. Ефрем назван Сирином, т. е. сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии. . первый игумен Печерский, непосредственный ученик преп. Антония Печерского, первоначальника русского иночества; память его — ноября 19-го. . земля, иначе Венгрия, обширная страна по среднему Дунаю при Карпатских горах; ныне входит в состав Австро-Венгерской империи. . Палладий пустынник подвизался в Антиохии Сирийской в конце IV века. . 107 году, 20-го декабря. . преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе. . и Карник царствовали в 283 и 284 гг. . в 297 году при императоре Диоклетиане в г. Самосатахе (в Сирии, на реке Евфрате). . император Aлekceй I Комнен царствовал с 1081–1108 год. . царствовали вместе с 780 по 797 г. . император римский, царствовал с 268–270 год. . провинция на северо-востоке Малой Азии, граничившая на востоке с Арменией и на юге с Каппадокией. . знаменитый ученый греческий врач, родившийся в 131 г. по Р. Хр. и умерший в самом начале III века, он был придворным врачом при современных ему римских императорах. Гален имел громадное влияние на врачей всего мира, и авторитет его был непоколебим в глазах их вплоть до XVI века. — Гиппократ — другой знаменитый греческий врач, живший много ранее Галена (с 460 по 356 г до Р. Хр.); от него осталось несколько сочинений, на которых воспитался и Гален. . Ярославич — великий князь Киевский с 1054–1068 г. . мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий пострадали в Коринфе в 251 году. . город Фригии, на западном берегу Малой Азии, на одном из полуостровов Мраморного моря. Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Позже они появились в издании Британского Библейского Общества. 251 По поводу этой меры Киевский митрополит Филарет писал в 1857 г.: «Я не могу без глубокой скорби вспомнить, что... нашли необходимым предать огню... несколько тысяч экземпляров пяти книг св. пророка Моисея, переведенных на русское наречие в С.-Петербургской духовной академии и напечатанных Библейским Обществом». Подобным образом выражался и Московский митрополит Филарет в том же 1857 г.: «Это темное пятно на том, кто выдумал сию меру и своею необдуманною ревностью увлек других. Но пятно сие не падает на верховное духовное начальство. Святейший синод не составлял определения о сем». (Чистович, I, стр. 356–357). 252 По этому поводу Тверской архиепископ Григорий (впоследствии митрополит С.-Петербургский) писал к Филарету: «Одна мысль о запрещении чтения свят. Писания простым христианам приводит меня в страх. Не могу постигнуть, откуда происходит такое мнение... Нет ни одной истины, которой бы нельзя было употребить во зло» (Чистович, I, стр. 167, 168). 255 Книги: Иова, Экклезиаст, Псалтирь, Притчи Соломона, больших и меньших пророков. Переведена была также (но не для лекций) и Песнь Песней. 256 Между ними и – Песнь Песней; но Псалтирь не была помещена, потому что она прежде еще была издана в печати. 257 По некоторым известиям, это был бакалавр Московской духовной академии иеромонах Агафангел, впоследствии архиепископ Волынский 259 Близость к подлиннику составляет главное достоинство перевода Павского; но, увлекаемый стремлением к буквальной точности, ученый переводчик употребляет местами грубые простонародные выражения (Чистович, I, стр. 175). 260 Для ограждения некоторых мест священных книг от превратных толков и злоупотреблений Макарий предлагает снабдить их краткими примечаниями. 261 Перевод Павского, которым он пользовался как пособием, значительно облегчил ему это дело. В донесении своем святейшему синоду, при представлении книг пророка Исаии, он говорит по этому поводу, что он в переводе своем «следовал учителю своему (Павскому) как ученик, не как невольник, и не все мнения его принял за самые верные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

И третья форма – та, которую святой Иоанн описывает как «безмолвствование с одним и, много, с двумя», полу-отшельническая или полу-общежительная. Ее можно встретить в таких скитах, как, например, скит святой Анны или Кавсокаливия. Существуют такие монастырские поселки: маленькие домики, расположенные вокруг церкви; и в каждом домике живут от двух до шести монахов – иногда и больше. На практике первый и третий вид монашеской жизни – отшельнический и полу-общежительный – не всегда сильно отличаются друг от друга. Духовный идеал каждой из трех этих форм монашества ясно выражен в жизни их отцов-основателей, подвизавшихся в IV веке в Египте, и сегодня на Афоне преобладает то же понимание каждой из этих форм. Основателем первого вида, отшельнического, является святой Антоний Великий (251-356). Его обращение к монашеской жизни ярко описал его биограф и современник святой Афанасий Александрийский. Антоний родился в христианской семье. Когда ему было лет восемнадцать-двадцать, в одно воскресное утро он услышал в церкви слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Эти слова изменили его жизнь. Он впервые услышал их так, как будто они были сказаны лично ему. Он воспринял слова Христа буквально, раздал всё, что имел, и посвятил себя аскетической жизни и молитве; он уходил всё дальше и дальше в пустыню с тем, чтобы быть наедине с Богом. Если хочешь быть совершенным… стремление Антония к совершенству, его всепоглощающая любовь к Богу были столь сильны, всеобъемлющи и бескомпромиссны, что ради Бога он отказался от всего остального. Святому Пахомию (292-348), основателю первого общежительного монастыря или, точнее, общежительного монашества, так как он основал целый ряд монастырей, объединенных одним наставником, общим уставом и правилами жизни, тоже было около двадцати лет, когда Господь призвал его. В то время он еще был язычником. Он был призван в армию, и его вместе с другими новобранцами отправили вниз по течению Нила в Александрию. Во время этого похода их заперли на ночь в местную тюрьму, вероятно, для того, чтобы они не разбежались. После наступления темноты христиане местной общины принесли им поесть и попить. Пахомий стал спрашивать, кто эти нежданные посетители, и впервые услышал слово «христианин». Глубоко тронутый их деятельным состраданием, Пахомий тут же дал обет стать христианином, когда вернется из войска.

http://pravmir.ru/svyataya-gora-vseobshh...

А под образом правого рама – правой деятельности, потому что одна вера недостаточна для спасения, но нужны для совершенства и дела» (Толкование на книгу Исход. Вопрос 63). Прп. Исидора Пелусиота († ок. 449 г.) пишет по поводу истории Иерусалима: «Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что восставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда» (Письма, 2, 112). Тропологически толковался и Новый Завет. Примером может служить толкование истории обращение Закхея: Закхей был богат — так же, как и все люди богаты грехами. Толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки. Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами. Подняться на дерево — значит начать молиться. После слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние. Дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния. При таком толковании Священное Писание рассматривается как руководство к практической деятельности. В тропологических толкованиях экзегеты настаивают на том, что все сказанное в Писании необходимо применять к собственной жизни, и тогда станет понятным его скрытый смысл. Преп. Антоний Великий (ок. 251-356 гг.) говорил: «Куда бы ты не ходил, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ты не делал, имей на это основание в Божественном Писании» (Древний патерик). В этой формуле обобщен весь опыт святоотеческих тропологических толкований. По мнению святых отцов, каждый отдельный поступок человеку следует сверять с евангельским свидетельством. Такой подход к Писанию, который можно определить как «экзегезис через опыт», обобщен в следующих словах преп.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

«Некоторый старец монах, по имени Кир, будучи из низкого рода и весьма кроток, не понравился братии монастыря, где он спасался. Часто случается, что за смирение или за другие хорошие качества, наконец, полюбят того, кого прежде не любили; но участь преп. Кира была не такова! С продолжением времени умножалась ненависть братии: не только старшие, но и юноши, находящиеся под искусом, оскорбляли его и нередко даже выгоняли из-за стола. Это продолжалось 15 лет. В этой обители случалось быть преп. Иоанну Лествичнику , читаем мы далее в Прологе. Видя, что кроткий Кир, будучи выгоняем из-за стола часто ложился спать голодным, он спросил у него: скажи мне, что значат эти против тебя обиды? — Поверь мне, любезный о Христе гость, — отвечал смиренный старец, что братия так поступает не по злобе; они только искушают меня, достойно ли ношу образ ангельский. Вступив в обитель сию, я слышал, что отшельнику должно быть под искусом 30 лет, а я прожил только одну половину». Случай из жития преп. Кира — крайний пример христианской кротости, на который способны лишь единицы. Подвижник не хотел мстить своим гонителям, но даже видел пользу для себя в их оскорблениях, принимал за высшее счастье то, что другие сочли бы для себя несчастием и бесчестием. Вообще, все святые — хорошие учители кротости. Можно назвать еще ученика преп. Антония Великого (251-356) — преп. Павла Препростого (4/17 октября), который своей жизнью дал образец блаженной простоты. Преп. Сергий Радонежский (25 сентября/8 октября), «тихими и кроткими словесы и благоуветливыми глаголами», — как Церковь поёт в одном песнопении в его честь, — мирил враждующих между собой князей. А вот яркий пример кротости из жития преп. Феодосия Печерского , игумена прославленного печерского монастыря в Киеве. Однажды преп. Феодосий до позднего вечера беседовал с великим князем Изяславом. Великий князь не хотел отпустить преподобного идти в монастырь пешком, и одному слуге приказал отвезти св. Феодосия в обитель. Но слуга этот, видя убогое платье преп. Феодосия, принял его за простого сборщика подаяний, и говорит: «Черноризец, пора уже мне отдохнуть на твоем месте». Преп. Феодосий благодушно уступил ему свое место, и сам стал править лошадьми, а слуга заснул. Поутру, проснувшись, слуга видит, что все вельможи, ехавшие к великому князю, кланяются преп. Феодосию. Ужас его увеличился, когда, подъехав к монастырю, он увидел, что вся братия вышла к своему игумену навстречу и с благоговением принимала от него благословения.

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

После низложения патриарха Феодосия в 537 г. в Е. возникла отдельная линия монофизитских патриархов. Первоначально их влияние было ограниченным, до времени смерти Юстиниана они находились в полулегальном положении. Однако затем, с ослаблением контроля со стороны центральных имперских властей, монофизиты сумели создать свою Церковь. Ее 1-м признанным главой стал патриарх Дамиан (578-607). С этого времени в Е. существуют параллельно правосл. халкидонитская (или мелькитская - см. Александрийская Православная Церковь ) и монофизитская (см. Коптская Церковь ) иерархии. В 30-х гг. VII в. визант. имп. Ираклий предпринял последнюю попытку восстановить единство Церкви Е. путем примирения православных и монофизитов. В 631 г. патриархом Александрийским был назначен Кир (в араб. традиции известен как аль-Мукаукис), облеченный в Е. не только духовной, но отчасти и светской властью. Его главной задачей было распространение монофелитства, ставшего в то время офиц. вероисповеданием Византии. Монофизиты Е. во главе с патриархом Вениамином воспротивились этому, и Кир начал их преследование. К 639 г. монофелитство в Е. внешне восторжествовало, но жесткие меры властей вызывали всеобщее недовольство, что во многом предопределило успешное завоевание Е. арабами. Е. считается местом возникновения христ. монашества. В IV-V вв. именно здесь монашество развивалось наиболее активно и играло важную роль в жизни Церкви. В IV в. в Е. сложились 2 основные формы монашеской жизни: отшельническая и киновийная. Представителем первой, наиболее древней формы монашеской жизни был св. Антоний Великий (ок. 251 - ок. 356), подвизавшийся в Фиваиде. С нач. IV в. отшельники появляются также в Нижнем Е., где постепенно складывались сообщества отшельников Скита, Нитрии и Келлий. В сер. IV в. эти сообщества пережили 1-й расцвет благодаря св. Макарию Великому (ок. 300 - ок. 360), подвизавшемуся в Ските. Ок. 323-325 гг. в Фиваиде св. Пахомием Великим был основан 1-й мон-рь, жизнь к-рого регулировалась единым уставом. Основным принципом общежительного устава было совместное проживание, богослужение, выполнение работ, необходимых для поддержания жизни монашеской общины. С кон. IV в. монашество превратилось в наиболее влиятельную группу, оказывавшую воздействие и на религ., и на политическую жизнь Е.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Алоний, Аммой. Сведений об этих подвижниках не сохранилось. Антоний Великий, преподобный (ок. 251—356) – раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около семидесяти лет. День памяти – 30 января. Анувий, преподобный (IV b.) – пустынник египетский, во время гонения на христиан мужественно претерпел истязания и удалился в пустыню, где пребывал до глубокой старости. Основал небольшой скит, в котором жил вместе с шестью иноками, одним из которых был его брат Пимен Великий. День памяти – 18 июня. Виссарион, преподобный († кон. IV или нач. V b.) – чудотворец египетский, вел строгую монашескую жизнь, стараясь сохранить полученную при Крещении благодать. Принял обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и питья по 40 дней. Умер в глубокой старости. День памяти – 19 июня. Даниил, преподобный (VI b.) – подвижник, в юности отрекся мира и пришел в Скит в Египте, жил в общежитии сорок лет, затем подвизался в отшельничестве. Был оклеветан в блуде и безропотно нес напрасное поношение, находя утешение в словах Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5: 11). День памяти – 31 марта. Диадох. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Дула Египетский, преподобный (IV—V bb.) – страстотерпец, монах одного из египетских монастырей. По ложному обвинению в краже был подвергнут пыткам. Когда действительный виновник кражи раскаялся, преподобный благодарил братию за полученную возможность безвинно пострадать. День памяти – 28 июня. Епифаний, епископ Кипрский, святитель († 403) – епископ Саламина, управлял кипрской церковью 36 лет. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дар видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания Отцом и Учителем Церкви. День памяти – 25 мая. Иаков. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Иларион Великий, преподобный (291—371 или 372) – основатель палестинского монашества, чудотворец. День памяти – 3 ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Смерть Александра и избрание Афанасия относятся к 328 г. по другим данным, к 326 г.. Существует предание, что Афанасий всячески противился своему избранию. Однако именно он рассматривался как наиболее естественный и даже как единственно возможный преемник епископа Александра, будучи его секретарем, долгое время живя с ним под одной крышей и являясь самым активным защитником позиций александрийской церкви на соборе в Никее.    Двадцатилетие правления Константина — 25 июля 326 г.    Константинополь был основан 8 ноября 324 г. Торжественная церемония открытия города состоялась 11 мая 330 г.    Из знаменитого храма Аполлона в Дельфах в Фокиде, Средняя Греция.    Елена ум.327, дочь трактирщика, была первой женой Констанция Хлора, с которой он развелся в 293 г.    Серапис — эллинистический бог плодородия, мертвых, явлений природы, повелитель наводнений, бог города Александрия.    Нилометр — прибор для измерения уровня воды в Ниле, имевший культовое значение.    Сарматы — коченое племя, жившее в Северном Причерноморье, готы — германское племя, также обитавшее в Северном Причерноморье. Сарматы и готы были разгромлены на Дунае в 332 г. Константин поселил сарматов в придунайских провинциях и в Северной Италии, а германцев — в Паннонии.    Интересно, что первыми распространителями христианской веры среди варваров оказались сосланные в балканские и придунайские провинции арианские епископы.    Бытие, XVHI.    Пифонский демон — чудовищный змей, рожденный богиней земли Геей и убитый Аполлоном, или же, что более вероятно, сам Аполлон.    Тир — крупный портовый город в Финикии.    Начало распространения христианства у индийцев относится к концу 20-х-началу 30-х гг. IV в.    Эвксинский Понт — древнегреческое название Черного моря    Св. Антоний Великий 251 — 17 января 356 г. — знаменитый монах, проживший почти всю свою жизнь в египетской пустыне. Считается первым анахоретом «тот, кто удаляется», т. е. монахом-отшельником.    в «Житии Св. Антония».    Мани ок. 215—277 — основатель манихейства, зверски замученный по приказу персидского шаха Бахрама I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Образы, используемые в тропологическом толковании, весьма разнообразны. Например, блж. Феодорит Киррский (386/393–457 гг.) следующим образом толкует одно из постановлений ветхозаветного закона: «Почему от каждой жертвы, приносимой о спасении, закон повелел священнику брать правое рамо и грудь ( Исх 29:26–28 ). Под образом груди закон требует у священника разумной и созерцательной жизни, потому что грудь – покров сердца. А под образом правого рама – правой деятельности, потому что одна вера недостаточна для спасения, но нужны для совершенства и дела» (Толкование на книгу Исход. Вопрос 63). Прп. Исидор Пелусиот († ок. 449 г.) пишет по поводу истории Иерусалима: «Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что восставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда» (Письма, 2, 112). Тропологически толковался и Новый Завет. Примером может служить толкование истории обращения Закхея: Закхей был богат – так же, как и все люди богаты грехами. Толпа народа – это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки. Закхей ростом был мал – это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами. Подняться на дерево – значит начать молиться. После слов Христа Закхей спустился с дерева – это означает покаяние. Дом – это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, – двери покаяния. При таком толковании Священное Писание рассматривается как руководство к практической деятельности. В тропологических толкованиях экзегеты настаивают на том, что все сказанное в Писании необходимо применять к собственной жизни, и тогда станет понятным его скрытый смысл. Прп. Антоний Великий (ок. 251–356 гг.) говорил: «Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании» (Древний патерик). В этой формуле обобщен весь опыт святоотеческих тропологических толкований. По мнению святых отцов, каждый отдельный поступок человеку следует сверять с евангельским свидетельством. Такой подход к Писанию, который можно определить как «экзегезис через опыт», обобщен в следующих словах прп. Марка Подвижника (IV в.): «Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, будет относить все к себе, а не к другим. ‹...› Читая Божественное Писание, старайся уразуметь сокровенное в нем, ибо все, что писано было прежде, написано нам в наставление ( Рим.15:4 ). ‹...› Слова Божественного Писания читай делами и не многословь, тщеславясь одним пониманием» (Слово первое. О законе духовное, 200 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010