А первым в конце III в. в пустыню уйдет преподобный Павел Фивейский (228-341), основатель отшельничества. А недалеко от него, с другой стороны хребта, в нескольких десятках километров от Красного моря, скоро обосновался в пещере Антоний Великий (251-356), который за свои подвиги станет «отцом монахов». Он прожил здесь 44 г., до конца своих дней, и стал одним из наиболее почитаемых святых Православной церкви. А его ученик, препеподобный Пахомий Великий , стал основателем первых общежительных монастырей, мужских и женских, и ввел в них строгий устав. Антоний родился около 250 г. в семье благочестивых родителей. Житие препеподобного Антония рассказывает, что первоначально он подвизался у себя на родине в Фиваиде. Желая больших подвигов и уединения, он переправился через Нил и поселился на одной из гор. Здесь он провел в затворе около двадцати лет, по прошествии которых к нему стали приходить люди, просившие его совета и желающие подражать его жизни. Спокойный и приветливый, он был наставником для многих. Но ища уединенных подвигов, он решил отправиться в Верхнюю Фиваиду, где имя его было никому не знакомо. Монастырь Преподобного Антония Великого Когда он дожидался на берегу Нила судна, голос его спросил, куда он бежит. Преподобный не смутился, так как голос часто вопрошал его на горе во время подвижничества. Рассказав о причинах, побудивших его отправиться в дорогу, голос ответил, что там, куда он стремится, его будут еще больше беспокоить. Если же он хочет достичь покоя, то пусть идет во внутреннюю пустыню, указав на сарацин. Караван арабов уже отправлялся в путь, и Антоний упросил их взять его с собой. Через три дня пути им встретилась высокая гора, у подножия которой был источник воды и росло несколько пальм. Здесь, как свидетельствует житие, преподобный решил остаться, чтобы продолжить свои подвиги. Это была гора Аль-Кользом, в пещере которой он начал подвизаться. Скоро стала навещать его братия, желавшая получить наставление. Повествуя о его подвижнической жизни, святитель Афанасий Великий указывал на злое сопротивление демонов, с которыми неоднократно приходилось бороться святому. Что там часто слышались шум, голоса и даже звон оружия, и что ночью будто гора наполнялась зверьми, а преподобный отражал видимых ему врагов молитвою. О том рассказывали часто приходившие к нему за духовным советом, которых он всегда ободрял, а сам, преклонив колени, молился Господу. Позднее с ним стал подвизаться также Павел Препростый. К Антонию приходило много людей за духовным руководством, многие из которых впоследствии стали известными святыми. Приходил у нему и Макарий Великий , проживший рядом с ним немало времени и присутствовавший при кончине преподобного.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Блаженный Феофилакт указывает, что за этими словами апостола открывается и нечто важное: Фома исповедовал во Христе две природы. Сказав Господь мой, апостол обратился к Нему как к своему господину, учителю, признавая в Нем человека. Сказав же Бог мой, Фома исповедовал во Христе Его божественную природу. Так за сомнением открылось богословие. Мнимый инок «Горе мне, дети мои, горе мне грешному, мнимому иноку!» — воскликнул, обращаясь к монахам своего монастыря, преподобный Антоний Великий (ок. 251–356) незадолго до своей кончины. Невероятно слышать подобное от основателя христианской монашеской традиции. Откуда зародилось такое отношение к себе у того, кто уже, казалось бы, достиг высочайшей праведности?  Из жизнеописания святого мы знаем, что сам Антоний однажды мысленно допустил, что на земле нет другого настолько совершенного инока, как он. Тогда старец услышал голос: «Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее чем ты». Святой тотчас вышел из своей пещеры и отпра­вился на поиски. Так он встретился с преподобным Павлом Фивейским (ок. 228–341).  Преподобный Павел поведал Антонию о своей отшельнической жизни в пустыне. Высота совершённого Павлом подвига поразила святого. Антоний отлучился на время, а когда вернулся, застал праведника уже усопшим. Со слезами он похоронил его, а затем возвратился к монахам и поведал о своей поучительной встрече. Скепсис, с которым преподобный Антоний отнесся после этого к своему духовному состоянию, приоткрывал ему новую высоту. Сомнение здесь стимулировало новый этап возрастания от уже достигнутого к другому — новому. Об этом же однажды сказал знаменитый философ и ученый Блез Паскаль: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». «Итак — жизнь загублена!» «Мучительные сомнения: не загублена ли даром жизнь и вдобавок множество русских денег? Станет ли Православие в Японии? Кому работать для этого? Ведь вот один как перст, ни единой души русской больше в Миссии». Это запись из дневника святителя Николая Японского (17/29 ноября 1886 г.). Прошло уже 25 лет его проповеди в Японии. «Итак — жизнь загублена! — продолжает святитель, — множество русских кровных денег брошено в огонь! Какое мучение может быть горше этой мысли! Боже, не дай совсем ослабеть! Если же в самом деле я здесь совершенно бесполезен, то укажи путь в Россию!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

6. В смысле греческом. Voilà pourquoi la Grèce a un rôle apart comme la Judée (Вот почему Греция играет более подобающую роль, чем Иудея - пер. А.Токарева), говорит Ренан, Melanges Religieux etc. 189 стр. 7. «No sooner had it (Christianity): moved outwards from its cradle in Ierusalem, than it assumed the aspect of a Greek religion». Gladstone: «The Hellinistic factor in the Eastern problem» p. 11. («Не скорее это было с христианством: покинув свою колыбель в Иерусалиме, оно восприняло аспект греческой религии» - Гладстон: «Эллинистический фактор в восточной проблеме», с. 11 - пер. И.Сергеев). 8. Только с этой точки зрения могло быть допустимо антилатинское направление в церковной школе у нас в 40-х годах; но тогда нужно было не умалять латинство, а усилить греческое к нему дополнение. Вместо того в сущности выбросили и то и другое. Что получилось - patet (ясно, очевидно - Сост.). 9. Но, конечно, тот, кто перечел всех древних писателей, хотя бы и в переводе, ближе стоит к идеалу, близко знакомого с древностью человека, чем тонкий знаток в грамматическом отношении, не овладевшии литературой чрез «курсорное» чтение. Примечания Антоний Великий (ок. 251-356) - преподобный, величайший раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Байрон (Byron) Джордж Гордон (1788-1824) - английский поэт-романтик. Гарнак (Harnack) Адольф фон (1851-1930) - лютеранский теолог либерального направления, церковный историк, автор трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов. Гладстон (Gladstone) Уильям Юарт (Вильям Эварт) (1809-1898) - английский государственный деятель и писатель. Гримм (Grimm) Якоб (1785-1863) - немецкий лингвист, сказочник. Один из основоположников мифологической школы в фольклористике, принадлежал к кружку гейдельбергских романтиков, возродивших интерес к народной культуре. Вместе с братом Вильгельмом Гриммом (1786 - 1859) собрал и издал «Детские и семейные сказки» (т. 1 - 2, 1812 - 1814). Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/23/...

153 Т. е. вне монастырских владений. Монастыри, находившиеся в пустынных местах, были обособлены от обжитой и населенной страны, которую монахи именовали «Египтом», тем самым подчеркивая свое обособление. Обладая в административном отношении определенной самостоятельностью, монахи проводили грань между собой и «Египтом» также и в аспекте «духовное- мирское». Тем из них, кому надо было по делам отлучаться из монастыря, монастырская администрация даже выдавала пропуск «в Египет». 156 Араб. Эль-Кериун, селение между Александрией и Даманхуром на берегу канала (совр. Эль-Махмудия), почти напротив Кафр-ад-Даввара. 157 Хотя Шенуте сказал, что возместит цену купленной вещи, торговец считал, что ему было бы неудобно брать с него деньги, поскольку он так ему обязан, и таким образом эту дорогую вещь он вынужден будет ему подарить, потеряв значительную сумму. 160 Императоры Аркадий (395–408) и Гонорий (395–323), при которых в 395 г. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную. 161 Св. Антоний (251–356), с 285 г. поселившийся как отшельник в Восточной пустыне,– основатель отшельничества. 163 Сам Шенуте описывает этот случай следующим образом: «Вот некий человек, приняв образ (представителя) власти, посланного от того, кто значительнее его, проник в двери этого места (т. е. монастыря) без спроса, причем другой следовал за ним, будто он в подчинении у первого. Он схватил меня, проходящего по улицам этих мест и печалящегося о тех скверных людях. Он поднял на меня свою руку, борясь со мной, будто он заботится о тех (людях). Я же боролся с ним, чтобы придушить его цепью, которая обвивала его шею, говоря такие слова: «Я не боюсь совершенно и не беспокоюсь!». Я спросил его: «Что ты такое (вместо «кто такой», уничижительное выражение)? Почему ты скрываешься и не появлялся? Если ты дух или ангел, посланный Богом, то я – Его раб! И хотя бы ты прекратил (борьбу), я не прекращу, чтобы ты сообщил мне, если ты послан, они ли согрешили против Бога или мы согрешили против Него, потому что мы намереваемся удалить их из нашей среды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Несмотря на ревность о православии отцов и учителей Церкви, ереси продолжали соблазнять и смущать верующих. Для противодействия ересям от времени до времени созывались Вселенские Соборы: кроме двух первых их было еще пять: два в 5 веке и по одному в 6, 7 и 8 веке. Последний Вселенский Собор был созван вследствие ереси иконоборческой, порожденной императором Львом Исаврянином, который почитание икон считал идолопоклонством. Несмотря на обличение великого богослова Иоанна Дамаскина , император Лев и два его преемника упорствовали в своем заблуждении и воздвигли против почитателей икон жестокое гонение. Седьмой Вселенский Собор, созванный в 787 году, осудил ересь иконоборчества; однако же гонения продолжались, пока императрица Феодора на соборе в Константинополе, в 842 году, окончательно утвердила почитание св. икон. Тогда же установлен праздник Православия, совершаемый доныне Православною Церковью в первое воскресенье великого поста, в неделю Православия. Богослужение, праздники, посты Богослужение после апостольского века сделалось повсюду более однообразным. Для каждого воскресного и праздничного дня были установлены при богослужении определенные чтения. Прежде пели все присутствовавшие в церкви, теперь введены были певчие. Чин литургии (обедни) изложен был Василием Великим и потом Иоанном Златоустом в том виде, как совершается Православной Церковью ныне. В 6-м веке Григорий Двоеслов изложил письменно литургию преждеосвященных даров. Златоуст учредил всенощные бдения, крестные ходы и молебствия. Священнослужители употребляли при богослужении такие же самые одежды, как и ныне. Число праздников значительно увеличилось. Посты Великий, Рождественский, Успенский и Петров уже были в употреблении. Монашество Пустынножительство также сделало успехи. Начало монашеству положил в Египте препод. Антоний (праздн. 17 янв., 3 авг., 7 декаб.), живший 105 лет (251–356). Слава его святой жизни была так велика, что даже император Константин нередко писал к нему, как к своему отцу. Пример Антония нашел многих последователей; самые знаменитые из них, сделавшиеся основателями монастырей, были св. Пахомий, св. Макарий Египетский , св. Иларион Великий, св. Харитоний, св. Венедикт Нурсийский . С 4-го века произошли два рода монахов: отшельники, которые жили уединенно один от другого, или в смежности, но каждый в отдельной хижине; киновиты, жившие вместе, в одном здании. Высшее духовенство

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Анахорет (греч. αναχωρησις – отшельник , пустынник). Анахоретом принято называть христианского подвижника , удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию. Образ жизни монаха-анахорета отличается от образа жизни  монаха-киновита . В предании первым анахоретом является преподобный Павел Фивейский (умер ок. 341г.), подвизавшийся 91 год в отшельничестве. Отцом анахоретства считается преподобный Антоний Великий . Цитаты об анахорете «В IV–V веках монашество египетское шло двумя путями: анахоретским и общежительным. Это намечает и два типа жизни, два типа спасения, два типа отношения к личности. Эти два типа остались и на всем протяжении истории монашества и ярко обозначились как в монашеском царстве – Афоне, так и в России, в Греции и на всем Востоке. Путь анахоретский – путь индивидуальный, впоследствии изменившийся в тип идиоритмических монастырей; путь общежительный – путь коллективный, менее яркий для личности, ее в значительной мере подавляющий, но зато более сильно организованный для церковного строительства; это – путь массового устроения монашеского спасения». архим. Киприан (Керн) «Обычно считают отцом монашества – собственно отшельничества, анахоретства, – св. Антония Великого (251–356 г.), родом копта, жизнь которого описана св. Афанасием, архиепископом Александрийским. Он родился от христианских родителей в селении Кома, близ великого Иераклеополиса, в Среднем Египте. Будучи 20-тилетним юношей, находясь однажды в церкви, он был глубоко захвачен и взволнован евангельским чтением о богатом юноше ( Мф.19 ). Он роздал свое имение и начал упражняться в аскетизме, под руководством одного опытного аскета. Но вот он внезапно оставляет аскета и скрывается в гробнице, а потом поселяется в запущенной, оставленной крепости, где он прожил много лет в глубоком уединении, лишь время от времени снабжаемый хлебом. После 26-тилетней жизни в пустыне, он с 306 г. начал собирать вокруг себя учеников.

http://azbyka.ru/anaxoret

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Антоний Великий, преподобный (ок. 251 — ок. 356) – «отец монашества». Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села. Сначала, Антоний Великий учится у неких «ревнителей» — христианских аскетов, живших до В Египте до Антония (поэтому Антония Великого нельзя считать в строгом смысле основателем монашества). Затем Антоний Великий переселяется в гробницу, где происходит его знаменитая борьба с демонами (в конце концов бесов разгоняет Господь и между Ним и Антонием Великим происходит примечательная беседа: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» — спрашивает Антоний Великий, и слышит в ответ: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство»). Следущие двадцать лет Антоний Великий проводит в затворе. Однако его слава растет и постепенно на горе Писпир вокруг Антония Великого образуется целая колония анахоретов. Антоний Великий дважды посещает Александрию: во время гонений язычников и ариан. Антоний Великий также посещал Нитрию (крупный монашеский центр), где основывает Келлии. Антоний Великий конечно не был хронологически первым христианским монахом, но именно он стал образцом для последующих аскетов и послужил как бы катализатором расцвета египетского монашества. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ant...

" Врач, которого Бог даровал Египту " , - так описал святого Антония Великого (251-356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду Святой Антоний - прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного " аввы " или духовного наставника. Многие из слов и советов, которыми святой Антоний врачевал своих братьев христиан, дошли до нас - обработанные и в большей или меньшей мере изданные - в его Житии, составленном святым Афанасием, и в Апофтегмах, или Словах отцов пустынников Однако позаботился ли сам святой Антоний о том, чтобы записать свое духовное учение - и сохранились ли эти записи? Житие сообщает нам, что он " не знал грамоты " , но и при этом он вполне мог бы диктовать то, что считал нужным, своим ученикам. И в действительности, семь посланий, авторство которых традиционно относят к святому Антонию, сохранились. Их аутентичность оспаривалась, но к настоящему времени большинство исследователей признает их подлинными. (Существует, кроме того, еще двадцать посланий, которые определенно сомнительны). Если эти семь посланий действительно принадлежат святому Антонию, изначально они должны были быть написаны на коптском, родном языке местных египетских христиан. Часть этого коптского теста сохранилась; существует сирийский перевод первого послания и полная версия всех семи на грузинском и латинском. Насколько мне известно, в настоящем издании эти семь посланий впервые появляются на английском. Их переводчик, священник и доктор богословия Дервас Читти (1901-1971), посвятил жизнь изучению раннего египетского и палестинского монашества, собрав плоды своих сорокалетних разысканий в замечательном труде Гражданство Пустыни Настоящий перевод посланий он подготовил для собственного пользования, не для публикации; и хотя он подарил нескольким своим друзьям машинописные копии перевода, без сомнения, он захотел бы пересмотреть этот текст прежде, чем отдавать его в печать. Я внес в него несколько незначительных поправок, во избежание некоторых неясностей. В качестве вступления мы включили в это издание небольшую статью, подготовленную о. Дервасом для журнала Соборность Она перепечатывается с любезного разрешения издателя журнала. Я снабдил ее сносками и расширил библиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010