Литургическая жизнь сильно обогатилась за 4 век. Не только был установлен окончательно в своих главных частях чин литургии, но и составлены последования других служб и таинств. Больше всего в этом деле потрудился св. Василий Великий . В 4 веке стало развиваться христианское искусство, которое из чисто символического, каким оно было в первые века, приобрело те формы, которые сохранились до нашего времени. Были построены многочисленные храмы, службы в которых, особенно в столичных городах, отличались большой торжественностью. Императоры жертвовали на церкви лучшие свои сокровища. Многие языческие храмы были превращены в христианские, другие разрушены. 4 век замечателен также развитием православного монашества и расцветом богословия, которое связано с именами великих отцов и учителей Церкви: Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского и Кирилла Иерусалимского на Востоке, Илария Пиктавийского , Мартина Турского и Амвросия Медиоланского на Западе. Монашество Начало монашества (от греческого слова монос – одинокий, один) восходит к половине 3 века, когда в Египетскую пустыню удалился (во время гонения Декия) основоположник отшельнической жизни, преподобный Павел Фивейский. Уже во второй половине третьего века в Египте было много пустынножителей, но своим устройством монашество обязано св. Антонию Великому (251–356). Он был знатного происхождения и принадлежал к богатой александрийской семье. По смерти родителей, он роздал имущество и поселился в пещере на берегу Нила в полном уединении. Слава о его подвигах и исцелениях разошлась по всему Египту, и к нему начали собираться как ученики, желавшие поселиться около его пещеры, так и люди, приходившие к нему за советом или исцелением. В начале 4 века св. Антоний (память 17 января) основал первый монастырь и ряд отдельных скитов по берегу Нила, которые он посещал для утешения и наставления монахов. Преп. Антоний учил, что в монашеской жизни надо быть осторожным и не налагать «бремена неудобоносимые». Однажды, когда его спросили о том, где предел подвигов, он взял у охотника лук и, показывая на тетиву, пояснил: «как нельзя слишком натягивать лука, чтобы не лопнул, так и в духовной жизни нельзя требовать от природы человеческой того, чего она не может вынести».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

816 «Недостатки общепринятого схоластического учения об искуплении». (В «Богосл. Вест.», 1894, 1). – «Важность правильного понятия об искуплении» (В «Миссион. Обозр.», 1898, 9). – «Православное учение об искуплении». Киев, 1894. – «Мысли Гладстона об искуплении». Казань, 1895. – «Источники вражды против религии Креста». Москва, 1894. – «Христос Распятый – Божия сила и Божия премудрость». С.-Петербург, 1899. – «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения». Том II. Киев, 1898 (См. §§ 35, 36, 54–59, 69). – «Курс Апологетического Богословия». Киев, 1900 (См. §§ 27–29, стр. 206–222; §§ 34–53, стр. 251–313). – «Образованное общество и современное богословие», 1902, стр. 84–104 (ср. «Богосл. Вестн.», 1901, кн. 12). – «Еще образчик ложной ревности о вере» (Ответ журналу «Вера и Церковь» на полемическ. статью о «Курсе апологетического богословия»). Киев, 1902. 817 К понятию о юридизме см. «Значение Креста в деле Христовом», стр. XV–XXVI, 356–359; «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума». СПБ., 1896, стр. 65–70. 821 См. Herzog’s Real–Encyklopädie. Leipzig, 1883, В. XII, рр. 599–606, Artc. А. Ritschl’s Reich Gottes. 823 Предлагают перевести κσμος λος ν τ πονηρ κεται (5:19) – «весь мир находится во власти лукавого» (духа), т. е. диавола (См. «Прав. Собес.», 1895, ст. проф. Некрасова). Мир находится во власти диавода постольку, поскольку он еще служит средой греха, в своей противоположности Богу, но и эта власть, как видели, ограничена искуплением. Кроме того, для правильной оценки подобных мест следует всегда иметь в виду двоякое употребление слова «мир» в Св. Писании, о чем упоминалось уже в своем месте (гл. II, стр. 53). 824 «Останавливаться на противоположности между миром и Божеством, между землею и небом противно здравому религиозному чувству. Пусть мы даже искренно готовы смотреть на весь мир, как на негодную пыль: но ведь эта пыль остается. На ком? Если скажем, что на божестве, это будет явно нечестиво, если же признаем мирскую пыль только призраком нашего воображения, то наше собственное я, подлежащее томительному кошмару явлений, окажется негодной пылинкой, откуда-то попавшей в око вечности и безнадежно смущающей его чистоту, – и этот второй взгляд будет еще нечестивее первого. Поскольку все, в конце концов, сводится к Богу, чем презрительнее относимся мы к мирскому бытию, тем недостойнее наши понятия о существе абсолютном, и когда мы объявляем, что мир есть чистое ничто, то впадаем в крайнее богохульство, так как все дурные стороны бытия, которые словесным отрицанием не упраздняются, мы должны тогда приписывать прямо и непосредственно самому Богу. Этой диалектики нельзя избегнуть, пока признается только два противоположных термина. Но есть третий, посредствующий, существует историческая среда, в которой негодный прах земли чрез искусную систему удобрения перерождается в благотворную почву будущего Царствия Божия» (Владимир Соловьев. «Оправдание Добра», стр. 584).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И да умолкнет спорящее об этом любодейное собрание богоборцев, убившее Начинателя Жизни и Создателя всего во плоти, как сказал верховный Петр. Того, Кто дарует людям благое, напоили оцетом; Того, Кто защитник и кормитель всего, питали желчью; Того, Кто растянул как кожу небо, по словам божественного Песнопевца, на Кресте распяли в нашей плоти. А причтенные к Закону остаются с диаволом, и от него имеют детей, и в любодеянии детей убивают, и Владыки отверглись, и кумирам молятся, и доносят на своих соплеменников, ибо оттуда происходит и Петр. Но Он, как думается, терпя борение о Христе, и мне помогает. Ибо он — Христов ученик, а мне учитель. Я выведу Моисея законодателя, который доносит на тебя, и обличает твой лишенный верности выбор. Ибо Моисей сказал: «Увидите вашу Жизнь, висящую перед глазами вашими, и не уверуете». О Нем восклицает и великий Исайя: «Отроча родился нам, и дан был Сын, власть Которого на плече Его», — так делая явным Крест, который Он нес на Голгофу Сам, когда шел. «И назовется имя Его — «Великого Совета Ангел»». Он пришел, возвещая жизнь и воскресение: «Я — Жизнь и Воскресение» — «дивный Советник Отцу», когда сказал Отцу: «Сотворим человека», а нам: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Бог крепок, ибо разрушит Крестом смерть, и возьмет в плен ад; Властелин, как Бог, полагающий за нас душу и опять берущий ее. Богу нашему слава! Послания братиям, обитающим повсюду ПРЕДИСЛОВИЕ «Врач, которого Бог даровал Египту», — так описал святого Антония Великого (251–356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком–нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Другой человек купил пять пар волов, у него дело, у него призвание, он что-то должен с этими волами делать. Третий приглашенный отвечает: «Я только что женился сам, я не могу прийти на твой пир. Как я могу прийти на твою радость, когда мое сердце переполнено моей, собственной? Для твоей радости в моем сердце места нет. Если я приду на твою радость, я должен на минуту забыть свою. Нет, этого я не сделаю!» Разве это не то, что так часто мы делаем в том или другом виде? Я хочу сказать, что у нас сердце чем-то переполнено и в нем нет места, чтобы разделить чужую радость или чужое горе. Это же страшно подумать! — дружба с Богом. Митрополит Антоний Сурожский О душа моя, придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь. Святитель Николай Сербский Именной указатель Августин Аврелий, блаженный (354-430) — епископ Гиппонский (Иппоний-ский), виднейший латинский богослов, философ, один из великих западных учителей Церкви. День памяти — 29 июня. Антоний Великий, преподобный (ок. 251-356) — раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около 70 лет. День памяти — 30 января. Антоний Сурожский, митрополит, в миру Андрей Борисович Блум (1914-2003) — епископ Русской Православной Церкви, философ, проповедник, автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, один из авторитетных современных богословов. Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей (1871-1944) — русский философ, богослов. Варсонофий Великий, преподобный († ок. 600) — палестинский подвижник, подвизался в монастыре аввы Серида в Палестине близ города Газы, 50 лет провел в затворе. Книга «Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» была переведена на русский язык и издана в XIX в. старцами Оптиной пустыни. День памяти — 19 февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но, с другой стороны, нельзя сказать, чтобы жизнь христиан 4 и последующих веков была такой же, как и в первые века. Христианское общество первых веков, по всей справедливости, может быть названо обществом святых. Отклонений от требований христианской жизни там было немного, тогда как теперь среди чистой пшеницы встречается много плевел. В 4 в. христианство стало государственной религией; вследствие этого язычники стали вдруг вступать в Церковь большими массами. В их числе было много таких, которые принимали новую веру не по убеждениям в ее истинности и превосходстве, а по житейским расчетам и выгодам. Такого рода люди облекались в христианскую внешность, не заботясь о внутренней благочестивой настроенности и, став христианами, в сущности оставались язычниками, с языческими обычаями, привычками, предрассудками и суевериями. Посещая в христианские праздники церкви, они не отказывались посещать и языческие зрелища. Принимая христианские таинства, они смотрели на них, как на языческие волшебные действия, и были убеждены, что одно только принятие их, без собственного нравственного усовершенствования, избавит их от всех грехов и спасет от всяких несчастий. Все благочестие, по понятиям таких полу христиан, заключалось в исполнении предписаний обрядового закона, в соблюдении постов, вычитывании молитв, хождении в церковь , в пожертвованиях в церкви и проч. Мало-помалу такие взгляды на благочестие и добрые дела распространились среди многих, преимущественно людей светских, преданных мирским занятиям и удовольствиям, и остались господствующими надолго, как в восточных церквах, так и в западных. Монашеская жизнь на Востоке Н ачало монашества относится к 3 столетию. В 4 в. оно получило полное развитие. Способствовало этому вступление в Церковь не осознавших духа христианства язычников, заботившихся о мирских интересах. Ревнители благочестия из-за этого стремились покидать города и селения, уходить в пустыни. Там они могли проводить жизнь в молитве, подвигах самоотречения, помышлениях о Боге. Среди этих подвижников основоположником монашества является преподобный Антоний Великий (251–356 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

St. Gregory of Nazianzus vindica­ted St. Athanasius posthumously when he employed homoousion theology in order to explicate orthodox trinitarian dogma (Orations 27–31). Further, in his Panegyric on Athanasius, Gregory of Nazianzus can­onized Athanasius by depicting him as the father of Orthodoxy (Oration 21). Days before his death, Athanasius consecrated his successor Peter of Alexandria (Peter II, 373–80) to the Alexandrian see. After the death of Athanasius, imperial forces pro­vided the Arian Bishop Lucius safe passage to Alexandria. Soon after Lucius’s arrival in Alexandria, Peter fled to Rome. The Arian overthrow of Alexandria was shortlived. A couple of years later, Emperor Valens became preoccupied with the Gothic inva­sion from the north, and thus left the Arian cause with minimal support. In 375–6 Lucius withdrew from Alexandria and traveled to Constantinople. Thereafter, Peter returned to Alexandria in order to reclaim the see. Upon the death of the pro-Arian Emperor Valens in 378, the western Emperor Gratian installed the Nicene General Theodosius as emperor of the East. This political appointment had significant ramifications for Orthodoxy. From the reign of Emperor Theodosius onward, the Nicene faith became the official religion of the Roman Empire. In the 3rd century, St. Anthony the Great (ca. 251–356) began to organize groups of Egyptian Christians that fled Alexandria for the desert, where they practiced solitude and prayerful worship. By the 4th century, Egyptian monasticism had grown into a powerful Christian movement. Egyptian monasticism originated as an ascetical movement in the desert, but eventually its spirituality and theology entered into the very heart of Alexandrian Christianity and subverted even the episcopate. On account of their burgeoning success, the patriarch­ate of Alexandria was compelled to engage and control the monastic communities. The relevance of monasticism is evident in Athanasius’ Life of Anthony, which praises the virtuous life of the eminent monk St.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Бог да помилует нас и да простит за то, что мы творим! Станем же денно и нощно просить Бога, взывая: «Согреших, Господи!» Согрешив, обратим взор Горе и скажем: «Прости, Господи, согрешил!» А потом поспешим к духовнику, чтобы исповедовать ему всё, освободиться от тяжести и не носить её в себе. Если снова преткнёмся, опять пойдём и исповедуем, и вновь очистим себя. Если будем так поступать, то войдём в Царствие Божие и там обретём упокоение «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» 179 ! Там «отрет Господь Бог всякую слезу с очей наших» 180 . Вечная жизнь, покой во свете Божием! Окружённый Нетварным светом Божиим ты, как Ангел, будешь воспевать Трисвятую песнь. Там везде мир. Одной только мысли, что ты вошёл в Царствие Божие и во веки веков не увидишь печали и горя, уже достаточно, чтобы ощутить блаженство. Так что, если мы пришли сюда с целью наследовать Рай и обрести упокоение, то к этой цели и будем стремиться. Все мы, люди, падая, будем вставать. Нет – безнадёжности и отчаянию, они от диавола. Настанет день, когда наша надежда посрамит диавола и мы войдём в Царствие Бога, Которому слава во веки веков. Аминь. 151 Исаак Сирин (Сирянин, Сириянин) Ниневийский – христианский писатель-аскет, жил в Сирии в VII в. Оставил много сочинений, свод которых известен под названием «Монашеское правило». Содержание его поучений – анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования. Память – 28 января по ст. ст. 152 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Церковь высоко подняла достоинство женщины, считавшейся другими религиями низшим неодухотворенным существом. Она открыла ей путь к служению Богу и обществу, и вплоть до XII века женщины диакониссы принимали деятельное участие в богослужении и тайнодействиях христианской общины 12 . Не менее значительные вклады внесла Церковь в умственную и в артистическую жизнь человечества. Великие мыслители и богословы Церкви: св. Василий Великий († 379), св. Григорий Богослов († 389), св. Григорий Нисский († 394), блаж. Августин (354–430) расширили горизонты человечества, дали ему новое познание тайны жизни Божества. Великие аскеты и наставники духовной жизни, как, например, Антоний Великий (251–356), Макарий Египетский († 390), Ефрем († 378) и Исаак (VII век) Сирианин, Иоанн Лествичник († 606), Максим Исповедник (582–662), Симеон Новый Богослов († l033), Григорий Палама (t (1360), глубоко проникли в сущность духовной жизни человека и оказались непревзойденными никем учителями духовного совершенства. Другие святые, как Иоанн Златоуст († 407) или Амвросий Медиоланский (340–397), показали примеры пастырской ревности, безбоязненной защиты человеческой личности перед всесильной властью Императора. Велик был и вклад Церкви в поэзию. Христианские гимны и песнопения достигают редкой изобразительной силы и красоты. Роман Сладкопевец (VI век). Св. Андрей Критский (650–725), Иоанн Дамаскин († 749) и инокиня Кассия (IX столетия) могут быть по праву внесены в число первоклассных мировых поэтов. Архитектура и живопись также получили широкое развитие под влиянием христианской веры. Достижения Церкви не были ограничены лишь вершинами человеческого духа. Она распространяла свет среди широких масс народа. Всюду создавались школы, возникали центры обучения. Племена, которые не имели своей письменности, создавали ее под влиянием христианства. Грузинский, армянский, коптский и различные малоазиатские и все славянские языки начали свою литературу с перевода на них Священного Писания . Неустанная миссионерская деятельность Церкви несла высшие нравственные понятия отдаленным и малодоступным странам. Христианство в течение первых десяти веков проникло в Абиссинию, в Индию, " в Среднюю Азию и Китай, и было проповедуемо во всей Европе. Эта проповедь Евангелия стоила жизни многим отважным миссионерам, мужчинам и женщинам, готовым на все жертвы, ради распространения истины, несшим веру и надежду людям, находившимся во тьме неведения и суеверий. Ни преследования, ни угрозы не могли остановить этой работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

214 собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой Горе храмов и расположен в центре Кареи – столицы Афона [см. 62]. Второе название собора – церковь Протата, Великая церковь – связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году. Уже в первом Уставе Святой Горы, утверждённом имп. Иоанном Цимисхием в 972 г., прот [см. 85] признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма – на Успение Пресвятой Богородицы – в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей. В 964–969 гг. первое здание собора Протата было перестроено в большую по размерам базилику. В 1274 г. Успенский собор в Карее разрушен латинянами. Его восстановление было завершено в нач. XIV в. Росписи Успенского собора выполнены Мануилом Панселиносом (XIV в.). Протат или Священный Кинот (Ιερ Κοιντης) – центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) всех монастырей Афона. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырём сроком на один год. 217 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне. 221 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Но просвещение налагает на нас обязательства перед Богом и ближними – обязанность помогать брату, привести и его к покаянию, к обращению и к Святой Исповеди. Это достойно великого воздаяния. Большое дело – привести своего брата к покаянию, к исповеди! Будем же молиться за наших братьев, христиан, чтобы и они нашли путь спасения. Кроме как о себе будем молиться и о людях, которые не знают Бога. Это и есть свидетельство нашей деятельной любви к ближнему. А если мы и впрямь любим своих братьев, значит, творим дело Божие, потому что «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» 235 . Давайте пробудимся, засветим наши светильники и в покаянии и терпении будем ожидать Пришествия Господа, чтобы войти с Ним в Светлейший чертог Его Царствия! Аминь. 210 Памво Нитрийский (IV в.) подвизался в пустыне Нижнего Египта, скончался в возрасте 70 лет. Житие св. Памвы известно по рукописи хранящегося на Афоне Египетского Патерика (гл. «Как достичь совершенства») и приводится в «Четьях-Минеях» свт. Димитрия Ростовского . Память совершается 18 июля по ст. ст. 211 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст. 213 Константинопольский Иоаким III (18 января 1834 – 13 ноября 1912) – предстоятель Константинопольского Патриархата с титулом Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх; на престоле был дважды: 4.10.1878– 30.03.1884 и 25.05.1901–13.11.1912). Пользовался поддержкой российского правительства и большим уважением в среде российской иерархии; греками именовался «корифеем патриархов». Почётный член Санкт-Петербургской Духовной академии (1905). На Святой Горе проживал в 1887–1901 гг. в келье св. Евстафия Плакиды в местности Милопотам, на земле Великой Лавры, основанной св. Афанасием. Находясь на Афоне, реконструировал ветхий храм Преображения Господня на Вершине Святой Горы, воздвигнув на её месте новую из белого мрамора, которую и освятил 6 августа 1896 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010