1 ставрат=8,45 г чистого серебра=2 пол ставрата=192 медных торнезе=576 (?) фолларо (XIV – первая половина XV вв.) 1 ставрат=16,9 г серебра=2 ставрата=4 пол-ставрата=16 аспров (после реформы 1367 г.) 1 «политик»=1 денье латинских княжеств Греции (XIV-XV вв.) 1 кентинарий=100 литр золота=7200 номисм. 1 литра (фунт) серебра=12 номисм=144 милиарисия (милиаренсов) 1 солид=12 гексаграм серебра (VII в.) 1 гексаграм=6 скрипул=1 серебряная монета весом около 6,5–6,8 г (615680-е гг.) 1 полутремисс серебра=1/6 солида (VI в.) 1 полусиликва серебра (demisiliqua)=1/2 кератия=1, 28–1,42 г серебра 1 пентаграм серебра=20 фоллов (конец VII в.) 1 сикль (siklos)=4 фолла (обола) 1 фолл=40 нумий (noumia, nummium) (бронзовая монта весом 10–16 г) 1 полуфолл=20 нумий 1 деканумий=10 нумий 1 пентанумий=5 нумий 1 нумий=бронзовая монета весом меньше 1 г 1 лепта (lepta) («медяк»)=1 обол (фолл) 1 обол=3 кератия (VI в.) Меры веса 1 позднеримский либр (литр, фунт)=327,45 г (при оценке веса и стоимости драгоценностей, золотых монет) 1 позднеримский либр (литр, фунт)=322,2 г (при платежах) 1 литра (фунт)=около 324 (IV-VI вв. по Эриху Шильбаху) 1 литра (фунт)=около 322 г (VI-VII вв.) 1 литра (фунт)=около 320 г. (VII-IX вв.) 1литра (фунт)=около 319 г (IX – начало XIII вв.) 1 литра (фунт)=не более 319 г (XIII-XV вв.) 1 литра (фунт)=12 унций=72 солида=288 скрипул=1,728 кератия (карата) 1 унция=6 солидов – 24 скрипулы=144 кератия (карата) 1 унция (oungkia)=1/12 литры=27 г 1 номисма (nomismata)=3,79–4,55 г 1 солид=4 скрипулы=24 кератия (карата) 1 секстула=4,55 г 1 скрипула=6 кератиев (каратов)=1,14 г 1 сикль=1/4 унция (6,8 г) 1 фолл (обол)=от 13,64 до 6,82 г 1 талант=50 литр=16,3 кг 1 кентинарий=100 литр=32,7 кг 1 кентинарий (поздневизантийский)=176 фунтов=56,1 кг 1 артаба (артава)=3 модия=80 фунтов (литр) 1 артаба (артава)=около 25 кг (другой вариант – 29,4 кг) 1 медимн=8–10 кг 1 модий византийский=7,4–7,5 кг 1 малый модий=6,528 кг 1 большой модий (сатон)=ближневосточно-римский=9,792 кг 1 аннонный модий=около 10 кг

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1972). В мон-ре составляли сборники учебных текстов по грамматике, метрике и риторике (Paris. lat. 7530, между 779 и 797; см.: Holtz. 1975; Cassin. 299 (грамматика Хильдерика) и Roma. Casanat. 1086, обе - IX в.). При аббате Бертарии были созданы сборники античных трактатов по медицине (Cassin. 69; Laurent. Plut. 73. 41) и трудов по астрономии и компутистике, приложенных к соч. «О вере в святую и нераздельную Троицу» Алкуина (Cassin. 3). Художественные произведения собраны в рукописи Laurent. Plut. 66. 40 («Повесть о разрушении Трои» Дарета Фригийского, «История Аполлония, царя Тирского» и др.). Из христ. авторов в кассинских рукописях представлены труды Кассиодора («Наставления» - Bamberg. Staatsbibl. Patr. 61), Исидора Севильского («Изречения» - Cassin. 753; «Этимологии» - Cava de " Tirreni. Bibl. dell " Abbazia. 2 (XXIII)), Иулиана Толедского («Антикименон» - Cassin. 187, 2-я пол. IX в.) и Пруденция (поэмы - Cassin. 374, IX в.). Оформление и состав рукописей демонстрируют слабое влияние Каролингского возрождения на М.-К.; несмотря на церковные и политические связи с франкской державой, аббатство находилось в состоянии культурной изоляции ( Leonardi C. La cultura cassinese al tempo di Bertario//Montecassino. 1987. P. 321-323). X - сер. XI в. Монашеская община в изгнании В 883 г., перед нападением сарацин на М.-К., аббат Бертарий отправил бóльшую часть монахов во главе с препозитом Ангеларием в Теано. Благодаря этому монашеская община уцелела; ценности, в т. ч. б-ка и архив аббатства, также были спасены (Chronica monasterii Casinensis. I 44; Chronicon Vulturnense. 1925. Vol. 1. P. 370-371). После гибели Бертария общину монахов возглавил аббат Ангеларий (883-889). Он попытался восстановить нижний мон-рь М.-К. и в авг. 886 г. направил туда монахов во главе с хронистом Эрхемпертом, однако по дороге их ограбили греки, служившие Афанасию II, дуксу-епископу Неаполя ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 61//MGH. Scr. Lang. P. 259). Положение в Юж. Италии оставалось нестабильным: при поддержке правителей Неаполя и Гаэты сарацины обосновались в крепости на горе Гарильяно, между М.-К.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В заключение сообщается, что казнь 5 братьев состоялась 27 сент. в г. Эгея. По-видимому, эта редакция Мученичества была известна Беде Достопочтенному († 735), к-рый включил в составленный им мартиролог краткое сказание о К. и Д. (см.: Quentin. 1908. P. 70; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 178). Это сказание содержится также в более поздних франкских «исторических» мартирологах IX в., составленных Лионским анонимом, Флором Лионским и Рабаном Мавром (PL. 110. Col. 1171; ср. упоминание о 5 братьях-мучениках в стихотворном мартирологе Вандальберта Прюмского: MGH. Poet. T. 2. P. 595). В средние века наибольшее распространение получила пространная (3-я) редакция Мученичества, известная в ряде версий (BHL, N 1970-1974n; изд.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 474-478; среди ранних рукописей, происходящих из Англии, Германии, Италии и Франции,- Paris. lat. 10861. Fol. 56v - 63r, 1-я четв. IX в., Кентербери (?); Zürich. Zentralbibl. C. 10i. Fol. 192v - 195v («большой пассионарий» аббатства Санкт-Галлен, ок. 900); см. также: Cross. 1983). В этой редакции Мученичества полный текст 1-й редакции совмещен со сведениями из 2-й редакции (упом. мать мучеников Феодота и чудо со змеей); при лит. обработке в текст добавили риторические отступления и описания чудес К. и Д., заимствованные из греческого «асийского» Жития. Так, в пространном лат. Мученичестве упоминается о подарке, который Д. принял от Палладии, и о гневе К. на брата (он поклялся, что не позволит похоронить себя вместе с Д.). Вскоре Бог явился К. во сне и упрекнул его за необдуманные слова. Далее описываются арест, пытки и казнь 5 мучеников. Христиане, помнившие слова К., решили похоронить его и Д. в разных могилах, но появился верблюд, некогда исцеленный братьями, и человеческим голосом повелел похоронить их вместе. Мученичество завершается повествованием о 2 чудесах (о спасении крестьянина, проглотившего змею, и жены Малха, к-рую пытался убить демон). В нек-рых рукописях эти чудеса содержатся отдельно от Мученичества (BHL, N 1974h - 1974i). На 3-й редакции Мученичества основано сказание о К. и Д., включенное под 27 сент. в Древнеанглийский мартиролог (2-я пол. IX в.) ( Rauer C. The Old English Martyrology: Edition, Translation and Commentary. Camb., 2013. P. 192-193, 295-296). Адон , архиеп. Вьеннский, в составленном им мартирологе заменил краткое сказание Беды Достопочтенного пространным повествованием о К. и Д., при создании к-рого он использовал 3-ю редакцию Мученичества ( Dubois J., Renaud G. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions. P., 1984. P. 329-331; см.: Quentin. 1908. P. 441, 506). Впосл. Узуард включил в свой мартиролог краткое сказание Беды, добавив упоминание о 3 братьях К. и Д. ( Dubois J. Le martyrologe d " Usuard: Texte et commentaire. Brux., 1965. P. 44, 66, 310). На мартирологе Узуарда основано сказание о К. и Д. в Римском Мартирологе под 27 сент. (MartRom. Comment. P. 418-419).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в. Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в. К нач. XIX в. в Бирме насчитывалось ок. 5 тыс. христиан. В 1783-1806 гг. в М. работал Винченцо Санджермано (1758-1819), основавший школу в Рангуне,- автор «Описания Бирманской империи» (опубл. в 1833). В 1829 г. варнавитская миссия в М. была распущена из-за недостатка кадров и материальных средств. В 1842 г. папа Григорий XVI передал попечение над Бирмой Конгрегации облатов-миссионеров Непорочной Девы Марии, представители к-рой действовали в стране с 1842 г. Апостолическим викарием Авы и Пегу был назначен Дж. Ф. Черетти (1842-1846). Облаты открывали школы, в т. ч. для христиан-индийцев, приезжавших в М. на заработки, и для девочек; привлекли в страну сестер ордена Явления Св. Иосифа (1846) и начали проповедовать католичество среди национальных меньшинств М. Особого успеха облаты достигли у каренов. Прибывший в М. в 1840 г. облат П. М. Аббона (1806-1874) активно строил церкви, школы и больницы, а также участвовал в дипломатической борьбе за господство в Бирме между Великобританией, Францией, Римской курией и Сардинским королевством (с 1861 Италией). В 1856 г. папа Пий IX передал духовное попечение над Бирмой Парижскому об-ву заграничных миссий. Викарием де-факто стал франц. еп. Поль Биганде (до 1894). Он составил молитвенник и жизнеописание Христа на бирм. языке, пригласил в М. членов ордена «Братья христианских школ». Миссионерские школы были открыты в Рангуне, Моламьяйне и Бассейне. Там обучались в т. ч. дети малообеспеченных семей, к-рым предоставляли приюты. Франц. миссионеры, подобно облатам, сосредоточились на проповеди католичества среди каренов, т. к. среди собственно бирманцев христ. учение не имело большого успеха. К 1866 г. в М. насчитывалось уже 7,2 тыс. христиан (в 1856 - не более 4 тыс.). В 1870 г. Пий IX разделил Бирму на 3 апостолических викариата: Юж. (Британскую) Бирму, Сев. Бирму и Вост. Бирму. Биганде остался в Юж. Бирме. В Сев. Бирму был направлен еп. Ш. А. Бурдон (1872-1887). Вост. Бирма была передана Об-ву заграничных миссий Милана. Число католич. миссионеров в 1906 г. составило 96 чел. В 1912 г. в Юж. Бирме было 58,5 тыс. католиков, в Восточной - 14,3, в Северной - 9,8 тыс. В окт. 1924 г. в миссионерский стан в Мёнглине (еп-ство Чёнгтун) прибыл итал. миссионер Клементе Висмара (1897-1988), к-рый провел в Б. в общей сложности ок. 65 лет, проповедуя и помогая жителям горных районов в вост. части страны. Особое внимание Висмара уделял помощи детям и вдовам. Согласно переписи 1931 г., христианами считали себя 331 тыс. жителей Бирмы, из них 89,6 тыс. были католиками. В 1939 г. в Мандалай прибыли представители салезианцев, которые работали в сиротском приюте св. Иосифа.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Ок. 682 г. войско дамасских Омейядов под командованием Укбы ибн Нафи, пройдя через всю Сев. Африку, вышло к Атлантическому океану в низменности Сус (долина р. Драа). С 702 г. омейядский полководец Муса ибн Нусайр подчинил предсахарские оазисы, а в 711 г. его военачальник Тарик ибн Зияд захватил полуостров, к-рый с тех пор носит его имя - Гибралтар (Джабаль-Тарик, «гора Тарика»), оттуда он вторгся на юг Испании (Андалус). В сер. VIII в. среди берберов утвердился ислам в хариджитской форме, отличавшейся эгалитаристскими и аскетическими тенденциями. Берберы вели ожесточенную борьбу против Дамаска, поводом для к-рой послужила жесткая фискальная политика халифских властей, обложивших местных кочевников и земледельцев подушной и поземельной податью (харадж). Первые поселения арабов на территории совр. М. возникли во 2-й пол. VIII в., после основания Сиджильмасы (757). После смены омейядского режима на аббасидский и переноса столицы халифата в Багдад на дальний запад мусульм. державы (Магриб) бежали от очередных гонений как подлинные, так и мнимые потомки Мухаммада - шарифы. Один из них, Идрис, в 788 г. основал небольшой эмират с центром в Волюбилисе, но в 791 г. внезапно умер (предположительно отравлен эмиссаром халифа). Его сын Идрис II (ум. в 828) перебрался в Фес, к-рый стал известен как средоточие араб. цивилизации в Дальн. Магрибе. Здесь к сер. IX в. вокруг мечети Аль-Каравийин вырос крупный центр ислам. культуры. Идрисиды заложили основания мусульм. государственности в Магрибе, где в VIII-IX вв. господствующим направлением ислама был, вероятно, шиизм, причем нередко в его крайних, сектантских формах (берберские племенные имаматы бергвата, бану-мидрар и др.). В 20-х гг. IX в. Идрисидский эмират распался на неск. княжеств, в X в. северо-запад Африки подпал под владычество исмаилитского халифата Фатимидов. В последующие десятилетия благодаря расширению сети городских поселений вокруг соборных мечетей и торгово-ремесленных кварталов продолжился процесс утверждения арабо-мусульм. традиций в Дальн. Магрибе. В X-XI вв. здесь утвердился суннизм, сохранялась многочисленная евр. община. Смыкаясь с берберской верхушкой, знатные арабы формировали новую господствующую группу, быстро вытеснившую латифундистов античного типа и пользовавшуюся привилегиями собственников и ленных держателей преимущественно на крайнем северо-западе магрибинских земель.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

Ряд К. был издан в связи с организацией защиты от участившихся с сер. IX в. нападений скандинавов, среди них - крупнейший по объему Питрский капитулярий 864 г. (Ibid. P. 312-328), к-рый предусматривал как конкретные военные и экономические меры для противостояния врагу (предписание участвовать в конном ополчении всем свободным людям, имевшим лошадь или способным ее приобрести, строительство укрепленных мостов, крепостей, запрет на продажу скандинавам оружия и лошадей и др.), так и действия более общего характера (монетная реформа, ревизия действующих ярмарок, закрепление повинностей крестьян и др.). Уникальной особенностью Питрского капитулярия является активное привлечение материала не только из предшествующих каролингских К., но и из рим. права (в первую очередь из Кодекса Феодосия, а также Новелл имп. Валентиниана III). В июне 877 г. в Кьерзи, перед тем как отправиться в поход в Италию, Карл Лысый издал капитулярий, в к-ром содержалось в качестве временной меры постановление о том, что бенефиции королевских вассалов, погибших на войне, автоматически переходили к их сыновьям (MGH. Capit. T. 2. P. 355-361). Это решение традиционно рассматривалось исследователями как одно из ключевых в период формирования феодальных отношений во Франции (в последнее время эта т. зр. нередко оспаривается). При наследниках Карла Лысого произошло ослабление королевской власти, новые К. не появлялись, последний известный документ такого рода издан его внуком Карломаном в 884 г. (Ibid. P. 371-375). Кон. IX в. датируется и последний известный королевский капитулярий в Италии - Равеннский капитулярий имп. Ламберта (898; Ibid. P. 109-110; см.: MacLean. 2010). Несмотря на прекращение издания новых К., они сохраняли значение одного из источников права в средние века на территории бывш. Каролингского государства (во Франции, Италии, Германии, Нидерландах). К. оказали заметное влияние на законодательную деятельность англосакс. королей (кон. IX - 1-я пол. XI в.; см.: Wormald. 2001). Оригиналов К.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

Их структура не изменялась (со 2-й пол. IX в. фиксируется регулярная застройка), на площади ок. 10 га могли жить постоянно до 1 тыс. чел., что говорит о большой плотности населения для того времени. Со 2-й пол. Х в. город начинает совмещать функции рынка с функциями защиты торговли и контроля над сельскохозяйственным районом. Такой центр, имевший политическую, церковную и административную власть, мог располагаться на краю раннего торгового поселения или вблизи него. Так, ранее Киева, уже в кон. IX в. (дата древнейшей постройки ок. 887), возникло приречное поселение на Подоле; неоднократно разрушавшееся при оползнях и паводках, оно упорно восстанавливалось до 1100-х гг., причем границы владений-дворов не изменялись; также Смоленску предшествовало Гнёздово, а Чернигову - Шестовицы. Новые княжеские центры могли развиться на торговых путях из укрепленных форпостов (Новгород и Рюриково городище) и племенных центров (Сарское городище уступило место Ростову). Причины и механизм ослабления старых и формирования новых центров до конца не выяснены и составляют важную проблему в Д. Р. а. Торговые функции раннего города Др. Руси подтверждают находки редких привозных вещей, особенно монет и денежных кладов. Т. С. Нунан считает, что 125 триллионов (!) серебряных монет (дирхемов) было перевезено из исламских стран в Сев. Европу через территорию Руси. Церы и писала (сост. А. А. Медыцева) Церы и писала (сост. А. А. Медыцева) Города являлись центрами распространения христианства, в них размещались кафедры епархий, церкви и мон-ри, здесь составлялись летописи, развивались искусства и письменность. Материалы раскопок и летописи позволили составить представление о признаках городского поселения. Сопоставление данных археологии и письменных источников позволяет определить функции города, особенно проявлявшиеся на примерах столиц. Важным признаком сформировавшегося города считается двойственное деление, включающее детинец и «окольный город» (торгово-ремесленный посад). Тексты XII-XIII вв. упоминают о княжеских резиденциях и дворах горожан.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Сведения о том, что Н. был похоронен на Латинской дороге, содержатся в рим. итинерариях VII в. В тех же источниках говорится о могиле одноименного мученика в катакомбах Коммодиллы на Остийской дороге (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. T. 2. P. 85, 110, 112, 148, 150). Сохранилась стихотворная эпитафия, предположительно датируемая посл. четв. IV в., посвященная мч. Немесию (Vat. Palat. lat. 833. Fol. 61, 1-я пол. IX в.; ICUR. N. S. T. 6. N 15763). По мнению одних исследователей (MartRom. Comment. P. 359), в ней речь идет о Н., тогда как другие допускают возможность того, что запись относится к одноименному мученику ( Amore. 2013. P. 212). Впервые память Н. и Л. появляется во 2-й пол. IX в. в Мартирологе Адона, архиеп. Вьеннского, к-рый внес имена мучеников под неск. числами, допустив при этом неточности. Так, на основе рукописей, содержащих Мученичество папы Стефана, в к-рых кончина Н. датируется 25 июля, Адон поместил под этим числом память Н. без упоминания о Л. Под 31 окт. содержатся имена обоих мучеников, однако в конце посвященного им сказания говорится, что Н. был казнен 25 авг. на Аппиевой дороге перед храмом Марса, папа Стефан похоронил останки мученика в том же месте, а папа Сикст (вероятно, Сикст II (257-258)) перенес их 31 окт. в более подходящую крипту, также находящуюся на Аппиевой дороге ( Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. Р. 235, 369-370). В Мартирологе Узуарда память Н. и Л. обозначена только под 31 окт. В краткой заметке говорится, что мученики пострадали 25 авг., однако торжественное празднество в их честь совершалось именно 31 окт., т. к. в этот день папа Сикст с честью похоронил их на Аппиевой дороге (MartUsuard. 1965. P. 331-332). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) день памяти Н. и Л. отмечен под 25 авг. В сказании кроме сведений, заимствованных из Мартиролога Узуарда, указывается, что 31 окт. Григорий V, папа Римский (996-999), перенес останки мучеников, а также др.

http://pravenc.ru/text/2564908.html

Диалекты нубийского языка к началу офиц. христ. миссии (VI в.) не были близко родственными ни одному из языков, на к-рых уже существовали переводы НЗ. Данных о существовании всего перевода НЗ на нубийский нет. Сохранилось неск. фрагментов лекционариев. Было высказано мнение, что нубийские тексты были переведены непосредственно с греч. Лит.: Griffith F. L. The Nubian Texts of the Christian Period//Abhandlungen der Königlichen Preussischen Akademie der Wissenschaften. 1913. Phil.-hist. Classe 8. B., 1913. P. 24-41; Browne G. M. Bibliorum sacrorum versio palaeonubiana. Louvain, 1994. (CSCO; 547: Subs.; 87). A. А. Войтенко Арабский Переводы отдельных частей Б. на араб. язык основаны на древнеевр. масоретском и самаритянском текстах, греч. текстах LXX, сир. текстах Пешитты и сиро-гекзапларном, копт. переводах, Вульгате, а также англ. «утвержденной версии» 1611 г. Наиболее ранний достоверно известный перевод - Ахмада ибн Абдаллаха ибн Салама ок. 820 г.- не сохранился либо не идентифицирован в рукописях. Араб. перевод Книги Иова. Рукопись 1-й пол. IX в. (Brit. Lib. arab. 1475 [Add. 26116]). Иов 22. 12–23. 2 Араб. перевод Книги Иова. Рукопись 1-й пол. IX в. (Brit. Lib. arab. 1475 [Add. 26116]). Иов 22. 12–23. 2 Из переводов Саадии бен Иосифа Гаона (892-942) с МТ с привлечением таргумов наиболее известно Пятикнижие, получившее распространение также в схожих редакциях у коптов и самаритян. Критически издавались книги пророка Исаии (1790-1791, 1896), Иова (1889, 1899), Притчей Соломоновых (1894) и Псалтирь (1900, 1904). Др. переводы, часто в составе комментариев - Йефета бен Эли (X в.), Йешуа бен Йехуды, Самуила (Шмоэля) бен Хофни (1034 гг. до Р. Х.), Исаака бен Йехуды ибн Гийаса (XI в.), Исаххара бен Мордехая бен Сусана аль-Магриби (XVI в.), Саадийана бен Леви Азнекута аль-Марракуши (XVII в.), Авраама Сеттеони (XVIII в.), Рафаэля Бердуго из Мекнеса (1747-1822), а также ряд неатрибутированных,- известны в рукописях. Самаритяно-араб. тексты Пятикнижия значительно варьируются по рукописям (с 1205), среди к-рых отдельную группу составляет т. н. редакция Абу Саида.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Со 2-й трети IX в. в халифате изменяются межконфессиональные отношения. Политический кризис в гос-ве, междоусобные войны, прекращение победоносной экспансии вызвали в мусульм. об-ве тоску по былому величию ислама, утраченной простоте нравов и привели к подъему фундаменталистских настроений и росту религ. нетерпимости. В 837 г. в ответ на вторжение в Сирию визант. войска халиф аль-Мутасим обрушил гонения на местных христиан. В 838 г. он предпринял поход на визант. г. Аморий , откуда вели свой род императоры правившей тогда Аморийской династии. Взятие и уничтожение этого важного стратегического пункта в центре М. Азии, сопровождавшееся пленением многих видных визант. военачальников (см. Аморийские мученики ), вызвало в мусульм. мире эмоциональный подъем. Поворотным в религ. политике гос-ва стало правление халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Он начал систематические гонения на шиитов, «неортодоксальные» мусульм. учения, а также на зиммиев, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни. Рост образовательного и интеллектуального уровня мусульман привел к тому, что гос-во все менее нуждалось в услугах христ. чиновников. Указом 850 г. для немусульман вводились ограничения в одежде - им полагалось носить желтые головные уборы особой формы, специальные нашивки на рукавах, употреблять только деревянные стремена и седла с шарами. В 854 г. было предписано разрушить все новопостроенные церкви; зиммиям запрещалось ездить на лошадях. В 859 г. появился запрет принимать немусульман на гос. службу, начались увольнения христ. чиновников. Дома христиан и иудеев должны были быть отмечены деревянными изображениями демонов. Притеснения инаковерующих привели к эмиграции христиан из Сирии в М. Азию и на Кипр, а также к массовой исламизации оставшихся в халифате христиан. Аль-Мутаваккиль был убит в результате заговора своих гвардейцев-тюрок. Со времен аль-Мутасима халифы стремились использовать их как противовес хорасанской гвардии; ко 2-й пол. IX в. тюрк. гулямы настолько усилились, что фактически управляли гос-вом, возводя и свергая халифов по своему усмотрению. Начался территориальный распад халифата, провинции выходили из повиновения. Еще в 788 г. отпали от халифата берберы Магриба во главе с шиитской династией Идрисидов; в 800 г. династия Аглабидов превратила в свое наследственное владение Тунис; в 822 г. отделился Хорасан; с 892 г. в Мавераннахре образовалось гос-во Саманидов; в IX-X вв. халифы дважды теряли Египет, переходивший к тюрк. династиям Тулунидов и Ихшидидов. Хотя большинство эмиров и султанов формально признавали главенство аббасидского халифа и платили ему нек-рую дань, но в своей политике и в вопросах престолонаследия они оставались совершенно самостоятельны.

http://pravenc.ru/text/62416.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010