Это видно из совета св. ап. Павла, обращенного к ефесским христианам: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными ( Еф.5:18–19 ). Это обстоятельство объясняется отчасти тем, что первоначальными членами церкви Христовой были по большей части иудеи, а они привыкли услаждать свою душу псалмами еще в ветхозаветном богослужении. Пение в ветхозаветном богослужении составляло видную его часть. Вот почему псалмопевец Давид так часто говорит о пении: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте“ ( Пс.46:7 ), или: «Пою Богу моему, дóндеже есмь“ ( Пс.145:2 ). Из псалмов употреблялись преимущественно те, которые имели отношение к Новому Завету и прообразовали или спасение Христово, или новозаветное состояние церкви Христовой. Например, употреблялся псалом 136-й: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом“... Этот псалом, составленный пророком Иеремией, пели Иудеи на развалинах Иерусалима, а также и в плену Вавилонском. Христиане одухотворили этот псалом и пели, относя его значение к небесному Иерусалиму, которого они лишаются, благодаря своим грехам. И теперь, пред наступлением великого поста мы употребляем этот псалом с тем же смыслом, пением его умиляем свою душу и располагаем ее к покаянию. Кроме псалмов, христиане времен апостольских воспевали и другие ветхозаветные песни, применяя их смысл к новому завету. Так, употреблялась песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода через Чермное море. Эта песнь, милая сердцу иудеев по ветхозаветным воспоминаниям, была применена и к новозаветным чувствованиям. Спасение от рабства египетского и от власти фараона применялось к избавлению от рабства диаволу, а чудесный переход через воды моря, послуживший к спасению Израиля, относился к водам крещения. Употребляя и другие ветхозаветные песнопения, древние христиане также применяли смысл их к новозаветным обстоятельствам. Так, обличительная песнь Моисея, в которой он напоминает евреям о благодеяниях Божиих в пустыне: манне небесной и воде из камня, христианами применялась к таинству причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую ( Мр. 14:26 ). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмах, пениях и песнях духовных» ( Ефес. 5:19  и Колос. 3:16 ). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9–40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку. 13. Разделение песнопений На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (ψαλμοτς), пениях (υμνοτς) (или гимнах) и песнях духовных (ωδατς) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы , т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. «Благослови, душе моя, Господа», « Помилуй мя, Боже» и др.), песни или гимны – это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно – песнь, воспетая по переходе через Черное море ( Исх. 15:1–19 ), обличительная песнь Моисея перед его смертью ( Втор. 32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. 24:9–17 ), Аввакума (3:1–12), Ионы (2:3–10), песнь трех отроков ( Дан. 3:24–90 ), песнь Богородицы ( Луки. 1:46–55 ), молитва Захарии ( Луки. 1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные , – это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14 ; 2Тим. 2:11–12 ; Апок. 15:3–4 ), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше. 14. Разделение песнопений по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В конце главы делается примечание, что Моисей, произнеся свою обличительную песнь, внушал Израильтянам – положить на сердце, т. е. принять к серьезному вниманию все слова песни сей, и завещать ее детям своим; и что в тот же день Господь открыл Моисею место его кончины, на возвышенном холме Аваримских гор, носившем название Навав (Ст. 44–52). Главы XXXIII и XXXIV. Пророческое благословение Моисея израильскому народу по племенам; смерть Моисея Глава XXXIII Намереваясь благословить, пред своею смертию, племена израильские, Моисей – человек Божий – в виде вступления приводит на память некоторые главные милости Божии, явленные всему народу израильскому в пустыне Аравийской (ст. 1). Именно он воспоминает: Как Господь пришел от Синая, т. е. дал и провозгласил закон с горы Синайской; как открылся Он от Сеира, когда т. е. явил свою благодатную помощь, повелев в пределах идумейских воздвигнуть медного змея, для исцеления множества уязвленных 1059 ; как некогда воссиял Господь от горы Фарана. т. е. когда излил Духа Своего на 70 старейшин и насытил алчущий народ мясом 1060 ; как шел Господь к Синаю со тьмами святых ангелов 1061 , неся в деснице своей огненный закон, т. е. явленный среди пламенной горы Синая. (Ст. 2). Все сии прошедшие опыты милости Божией предуказуют пророчественному взору Моисея и в будущем непреложную любовь Господню к святому своему народу; преимущественно же к тем из сынов израилевых, которые припадут, подобно усердным ученикам, к стопам Иеговы, чтобы внимать словам канона Его (Ст. 3). Сей закон дал нам Моисей, – восклицает о себе законодатель еврейский – в третьем лице, как бы сливая себя с последним из народа, – дабы показать совершенную свою подчиненность закону, им же самим принесенному от Бога. (Ст. 4, 5). Сей закон дан в дорогое наследие обществу Иакова, поскольку им должны руководствоваться все отдаленные его потомки. Посредством сего закона Господь царствовал над Израилем, объявляя свою волю чрез священников, когда главы народа, по поводу каких-либо недоумений, собирались к скинии вместе с коленами израилевыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 3-й песни 2 мин., 02.12.2016 Ирмос третьей Песнь 3 Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/и в последняя от Девы/воплощенному безсеменно,/Христу Богу возопиим:/вознесый рог наш,/свят еси, Господи. Вторая песнь канона — обличительная песнь Моисея из книги Второзакония - включается в состав песней канона только в периоды великого Поста и Пятидесятницы, а в остальное время  канон состоит из восьми песней: 1, 3-9. Поэтому от первой песни переходим к третьей. Перевод: Песнь 3 Прежде веков от Отца рожденному/не по земным законам Сыну/и в последние времена от Девы/воплощенному без семени,/Христу Богу воззовем:/«Возвысивший наше достоинство,/свят Ты, Господи!» Толкование: Песнопение повествует о том, что во Христе различают два рождения. Одно – от Бога Отца, которое произошло вне пространства  и времени, другое же – от Девы Марии здесь, на земле, во времени. Важно понимать, что Бог Сын существовал и до своего земного рождения. От неправильного суждения об этом предостерегает св. Василий Великий « Не говори: " Если Он родился, то [до этого] Его не было " , и не присоединяй к коварным словам невежественные рассуждения, искажая истину примерами, относящимися к здешнему миру, и оскверняя богословие ». Оба рождения были бесстрастными и сверхъестественными: в первом Бог Сын рождается от Бога Отца без матери, при этом Бог Отец не терпит ущерба, но остается таким, каким и был, во втором случае Богородица рождает Сына без отца, сохраняя при этом девство. « Оба рождения непостижимы для человеческой логики. Истину-откровение о рождении Христа от Отца недвижимо, а от Богородицы бессемянно мы принимаем на веру без логического осмысления », - из книги митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники». В этом  ирмосе, как и во всех других, есть связь с текстом Ветхого Завета. В данном случае это гимн Анны, матери пророка Самуила (книга Царств 2:1-10) и образ рога. Рог – древний символ могущества, достоинства и силы. Здесь он получает новое  значение – возрождение человека Богом, освобождение от греха. Как поют: Послушать на YouTube c ирмоса третьей песни Греческий распев.  Ирмос 3 песни, ноты, скачать . Все ирмосы, ноты, скачать . Послушать на YouTube c ирмоса третьей песни Византийский распев Все ирмосы: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-3-y...

   Октоих гл. 7, Пяток веч. на стиховне мертвен; по непорочных тропари мертвенны, тр. 3.    Октоих гл. 6, субб. утр. на мертвен. Ср. Рим. 5:12.    Погреб. снят. стих. гл. 8, «Тленни како быхом».    Октоих гл. 1, пяток веч. на стих, мертвен.    Погреб. мipck. чел. При прощ. стих. 5.    Погреб. снящ. троп, пред 2 апостолом.    Канон на исход души, песнь 5, тр. 2.    Погреб. мipck. чел. При прощении Слава.    Погреб. свящ. икос 4.    Как Святая Церковь тщательно охраняет праздники с их радостным настроением от всего горестного, печального, от всяких скорбных воспоминаний, видно м. пр. из того, что Она даже в тексте Священного Писания, употребляемом в богослужении, делает сокращения. Так например, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний свв. Апостолов об избрании ап. Матфия на место Иуды, Она из речи ап. Петра опускает его рассказ о смерти предателя (Деян.1:18—20), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости. И в Неделю Самарянки из праздничного чтения в Деяниях опускается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную (Деян. 2:27—28). Даже из сравнительно будничного евангельского чтения — понедельника 4 седм, по Пасхе — опускается Господне предсказание о судьбе предателя (Ин. 6:70—72), как не соответствующее продолжающейся пасхальной радости. Или, избрав из Священного Писания ряд гимнов для утрени, один из них, грозную обличительную песнь пророка Моисея, положенную в основание второй песни канонов, она употребляет исключительно только во дни особливо покаянные, в Великом посте, а во все прочее время года, даже в будни, даже в малые посты, когда поется служба со аллилуйей — почти великопостная, эта песнь опускается совсем, и богослужебные каноны в подавляющем большинстве имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, при почти всегдашнем отсутствии второй. Или еще: по нашему церковному Уставу на утрени в течение всего года, за исключением только седмиц страстной и пасхальной, неопустительно вместе с канонами октоиха, минеи и триодей, должны стихословиться и библейские пророческие песни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

В субботы 2, 3 и 4 Великого поста в храме святого в 1, 3–9 песнях однажды поется ирмос канона святого из Минеи, а в 6, 7, 8 и 9 песнях, сверх сего, на катавасию ирмос второго четверопеснца; в храме же Христа Спасителя и Божией Матери в 1, 3–5 песнях однажды поется ирмос из канона храма, а в остальных песнях так же, как в храме святого. Первая из них есть песнь, воспетая Мариамною, сестрою Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море: начинается она словами: Поем Господеви, славно бо прославися (Ирмол., л. 140); вторая обличительная Моисея на неблагодарных евреев: Вонми, небо, и возглаголю... (л. 141); третья Анны, матери пророка Самуила: Утвердися сердце мое во Господе... (л. 143 на об.); четвертая пророка Аввакума: Господи, услышах слух твой... (л. 144 на об.); пятая пророка Исаии: От нощи утреннюет дух мой... (л. 145 на об.); шестая пророка Ионы: Возопих в скорби моей ко Господу... (л. 146 на об.); седьмая – трех отроков: Благословен еси, Господи Боже отец наших... (л. 147) восьмая – их же: Благословите, вся дела Господни... (л. 148 на об.); девятая – пр. Богородицы: Величит душа моя Господа... (л. 149 на об.) 394 ; десятая – пророка Захарии: Благословен Господь Бог Израилев... (л. 150) 395 . В древние времена, когда канонов не было еще составлено, одни только эти песни и пелись, при чем вторая песнь, по примеру иудейской церкви, употреблялась исключительно во дни поста, плача и сокрушения. С течением времени в подражание сим песням и в дополнение к ним, составлены каноны: говорим: в подражание, имея в виду все песни, за исключением песни Божией Матери, по подобию которой, как самой возвышенной, песнописцы не решились составлять свои песнопения; кроме того, руководствуясь примером иудейской и древней христианской церквей, не составили они еще второй песни или, точнее, составили ее только для Великого поста и приготовительных к нему дней; говорим: в дополнение, потому что пение их не отменено и в настоящее время, хотя современная богослужебная практика начала заменять их особыми припевами 396 , а если употребляет их даже и теперь, то только в постные дни св. Четыредесятницы. А так как не отменно, так как в Типиконе втречаются довольно частые указания на стихословие песней Священного Писания при пении канонов, так как в нем есть даже особая специальная глава, трактующая об этом предмете: О еже когда стихословятся песни: Поем Господеви и Господеви поем (гл., 18, л. 27), то считаем необходимым предложить здесь потребные объяснения по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

39 Октоих гл. 7, Пяток веч. на стиховне мертвен; по непорочных тропари мертвенны, тр. 3. 40 Октоих гл. 6, субб. утр. на мертвен. Ср. Рим. 5:12. 41 Погреб. снят. стих. гл. 8, «Тленни како быхом». 42 Октоих гл. 1, пяток веч. на стих, мертвен. 43 Погреб. мipck. чел. При прощ. стих. 5. 44 Погреб. снящ. троп, пред 2 апостолом. 45 Канон на исход души, песнь 5, тр. 2. 46 Погреб. мipck. чел. При прощении Слава. 47 Погреб. свящ. икос 4. 48 Как Святая Церковь тщательно охраняет праздники с их радостным настроением от всего горестного, печального, от всяких скорбных воспоминаний, видно м. пр. из того, что Она даже в тексте Священного Писания, употребляемом в богослужении, делает сокращения. Так например, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний свв. Апостолов об избрании ап. Матфия на место Иуды, Она из речи ап. Петра опускает его рассказ о смерти предателя (Деян.1:18—20), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости. И в Неделю Самарянки из праздничного чтения в Деяниях опускается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную (Деян. 2:27—28). Даже из сравнительно будничного евангельского чтения — понедельника 4 седм, по Пасхе — опускается Господне предсказание о судьбе предателя (Ин. 6:70—72), как не соответствующее продолжающейся пасхальной радости. Или, избрав из Священного Писания ряд гимнов для утрени, один из них, грозную обличительную песнь пророка Моисея, положенную в основание второй песни канонов, она употребляет исключительно только во дни особливо покаянные, в Великом посте, а во все прочее время года, даже в будни, даже в малые посты, когда поется служба со аллилуйей — почти великопостная, эта песнь опускается совсем, и богослужебные каноны в подавляющем большинстве имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, при почти всегдашнем отсутствии второй. Или еще: по нашему церковному Уставу на утрени в течение всего года, за исключением только седмиц страстной и пасхальной, неопустительно вместе с канонами октоиха, минеи и триодей, должны стихословиться и библейские пророческие песни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

Вторая – по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия ( Втор.32 ), и поется она только в Великий пост . Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: Утвердися сердце мое в Господе ... ( 1Цар.2:1–10 ). Четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твой и убояхся ... ( Авв.3:1–19 ). Пятая – по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: От нощи утренюет дух мой ... ( Ис.26:9–19 ). Шестая – по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: Возопих в скорби моей ко Господу Богу ... ( Ион.2:3–10 ). Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки... ( Дан.3:26–45 ). На восьмой песни вместо Слава читается: Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа ... и перед катавасией поется: Хвалим, благословим .., ибо три отрока в пещи прообразовали Святую Троицу, а также Воплощение Христово 904 . Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна ( Лк.1:68–79 ). Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света песньми (обычно: в песнех ) возвеличим , призывая к особому вниманию и торжественности. Пресвятая Богородица именуется Матерью Света, потому что от Нее воплотился Свет человеков ( Ин.1:4–9 ) – Господь Иисус Христос. Далее поется песнь Богородицы – собственное славословие Богоматери, произнесенное при свидании с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи: Величит душа Моя Господа ... ( Лк.1:46–55 ). Господь даровал смиренной Богоматери премирное величие и поклонение всех родов земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные – четные, исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала. Обличительная песнь Моисея из Второзакония, по своему характеру составившая тему 2-й песни канона, приурочена только ко времени Великого поста, так что в большую часть церковного года в каноне отсутствует вторая песнь. Девять библейских песен (или, точнее, восемь, так как песнь Богородицы стоит совсем особняком) дали темы авторам канонов для составления отдельных песен. Это очевидно из содержания так называемых ирмосов, которые очень часто составлены из отдельных выражений данной библейской песни или даже целиком ее воспроизводят. Как пример можно привести: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися», или: «Вонми небо и возглаголю». Иногда эта связь – не буквальная, но все же идеологически вполне выдержанная, как, например: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве», или: «Образу златому на поле Деире» и т.д. Но весьма часто никакой связи, ни буквальной, ни по содержанию, в ирмосе не сохраняется, как, например, в таком случае, когда поется наиболее частая в году катавасия: «Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матере и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса». Или: «Царю царей, яковый от яковаго Слове происшедый». В идеале тема библейской песни должна быть выражена не только в ирмосе данной песни, но и во всех ее тропарях. Кроме этой связи по содержанию, устав церковный связывает и употребление песней канона с библейскими песнями. Библейские песни не только послужили темой авторам канонов, но, наряду с песнями канона, употребляются и по сию пору в церковном богослужении. Стихи библейских песен служат, так сказать, припевами к отдельным ирмосам и тропарям канона. Библейские песни употребляются в трояком виде: в целом их виде в Великий пост (но не все ежедневно); в сокращенном – в будни; и в еще более сокращенном – в воскресения, праздники, пред- и попразднства и в субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Последние распоряжения Моисея священникам Обличительная песнь Моисея к Израилю Пророческое благословение его к народу по коленам Книга Иисуса Навина Иисус Навин и иерихонские соглядатаи Переход через Иордан и Иисус Навин у Иерихона Заклятие И. Навина над Иерихоном и чудо при Гаваоне Разделение им земли обетованной и собственный удел его Книга Судей Судьи народа израильского Гедеон и чудо с руном Смерть Самсона 1 книга Царств Пленение кивота филистимлянами и пребывание его в Азоте Пророк Самуил и помазание им Давида на царство Победа Давида над Голиафом и преследования его Саулом 2 книга Царств 2 и 3 помазания Давида на царство Обетование Божье Давиду о Мессии Бегство Давида из Иерусалима и измена Ахитофела Поругание Семея над Давидом, Иоав и Амессай Молитва Давида о народе во время моровой язвы 3 книга Царств Помазание Соломона на царство и завещание Давида Мудрость Соломона и построение им храма Пророк Илия и воскрешение им сына вдовы сарептской Жертвоприношение пророка Илии на горе Кармил Бегство пророка Илии в пустыню 4 книга Царств Взятие пророка Илии на небо. Пророк Елисей и дети из г. Вефиля Воскрешение им сына соманитянки и чудо с хлебами Чудесное извлечение из воды топора Чудо от костей пр. Елисея 1 Цена 1 р. 25 к. с пересылкой. (331†XII стр.). Выписывать из книжного магазина Тузова (СПб, Гостиничный Двор и от автора (1 р. с пересылкой) Шпалерная, 52. 2 «Аще будет исследуемо слово Писания, – гласит это правило, – то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и Учители Церкви в своих писаниях. И сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы при недостатке умения в сем не уклонимся от подобающего» («Введение в православное Богословие» преосвященного Макария стр. 355, 3, а), б); СПб, 1872 г.). 3 Все они при экзегезисе ограничиваются лишь общей ссылкой на святых Отцов Церкви и самое большее – указанием их имён, не цитируя самих толкований. Таковы, например, „Учебные руководства по предмету Священное Писание ”, составленные для учеников 1–4 классов духовных семинарий Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010