Писание непрестанно напоминает о величии Иеговы. Псалмопевец обращается к Нему так: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс. 70,18). Бог являет свою силу народам: «Ты избавил мышцею народ Твой» (Пс. 76, 16). Наряду с этим Он — Бог, «поражавший народ в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием» (Ис. 14,6). Мы видим здесь то свойство Божие, которое выражается в Его великих делах на протяжении всей истории Израиля. Вместе с Израилем мы переходим от космоса к историческим Богоявлениям. Здесь величие становится искуплением. Оно безгранично, однако вписано в человеческое время. Независимо от откровения, данного евреям, величие Божие связано с тем ошеломлением, которое испытывает тварь перед безграничностью Творца. Тварь чувствует, что Господь миров превыше космоса и содержит его в Себе. Человек охвачен бытием Божиим, словно находясь вне вселенной. Я думаю, что апофатическое, или отрицательное, богословие присуще человеку в этом состоянии восхищения и связано с тем головокружением, которое охватывает человека в присутствии скрытого Бога. Отрицательное богословие преобразует наше опьянение пред лицом Господа в осознании, что Бог всегда за пределами того, что мы утверждаем о Нем, что Он есть Hypertheos (сверх–Бог), и всегда в движении, всегда превышает всякую сущность. Он — Неизменный, ибо Он и есть Неопалимая Купина. Он шествует впереди своего народа, которым Он сделал Израиль, ибо тот узрел Его, что и сделало возможным приятие и повиновение. Он — Единственный, ибо нет ничего подобного Ему. Он не совпадает с числом 1, как не совпадает и с числом 3. Лишь отказавшись от всякой попытки свести Бога к числовому ряду, мы познаем, что Он — Неизмеримый, что Его величие превосходит все. С этим величием несравнима огромность космоса, сколь бы невообразимой ни была протяженность вселенной в полном ее размахе. Так как для тварного и нетварного нет общей мерки, Бог неузнанно открывает себя в природе и остается вне пределов разума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Поглотил тело и вдруг встретился с Богом. Поглотил видимое, и был сотрясен невидимым. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Христос воскрес, и ты раздавлен. Христос воскрес, и демоны сокрушены. Христос воскрес, и ангелы ликуют. Христос воскрес, и жизнь царствует. Христос воскрес, и мертвые исторгнуты из гробов. Ибо Христос, воскресший из мертвых, сделался начатком усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Иоанн Златоуст Пасхальная гомилия Вознесшись, сотканное из нашей и всей земной плоти тело Христово вошло в пространство Троицы. Отныне творение пребывает в Боге как истинная «неопалимая купина», по слову Максима Исповедника. Но в то же время оно остается погребенным в смерти, разделении и тьме через ненависть, жестокость, неразумие людей. Стать святым означает скинуть эту толщу пепла и высвободить из–под него тайный жар; означает позволить жизни, во Христе, поглотить смерть. Это означает предвосхитить явное пришествие Царства, обнаруживая его тайное присутствие. Предвосхитить — значит приуготовить и ускорить его приход. Христос, довершив дело нашего спасения и вознесшись на небо в теле, которое Он воспринял, соединяет в нем небо и землю, существа чувственные и духовные, и являет таким образом единство творения в противоположности его частей. Максим Исповедник Комментарий на Молитву Господню. Христос соединяет в любви тварное с нетварным — о чудо Божественной дружбы и любви к нам! — и показывает, что по благодати оба они составляют одно. Мир всецело вступает во всецелого Бога и, становясь тем же, что и Бог, кроме тождества по природе, обретает вместо себя всецелого Бога. Максим Исповедник Ambigua. Отныне пространство бессмертия врывается в мир; отныне человеку всегда доступно воскресение, куда он может вписать свои деяния, отныне он может прийти через человечество Христа к Его Божеству. Ибо мы обладаем всем во Христе, Он есть Путь и Истина, и Жизнь. Слово стало плотию и обитало с нами (Ин. 1, 14). Через Христа–Человека ты приходишь ко Христу–Богу. Бог — превыше всего, но Он сделался человеком. Пребывавшее в отдалении стало через посредство человека совсем близким. Он — Бог, в Котором тебе надлежит быть: Он — Человек, через которого ты должен прийти [к Богу]. Христос есть одновременно путь, по которому тебе надлежит следовать, и цель, которую ты должен достигнуть. Он есть Слово, что стало плотию и обитало с нами. В Нем человек был явлен, а Бог сокрыт. Человек был предан смерти, а Бог презрен. Но Бог явил Себя, а человек воскрес… Христос — и Человек, и Бог… Весь Закон зависит от этих заповедей: Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. И еще: Возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37—39). Но во Христе ты обладаешь всем: хочешь ли возлюбить Господа Бога твоего? — Ты имеешь его во Христе… Хочешь ли возлюбить ближнего твоего? — Ты имеешь его во Христе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ( Пс.44:10 ). 3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина ( Исх.3:2 ), Лестница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )). О Богородице в Библии Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее: Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

http://azbyka.ru/bogorodica

Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Протяни руку твою и возьми его за хвост. Со страхом и трепетом Моисей потянулся к змее и едва смог ухватить за скользкий длинный хвост. В тот же миг змея опять стала жезлом! — Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, — пояснил Голос. Второе знамение: рука Господь продолжал вещать из середины тернового куста: — Положи руку твою к себе за пазуху! Дрожащий, бледный Моисей засунул руку за пазуху. Вынул её и ещё больше затрясся от ужаса: кожа на его руке побелела и покрылась струпьями! Проказа! Страшная, неизлечимая болезнь! Господь решил наказать его? Но за что? Неужели за свои сомнения и страхи он теперь обречен на смерть?.. Голос спокойно продолжил: — Положи опять руку твою к себе за пазуху! Моисей повиновался. Когда он вновь вынул руку, кожа была чиста, как и прежде. Моисей с облегчением выдохнул. По воле Бога он был мгновенно исцелен от страшной болезни. — Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого, — сказал Господь. — Если же не поверят и двум этим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу. И вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. «Я не достоин!» Очень внимательно слушал Моисей слова Бога. Но никак не мог он преодолеть смущения и страха: не справиться ему с заданием от Всевышнего! Не сможет! Не получится! Неужели Господь не мог выбрать кого-нибудь лучше, сильнее, достойнее его? — О, Господи! — взмолился Моисей. — Человек я не речистый. И таким был вчера, и позавчера… И сейчас, когда Ты со мной говоришь, я едва могу отвечать тебе. Я косноязычен! Что значит — «косноязычен»? Моисей от природы не умел красиво говорить, выступать, убеждать и очень этого стеснялся. Как он будет разговаривать с евреями? Какие слова найдёт, когда встанет перед фараоном? Но Голос отвечал: — Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Получается, Господь всё управит, всё сделает за него, везде поможет. И немого сделает сладкоголосым, и слепого — зрячим, и окажется рядом в трудную минуту. Но… зачем тогда Богу нужен именно Моисей? Любой человек может оказаться перед фараоном, любой еврей с Божией помощью выведет народ из плена!

http://foma.ru/neopalimaja-kupina-chudo-...

Споры о том, что послужило причиной московского пожара в 1812 году, не утихают и сегодня. Обезбоженному сознанию французов требовалось найти земную прозаическую причину, которая легко объяснила бы столь необычное событие. И тогда и позже они говорили, будто Москву велел зажечь ее генерал-губернатор граф Ф.В.Ростопчин. Действительно, в письмах и высказываниях той поры этого яркого, много больше иных просвещенного человека постоянно присутствует мысль: Москва не достанется врагу. В свою очередь русские люди, потрясенные бесчинствами «новых вандалов», часто обвиняли последних также и в поджоге старой своей столицы. Огонь появился в городе сразу, за считанные часы по его оставлении. Известия об этом тревожили Бонапарта и ночью накануне, и потом, когда он собирался торжественно вступить в Кремль. Что бы ни зажгло Москву: неосторожность наполеоновских солдат, разводивших бивачные костры вблизи деревянных строений, действия каких-то неизвестных (Ростопчиным оставленных?) поджигателей, другие, вполне возможные в тех условиях необычные обстоятельства, бедствие не грозило сперва стать всеобщим. Даже лишенные необходимого в таком деле снаряжения (вместе со всеми городскими службами Ростопчин удалил из Москвы пожарную команду), французы поначалу не без успеха сдерживали пламя, охватившее в том числе огромные дома, местами целые кварталы. Но разве человеческие усилия, человеческая немощь могли потушить или раздуть эти упавшие на Москву первые искры Суда Неземного? «Тут нет ни русских, ни французов, - говорил Сергей Глинка, прозревая подлинное положение вещей, - тут огонь Небесный» [xi] . В далекие времена Ветхого Завета Пророку Моисею было в пустыне горы Синая чудное видение: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пройду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, где ты стоишь, есть земля святая (Исход. 3, 2-5) . Издавна по учению Святых Отцов православные россияне исповедовали Богооткровенную истину: Неопалимая Купина, Терновый Куст, увиденный Пророком, есть образ и воплощение Пренепорочной Девы Марии, заступницы и печальницы Русской земли. Той «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», Чей Покров: благодатный, спасительный пребывает над Русью, над Москвой. Той, Которая утешает в недугах и скорбях души всех праведно страдающих, Чье целительное участие неизменно в судьбе страны, посвятившей себя Ее Всеблагому Сыну.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/17/...

То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Рождение и брак связаны с этим миром. На том свете люди не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам. То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Саддукеи не верили в ангелов. А Христос, говоря с ними, говорит и об ангелах, хотя они Его об этом и не спрашивали. Помните, когда Моисей, сбежав из Египта, пас стадо своего тестя, он увидел купину, которая горела, но не сгорала, и подошел посмотреть, что это. И Господь обратился к нему из огня и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 5–6). В этом смысле Бог Моисея утешил: народ еврейский не погибнет в египетском рабстве, он горит, как в огне, но не сгорит. И еще чудо неопалимой купины — символ, знак Святой Богородицы, Которая приняла Сына Божиего и родила, символ того, что Она — Купина, Которая не сгорела от огня Божиего. Нужно иметь в виду: Бог — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бога не называют Богом миллионов, но Богом каждого из них, в каждом поколении — целого человечества: в одном поколении — Богом святого Авраама, в другом — Богом святого Исаака, в третьем — Богом святого Иакова. Будем же стараться, братья и сестры, чтобы Бога можно было назвать и Богом нашим, потому что мы — Его искренние сыны и дочери. Да благословит вас Бог! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии АлександрГ. 26 марта 2017, 11:42 Рационализм саддукеев, проявился и в учении манихеев, противопоставлявших естествознание, Вере в Господа. Так, что современное противопоставление науки и Веры, это всего-лишь отголосок споров, отгремевших в далеком прошлом. Исторически, Вера в Господа, в те далекие времена выиграла этот спор. Уверен, что так произойдет и в этот раз. С Постом, всех. Радостно.

http://pravoslavie.ru/99541.html

Хотя и неправильна мысль католического догмата о свободе Богоматери от первородного греха в силу особого акта благодати Божией, но будет совершенно правильно принять здесь действие благодати Божией, в совершенно исключительной степени, единственной и непревосходимой для человека. Ведь если пр. Иеремия, а затем и Предтеча Иоанн были освящены Духом Св. еще в утробе матери своей, разве осталось это без последствия во всей жизни их, и разве не облегчена была через это борьба с силою греха? А в отношении к Благодатной, которая была облагодатствована уже при самом зачатии Своем, как и при рождении, разве не действовала все время охраняющая, предваряющая и освящающая благодать Св. Духа, чтобы обессилить «иной закон, действующий в членах» и увенчать полной победой Ее подвиг, Ее борение? Само собой разумеется, что эта личная безгрешность и не осуществима только человеческими силами без благодати Божией. Однако и эта последняя осуществляет ее не механически, но при участии, усилиями, подвигом самого человека, и во грехе сохранившего софийность своего существа, и благородство своего происхождения, и высокое свое предназначение. В этом и только в этом смысле можно и должно говорить, что Пречистая особою благодатью Божиею была охранена от всякого греха, притом совершаемого не только делом, но и помышлением: никакое греховное приражение, никакая греховная похоть, по благодати Божией, восполняющей Ее собственный подвиг, не коснулись Ее пренепорочной души. Она доступна была искушениям лишь как испытаниям по немощи Ее человеческого естества, но не как соблазнам, входящим внутрь и своим ядом отравляющим сердце и пятнающим его. Ее отношение к искушениям совершенно подобно таковому же Ее Божественного Сына, в Котором «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4,15 ), Который «Сам претерпел, быв искушен, может и искушаемым помочь» (3,18). Посему Господь в пустыне, в силу этой немощи, человеческого естества, принятой Им из любви к человеческому роду, после сорокадневного поста «последок взалкал» ( Мф. 4,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Шаг в сторону от любви к миру сему» И далее мы читаем: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» ( Исх. 3: 2 ). Выражение из синодального перевода: «в пламени огня» представляется слишком неопределенным, наподобие словосочетания «масло масленое». Правильнее перевести: из сердцевины огня. А «терновый куст», с одной стороны, указывает на материал, наиболее податливый огню, с другой же стороны, указывает на самое малозаметное дерево местной флоры, неудобное и корявое. Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1 Кор. 1: 26 –28). Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния: Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества «Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. Возвращаясь туда, откуда пришел, окончил Он дело Своего древнего прихода. Как прежде Логос явился в терновом кусте, так и потом, схваченный, Он в терновом венке показал, что все это – дела одного и того же Божественного всемогущества, что Он есть единый Сын единого Отца, начало и конец мирового времени» 2 . Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине и Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» ( Ис. 64: 1 –2).

http://pravoslavie.ru/98006.html

Штундист. Вы тут открываете нам новость; говорите, что Крест – Божий, а потому он и свят. Странно – ведь мы все Божии, творения Его и весь мир сотворён Им и есть собственность Его. Как же это так по вашему выходит, что Крест только Божий? Мы думаем, что тут просто вы уже заговорились. Миссионер. Нет, не заговорился. Хорошо я знаю, что говорю. Нужно, чтобы и вы это признали, и думаю, что согласитесь и вы со мною, вот только выслушайте дальше моё рассуждение. Вот как это выходит, что Крест есть Божий. Его собственность. Есть места – особенно Божии и время – особенно Божие. Например, места: Вефиль, Неопалимая Купина, Синай гора, Фавор гора, – эти места, представляют часть земли, которая – вся Божия, – особенно Божии, потому что они освящены особенным явлением Бога, избраны для проявления особенного милосердия или чуда на них народу. Жезл Моисея, жезл Аарона – вещи столь простые и обыкновенные, или вот Ковчег Завета ( 1Цар. 5:2–8 ) – чудодейственный ящик, построенный из дерева и обложенный золотом, между тем они особенно и по преимуществу – Божии, потому что Бог через них чудодествовал и проявлял Себя миру, хотя Он везде действует, как Промыслитель, Вездесущий и всеобъемлющей. Время также – всё Божие, а суббота, по новозаветному, воскресение и другие праздники – по преимуществу Божии, потому что Господь избрал и Сам освятил их. Вода, елей – обыкновенные предметы природы; но Сам же Бог , между тем, говорит: «аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Без воды не может быть крещения, а, следовательно – не может быть и вечного спасения. Или вот Апостолы говорят Христу: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Масло то было обыкновенное, но в руках Апостолов оно чудодействовало, потому что оно освящено было силою Божией. Понимаете ли, после этого, почему свят Крест? Потому что он особенно и по преимуществу Божий. На нём, пролита св. Кровь Его, к нему пригвождена была и на нём висела пречистая плоть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010