Потому Господь грозно обличал пощение фарисеев, говоря: …когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16–18). Для того чтобы наш пост был во спасение, нам надлежит помнить, что пощение укрепляет не только физические силы, но и силы духовные. Воздействуя на природу человека, пост возвышает, очищает, утончает нашу душу. Мы также должны крепко помнить, что религиозный смысл поста состоит в доверии к Богу, в смирении перед Его волей. Пост должен быть средством к духовному возрастанию, но никогда и ни при каких обстоятельствах он не должен становиться поводом к самопревозношению, гордости, тщеславию и лицемерию. Так что если, постясь, мы осуждаем непостящегося человека, то тем самым делаем самих себя подлежащими осуждению, потому что творим дело, не угодное Богу. Некоторым людям, особенно по прошествии одной, двух или трех недель поста, становится трудно продолжать свой малый подвиг. Чаще всего в подобных случаях пост нарушается со ссылкой на то, что он якобы не так уж и важен для дела спасения, — важно только не говорить и не делать худого, не творить беззакония, ну а постное при этом вкушать или скоромное — вопрос второстепенный. Чаще всего такими лукавыми аргументами мы оправдываем собственную слабость, хотя должны были бы помнить: если даже в таком малом деле, как ограничение себя в пище, мы не умеем быть твердыми и последовательными, если даже на такое ничтожное свершение ради Христа нам недостает силы воли, то на большее служение Господу нас точно не хватит. По тому, как мы постимся, мы можем сами себе точно сказать, есть ли в нас воля ко спасению, способны ли мы преодолевать трудности и искушения с именем Божиим не только на устах, но и в сердце. Так, пост не просто воспитывает верующего, прививает человеку вкус к духовной дисциплине, но и помогает ему понять самого себя. Если же мы чувствуем, что пока еще духовно слабы и вера наша зависима от влияния внешних обстоятельств, что воля наша недостаточно крепка, то давайте попробуем воспитать ее, ограничивая себя в пище, чтобы затем она помогла нам в совершении дел куда более значительных.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 17–19), — слышит Адам, навсегда покидая пределы рая и отправляясь в изгнание, где Бог более не будет сопутствовать ему. Однако наш мир таков, что вмещает и правду Божию, и смертный грех, в нем находят свое место как добро, так и зло. И поскольку добро и зло, подобно положительно и отрицательно заряженным частицам, являются силами изначально полярными и несовместимыми, то всякий раз при их столкновении обязательно происходит иногда невидимое, а иногда и очевидное противоборство этих непримиримых начал бытия, их бескомпромиссная и нескончаемая битва. В каком-то смысле вся человеческая история, равно как и жизнь отдельного человека, оказывается (если внимательно на них взглянуть) историей борьбы добра со злом. Быть может, вовлеченные в круговорот множества житейских дел и забот, в многоразличные отношения и связи с окружающими нас людьми, с обществом, с внешним миром, мы не задумываемся о взаимодействии сил добра и зла в жизни человечества, не отдаем себе отчета в том, что сами являемся участниками их вселенского противостояния. Порой мы даже не подозреваем о том, что сокровенную сердцевину нашей собственной жизни составляет не что иное, как все та же извечная борьба добра со злом. И случается так, что в один момент нашей жизни мы выступаем на стороне сил добра, а в другой — оказываемся в стане сил зла. Думаю, именно это и имел в виду Ф. М. Достоевский, сказавший: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И поскольку в нашей душе и в нашей жизни одновременно жительствуют и добро, и зло, то мы недостойны возвращения в рай и жизни в непосредственном общении с нашим Богом и Творцом, потому что рай — это то место, где нет зла и кривды, но где есть только абсолютное добро и Божия правда.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Христианское милосердие — это отображение в делах человека Божественного милосердия. Ибо Господь сострадателен к людям не только тогда, когда они страдают безвинно, но и когда их горести являются результатом их собственных ошибок, навлекших на них беду. И не только на родных по плоти или по духу распространяется христианское милосердие, но и на всякого человека как творение Божие. Таким образом, речь здесь идет, во-первых, о доброте великодушной и сострадающей; во-вторых, о милосердии, не взирающем на лица; и наконец, о жалости действенной, практической, приносящей реальные плоды. Однако у библейского понимания милосердия есть еще одна очень важная особенность, указывающая на такие его признаки, как преданность, верность, постоянство. Бог Авраама, Исаака и Израиля являет Себя избранному Им народу как Бог, верный Своим обещаниям. Заключив завет-союз с Авраамом, Господь распространяет Свою милость на всех его соплеменников. На протяжении всей ветхозаветной истории мы наблюдаем, как неисчерпаемое милосердие Божие питает народ Израиля на всех путях его. И несмотря на то, что этот народ многократно впадал в грех отступничества, в ответ на его раскаяние Бог неизменно возвращал Израилю Свою милость. Милость Господа являет себя в спасении древних иудеев из египетского плена, она ясно видна в Его попечении о них в период сорокалетнего странствования в пустыне, ею отмечено вступление сынов завета в Землю обетованную. …Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6), — говорит Господь в Ветхом Завете, обращаясь через пророка Осию к Своему народу. Примечательно, что дважды на протяжении евангельской истории к этому выражению обращается Господь наш Иисус Христос и оба раза — для обличения криводушия фарисеев и забвения ими Бога. В одном случае Спаситель уличает их в лицемерном жестокосердии: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (Мф. 12, 7). А в другой раз Христос открывает перед слушающими Его путь истины, говоря: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Церковь хорошо сознает частичный, относительный, несовершенный и преходящий характер человеческого знания, содержащегося в мирских книгах, неизменно соотнося его с абсолютом вечных Божественных истин: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8). Поэтому естественно, что ни один из привычных для нас способов и видов получения информации несопоставим с тем, как следует читать Священное Писание, ибо боговдохновенная Книга не может быть чтением для развлечения или для того, чтобы скоротать время. Священное Писание также не является учебником, содержание которого нужно зазубривать. Чтение Священного Писания преследует особую цель — воспитание нашего ума в его взаимодействии с Божественными истинами. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности , — поучает апостол Павел своего любимого ученика Тимофея (2 Тим. 3, 16). Сам процесс чтения Слова Божия есть некое таинство, священнодействие, ибо, говорит Спаситель, небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35). Именно поэтому вынос Евангелия и чтение Священного Писания в храме обставляются столь торжественно: прислужники со свечами выходят на середину храма, затем протодиакон или диакон благоговейно износит из алтаря напрестольное Евангелие, далее совершается особая молитва о вразумлении слушающих, после чего звучит возглас «Премудрость!» и священник или диакон с непокрытой головой зачитывает «в слух народа» соответствующее дню или событию зачало Священного Писания. Воистину, по слову апостола, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Сам образ этой Книги, постоянно пребывающей на престоле, свидетельствует о сугубом почитании, которым окружено Слово Божие в среде верующих: Евангелие большого (иногда очень большого) формата облачено в красивый оклад, нередко изукрашенный барельефными изображениями, финифтью и каменьями, его внешний вид такой торжественный и благолепный, какого не имеет ни одна другая книга в мире. Само слово «Библия» в переводе с греческого означает «свод книг», «Книга книг» или просто «Книга» (с большой буквы), и мы воочию видим благоговейное отношение к ней за богослужением в храме.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Это и интересно, и увлекательно, и важно — беседовать друг с другом на духовные темы, задаваться вопросами о трудных местах в Священном Писании, высказывать соображения, которые посетили нас при чтении Евангелия, апостольских Деяний или Посланий. В особенной степени сказанное относится к молодым людям, обучающимся в православных школах, гимназиях, духовных училищах, семинариях, — ведь здесь существует отличная возможность говорить друг с другом о действительно важных вещах. Здесь можно в любой момент обратиться за богословской консультацией к преподавателям и воспитателям. Здесь созданы все условия для наилучшего усвоения Слова Божия, для того, чтобы напитать им свою интеллектуальную и духовную жизнь. Все это вместе может действительно воспитать наш разум и научить наше сердце. Нужно только честно отдавать себе отчет в том, как много времени мы расточаем впустую, насколько мы празднословны и суесловны, как часто обсуждаем и осуждаем ближних своих, забывая, что при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен (Притч. 10,19). Страшно сказать: наши духовные потери от бесплодного словоблудия измеряются годами жизни и даже целыми жизнями. Спросим же себя, часто ли мы беседуем с другим человеком так, чтобы это было полезно и для него, и для нас самих? Процент таких собеседований по сравнению с общим временем нашего пустословия наверняка будет ничтожен. Святые отцы учат нас воспитывать свой разум, без чего не может быть и духовного возрождения. Время Великого и святого поста особенно благоприятно для таких действий и размышлений. Если кто-то еще не имеет навыка чтения Священного Писания, попробуйте в эти дни дома прочесть его спокойно и внимательно, пусть даже сидя, не напрягая своих физических сил, но пытаясь умом проникнуть в Слово Божие. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Слово Божие помогает нам видеть добро и зло, учит отделять добро от зла и возрастать в добре. «Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Священных Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что чрез них глаголет Дух Святой», — говорит преподобный Ефрем Сирин.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

1963. Σ. 88-109 (аргументы: Ibid. Σ. 10-49); Kislas. 1992. P. 148-168   Σπουρλκου. 1963; Eadem. 1998. Σ. 661-695; Théophile (Kislas). 2001. P. 62   Théophile (Kislas). 2001. P. 62; Макаров, Беневич. 2009. С. 527; Макаров. Предисловие. 2013. С. 408   Théophile (Kislas). 2001. P. 62   κ το ναντον πρς τ συμπρασμα, περ το γιον Πνεματος λγοι πντε; критическое издание с параллельным франц. переводом: Théophile (Kislas). 2001. P. 174-417   Λσις τν προτσεων τν Λατνων ζ ν οονται δεικνναι τι κα κ το Υο τ Πνεμα τ γιον κπορεεται; изд.: Kislas. 1998. P. 521-662   Οτι οκ στι Λατνοις, συλλογισμος χρωμνοις, ποδεξαι τ κπορευμενον; изд. с параллельным латинским переводом: Candal. 1945. Р. 188-385   см. подробный анализ этого сочинения: Théophile (Kislas). 2001. P. 122-126; ср.: Макаров, Беневич. 2009. С. 528-529   Théophile Kislas. 2001. P. 64-65   изд.: Kislas. 1998. Р. 657-660   Περ τς γας κα оκουμενικς συνδου, τις ποκατστησε Φτιον τν γιτατον πατριρχην ες τν θρνον Κωνσταντινουπλεως κα διλυσε κα τ σκνδαλα τν δο κκλησιν, τς τε παλαις κα νας Ρμης; изд.: Beveregius. 1672. P. 273-292; Παπαδπουλος-Κεραμες. 1892   Théophile (Kislas). 2001. P. 64-65   Demetracopoulos. 2011. Р. 292; см. также: Idem. 2012; Triantaphyllopoulos. 2012   ср.: Théophile (Kislas). 2001. P. 40   см.: Plested. 2012. Р. 96   см.: Ibid. Р. 100; ср.: Van Rossum. 1985. P. 35; Бирюков. 2013. С. 427-430   Théophile (Kislas). 2001. P. 66-68; Plested. 2012. P. 96   название дано издателем по первым словам этого сочинения: Caudal. 1957. Р. 237, 240; Théophile (Kislas). 2001. P. 66, 75; Макаров. Предисловие. 2013. С. 408). Полное название: " Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что " нет ничего нетварного кроме божественной природы " . Здесь же о том, что не только природа божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства " (Λγος σντομος πρς τν κακς κλαμβανομνην φωνν παρ τν αρετικν κινδυνιανν το θεου Γρηγορου λγοντος το Nσσης· " κτιστον δ πλν τς θεας φσεως οδν " κα τι οχ το Θεο φσις κτιστος μνη, λλ σν ατ κα τ φυσικ ατο διματα); изд.

http://drevo-info.ru/articles/13679535.h...

Архив Пн Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. 300 г. Москва «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» 3 мая 2011 г. 19:00 Документ опубликован на сайте  «Российской газеты»  26 апреля 2011 года. Вступил в силу 3 мая 2011 года. Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 28, ст. 2889; 2002, 41, ст. 3983; 2003, 33, ст. 3269; 2005, 7, ст. 560; 2009, 12, ст. 1429). 2. Признать утратившими силу: подпункт «б» пункта 95 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, 7, ст. 560); подпункты 1-4 пункта 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. 219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 12, ст. 1429); пункт 52 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. 731 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 41, ст. 3983), в части, касающейся внесения изменения в подпункт «а» пункта 7 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490.

http://patriarchia.ru/db/text/2303650.ht...

Елена Зелинская: 11.09.2001 – мир стал маленьким и беззащитным После 11 сентября 2001 года мир стал более уязвим. Сегодня мы практически не знаем места, где можно было бы спрятаться, если очень захочется. 11 сентября, 2011 После 11 сентября 2001 года мир стал более уязвим. Сегодня мы практически не знаем места, где можно было бы спрятаться, если очень захочется. Десять лет назад мир содрогнулся: никому в голову не приходило, что в Америке может быть ТАКОЕ. После теракта 11 сентября прошло десять лет. Что изменилось с тех пор в мире? Как отозвались взрывы, прогремевшие в Нью-Йорке в жизни других стран? На эти вопросы отвечает вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская. Тогда, в 2001 году, теракт в США был для меня потрясением. Уже не помню детально, как восприняла это известие. Слишком много за последние десять лет было трагедий. Мы привыкли к несчастиям, они стали обыденными. Вот сейчас — падение самолета под Ярославлем — и я покорно и с готовностью принимаю несчастие. После 11 сентября 2001 года мир стал более уязвим. Сегодня мы практически не знаем места, где можно было бы спрятаться, если очень захочется. Долгое время весь мир верил – боялся, завидовал, обожал, но верил, что Америка – несокрушимый оплот. Крушение башен-близнецов выбило у нас у всех почву из-под ног. Для самих американцев это был один из самых главных психологических ударов: оказалось, они уязвимы, как обычные люди, лишенные сверхчеловеческой привилегии иметь американское гражданство! Чувство общей уязвимости с каждым разом становится острее. Норвегия по всем рейтингам считалась самой благополучной страной. Это действительно так: норвежцы – люди рациональные, прагматичные, разумные, которые умеют правильно организовать свою жизнь, грамотно распорядиться своими природными ресурсами. И вот снова потрясение: и там – не скрыться. 11 сентября родилось неожиданное ощущение: мир значительно больше объединен, чем нам казалось раньше. Если мы из этого извлечем уроки, то — хорошо. Пока – не похоже. Очевидно одно — мир сжался. Стал маленьким, беззащитным и укрыться негде. И если кто-то хочет сегодня бежать от нерешаемых проблем, бросить нашу неустроенность, неурядицы и спрятаться в чужом благополучии, укрыться за стеной, которую столетиями строили другие люди – ему уже, по большому счету – некуда. Все чаяния на надежное «там» оказываются иллюзией.

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-11-09...

    Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Academia, 2001, с. 328-329.     См.: Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005, с. 438-448; Красилов В.А. Модель биосферных кризисов//Экосистемные перестройки и эволюция биосферы. Вып. 4. М.: Издание Палеонтологического института, 2001. – С. 9-16; Уэбб С.Д. О двух типах быстрых фаунистических переворотов//Катастрофы в истории Земли: Новый униформизм. М.: Мир, 1986. – С. 413-434; Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.     Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс, Кучково Поле, 1998, с. 246-251.     Там же, с. 256.     Цит. по: Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2001, с. 82-86.     Мумриков О., свящ. О проблемах «богословия эволюции» на рубеже XX–XXI вв.//Доклад на XIX Международных образовательных Рождественских Чтениях – 2011. Секция «Наука в свете православного миропонимания», 22-26 января 2011 г. - января 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html     Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 2006, с. 44.     Michael J. Behe, Darwin’s Black Box, Simon and Schuster, 1996;  Mere Creation, coll. Edited by W. Dembski, InterVarsity Press, 1988;  W. Dembski , Intelligent Design, InterVarsity Press, 1999;   W. Dembski, The Design Inference, Cambridge University Press, 1998.     Коллинз Ф. (Руководитель международного проекта «Геном человека»). Доказательства Бога: Аргументы ученого; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – С. 143-147. Марков А.В. Тайна происхождения рибосом разгадана? – Электронный ресурс [Режим доступа]: http://elementy.ru/news/431013 Петров П.Н., Марков А.В. и др. «Несократимая сложность» и бактериальный жгутик//Доказательства эволюции. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://evolbiol.ru/evidence10.htm#Irreducible     Мумриков О., свящ. О проблемах  " богословия эволюции " на рубеже XX-XXI вв.//Доклад на XIX Международных образовательных Рождественских Чтениях – 2011. Секция «Наука в свете православного миропонимания», 22-26 января 2011 г. - января 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html

http://bogoslov.ru/article/1842609

По данным на янв. 2011 г., в К. действует 2756 мусульм. религ. объединений и групп, которым принадлежит 2416 мечетей. Ведущим течением ислама в стране является суннизм ханафитского мазхаба (2740 религ. объединений; 2408 мечетей). Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками, дунганами, татарами, частью азербайджанцев, немногочисленными русскими. Полиэтничность верующих и различие языков, на к-рых проповедуют муллы, обусловливают деятельность мечетей по национальному признаку (казахская, уйгурская, турецкая, дунганская, татарская и т. п.). Среди чеченского и ингуш. населения К. распространен суннизм шафиитского мазхаба, организационно не оформленный, но отдельные мечети этого направления существуют, в частности в Алматы - чеченская (1998) и ингушская (2001). С 2001 г. в Павлодаре действует мечеть «Дом Казахстана», или т. н. вайнахская мечеть. С усилением связей верующих с мусульм. миром в К. стал проникать суннизм ханбалитского мазхаба. Этот мазхаб служит основой для распространения идей ислам. фундаментализма, ваххабизма и осуждения поклонения св. местам. Наиболее активно пропаганда «чистого ислама» ведется на юге и западе К. ДУМК уделяет большое внимание духовному просвещению мусульман. При мн. мечетях существуют постоянно действующие курсы для всех желающих получить начальное духовное образование, овладеть араб. языком. Среднее мусульм. образование дается в медресе, открытых в Астане, Уральске, Актобе, Павлодаре, Ушконыре, Шымкенте. В 2009 г. в Алматы открылось 1-е в К. республиканское медресе. В 1999 г. между Духовными управлениями мусульман К. и Турции подписано соглашение о подготовке в Турции кадров теологов для ДУМК, о выпуске методической литературы. Тур. сторона построила в Алматинской обл. 3 мечети. В Турции прошли стажировку 90 имамов из К. С 2000 г. 25 преподавателей-богословов из Турции ведут занятия на курсах религ. грамоты при центральных мечетях К. С 2001 г. на Коранических курсах, организованных общественным фондом Хаджи Ахмеда Ясави в Стамбуле, ежегодно обучаются 10-15 казах. служителей ислама. В июне 2001 г. было подписано соглашение между правительствами К. и Египта об открытии в Алматы Египетского ун-та ислам. культуры Нур-Мубарак - безвозмездный дар егип. правительства. ДУМК заключил договор на обучение студентов с ислам. ун-том Эль-Азхар (Египет) и Международным ислам. ун-том Пакистана. С 2001 г. проводится аттестация знаний мусульм. духовенства. В 2003 г. открыт Институт повышения квалификации имамов Казахстана при ДУМК. Духовное управление издает религ. лит-ру и календари на гос. языке. Выходят журналы «Иман» и «Шапагат-Нур». С 2000 г. издается ежемесячная газ. «Ислам и цивилизация» (тираж 50 тыс. экземпляров). В авг. 2009 г. в Алматы начал работу религ. телеканал «Асыл Арна».

http://pravenc.ru/text/1319864.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010