В нач. XX в. И. считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., память И. указана под 30 мая и 4 апр. Староторжский мон-рь был закрыт в 1925 г. По воспоминаниям старожилов, в нач. 30-х гг. могила И. была вскрыта, мощи извлечены, их дальнейшая судьба неизвестна. Вскоре храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был разрушен. В наст. время в уцелевших зданиях обители размещается Галичское педагогическое уч-ще. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. Прил. С. 1-40 (отд. изд.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в./Публ. М. Петровского. Каз., 1891). Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 319-320; Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382; Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба по Костромской губ. СПб., 1861. С. 475; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. Памятная кн. Костромской еп. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 66; Мухин В. Восп. об обители прп. Паисия, близь города Галича (Костромской губ.), о самом Галиче и о находящихся в нем и близь него святых храмах и обителях. М., 1884. С. 8; Зверинский. Т. 2. С. 235-236. 1005; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Голубинский. Канонизация святых. С. 327; ПБЭ. Т. 6. Стб. 111; Сырцов И. Две недели с чудотв. Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г.//Костромские ЕВ. 1905. 20. Ч. неофиц. С. 606; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913. С. 8-9, 12, 25; Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 1. С. 113-114; Т. 2. 227; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв.//РД. 2001. Вып. 7. С. 314-336; Авдеев А. Г., Семячко А. С. Житие Паисия Галицкого//СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 399-405.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Е . В . Романенко Иконография А. Г. обычно изображался вместе с прп. Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. Л. 83 об., посл. четв. XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток» ( Филимонов. С. 35). В Строгановском лицевом подлиннике А. Г. изображен дважды (11 окт. и 1 июня - вместе с прп. Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами жития прп. Дионисия, в нек-рых изображен А. Г. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный - преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, у А. Г. в руке свернутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором (ср. изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ). Редкий пример введения образа А. Г. в деисусный чин иконостаса - икона кон. XVII в. (ВГИАХМЗ) из деревянной ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35; Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. С. 49. Кат. 103; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48-49, 289. Я . Э . Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114640.html

XV в., 1607, нач. XVII в., XVIII в.- все в СНХГ), на иконах Г. В. встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я пол. XIV в., Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Г. В. представлена в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321), в т. ч. с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых). Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Г. В. в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги прор. Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе др. «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. 7). Как и в визант. памятниках, изображения в куполе Г. В. в рус. искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: напр., в ц. Спаса на Ильине ул. в Новгороде (1378), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в., разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3). Поясные иконы Г. В. обычно являются средником Деисусного чина (напр., Высоцкий чин, 80-90-е гг. XIV в., ГТГ; Звенигородский чин, ок. 1400, ГТГ). С XV в. на рус. иконах Г. В. на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV в., ГТГ). С XVI в. на рус. иконах встречается надпись: «Вседержитель» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ, музей П. Д. Корина). Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// Он же. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 61-63; Wessel K. Christusbild//RBK. 1966. Bd. 1. Lfg. 7. S. 1014-1020; Lucchesi Palli E. Christus-Pantokrator//LCI. Bd. 1. Sp. 392-394. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Иосиф (Хозеревский?), представитель наместника Белорусской кафедры Сильвестра Волчанского. Было принято решение отстаивать на съезде (если он состоится) интересы православной Церкви и с этой целью направить послов на сейм Речи Посполитой, оказать помощь пострадавшему от гонений со стороны католиков Виленскому братству; говорилось о необходимости постоянных контактов между К. и еп. Гедеоном. В качестве управляющего Белорусской епархией К. пытался заручиться поддержкой России. Униат. митр. Лев Кишка сообщал о том, что в 1681 г. было приказано схватить К. и посадить в Мальборкский замок за переписку с Москвой ( Петрушевич. А. С. Сводная Галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 201). В янв. 1685 г. К. отправил к Смоленскому митр. Симеону (Милюкову) из литов. правосл. обителей (виленского Свято-Духова мон-ря и приписных к нему Кронской Троицкой и Евейской Успенской обителей) 10 кандидатов на поставление в диаконы и иереи. В послании к митр. Симеону К., называя себя блюстителем Белорусской епархии, сообщал о бедственном положении православных в Речи Посполитой (РГАДА. Ф. 79. 1685 г. Д. 2. Л. 42-43). К. до своей кончины отказывался перейти в унию и не получил разрешения от короля на епископскую хиротонию. В июле 1686 г. делами Белорусской епархии ведал Сильвестр Волчанский; по-видимому, к этому времени К. скончался. Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 53-56. 28; АВАК. Т. 11. С. 222-226. 80; С. 229. 82; С. 243-244. 88; Т. 15. С. 339-340. 214. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 124-131, 337; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т. С. 77-80; он же. Климент (Тризна)//ПБЭ. Т. 11. Стб. 207-208; Bendza М. Tendencje unijne wzgldem Cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987. S. 13-77, 137-139; Кочегаров К. А. Князья Огинские и сношения православных Великого княжества Литовского с Россией в 80-е гг. XVII в.//Россия, Польша, Германия: История и современность европ. единства в идеологии, политике и культуре. М., 2009. С. 82-117. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/1841371.html

Саломея Уджармская , невестка (жена сына Рева) 1-го христ. груз. царя св. Мириана (1-я пол. IV в.) и, по сведениям еп. Леонтия, дочь 1-го христ. арм. царя Трдата III . Другие редакции Жития Н. Груз. историк XI в. еп. Леонтий Мровели на основе соединения и переосмысления 2 древних редакций Жития Н., представленных в «Мокцеваи Картлисай», создал новую версию - «Обращение царя Мириана и с ним всей Картли святой и блаженной матерью нашей апостолом Нино», к-рая сохранилась во мн. рукописях древнегруз. свода летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 795, XI в. Л. 37-117; Q 207, XVI в. Л. 51-99; S 30, 1633-1648 гг. Л. 192-286; 11 рукописей XVIII-XIX вв.; Леонтий Мровели. 1955; Он же. 2008). На основе переработки и соединения тех же 2 редакций Жития Н. возникла и метафрастическая версия Жития Н. Первая метафрастическая редакция - «Житие и подвиги святой и преподобной матери нашей Нино, которая проповедовала Христа, Бога нашего, в стране северной и просвятила народ грузинский» - была написана в XI-XII вв. прп. Арсением Икалтойским (НЦРГ. Q 762, XII-XIII вв. Л. 347-466; A 707, XII-XIII вв. Л. 1-18 об. (ркп. дефектна); А 518, 1708 г. Л. 408-521 об.; ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 7-51). Как указывал автор в приписке, он был вынужден переложить текст кименной редакции Жития Н., поскольку повествование там непоследовательно и его трудно понять чтецам в церкви и слушателям ( Чхартишвили. Автор метафрастической редакции... 1980). Сокращенным вариантом этой версии является 2-я метафрастическая редакция - «Житие и подвиг преподобной и равноапостольной блаженной Нино», которая сохранилась в поздних рукописях (НЦРГ. А 587, XVIII в. Л. 1-78; Ц. Арх. 20, 1734 г. Л. 1-26; ИВР РАН. Н 22, XVII-XVIII вв. Л. 32-43; также НЦРГ. Н 357, Н 963, S 1449, S 4284; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 216-231; ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 52-83). В ней, в отличие от 1-й метафрастической редакции, присутствуют нек-рые сведения, свидетельствующие о том, что анонимный автор пользовался также и редакцией Жития Н. еп. Леонтия Мровели.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

В сер. XIII - сер. XVI в. память о М. Г. была связана исключительно с принадлежностью князя к правящей в Сев.-Вост. Руси великокняжеской династии. Имя М. Г. было записано в отдельный княжеский синодик владимирского Успенского собора (не сохр.). Позже его древнейшая часть была внесена в соборные синодики др. городов Сев.-Вост. Руси, а также мон-рей. Так, «дети великого кн(я)зя Юр(ь)я Всеволодича», в том числе «кн(я)зь Мстислав», поминались в синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. (см.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новгород, 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.). Имя М. Г. было записано также в синодик Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.; список нач. XIX в.), а также указано в статье под киноварным заголовком «Благоверных князеи» в древнейшем из сохранившихся пергаменных списков синодика Троице-Сергиева монастыря (РГБ. Ф. 304/III. Собр. ТСЛ. Ризница. 25. Л. 9 об. Список 1575 г.). Кроме того, в нач. 1557 г. в К-поль вместе с миссией Евгрипского и Кизического митр. Иоасафа и архимандрита суздальского Спасо-Евфимиева муж. мон-ря Феодорита К-польскому патриарху Иоасафу II Великолепному был отправлен текст царского синодика, в к-рый для поминания был включен и М. Г. (Россия и греческий мир в XVI в. В 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 216, 399, 403). В XVI в. в общерус. летописных сводах, Хронографе рус. редакции 1512 г. (и его позднейших редакциях - кон. XVI - сер. XVII в.), «Книге степенной» , созданной на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., гибель М. Г. описана лишь в общих чертах, характерных для памятников лаврентьевско-троицкой группы. В сер. XVII в., как установил А. В. Сиренов, текст, близкий к Симеоновской летописи кон. XV в., был использован для создания Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича; в этом же тексте содержатся сведения и о его детях. Об обстоятельствах смерти М. Г. говорилось также в «Листе над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», к-рый находился на стене над их гробницами (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.; Сиренов. 2003. С. 86). Текст «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, к-рая прошла 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался: напр., как установил Сиренов, его включили в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.). В кон. XVII в. эта рукопись находилась в составе б-ки владимирского Успенского собора ( Сиренов. 2003. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

2. Агиограф, писатель-полемист, переводчик (2-я пол. XV в.- после 1535). Несколько раз (с 1515 или 1516 до 1520 г., затем с кон. 1525 до 1528 г. и в 1-й пол. 30-х гг.- до 1534) был протом Афона . Прот с тем же именем, упоминаемый в афонском акте 1562 г. из архива Эсфигмена ( А. Света Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVII. Београд, 2000. С. 265), является, по всей видимости, др. лицом. Нек-рые исследователи (М. Н. Тихомиров, Дж. Радойчич) отождествляли с Г. инока афонского Ксиропотамского мон-ря (возможно, серб. обители св. Павла Ксиропотамского), упоминаемого в «Выписи о втором браке Василия III», к-рый в 1525 г. приехал в Москву с посольством И. А. Колычева и привез соборный ответ святогорцев по поводу каноничности развода московского князя с Соломонией Сабуровой и допустимости 2-го брака (его рассказ составляет значительную часть этой историко-полемической компиляции). Произвольность отождествления этих двух лиц справедливо отметил А. А. Зимин ( Зимин А. А. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 134). Прозвище этого Гавриила Мстиславич, по неизвестной причине считающееся указанием на его рус. происхождение, содержится в единственном списке «Выписи» XVIII в. (РГБ. Унд. 338) и явно не восходит к архетипу текста. Между 1517 и 1519 гг. Г. написал Житие патриарха К-польского Нифонта II (1488-1490, 1499-1500, 1502; † 1508), к-рое является ценным источником для составления как биографии святителя, так и истории К-польского Патриархата посл. четв. XV - нач. XVI в. Житие сохранилось на греч., слав. и румын. языках ( Popescu N. Nifon II. Bucur., 1914. P. 22-23). Вопрос о языке оригинала является предметом научной дискуссии: П. А. Сырку считал, что памятник изначально был написан по-славянски ( Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV и XVII вв. СПб., 1901. С. 252), К. Иричек оригинальным считал греч. текст ( Иричек К. Ucmopuja Срба. Београд, 1952. 2. С. 374). Через королевского логофета (управлявшего слав. канцелярией) Лацко из Мэчешти Г.

http://pravenc.ru/text/161273.html

277-279 ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. 279-280 ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница 280-284 284-296 296-315 «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича) 315-317 317-323 323-328 ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед 328-330 ОРМИЗД [Хормизд] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет 330-336 ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей 336-350 350-351 351-352 ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля 352-354 354-355 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 355-359 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Оршанский Кутеинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 359-361 ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Наличие повествований об И. в редакциях Жития прп. Сергия, составленных Пахомием Логофетом, свидетельствует о почитании И. в Троице-Сергиевом мон-ре уже в сер. XV в. «Преп(одобный) Исакии Молчалник, иж(е) угодив добрым жителем (ошибочно вместо «житием».- А. К.)» упоминается в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332). В ряде поздних месяцесловов память И. помещена под 30 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 559). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) , во 2-й пол. XIX в. преподобный почитался местно в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367). Имя И. вошло в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Описание о российских святых. С. 78; ПСРЛ. Т. 11. С. 91; Т. 15. Вып. 1. Стб. 153-154; Т. 18. С. 137; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002 2. С. 432; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 36, 101, 219, 245-246, 360-362, 365-366, 372-373, 397, 398, 409. Лит.: Снегирёв И. М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М., 1856. С. 73; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 6-8; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 66, 69-70; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 364; Попеску Т. А. Основные источники XVII в. по истории б-ки Троице-Сергиева мон-ря: Опись 1641 г. и вкладные книги 1639 и 1673 гг.//Книгопечатание и книжные собрания в России до сер. XIX в.: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 32-33; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения/Сост. и отв. ред.: Т. Н. Манушина. М., 1995. С. 128-129; Олсуфьев Ю. А. Лицевые книги и их орнамент//Троице-Сергиева лавра: Сб. ст. М., 2007. С. 86.

http://pravenc.ru/text/674764.html

Основным источником сведений о жизни Н. О. м. в XVII - 1-й пол. XIX в. является летопись, составленная в 1855 г. по заказу настоятеля мон-ря на греч. языке уроженцем Охрида Димитрием Петру-Масиным (в 1877-1887 он же был секретарем обители) и основанная на сведениях из найденных в б-ке мон-ря письменных источников и народных преданий (Кодика от манастира Св. Наум од Дuмumpuja од 1855 г.//Наум Охридски. 1985. С. 25-54). В ней сообщается, что в 1662 г. настоятелем Н. О. м. назначен архим. Гавриил (иногда в лит-ре упом. как Григорий) из монастыря ап. Иоанна Предтечи в г. Мосхополь (ныне г. Воскопоя, Албания). В обители он нашел лишь кухню и печи и поэтому провел ремонт нартекса, капеллы, келий и амбаров, расположенных у озера, в 1662 г. построил здание больницы. По преданию, эта больница действовала на протяжении нескольких веков. Считается, что св. Наум часто помогает душевнобольным и слабоумным: у болгар сохранилась поговорка «Или ум, или святой Наум». Помолиться перед мощами святого приходили не только православные, но и местные мусульмане, турки и албанцы, к-рые назвали обитель «Сары Салтыкбаба» (святилище светлобородого отца). В нач. XVIII в. мон-рь владел большими виноградниками, лугами и неск. мельницами и имел ок. 1000 кошельков (кесий) дохода ежегодно. Наибольшие доходы он получал в дни празднований памяти святого, 20 июня и 23 дек., когда рядом с ним проходили многодневные ярмарки (панаиры). Однако во 2-й пол. XVIII в., после османского разорения Мосхополя и его окрестностей (1769), Н. О. м. лишился финансовой поддержки их жителей. В тот период важную роль стали играть денежные вклады валашских воевод: напр., с 1781 г. Александр Ипсиланти выделял по 70 талеров ежегодно, в 1782 г. денежный вклад сделал Никола Караджа, в 1784 и 1792 гг.- Михай Водэ Суцул, в 1792 г.- Константин Мируза, в 1805 г.- Константин Ипсиланти, в 1819 г.- Александр Николай Суцул. В 1845 г. обители принадлежали расположенные рядом села Любаништа, Стене (близ оз. Преспа) и, возможно, Пояни (ныне в Албании), а также ок. 8 тыс. овец. В 1881 г. вместо с. Паджани, приносившего доход 25 тыс. грошей, мон-рь получил с. Трпейца. В 1890 г. Н. О. м. принадлежали 3 села, луга и лесные угодья, неск. домов в окрестных селах и городах.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010