Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты 28 января 2000 года в городе Кандалакша заложили фундамент новой церкви, которая 26 марта 2005 года была освящена в память Рождества Иоанна Предтечи. Освятил церковь Высокопреосвяшеннейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. В прежние времена в Кандалакше существовали и более ранние постройки храма Рождества Иоанна Предтечи. Об этом в своей статье рассказывает священник о. Ник. Попов. «Основание этого монастыря относят к 1526 г., когда лопари, обитавшие близ устья р. Нивы и Кандалакшской губы, вероятно, по убеждению препод. Феодорита Кольского, сами просили через своих старшин великого князя Василия Ивановича прислать им антиминс и священников, чтобы освятить церковь, а их самих просветить св. крещением. В ответ на эту просьбу митр. Макарий прислал к ним иерея и дьякона, которые освятили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих крестили. По сохранившемуся преданию, монастырь этот был разрушен шведами одновременно с монастырем препод. Трифона Печенгского (1590 г.). Возможно предполагать, что он после пожара был восстановлен, а затем обращен в приходскую церковь во время повсеместного распоряжения Правительства об отобрании от монастырей вотчин, восстановлении монастыря можно судить по ходатайству попа Георгия Алексеева преп. преосвящ, Варсанофием о поправке крыши и потолков Предтеченской церкви. Об обращении его в приходскую церковь в указанную эпоху можно догадаться из того, что хранящиеся в архиве Кандалакшской церкви метрическая книга и духовные росписи не восходят ранее 1779 года, а первый священник Григорий Плотников, по свидетельству памятной книги, служили с 1763 г.». Как же выглядели эти храмы? О внешнем виде одного из них рассказывается в описи церквей Карелии тех времен: Кандалакшский район, Кандалакшская Предтеченская церковь. 1786-1801 гг. (Описание Н. Маковской 1927 г.). Впервые Предтеченская церковь была устроена вскоре после разрешения Кандалакшского-Кокуева монастыря в начале XVII века. К половине XVIII в. здание уже настолько обветшало, что на ее месте разрешено в 1780 г. строить новую. Существующая ныне церковь начата постройкой в 1786 г., но по недостатку средств строилась продолжительное время и освящена была только в 1801 г.

http://sobory.ru/article/?object=05120

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в 1925 г., не замещалась после 1935 г., 31 янв. 1990 г. возобновлена как Гомельская и Мозырская в границах Гомельской обл. Белоруссии выделением из Могилёвской и Мстиславской епархии , утверждена постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 20 июля 1990 г. C 11 июня 1992 г. в связи с отделением новоучрежденной Туровской и Мозырской епархии Г. е. имеет совр. границы и название. Объединяет приходы и мон-ри на территории центральной и вост. части Гомельской обл.: Буда-Кошелёвского, Ветковского, Гомельского, Добрушского, Жлобинского, Кормянского, Лоевского, Речицкого, Рогачёвского, Светлогорского и Чечерского р-нов. Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Буда-Кошелёвский, Гомельский городской, Гомельский районный, Добрушский, Жлобинский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светлогорский, Чечерский. Кафедральный город - Гомель. Кафедральные соборы - во имя св. апостолов Петра и Павла (Гомель) и Свято-Троицкий (Жлобин). Правящий архиерей - архиеп. Аристарх (Станкевич ; на кафедре с 29 июля 1990, с 25 февр. 2000 архиеп.). К кон. 2005 г. в епархии действовало 110 приходов и 4 мон-ря (1 муж., 3 жен.), в клир входили 156 священнослужителей (139 священников и 17 диаконов). Православие на гомельских землях до образования здесь епархии X - 1-я треть XIV в. Гомель (в XII-XIII вв. обычно назывался Гомий, в XIV-XVI вв.- Гомей, с XVII в. имеет совр. название) возник в нижнем течении р. Сож (приток Днепра) в зоне расселения восточнослав. племенного союза радимичей, к-рые, как и соседние с ними вятичи и северяне, в VIII - 2-й пол. IX в. платили дань Хазарскому каганату. В 885 г., согласно «Повести временных лет» , радимичи начали платить дань киевскому кн. Олегу на тех же условиях, как ранее делали это в пользу Хазарии,- «по щьлягу». Языческие правители («светлые князья») радимичей и посожских земель, ориентированные на днепровскую торговлю, выступали союзниками кн. Олега в его походах на Византию. В период борьбы между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и св. Владимиром Посожье отделилось от Киева. Этот процесс был характерен не только для радимичей, но и для соседствующих с ними более многочисленных вятичей. После того как в 981 и 982 гг. были разгромлены вятичи, радимичи в 984 г. в битве на р. Пищане (в окрестностях совр. г. Славгорода Могилёвской обл.) или на р. Песошеньке (Песочанка, приток р. Терюхи) потерпели поражение от войск Волчьего Хвоста, воеводы киевского кн. Владимира, и были окончательно подчинены Киеву.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Будущее русской школы Доклад С.В. Перевезенцева, сопредседателя Правления Союза писателей России на XIV Рождественских чтениях С.В. Перевезенцев Когда мне предложили выступить с докладом на тему «Будущее русской школы», я сначала долго не мог для себя решить — о чем говорить? И наверное, раздумья мои продолжались бы бесконечно, если бы вдруг не одна очень простая мысль, которая пришла в голову. А мысль и в самом деле очень простая — трудно говорить о будущем русской школы, если в школе не будет... детей. То есть, можно придумать прекрасные педагогические методики и технологии, можно наполнить школы самыми последними моделями аудио- и видеотехники, компьютерами, можно в пятьсот раз поднять зарплаты учителям. Всё это, если мы по-настоящему захотим, всё можно сделать. Но какой смысл от забитых техникой школьных зданий, если они будут пусты, если в них не будет детей? А ведь, как вы все знаете, рождаемость в нашей стране уменьшается год от года... По официальным данным Министерства образования и науки с 2000 по 2005 гг. количество российских школьников снизилось на 25%, т.е. на 5 миллионов человек («Московский комсомолец», 2005 г ., 30 января, 19. С. 2. Об этом же говорится в Проекте справки «О мерах по развитию образования в Российской Федерации», размещенном на интернет-сайте Министерства образования и науки РФ: «Вместе с тем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях за последние пять лет сокращается более чем на один миллион учащихся в год. Если в 1999/2000 году обучалось 20 640 000 учащихся, то в 2004/2005 году - 16 009 000 учащихся ). Кроме того, «за последние пять лет, - отмечает доктор экономических наук, профессор Н. Кричевский в статье, опубликованной 26 января 2005 г ., - доля населения страны в возрасте до 15 лет снизилась на 3,3 миллиона человек. Особенно пугающе выглядит уменьшение доли тех, кто в скором времени должен заменить будущих пенсионеров в экономике: мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 15 лет стало меньше на 2,5 миллиона. Вопреки сложившемуся мнению о росте рождаемости, сейчас мы даже не дотягиваем до показателей 1992 года. В 2004 году в захлебывающейся от нефтедолларов стране появилось на свет 1,5 миллиона детей. А в нищем 1992 году — на сто тысяч больше» («Московский комсомолец», 2005 г ., 26 января, 16. С. 5).

http://pravoslavie.ru/434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. А. Медведев. Фотография. 2012 г. Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965, Ленинград), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. Род. в семье ученых, преподавателей ленинградских высших учебных заведений. По окончании средней школы поступил в 1982 г. на юридический факультет Ленинградского гос. ун-та, который окончил в 1987 г. В 23 года крестился в одном из правосл. храмов Ленинграда, тогда же он осознал, что «вся история нашей страны - России, история Руси - это история Православия». С 1987 г. преподавал в ЛГУ (с 1991 С.-Петербургский гос. ун-т) гражданское и рим. право первоначально как ассистент, а после защиты в 1990 г. диссертации на ученое звание кандидата юридических наук - как доцент кафедры гражданского права. Одновременно в 1990-1995 гг. работал в Ленинградском горсовете (до 1991) и мэрии С.-Петербурга; также занимался научной деятельностью и юридической практикой. С кон. 1999 г. на гос. службе в высших органах власти РФ. Зам. руководителя аппарата Правительства РФ (с 9 нояб. 1999), зам. руководителя Администрации Президента РФ (с 31 дек. 1999), 1-й зам. руководителя Администрации Президента РФ (с 3 июня 2000). 30 окт. 2003 г. назначен руководителем Администрации Президента РФ. 14 нояб. 2005 г. перешел на должность 1-го зам. председателя Правительства РФ. Одновременно с 21 окт. 2005 г. 1-й зам. председателя, с 13 июля 2006 г. председатель президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики; курировал выполнение национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство». 2 марта 2008 г. на всеобщих выборах избран на 4-летний срок Президентом РФ как кандидат от партии «Единая Россия», поддержанный партией «Справедливая Россия», Аграрной партией России и партией «Гражданская сила». Начало президентского срока М. совпало с мировым финансовым кризисом. В этих условиях М.

http://pravenc.ru/text/Медведев.html

Составители: игум. Дионисий и В.Л. Шленов. В библиографию помимо книг включен ряд архивных материалов. Особая благодарность выражается С.А. Казаринову, за помощь в оформлении и унификации данного материала. I. Справочники, био-библиографические указатели 1. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 3. 2003. С. 276–349. 2. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» 1871–1872 гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 4. 2004. С. 410–477. 3. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева, предисл. и публикация документов иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. 4. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000). М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с. См. особо материалы под номерами 904–923, 2709–2737. 5. Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII–haчaлa XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. 6. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия. Ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 1 . 7. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария: Алфавитный список 1901–1917 годов: генеалогический справочник. М.: Прометей, 1998. 123 с. 8. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. Т. 2 (Ч. 1); 3 (Ч. 3); 5 (Ч. 2). М. 1977, 1980, 1989. С. 122; 98–105; 95–96. 9. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Кафедры и личный состав академии. Ч. 1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. М., 1982. 301 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он был человеком со стержнем Памяти Бориса Лапченко 18.02.2022 1137 Время на чтение 9 минут Фото: Б.Лапченко на встрече с читателями, нач.2000-х.   Не стало Бориса Степановича Лапченко, поэта, писателя, публициста, общественного деятеля. Познакомился я с ним в начале 70-х, когда работал литературным сотрудником районной газеты «По пути Ильича». Наши журналистские дорожки пересеклись в деревне Торопаца, в то время центра совхоза «Глубокое». Это была поучительная встреча: я увидел, как дотошно, вдумчиво, основательно «брал материал» опытный мастер. Судьба увела меня в Нелидово – редактор районной газеты,  затем в Калинин – редактор областной молодежки «Смена», редактор «Калининской правды». Борис Лапченко в то время уже был собственным корреспондентом «Литературной России». Изредка встречались в Калинине (Твери). А когда определились на вольные писательские хлеба, встречаться стали гораздо чаще. В Андреаполе, Торопце, на празднике фронтовой поэзии в Борках под Великими Луками. Там находится музей имени Ивана Афанасьевича Васильева, с которым долгие годы Б.С. Лапченко совместно «собкорил» в «Калининской правде». Однажды, на моем юбилее, я  был поражен, услышав, как замечательно он поет.  Не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем. За спиной у Бориса Степановича был солидный житейский и профессиональный опыт, не раз я выслушивал его полезные советы. Родился он 26 апреля 1933 года в Ленинг раде. В эвакуации находился в Башкирии. Оттуда семья переехала в деревню Шейно Торопецкого района. Отслужив в армии, начинал профессиональный путь в Торопецкой районной газете Октябрь». Окончил заочно факультет журналистики Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова. Статьи, корреспонденции, очерки молодого журналиста были замечены, его пригласили в собкоры «Калининской правды». В этом качестве проработал более двадцати лет, до 1984 года. А в 1985 году был принят в члены Союза писателей СССР .   Борис Лапченко. 1950-е гг.   Работал он неспешно, но продуктивно. Остро чувствуя нерв жизни, прекрасно владея словом, печатался в газетах и литературных журналах «Наш современник», «Волга». Вышли отдельными книгами повесть «Асановский поворот»  (1979), очерки «На дорогах Валдая» (1983) и «Сложение сил» (1985), повести и рассказы с сохранениям названия «Асановский поворот» (1986), экологические очерки и рассказы «Дорога на «Катин мох»  (1990). Появились сборники стихов «Возвращение к себе (2000), «Обретение» (2005), «Прозрение» (2009, «Любовь не слушает  зимы» (2017)…  «…Не признаю поэзии вычурной, игры слов ради игры словами. Истинная поэзия чиста и прозрачна, как родниковая вода. А её образы точны и зримы, как математические символы. И главное — поэт, писатель должен обращаться к душе, к чувствам человека, побуждать его становиться чище, человечнее. Иначе, зачем браться за перо!», - так кратно, но емко обозначит он свое понимание литературного творчества.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русское просвещение - в ранг государственной политики! 02.08.2005 400 Время на чтение 6 минут Мы переживаем духовный геноцид в отношении русской культуры. Иностранные специалисты, чужие коренному русскому духу, стали просветителями и учителями нашего народа. Примитивная массовая культура, несущая грязнодушие, заполнила Россию. Мы открыты мировой классической культуре и нравственно возвышающей современной зарубежной культуре. Но нас душат разлагающей антикультурой. Душат сознательно, целенаправленно, планомерно. Вот документ " Петербургская школа - 2004. Программа развития системы образования на 2000-2004 гг. " (Авторский коллектив во главе с О. Е. Лебедевым). Первой ведущей идеей программы является " приоритет общечеловеческих ценностей " . Как-то неловко объяснять авторам - известным ученым педагогам и деятелям образования, что " общечеловеческие ценности " не существуют как нечто конкретное; что они возникают из совокупности национальных культур, созданных различными нациями и составляющих международный культурный фонд, общечеловеческое культурное достояние, совокупные ценности. Идеологическая подоплека такой затеи ясна: навязать нам глобализацию - безнациональный " плавильный котел " во главе с " золотым миллиардом " США, которые считают себя образцовой страной. Вместо многополюсного национального творчески яркого мира - безнациональное обесцвечивание всех народов, кроме одного - " образцового " . Второй приоритет в документе " Петербургская школа " - " изучение зарубежного опыта " . До революции мы имели образцовую школу С.А. Рачинского. У нас была лучшая в мире советская школа во главе с В.А. Сухомлинским и другими. Она, в частности, давала непревзойденное естественно-математическое образование. В последнее десятилетие рождены славные школы. Все это не ведомо учителям. Им предлагают познавать иноземный педагогический капитал. Овладеть им нужно, но после постижения своего. Так поступали наши классики. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой досконально освоили российский опыт, потом поехали в Европу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРОВ Николай Андреевич (22.12.1955, Москва), археолог, историк, академик РАН (2011); член президиума Российского исторического об-ва, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию (с 2015), чл.-кор. Немецкого археологического (с 2005) и Американского археологического (с 2009) институтов, член международных научных советов «Ruralia» (создан для исследования средневек. сельских поселений в Европе) и Фонда «Европейский совет исследований» (создан Евросоюзом для поддержки научных проектов) вице-президент РАН (с 2017). М. вырос в семье, сохранявшей православные традиции (отец - Андрей Николаевич (1923-1987), художник-пейзажист, прошедший фронты Великой Отечественной войны; дед по отцу - Николай Павлович (1887-1980), известный экономист-аграрий, мать - Е. Л. Леонова (1928-1999), член Союза художников России, дочь писателя Л. М. Леонова (1899-1994); в роду М. книгоиздатель М. В. Сабашников). Окончил кафедру археологии исторического фак-та МГУ (1978; учителя Д. А. Авдусин , В. Л. Янин ). Работал в Ин-те археологии РАН, в структурах научных фондов и РАН (в 1995-1999 - зав. Отделом истории РГНФ; 1999-2002 - зам. академика-секретаря Отд-ния истории РАН; с 2012 - руководитель секции истории Отд-ния историко-филологических наук РАН; с 1997 - член-корреспондент); с 2003 - директор Ин-та археологии РАН. Основной предмет исследований М.- археологические памятники севера Вост. Европы и северо-востока России (Суздальское ополье) в древнерусский период, отражающие ключевую проблематику начальной истории России: процессы колонизации сев. и вост. территорий, и становление Владимиро-Суздальской Руси как ядра великорусской народности (канд. дис.: «Население рус. Севера в X-XIII вв.: По мат-лам могильников вост. Прионежья», 1985; докт. дис.: «Колонизация сев. окраин Др. Руси в XI-XIII вв.: По мат-лам археол. памятников на волоках Белозерья и Поонежья», 1994). В 1985 г. М. положил начало Онежско-Сухонской экспедиции Ин-та археологии АН СССР, к-рой руководил до 2000-х гг.

http://pravenc.ru/text/2561478.html

Собянин Сергей Семенович Дата рождения: 21 июня 1958 г. Страна: Россия Биография: Родился 21 июня 1958 г. в с. Няксимволь Березовского р-на Тюменской обл. Окончил Костромской технологический институт в 1980 г. и Всесоюзный юридический заочный институт в 1989 г. Кандидат юридических наук. Трудовую деятельность начал в 1980 г. Работал слесарем, затем мастером Челябинского трубопрокатного завода. В 1982-1984 гг. — заведующий орготделом Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска, в 1984-1990 гг. — на руководящей партийной и советской работе в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской обл., в 1990-1991 гг. — начальник государственной налоговой инспекции в г. Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ). В 1991-1993 гг. — глава администрации г. Когалыма. В 1993-1994 гг. — первый заместитель главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В 1994-2000 гг. — председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа, член Совета Федерации ФС РФ, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2000-2001 гг. — первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. В 2001-2005 гг. — губернатор Тюменской обл. С ноября 2005 г. по май 2008 г. — руководитель Администрации Президента РФ. 12 мая 2008 г. назначен вице-премьером — руководителем аппарата Правительства РФ. С 21 октября 2010 г. по представлению Президента РФ Д.А. Медведева наделен Московской городской Думой полномочиями мэра Москвы. В 2012 г. был принят Федеральный закон, возвращающий прямые выборы глав субъектов Российской Федерации. В этой связи в июне 2013 г. объявил о сложении полномочий и выставил свою кандидатуру на прямые выборы мэра г. Москвы. С июня по сентябрь 2013 г. — временно исполняющий обязанности мэра российской столицы. Победил на выборах 8 сентября 2013 г., инаугурация состоялась 12 сентября. Награды: Церковные: Светские: Web-caйm: www.mos.ru на Патриархия.ru мера Москви С.С. Кирилу з Днем захисника та звернення] Поздоровлення мера Москви С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1303043...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010