На Иринарховском крестном ходе. Фото: Сергей Воронин Издавна считалось, что Россия — страна неисчерпаемых людских ресурсов. Привыкший к необозримым просторам своей родной страны, русский человек при малейшем ощущении тесноты стремился к обретению новых пространств. Верные Божией заповеди, данной первым людям: «Плодитесь и размножайтесь!», — русские имели большие, крепкие семьи. Возникали казачьи окраины (отсюда и слово Украина), шла колонизация безграничных сибирских просторов, осваивался Север, ставший оплотом Православия и местом духовных подвигов святых отцов. Русская земля смогла дать отпор всем попыткам подчинить её внешним врагам. Поляки, шведы, французы, немцы при поддержке всей Европы вторгались в наши пределы, и каждый раз их побеждали русские. Великий философ И. Ильин писал: «Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства… и нашего душевно-духовного уклада». Мы были уверены, что «закидаем шапками» любого супостата. Высокая рождаемость в русских семьях позволила в 1899 году Генеральному штабу Российской империи составить прогноз, по которому к началу XXI века на нашей территории должно было проживать 450 млн населения. Самый трагический в русской истории XX век спутал все карты. Бесконечные войны, репрессии, ломка морально-нравственных ценностей, гонения на Православие и гибель исторической России в 1991 году привели к опустошению Русской земли. Началось вымирание великого народа. Сейчас нас осталось чуть больше 142 млн человек и, как говорят специалисты по демографии, уже никогда не будет столько, сколько было раньше. Читатели «Русского Дома» давно заметили, что я не склонен к похвалам в адрес нынешних властей России, но справедливости ради должен признать, что их нынешнее внимание к проблеме народонаселения заслуживает поддержки. Ещё в июне 2007 года Указом Президента В. Путина 2008 год был объявлен Годом семьи в России. Целью этого «года» была заявлена «социальная поддержка семей с детьми, укрепление авторитета семьи, базовых семейных ценностей». Дальше дело пошло по заведённому чиновничьему порядку. Был создан оргкомитет под председательством Президента Д. Медведева (тогда он был первым вице-премьером), разработан перечень мероприятий, выделены деньги (около 95 млрд. руб.), и машинка закрутилась. 24 декабря 2007 года накануне Нового года и Рождества в Кремле состоялось торжественное открытие Года семьи.

http://pravoslavie.ru/36917.html

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 февраля 2008 г. Епископ Домодедовский Евтихий, викарий Московской епархии: Царский путь Православия Епископ Домодедовский Евтихий Родился 6 марта 1955 г. в г. Ишиме, Тюменской области. Крещен в Никольской церкви того же города. Окончив семинарию, принял монашеский постриг в 1982 г., затем был рукоположен во иеродиаконы и иеромонахи. В 1987 г. был возведен в сан игумена. Осенью 1989 г. перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита. 24 июля 1994 г. хиротонисан во епископа Ишимского и Сибирского. С 2003 г. — участник переговоров с Московским Патриархатом. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 года назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии. Временно управляющий бывшими приходами Зарубежной Церкви в России. — Ваше Преосвященство, уже прошло почти полгода с момента подписания Акта о каноническом общении внутри Русской Православной Церкви. Каковы главные итоги этого объединения? Что, на ваш взгляд, положительного свершилось, какие вопросы еще предстоит решить? — Вопрос достаточно обширный, поэтому постараюсь ответить в общих чертах. Положительные итоги вы и сами знаете. Думаю, каждому православному христианину понятно, что самое положительное заключается в том, что мы исполнили одну из евангельских заповедей о необходимости единства. Кроме того, преодолено предубеждение, которое разделяли Зарубежная Церковь и Московский Патриархат. Я думаю, это самое большое приобретение для нашей диаспоры российской. А для тех, кто оказался в Зарубежной Церкви не покидая России, это, в первую очередь, хороший урок тех правил, которыми нужно руководствоваться в церковной жизни. То есть, мы возвращаемся к вечным истинам о смирении, послушании, терпении. Мы очень часто принимаемся за дело с горячностью и своеволием, но результаты бывают или совсем незначительными, или — и у нас это произошло — возникают побочные результаты, которых не планировали, когда организовывали приходы Зарубежной Церкви в России. Это был соблазн для многих. И многие из тех людей, которые поддались этому соблазну, еще до сих пор не могут выйти из него, и все дальше уходят в дебри расколов, своеволия и самонадеянности. Самый главный результат для России в том, что мы прекратили этот соблазн.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_d...

23 января 2008 г. Украинский статут и Устав Московского Патриархата На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года был принят важный канонический документ — изменения в Устав (Статут) об управлении Украинской Православной Церкви. Можно ли говорить о том, что эти изменения носят принципиальный характер? Следует ли ожидать перемен в устроении церковной жизни на Украине? Обзор изменений в Устав и комментарии к ним подготовлены в рамках совместного проекта газеты «Церковный вестник» и интернет-портала «Богослов.ру». В ближайших номерах ЦВ  мы продолжим разговор об этом документе. Ныне действующий статус Украинской Православной Церкви установлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года. Собор постановил, что «Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении, в связи с этим наименование “Украинский экзархат” упраздняется. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул “Митрополит Киевский и всея Украины”, избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул “Блаженнейший”. Как Предстоятель Украинской Православной Церкви, он является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины». Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25–27 ноября 1990 года. Последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов УПЦ 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве. На прошедшем 13–16 августа 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ. По итогам прений Юбилейный Архиерейский Собор принял особое определение, касающееся Украинской Православной Церкви:

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Jordanville, NY: Washington Parish’s 20th Annual Pilgrimage to Jose Muñoz-Cortes’ Grave Source: Eastern American Diocese, ROCOR In 2018, the children of the Church mark the 36th anniversary of the appearance of the myrrh-streaming Montreal-Iveron Icon of the Mother of God (November 24, 1982), the 21st anniversary of the martyric death of its guardian, Brother Jose Muñoz-Cortes (October 31, 1997), and the 11th anniversary of the appearance of the myrrh-streaming Hawaiian-Iveron Icon of the Mother of God (October 6, 2007). Preparations for the Washington Cathedral of St. John the Baptist’s 20th annual pilgrimage to Holy Trinity Monastery in Jordanville, NY began long before that event. Registration opened after the parish’s patronal feast of the Beheading of St. John the Forerunner & Baptist of the Lord, and in a matter of days, all of the seats on the tour bus had been reserved. In preparation for the two-day visit to the “Diasporan Lavra,” provisions had to be purchased and food prepared for the many pilgrims and for the monastic brotherhood. From the very first of the pilgrimages, this had been the parish’s practice, so as not to excessively distract the monks from their vocation of prayer; it was a practice requested by the ever-memorable abbot of Holy Trinity Monastery and First Hierarch of ROCOR, Metropolitan Laurus (Skurla; +2008). One week before the Washington pilgrimage, on October 27/28, Archpriest Serge Lukianov brought a group of parishioners from the Diocesan Cathedral of St. Alexander Nevsky in Howell, NJ to the “Diasporan Lavra” to honor the memory of Jose Muñoz-Cortes. On Friday, November 2, the eve of the pilgrimage to Holy Trinity Monastery, pilgrims who lived far from Washington arrived in the nation’s capital to spend the night in the parish house, to go to Confession, and to join in preparations. The local group of pilgrims was joined by Orthodox Christians from the West Coast of the United States, other states, and Canada. The wonderworking, myrrh-streaming “Hawaiian” Iveron Icon of the Mother of God was brought from far-off Honolulu, and arrived at the cathedral at 8:00 PM on November 2. It was brought by Priest Athanasius Kone, the newly appointed rector of the Honolulu parish of the Hawaiian Iveron Icon of the Mother of God. The church was filled to capacity for a moleben and akathist to the Most Holy Theotokos. After the service, four priests of the cathedral heard pilgrims’ confessions.

http://pravmir.com/jordanville-ny-washin...

XXI. С. В. Чертков. Православный богослов протоиерей Валентин Свенцицкий Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны... А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» Валентин Павлович Свенцицкий – одна из самых мифологизированных фигур среди русских мыслителей начала XX века. До последнего времени все очерки его биографии содержали сведения недостоверные, несоответствующие действительности, а творчество оставалось малоизученным. В результате обыденное сознание усвоило некий образ, весьма далекий от истинного лица православного богослова. Далекий и фактически, и духовно. К сожалению, до сих пор переиздается, без согласия автора, предисловие о. Леонида Калинина к «Диалогам», написанное в 1993 году. Тогда это был прорыв, но за полтора десятилетия историками проделана огромная работа по восстановлению подлинной биографии прот. Валентина, опубликована масса архивных документов и ранее неизвестных его трудов. Сейчас надежными ориентирами служат статьи в словарях «Русская философия» (М., 2007), «Русские писатели» (т. 5) и 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Даръ, 2008), издаваемого по благословению патриарха Алексия II; электронная версия биографии доступна на сайте «Википедия». На основании письменных свидетельств самого Свенцицкого и воспоминаний родственников лишь недавно удалось установить точную дату его рождения – 30 ноября 1881 года. Брак родителей, потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой, официально не регистрировался, поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь . Как и три его старших брата, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении. В 1891 году поступил в 3-ю казанскую гимназию, после переезда семьи в Москву (1895) продолжил учебу в 1-й классической гимназии, но в апреле 1898 года конфликт с законоучителем вынудил мать подать прошение об увольнении сына. С этого времени его духовным руководителем стал оптинский старец о. Анатолий (Потапов), который утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу. В 1900 году Свенцицкий перешел в частную гимназию Ф. И. Креймана, а после ее окончания в 1903 году был зачислен на историко-филологический факультет Императорского московского университета (слухи об учебе разом на двух или даже трех факультетах неверны), его любимым учителем стал профессор С. Н. Трубецкой; осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество, был инициатором открытия в нем секции истории религии, подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Адамовка. Скит Иоанна Шанхайского Успенской Святогорской Лавры. Церковь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 21 октября 2007 года наместником Святогорской Лавры епископом Святогорским Арсением в сослужении братии Святогорской Лавры в священном сане была совершена закладка нового храма в честь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Свершилось это историческое для села Адамовки и всего Святогорского края событие по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры. Верхний престол храма посвящён великому святителю Иоанну Шанхайскому, нижний престол - Небесному покровителю святого от купели Святого Крещения - Архистратигу Божию Михаилу - в честь памяти его чуда, бывшего в Хонех (Колоссах). Также было принято решение не только о возведении на этом достойном месте святого храма Божия, но и о последующем устройстве вокруг него одноимённого скита. В нём сейчас создаётся целый комплекс: братский корпус, трапезная и гостиница для паломников на 150 мест. Как всегда, епископ Святогорский лично участвовал в каждом новом строительном проекте обители, наместником которой он является. Спустя неделю, 29 октября владыка Арсений посещал село Адамовку, чтобы на запланированном для строительства месте принять участие в разметке фундамента будущего храма. Спустя несколько месяцев в селе радовались ещё одному важнейшему для всех местных жителей событию. 19 января 2008 года, в праздник Крещения Господня, в Адамовке совершилось первое за более чем 70-летнюю историю села великое освящение воды. Чин великого водоосвящения на месте строящегося храма возглавил епископ Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства и присутствии местных жителей, которых в тот день на богослужение собралось около 60 человек. Богатым на события оказался для села Адамовки следующий год. 2 июля 2009 года, в день памяти святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, храм в его честь отпраздновал свой первый престольный праздник. По этому торжественному случаю в верхнем храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Иоанну Шанхайскому, который возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры Преосвященнейший Арсений, епископ Святогорский в сослужении приезжего духовенства и братии Лавры. На аналой в тот день была положена икона святителя Иоанна с частицей его святых мощей, привезённая из Америки и подаренная Святогорской обители духовником Оптиной Пустыни схиигуменом Илием (Ноздриным). На престольный праздник собрались не только местные селяне, но и паломники из г. Славянска и близлежащих сёл. По окончании молебна был совершён крестный ход вокруг строящегося храма.

http://sobory.ru/article/?object=56716

архим. Иов (Гумеров) Пастырские послания Первое послание к Тимофею и послание к Титу Литература Основная Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М., 1995. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Ефрем Сирин , прп. Толкование на Первое послание к Тимофею божественного Павла//Творения. Т. 7. М., 1995. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Пастырских посланий//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн.2. СПб., 1905 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник. Кн. 3:Толкования на Послания св. апостола Павла. М., 2002. Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий св. ап. Павла//Творения блаженного отца нашего Феодорита Кирского . М., 2003. Евфимий Зигабен . Толкование Пастырских посланий ап. Павла. Феофан Затворник , сет. Толкование Пастырских посланий апостола Павла. Исследования, комментарии Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. Петр (Полянский) , митр. Первое послание св. апостола Павла к Тимофею: Опыт историкоэкзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897. Эл. вариант. М., 2004. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, Апостольских Посланий и Апокалипсиса. СПб.; М., 2002. МакДональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld, 2000. Фаррар Ф. У. Жизнь и труды св. Апостола Павла. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006. Тенни М. Обзор Нового Завета. М., 2000. Геллей Г. Библейский справочник. СПб., 2002. Райт Н. Т. Павел. Пастырские послания. I и II послания к Тимофею и Послание к Титу. Популярный комментарий. М., 2008. Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 т. Т. 2. М., 2007 План 1 Тим Введение с приветствием (1.1–2)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Аудио Содержание Предисловие Диалог 1-й. О бессмертии Диалог 2-й. О Боге Диалог 3-й. Об искуплении Диалог 4-й. О Церкви Диалог 5-й. О Таинствах Диалог 6-й. О законе и благодати Диалог 7-й. О монашестве Диалог 8-й. О Промысле и свободе воли Диалог 9-й. О прогрессе и конце мировой истории Диалог 10-й. О духовной жизни     Уведомляем вас о выпуске изд-вом ПСТГУ авторской версии «Диалогов» прот. Валентина Свенцицкого : в книге впервые устранены более 800 редакторских правок, искажавших текст во всех предыдущих изданиях. В связи с этим родственники автора, редактор его Собрания сочинений и правообладатель настоятельно просят не тиражировать более в печатном, электронном или ином виде издававшийся ранее вариант «Диалогов» как не аутентичный. Доводим также до вашего сведения официальное Заявление родственников: «В связи с проведенным историком С. В. Чертковым исследованием биографии нашего деда и прадеда прот. Валентина Свенцицкого и уточнением биографических данных, просим впредь не публиковать сведения о биографии В. П. Свенцицкого, публиковавшиеся до 2007 года. Все ссылки на биографию прот. В. П. Свенцицкого можно давать по биографическим очеркам, опубликованным в 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Дар, 2008) и новом издании «Диалогов» (М.: ПСТГУ, 2010). Калинин Д. В. – внук В. П. Свенцицкого прот. Калинин Л. Д. – правнук В. П. Свенцицкого. 4 марта 2010 г.     Предисловие Протоиерей Валентин Свенцицкий – выдающийся пастырь-мученик Русской Церкви XX века, родился в 1882 году в Казани, в дворянской православно-католической семье (отец – католик, мать и дети – православные) 1 . Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии 2 . Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии Креймана.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010