Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к общению с мужчинами... И размышляла Сама в Себе, что бы это было за приветствие. Архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк. 1:29–30 ). Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус ( Лк. 1:31 )»... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: «Как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ) Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя»... На это посланник истины Ей ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы». Некоторые стихиры также в поэтической форме воспроизводят речь Архангела, обращенную к Пресвятой Деве: Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Невесто Неневестная, с Тобою Господь. Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1Фес.1:7 . Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. И вы, фессалоникийцы, стали образцом и примером для подражания и среди нас: вы являетесь подражателями нам, а мы – воплощенному Господу. Чего вы стали образцом и примером? Новой богочеловеческой жизни, новой истины, новой богочеловеческой правды, любви, вечности и бессмертия. От них всегда исходит негасимый свет, божественный богочеловеческий свет, который сошел в наш мир вместе с воплощением Бога Слова. Кто возжигает в своей душе этот свет через веру в Господа Иисуса Христа, становится неопалимой купиной, горящей и не сгорающей. Он освещает пути человека к небу и Богу. Такой человек уже  ходит во свете и тьма его не объемлет (ср.: Ин. 1:5 ), он не омрачается тьмой человеческих догадок и домыслов, мраком мудрствований и учений «по преданию человеческому». И вы, распаляемые этим негасимым светом на земле, как горящая и не сгорающая купина, просвещаете и зажигаете всех людей, омраченных неверием и маловерием. Человек Христов своим только существованием «озаряет» и «зажигает» всякого другого человека, он, как город, расположенный на горе, который не может укрыться, но становится образцом и примером для тех, кто его видит. И вы, христиане Фессалоник, светом своей веры и жизни по Христу освещаете многое, относящееся к вере. 1Фес.1:8 . Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Вера сама по себе учит. Даже когда молчит, само ее существование учит и проповедует Христа Бога. Но громогласно и пламенно говорит вера посредством любви, милостыни, поста, молитвы, целомудрия, смиренномудрия, терпения. Все эти добродетели непрестанно тайно и явно, видимо и невидимо благовествуют новую жизнь во Христе, сообщают познание Его Евангелия, учат о Спасителе и спасении, даже когда молчат уста и язык. 1Фес.1:9 . Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

28,12 – 28.). В книге Притчей, rл. I-IX, излагается целое богословское учение о Премудрости (причем и самая книга у ранних христианских писателей носила наименование  πανρετος σοφχ – вседобрая Премудрость, так же как и книга Иисуса сына Сирахова; другие названия:  σοφββλος или  παιδαγωγικ Σοφα, в Талмуде – «книга мудрости»). Слово Премудрость употребляется здесь, несомненно, в двояком смысле: в метафизическом и морально-практическом, обозначая то некоторую умную сущность, то человеческое качество, то саму Премудрость, то при частность к ней или ее дела. Оба оттенка смысла, конечно, связаны между собою и взаимно обусловливаются, причем, однако, в отдельных случаях могут и обособляться и различаться, как Премудрость и просто мудрость. О мудрости, несомненно, говорится в таких текстах: 1,7, 9,10 – начало премудрости – страх Господень, глупцы только презирают мудрость и наставление. 2,6 – Господь дает премудрость; 2,10 – когда премудрость войдет в сердце твое (слав, пер.: мысль твою) и знание (сл. п.: чувство твоей души), будет приятно душе твоей. 3,13 – блажен человек, который снискал премудрость, и человек, который приобрел разум! (см. далее, 3,14 – 18). 4,5 – приобретай премудрость, приобретай разум; 4,7 – главное – премудрость: приобретай премудрость и всем имением своим стяжи разум. 5,1 – сыне! моей премудрости внимай. 7,4 – скажи премудрости: «ты сестра моя!», и разум назови родным своим. Есть случаи, когда значение выражения «премудрость» двоится и может быть истолковано и в ту и в другую сторону. Сюда мы относим первую речь от имени премудрости: 1,20–33 – «Премудрость возглашает на улице» и т. д. По содержанию этой речи нет необходимости видеть здесь прямое указание на саму Божественную Премудрость и естественнее разуметь мудрых, носителей мудрости и проповедников (ветхозаветных пророков и учителей), хотя не исключается и первое, метафизическое истолкование. Такою же двойственностью отличается и текст 19–20 – «Господь Премудростью основал землю, небеса утвердил разумом, Его Премудростью (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2. Ияр – Слово «ияр» в переводе с аккадского языка означает «свет», «светила», «сияние»: дни Ияра залиты светом щедрого весеннего солнца. В библейской истории этот месяц ознаменован чудесным событием, описанным в 16-й главе книги Исход: евреям, находящимся в пустыне, Господь посылает манну. «В ияре дал им (коленам Израиля) манну в сиянии Своего лика» (Мидраш на книгу Исход). Также в книге Исход есть фрагмент: «Я Господь, целитель твой» – ( Исх. 15:26 ). Начальные буквы этого фрагмента на иврите образуют аббревиатуру – , которая и является названием месяца – Ияр. Это умозаключение и послужило к укоренению в еврейской общине традиции, по которой благоприятней всего лечиться именно в этот месяц, месяц Ияр. Примечательно то, что название этого месяца в Священном Писании вообще отсутствует. 3. Сиван – . " И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван« ( Есф. 8:9 ).На аккадском языке Сиван звучит как «Симану-Зимну» и означает «месяц сроков и праздников». Праздник «Симану-Зимну» устраивался в Вавилоне по случаю сбора урожая. Подобные торжества бытовали и в еврейской общине: «И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» ( Исх. 34:22 ). 6-гоСивана, в день праздника Шавуот, начинался период приношения Богу первых плодов: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. 6-е Сивана также было отмечено величайшим знамением в библейской истории. В этот день на горе Синай (название которой также фонетически созвучно названию месяца Синай (sinay) – Сиван), пророк Моисей получил Скрижали Завета. Еще одно созвучие, которое усмотрели лексикографы: Сиван и (sene) «терновник», неопалимая купина, которую пророк Моисей увидел на горе Хорив. 4. Таммуз – Корень «таммуз» встречается в аккадском языке, и воспринят из вавилонской традиции. Чтобы понять значение этого корня, необходимо обратиться к тому единственному случаю, когда слово «Таммуз» появляется в Священном Писании, где оно фигурирует не в качестве названия месяца, а как имя языческого божества: «И привел меня ко входу во врата дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» ( Иез. 8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

44 В песнопениях священных Сын Божий именуется рожденным от Отца безматерно, и, разумеется, мы не мыслим здесь отступать от нормы церковного учения. Рождение Сына совершается от Отца и в нем не участвует Третья Ипостась, которая уже предполагает Рожденного. Но, рождая, Отец же исходит к Рожденному в Духе Св., матерински Ею объемлет и животворит. Посему от Отца не только сыновство, но и материнство, которое, будучи непричастно к рождению, однако соучаствует в рожденное уже совершившейся, предвечно ее содержит. 45 У одного католического писателя, S. Thomas de Villeneuve, встречается удачное определение: «если человек создан как микрокосм, то Мария ecmь microcosmus Ecclesiae (Terrien. La Mere de Dieu, I, 313). : «Богородица мать сыра земля есть, и в том великая для человека радость». – Достоевский. 47 Каким образом умножились ангелы? Были ли они в полном числе созданы Богом или размножились от родоначальников? Ответа нет, но одинаково возможно и то, и другое предположение. 49 Потому так высоко чтится Церковью подвиг вольного девства, как крестная борьба с похотным естеством за неповрежденное человеческое естество с свободой от пола. В Откровении св. Иоанна (14,3–5) читаем: «они поют как бы новую песнь пред престолом… и никто не мог научиться сей песни, кроме сих 144.000 искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники, это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу». 50 Известный католический дorмamucm Scheeben (Dogmamik III, 506–7) пытается определить место Марии в темных, но иногда смелых выражениях: «Мария является вместе со Христом в такой исключительной степени образом и подобием Божиим, что Церковь не затрудняется относить к Ней изречения Свящ. Писания о Премудрости Божьей. Она участвует в gioria et virtus божественных ипостасей, имеет communicatio idiomatum divinarum в столь единственной форме, как ни одна из тварей. Конечно, нельзя называть Ее Dea или persona divina и даже diva, Ее божественное свойство выражается всегда иначе; святая, славная, небесная Дева. В Ее Богосыновстве лежит специфический рефлекс божественного дочеринства (!!), вечной мудрости в в отношении к Богу-Отцу». Далее говорится о применимости к Духу Св. выражения Дочь Божия, sapientia как filia Dei, Ruach, caritas Dei, filia Patris et sponsa et soror Filii, по отношению к человечеству Mater spiritualis первозданная всего творения. (Все это требовало бы развития и раскрытия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

6 Откр. 12, 7–9 .: и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его восстали против дракона; и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. 7 Эта именно мысль выражена в Премудрости Соломона (гл. 7,1 –3), где некоторые ошибочно находят след учения о перевоплощении: «и я (говорится от лица Соломона) человек смертный, подобный всем потомок первозданного, первородного. И я в утробе матерней образовался в плоть в девятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном. И я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем, одинаково со всеми». Особенность этого текста в том, что здесь противополагается как бы довременное, вечное бытие я его земному рождению. 8 Молитва 4-го запрещения в последовании об оглашенных прямо говорит о рабстве диаволу, «работе вражьей», которой повинен крещаемый, хотя бы и новорожденный. Священник троекратно дует на него со словами: «изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». 9 «Надобно знать, что ни у евреев, ни в божественном Писании не было обычая вести родословную женщин, но был закон, чтобы ни одно колено не брало жен из другого колена ( Числ. 36, 7 ). Иосиф же, происходя из колена Давидова и будучи праведен, не обручился бы противозаконно со Святой Девой, если бы Она не происходила из того же самого колена. Поэтому было достаточно показать происхождение одного Иосифа» ( Иоанн Дамаскин , кн. IV, гл. 14). 10 Беллармин: non magis differt status hominis post lapsum Adae a statu eiusdem in puris naturalibus, quam differt spoliatus a nudo, neque deterior est humana natura, si culpam originalem detrahas, neque magis ignorantia et caritate laborat, quam esset et laboraret in puris naturalibus condita. Proinde corruptio naturae non ex alicuius doni naturalis carentia, neque ex alicuius malae quantitatis accessu, sed ex sola doni super- naturalis ob Adae peccatum amissione profluxit (De gr. primi hom. 5)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

II. Отдельно теперь нужно ответить на вопрос: можно ли изображать Самого Бога ? Протестантам на память сразу же приходят слова из Евангелия (которые протестантское предание научает их применять к данному вопросу): «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ). Кроме того, в выше рассмотренном отрывке Господь говорит: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь» ( Втор.4:15 ). Т. Ватсон выразил этот аргумент так: «Создать истинное изображение Бога невозможно. Сущность Бога духовна, и Он, являясь Духом, невидим ( Ин.4:24 ). «»...Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь на горе Хориве из среды огня.»» ( Втор.4:15 ). Как человек может нарисовать Божество? Разве сможет он изобразить то, чего не видел? ... мы не можем нарисовать изображение Бога, Который является бесконечным несотворённым Духом» . Если Ангелов и Апостолов люди видели и о возможности их изображения ещё можно как-то говорить, но как же, протестуют протестанты, изображать Бога, которого никто не видел, и видеть не может? П. Рогозин тоже высказывается по этому поводу: «Нам известны некоторые земные формы Его проявлений, как-то: Три странника, Неопалимая купина, Столп облачный и огненный, ангел Завета, Вождь воинства Господня и др., но по Своей Божественной сущности Он «Царь царствующих, единый, имеющий бессмертие»... ( 1Тим.6:15–16 ). Бога с такими атрибутами изобразить невозможно. (...) Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богослова, и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе так же немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога, нетленного, непостижимого...» . Нужно заметить, что силясь доказать невозможность изображения Христа, П. Рогозин не понимает, что приводит совершенно не соответствующие примеры. Для описания Божественной сущности нужно было бы сказать, что «Бог есть Дух», Который нельзя изобразить, как говорит о том более сообразительный Т. Ватсон. Царь же есть как раз таки земной и вполне изобразимый образ. Также и в Откровении Христос явился Иоанну в образе «Сына Человеческого», внешность Которого тайнозритель и описал: «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» ( Откр.1:13–16 ). Если ап. Иоанн смог увидеть и описать внешность Христа, то Его можно и изобразить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   Но для возникновения этого желания необходимо время. Понадобилось оно и Моисею, и довольно много прошло этого времени — он успел жениться на дочери Иофора Сепфоре, она родила ему первенца, «и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле» (Исх. 2:22) (то ли сравнивая ее с землей египетской, где он провел свою молодость, что говорил бы нам о том, что ко времени рождения сына «египетский дух» еще не полностью оставил Моисея; то ли свидетельствуя этим именем «о страстном желании всех израильтян выйти из рабства и возвратиться в землю отцов»).    И как только Моисей трудами своими и верою оказался готовым к великому таинству непосредственного личного общения с Божеством, тотчас на пути его — за вполне обыденными заботами! (См.: Исх. 3:1) — воспламенилась неопалимая купина «и воззвал к нему Бог из среды куста», и ответил Ему Моисей: «Вот я» (Исх. 3:2—4)!    Но «ты, душа моя окаянная, не убила ум свой уязвлениями, как некогда великий Моисей поразил египтянина».    Ты не хочешь отказаться от «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20) — той «мудрости», которую «Бог обратил в безумие» (1 Кор. 1:20, 3:19), той мудрости, которой надлежит пройти вместе с образом мира сего.     Ты не внимаешь святым отцам, которые в своих писаниях «предостерегают от неправильного и злого применения наук и от неумеренного почитания их». Смотри: отцы не противятся науке, они даже говорят о·«науках внешних, в большей или меньшей степени нужных для инока». Потому они и говорят: «Мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге».    О мудрости же монашествующих говорят: «Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых», — и советуют: «Познай самаго себе: и се есть истинное воистинну смирение, смиренномудроствовати научающее, сокрушающее сердце. ...Еже бо себе познати, конец есть делания добродетелей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании Божией Матери Православная Церковь возвеличивает Божию Матерь, почитает Ее как Царицу неба и земли, поклоняется Ей, превысшей всех сил небесных, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Почему Православная Церковь так почитает Приснодеву Марию? Потому что Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог предназначил быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа: через Нее Слово стало Плотью, Сын Божий, Слово Отчее, воплотился в образе человека. Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел праотец Иаков: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, а вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней...» ( Быт.28:12–13 ). Прообразом Пресвятой Богородицы были и неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь. Через Еву, матерь рода человеческого, которая ослушалась Бога, поддавшись диавольскому внушению, в мир вошли грех и смерть, через Приснодеву Марию, смиренно исполнившую волю Божию: «да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ), принявшую в Себя Духа Святого и родившую Спасителя мира человечеству, было возвещено избавление от власти диавола и воскресение. Богоизбранность Пресвятой Девы была предсказана ветхозаветными пророками. Святой пророк Исайя за много веков предрек, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы. На это пророчество указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:23 ; Ис.7:14 ). Пророк Иезекииль предвидел, что Матерь Божия и после рождения Христа навсегда останется Девой: «И сказал мне Господь: ворота cuu будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будет затворены» ( Иез.44:2 ). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается пророком Давидом: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте ... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» ( Пс.44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010