О мертвости обычных сандалий блаженный Августин писал: «Какою обувью мы пользуемся? Это ремни из кожи павших животных. Кожаные ремни мертвых животных служат для нас покровом для ног. Что же от нас требуется? Отказаться от мертвых дел. Это показано к славе на примере Моисея, когда Господь говорит ему: “Сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”. Что есть святая земля, как не Церковь Божия? Стоя на ней, давайте снимем обувь, откажемся от мертвых дел» 10 . О том, что такое «мертвые дела» и откуда они исходят, мы можем понять из слов Сына Божия: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» ( Мф. 15: 19 –20). Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Христа ко всякому греху О средстве, могущем избавить нас от этих мертвых дел, со всею очевидностью сказано: «То кольми (то есть тем более. – прот. О.С. ) паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9: 14 ). Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Господа Иисуса Христа ко всякому греху. Апостол Павел наставляет нас: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2 Кор. 4: 10 ). (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.7 Голосов: 960 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 11 ноября 2016, 16:04 Исход захватил все мое внимание. Большое спасибо за разъяснение и толкование таких Важных событий. Они и нас касаются в полной мере. Татьяна Рачинская 6 ноября 2016, 17:06 мир вам.Скажите,пожалуйст,откуда исходил " Голос Трубный " .Почему,когда Моисей получал Скрижали с Звконами Божиимини,велено было ему восходить одному на гору.И столбогненый сошел на Гору.Что за столб огненный.Это не митафора!!! Спасибо! Галина И. 30 октября 2016, 17:09

http://pravoslavie.ru/98006.html

О том, можно ли увидеть Бога, когда молитва становится воплем и какие «вопли» слышит Господь, каков смысл выражения «земля, где течет молоко и мед», рассказывает протоиерей Олег Стеняев , с которым мы продолжаем разбирать главу 3 Книги Исход. Часть 1. Купина Неопалимая Моисей в пустыне. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. И.Л. Аскназий. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея И мы читаем: «И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» ( Исх. 3: 6 ). Слова: «Я Бог отца твоего» – нуждаются в особом объяснении. То, что над каждым верующим человеком есть его Бог – само по себе не является тайной. Но здесь, прежде чем сказать об Аврааме, Исааке и Иакове, Бог называет Себя Богом Амрама – «отца твоего», отца Моисея (ср.: Исх. 6: 18 ). Этим самым Господь как бы что-то объясняет. На этот счет существует предание, что Бог обратился к Моисею голосом его родного отца Амрама. Это было сделано Богом для того, чтобы установление пророческого контакта сделать максимально безболезненным. В случае с первым пророческим призывом Самуила мы наблюдаем подобную ситуацию: всякий раз, слыша голос Бога, отрок Самуил принимает его за голос своего наставника и поспешно бежит к нему, пока сам Илий не наставляет его по этому вопросу (ср.: 1 Цар. 3: 1 –9). Моисей, услышав из горящего куста голос отца, мог задать вопрос: «Ты ли это, отец мой?» – и получил резонный ответ: «Я Бог отца твоего» – в этом случае данное выражение более чем уместно. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» ( Ос. 11: 4 ). То есть Господь влечет нас к Себе, собеседует с нами в категории нашего понимания любви и дружественного расположения. На начальных этапах пророческого диалога подобное, возможно, совершенно необходимо. Онкелос в своем Таргуме 1 считает данное выражение обобщающим и не относит его к Амраму, отцу Моисея.

http://pravoslavie.ru/98292.html

О явлении Господа Давид поет: Наклонил Он небеса и сошел, – мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных ( Пс.17:10-12 ); то же – 2Цар.22:10-12 ; перевод слегка отличается: и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных). Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!» Бог есть абсолютный свет – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:4-5, 9 ); но Свет этот – неприступный: Единый и имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим.6:16 ). Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Невозможность познания Бога и приближения к Нему разрешается только тем, что Бог воплотился и вочеловечился. Вот почему Пресвятая Богородица для нас не только Неопалимая Купина, которую не сжигает огонь Божества, но и Светоносная Тень Божественного «Мрака», подобная горе Синай: в Ней Бог является во мраке Своего света. Молитва 8я Господу нашему Иисусу Христу Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости. Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро, погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матери моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Обретены слова Твои и я съел их. И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф… [Но затем] Ты стал для меня обманчивым источником, неверною водою  (Иер 15:16,18). Это означает, что дар слова Божия может прерываться, оно может даваться, а может не даваться, и в этом – испытание. Но именно в свободе слова быть данным или ответить отказом познается его инаковость, его происхождение извне, а не из нас самих. И подумал я: “не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”, но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер 20:9). Горящий огонь – неудержимое слово, словно неопалимая купина Моисея, что горит и не сгорает. Считается, что с Иеремией классическое пророчество вошло в кризис, перестало быть способным показывать свою подлинность и выявлять различие между истинным и ложным пророчеством . Я так не думаю. Действительно, Иеремия очень страдал от этого воздействия на него пылающего слова и искренне принимал, что в его собственных пророческих словах необходимо извлекать “драгоценное из ничтожного” (Иер 15:19). Но это и есть плата за пророчество. Иеремия лишь довел до крайних последствий логику слышания. Видение Обязательной книгой о еврейском пророчестве является Пророчество и общество в древнем Израиле Роберта Вильсона . Этот автор отыскивает два параллельных пласта в допленном пророчестве, которые затем сливаются воедино в пророчестве послепленном – северная традиция, которую он называет эфраимитской, построенная ha dabar (ha “слове”, то есть на слышании) и южная традиция, иудейская, основанная на “видении” (chazon ). Первой традиции – эфраимитскому пророчеству – принадлежат энтузиастические братства “сынов пророческих”, чей опыт будет отфильтрован и узаконен через второзаконническую фигуру Моисея. К этой традиции восходят великие Илия и Елисей, главы пророческих братств, а из классических пророков – Осия и Иеремия. Выше мы уже говорили об этой пророческой традиции.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Однажды, когда зло умножилось на земле, Бог решил очистить мир от зла и навёл на землю Великий потоп. Единственной семьёй, которую Господь спас в большом корабле-ковчеге, была семья праведного Ноя. Когда потоп закончился и Ной вместе с обитателями ковчега вышел на сушу, Господь благословил их, а символом этого благословения стала радуга, соединившая Небо и землю. После Бог избрал среди потомков Ноя праведного Авраама. Господь вывел его из земли, в которой он жил, и пообещал сделать его отцом избранного народа. Бог неоднократно являлся Аврааму и подтверждал данное ему слово: «Поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» ( Быт.17,7-8 ). Перед тем как у Авраама родился долгожданный наследник, Исаак, Бог Сам явился Своему угоднику в виде трёх Ангелов. Библия повествует и о других случаях, когда Господь являлся в образе Ангела. Со временем потомки Авраама попали в плен к египтянам, и тогда Господь воздвиг из среды богоизбранного народа великого вождя — Моисея. Он вывел свой народ из плена и привёл его в Землю Обетованную — Палестину, которую Бог обещал дать Аврааму и его потомкам. Бог много раз являлся Своему пророку (пророк — это святой человек, который возвещает людям волю Божью). Самый первый раз Господь явился Моисею в терновом кусте (купине), который горел и не сгорал (вот почему эта купина называется «неопалимой»). Когда Моисей исполнил Божие повеление и вывел еврейский народ из Египта, Господь шёл перед ними в Огненном столпе. А однажды Моисей попросил Бога, чтобы Он явился ему во всей Своей мощи и славе. Господь на это ответил: «Стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:21-23 ;20). Новый Завет

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

" Омыть душу " апреля 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром и другие священнослужители. Чтец храма иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " на Лесном проспекте Александр Малышев был рукоположен во диакона. Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью. " Великий четверг - особый день в Церкви, без которого не было бы и самой Церкви, и нашего спасения, - начал владыка. - В этот день Господь установил Таинство Евхаристии. Он и пришел с неба на землю ради того, чтобы мы могли вкушать Его Тело и Кровь. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56). Господь исполнил последнее, что обещал - отдать Свою жизнь за нас. Показал, какая должна быть любовь в Церкви - жертвенная, когда мы полностью отдаем себя ближним " . " Если у нас половинчатая любовь, мы не ученики Христовы, не исполняем заповедь новую, которую Господь дал на Тайной Вечере ученикам: " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин. 13:34), - продолжил архипастырь. - Но жертвенная любовь невозможна без смирения. Господь на Тайной Вечере, как последний раб в иудейской традиции, омыл Своими руками ноги Своих учеников, показав нам, как мы должны приступать к Таинству Причащения " . " Перед причащением нужно обязательно омыть душу - исповедоваться. С чистой душой, страхом, трепетом и благоговением приступать к пречистым Телу и Крови Господним, чтобы причащение послужило к вечной жизни " , - отметил митрополит Варсонофий. Он поздравил причастников, пожелал верующим как можно чаще прибегать к Чаше Господней, а настоятелю преподнес Страстное Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, поздравил его с 40-летием диаконской хиротонии и преподнес икону Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Он рос во дворце фараона, и, уже став взрослым, однажды увидел, как надсмотрщик издевался над евреем. В гневе он убил надсмотрщика и закопал в песок. На следующий день Моисей пытался разнять двух дерущихся евреев, но один из них сказал: «Кто тебя поставил здесь начальником? Или ты хочешь убить меня, как вчера египтянина?» Так Моисей понял, что спасенный им еврей уже донес на него. Тогда он был вынужден бежать из Египта, где фараон приказал его казнить. Он пришел в землю Мадиамскую и там, у колодца, защитил дочерей местного священника Рагуила Иофора от пастухов, которые отгоняли их от воды. Рагуил принял его к себе и женил на своей дочери Сепфоре. Явление Бога Моисею в неопалимой купине (Исх. 3–4) Моисей пас овец своего тестя. Однажды он, движимый невидимой силой, погнал стадо далеко к краю пустыни и пришел к Божией горе – Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из тернового куста (купины). Моисей узрел страшное видение: куст горит и не сгорает. Изумившись, он решил подойти и посмотреть на это великое явление. Тогда Бог воззвал к нему из среды огня: – Моисей! Не подходи сюда и сними обувь с ног твоих, потому что там, где ты стоишь, – земля святая. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть в глаза Богу. Он снял сандалии, чтобы ничто мертвое не отделяло его от изначальной Жизни. А неопалимая купина была прообразом Богородицы, принявшей Творца и не сгоревшей. Бог сказал Моисею: – Я увидел страдание народа Моего и услышал вопль его. Я знаю скорби его, и пришел освободить его из рабства и ввести в прекрасную землю, где течет молоко и мед. Иди, Я посылаю тебя к фараону, чтобы ты вывел евреев из рабства. Но Моисей стал отказываться, говоря: «Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести евреев из рабства»? Но Господь обещал быть с ним, и тогда Моисей сказал Богу: – Вот я приду к израильтянам и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они спросят: а какое у Него имя? – Я есмь Сущий, – отвечал Бог. – Так и скажи: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Вот Мое имя вовеки и памятование обо Мне из рода в род. Евреи тебе поверят, но фараон ожесточится, пока Я не покажу на нем силу Свою, и тогда он отпустит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Отсюда заключаем, что в Парусии, которая предполагает откровение обеих ипостасей, наряду с Богочеловеком, воплощенным Логосом, в мир возвращается и Духоносица, образ Третьей ипостаси. Парусия в этом смысле должна быть понята, как возвращение в мир Христа и Богоматери. Богоматерь и в Успении принадлежит миру («мира не оставила еси») и в него возвращается в Парусии . Ее пребывание «в небесах» является, конечно, иным «ежели Христово. Господь и после Парусии предвечно c сидит одесную Отца, пребывает на небе и на земле, как и Дух Святой. Пребывание же в небесах Богоматери соответствует ее совершенному освящению и обожению, в котором за Ней последует и человечество в прославленной Церкви. «Царствие Божие» 265 «приидет» в мир, а не будет, наоборот, изъято от мира «на небо», или, иначе, сам мир станет местом Царствия Божия: «и ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрим лице Его, и имя Его будет на челах их... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 22, 3–5 ). И средоточие этого Царствия Божия на земле, престол Агнца, будет Пресвятая Богородица. «Успение» ее включает, конечно, всю полноту свершений, т. е. не только блаженную ее кончину, но и воскресение и вознесение. Однако все это во всей совокупности онтологически не составляет «оставления мира». Пресвятая Богородица во всей Своей славе не перестает быть творением, связанным со всем миром, который и прославляется в Ней и Ею (ср. космические ее иконы, как напр., Неопалимая Купина). Она и есть его слава. В связи со всем сказанным, неизбежно возникает и дальнейший, уже почти безответный вопрос: когда совершается эта парусия Богородичная? Не следует ли думать, что она имеет место, во всяком случае, не позже Парусии Христовой, поскольку Церковь прославленная, ангелы и святые, согласно Откровению, сопровождают Христа, грядущего во Славе? Однако нет очевидности к тому, чтобы устранить возможность даже ее предшествования. Богоматерь, остававшаяся в мире после Вознесения, так сказать, одна, без Сына Своего, может и предварить Его пришествие в мир также одна, если это нужно для человечества, которое нуждается в размягчении сердец от видения ее зрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

п.: в чувстве Его) разверзлись бездны и облака кропят росою». Здесь одинако уместно и описательное истолкование (вместо: премудро, разумно), и онтологическое, в связи с содержанием главы 8-й. Безусловно онтологическое значение получает Премудрость во второй ее речи, гл. VIII, во второй ее половине. Первая половина 8,4 – 21 мало отличается от морально-практического поучения главы 1,22–33. Но, начиная с 8,22, вдруг делается резкий переход мысли, и начинается речь не о премудрости, но о Премудрости как о премирном начале. Приведем это место по русскому тексту, указывая разночтения. 22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (слав, п.: Господь созда мя началом путей Своих в дела Своя) («Имел» соответствует греческому чтению κτσατο, «созда» – κτισε; в этом пункте слав, и рус. тексты представляют собой две разные редакции. Согласно чтению слав, текста, которое является и древнейшим, Премудрость сотворена; согласно русскому чтению, соответствующему более точному тексту, здесь ничего не говорится об ее происхождении, а только свидетельствуется об ее наличности 83 . 23. От века я помазана, προκχρισμα (Симмах), от начала, прежде бытия земли (слав, т.: прежде век основа мя – θφελωσε με, в начале, прежде неже землю сотворите 84 . 24. Я родилась (сл. п.: рождает мя), когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников обильных водой 85 . 25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. 26. Когда Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (слав, п.: Господь сотвори страны ненаселенны и концы населенные поднебесные). 27. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28. Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29. Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30. Тогда я была, при Нем художницею (отсутствует в слав, пер.) и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10 : «и утром увидите Славу Божию... они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, – таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. 72 Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери. (По-видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23 ; Числ – 14,10; 16,19,42; 20,6, – разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42 .) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии ( Исх. 40,34–35 : «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма ( 3Цар. 8, 10, 11 : «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2Пар. 5,13 – 14 ). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 – 23 , где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния-храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери. Обратимся теперь к богоявлению Моисею, которое также было явлением Славы Божией. Самое вступление Моисея на гору Синайскую соединяется с явлением облака: «и взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010