Во второй части (ст. 14–23) излагаются последние откровения и повеления Божии Моисею и Иисусу Навину. Господь, явившись Моисею в скинии собрания в столпе облачном, открывает ему, что народ Еврейский станет ходить вслед богов иных, чем привлечет на себя скорби, и повелевает ему сложить обличительную песнь на Евреев и заставить их выучить. В третьей части Моисей описывает предсмертные распоряжения свои по случаю откровения Божия (24–30 ст.). Моисей опять созывает левитов и с горечью объявляет им услышанное от Бога откровение. Потом, вручает им книгу закона Божия (Пятикнижие) и. повелевает положить ее одесную ковчега. Наконец, велит собрать всех старейшин колен, всех судей и надзирателей, чтобы объявить им вслух обличительную песнь. Глава 32-ая. Обличительная песнь Моисея В обличительной песни Моисея примечаются следующие части: вступление, изложение и заключение. В вступлении Моисей во свидетели своих слов призывает небо и землю и приглашает ко вниманию Израильтян. Приглашает их так же охотно принять его слова, как засохшая земля пьет росу, ибо он будет возвещать им важный предмет. Изложение состоит из 4-х картин. Первая картина (ст. 6–14) изображает непрестанное промышление Иеговы о своем народе во всю его прошедшую историю, великие милости Иеговы к народу Еврейскому, и здесь же описывается поселение Евреев в роскошной земле Обетованной, как уже случившееся. Во второй картине (ст. 15–21) изображается развращение и измена Евреев Иегове, аза это возвещается отвержение их и избрание иного народа на место их (в новом завете). В третьей картине(ст. 22–35) изображаются ужасы Божия гнева на развращенный род Еврейский. Этот гнев изображается под образом огня, жгущего до ада преисподнего и попаляющего основания гор. Им (Евреям) возвещается конечное истребление. В четвертой картине (ст. 36–42) идет обещание милосердия Божия униженным Евреям, и возвещается погибель врагам народа Божия, которая изображается под образом сверкающего, подобно молнии, меча и острых стрел, чтобы узнали Евреи бессилие богов языческих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Ответственность за обеты, данные женщинами. 1 Война для отмщения с Мадианитянами; 25 пример деления военной добычи. Условия, на которых Рувиму, Гаду и половине колена Манассиина позволяется поселиться на восток от Иордана. 1 Перечисление остановок Израиля от Египта до Моава; 50 Господь поручает Моисею разделить Ханаан по жребию между коленами Израилевыми по их численности. Границы земли для унаследования и князья, которые должны помогать Елеазару и Иисусу Навину в делении земли. 1 Города, данные левитам; 9 повеление о городах для убежища. Дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми. Второзаконие В 40м году Исхода Моисей обращается к новому поколению израильтян с последним наставлением. В главах 1–11 Моисей вспоминает историю странствования Израиля по пустыне, о том, как хранил евреев Промысл Божий, а они оскорбляли Его неверностью. Моисей увещает держаться 10 заповедей, поклоняться и служить одному Господу. Главы 12–26 содержат повторение данных отцам законов с некоторыми дополнениями, а также пророчество о Христе как о Пророке, которого обязаны все слушаться. Главы 27–32 содержат благословение исполняющим закон и угрозы наказания грешникам, а также обличительную песнь Моисея, предвидевшего будущее отпадение израильтян. Благословив колена Израиля (глава 33), Моисей восходит на гору Нево и там умирает (глава 34). 1 Время и место последующих за этим речей Моисея; 6 обзор пути от Хорива до Кадеса. Обзор странствований Израиля от Кадеса до победы над Сигоном, царем Аморрейским. Обзор событий в жизни Израиля от победы над Огом, царем Васанским, до назначения Иисуса Навина заместителем Моисея. 1 Моисей увещевает народ исполнять заповеди Божии и избегать идолопоклонства; 41 назначает три города убежища на восток от Иордана; 44 предисловие ко второй речи Моисея, следующей за этим. Моисей повторяет десять заповедей и напоминает Израилю, что Бог и они сами избрали его посредником. Моисей заповедует бояться и любить Бога на их новой земле и научить этому своих детей.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

К истории исшествия израильтян из Египта, в Палее присоединяется апокрифический рассказ о том, как евреи нашли кости Иосифа, которые взяли с собою во исполнение завещания патриарха ( Исх.13:19 ). «Египтяне знали об этом завещании, поэтому, чтобы удержать израильтян в Египте, оковали раку Иосифа оловом и тайно ввергли в море». «Ты убо, жидовине, скажи нам, – говорит автор, – како взяша кости Иосифа? коею мудростию найдоша грязящия в мори? аще ты не веси, мы укажем ти» (л. 169). Рассказывается, что Моисей узнал от дочери Иакова, которая была уже 400 лет, что кости Иосифа погребены в реке «Вол»; он обратился с просьбою к реке отдать кости патриарха; после третьего воззвания к реке, написанного на хартии, рака с костями всплыла 179 . К истории перехода израильтян через Чермное море присоединяется объяснение прообразовательного значения сего перехода. С этой целью, к самому тексту библейского рассказа о переходе через Чермное море присоединяется текст Догматика пятого гласа, и затем, после рассказа об упомянутом событии, уже следует объяснение прообразовательного значения сего события, и по поводу сего – обличение жидовина. «Переход израильтян через Чермное море был для них образом крещения». В подтверждение этой мысли, автор указывает на слова апостола ( 1Кор.10:1–4 ). «Почему же ты, – обращается автор к жидовину, – не ревнуеши древле бывшим израильтянам?! Их ради наказаны были египтяне, – ты же сам теперь предан в казнь и работу языком; их древле Бог прославил, – ты же теперь – поругание в языцех! Фараон, за жестокосердие своё к народу Божию, погиб, – и ты погибнешь, если будешь противиться закону Божию». «Возникни же, воспряни, воздохни и возопий к Богу, поверзи прелесть и облекись в новую одежду св. крещения. Как змия, когда состареется и ослепнет, то не ест 40 дней 180 , – и тогда совлекает ветхую одежду и обновляется; так и ты, жидовине несмысленный, обнови своё тело св. крещением, и будешь единогласник с нами» 181 (л. 169 об.–171). Далее следует в Палее песнь Мариамы, которую Мариам, сестра Моисея, с хором девиц воспела по переходе через Чермное море ( Исх.15:1–19 ). К тексту песни в Палее Соловецкого списка присоединяется толкование обличительного характера (л. 171–173 об.) 182 . Сущность толкования заключается в том, что черты, относящиеся в песне к Фараону и египтянам, перенесены на неверующих иудеев и прилагаются к современному их состоянию; напротив, всё, что относилось к спасшимся от Фараона израильтянам, перенесено на христиан и историю христианства, вследствие чего песнь получает пророчески-прообразовательный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Но и после такого осуждения, во время самого странствования, Евреи не переставали прогневлять Бога своею неблагодарностью и непослушанием Ему, неверием и уклонением в идолопоклонство и пороки языческие, каждый раз вызывая на себя праведный гнев Божий 128 . Верные рабы Иеговы, священные певцы Израилевы, не оставались безмолвными и при этих печальных обстоятельствах, но песни их принимали тогда характер скорбно-молитвенный или обличительный и поучительный. Это были или излияния чувства скорби о грехах неблагодарного и непослушного народа, глубокой печали о постигших его Божиих наказаниях и молитвенных воплей о помиловании, или строгие обличения грешников с увещаниями возвратиться от пути погибельного на правый путь служения Иегове. От первого рода песней этого времени сохранился до нас 89-й Псалом, – «Молитва Моисея, человека Божия», где он, в виду исполнения над народом еврейским грозного осуждения Божия, когда погибал в пустыне мятежный род, исшедший из Египта, прославляя вечность и величие Божие, оплакивает кратковременность и суету жизни человеческой и молит Господа умилосердиться над рабами своими и превратить скорбь их в радость, дабы они возвещали славу Его. От песней второго рода мы имеем обличительную песнь Моисея 129 , где он, призывая небо и землю во свидетели, обличает народ еврейский в неблагодарности Богу за Его благодеяния и нарушении завета Его, и с одной стороны страхом наказаний, с другой – обещаниями милостей Божиих увещевает его пребывать в верности своему Господу, исполняя все слова закона Его. Относительное обилие, разнообразие и внутреннее поэтическое достоинство вполне или в отрывках сохранившихся до нас, или же только упоминаемых в Свящ. Писании произведений священной поэзии Моисеева периода, с присоединением к нему бывшего непосредственным продолжением его времени И. Навина, – свидетельствуют о значительно высокой степени развития только что начавшейся с Моисеем собственно еврейской свящ. лирики. Мы встречаем уже здесь образцы всех родов свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Что сие действительно писано Моисеем, то ясно видеть можно из многих мест пятикнижия. Он написал заповеди, полученные от Бога на горе ( Ucx. XXIV. 4 ), и читал сию книгу Завета пред народом (7). Беседуя с народом пред вступлением его в землю обетованную, он указывал уже на существующую книгу Закона ( Bmop. XXVIII. 58.61, XXIX. 20. 27 ) и потом, дополнив ее, отдал для хранения при ковчеге Завета (XXXI. 9. 24–26). Бог в особенности повелел ему написать свой суд на Амалика ( Ucx. XVII. 14 ), обличительную и пророчественную песнь о судьбе народа израильского ( Bmop. XXXI. 19 ), и даже порядок станов, или мест, где останавливался он во время путешествия ( Чucл. XXXIII. 2 ). Из сего нетрудно сделать заключение о писателе всего пятикнижия, в котором современные Моисею происшествия описываются таким образом, что показывают писателя самовидца. Все же вообще находятся в столь тесной взаимной связи, что показывают одного писателя, например. Быт. 11.3 . Ucx. XVI. 23 . Быm. VII. 2. 3 . Лeb. I. 2. 14. XI ; в) то, что принадлежит временам, бывшим после Моисея. Немногие сего рода места, не состоящие в необходимой связи с целостью книг Моисеевых, руками Иисуса Навина, Ездры или других избранных Духом Святым продолжателей и хранителей Священного Писания , могли быть внесены с намерением объяснения или пополнения, соответственного их временам. Быm. XIII. 18 (см. Hab.XIV. 15. XV. 13 ). Быm. XXXVI. 31–43 (см. 1Пар. 1. 43–54 ). Ucx. XVI. 35 (см. Иис. V. 12). Bmop. XXXIV. 2 ) Иис. I. 8. 4Цap. XXII. 8 . Дah. IX. 11 . Heeм. VIII , 1Uh. 1. 17. 45. V. 46 . Из сих немногих указаний на книги Моисеевы уже можно видеть, что те же самые, которые под сим именем существуют ныне, так же существовали, употреблялись и признаваемы были во время земной жизни Иисуса Христа, после плена вавилонского, во время самого плена, во времена царства Иудейского, и в первые дни после смерти Моисеевой. Текст самаритянский и греческий перевод, столь давно отдаленные особенною судьбою от текста еврейского, также суть неподозрительные свидетели о подлинности целого состава оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По мнению другого волонтера Московск. сем., вторая песнь канона составляется «по образцу обличительной песни Моисея ( Втор. 17 гл.)»; вызывает невольное недоумение в сочинении волонтера Московской же семинарии следующая фраза: «особенно ясно Ветхий Завет отпечатлелся в всех 6-ти песнях канона». Воспитанник Софийской духовной семинарии (болгарский уроженец), говоря о содержании песней канона, упоминает и о пророке Илии, наряду с пророками Аввакумом и Ионою, причем полагает, что событие из жизни последнего, имевшее преобразовательное значение, составляет предмет содержания седьмой песни. Волонтер Московской семинарии заканчивает свое сочинение сообщением, что «на отпевании «непорочны» берутся из 102 псалма»: у него же сказано, что «на полунощнице, утрени, вечерни, повечерии, часах читаются предначинательные псалмы». Молитвы, читаемые священником при чтении или пении псалма: «Благослови душе моя Господа», присланный Владим. сем. называет «светильными», а волонтер Вифанской сем. (священник) – «святильными». Некоторые из писавших обнаружили недостаточное знакомство с славянским языком: напр., волонтер Московск. сем. в начале сочинения пишет: «Ветхий Завет, как «сын бо имый грядущих благ ( Евр.10:1 ) должен был уступить место Новому Завету»; а волонтер Костромск. семинарии, цитуя 1Кор.10:11 , употребляет такое выражение: «святые Апостолы учили..., что все ветхозаветные прообразы писана быша в научение наше». Лучшие сочинения принадлежат волонтерам: Олонецк. сем. (5), Симбирск. (5–) Подольск. (4½), Смол. (4+), Кишиневск. свет никогда ничего подобного не видел, и как будто эти жизненные явления строго соотносительны с чистой теорией позитивизма. В таком направлении исполнено подавляющее большинство работ, и, таким образом, в смысле точного ответа на поставленный вопрос, они неудовлетворительны, но, с другой стороны, принимая во внимание сжатость формулировки темы и некоторую неясность понятия «явления», хотя и определенного ближе, как «жизненное», но все же достаточно широкого и допускающего различные истолкования, комиссия не нашла возможным ставить это неверное истолкование в упрек писавшим, объясняя это и еще тем, что при понятном экзаменационном волнении мысль писавших искала не столько темы, как таковой, сколько знакомого в ней и легко могла ассоциировать от позитивизма, и как доктрины и как жизненного явления, к главе: «позитивизм просто» в соответствующем семинарском учебнике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ирмос (ιρω – связываю, или ρμζω – согласую) есть песнь, служащая связью и образцом в стихотворном размере для последующих за ним тропарей; а тропарь (τροπριον от τρπος) есть песнь, по внешнему составу своему, подобная во всем ирмосу. Ирмосы, во всяком каноне, заимствуют свое содержание из песней ветхозаветных праведников, кроме девятой песни, прославляющей Божию Матерь. Первая песнь канона составлена по образцу песни Моисея, воспетой по переходе чрез Чермное море: поим Господеви, славно бо прославися 178 . Вторая песнь заимствуется из обличительной песни Моисея, воспетой им пред своею кончиною к неблагодарному народу еврейскому, забывшему благодеяния Божии. Посему, она поется только в св. Четыредесятницу для возбуждения покаяния: вонми небо и возглаголю... 179 . Для третьей песни служит основанием песнь св. Анны, матери св. пророка Самуила, благодарящей Бога за разрешение ее от неплодства, при посвящении сына своего на служение Богу. Она изображает Церковь прежде пришествия Христова неплодствовавшую, а ныне веселящуюся о многих чадех своих. Утвердися сердце мое в Господе ... 180 . В четвертой песни славословим с пророком Аввакумом, провидевшим Бога, грядущего из горы приосененной чащи, милосердие Божие, явленное пришествием на землю Сына Божия: Господи услышах слух твой, и убояхся ... 181 . Пятая песнь заимствует содержание из песни пророка Исаии: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже 182 ..., воспевающего избавление воинствующей Церкви от врагов. Шестая песнь напоминает скорбную молитву пророка Ионы, томившегося и боровшегося со смертью во чреве китове: возопих в скорби моей ко Господу Богу... 183 . Она изображает состояние грешника, коего душа исполнися зол и живот аду приближися. В седьмой песни воспоминаем песнь трех отроков, исповедовавших в пещи Вавилонской праведные суды Божии над ними и над всем Израилем: благословен ecu Господи, Боже отец наших... 184 . Восьмая песнь заимствуется из песни тех же трех отроков, призывающих всю тварь к славословию Господа за сохранение их невредимыми в пещи огненной: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки... 185 . В девятой песни славословим Пресвятую Богородицу. Сию песнь всегда предваряет песнь самой Богородицы: величит душа моя Господа ... 186 . Содержание ее заимствуется из пророчественной песни св. Захарии, отца Иоанна Предтечи 187 . § 88. Понятие о кондаке, икосе, синаксаре, светильне и ексапостиларие

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После этого Господь, призвавши Моисея вместе с Иисусом Навином перед двери скинии сновидения и явившись здесь в столпе облачном, открыл Моисею, что Израиль после его смерти, оставив истинного Бога, обратится к идолам и за это наказан будет многими бедствиями (14–18), В обличение этого будущего отступления Израиля Господь повелевает Моисею написать особую обличительную песнь и научить ей весь народ (19–20), Обратившись же к Иисусу Навину, Господь заповедал ему мужество, обещал Свою помощь и покровительство (22–23). После этого Моисей, закончив книгу закона, заповедал священникам хранить ее по правую сторону ковчега (24–27). Затем Моисей собрал старейшин колен, судей и надзирателей (слав. «книговодителей») и вслух всего собрания изрек открытую ему Господом обличительную песнь (28–30). Смерть Моисея (Втор. 34) Перед смертию Моисей взошел с равнин Моавитских на вершину горы Нево (ел. «Навав») — Фасги. Показав ему отсюда землю обетования, Господь сказал, что Моисей может только видеть эту землю, но не может войти в нее. После этого Моисей скончался и был погребен близ Бефегора (слав, «дому Фогорова»), но место его погребения оставалось неизвестным. Косвенным ответом на вопрос, почему место погребения Моисея осталось неизвестным, служит указание святого апостола Иуды на спор архангела Михаила с даиволом (о Моисееве телеси», Иуд. 1:9). Св. отцы и учителя Церкви понимают это указание в том смысле, что диавол, зная склонность евреев к идолопоклонству, желал устроить Моисею пышное погребение, чтобы могила величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского поклонения. Архангел же Михаил, хранитель народа еврейского, именем Господа запретил диаволу открывать место погребения Моисея. Заключение о Пятикнижии Во времена Моисея ветхозаветная Церковь получила полное и окончательное устроение в отношении веры и нравственности богослужения и порядок управления. Для утверждения учения о вере и нравственности Господь дал писанный закон, в котором изложил Свою волю о правилах жизни ветхозаветного человека. Основа этого Закона — заповеди десятисловия, призывающие о любви к Богу и ближнему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Вторая часть (главы 27–34) – распорядительнопророчественная . Она начинается увещанием исполнять закон, который Моисей сопровождает изречением проклятия нарушителям и благословения исполнителям закона (27–30 главы). Потом, после изложения распоряжений Моисея о своем преемнике и чтении закона, приводится обличительная песнь Моисея и его пророческое благословение израильскому народу по коленам (31–33 главы). В последней главе, которая, несомненно, присоединена после и написана, вероятно, Иисусом Навином, говорится о смерти Моисея и плаче евреев. 4. Богослужебное употребление книги Второзаконие В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся следующие отрывки: 1:8–17, 10; 1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в неделю Святых отец и 14 января – в день памяти святителя Василия Великого . Главы 4:6–7; 9–15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства), 5:1–6, 10–23, 25, 26 и 6:3–5, 13, 18 (о величественных обстоятельствах синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди Божии) – в день 29 августа. Главы 10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в неделю Святых Отец и 12 февраля – в день памяти трех святителей. Обличительная песнь Моисея (32:1–43) является основой содержания второй песни великопостных канонов. 5. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6) В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6–21 стихи). Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии соприкосновения с язычниками-хананеями. Это увещание и составляет содержание шестой главы. " Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (6:4–5), – так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Основные мысли и выражения ирмосов всех канонов заимствуются из священных песен, большей частью ветхозаветных, и таким образом, от древних пророчеств и прообразований возводят нас к событиям новозаветным, от чудес Божиих древних к чудным действиям новой благодати 168 . Не входя в исследование сущности и значения всех канонов Октоиха, мы изложим сущность и значение ветхозаветных священных песен, на которых основываются ирмосы канонов Октоиха; а по подобию ирмосов составляются и все каноны, применительно к разным дням седмицы. Первый ирмос для всех канонов заимствуется из песни Моисея, воспетой двумя ликами, мужеским, которым управлял сам Моисей, и женским, над которым начальствовала сестра Моисея Мариам: «Поим Господеви, – восклицали они,– славно бо прославися» и проч 169 . Эта песнь в Новом Завете имеет такое значение: Египтяне держали Иудеев в тяжком рабстве, но Господь, пославши к ним Моисея, мышцею высокою спас их от руки Фараоновой. Моисей разделил жезлом черное море, и евреи прошли по сухому его дну, а Фараон с воинством своим погиб в его волнах. Так и мысленные Египтяне – демоны – господствовали над падшим родом человеческим и угнетали его делами тьмы греховной. Но милосердный Господь тако возлюби мир, яко и сына Своего Единароднаго послал к нему 170 , и Спаситель наш освободил нас от власти темной, проложил нам крестом Своим путь к небу, а дьавола низложил в бездну вечной погибели. Второй ирмос заимствует выражение из обличительной песни того же пророка, по прошествии пустыни воспетой «вонми небо возглаголю» и проч 171 . Эту вторую песнь св. Дамаскин и другие песнописцы опустили в канонах Октоиха и Миней потому, что предмет их песнопений или торжественный и радостный, или молитвенный и благодарственный, но нигде в них не заключается обличения и прощения, как во второй песне Моисея. Потому-то она имеет место только в постной Триоди, во время покаянных дней четыредесятницы. Третьему ирмосу послужила образцом благодарственная молитва св. Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства, воспетая ею при посвящении сына на служение Богу: «Утвердися сердце мое в Господе» и проч. 172 и изображает молитвенные чувствования всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах своих, или каждой душе христианской, просящей утверждения себе в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010