Точное место захоронения Луполовой неизвестно. Краеведы Р. Игнатьев, В. П. Ласковский полагали, что оно находилось под Рождественским собором. В нач. XX в. здесь было устроено каменное надгробие, помещена картина, на которой изображена Прасковья в монашеской одежде на фоне обители. И. Куприянов, ссылаясь на рассказ престарелой монахини, предположил, что могила была обнаружена при закладке в 1824 г. каменного Варваринского придела (с южной стороны от Рождественского храма) и оказалась под его алтарем. В нач. XX в. в гостинице, недалеко от главного входа в мон-рь, 16 лет проживала прозорливая старица Мария Михайловна. В 1916 г. старицу посетила супруга имп. св. Николая II , имп. св. Александра Феодоровна , которая подарила подвижнице икону с изображением св. Александры и св. жен, тезоименитых дочерям императрицы. В письме Николаю II от 12 дек. 1916 г. имп. Александра так описывает старицу: «Она седая, у нее милое, тонкое, овальное лицо с прелестными молодыми лучистыми глазами, улыбка ее чрезвычайно приятна. Она благословила и поцеловала нас». В 1917 г. Мария Михайловна была похоронена в приделе в честь Старорусской иконы Божией Матери Рождественского Собора. Экономическое положение До присоединения Новгорода к Москве (1478) Д. м. владел земельными вотчинами в Передольском и Сабельском погостах Водской пятины. Одна из них в Передольском погосте находилась в совместном владении с Новгородским архиерейским домом. Обе вотчины были конфискованы вел. князем Московским Иоанном III Васильевичем . В писцовой книге Деревской пятины 1495 г. упоминается сохраненная за Д. м. вотчина в Курском присуде Налючской волости. Экономическое положение Д. м. улучшилось во 2-й пол. XVII в. В 1676 г. в ответ на ходатайство игум. Улиты царь Алексей Михайлович предоставил мон-рю большие льготы (охрану земельных вотчин от захвата соседними помещиками, боярскими и крестьянскими детьми, насельниц освободили от уплаты казенных повинностей и сборов, игумениям при необходимости ехать по делам в Москву предоставляли казенную подводу и содержание на время в пути и на пребывание в Москве). Также царь Алексей Михайлович повелел исправить «на казенный счет» соборную церковь. Процветанию обители способствовала и поселившаяся в Д. м. во 2-й пол. XVII в. боярыня Агафья Семеновна Аничкова, которая завещала мон-рю все имущество: более 2 тыс. дес. земли и 400 крестьян. Но к сер. XVIII в. Д. м. был небогатым, владел 320 дес. земли и 400 крестьянами. После конфискации в 1764 г. земельных вотчин мон-рю была оставлена мельница и сохранено право рыбной ловли на р. Мсте. В нач. XX в. вместо отошедшей под военное поселение территории, где мон-рь владел мельницей и рыбной тоней, имп. Николай II назначил ежегодную денежную выплату в размере 1 тыс. р. ассигнациями.

http://pravenc.ru/text/171770.html

И. был отстранен от управления Нижегородской епархией и 2 сент. 1708 г. сослан «на смирение» в Кириллов Белозерский мон-рь; «получал пищу против 4 братий, но не имел права без ведома настоятеля ни писать, ни получать писем: настоятель обязан был те и другие отбирать и присылать в Москву» ( Чистович. 1863. С. 69). В переписи по Белозерскому у. за 1710 г. указывалось, что в обитель выдается «государева денежного жалованья... Исаию митрополиту по 20 рублев» в год. По некоторым сведениям, в 10-х гг. XVIII в. И. совершал иерейские хиротонии, состоял в переписке с прот. И. И. Игнатьевым , духовником царевича Алексея Петровича . И. был погребен в Кирилловом Белозерском мон-ре, захоронение, вероятно, утрачено. В сер. XIX в. архим. Варлаам (Денисов) «с большею вероятностию» полагал, что именно И. принадлежал хранившийся в Кирилловом мон-ре «клобук из белого крепа с травами, покроем сходный с нынешними клобуками, только сшит для низкой камилавки с узким верхом». Клобук хранился в особом деревянном футляре за стеклом ( Варлаам. 1859. С. 78); к авг. 2011 г. его местонахождение неизвестно. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. Д. 61. Л. 59. Соч.: Поучение/С предисл. А. Титова. М., 1899. Ист.: ОДДС. Т. 18. С. 890; ДРВ. М., 1791 2. Ч. 18. С. 96; Чистович И. А. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст.//ПО. 1863. 1. С. 48-106; Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 1886. С. 93-95. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 167; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. С. 500-501; Варлаам [Денисов], архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-140; Снегирёв И. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 74; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Рус. Церкви в посл. десятилетие XVII в. Каз., 1913; Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По мат-лам Преображенского приказа. М., 1957. С. 95; Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995. С. 436; Макарий [Миролюбов], архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999. С. 41-44, 280, 313, 318-320, 342, 519; Бугрова М. С. Исайя, митр. Нижегородский и Алатырский//Памятники церковной культуры Нижегородского края. Н. Новг., 2001. С. 37-40; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 38-42.

http://pravenc.ru/text/674826.html

С. 11). Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе (Там же. С. 12-13). Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. 126 (2071), нач. XVIII в.- Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (К., 1659. Л. 135, чудо 6) и «Небо новое» (Львов, 1665. Л. 75 об., чудо 36). В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится ( Смирнов. 1897. С. 16). Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия ( M egaw, H awkins. 1977. P. 164). В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» ( Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви , хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей. В рукописном сб. «Солнце Пресветлое» с гравюрами Г. П. Тепчегорского (известен в 2 списках: МГУ НБ. 293 (в составе Сборника сказаний о чудотворных иконах, с «Повестью о посаднике Щиле» и житиями российских святых), 10-20-е гг. XVIII в.,- принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову; ГИМ. Муз. 42, 1-я четв. XVII в.,- принадлежал Ф. Мурыгину) есть 3 кратких рассказа об иконах, именуемых Кипрскими (главы 23, 40, 94), и заметка, посвященная «Китейской» иконе Божией Матери (гл.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Ист.: Патерик Киево-Печерского мон-ря/Подгот. к изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 179-180 [Арсениевская ред. патерика]; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931, 1991р. С. 104-106, 126; Древнерус. патерики/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999 (по указ.). Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 217; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 414; Описание о российских святых. С. 20; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 18-19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 161; Нояб. С. 48-49; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 294, 349; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 31-32, 41, 48, 60, 71, 131; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 624-625; Карпов А. Ю. Онуфрий// Он же. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 345. М. В. П. Иконография Имя О. приведено среди имен 130 Киево-Печерских преподобных (все без указания дней памяти) в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. со следующим описанием: «Надсед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), риза преподобническая дичь, испод голубец, на плечах клобук черн, руки у сердца, персты вверх, левою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об.; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 381. С. 188). В подлиннике 20-х гг. XIX в., включающем «особый перечень русских святых с описанием «подобий»» (Там же. С. 261), подчеркнута возрастная характеристика О. как молодого человека; облачение монашеское, на голове - клобук (РНБ. Погод. 1931. Л. 213). В Строгановском подлиннике в фиксации местоположения святых (О.- «левыя страны», 13-й) находит отражение вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение к-рой происходит в 80-х гг. XVII в. на фоне установления в это время почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. Наиболее ранние примеры композиции «Собор Киево-Печерских святых» Д. А. Ровинский отмечает на гравюрах кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_14.html

В кон. XIV - нач. XV в. игуменом Д. был буд. митр. Киевский и Литовский Григорий Цамблак . В составленных им Житии и службе кор. св. Стефану Дечанскому он сообщил нек-рые факты из истории обители и дал подробное ее описание, к-рое служит надежным источником для реконструкции ее первоначального вида (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 102-104; Цамблаков опис дечанског храма у светлости buзahmujcke естетике//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. С. 183-188). После османского завоевания Сербии монашеская жизнь в Д. в отличие от мн. др. серб. мон-рей не угасла, хотя часть его владений была конфискована. Мон-рь был освобожден от части налогов, т. к. на дечанских игуменов была возложена обязанность разведения соколов для султанского двора. Согласно подати, уплаченной мон-рем в 1485 г., его доходы чуть превышали 1 тыс. акче. 2-я пол. XVI в. стала для Д. кратким периодом расцвета, связанным с восстановлением Печской Патриархии , мон-рю даже удалось расширить владения. Патриарху Печскому Антонию (Соколовичу) приписывается роспись царских врат церкви. В XVI в. в Д. подвизались преподобные Нестор и Евфимий , а в общей стихире серб. святым упоминаются дечанские пустынножители Ефрем и Евстафий. До XVIII в. мон-рь имел владения в Валахии, господари к-рой оказывали финансовую помощь мн. правосл. мон-рям в Османской империи. Со временем экономическое положение обители ухудшалось, для защиты прав мон-ря игумены и их представители обращались к верховной турецкой власти в Стамбуле в 1506, 1539, 1572, 1577, 1581, 1595, 1598, 1602, 1672, 1677, 1699 гг. и позднее. В 1558 г. местный спахия Нухо Топчуоглу собирался разрушить собор в обители, утверждая, что под ним находится серебряный рудник; храм сохранило лишь вмешательство султана Сулеймана Великолепного. В сер. XVII в. из-за ослабления центральной власти в Османской империи возросла безнаказанность и агрессивность местных феодалов. Положение усугубляли расселявшиеся на окрестных землях албанцы-мусульмане, не почитавшие христ. святыни. В 1644-1645 гг. дечанский монах отметил в книге, что в это время мон-рю была «великая неволя» от албан. племени Климентов. В 1687 г. Арап-паша разорил окрестности Д. Одной из форм эксплуатации мон-ря албанцами была т. н. защита обители. Под предлогом обеспечения безопасности в мон-ре поселялись албан. вооруженные отряды, и монахи были обязаны их содержать. В 1692 г. мон-рь был разорен отрядом Татархана и лишь заступничеством св. покровителей был спасен от уничтожения. В кон. XVII - сер. XVIII в. неск. раз пострадал от пожаров. В 1707 г., по свидетельству католич. архиепископа г. Бар, в Д. было 3 монаха. В 1720 г. игум. Мелетий и 12 иеромонахов дали присягу, что никогда не покинут мон-рь. Была составлена т. н. Клятвенная книга, впосл. пополнившаяся подписями и др. насельников (Дечани. 152).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Посетивший Полтаву в 1845 г. поэт Тарас Шевченко изобразил монастырь на одном из рисунков и упомянул в повести «Близнецы» (1855). Строки об обители есть и в поэме Лины Костенко «Маруся Чурай» (1979) о полулегендарной полтавской певице сер. XVII в.: «Той монастир недавно збудували./Там дзвони на голоси./Його Пушкар з були там («Тот монастырь построили недавно./Звонят в нем на любые голоса./Он учреждался Пушкарем с Иваном,/а раньше были там леса… леса»). Описание [ править править код ] Территория обители протянулась с севера на юг (по оси мысовидного выступа холма), в виде узкого ромба с усеченными вершинами острых углов. Она опоясана кирпичной оградой 1-й пол. 1990-х гг. (на месте аналогичной ограды 1880-х гг.). В центре северного «торца» обители кольцо ограды включает 4-ярусную 47-метровую колокольню 1786 г. в стиле украинского барокко, напоминающую по отделке Великую колокольню Киево-Печерской Лавры. Западнее колокольни устроены св. врата. Севернее колокольни, вне монастыря, в 1991 г. сооружен памятный знак в честь монастырского некрополя, уничтоженного в советское время (исполнен в виде каменной трапеции с вмурованными фрагментами уцелевших надгробий). На юг от колокольни, по оси монастырской усадьбы, расположены (в порядке удаления) Крестовоздвиженский собор, храм Св. Троицы, храм св. прав. Симеона Богоприимца. Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов), деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991), собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником. Храм Св. Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.), служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Социальный статус А. п., т. о., соответствовал положению служилых людей архиерейских дворов, по профессиональным обязанностям они были близки церковному клиру (особенно подьяки), но по положению и месту в об-ве - к служилому сословию. Их могли пожаловать в приказные или в дворцовые дети боярские или дворянским чином. Права А. п. как служилых людей охранялись законом. По Соборному уложению 1649 г . «за бесчестье» дьяков полагалось платить 3 р., подьяков - 2 р. К нач. XVI в. выплата годового жалованья А. п. осуществлялась из денег, поступавших от ставленников во диаконы и священники. После Московского Собора 1503 г. была установлена и хлебная руга , к-рая первоначально выдавалась из великокняжеской казны, затем - из епархиальных средств. В каждом хоре складывалась своя величина окладов. К кон. XVI в. новгородские А. п., напр., получали по 5 р. денежного и по 15 четей ржи и овса хлебного жалованья в год. В хоре Сибирского архиепископа в 1-й пол. XVII в. дьякам устанавливался денежный оклад в 6-7 р., хлебный - по 8-10 четей ржи и овса; подьякам - в 3-5 р., хлебный - по 4-5 четей ржи и овса. Кроме основных видов жалованья А. п. получали сукно, «кормовые» и «понахидные» (панихидные) деньги. За счет епархиальной казны им поставлялось платье. Нередко в праздники певцы пользовались столом архиерея, а при сопровождении последнего в столицу - столом Патриарха. Существенным дополнением являлись денежные пожалования за славление в праздник Рождества Христова (от архиереев, монастырских «начальников», во время пребывания в Москве - царя, Патриарха и др. лиц), различные вознаграждения за исполнение к.-л. поручений. Певцам также предоставлялись дворы на землях архиерейской домовой вотчины, не облагавшиеся налогом. Лит.: Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в.//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России (XVI-XVII вв.)//Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв.: Сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. Вып. 83. С. 100-117; он же. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. Гл. 1, 4. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76494.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010