Изображения М. являются неотъемлемой частью религиозного искусства Эфиопии. На иконах, фресках и книжных миниатюрах он изображается со скрижалями завета в руках, на горе Синай, с израильтянами и войском фараона, к-рое тонет в море, и проч. (см., напр.: Платонов В. М. Эфиопские рукописи в собраниях С.-Петербурга: Кат. СПб., 1996. С. 31). Библейский рассказ о противостоянии М. и египетских волхвов (Исх 7. 10-12) привел к наделению М. в эфиопской традиции мистическими свойствами. Так, бета эсраэль приписывают ему откровение тайных имен (асмат) Бога главам 12 колен Израилевых. Сохранился ряд приписываемых М. текстов магического характера. Е. В. Гусарова С. А. Моисеева Почитание на Западе В зап. «исторические» Мартирологи память М. под 4 сент. без сказания и топографических указаний впервые была внесена Флором Лионским в IX в. Впоследствии поминовение пророка под этим же числом без к.-л. добавлений перешло в Мартирологи Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики (Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recepsions: Texte et comment. P., 1984. P. 298; MartUsuard. 1965. P. 296; Notkeri Balbuli Martyrologium//PL. 131. Col. 1147). Под 4 сент. имя М. фигурирует в стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского (2-я четв. IX в.; MGH. Poet. T. 2. P. 593). В стихотворном ирландском Мартирологе Оэнгуса (1-я пол. IX в.) память пророка обозначена под 1 марта (The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 80). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М. под 4 сент., назвав его не только пророком, но и законодателем (legislator) и указав место кончины - «на горе Нево в земле Моав» (In Monte Nebo terrae Moab; MartRom. P. 379). Под этим же числом память М. и краткое сказание о нем содержатся в современной редакции Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 470; ср.: Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 349, 439, 483, 587). А. Н. Крюкова В славянской книжности В славянской книжности помимо переводов библейских книг, описывающих деятельность М., широко представлены апокрифы о пророке, сохранившиеся гл.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

По мнению Донати и Дзанфини, создание Жития святых М. и Льва можно соотнести с упоминаниями о мон-ре и крепости в Сан-Марино в IX в. Первоначальная версия предания о М. «восходит к середине IX в.» ( Idem. 2010. P. 73), тогда как сохранившийся текст был составлен скорее всего в 1-й пол. X в. (Ibid. P. 203-204). Не позднее 2-й пол. X в. он был включен в легендарий из мон-ря Боббио (ркп. Т1). Рукописи из Болоньи, Равенны и Римини свидетельствуют о том, что в XII в. Житие получило распространение в обл. Романья, гл. обр. среди монахов. Исследователи полагают, что автор Жития был монахом, хорошо знакомым с топографией Романьи и местными реалиями (см.: Ibid. P. 204-205). Так, он знал о рим. каменоломнях на горе Титан (Ibid. P. 72-73) и, возможно, видел в Римини надпись с упоминанием Марка Либурния, руководившего строительством городских стен в I в. до Р. Х. ( Idem. 2009. P. 122, 129; Idem. 2010. P. 8, 10). Агиограф был начитанным человеком и обладал лит. способностями. Так, кроме Свящ. Писания он цитировал, скорее всего по памяти, «Энеиду» Вергилия и «Жизнь двенадцати цезарей» Светония: из нее заимствовано высказывание «Я не потратил ни дня, не совершив доброе дело» (Nullum diem perdidi in quo nichil boni fecerim; ср.: Suet. Titus. 8. 1) (см.: Donnini. 1994; idem. 1995). Имп. Диоклетиан назван в Житии редким словом biothanatus - «умерший насильственной смертью» (Thesaurus linguae Latinae. Lpz., 1900-1906. Vol. 2. Col. 1953, 1999; см.: Grilli A. Biaeothanatus/Biothanatus//Paideia. Brescia, 1982. Vol. 37. P. 41-44). Вероятно, эти сведения восходят к «Эпитоме о цезарях», где говорится о самоубийстве отрекшегося императора ( Aur. Vict. Epitom. 39. 7), хотя в др. источниках сообщается о его естественной смерти. В жанровом отношении Житие святых М. и Льва отличается двойственностью: оно начинается как сказание о подвиге мученика (passio), но 2-я часть представляет собой житие (vita) отшельника и духовного наставника. Эта особенность произведения повлияла на рукописные заголовки (в нек-рых манускриптах Житие названо Passio sanctorum Leonis et Marini; см.: Donati.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

кит. и араб. авторов, до утверждения там ислама в VIII-IX вв. был широко распространен Б. В 1926-1928 гг. на юге Узбекистана, в районе г. Термез, археологами были найдены первые буддийские памятники, в Ср. Азии в наст. время их обнаружено более 25 (II-X вв. по Р. Х.). Активное распространение Б. началось в период вхождения значительной части этого региона в состав Кушанской державы, во II-III вв. охватывавшей территории совр. Афганистана, бывш. советских республик Ср. Азии, Пакистана, Сев. Индии и части Китая. Благодаря этому сложились благоприятные условия для деятельности буддийских проповедников и создания буддийских общин. В Бактрии, занимавшей север совр. Афганистана и юж. районы Таджикистана и Узбекистана, Б. сосуществовал с династическим культом кушан, местными верованиями зороастрийского круга, а позднее с манихейством и христианством. Последние буддийские мон-ри были уничтожены здесь мусульманами в VII-IX вв. В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток совр. Туркмении) Б. существовал до завоевания Сасанидского гос-ва арабами во 2-й пол. VII в. В сев.-вост. областях Ср. Азии, в долинах Ферганы и р. Чу (север Киргизии) были найдены 6 буддийских памятников VII-X вв., различные изображения и надписи. В домусульм. Ср. Азии получили распространение такие течения и школы, как махасангхика, вайбхашика, сарвастивада. Буддийские общины прекратили свое существование в Согде в нач. VII в., возможно вслед. усиления влияния Сасанидского Ирана, в др. областях по мере утверждения там ислама: в Мерве в VII в., в Тохаристане и Фергане в VIII-IX вв., в долине р. Чу в VII-X вв. В наст. время буддийские центры работают во всех европ. странах, старейшие из них - в Германии (1903), Великобритании (1907), Франции (1929). В США Б. появился на рубеже XIX-XX вв. вместе с иммигрантами из Китая, Японии и Кореи; единого центра Б. здесь не существует, крупнейшие орг-ции: Первый дзэнский ин-т Америки, Американская буддийская академия (тхеравады), Буддийские церкви Америки (амидаистского толка).

http://pravenc.ru/text/153561.html

Археологические памятники Вост. Европы, в которых найдены скандинавские комплексы X - XI вв. и вещи в культурном слое поселений X - XI вв. (по Г. С. Лебедеву и В. А. Назаренко) Археологические памятники Вост. Европы, в которых найдены скандинавские комплексы X - XI вв. и вещи в культурном слое поселений X - XI вв. (по Г. С. Лебедеву и В. А. Назаренко) Обмен в Др. Руси начался с дальней торговли. Ценности сосредоточивались в местах пересечения транзитных путей, в пунктах сбора и переработки дани (меха, мед, воск, лен, кожи), ремесленного производства. Привозимые из-за рубежа монетное серебро, оружие, драгоценности, шелка, пряности здесь обменивали на рабов и продукты промыслов, поэтому «торговые люди» обычно вели дела с князем и его окружением, дружиной. Торговлей занимались предводители дружин, богатые землевладельцы. Для IX-X вв. характерна фигура купца - воина, о чем свидетельствуют курганные погребения Руси и Скандинавии, содержащие как орудия обмена (миниатюрные складные весы с гирьками для взвешивания серебра), так и оружие (меч, боевой топор, копье). Эту торгово-военную активность показывают т. н. дружинные древности нач. IX - нач. XI в., отличающиеся от материальной культуры земледельческого населения Руси и имеющие признаки этнических компонентов разного происхождения, включая финское, тюркское, скандинавское. Основные памятники этого круга - курганные могильники и торгово-ремесленные поселения, связанные с ключевыми пунктами международных торговых путей: Шестовицы у Чернигова, Тимерёво и Михайловское под Ярославлем, Гнёздово близ Смоленска. В Суздальском ополье и юго-вост. Приладожье дружинные курганы разбросаны по могильникам местного, в основном земледельческого, населения. Крупнейший дружинный комплекс Др. Руси - Гнёздово на р. Днепр под Смоленском 2-й пол. IX - нач. XI в., где сохранилось ок. 4 тыс. насыпей и поселения того же периода. Здесь дружинные погребения совершены по обряду кремации с вещами (оружие, ледоходные шипы, ладейные заклепки, жен. украшения) и иногда в ладье.

http://pravenc.ru/text/180421.html

После смерти халифа Харуна ар-Рашида престол халифата занял его старший сын аль-Мамун (813-833), к-рого поддержали хорасанские дехкане во главе с Тахиром ибн аль-Хусайном, получившим пост начальника городской стражи Багдада и эмира всего Востока. Ок. 816 г. массовое выступление хуррамитов-сурхалем (краснознаменных) в Азербайджане возглавил Бабак, признанный очередным земным воплощением божества. Изгнав араб. гарнизоны и крупных землевладельцев с территории от Двина до Исфахана, он к нач. 30-х гг. IX в. разгромил 4 крупные правительственные армии. При этом он вступал в военные союзы с крупными христ., зороастрийскими и даже некоторыми мусульм. владетелями. Перелома в ситуации смог добиться преемник халифа аль-Мамуна - аль-Мутасим (833-842), который, мобилизовав все ресурсы державы, вынудил повстанцев отступить в Талышские горы. В 837 г., после более чем годичной осады, пал их последний оплот - Баз. Бабак, к-рому удалось бежать, вскоре был схвачен и казнен в Самарре. С целью обеспечить верность дехканских родов аль-Мамун назначал их представителей наследственными наместниками, что способствовало превращению их в самостоятельных эмиров; при его преемниках власть на местах уже без признания Багдада периодически захватывали т. н. мутагаллибы (насильники). Распространение условного землевладения и военно-ленной системы ускорило дезинтеграцию вост. части Аббасидской державы. Региональные владетели, получая от халифа инвеституру в виде жалованной грамоты и знамени, ограничивались тем, что поминали его в пятничной проповеди (хутбе), чеканили монету с его именем и ежегодно отсылали в столицу подати. Пенал для письменных принадлежностей (каламан). XVIII в. (ГМИНВ) Пенал для письменных принадлежностей (каламан). XVIII в. (ГМИНВ) В Табаристане до 2-й пол. IX в. преобладали зороастрийцы. Они составляли большинство и среди сельских жителей Фарса, где вплоть до сер. X в. оплотами древней веры служили горные замки дехкан. В Кермане и Джибале ислам стал доминировать лишь к концу того же столетия. Наиболее исламизированными уже в сер. IX в. были Исфахан и Хорасан. Важнейшим шиитским центром был Кум, жители к-рого неоднократно восставали против аббасидской администрации (825, 831, 868). В те же десятилетия в Систане находился главный очаг хариджитства. Полунезависимый эмират потомков Тахира в Хорасане, контролировавший Нишапур, Мерв, Герат и Балх, достиг своего могущества при Абдаллахе ибн Тахире (828-844). Покончив с систанскими хариджитами, он занялся налаживанием сельского хозяйства. Новые законы о пользовании ирригационными сооружениями, предоставлявшие ряд льгот податному населению, способствовали экономическому процветанию подвластных ему земель. Тахиридская столица Нишапур притягивала к себе философов, ученых и богословов - носителей преимущественно арабо-мусульм. учености. При этом общий культурный подъем в Ирано-Среднеазиатском регионе создал предпосылки и для зарождения словесности на новоперсид. языке.

http://pravenc.ru/text/673877.html

К XVIII в. сформировался новогруз. язык. Начиная со 2-й пол. XVIII в. развитие лит. языка шло под определяющим влиянием школы католикоса Антония I, крупного ученого, автора одной из первых грамматик груз. языка. Взяв за образец язык XI-XII вв., изобиловавший заимствованиями из греческого, Антоний благодаря не столько теоретическим рассуждениям, сколько стилю собственного лит. творчества узаконил псевдоархаичный, содержавший несуществующие древние формы лит. груз. язык. До сер. XIX в. этот язык продолжал господствовать в груз. лит-ре. Илия Чавчавадзе и молодое поколение груз. писателей выступили против искусственной архаизации, взяв за основу лит. языка живую народную речь. Произведения Чавчавадзе, А. Церетели и их соратников положили начало возникновению и развитию совр. лит. груз. языка. М. Шанидзе Грузинское письмо Создание древнегруз. письма было необходимым звеном в распространении христианства в Г. в первые века по Р. Х., завершившемся Крещением Картли и объявлением христианства офиц. религией в Грузинском гос-ве. Дальнейшее распространение было невозможно без переводов христ. лит-ры на груз. язык и специально созданного для этих целей письма. Груз. историческая традиция («Картлис Цховреба») относит время создания груз. письма к более раннему периоду и связывает его появление с деятельностью царя Парнаваза (III в. до Р. Х.), к-рый, по словам Леонти Мровели, «ввел книжничество на грузинском языке». Культурно-историческая обстановка того периода не исключает возможности существования в древней Иверии особого вида доалфавитного груз. «аллоглоттографического» (иноязычного) письма, широко распространенного в ряде стран Ближ. Востока, особенно в древнеиран. мире, где в подобной функции долгое время выступал эламский, позднее арам. язык. Графическая эволюция груз. письма Графическая эволюция груз. письма В истории развития груз. письма выделяют 3 этапа: древний (V-IX вв.), средний (IX-XI вв.) и новый (с XI в.). Груз. письмо имеет 3 разновидности: асомтаврули (заглавное), или мргловани (округлое), нусхури , или нусха-хуцури (строчное), мхедрули (гражданское), или саэро (светское). Первым из дошедших письменных памятников считается выполненная на асомтаврули эпиграфическая надпись в Болнисском Сиони (кон. V в.). Этим же письмом выполнены надписи и палимпсесты последующего периода, памятники древнейшей груз. письменности. В IX в. письмо нусхури, характеризующееся небольшим наклоном вправо букв угловатого начертания различной длины, предстает в рукописях как сложившаяся графическая разновидность древнегруз. письма. Тенденция к округлению угловатых форм графических символов нусхури и их связному написанию при скорописи, наблюдаемая в рукописях X-XI вв., приводит к оформлению новой разновидности груз. письма - скорописному мхедрули, ставшему с незначительными изменениями основой печатной и рукописной форм совр. груз. письма. Прописные буквы в совр. груз. языке отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Ckonje, 1996; он же. Xepakлeja Линкестис: Антички град во Makeдohuja. Ckonje, 2007; Белчовски J. Охридска apxuenuckonuja од до на Makeдohuja под турска власт. Ckonje, 1997; Бошковски М. Makeдohuja во XI-XII век: Надворешни упади на mepumopujama на Makeдohuja. Ckonje, 1997; Николова Б. Устройство и управление на Българската православна църква (IX-XIV вв.). София, 1997; С. Самуилова држава: Обим и характер. Београд, 1997; Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998; Македония - проблемы истории и культуры: Сб. М., 1999; Томоски Т. Makeдohuja низ вековите: Градови, тврдини, комуникации. Ckonje, 1999; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000; Димитров Х. История на Македония през Средновековието. София, 2001; Pucmobcka-Jocuфobcka Б. «Кралството на словените» од Мавро Орбини како извор за Македонската средновек. ucmopuja. Прилеп; Ckonje, 2001; Д. Скупи: Градска mepumopuja. Ckonje, 2002; Stephenson P. The Legend of Basil the Bulgar-Slayer. Camb., 2003; Чешмеджиев Д. «Кнжение емоу дасть дрьжати словньско» от Пространното житие на Методий и Българо-византийските отношения от първата пол. на IX в.//Palaeobulgarica. 2004. Кн. 2. С. 3-19; Snively K. Dacia Mediterrana and Macedonia Secunda in the VIth Cent.: A Question of Influence on Church Architecture//Ниш и Buзahmuja. 2005. Т. 3. С. 213-224; Болгария и Сърбия в контекста на византийската цивилизация: Сб. ст. от бълг.-сръб. симп., 2003. София, 2005; Николов Г. Н. Централизъм и регионализъм в ранносредновековна България. София, 2005; он же. Самостоятелни и полусамостоятелни владения във възобновеното Българско царство: края на XII - средата на XIII в. София, 2011; Божилов И., Гюзелев В. История на Средновековна България VI-XIV в. София, 2006; А. Патот низ времето на Хераклеа Линкестис. Битола, 2007; Муцопулос Н. Базиликата «св. Ахилий» в Преспа: Един ист. паметник-светиня. Пловдив, 2007; Korres T. Byzantine Makedonia (324-1025)//The History of Makedonia/Ed.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Родословие И. от Исава, его брак с аравитянкой и отождествление с Иовавом из Быт 36. 33, т. е. его характеристика как жившего задолго до Моисеева законодательства богобоязненного язычника, оказали большое влияние на образ И. как в раввинистической, так и в раннехристианской традиции ( Gerleman G. Studies in the Septuagint. Lund, 1946. Vol. 1. P. 202). (См. также соответствующий раздел ст. Иова книга .) В апокрифическом «Завещании Иова» Иов на гноище. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 181v) Иов на гноище. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 181v) (о проблемах датировки (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) см. в ст. Завещания апокрифические ) отражены иудейские традиции, связанные с образом И. Апокриф начинается с того, что И. обращается к 7 сыновьям и 3 дочерям (все они названы искаженными греч. именами) и объявляет, что он происходит от Исава, а жену его зовут Дина. Прежде его имя было Иовав, но Господь открылся ему и переименовал его в Иова (Test. Job. 2. 1). Т. о., в апокрифе И. предстает прозелитом, кроме того, здесь же он назван «царем всего Египта», что, по мнению исследователей, может указывать на егип. происхождение апокрифа, возможно из общины терапевтов (Test. Job. 28. 7; Philonenko. 1958). И. изображен языческим царем, к-рому ангел сообщает о сатанинской сущности почитаемых в его царстве идолов, после чего И. повелевает разрушить языческий храм, что вызывает гнев сатаны. И. стойко переносит несчастье, посланное сатаной, и противостоит всем искушениям со стороны жены и друзей, попавших под влияние сатаны ( Schaller. 1980. P. 303). В иудаизме существует неск. традиций датировки жизни И. Как и LXX, иудейский эллинистический писатель Аристей Экзегет возводит родословие И. к Исаву, а И. отождествляет с Иовавом. Родина И. у него также Авситида (Уц), где И. правил как царь; его друзья также названы царями (или правителями) (ср.: Иов 2. 11 LXX; о др. совпадениях см.: Schaller. 1980. P. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли к Аристею добавление в LXX Иов 42. 17b/e (ср.: Gerleman G. Studies in the Septuagint. 1946. Vol. 1. P. 74-75; против: Schaller. 1980. P. 402).

http://pravenc.ru/text/578142.html

Интенсивное распространение в Израильском царстве с 1-й пол. IX в. до Р. Х. политеистического идолопоклоннического культа и обрядов тиро-сидонского Ваала вызвало активизацию борьбы, начатой прор. Илией и продолженной правоверными Израиля, за полное очищение религии от ваализма (ср.: 3 Цар 18. 21; Ос 2. 13-17), причем не только в сущностных аспектах, но и в обрядности и символике. Согласно 3 Цар 22. 39 (ср.: Ам 3. 15), Ахав построил в Самарии дворец из слоновой кости. При раскопках царского дворца в Самарии были обнаружены многочисленные искусно сделанные резные плакетки из слоновой кости (в частности, с изображением крылатого сфинкса), что, по всей видимости, свидетельствует о богатом интерьере, украшенном такого рода художественными изделиями. Подобные украшения из слоновой кости были обнаружены и при раскопках древних дворцов в Сирии и Ассирии. Ахав устроил и др. столицу - в Изрееле, городе в одноименной долине ( Barnett. 1982). Ахав дважды разгромил сильное сир. войско Венадада II, захватив богатые трофеи и получив экономические концессии в Дамаске (3 Цар 20. 21; ср.: 20. 34). К кон. 1-й пол. IX в. резко меняется политическая ситуация в регионе: на Сев. и Центр. Сирию обрушиваются ассир. войска Ашшурнацирпала II (883-859) и его сына Салманасара III (859-824). Оборонительный союз стран Юж. Анатолии и Сев. Сирии оказался не в состоянии противостоять Ассирии. Войска союза потерпели поражение от Салманасара (858-856). Это привело к созданию коалиции 12 царей, к-рую возглавили цари Израиля, Дамаска и Хамата. Коалицию поддержал Египет. Коалиция 12 царей успешно отражала ассир. попытки вторжения (853, 849, 848 и 845) и не дала Салманасару прорваться в Юж. Сирию, Финикию и Израиль. В сохранившейся ассир. исторической надписи на скале (т. н. Монолитическая надпись) в Курхе, в верхнем течении Тигра, перечисляются военные силы, к-рыми располагала коалиция 12 в битве с войском Салманасара III в 853 г. в окрестностях Каркара на р. Оронт (Сев. Сирия). У сирийцев было 1200 колесниц, 1200 всадников и 20 тыс. пехотинцев; у царя Хамата было 700 колесниц, 700 всадников и 10 тыс. пехотинцев; у царя Ахава Израильского (А-ха-аб-бу мат Сир-и-ла-а-а) было 2 тыс. колесниц и 10 тыс. пехотинцев. По количеству колесниц Израиль превзошел своих союзников, вместе взятых (всего в битве участвовало со стороны союзников 3940 колесниц),- это показатель не только военной, но и экономической мощи Израиля, занявшего в данный период одно из доминирующих мест в Вост. Средиземноморье. В результате битвы при Каркаре продвижение Салманасара было остановлено; Ахав решил совместно со своим союзником, иудейским царем Иосафатом, отвоевать у сирийцев пограничный опорный пункт Рамоф Галаадский (    ) в Сев. Заиорданье. Кампания потерпела неудачу, а царь Ахав погиб в ходе сражения с Венададом II.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Повествование в «К. Ц.» было выстроено в хронологическом порядке. Чтобы текст был единым, начало каждого последующего исторического сочинения при включении его в свод или конец предыдущего, как правило, отрезали, в результате чего точное число вошедших в «К. Ц.» сочинений, имена нек-рых авторов и датировки отдельных произведений неизвестны. В наст. время известно более 20 рукописей, содержащих как полную версию «К. Ц.», так и отдельные фрагменты. Наиболее ранняя редакция датируется 1697 г., поздняя - 1899 г. В рамках единого свода «К. Ц.» выделяют 2 цикла летописей, условно названных «Древняя Картлис Цховреба» ( ) и «Новая Картлис Цховреба» ( ). «Древняя Картлис Цховреба» представляет собой историю грузин и Грузии начиная с библейских времен до нач. XIV в. Относительно времени составления и содержания первоначального свода «К. Ц.» существует неск. точек зрения. В. Дондуа относит наиболее раннюю версию летописи к VII-VIII вв.; Г. Меликишвили - к рубежу VIII и IX вв.; П. Ингороква - к X в.; Ш. Месхиа, В. Гучуа - к кон. XI в.; И. Джавахишвили , С. Каухчишвили - к XII в.; акад. прот. К. Кекелидзе - ко 2-й пол. XII в.; Р. Кикнадзе - к 1-й четв. XII в. В современной груз. историографии принято считать, что первый свод «К. Ц.» был сформирован уже в сер. V в. В эту редакцию в хронологическом порядке были внесены отдельные летописи, в которых содержались сведения с IV-III вв. до Р. Х., времени формирования царства Картли, до сер. V в. В кон. VIII в. груз. вельможа Джуаншер Джуаншериани составил продолжение свода, описав события истории Грузии с сер. V в. до 80-х гг. VIII в. Значительная работа была проделана над «К. Ц.» в 60-х гг. XI в. еп. Руисским Леонтием Мровели . Он написал вступительную часть, в к-рой была дана схема библейского происхождения грузин и др. кавказцев, а также история грузин до создания царства Картли. Также епископ отредактировал текст свода и пополнил его доступными ему сведениями. Особенно Мровели расширил куски, в которых рассказывалось об обращении Картли в христианство св. равноап. Ниной (1-я пол. IV в.) (эта часть текста названа «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии)), о правлении царя Картли св. Вахтанга Горгасали (2-я пол. V в.) и о мученичестве царя св. Арчила I († 786) - «Мученичество св. вмч. царя Грузии Арчила».

http://pravenc.ru/text/1681189.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010