); 2) Голгофа (33–56); 3) Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (57–66). Сегодня нам предстоит рассмотреть самый ответственный момент в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его Голгофское страдание, смерть и погребение. Но начнем мы с описания одного из событий Крестного пути. Читаем Евангелие от Матфея, 32-й стих 27-й главы: Мф.27:32 . «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Перед этим стихом прошлый раз мы читали: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие » ( Мф.27:31 ). По римским законам, приговоренный к смерти через распятие должен был сам нести древо к месту казни. Но так как Христос претерпел жесточайшее избиение и не спал целые сутки, Он был изнеможен и несколько раз падал под тяжестью Креста, разбивая в кровь колени. Тогда римляне и выбрали из толпы «случайного» человека и заставили его нести Крест вместо Иисуса. Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал данный стих: «Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением Креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” ( 1Кор.5:7 ). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами – “вне врат” ( Евр.13:12 ). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая Жертва возлагается на новый алтарь: Крест Христов – алтарь не храма, а всего мира» 578 . Папа Лев воспринимает взятие Креста Симоном Киринеянином как передачу эстафеты от иудеев к язычником, совершаемую Христом. Ориген видит в этом стихе намек и на нас самих, он пишет о несении Креста Господня Симоном: «И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой Крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его Крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его Креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его» 579 . Смысл этого истолкования Оригена намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ориген настаивает на том, что когда мы несем свой собственный крест, то есть сносим те трудности и переживания, с которыми сталкиваемся на жизненном пути, то Христос это делает за нас более успешно, – «поскольку Он Сам принимает и несет Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 37. Воскресение Христово Сегодня мы оканчиваем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней беседы – Воскресение Христово. Мы рассмотрим сегодня весь текст 28-й главы, с 1-го по 20-й стих, завершающей главы Евангелия от Матфея, которое мы с Божией помощью и посредством ваших молитв изучали вместе с вами из этой студии в течение нескольких лет. Я благодарю вас за каждый телефонный звонок на нашу студию, когда вы задавали уточняющие вопросы. Благодаря вашим звонкам мне было легче понять, в какой тональности проводить беседы, какой материал вызвал отклик в ваших душах. Мы изучаем Евангелие от Матфея вместе со святыми Отцами и учителями Церкви. Даже в тех случаях, когда я не давал прямых ссылок, я всегда имел в виду понимание святых Отцов. Не могу вместе с апостолом Павлом сказать: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» ( 1Кор.3:2 ), – была и твердая пища. К некоторым темам и вопросам мы возвращались по нескольку раз, но это не по недосмотру, а совершенно необходимый способ более глубоко усвоить и осознать основополагающие истины Христианства. Впрочем, судить не мне, а радиоприхожанам и читателям будущей книги по этим беседам. Итак, мы читаем 1-й стих 28-й главы Евангелия от Матфея: Мф.28:1 . «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» . Здесь апостол и евангелист Матфей исправляет свою «ошибку», допущенную в 62-м стихе 27-й главы, где день субботний как бы потерял свое имя и был назван так: «другой день, который следует за пятницею» ( Мф.27:62 ). Но в истолкованиях отцов это было связано с тем, что те, которые должны были быть образцом исполнения Закона Божия, – иудейские архиереи и старцы провели этот святой день не в Иерусалимском Храме, а в общении с Понтием Пилатом по вопросу охраны мертвого тела Иисуса и таким образом нарушили святость этого дня. В отличие от них Господь Иисус Христос телом Своим пребывал в абсолютном покое, что и означает это слово: суббота – по-еврейски шабат (то есть «покой»). Мы уже видели, как Христос исполнял заповеди Божии, находясь на Кресте. Он даже исполнил заповедь (евр. мицвот) о почитании Своей Матери. Сказано в Евангелии от Иоанна: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). С другой стороны, в лице апостола Иоанна Богослова Он всех нас усыновил Матери Божией, Которая Сама о Себе сказала в Духе Святом: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

26. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (свт. Порфирия, архиеп. Газского). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба прп. Прокопия Декаполита, исповедника (с 27 февраля), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 19 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 5-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Чудеса святых Твоих мученик...», «Господи, чаше Страстей Твоих...», стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – «Святых мученик исправлением...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Радуйся, двере Господня...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-11/

Беседа 10. Благословение детей Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». Продолжим читать 19-ю главу с 13-го по 30-й стих. В данном отрывке рассмотрим две темы: Благословение детей и Господь Иисус Христос и богатый юноша. Здесь мы видим очень органичный переход: апостол Матфей, рассказав об отношении Христа к браку и безбрачию, переходит к истории о благословении детей. Ведь главная цель брака – чадородие ( Быт.1:27–28 ). Но, конечно же, и счастье совместной семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч.18:23 ); и еще: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). И мы читаем 13-й стих 19-й главы Евангелия от Матфея: Мф.19:13 . «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение апостолов: «[Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших » 113 . Блаженный Феофилакт поясняет: «Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их» 114 . Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зигабен пишет: «Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей» 115 . То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и дети (младенцы), которых приносили к Нему. Греческий глагол привели может также иметь значение принесли. Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории. Все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя весь рассказ занимает всего два стиха. «Обратившейся в христианство индус Премананд… приводит слова своей матери. Когда Премананд принял христианство, его семья прогнала его, и двери дома были закрыты для него. Но иногда он все же приходил украдкой повидать свою мать. Его принятие христианства разбило ей сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премананду, что когда она носила его в чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелий. Она прочитала их; эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в те предшествовавшие его рождению дни она иногда мечтала, чтобы он вырос и стал бы таким человеком, как Иисус» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 3. Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Искушение светской властью. Давайте рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 27-й стих. Но первую часть нашей беседы обозначим так: Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых. И мы читаем 22-й стих 17-й главы: Мф.17:22–23 . «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Всегда Господь соединяет благоприятное с печальным; это для того, чтобы апостолы не устрашились, когда это печальное внезапно наступит, и чтобы они были движимы готовностью духа. Действительно, опечаливая их словами о том, что Он должен претерпеть смерть, Он должен был возбудить в них и радость, потому что [сказал, что] в третий день восстанет» 28 . С одной стороны, недавно произошло исцеление отрока «лунатика», ученикам был преподан урок, как можно усилить личную веру: «…молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). А теперь Христос предсказывает Свои страдания и смерть, и тут же присовокупляет Радостную весть (Евангелие), о Своем пресветлом Воскресении: Мф.17:23 . «и в третий день воскреснет». Казалось бы, эти слова – о Воскресении Христовом – должны вдохнуть радость в сердца апостолов, но далее мы читаем: Мф.17:23 . «И они весьма опечалились». Блаженный Иероним так истолковал это обстоятельство: «Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает [несомненно] не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное» 29 . Напоминание об апостоле Петре – есть напоминание о том случае, когда, услышав о грядущих страданиях Сына Божия, апостол стал противоречить своему Учителю, и Господь выговорил ему, назвав его (Петра) «противоречащим» (по еврейски сатан (противник)).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону " (Иов 26:6); " Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих " (Притчи 15:11); " Преисподняя и Аваддон ненасытимы, так ненасытимы и глаза человеческие " (Притчи 27:20); " Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней " (Иов 28:22). " Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. ( " губитель " ) " (Откровение 9:1-11). Подходящие к прохожим на улице опрятного вида люди с религиозными брошюрами в руках - эта картина сегодня настолько привычна, что и телефонный звонок, раздавшийся в моей квартире, меня нисколько не смутил. И когда на другом конце провода женский голос осведомился, не желаю ли я услышать благую весть о Боге, мне сразу стало понятно с кем и на какую тему предстоит разговор. На мою просьбу, представиться от имени какой религиозной организации выступает собеседница, последовал ожидаемый ответ: " Всемирная организация Свидетели Иеговы " . Начала же она нашу беседу с традиционного вопроса о том, согласен ли я, что не все религиозные организации следуют истине? Разумеется, на этот вопрос я ответил утвердительно: кто ж сегодня этого не знает! И на вопрос, согласен ли я, что только одна религиозная организация по настоящему представляет Бога на земле, тоже возражать не стал. Общеизвестно мнение " Свидетелей Иеговы " о том, что они лучше всех в мире знают Библию, о чем, по их словам, красноречиво свидетельствует их первоначальное название - " Исследователи Библии " . Имея самые элементарные познания в области богословия, автор не стал оспаривать с нею пальму первенства в этом вопросе, и просто предложил своей собеседнице обсудить некоторые из стихов Священного Писания. Тему же выбрал не случайно, так как в одном из номеров " Сторожевой Башни " " Свидетели Иеговы " опубликовали прелюбопытную статью, и мнение моей собеседницы по этому поводу представляло для меня интерес. Я попросил мою собеседницу открыть Новый Завет на девятой главе Откровения св. апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис), при этом я буду называть главу и стих из Писания, а она мне этот стих будет читать по телефону вслух. После чего она же сама их и прокомментирует мне. На том и постановили, и размеренным голосом женщина стала читать:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 112. Песенная утреня Приходской вариант совершения Утрени Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы познакомимся с последованием Утрени Великой Церкви, т.е. Утрени, совершавшейся в храме св. Софии в Константинополе. Основная особенность ее состояла в том, что в ней “за исключением иерейских молитв и диаконских прошений ничего не произносилось, а лишь пелось”. По единственному наиболее полному и обстоятельному описанию бл. Симеона, архиеп. Солунского (+1430 г.) эта Утреня начиналась в притворе храма, при закрытых дверях последнего, с возгласа “Благословенно царство”, после которого священником произносилась Мирная ектения. По окончании ее певчески исполнялось трипсалмие (3, 69 и 133 пс.), припевом к которому в будни служила фраза “Слава Тебе, Боже”, а в воскресные дни:“Слава Тебе, Отче, слава Тебе, Сыне, слава Тебе, Святый Душе”. В праздничные дни вместо последнего псалма могли использоваться и иные, по содержанию соответствовавшие воспоминаемому священному событию, к которым добавлялись праздничные тропари. К примеру, как минимум с VII века, в дни воскресные совершался 117 пс., от которого в наши дни используются лишь некоторые стихи. В частности, стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 11: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих 17: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. И стих 22: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. А припевом к ним служат 26 и 27 стихи этого же псалма: Бог Господь, и явися нам,/благословен Грядый во Имя Господне. Хотя еще в XVI веке этот псалом на утрене исполнялся с особыми для каждого гласа припевами. Например, для 1 гласа использовался припев: “Едине человеколюбче”; для 3го: “Подая мирови велию милость”; для 5го “Во славное Воскресение Твое”; для 6го: “Господи, слава Тебе”; для 7го: “Подая мирови велию милость”; для 8го гласа: “Животе и воскресение наше, слава Тебе”. Очевидно, что когда-то все они служили припевами ко всему 117 псалму, лишь в конце заменяясь праздничными тропарями, которые и сейчас поются дважды, потому что требуют антифонного исполнения.

http://azbyka.ru/video/112-pesennaja-utr...

24-й гл. Евангелия от Матфея и параллельные Пророчество Господа нашего Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем на землю ( Мф. 24 ; Мк. 13 ; Лк. 21 ) «Воскресное чтение», 1818 За несколько дней пред крестным страданием Своим Иисус Христос, после грозного обличения на фарисеев и книжников и после умилительного плача о судьбе Иерусалима, исходя из храма, произнес страшный приговор на упорных в неверии иудеев: Се оставляется дом ваш пуст ( Мф. 23:38–39 ). Потом, когда ученики указали Ему на великолепие зданий храма, Он сказал им: Видите ли вся сия? аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится ( Мф. 24:1–2 ). В сих словах Спасителя заключалось предречение о важнейших для всего мира событиях, и потому апостолы желали узнать поподробнее, что будет. Исшедши из Иерусалима, Иисус Христос удалился на Елеонскую гору, где обыкновенно проводил ночи в последнее время пред Своим страданием. Со ската горы сей Иерусалим виден был весь, а великолепный храм его стоял прямо пред взорами зрителя. Там-то, приступивши к Учителю своему, ученики вопросили Его: «Рцы нам, когда сия будут? и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века?» (ст. 3). И Господь изобразил пред ними грядущее с такою подробностью, с какою нужно было открыть его не для одних только святых апостолов, но и для всех верующих. Пророчество Иисуса Христа разделяется на две части. Сначала Он предрекает судьбу Иерусалима и чад его ( Мф. 24:4–22 ; Мк. 13:5–20 ; Лк. 21:8–24 ), а потом изображает будущее пришествие Свое на землю как начало Царства славы. ( Мф. 24:23–31 ; Мк. 13:21–27 ; Лк. 21:25–27 ). Время разрушения Иерусалима с его храмом и рассеяние народа иудейского сближается с временем преобразования целого мира, потому, без сомнения, что первое происшествие служит образом последнего, что предварительный суд над иудеями предзнаменует окончательный суд над миром: то скончались судьбы Церкви ветхозаветной, а то совершатся судьбы Церкви новозаветной. Связь между сими двумя событиями – неразрывная, и всеобъемлющий взор Господа видит их как бы на одной картине. Но граница между ними положена в самом же Его пророчестве. Одною чертою означает Он продолжение времени между судом над Иерусалимом и судом над миром; но как далеко простирается черта сия – неизвестно: Иерусалим будет попираем языки, Дóндеже скончаются времена язык ( Лк. 21:24 ): вот расстояние между первым посещением гнева Божия на землю и вторым пришествием на нее Сына Божия. Но когда сие будет? Никому, кроме Всеведущего, не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010