В.В. Каширина Положение начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана Затворника «Древние иноческие уставы») Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря Данный доклад является продолжением исследования, посвященного анализу взглядов святителя Феофана на положение начальствующих в монастырях 225 , представленного на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности», которая состоялась 19 июля 2015 г. в Тамбове. В докладе на основе эпистолярного наследия святителя были проанализированы различные вопросы устроения внутренней монашеской жизни: послушание как основа духовной жизни, о необходимости непрестанного духовного совершенствования для настоятеля, об отношении насельниц к начальствующим, об отношении настоятельницы и священника в монастыре, помысел об оставлении настоятельского послушания и др. С самого своего зарождения, по мнению профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского , «для мира христианского иноки были тем же, чем были мученики в первенствующие времена, – живым свидетельством святости Христовой веры, образцом чистейшей нравственности, побуждением и подкреплением для колеблющихся, орудием обращения для неверных» 226 . Первые подвижники, просиявшие дивными добродетелями, и стали первыми основателями иноческих обителей, в которые привлекали иноков высоким примером своей жизни во Христе. Основателем и учредителем отшельнического иноческого жития по праву считается Антоний Великий (251–356), основателем общежительного иноческого жития – Пахомий Великий (+348). Святитель Феофан, Затворник Вышенский , в конце своей жизни подготовил к изданию книгу «Древние иноческие уставы», которая, по его замыслу, должна была стать дополнительным томом к «Добротолюбию». В Предисловии к книге, вышедшей в 1892 г., святитель Феофан особенно отметил преемственность традиций, которая сохраняется в Церкви благодаря иноческим Уставам, написанным «в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Храм святителя Луки Крымского (Чита) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого находится на территории Читинской государственной медицинской академии. Содержание История [ править править код ] Разрушенная Антониевская церковь Рядом с местом, на котором сейчас возвышается храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) когда-то стояла большая домовая Антониевская церковь при Читинской мужской гимназии. В 1888 году, при управлении епископа Селенгинского Мелетия (Якимова) (будущего святителя), был начат сбор пожертвований на постройку церкви при мужской гимназии во имя святых преподобных Антония Великого (251 – 356), Антония Римлянина (1067-1147) и Антония Римского (301 г.) Почти три года собирала гимназия деньги на строительство, наконец, 6 мая 1891 г. епископом Селенгинским Макарием был заложен закладной камень в основание церкви. Строительство храма началось, и уже к сентябрю 1891 г. он был построен. Освящение церкви состоялось 22 сентября 1891 года. Здание храма – деревянное, одноэтажное, на каменном фундаменте, покрыто железом, вместительное по размеру. В 1922 г. на пожертвования прихожан для храма была изготовлена красивая изгородь, произведен ремонт храма, но уже в 1927 г. Антониевская церковь была разобрана по распоряжению советской власти. Строительство храма Святителя Луки Первоначально в честь святителя Луки было названо Общество православных медиков г. Читы. Среди задач этого объединения врачей была достаточно смелая — возведение на территории Читинской государственной медицинской академии православного храма. Храма — как лечебницы духовной и телесной, как училища благочестия для духовно-нравственного воспитания будущих врачей — студентов медицинского вуза. И, конечно же, именоваться храм также должен был в честь святого-врача. Так задолго до постройки будущий храм обрел своего небесного покровителя – Святителя Луку, архиепископа Симферопольского и Крымского. В 2007 году по благословению епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в Читу из Симферополя была доставлена капсула с частицей мощей Святителя Луки, которая была заложена в основание будущего храма. За полгода на территории медицинской академии выросли стены будущего храма. Храм строился на пожертвования медицинских коллективов и учреждений. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа. Престольные праздники [ править править код ] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель - 18 марта (обретение мощей), 11 июня (преставление) Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, Центральный район, ул. Горького, 37 Электронная почта: hramluky@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богсолужений на сайте храма . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Между тем желающих монашеской жизни становилось все больше, и тогда Антоний, дабы не нарушать молитвенного уединения, удалился в пещеру по соседству. Перед этим святой поставил первого игумена образовавшегося монастыря. До самой своей кончины он оставался непререкаемым авторитетом для всей братии. Киево-Печерская лавра. Фото Владимира Ештокина Именно по его благословению была воздвигнута деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы , а также устроены кельи для монахов. Среди братии Киев-Печерского монастыря оказался и будущий легендарный автор первой редакции «Повести временных лет» преподобный Никон Печерский. Так монастырь преподобного Антония стал не только местом особой духовной жизни, но и главным культурным центром Киевской Руси на несколько столетий. Здесь зародилась не только летописная и литературная традиции, но и своя иконописная школа (основанная преподобным Алипием Печерским). Около 1062 года новым игуменом Киево-Печерского монастыря был избран преподобный Феодосий — один из ближайших учеников Антония, который ввел монастырский устав и основал на территории обители одну из первых библиотек на Руси. Пещеры Киево-Печерской лавры. Фото Владимира Ештокина Окончил свой подвиг преподобный Антоний в 1073 году. Он был погребен в своей пещере. Святой поминается в Русской Православной Церкви как «начальник всех русских монахов», а главное дело его жизни — Киево-Печерская лавра — до сих привлекает огромное количество паломников и гостей со всего мира. Другие известные святые с именем Антоний: Преподобный Антоний Великий (около 251–356) — основатель христианской монашеской традиции. По преданию однажды он вошел в храм и услышал евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21). Антоний воспринял услышанное как личный призыв от Бога, отказался от родительского наследства и удалился в Фиваидскую пустыню (Верхний Египет). Здесь он прожил 20 лет в полном одиночестве, ведя строжайшую аскетическую жизнь. Позднее он прервал свое уединение, чтобы устроить жизнь подражателей, которые начали селиться в округе. Так сложилась традиция монашеского отшельничества. В глубокой старости преподобный Антоний скончался в окружении ближайших учеников.

http://foma.ru/imya-anton.html

Практические аскетические соображения также сыграли здесь свою роль. Бесы наши враги, и потому жизненно важно для нас знать их способы борьбы и различать их, между тем как ангелы помогают нам, даже если мы не знаем об этом. " Нужно знать различия между бесами и отмечать времена их нападений, — очень характерно пишет Евагрий. — Это необходимо знать, дабы когда мысли начнут двигать в нас то, что в них содержится, мы могли бы сказать что-нибудь к ним и заметить, кто в них присутствует, прежде чем мы были бы совершенно извергнуты из нашего духовного состояния. Таким образом, мы могли бы и сами с помощью Божией легко преуспевать и заставили бы их (бесов) отлететь с болью и с удивлением на нас " .    " Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя, — говорит св. Исаак Ниневийский, — чем кто был удостоен видеть ангелов. Последнее свойственно телесным очам, а первое очам души "   . Опасение ложных видений, обоснованное на тексте ап. Павла о преображении сатаны в ангела света (2 Кор. 11, 4), также содействовало тому, что отцы-аскеты не особенно доверяли ангельским явлениям и не придавали им большого значения в духовной жизни. Весьма замечательно, что наша духовная борьба очень редко изображается ими как сражение ангелов с бесами, но обычно как война человека с сатаной. Ангелы, конечно, помогают и охраняют нас в этой битве, но не ангелы противопоставляются сатане, а Сам Христос и благодать Святого Духа, Который Своим присутствием разрушает бесовские искушения и просвещает сатанинскую тьму в наших душах. Так, например, св. Кирилл Иерусалимский, сказав в одном из своих " Оглашений " о тьме, вносимой нечистыми бесами в наш ум, немедленно говорит после этого о Св. Духе, Который вмешивается в борьбу и просвещает нас, и наполняет нас благоуханием  . Однако самая главная причина ограниченного и как бы " прикрытого " места, уделяемого ангелам в духовной жизни, может быть найдена в ярко выраженном христоцентрическом и теоцентрическом направлении восточной духовной жизни, где высшие мистические состояния всегда мыслятся как непосредственное единение ума и сердца со Христом или как познание Св. Троицы. На этой степени духовной жизни всякое уклонение внимания в сторону ангелов рассматривается если не как прямо ложное, то во всяком случае как имеющее меньшую ценность. Даже Псевдо-Дионисий не упоминает более об ангелах, когда он переходит к " Мистическому Богословию " . Чудный рассказ, сохраненный Евагрием в его " Главах о молитве " , прекрасно иллюстрирует такое понимание. " Другой раз, — говорит Евагрий, — два ангела предстали одному боголюбцу, занятому молитвой и ходящему по пустыни. Они поставили его посреди них и сопровождали его в его путешествии. Но он совершенно не обращал на них внимания, дабы не потерпеть ущерба в самом лучшем. Ибо он вспоминал об апостольском изречении, гласящем: " Ни ангелы, ни начала, ни силы не смогут нас отлучить от любви Христовой " "   . I. ЖИТИЕ ПР. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО (251–356)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества . Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте , где на рубеже III - IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251 - 356 ); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим , служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви. Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290 - 346 ) в Фиваиде ; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках . Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни “Божии люди” – пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники. Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан ( 450 - 457 ) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского . Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом. В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых .

http://drevo-info.ru/articles/1174.html

An excellent summary of hesychast teaching was provided, towards the end of the 14th century, by the Constantinopolitan monks Kallistos and Ignatios Xanthopoulos in their treatise On the Life of Stillness and Solitude. In common with Gregory of Sinai, they established a close link between the sacraments and the inner prayer of the hesychast. The aim of the spiritual life is the ever-increasing “manifestation” of bap­tism (§4); the reception of holy communion by the hesychast should be “continual” and if possible daily (§§91–2). In this way, for writers such as Gregory of Sinai and the Xanthopouloi, the recitation of the Jesus Prayer deepens and enriches the sacramental life, but does not by any means replace it. It is important to recognize that throughout the history of hesychasm, from the 4th century onwards, those who wrote about inner contemplation and the Jesus Prayer took it for granted that anyone pursuing the spiritual way would be an active member of the ecclesial community, regularly participating in the sacraments of confession and holy communion. If hesychast writers do not always speak of this explicitly, it is because they assume it as axiomatic. Another basic presupposition in hesychast teaching is the need for spiritual direction. The hesychast should, if possible, be under the personal guidance of an experienced elder (Greek geron; Russian starets). This was emphasized, at the first beginnings of monasticism, by Antony of Egypt (251–356): “If possible, for every step that a monk takes, for every drop of water that he drinks in his cell, he should entrust the decision to the elders, to avoid making some mistake in what he does” (Apophthegmata, alphabetical collection, Antony 38). “Above all else,” Kallistos and Ignatios Xanthopoulos insisted, “search diligently for an unerring guide and teacher” (§14). HESYCHAST RENAISSANCE The hesychast tradition of prayer, as taught by Symeon the New Theologian, Gregory of Sinai, and Gregory Palamas, was reaffirmed in the 18th century by the movement of the Greek Kollyvades, especially through the publication in 1782 of the vast collection of ascetic and mystical texts entitled the Philokalia. Edited by Makarios of Corinth (1731–1805) and Nikodemos of the Holy Mountain (1749–1809), this constitutes a veritable encyclopedia of hesychasm.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Григория Нисского (331 г. – после 394 г.) и прп. Антония Великого (ок. 251–356 гг.). Итак, для доказательства невещественности души человека в сочинении «Душа и ангел – не тело, а дух» свт. Феофан обращается к учению о «лествице сил» и указывает на святоотеческое его происхождение: «Заметим предварительно, что самостоятельная, независимая область химических процессов есть неорганическая природа. Есть химические продукты и в растениях, но процессы химические состоят здесь в зависимости от иного начала, которого химия не понимает, как говорит и само учение новое. Пока это начало в действии, химии нет входа в ее лабораторию. Но когда отойдет оно, и остается одно тело, им произведенное, тогда химия берет ее продукты, разлагает и определяет: какой элемент в какую часть, в какой мере поступил, – но самого производства дела не знает. По исследовании всего, ей остается только сказать: видишь, что наделало это начало – жизнь – а как, кто ее знает! В животном самое растительное начало видим в подчинении иному началу, от которого сообщается чувство, движение, смышленность. А в человеке видим и еще высшее начало, над всем этим господствующее и всего того высшее. Такова лествица сил! Привожу учение св. Григория Нисского об этом предмете» 480 . И далее свт. Феофан цитирует следующий фрагмент из 8-ой главы трактата свт. Григория Нисского «Об устроении человека»: « едва не забыли мы того порядка в творении, по которому предшествует прозябение растений из земли, а за сим последуют бессловесные животные, и потом по устроении их – человек. мне кажется, что Моисей излагает в этом некое сокровенное учение, и таинственно сообщает любомудрие о душе, о котором мечтала и внешняя ученость, но не уразумевала его в ясности. Ибо слово учит нас сим, что в трех различиях усматривается жизненная и душевная сила. Есть некая сила растительная только и питательная, приемля годное к приращению питаемого, называется она естественною, и усматривается в растениях; потому что и в произрастающем можно примечать некую жизненную силу, лишенную чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Это делается, во-первых, для того, чтобы возбудить более внимательное и сосредоточенное настроение, и, во-вторых, в напоминание о том мраке, который царил во время шествия вифлеемских пастырей на поклонение Богомладенцу. 37 Никон, Патриарх Московский и всея Руси (1605 – 1681), рано вступил на путь пастырскою служения. Сначала он был приходским священником, затем стал монахом, приняв постриг в Анзерском скиту от преподобного Елеазара Анзерского. В середине 40-х гг. состоялось знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем (1629–1676, годы царствования с 1645), умным и образованным человеком своего времени, известным также своей глубокой религиозностью. Между ними возникли почти дружественные отношения, обусловленные общими взглядами на будущее России и Русской Церкви. Исходя из представлений об особом статусе Патриарха не только в Церкви, но и в государстве – «Священство выше Царства», Никон начал вникать в дела государственного управления, а в период участия царя в походах против Польши (1654 – 1655) фактически управлял страной. Действуя деспотично, восстановил против себя и бояр, и архиереев. В 1666 г. Собором, на который были приглашены Патриархи других Православных Церквей, осужден, извержен из сана и отправлен в ссылку простым монахом. При царе Федоре Алексеевиче, в 1681 г., Никону было разрешено вернуться в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, но по дороге туда он умер. С. 410. 38 Старец Зосима (VI в.) – преподобный, обретший Марию Египетскую в Иорданской пустыне и причастивший ее. Он же предал ее прах земле. Умер около 100 лет от роду. Память 4 апреля. С. 419. 39 Мария Египетская (VI в.) – преподобная. По преданию, в молодости была блудницей. После посещения с паломниками Иерусалима была допущена по предстательству Божией Матери до Креста Господня и сделалась ревностной христианкой. 47 лет провела в покаянии и молитве в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля и в Неделю 5-ю Великого поста. С. 419. 40 Антоний Великий (251–356) – основатель монашества. Родился в Египте, в богатом христианском семействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Становление монашества Эпоха Вселенских Соборов в истории христианства ознаменовалась становлением и развитием монашеского движения, оказавшего огромное влияние на весь духовный строй Православной Церкви. Хотя истоки монашества возводят к первохристианским общинам девственников и даже к ветхозаветным сектам назареев и ессеев, очевидно, что бурное развитие монашества связано с окончанием эпохи гонений при Константине Великом и превращением христианской Церкви в благоустроенный институт, пользующийся всеми благами цивилизации. Именно тогда ищущие подвига устремились в монастыри, дабы через аскетические труды стать добровольными мучениками и принести себя в жертву Христу. В египетской пустыне IV века существовало монашество трех родов – отшельническое, общежительное и скитское. Отшельники жили по одиночке, монахи общежительных монастырей – большими группами, монахи скитов – небольшими группами по два-три человека (слово «скит» происходит от Скитской пустыни, где, как кажется, впервые был опробован этот образ жизни). Главой египетских отшельников традиционно считается преподобный Антоний Великий (Ок.251-Ок.356). Его жизнь подробно описана Афанасием Александрийским . Антоний родился в христианской семье. Еще в юности он услышал в церкви слова Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Эти слова так поразили юношу, что он раздал свое имущество и начал вести подвижнический образ жизни – сначала у себя дома, а затем в пустыне, куда он удалился и где провел двадцать лет в одиночестве, преодолевая искушения от диавола. Когда об Антонии узнали, к нему начали стекаться ученики. Постепенно пустыня, по словам Афанасия Великого , превратилась в город: «В горах явились монастыри, пустыня населена иноками, оставившими свою собственность и записавшимися в число жительствующих на небесах... Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников... Представлялась там как бы особая некая область богопочитания и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Окончание после л. 82 чит. л. 91. л. 94. Божественная служба преждесвященная Великаго Василия. Впереди указ божеств. службы прежесвященныя. л. 106. Прокимны и аллилуия воскресны на литоргии. л. 114. Устав и указ оставшим апостолом и евангелием и прокименом и аллилуарем и причастником непразднуемым Святым. Службы общие Святым и на разные потребы, окончание чит. вышс л. 83–90. л. 115. Прокимены и аллилуиа дневныя на литоргии. л. 116. Устав и указ оставшим празником Господьскым прокымены и аллилуиа и причастнаа на весь год. л. 123. Чин исповеданию священническому. л. 135. Последование просвещения святых Богоявлений. л. 144. Последование священия в 1 день августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи. л. 154. Последование св. Пятьдесятницы, свершаем в неделю Св. Духа. л. 177. Молитвы вечернии (светильничныя). л. 182 об. Молитвы заутреннии (тоже). л. 190. Последование к божествснному причащению. См. 267 л. 255. л. 230 об. Канун Господу Ис. Христу (сладчайшему). л. 236. Канон радостен пресв. Богородице, творение Игнатия ермонаха. л. 242. Канон молебен к своему ангелу хранителю. л. 248. Молитва храму, в немже жена детя родит. л. 249. Молитва младенцу нарещи имя в 8 день. л. 249 об. Молитва жене по рожении детяти. л. 250. Молитва бабе. л. 250. Молитва матери детяти. л. 251. Молитва родилнице и женам прилучившимся на рожении том. л. 252. В 40-же день приводим бывает новопросвещенный младенец матерью уже оцыщенною и измовенною. л. 254. Чин крещению детину, сотворити отрочати крещение. л. 267. Чин, како младенца омыти крестившагося в 8 день. л. 268. Чин исповеданию мирскому, хотящему причаститися божественных святых Христовых таин. л. 276 об. Молитва, аще жена начнет детя родити невборзе. Читается так: Се и среес Господь Исус Христос Иоанном Богословом, обрели жену рожающи, сердцем болящу, не может родити. И рече Господь наш Иванну Богослову: гряди Иване и рцы ей во правое ухо: от Бога рожающейся выди младенче Христов, Христос тя зовет, помяни сыны едомьскыя во дни еросолимовы глаголющу: истощайте, истощайте до основания зтмли, ныне и присно. Издана в Пам. отр. лит., т. II, стр. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010