В основе старчества лежит идея полного послушания духовному наставнику во имя любви ко Господу Иисусу Христу, который Сам явил пример послушания: «даже до смерти» ( Флп.2:8 ). Святитель Василий Великий и преподобный Григорий Синаит видели в Пресвятой Троице образ старческого водительства 49 , ссылаясь на евангельские слова: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ) и Дух Святой говорит не от Себя ( Ин.16:13 ). Исследователь оптинского старчества И. М. Концевич отмечает связь старческого служения с пророческим, одним из трех родов служения, указанных апостолом Павлом: «Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Служение пророков заключается в первую очередь в назидании, увещании и утешении ( 1Кор.14:3 ), так и монастырские старцы «обладая даром прозорливости, (...) всех назидали, увещевали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных. Предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию» 50 . История старчества далее неразрывно связана с историей монашества, зарождение которого относится к III в. Преподобный Антоний Великий (251–356), основатель первой отшельнической общины, первые годы своей подвижнической жизни, как известно, жил в пещере, находясь под руководством старца-отшельника. Много лет спустя старческое водительство стало обязательным и в собравшейся вокруг преподобного общине, несмотря на то, что ее члены жили обособленно, предаваясь уединенному подвигу. В общежительном монашестве, основателем которого был преподобный Пахомий Великий (292–348(349?)), старческое руководство также являлось частью устава. По утверждению проф. С. И. Смирнова , исследователя древнего старчества, «полную свою организацию старчество получило только в общежительных монастырях, начиная с киновии в Тавенниси. Преподобный Пахомий, основатель общежительного монашества и первый его законодатель, сам имел старца-руководителя Паламона или Палемона» 51 . В египетском патерике «Изречения египетских отцов» (V в.) и в патерике «Verba seniorum» духовно опытный монах, обучавший новоначальных иноков подвижнической жизни в монастыре, взявший на себя руководство душой и волей юных подвижников, называется «духовным отцом» (pater spiritualis), по своим обязанностям он был именно тем, кто позднее стал называться славянским «старец», часто он не был ни настоятелем, ни священником, однако в небольших монастырях духовным отцом являлся сам игумен. (Подробное исследование этого понятия см. в цитированной выше работе С. И. Смирнова : «Именем «духовный отец» в то время назывался старец инока, наставник или руководитель его в подвижничестве, установленный и единый для каждого лица, индивидуальный руководитель в отличие от настоятеля, общего руководителя братства» 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Но как бы не объяснять стремления и планы Александра в его отношениях к египетскому божеству Амону, для нашего вопроса важно знать, что он при жизни своей несомненно надевал на свою голову рога Амона, выдавая себя за сына этого божества и что поэтому Птоломей I и Лизимах изображали на своих монетах голову Александра с рогами, как это видно на прилагаемом рисунке 2-й, представляющем снимок с монеты, хранящейся в Берлинском мюнц-кабинете. Подражая Александру, один из его приемников, Селевк, и себя самого изображал на монетах с рогами, как это видно на рисунке по Н. Остроумов Три рисунка к ст. об Александре Македонском. Объяснение рисунков. Изображение Амонова лица на Кирсиской монете. (Прилож. к ст. В.И. Петра). Изображение Александра Македонского на серебряной монете, принадлежащей Берлинскому мюнц-кабинету. (Всеоб. история О. Иегера, т. I, стр. 251). Изображение на монете Селевка (ст. В.И. Петра, стр. 15, прил.). 1 Род. 21 июля 356 г. до Р. Хр. в Македонском столичном городе Пелла; умер в Вавилоне 11 июня 323 года. 6 Один из видов туи. Всех стволов около 50. Главным образом они сгруппированы близ мазара. Подобные же деревья находятся и в Ходженте, на одном из древних кладбищ. Может быть, легенда об этих деревьях появилась первоначально в Ходженте, куда доходил Александр Македонский, а оттуда уже перенесена в Ташкент. 8 Район этого похода простирался от границ древней Согдианы (Бухара и Фергана) через Самарканд, Джаак, Ура-Тюбе, до Сыр-Дарьи близ Ходжемента и обратно через Самрканд и Чарджуй до Мерва. (См. ст. проф. В.В. Григорьева, ст. М. Лютова «Александр Великий в Туркестане» и брошюру Шварца «Alexander des Grosseu Feldziige in Turkestau» Munchen, 1893). 10 В Библии об этом не говорится, и историк Шлюссер считает вымыслом позднейших иудеев рассказ о посещении Александром иерусалимского храма, так как историки походов Александра не делают даже намеков на то, что он был в Иерусалиме. Всемирная история (изд. 1868 г.) т. I, стр. 388. 11 В коране (гл. 18, ст. 82 – 99) рассказ этот представляется в следующем виде:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Амвросий Медиоланский, святитель Родился около 340 года в Галлии; в его роду были христианские мученики. По обычаю времени не был крещен в детстве. Получил образование в Риме, стал адвокатом и оратором. В 374 году, будучи на государственной службе, избран в Медиолане (Милане) епископом, хотя только еще готовился к крещению. Благодаря дипломатическому такту умел отстоять православные ценности, сосуществовуя с властью, часто находящейся под влиянием арианской ериси. Писал гимны. Ему была близка тема нравственных задач христиан и Церкви как «Царства Божиего на земле». Был пламенным борцом с язычеством. Его можно назвать и популязатором идеи христианской государственности. Среди его сочинений: «О таинствах», «Шестоднев», «О девстве». Ввел в западное богословие аллегорический метод толкования Писания. Скончался в 397 году. Антоний Великий, преподобный Годы жизни 251–356. Основатель первых монашеских общин. Происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке, всю жизнь прожил в родной стране. После крещения удалился в пустыню и жил один в пустой гробнице. Один из друзей доставлял ему скудную еду. После двадцати лет строгой отшельнической жизни нарушил уединение, уступил настойчивым просьбам других отшельников и вышел из затвора преподать им наставление. Так в 305 году возникла первая община монахов-отшельников. Хотя проповедь и личный пример подвижничества сделали св. Антония Великого общепризнанным учителем монашеской жизни, устав монахов-отшельников св. преподобного Антония был написан лишь после его смерти св. Афанасием Александрийским в 362 году. Афанасий Александрийский, сявтитель Годы жизни около 295–373. Родился в семье египетских христиан; церковный деятель и богослов; епископ Александрии с 328. Не получил основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд святоотеческого наследия. Активный противник ереси арианства, в борьбе с которой разработал мистическое учение о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, принятое на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских Соборах. Проповедовал аскетизм. Автор «Жития Антония», «Устава монахов-отшельников преподобного Антония», «Толкования на псалмы» и многих других творений. Опираясь на монашество, отстаивал независимость Александрийской Церкви, за что в 335–365 императорами 5 раз низлагался и ссылался. Пользовался горячей любовью народа. В церковной традиции о нем говорят как об Афанасии Великом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но тем не менее в продолжение этих лет незаметно вырабатывался характер Александра; складывались те черты, которые впоследствии составили то прекрасное целое, которое доставило Александру уважение современников и славу в дальнем потомстве. Чтобы быть точкою соприкосновения между Новгородом и Ярославом, Александр еще в ранней молодости должен был приобрести внимание новгородцев своею обходительностию с народом, своим умом и своими поступками, которые бы обличали в отроке и юноше будущие доблести мужа; и Александр вполне исполнил это назначение своей молодости; ибо в противном случае новгородцы, в продолжение десяти лет, двадцать бы раз успели послать к Ярославу с просьбою переменить неугодного князя. Но во все это время Новгород ни разу не выказывал своего неудовольствия против Александра, хотя опека Ярославовых бояр, без сомнения, была не по сердцу вольному народу; следовательно, Александр еще в ранние годы молодости успел снискать любовь новгородцев, а это по тогдашнему времени был уже великий подвиг даже и для взрослого князя; ибо со времени Всеволода Мстиславича, в продолжение почти ста лет ни один князь не жил в Новгороде более пяти лет, а Александр прожил там десять лет. И современники вполне ценили достоинства Александра, слава о нем гремела далеко; по свидетельству летописей, в целой России не было области, которая бы не желала иметь его своим князем» 69 . 49 Соловьев. Об отношениях Новгорода к великим князьям. «Чтения Общ. Ист. и Древн. Росс.». Год 2, кн. 1; Беляев. История Новгорода Великого. М., 1864; Неволин К.А. О пятинах и погостах. «Записки географического общества». VIII. 57 Пролог под 23 ноября. Степен. кн. 1, 356. «Бяше бо великий сей самодержец отец сирым, вдовам питатель, обидимым помощник, в скорбех сущим пресветлый утешитель». Архивск. 251. 68 В 1614 году во время нашествия шведов, ругавшихся над всем святым, гроб св. князя был вынут и открыт наглыми солдатами шведскими. По известию 1634 года, «немцы в церкви великомученика Георгия в монастыре, ищущи поклажи, обрели человека цела и ненарушена в княжеском одеянии и, выняв из гробницы, яко жива поставили у церковной стены. Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у Делагардия позволение перенесть гроб в Новгородский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но оне источили исцеления». Святые мощи с того времени покоятся открыто при входе в придел св. Предтечи. Погодин. Древняя русская история до монгольского ига, т. II, 1104. Читать далее Источник: Святой Александр Невский/Хитров М.И. - М.: Терра : Кн. клуб Книговек - 2014. - 320 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

68 Бытие, XVHI. 69 Пифонский демон — чудовищный змей, рожденный богиней земли Геей и убитый Аполлоном, или же, что более вероятно, сам Аполлон. 70 Тир — крупный портовый город в Финикии. 71 Начало распространения христианства у индийцев относится к концу 20-х-началу 30-х гг. IV в. 72 Эвксинский Понт — древнегреческое название Черного моря 73 Св. Антоний Великий 251 — 17 января 356 г . — знаменитый монах, проживший почти всю свою жизнь в египетской пустыне. Считается первым анахоретом «тот, кто удаляется» , т. е. монахом-отшельником. 74 в «Житии Св. Антония». 75 Мани ок. 215—277 — основатель манихейства, зверски замученный по приказу персидского шаха Бахрама I. Происходил из знатной персидской семьи. Манихейство, синтезировавшее многие элементы христианства, зороастризма и буддизма, было дуалистической религиозной системой. Согласно Мани, мир является ареной борьбы светлого и темного начал, а цель истории — освобождение частиц света от тьмы и зла. Человек должен этому всячески способствовать, ведя нравственный образ жизни, воздерживаясь от брака, мясной пищи, убийства себе подобных и т. д. аскетическая этика . Манихейство широко распространилось от Рима до Китая и просуществовало до XII в. 76 Сарацин — араб, житель Аравийского полуострова. 77 Монтан — ересиарх II в. он был перешедшим в христианство жрецом Кибелы , проповедовавший близость Второго Пришествия и конца света. 78 Будучи осужденным на Никейском соборе, арианство сосредоточило свои атаки против исходного в Никейском символе термина «единосущный», спровоцировав тем самым раскол христиан на «единосущников» и «неединосущников». «Неединосущники» умеренные ариане утверждали, что Бог-Слово имеет не равную, но подобную Богу-Отцу субстанцию. Различия между этими двумя партиями сводились к одной букве — йоте: homousios единосущный и homoiousios подобосущный . «Единосущники» стремились подчеркнуть единство двух первых лиц Троицы и абсолютную божественность Слова. «Неединосущники» сохранили от первоначального арианства отрицание идеи равенства сущностей Отца и Сына, но приняли никейскую концепцию Христа несотворенного и совечного Богу-Отцу. Лидерами «единосущников» были Евстафий Антиохийский и Афанасий Александрийский, лидерами «неединосущников» — Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Разумеется Таинство Крещения. Corpus paroemiographum. 11:6. II. Керамевс. Мифологические морские богини, завлекавшие дивным пением прохожих, которые, не будучи в состоянии бороться с их очарованием, бросались в море и погибали. – Примеч. пер. Синай получает священную известность со времен синайского законодательства. Подвижники стали селиться здесь с первых веков христианства. Император Иустиниан по просьбе их в 527 г. устроил для них крепкий монастырь, существующий до сих пор. См.: Γρηγοριδης. ερα μον του Σινα. – Примеч. пер. Созерцание называется неведомым знанием потому, что открывает «сокровенные тайны», которых не может доставить никакое человеческое учение, а одна чистота души посредством просвещения Святого Духа. См.: При. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседование XIV, 9. Разумеется Бог, как крайняя цель стремления человеческого сердца. – Примеч. пер. То есть исполнение заповедей. Разумеется праматерь Ева. – Примеч. пер. Тело. Фаланга – строй древнегреческого войска, имевший форму четырехугольника и состоявший из нескольких шеренг. Преимущество этого строя, в отличие от построения походного, колонной (επικερως), то, что фаланга представляла собою труднопроницаемую для неприятеля массу, обрушивавшуюся на него при наступлении и более или менее гарантировавшую целость войска. – Примеч. пер. Святые отцы смотрят на гнев как на оружие, данное Богом против одного диавола. – Примеч. пер. См.: Творения св. Дионисия Ареопагита . – Примеч. пер. То есть людьми, удостоившимися видений. – Примеч. пер. Разумеется ев. Дионисий Ареопагит , обращенный ко Христу святым апостолом Павлом и поставленный им епископом Афинским. Скончался мученически в 95 г. Ему приписываются сочинения «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах» и «О таинственном богословии». – Примеч. пер. При. Антоний Великий или Египетский, основатель монашества (251–356). Сет. Василий Великий . Беседа на псалом 44. То же самое мнение находим в творениях ев. Симеона Нового Богослова († 1021).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

It only remains to express our gratitude to all who have worked with us on this volume. This includes above all our contributors for their painstaking work and gracious patience throughout the editing process, as well as Dr Katharina Brett of Cambridge University Press, for suggesting the project and for her unfailing, helpful guidance. We would also like to thank Dr Peter Gilbert for compiling the index, Dr George Theokritoff for his help with the map, and many others who have contributed help and support in a variety of ways, including Drs David and Mary Ford, Zaga Gavrilovic, Dr Tamara Grdzelidze, Dr Valerie Karras, and Dr Michel Nseir. Despite the efforts of so many, this volume is not without its limitations, for which we take full responsibility. It is our hope, however, that the reader will be able to look beyond them and so discover some of the riches of the Orthodox Christian tradition. A chronology of the Eastern Churches (All dates are ad (anno domini) or ce (Christian era)) c. 64–313 Persecution of Christians by Roman emperors and governors 2nd–3rd century Gnostic and heterodox sects challenge orthodoxy c. 130–200 St Irenaeus of Lyons c. 185–254 Origen of Alexandria c. 251–356 St Anthony of Egypt, founder of monasticism c. 296–373 St Athanasius the Great Armenia adopts Christianity (first Christian state) Conversion of Emperor Constantine I Edict of Milan ends persecution of the Church First ecumenical council at Nicaea formulates Creed in opposition to Arianism Church of Georgia founded 329/30–89/90 St Gregory of Nazianzus, also known as «the Theologian» c. 330–79 St Basil the Great c. 330–95 St Gregory of Nyssa 346–99 Evagrius of Pontus, teacher of asceticism and prayer c. 347–407 St John Chrysostom Church of Georgia founded Second ecumenical council, Constantinople, completes formulation of Nicene Creed late 300s Macarian Homilies c. 400–after 446 Diadochus of Photike, ascetic theologian Third ecumenical council, Ephesus, counters Nestorianism: rejected by Assyrian Church of the East (sometimes called " Nestorian»)

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Египте восстановлен монастырь св. Антония — одна из старейших в мире христианских обителей 08.02.2010 В Египте восстановлен монастырь святого Антония - одна из старейших в мире христианских обителей. Финансирование работ взяло на себя правительство - в общей сложности было затрачено свыше 14 млн. долларов, сообщает Би-Би-Си. Для восстановления монастыря, которому свыше 16 веков, понадобилось более 8 лет. В Египте надеются, что восстановление этой обители в городе Суэц на северо-востоке страны является знаком мирного сосуществования мусульманской и христианской общин Египта. Главный египетский археолог Захи Хавасс отметил, что восстановительные работы велись мусульманами. " Это демонстрирует миру, что мы с готовностью восстанавливаем памятники нашего прошлого - будь то коптские, иудейские или исламские " , - сказал он. В ходе реконструкции были отреставрированы и воссозданы древняя монастырская стена, башня, две главные церкви и кельи монахов. Монастырь святого Антония был основан в 356 году учениками преподобного Антония Великого сразу после его смерти. Святой Антоний (251-356) более полвека вел уединенную аскетическую жизнь в скальной пещере, расположенной чуть выше упомянутого монастыря. После кончины святого Антония к месту его уединения стали стекаться многочисленные ученики и почитатели святого из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран. В XI веке монастырь был разрушен арабами, но через 100 лет частично восстановлен коптами. Коптской (монофизитской) Церкви обитель принадлежит и в настоящее время. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 08.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7853.html

Antigua Literatura Monástica Скачать epub pdf A) El comienzo del monaquismo La espiritualidad del monaquismo está basada en el contemptus saeculi. Las primeras noticias que tenemos de esta forma de vida nos las proporcionan San Atanasio y San Jerónimo en sus escritos sobre los monjes de los desiertos de Egipto. El monacato cristiano nació en la segunda mitad del siglo III en Egipto como anacoretismo. Llevadas por el deseo de observar de modo radical el evangelio, algunas personas se desprendían de todos sus bienes e incluso abandonaban la comunidad social a fin de vivir en adelante sólo para Cristo. En la primera mitad del siglo IV aparece San Antonio Abad (251–356), en los desiertos de Nitria y Scete (Bajo Egipto). Lleva una vida anacorética de soledad y silencio. En el Alto Egipto vivía San Pablo de Tebas por aquella misma época. Después de veinte años de soledad, San Antonio reúne a sus discípulos y se forma la primera comunidad de anacoretas sin regla. Así aparece la primera forma de vida común. En el Alto Egipto (Tebaida), San Pacomio (286–346) inaugura la vida cenobítica que es también una forma de vida común, pero con obediencia a un superior religioso mediante una «Regla.» Los monjes viven en un claustro (casa con celdas para muchos monjes rodeada de un muro). Al frente del monasterio o cenobio está un abad. A la muerte de San Pacomio había ya nueve cenobios en la Tebaida con millares de monjes. Había también dos cenobios de mujeres. La abadesa era María, una hermana de San Pacomio. Además de este ejemplo de monacato femenino, tenemos en el siglo IV el suceso de las damas romanas que, dirigidas por San Jerónimo, se trasladaron a Belén y fundaron un cenobio para mujeres. Otras formas primitivas de monacato son las de: San Sabes : vida anacorética y eremítica en los desiertos de Judea y Siria; aparecen las lauras en Jerusalén, que son una fusión de la vida eremítica y cenobítica; San Efrén : en la segunda mitad del siglo IV, vida anacorética y eremítica en Edesa (Siria nororiental); ahí estuvieron San Juan Crisóstomo y San Jerónimo;

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/antigu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010