Московский пожар 1547 года Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе 1 . Совершив венчание на царство, Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) произносит торжественную речь нововенчанному царю Иоанну Грозному (†1584). Он призывает государя иметь страх Божий, благоговение к Церкви, “духовное виновение” к иерархии, быть “приступным” к боярам и вельможам, блюсти и жаловать всех православных христиан 2 . Позднее царское венчание Русского государя было подтверждено Константинопольским Патриархом Иоасафом II (1555–1565) 3 . Вскоре после царского венчания в Москве был созван первый Макарьевский Собор. Его заседания проходили 1 и 2 февраля 1547 года, на нём впервые в истории произошла массовая канонизация святых Русской Церкви. В постановлении Собора говорится: “…уставили есмя ныне праздновати новым чюдотворцом Росийския земля, что их Господь Бог прославил Своих угодников многими различными чюдесми и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения. Мы же о Святем Дусе с сыновы своими со архиепископы и епископы со всем освященным Собором уставихом праздновати соборне по прежеуложеному Уставу святых Отец во царствующем граде Москве в соборней Церкви и по всем святым церквам великаго царства Росийскаго по всем градом и весем пети и праздновати повсюду” 4 . 3 февраля молодой царь вступает в брак с Анастасией Романовой, “а венчал их в соборной церкви Пречистыяа Владычици нашея Богородици и Приснодевици Марии честнаго и славнаго Еа Успениа Макарий Митрополит всея Руси в царствующем граде Москве; и бысть радость велиа о государьском браце” 5 . Боярыня Анастасия, вступив в брак, одновременно стала первой русской царицей. В начале святительского приветствия новобрачным повторяется коронационное поздравление, а во второй части говорится об обязанностях супругов-христиан 6 . После царского венчания царь совершил богомольную поездку к преподобному Сергию, а после вступления в брак царь, его брат и царица совершают пешее паломничество к Живоначальной Троице.

http://pravmir.ru/moskovskiy-pozhar-1547...

4 февраля 2013 г. 23:00 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных Документ подготовлен Межсоборным присутствием в 2012 году и принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

http://e-vestnik.ru/docs/church_personal...

Проект документа «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг» 10 февраля 2011 г. 18:29 16 декабря 2010 года президиум   Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг». Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам богословия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. I Синодальный перевод (СП), вышедший в свет по благословению Святейшего Синода в 1876 г., изначально предназначался лишь «для домашнего назидания» в качестве «пособия к разумению Священного Писания», но сегодня за пределами богослужения приобрел статус общецерковного или даже официального перевода Русской Православной Церкви. В настоящее время это наиболее распространенный перевод, который употребляется не только в домашнем чтении, но используется на занятиях в воскресных школах и в семинариях. Начиная с середины 20 в. в православных изданиях библейские цитаты начинают приводиться по тексту СП (ранее исключительно по славянскому тексту Елизаветинской Библии). СП лежит в основе целого ряда переводов на языки народов РФ (напр., крященский, чувашский). Все это, безусловно, говорит о том значении, которым обладает СП сегодня. Можно с уверенностью сказать, что за истекшую более чем 130-летнюю историю своего существования СП произвел громадный сдвиг в русской культуре и обеспечил развитие русскоязычного богословия в конце 19-го и на всем протяжении 20 в. Именно этому переводу суждено было сопровождать российских христиан в самые тяжелые годы нашей истории, в годы беспрецедентных гонений на Церковь и запрета на распространение Священного Писания. Во многом благодаря Синодальному переводу в России сохранилась христианская вера, и стало возможным, после падения государственного атеизма, возрождение религиозной жизни. Все это делает СП неотъемлемым наследием русской церковной и светской истории, а также придает ему статус культурно-исторического памятника.

http://patriarchia.ru/db/text/1406492.ht...

Про принципи роботи в 4 лютого 2011 р. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1401896...

Интервью митрополита Варсонофия МИА «Россия сегодня» ноября 2014 Священный Синод Русской Православной Церкви постановил провести 29-30 января 2015 года пленум Межсоборного присутствия с участием мирян, а 2-4 февраля — Архиерейское совещание. О том, чем это совещание будет отличаться от Архиерейского Собора, о проблемах и перспективах реализации соборных решений, открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих рассказал в интервью МИА «Россия сегодня» управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил провести 29-30 января 2015 года пленум Межсоборного присутствия с участием мирян, а 2-4 февраля - Архиерейское совещание. О том, чем это совещание будет отличаться от Архиерейского Собора, о проблемах и перспективах реализации соборных решений, открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих рассказал в интервью МИА " Россия сегодня " управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . - Владыка, почему в начале февраля решено провести Архиерейское совещание, а не Собор? Чем они отличаются? - Собор отличается от совещания прежде всего тем, что дает соборный, единый, общий ответ Церкви на современные вызовы. Есть определенные сроки, в которые он должен проходить, эта норма закреплена в уставе Русской Православной Церкви - не реже одного раза в четыре года. Но за минувшие пять лет прошло три Архиерейских Собора. То есть собор можно проводить чаще. Например, когда на Украине была сложная ситуация, возникшая в результате образовавшегося раскола (Филарет Денисенко, лишенный сана и преданный анафеме архиерей Московского Патриархата, возглавил самопровозглашенный Киевский патриархат - ред.) , мы созывали Архиерейский Собор независимо от того, прошло два или четыре года или нет. Последние Архиерейские Соборы, которые прошли в 2011 и 2013 годах, приняли очень много постановлений для улучшения церковной жизни. Сегодня эти решения воплощаются. Понятно, что в каждой епархии это происходит в своем темпе. Есть епархии, которые совсем недавно образовались и только-только приступают к реализации этих решений, но есть и епархии, которые уже на 100% выполнили эти решения. Поэтому, прежде чем созвать очередной Архиерейский Собор, нам надо иметь некоторую картину того, как и где реализовались решения предыдущих Соборов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Скачать epub pdf Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал 74). Пояснительная записка Содержание I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика подготовки IV. Характеристика деятельности миссионеров V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ по подготовке миссионеров VI. Требования к структуре основных образовательных программ по подготовке миссионеров VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ Приложение 1 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Проект. Приложение 2 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Общая характеристика программы 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа) Введение в Православное вероучение Священное Писание (Ветхий завет) Священное Писание (Новый Завет) История Церкви Введение в литургику Нравственное богословие 2. Цикл «Миссионерская деятельность» (72 ауд. часа) Миссиология Принципы и методы миссионерской деятельности. Практическая психология Практика приходской миссионерской деятельности     Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров обусловлено необходимостью качественного развития миссионерского служения в Русской Православной Церкви на современном этапе. Миссионерство, как содействие человеку в обретении православной веры, должно осуществляться на системной основе и быть обеспечено подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности миссионера на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки миссионеров (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18:31)).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

Архиерейский Собор прошел в Храме Христа Спасителя ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  2 февраля 2011 г. Состоялся Архиерейский Собор 2-4 февраля в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. К участию в Соборе были приглашены 217 архипастырей Русской Православной Церкви. В состав президиума Собора вошли постоянные члены Священного Синода: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Членами президиума также стали временные члены зимней сессии Священного Синода: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Архангельский и Холмогорский Даниил. Кроме того, в президиум Собора были введены митрополит Рижский и всея Латвии Александр и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, включенные на время работы Собора в состав Священного Синода. В начале работы Собор утвердил регламент, повестку дня и программу 11 пленарных заседаний, предложенные Священным Синодом. Также участники заседания избрали секретаря Собора и проголосовали по составу редакционной и мандатной комиссий. По окончании голосования Святейший Патриарх Кирилл огласил приветствия, которые направили в адрес Архиерейского Собора Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и Президент Украины В.Ф. Янукович, после чего обратился к участникам Собора с докладом. Предстоятель призвал участников Собора «сделать выводы из событий истекшего года и принять решения, регулирующие деятельность епархий, приходов и церковных учреждений на будущий год, а в некоторых случаях и на несколько лет вперед».

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalsya_a...

Закрыть itemscope itemtype="" > Какова должна быть роль Поместного Собора? В проекте документа Межсоборного присутствия предлагается большую часть полномочий Поместного Собора передать Архиерейскому Собору 11.02.2011 836 Время на чтение 4 минуты 16 декабря президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», сообщает Патриархия.ru. Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в качестве промежуточных предложений по рассматриваемой теме. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Рассматривая тему «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, церковно-общественных объединений и центральных духовных школ, в ответ на запрос председателя комиссии. Внесенные в комиссию предложения сводятся к двум принципиальным вариантам: оставить существующее положение вещей неизменным; рассматривать Поместный Собор как высший орган представительства церковной полноты Русской Православной Церкви, а Архиерейский Собор - как высший орган власти и управления. Аргументация поддерживающих возможность изменения следующая. Ныне действующий Устав определяет Поместный Собор, а не Архиерейский Собор как орган высшей власти в области канонического устроения. Между тем такие полномочия, как принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий отнесены к компетенции Архиерейского Собора. Все это вопросы канонического характера. Очевидное противоречие в тексте Устава целесообразно устранить не чрез исключение этих тем из компетенции Архиерейского Собора, но чрез усвоение именно ему высшей власти в области канонического устройства Русской Церкви, которая в настоящей редакции, декларативно, усвоена Поместному Собору.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/11/ka...

Киевский митрополит Ефрем (1055–1061) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 19 февраля 1054 года скончался Великий князь Киевский Ярослав Мудрый, продолжатель дела Владимира Красное Солнышко. Огромную страну почивший князь завещал четырём своим сыновьям: Изяславу, Святославу, Всеволоду и Вячеславу. Он почил в Вышгороде и был погребён в построенном им Софийском соборе в Киеве. “И попове поющее обычная пес(ни). И плакашас(я) по нем люд(и)е, и принесше, и положиша в раце мороморяне, в ц(е)ркви с(вя)тое Софии” 1 . Среди духовенства, отпевавшего князя, не называются иерархи, нет и митрополита. Это позволяет думать, что митрополичья кафедра в это время уже вдовствовала. Известна печать прибывшего нового Митрополита Ефрема, на которой изображён в рост архангел Михаил и на обороте имеется греческая надпись: “Господи, помози Ефрему, протопроэдру и Митрополиту России” 2 . Протопроэдры входили в состав царского синклита Византии 3 . Таким образом, на Русь был поставлен иерарх, занимавший высокое положение в византийском обществе, его хиротонию возглавил Патриарх Михаил (Керулларий; 1043–1059), который “отличался твёрдостью и непоколебимостью в решениях” 4 . Следует сказать, что в 1054 году произошёл разрыв между Константинополем и Римом. В столицу Византии прибыла римская делегация во главе с кардиналом Гумбертом. Автор доставленной буллы Папа Лев IX к тому времени уже отошёл в иной мир и поэтому Византийский Патриарх не стал встречаться с его легатом. Однако 16 июля кардинал Гумберт, возглавлявший римскую делегацию, положил на престол в Софийском соборе папскую буллу с отлучением от Церкви Византийского Патриарха Михаила (Керуллария) и “его сообщников” 5 . Одновременно папский посланник возгласил анафему всем, совершающим Литургию на квасном хлебе 6 . В ответ на это Патриарх Михаил 24 июля собрал в Константинополе Собор, который дал оценку произошедшему событию: “Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину” 7 .

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ef...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть четвертая 22.09.2011 1034 Время на чтение 64 минут Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов 1. Целовальные записи и обеты Строго говоря, словосочетание «Утвержденная Грамота», точнее — «Утверженная Грамота», относится к заключительной части Соборного документа. Это словосочетание там и появляется впервые, а до того — в тексте выше оно нигде не встречается. Из повествования следует, что сам текст собственно «Утверженной Грамоты» только начал составляться 9 Мар та — в день памяти Сорока Мучеников Севастийских: «вся яже глаголемая и действуемая въ настоящее время въ ней написавше», но заключительная часть, содержавшая уже не только духовны обеты соборян, но и страшные духовные проклятия отступникам, написана была уже «по мале времени»(177), то есть несколько позже, может быть, после 9 Марта, но в какой же именно день не указано. В первом Слове Святейшего Патриарха Иова на заседании Московского Собора 9 Марта 1598 года говорится о необходимости всеобщей молитвы Пресвятой Троице, Богородице, великим (Московским) Чудотворцам и всем Святым: 1) о Венчании нового Царя на Царство, 2) о даровании многолетия всей Царской Семье, 3) о покорении всякого возможного супостата, 4) о мирном устроении Царства новой Династии из рода в род навечно, 5) об установлении празднования иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской» и Крестного Хода из Кремля в Новодевичий монастырь 21 Февраля — «по вся годы непременно творити»(178). В первом ответном Слове соборяне заверили, что будут молиться о Царской Семье, об их чадородии и 21 Февраля будут праздновать Крестным Ходом в Новодевичий Монастырь праздник иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской». Это Слово дается в пересказе, а не цитатой.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010