Алтарный пятигранный выступ (апсида) представляет собой прямоугольник со скошенными северо-восточным и юго-восточным углами и с небольшой дугой в середине. Размеры алтарного выступа нижней церкви: длина 3,5 м, ширина 7,8 м, верхней церкви — соответственно 5,9 м и 9,3 м. Внутреннее убранство Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим с помощью распалубок восьмигранный купол (восьмерик) с восемью окнами-люкарнами. В центре купола — фонарь на четыре окна, с которого вверх устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Стены основного объёма собора и алтарного выступа разделены по горизонтали карнизами. Фасады собора характеризуются довольно скромной лепной отделкой: на стенах каждого этажа сдвоенные пилястры завершаются капителями сложного ордера (второй этаж) или изысканными картушами (первый этаж), картуши такого же рисунка помещены над четырьмя окнами фонаря главного корпуса; наличники окон каждого этажа имеют различный рисунок и украшены лепными головками херувимов, что придаёт собору особую праздничность. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности. Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 м, а верхнего — 1,4 м; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 м, а во втором этаже — 1,75 м. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается как бы третий этаж (второй свет), на котором покоятся восьмерик и фонарь с главой. Колокольня, имеющая три яруса и высоту 46 метров, располагается в западной части здания, будучи связанной с собственно храмом двухэтажной трапезной. В качестве постамента для колокольни служит притвор нижнего храма, равный по высоте первому этажу собора. Толщина стен постамента колокольни (притвора нижнего храма) велика: наружной — 3,9 м, внутренней — 3,29 м, это обусловлено тем, что эта кирпичная кладка несёт на себе массу всей колокольни собора. Первым ярусом колокольни одновременно является притвор верхнего храма, отсюда (с уровня второго этажа) в северной стене колокольни устроена лестница, ведущая на колокольню. Второй и третий ярусы колокольни украшены колоннами ионического ордера, которые придают ей стройность и торжественность. Купол-восьмерик завершает колокольню и несёт четырёхсветный фонарь, который, в свою очередь, увенчан главой.

http://azbyka.ru/palomnik/Сергиево-Казан...

1. Императорское Православное Палестинское Общество сдаёт фирме «Певзнер и Коган» под помещение для торговли строительными и др. материалами и под контору два нижних этажа дома, строящегося в г. Хайфе по соседству с магазинами Пароди, Сагли и Хури, к югу от городской дороги, сроком со дня сдачи строящихся помещений до 1 января 1916 года за наёмную плату по две тысячи шестьсот франков в год. 2. Первый этаж дома Общество рассчитывает закончить к 1 июля с/г., а в случае непредвиденных задержек имеет право на месячную отсрочку; второй этаж будет закончен не позже 1-го декабря 1913 года; после чего Общество оставляет за собой право возводить следующие этажи на двух нижних, когда признает удобным и выгодным для себя, приняв надлежащие меры к тому, чтобы не препятствовать фирме «Певзнер и Коган» в их работах в магазинах и конторе. 3. Фирма «Певзнер и Коган», приняв от Общества нанятое помещение, как только оно будет готово к сдаче, обязуется уплатить Императорскому Православному Палестинскому Обществу вперёд за один год при сдаче нижнего этажа одну тысячу четыреста франков, а при сдаче верхнего этажа – одну тысячу двести франков, по истечении первого года найма каждой части дома уплатить столько же за второй год найма, а по истечении второго года доплатить за остальную часть договорного срока по вышеозначенному расчёту из 1400 фр. годовой платы за нижний и 1200 фр. – за второй этаж дома; при заключении сего контракта в счёт первого взноса она уплачивает Обществу двести франков задатку. 4. В случае желания одной из договаривавшихся сторон нарушить этот договор в целом или части до истечения наёмного срока нарушающая договор сторона уплачивает другой две тысячи шестьсот франков неустойки. 5. Если договаривающиеся стороны или одна из них за три месяца до истечения срока сего договора не заявит письменно о своём желании прекратить действие сего договора или изменит его условия со дня истечения договорного срока, то обязательность сего договора для обеих сторон продолжается ещё один год, причём 4-я и 5-я статьи сего договора сохраняют свою силу и для нового дополнительного года аренды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Первый этаж её состоит из огромного поверх земного со сводом погреба, с железною дверью и двумя таковыми же окнами, обнесённого кругом широкой кирпичной террасой, утвержденною на таковых же арках. Терраса эта до 1800 года была обнесена вокруг дубовым, раскрашенным крыльцом. Второй этаж состоит из большой четырёхгранной со сводом комнаты, имеющей с западной стороны железную дверь, а с прочих трёх сторон по два с железными решётками и таковыми же притворами окна. В сём этаже находятся старые Войсковые дела, из оставшихся от Войсковых Присутственных мест и некоторых бывших станиц города Черкасска. Поверх сего этажа, в восьмигранных стенах, имеются ещё две кладовые комнаты, с приделанными к стенам полками, на которых, в каждой на 14 арш. размере, как видно по надписям лежали разных годов Войсковые дела. Третий этаж осьмигранный, состоящий из 8-ми окон, вверх по 4 ½ аршина, а в ширину по 3 арш. и 5 верш. имеющ. На этом этаже ныне находятся все колокола: первый, праздничный в 99 пуд. и 24 фунт.; вторый, полиелейный, в 58 пуд и 33 ½ фунт.; третий, буденный, перелитый из 2 царских колоколов в царствование Петра I в 1703 году, в нём весу 50 пуд.; и четыре зазвонных колокола в 8 пуд. и 11 фунт. Всей меди, находящейся на колокольне, 216 пуд. и 28 ½ фунтов. Кровля колокольни покрыта плоским жжёным кирпичом; впрочем, как видно из описи церковной, составленной в 1817 году, прежде сего она покрыта была листовым железом и окрашена зелёною медянкою. В верх от крыши выведен каменный осьмигранный шпиль с 40 сквозными пролётами, или круглыми окнами, в которых, во время пребывания здесь Войскового Правительства, при иллюминациях в высокоторжественные и прочие дни, ставилось до 450 плошек. Сверх шпиля находится посредственной величины глава, покрытая листовым железом и окрашенная зелёною краскою, увенчанная полумесяцем, над коим возносится древний, прекраснейшей работы железный крест украшенный звёздами и вызолоченный червонным листовым золотом. Вышина колокольни от подошвы её до верхнего рога креста 64 арш. и 8 верш., а вокруг нижнего этажа 65 арш. и 4 вершка.

http://sobory.ru/article/?object=07182

2) Вход в верхний этаж был с южной стороны; а по обычаю устройства древних синагог входная сторона их всегда обращалась на юг... Это доказательство коренится на одном свидетельстве мишны, которое сам автор признаёт неясным. 3) По талмудической легенде, в верхнем этаже над святым святых сделано было в полу отверстие. Его открывали приходящим богомольцам, чтобы показать вырезанных на стенах херувимов (любопытно знать, как они могли видеть что-либо, когда в святом святых господствовал абсолютный мрак...). «Итак, – заключает автор, – приходившие в Иерусалим богомольцы заходили в верхней этаж храма, следовательно, смотрели на него, как на доступное для них место религиозно-назидательного собрания, т. е. как на синагогу» (стр. 501). Что богомольцы заходили в верхний этаж – это верно, насколько верна легенда; что, следовательно, они смотрели на него, как на доступное для них место – это тоже верно. Но что они смотрели на него, как на место именно религиозно-назидательного собрания, т. е. как на синагогу – это умозаключение автора, ни на чём не основанное. 4) В этом пункте автор скорее подрывает доказываемое им предположение, чем утверждает. Оказывается, что ни И. Флавий, ни мишна, и никто другой не дают таких названий верхнему этажу, которые указывали бы на его значение, как синагоги. Только некий Унруг даёт такое название. В конце же пункта (стр. 503) автор как бы забывает то, что он доказывал, и делает вид, что он доказывал собственно только «существование» верхнего этажа в храме Ирода. Это видно из общего заключения, как переходящего пункта к другой материи: «соглашаясь, таким образом, с преданием по вопросу о существовании второго этажа на храме Ирода, мы не считаем возможным согласиться с той высотой, какую предполагает в нём предание». Автор опять переходит к излюбленному им вопросу вообще о высоте храма. Нельзя сказать, чтобы всё это было очень последовательно. Продолжая не соглашаться с И. Флавием и мишной в показании высоты нижнего этажа, автор, чтобы найти общую 100-локтевую высоту, ищет третьего этажа в храме или, по крайней мере, башни над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Антоний 27 июня 2018, 01:57 Доброй ночи, дорогие братья и сестры! " Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною " - мудрые слова Священного Писания, с которыми следует сверять свой образ жизни. Автоматизация труда и рутинных бытовых операций - несомненное благо, но они хороши до тех пор, пока освобождают время для чего-то более стоящего, но не приносят вреда ни духу, ни телу. Если лифт позволяет быстрее подняться на 20-й этаж, а система компьютерной алгебры - выполнять расчеты быстрее и точнее (сколько возни доставляли мне в былые времена, например, уравнения матфизики с решениями в виде функциональных рядов!), - то это прекрасно. Больше времени останется на молитву. Юлия 27 июня 2018, 00:16 Статья не понятно о чем.Не повезло Сергею Рязанцеву с жизненным примером. А у меня соседу под 60, уж как десять лет только пешком и ходит на 9 этаж и водой обливается у подъезда, здесь вариант либо рядом встать, либо мимо пройти. Что нам до того, что кто-то ездит на лифте на 2 этаж? Надо радоваться, что у ребенка в наше время вообще папа есть, что они вообще вместе проводят время.А вот потому, что женщины работали в кузнечных цехах, они и стали мужиками в юбках. И сейчас такие есть, которые тянут и троих, и даже шестерых детей без мужа. Только тогда время такое было, а сейчас что? Вообще, чисто мужская статья Катерина 26 июня 2018, 22:38 Алексей26 июня 2018, 18:19 - хорошее замечание. из чисто статистического интереса посмотрела, сколько это - 1500 КМ на практике. Это как если пешком 5 раз преодолеть расстояние от города Москвы до города Орла. James Dorvin 26 июня 2018, 22:31 Кстати, совершенно верно было сказано о добрых помыслах: любить и оправдывать! Ну а о комфорте... мы все - верующие того времени, в котором живём, и в этом нет ничего страшного! Нет смысла отказываться от комфорта. Главное - не забывать при этом Бога! Катерина 26 июня 2018, 22:26 По поводу полноты. Часто увы случается наоборот. Смотришь, вроде бы вчера еще был здоровый человек. А сегодня полный, отдышка. Сначала наступает болезнь. Заболевший сокращает количество движений. Спорт уже невозможен. Лекарства. Меняется химический, гормональный обмены. Начинает полнеть нездоровой полнотой. Тут уж и сердечные заболевания. И тот же диабет. Добрее надо быть к людям и не искать везде грехи.

http://pravoslavie.ru/113947.html

Они сделаны были здесь с узкими просветами, т.е. с крестообразными решетками на пространстве 15 футов стены, поднимавшейся выше храмовых пристроек. Две стороны храма были окружены тремя этажами комнат. Они называются «боковыми комнатами» ( 3Цар. 6:5 ) и очевидно шли по всей длине, как святилища, так и святого святых. Окружали ли они также и конец святого святых, это кажется сомнительным. Каждый этаж был в пять локтей высоты. Самый нижний этаж был в пять локтей ширины, второй в шесть и третий в семь. Большая ширина верхнего этажа была возможна вследствие того, что стена была достаточно крепка только для допущения выступов в один или два локтя шириною, на которых покоился кедровый пол комнат без всяких проемов для балок в священном здании. Винтообразная лестница вела в среднюю комнату среднего этажа и оттуда в верхний этаж. Эти комнаты сообщались между собою, и, по свидетельству И. Флавия, их было тридцать числом. Они были полезны для всевозможных целей. По-видимому, они никогда не служили местом жилища, но представляли собою как бы запасные кладовые для священнических одежд и для хранения бесчисленных принадлежностей храма. Завесы и покровы древней скинии (о которой мы уже не слышим ничего более) вероятно, были сложены в одной из тех, которые не были пустыми, темными чуланами, а очевидно имели и окна наружу. Нам в точности нигде не сообщается о числе или длине этих комнат, о которых вообще даже и не упоминается в 2 кн. Паралип. Пророк Иезекииль говорит: «боковых комнат было три, одна над другою, и тридцать по порядку». Это, по-видимому, означает, что их было всего тридцать по бокам храмового здания, кроме комнат (если только были таковые) в конце святого святых. И. Флавий, по-видимому, понимал выражение «тридцать по порядку» в том смысле, что это означает трижды тридцать, так как он говорит, что таких комнат было девяносто. Гораздо вероятнее, что было три этажа по пяти комнат с каждой стороны, так что если были комнаты и в конце храма, то всего их могло быть тридцать девять.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Двухэтажные здания академии, трапезной и винодавильни были построены вдоль юж. ограды И. в один ряд, но в разное время (наиболее ранние - расположенные западнее винодавильня и трапезная). Строения были сложены из булыжника, не имели перекрытий и сохранились частично (стены с проемами). Винодавильня представляет собой длинную узкую галерею из 4 прямоугольных компартиментов, каждый перекрыт крестовым сводом и отделен от соседнего аркой. С сев. стороны находятся полуциркульные арки. Назначение 2-го этажа неизвестно. Трапезная - большое прямоугольное здание с 2 входами. На плоскости обоих этажей юж. стены высечены ниши разного размера и формы; полукруг камина, высотой в 2 этажа, выделяется на фасаде. В вост. стене имелось 2 окна; вдоль 2-го этажа сев. стены находились окна. В XVI в. с запада была пристроена комната с небольшими нишами в стенах. В VIII-IX вв. с востока вплотную к трапезной примыкало более широкое здание академии, в связи с чем были заложены 2 больших вост. окна трапезной. Новое здание с фронтонными вост. стенами и широкими зап. проемами было хорошо освещено. Первый этаж разделен на 2 части - более длинное зап. и узкое восточное помещения с 2 входами с севера, фланкированными 2 окнами с каждой стороны. Зап. стена гладкая; восточная имеет тройную аркатуру, в каждой арке выведена маленькая ниша. Все арки полуциркульной формы. Второй этаж - это большой зал, в вост. стене была двойная арка, основанная на 8-гранном высоком столбе: сохранились двойные окна столба - элемент, характерный для переходного периода груз. архитектуры (VIII-X вв.), и крестовый свод на удлиненном основании. В юж. стене 2-го этажа сделан ряд углублений в виде декоративной аркатуры. Архитектурные формы академии схожи с дворцовыми зданиями того же времени (Некреси, Ванта, Череми) и со зданием академии мон-ря Гелати (X-XIII вв.). Ист.: Иоселиани П. Путевые заметки по Кахетии. Тбилиси, 1846. С. 88-90; Муравьев А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Т. 1. С. 193; Brosset М. Rapports sûr un voyage archéologique la Géorgie et dans l " Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 76; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 329-334; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 548 (на груз., франц. языках).

http://pravenc.ru/text/293961.html

Примечание: В своём завещании о. Антонин отказал эти оба участка и находящиеся на одном из них постройки г-же Апостолидес с правом передать после её смерти какому-либо лицу женского пола. Но после смерти этого последнего недвижимость должна поступить в собственность русской церкви в Горнем. Очень жаль, что о. Антонин позабыл упомянуть, что эта вторая владелица должна быть русская подданная. Такое упущение может иметь своим последствием столкновение с турецкой властью или с Православной Патриархией. 5. В деревне Бейт-Джала, в 1/2 часа ходьбы от Вифлеема ив 1 1/2, часах пути от Иерусалима Около этой деревни имеются 2 участка: 1) Участок по имени Дахра. На верхушке горы, у подножия которой расположена деревня Бейт-Джала. Земля мюльк. На нём находятся следующие постройки, сделанные о. Антонином и Императорским Православным Палестинским Обществом. а) Постройки о. Антонина: дом с цистерной стоимостью – 9 200 фр. его 2 этаж – 10 000 фр. ещё дом – 11 000 фр. ещё цистерна – 1 900 фр. Конюшня – 200 фр. б) Ещё домик, принадлежащий о. Антонину, стоящий совершенно особняком, стоимостью в 3000 фр. в) Постройки Императорского Православного Палестинского Общества: Дом для амбулатории, 2-й этаж над вторым домом о. Антонина, прачечная, цистерна стоимостью около 100 000 фр. Капитальная стена на извёстке, окружающая весь участок, около 10 000 фр. Земля под постройками а и в была куплена о. Антонином за 2480 фр. За землю под домом (б) о. Антонин заплатил 500 фр. В обоих участках (а и в) около 10 денюмов (около 9000 кв. метров или около 16 000 кв. пик). Ныне эту землю (без построек) надо оценить не менее как в 10 000 фр. Она приносит в год около 30 фр. дохода. Как велик ежегодный расход на неё, каковы размеры поземельного налога и сколько на ней недоимок, я не мог узнать. Ныне участками и находящимися на них школьными зданиями заведует Императорское Православное Палестинское Общество. Доверительно: Документы на место, занятое постройками школы: а) окончательная купчая крепость 10) на имя о. Антонина; в нём земля записана мюльком:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На основании Втор.22:8 по краю платформы нужно предполагать ограждающую ее невысокую стену. Храм, возвышавшийся на описанной платформе, вообще говоря, был построен по образцу первого храма. Все отделения Соломонова храма есть и здесь: притвор и внутренняя зала, разделенная на две части: святое и святое святых. Даже внутренняя длина и ширина святого и святого святых остались те же. Остались и трехъярусные боковые пристройки вокруг храма, в том же количестве и порядке их расположения. Всех камер, по Midd. IV, 3, было на продольных сторонах по 5 в каждом этаже, а на западной стороне по 3 камеры в двух нижних этажах и 2 в третьем этаже; всего 38 камер. Общий ход в камеры был на северо-восточном углу; у Иосифа он называется золотою дверью («Bellum Judaicum», VI, 4:5). Но храм Ирода существенно отличался от Соломонова наружным видом и прежде всего своею высотою. Мы уже говорили, что у иудеев фарисейского периода было необыкновенное стремление увеличивать высоту храма. Им казалось, что, возвышая свой храм выше Соломонова, они тем самым реализируют пророчество Аггея ( Агг.2:9 ) о необыкновенной славе второго храма. По описанию фарисея Иосифа Флавия, храм Ирода, имел высоты 100 локтей («Bellum Judaicum», V, 5:2) и 120 локтей («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:3). Последняя цифра невероятна и сама по себе и по противоречию первой. Но первое определение столоктевой высоты храма подтверждается свидетельством мишны (Midd. IV, 6) и должно считаться несомненным. Как само собою разумеется, такая высота не могла иметь места при одноэтажной зале Соломонова храма, но должна была разделяться между несколькими этажами. В частном определении высоты отдельных этажей наши источники расходятся. Прежде всего, по своей видимой точности, заслуживает внимания следующее описание высоты храма в мишне: «высота храма сто локтей, а именно: otem 6 локтей, нижний этаж 40 локтей, kiur 1 локоть, beth-dlifa 2 локтя, thakara 1 локоть, maaziba 1 локоть, второй этаж 40 локтей, kiur 1 локоть, beth dlifa 2 локтя, thakara 1 локоть, maaziba 1 локоть, maakeh 8 локтя, kole oreb (воронье чучело) 1 локоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Амбразуры имели дубовые запоры с железными задвижками. Двое ворот были устроены в местах примыкания новой оборонной стены к каменной монастырской (XVIII в.). Еще одни ворота были обращены к Днепру. В 1847 г. в амбразуры установили орудия, а у ворот и в полубашнях выставили часовых. В 1839-1841 гг. в связи с появлением значительных деформаций в конструкциях по проекту Дзичканца была переложена Малярная башня. Сооружение сохранило при этом прежний 8-гранный план и объем, но завершение башни было выполнено в ампирных формах в виде полукупола со шпилем и флюгером. В стенах башни было пробито 2 ряда бойниц. Характерной чертой эволюции архитектурного ансамбля К.-П. л. в сер. XIX в. является повышение этажности зданий, освоение незастроенных территорий, переход в строительстве от деревянных сооружений к каменным. Для формирования облика мон-ря большое значение приобрело строительство по образцовым проектам. Здания этого периода, как правило, маловыразительны, просты по планировочным решениям и по декору фасадов. Однако их постановка на террасах, расположенных на разных уровнях, отличалась определенной живописностью. Архитекторами были учтены не только особенности рельефа местности, но и характер исторически сложившегося ансамбля; они обеспечили единство застройки, основанное на принципах классицизма: повторении декоративных элементов и композиционном равновесии. Несмотря на трансформацию архитектурного стиля в сер. XIX в., развитие ансамбля лавры продолжалось последовательно, новое строительство носило соподчиненный характер по отношению к сложившейся ранее градостроительной композиции и не внесло принципиальных изменений в общий ансамбль мон-ря. Строительство этого времени в первую очередь связано с именем киевского епархиального архит. П. И. Спарро. По его проектам над рядом одноэтажных монастырских зданий были надстроены 2-е этажи, к нек-рым пристроены дополнительные объемы. Среди неск. возведенных им новых зданий - братская больница (1841) в формах позднего классицизма на Верхней территории мон-ря. В 1859-1861 гг. по его же проекту над Никольской ц., к к-рой вплотную примыкало новое здание больницы, был надстроен 2-й этаж, существенно изменивший первоначальный вид храма. В 1863-1866 гг. здание больницы было расширено и на 2-м этаже устроена теплая «малая» ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1846-1849 гг., после реконструкции по проекту Спарро, окончательно сформировался архитектурный вид келий в сев. части Верхней лавры (корпус 20). Декор фасадов надстроенного при этом 2-го этажа здания имеет сдержанный характер, поэтому достройка не внесла особого диссонанса в художественный вид памятника. В это же время было перестроено здание келий на Экономической ул. (корпус 7). Возведенный 2-й этаж значительно скромнее 1-го, выполненного в барочных формах. На Дальних пещерах в 1856-1857 гг. по проекту Спарро выстроили 2-этажное здание келий, решенное в упрощенных формах.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010