XI 2); Троицкого собора Макариева Калязинского мон-ря 1654 г. (сев. арка диаконника; см.: Антонова Л. И. Фрески Троицкого собора Макарьевского Калязина монастыря//Филевские чтения. М., 2003. Вып. 10. С. 354); ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле 80-х гг. XVII в. (апсида диаконника; изображен в числе преподобных, с непокрытой головой). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца в с. Мугрееве-Никольском Южского р-на Ивановской обл. (одна из вотчин кн. Д. М. Пожарского), выполненной ок. 1791 г., иконография Е. необычна: седовласый старец облачен в священническую фелонь и митру, на груди панагия, в подписи назван преподобным архимандритом. Циклы жития Е. не опубликованы и не изучены, их иконография сформировалась не позднее сер. XVII в., возможно уже во 2-й пол. XVI в., после составления пространной редакции Жития преподобного. Древнейшие циклы скорее всего были представлены житийными иконами, пока известными только в Суздале; в описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. (Описная книга. 1878. С. 22, 40) упомянуты 3 таких произведения: 2 образа в иконостасе Евфимиева придела собора (там же находилась житийная икона прп. Сергия Радонежского) и 1 в трапезной (очевидно, не сохр.). Сцены из Жития Е. входят в состав росписи посвященного ему придела собора Спасо-Евфимиева мон-ря (1689, поновлены в 1867), где представлены основные события жизни святого, обретение его мощей и посмертные чудеса ( Брюсова. 1982. С. 212; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 38. Ил.). К XVII-XVIII вв. относятся 3 лицевые рукописи Жития преподобного, вероятно суздальского происхождения: ГИМ. Муз. 279, 70-80-е гг. XVII в. (включает также лицевые Жития прп. Евфросинии Суздальской и чтимого в Суздале мч. Александра Перского; к Житию Е. и службе ему относятся 27 миниатюр, в т. ч. 2 изображения святого перед началом текстов; см.: Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. Рис. 3. (Тр. ГИМ; 78)); РГБ. Больш. 7; РНБ. ОЛДП. F. 223 (включает лицевое Житие прп.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Возможно, П. Д. принадлежит авторство соч. «Римская история» (сохр. в рукописи Vat. lat. 2953, XII в., а также в 4 копиях XV в., в которых отсутствует указание на авторство П. Д.) - компиляция фрагментов из сочинения Ландульфа Мудрого (известно под неавторским названием «Смешанная история», см. в ст. Павел Диакон ), доведенная до правления рим. имп. Траяна (98-117) ( Kretschmer M. Rewriting Roman History in the Middle Ages: The «Historia Romana» and the ms. Bamberg, Hist. 3. Leiden; Boston, 2007. P. 25, 27, 39-40). Кроме того, в 2 автобиографиях (в Cassin. 257 и в «Хронике Кассинского монастыря») П. Д. упоминает среди своих произведений «Историю троянского народа от Ноя до своего времени», посвященную Птолемею II († 1153), графу Тускуланскому. Вероятно, это произведение не сохранилось. П. Д. адресовал кор. Конраду III «Книгу знаков» (Liber notarum) - перечень аббревиатур и условных знаков, использовавшихся в древнерим. эпиграфике и рукописях. В прологе он утверждал, что составил этот труд, исполняя обязанности имперского «апокрисиария» в Италии, поскольку рим. императоры издревле собирали у себя во дворце старинные книги. Т. Моммзен, опубликовавший этот труд по 2 спискам XV в. (Notae. 1864), установил, что П. Д. взял материал из т. н. Павийского и Айнзидельнского перечней, добавив неск. аббревиатур, возможно придуманных им самим. Нет свидетельств того, что книга действительно была отправлена ко двору короля. Также среди своих произведений П. Д. называет 2 трактата в жанре лапидариев (описаний свойств драгоценных камней и минералов): «О разновидностях драгоценных камней» (был в несохранившейся части рукописи Cassin. 361; позднее П. Д. добавил к нему посвящение кор. Конраду III), а также «Книга о драгоценных камнях», к-рую якобы царь Аравии Эвакс прислал имп. Нерону в Рим, а имп. равноап. Константин перевез в К-поль (П. Д. утверждал, что перевел это сочинение с греч. языка на латынь). Текст обоих сочинений недавно был обнаружен в рукописи XVI в. (Roma, Biblioteca Corsiniana, MS. Or. 202). Трактат, адресованный кор. Конраду, представляет собой копию стихотворного лапидария, написанного на рубеже XI и XII вв. Марбодом Ренским, с небольшими дополнениями. Второй текст основан на кн. «О камнях» греч. автора Дамигерона (вероятно, I в.), переведенной в V или VI в. на лат. язык и получившей широкую известность в средневек. Европе (в т. ч. стала главным источником упомянутой поэмы Марбода). По форме сочинение Дамигерона представляет собой письмо вымышленного араб. царя Эвакса рим. имп. Тиберию. К сочинению Дамигерона П. Д. добавил сведения из др. источников: из трактата «О степенях» (De gradibus) Константина Африканского, лат. перевода труда визант. врача VI в. Александра Тралесского, а также из книги Солина «О чудесах мира» ( Bracke. 2018).

http://pravenc.ru/text/2580386.html

клирика: Пьетро Оринга и каноник базилики св. Петра Джованни Арлотти. Были образованы канцелярия (сохр. регистр: ASVat. Regesta Vaticana. 118), адм. орган Апостольская палата (Camera apostolica; подробнее см. ст. Камерленго ) и судебные органы: Апостольская пенитенциария и Rota Romana , назначены должностные лица при дворе антипапы. Позднее, уже после отъезда из Рима, Н. возвел в кардинальское достоинство францисканца Павла из Витербо, каноника миланского собора Джованни Висконти и Пандольфо Капоччи, еп. Витербо. 27 мая Н. объявил о церковном отлучении папы Иоанна XXII (именовал его «Жаком Кагорским»). Тогда же Н. объявил о лишении бенефициев всех его сторонников. На основании сохранившегося регистра можно сделать вывод, что Н. опирался преимущественно на выходцев из тех городов Сев. Италии и Тосканы, где господствовала партия гибеллинов (Милан, Кремона, Комо, Феррара, Генуя, Пиза, Лукка, Пистоя, Ареццо и др.). В окружении Н. были уроженцы Болоньи, Кастелло, Витербо, Тоди, Камерино и нек-рых др. небольших городов. Положение Н. резко осложнилось после того, как в нач. авг. 1328 г. имп. Людовик IV с войском покинул Рим из-за конфликта с горожанами и из-за приближения армии неаполитанского кор. Роберта Анжуйского. Антипапа был вынужден переехать в Витербо, в янв. 1329 г.- в Пизу, где в то время находился и император. 15 янв. 1329 г. папа Иоанн XXII направил послания епископу Флоренции, ректору Анконской марки, светским правителям и прелатам Италии с требованием разыскать и наказать сторонников Н., в особенности францисканцев и членов др. монашеских орденов. В свою очередь Н. устроил 19 февр. в Пизе публичный суд над Иоанном XXII, обвинив его в ереси, а затем передал представителям светской власти символически изображавшее папу соломенное чучело (потом оно было сожжено). Действия Н. не остались без ответа: в апр. 1329 г. Иоанн XXII отлучил его от Церкви. После того как имп. Людовику IV из-за сложной политической обстановки пришлось покинуть Пизу, положение антипапы стало критическим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

В рус. памятниках монументального искусства также встречаются изображения М.: отдельной фигурой (напр., в медальоне на своде арки в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, 1502,- в руке держит Неопалимую Купину с образом Богородицы; на вост. арке Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551,- облачен в царские одежды и держит в руке стамну), в сложных прообразовательных композициях (напр., «Неопалимая Купина» (с чудом превращения посоха в змия), «Моисей и Аарон перед скинией завета» в Успенской ц. в Мелётово близ Пскова, 1465), в повествовательных циклах (напр., в Переходной палате Московского Кремля, после 1547 г.; не сохр.: см.: Подобедова. 1972. С. 66) или в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле, 1640, под записью 1882 г.), в составе композиции «Древо Иессеево» (росписи шатра Покровской ц. в Александрове, сер. XVI в.). В нек-рых случаях рус. мастера отдают предпочтение редким сюжетам цикла М., к-рые подходят для определенного иконографического замысла: так, напр., в Архангельском соборе Московского Кремля (1652-1666, с воспроизведением первоначальной росписи 1564-1656 гг.) присутствует единственная в своем роде сцена «Арх. Михаил поставляет Моисея князем» (Там же. С. 27 - 39). Прор. Моисей и царь Давид. Икона из пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1425–1427 гг. Прор. Моисей и царь Давид. Икона из пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1425–1427 гг. В рус. иконописи образы М. встречаются гл. обр. в пророческих рядах иконостасов: Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427); Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (1490 (?) или 1502); Софийского собора в Новгороде (1509, 1-я пол. XVI в., ГТГ); придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде (1549-1550); ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (сер. XVI в.) - с атрибутом, размещенным рядом с фигурой пророка,- Купиной; на иконе посл. трети XVI в. (ЯХМ) - с горящей Купиной и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. атрибутом М. могут быть скрижали (напр., на иконе 1706 г. пророческого чина иконостаса Спасо-Преображенского собора в Угличе).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Адриана; в надписях над головами указаны имена обоих преподобных). Слева - высокий дуб, в кроне которого стоит икона - отражение текста Жития прп. Адриана о том, что св. отцы на дерево «поставивше образ Успения пресвятыя Богородицы, его же из монастыря с собою принесости» (Житие и страдание св. прпмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. 4. С. 27-29) (по др. версии, икона была обретена на дереве). На 2-м плане, возле дуба, расположены строения мон-ря: крепостные стены и башни с надвратной колокольней, а также церкви - Успенская слева (не сохр.) и Богоявленская справа. Изображение мон-ря на этой иконе, видимо, появилось позднее; его отличают суховатая графичность и скупая цветовая гамма. Показанные в мелком масштабе 2 человека с неводом в реке и один возле дуба - упомянутые в Житии рыбаки, к-рые положили перед иконой «хлеб и рыбу великую из ятых тогда рыб» (Там же), изображенные на ветке дерева. Та же иконография известна еще по 2 иконам преподобных Адриана и Л.- из собрания Ф. Р. Комарова (Ярославль, 1-я пол. XIX в.) и в Богоявленском храме пошехонского Успенского монастыря (2-я пол. XIX в.; 59,5×45,5 см; вмонтирован мощевик). Композиции икон близки: отсутствует изображение «черноризца Бестужа», река показана не на переднем плане, а позади дерева, постройки мон-ря заключены в ограду, развернутую в перспективном плане; с нимбом также только прп. Адриан, а на иконе из собрания Комарова образ Л. не имеет даже подписи. Икона из Успенской ц. представляется наиболее оригинальной переработкой текста Жития в иконографию (несмотря на первоначальное отсутствие на ней изображения мон-ря). Иконописец стремился не только дословно, но и живо передать рассказ. Напр., эпизод с рыбаком, оставившим на дереве рыбу и хлеб, он превратил в маленькую сценку: рыбак слезает с дерева, держась за его ветку обеими руками, причем одна из веток уже им сломана и лежит на земле. На иконе из собрания Ф. Р. Комарова образ того же рыбака был модифицирован в изображение коленнопреклоненного отрока с молитвенно сложенными на груди руками, умильно взирающего на икону. В Богоявленской ц. Успенского мон-ря находится созданная до 2006 г. икона (50×40 см, помещена в раму и киот), на к-рой соборно представлены Пошехонские святые: Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр. В написании ликов прослеживается авторская манера письма. Жесты рук разнообразны, фигуры удлиненные, поставлены плотно друг к другу, нимбы яркие, золоченые. На 2-м плане - ансамбль мон-ря кон. XIX в. Иконы с единоличным образом Л. в наст. время не обнаружены. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 40. Л. Л. Полушкина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЬ Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609–1611 гг. Гравюра. XVII в. Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609–1611 гг. Гравюра. XVII в. Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер»). Сведения о нем сохранились в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря, летописях, царских наказах и грамотах; к числу бесспорных его работ относятся крепости: Белый город («Царев Белой каменой город») в Москве (1585-1593, не сохр.), в Смоленске (1596-1602), укрепление оборонительных сооружений Пафнутиева Боровского мон-ря. Крепости, построенные К., отразили рост обороноспособности государства и его столицы. Белый город был поставлен на месте прежнего Земляного города, его полукольцо охватывало увеличившуюся территорию посадов, прежде всего в Занеглименье. Масштаб новых укреплений помогают оценить археологические изыскания, а также напечатанные в Зап. Европе карты Москвы нач. XVII в., прежде всего «Сигизмундов чертеж» (1610). Стена длиной более 9,5 км состояла из 28 прясел и 27 башен, квадратных или прямоугольных в плане, высотою от 13 до 19 м (самая низкая - башня Покровских ворот, самая высокая - башня Яузских ворот). По размерам Белый город значительно превосходил рус. крепости 1-й пол. XVI в. и не уступал самым крупным крепостям работы итал. зодчих в Московской Руси (кремли в Москве и Коломне). Согласно архидиак. Павлу Алеппскому, стена Белого города превосходила раннесредневек. стену сирийского г. Алеппо (Халеб, см.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 413). Устройство коленчатых проездов внутри башен, неск. рядов металлических дверей и решеток служили усилению обороны. В кладке были использованы кирпич и тесаные прямоугольные блоки белого камня. Шатровые кровли башен придали линии города остроту и живописность. Особую роль играли многогранные башни на угловых точках цитадели, к-рые служили для наблюдения за руслом Москва-реки. Отличаясь местом расположения, планом и размерами, по высоте они соотносились с колокольней церкви во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий), надстроенной в 1600 г. Опыт К. в градостроительстве подтверждается тем, что в 1591 г. ему было поручено освидетельствовать известь из разобранных построек Ст. Сарая (ныне городище у с. Селитренного Харабалинского р-на Астраханской обл.) для строительства кремля в Астрахани.

http://pravenc.ru/text/2057182.html

По сообщению Жития свт. Ионы, он на свои средства «многая же села покупи обители и рыбная заседаниа и въкупив и в вся монастыря вечныя вклады за ню подав сребром... Многу и велику тяжесть имениа ту истощи и малу сущу обитель велику сотвори» (Повесть об Ионе//БЛДР. Т. 7. С. 240). Во время пребывания в Москве (очевидно, до 27 марта 1462, когда скончался вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный) святитель добился выдачи О. м. иммунитетной грамоты (не сохр.): «...прошение предложи у обою князю (имеются в виду великие князья Василий II и его старший сын и офиц. соправитель вел. кн. Иоанн III Васильевич . - М. В. П.) монастырю своему управити суди, да снабдим будеть от насила многих и от самех наместников их и сами, и поселяне, и работницы монастырьские все да не судимы будут»; тем самым свт. Иона «взыска Отни пустыни свободу в векы» (Там же. С. 246). В нояб. 1470 г. свт. Иона был погребен в храме во имя св. Иоанна Предтечи. Незадолго до смерти он составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (Там же. С. 252). Гробница святителя с его нетленными мощами стала почитаемой, к ней совершались паломничества. В Похвальном слове свт. Ионе, написанном прп. Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся до 1571 г. по молитвам к свт. Ионе. Согласно посланию 1526-1527 гг. архиеп. Новгородского свт. Макария (впосл. митрополит Московский) к вел. кн. Василию III Иоанновичу , общежительный устав в О. м. был введен в то же время, что и в Юрьевом, Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастырях (ДАИ. Т. 1. 25. С. 23). Тем не менее общежительный устав в О. м. определенно был принят уже к кон. 50-х гг. XV в. В 30-х гг. XVI в., очевидно, потребовалось восстановить его в ряде новгородских монастырей. В 1558 г. (по др. данным, в 1571/72) в О. м. скончался и был погребен рядом со свт. Ионой прп. Зиновий Отенский. В мон-ре он сочинял полемические тексты и занимался перепиской книг, пользуясь книжным собранием О. м. и пополняя его. Б-ка обители в полном составе не сохранилась. Имеются разрозненные сведения об имевшихся в ней экземплярах, напр., о Поучениях Григория, папы Римского (рукопись 1519 г.), переписанных по повелению игум. Варлаама, или о «Толковом Апостоле», с к-рого царь Иоанн IV Васильевич Грозный в 1554 г. приказал сделать список. В НГОМЗ хранятся неск. синодиков из О. м. 1-й пол. XIX в., по крайней мере один из них (НГОМЗ. 11043) был переписан с древнего оригинала (см.: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам//ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

27-28 - в Cypr. Carth. Ep. 63. 9; 1 Кор 11. 23-26 - в Cypr. Carth. Ep. 63. 10). В отличие от сщмч. Иринея Лионского сщмч. Киприан ни разу не говорит об эпиклезе, хотя и упоминает, напр., такие части евхаристической молитвы, как возглас предстоятеля «Горе сердца» (Sursum corda) и ответ на него народа «Имеем ко Господу» (Habemus ad Dominum) в составе литургического диалога в начале анафоры ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 31). Из молчания сщмч. Киприана относительно эпиклезы, из подчеркивания им содержания Е. как воспоминания и из его слов: «Заповедь сия (о воспоминании.- Авт.) будет соблюдена только в том случае, если мы будем делать то же, что делал Господь» ( Idem. Ep. 63. 10) нек-рые католич. исследователи делали вывод о том, что священномученик учил об освящении Даров установительными словами. Однако прямо он сам об этом не говорил, а в письме одного из его корреспондентов к нему упоминается «призывание» (invocatio - Idem. Ep. 75. 10; текст письма сохр. в корпусе писем сщмч. Киприана). В то же время сщмч. Киприан подчеркивал, что епископ (которого он обозначает словом «священник» (sacerdos), отличая его от пресвитеров и применяя термин «первосвященник» (summus sacerdos) только ко Христу) «исполняет обязанности Христа (vice Christi), воспроизводя то, что совершил Христос; и тогда он приносит в Церкви полную и совершенную Жертву Богу Отцу, когда приносит ее так, как принес Христос» ( Idem. Ep. 63. 14). Впрочем, интерпретация слов vice Christi применительно к жертвоприношению Е. является предметом полемики, поскольку их можно понимать как в букв., так и в переносном смысле (см.: Laurance J. Priest as Type of Christ: The Leader of the Eucharist in Salvation History According to Cyprian of Carthage. N. Y., 1984). Не менее важное значение сщмч. Киприан придавал экклезиологическому измерению Е. Она служит средством выявления и реализации единства членов Церкви. Такое толкование получают у него даже используемые в таинстве хлеб и разбавленное водой вино: «Вода и вино после смешения в Чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собой, что не могут отделяться одно от другого: так точно ничто не может отделить от Христа Церкви, то есть народа, составляющего Церковь...

http://pravenc.ru/text/348067.html

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) В XVIII-XIX вв. для храмов Вел. Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и И. в традициях стиля барокко, а затем - академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами др. святых, особо чтившихся в синодальный период (сведения о таких произведениях см.: Сорокатый. 2005. С. 298, 304, 307, 309, 312, 313, 319, 332). В 1740 г. К. И. Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и И., мч. Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, блгв. кн. Александра Невского. В 1777 г. А. В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского мон-ря образ устюжских юродивых и свт. Димитрия Ростовского. Развитие почитания свт. Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и И. на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 80-х гг. XVIII в. прот. В. А. Аленевым ( Он же. 2003. С. 144; известна также икона свт. Стефана, блаженных Прокопия и И. 1903 г.). Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и И. в росписях храмов Устюга и др. городов и сел региона (заключенные в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно выполненные в посл. четв. XVIII в., сохр. в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. следует отметить образы блаженных Прокопия и И. в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского мон-ря ( Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 34; Сорокатый. 2005. С. 342) и убранство ц. во имя И., уже обновлявшейся в 1713 г. и в 70-80-х гг. XVIII в. В 1830 г. была переделана рака святого (видимо, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление И.; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем» мог быть более ранним), в 1833 г. акад. П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в т. ч. образ И. ( Попов. 1862. С. 24, 26, 27).

http://pravenc.ru/text/469408.html

(Μηναον. Ιονιος. Σ. 110-117). Тем не менее в греч. Минее на май-июнь, изданной в Риме в 1900 г., под 17 мая помещено полное богослужебное последование М., С. и И. Богослужебное последование М., С. и И., помещенное в совр. рус. богослужебных книгах и греч. Минее (Рим, 1900. С. 306-311), включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 2-го гласа Τ πστ Χριστο τρωθντες (      ) с икосом (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 49; в совр. греч. Минее отсутствует, хотя содержится уже в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.); канон (в греч. Минее помещен анонимно, но есть основания считать его автором Феофана Начертанного - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1951. Σ. 334) с акростихом Αδελφικν τρφωτον αν λυχναν (Братский трисветлый восхваляю светильник) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ανατολ φαιδρυνθντες (От востока радуясь); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:         нач.:         (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 47-51; греч. оригинал этого канона со 2-й песнью и большим числом тропарей сохр. в греч. рукописях, принадлежит перу Германа I , патриарха К-польского или, возможно, Андрея , архиеп. Критского,- см.: AHG. T. 10. P. 99-116, 357-358); 2 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее только один), седален (разные в греч. и рус. Минее); светилен (только в русской). Мученики Мануил, Савел и Исмаил. Роспись базилики Протата. 1290 г. Мастер Мануил Панселин В правосл. искусстве образы этих святых встречаются в лицевых визант. Минологиях с XI в.- в Минологии из мон-ря Сан-Сальваторе в Мессине (Messan. Salvad. 27. Fol. 317v), принесенном К. Ласкарисом в XV в. из К-поля; в греч. Минологиях XI-XII вв. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 28v; Vat. gr. 1156. Fol. 313r; Paris. gr. 1528. Fol. 21r). На миниатюрах они более всего похожи на изображения 3 отроков «в пещи огненной»: все в одинаковых вост. одеждах, с разведенными в стороны руками, поднятыми в жесте орации, в персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010