Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в Гороховецком р-не Владимирской обл., на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю . Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. На месте Г. с. не позднее 2-й четв. XV в. был основан мон-рь («пустынька») во имя вмч. Георгия Победоносца. Согласно жалованной подтвердительной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиану (см. Троице-Сергиева лавра ), Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией (АСЭИ. Т. 1. С. 224). По преданию, изложенному в актах кон. XVI-XVII в., она была основана в 1365 г. прп. Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей. Достоверность этого известия оспаривается совр. историками ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 59-60). В 1-й четв. XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский мон-рь запустел, с нач. 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. Постройки обители были деревянными. В 1627 г. упоминается клетского типа ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте к-рого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь. В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, мон-рь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало. В XV в. обитель владела 2 деревнями и неск. озерами. В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым мон-рю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского у., покосы и ловли в Муромском у., всего 2626 четв. «в поле». С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева мон-ря. Георгиевская пуст. владела лишь угодьями в Муромском у., подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком у. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской , взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский мон-рь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, «лес сечаше и пашню сотворяя». В 1528/29 или 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский мон-рь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был поставлен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, вел. князь предоставил мон-рю налоговые льготы. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584-1587 гг. ученик прп. Геннадия настоятель Г. м. игум. Алексий составил его житие. Первоначально Г. м. назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к кон. XVII в.- Спасский Геннадиев мон-рь. Г. м. покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Г. м. жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Мон-рю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Г. м. деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово «со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло». В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Г. м. из «царевых житниц» хлебную ругу - 60 четв. ржи и 60 четв. овса. В «Росписи русского войска» московского стола 1604 г. упомянуты «2 человека конных» Г. м.

http://pravenc.ru/text/162044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛОРИ [груз. ; абх. Элыр], церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Храм находится в одноименном селе, расположенном на берегу Чёрного м., у впадения в него р. Галидзга в 3 км от г. Очамчире. Время основания И. установлено по одной из 5 лапидарных надписей, выполненной асомтаврули , в которой, вероятнее всего, упомянуты участвовавшие в строительстве церкви И. лица и настоятель церкви: «Святой Георгий Илорский, помилуй Галатоза [...]. Святой Георгий, помилуй [...] Георгия [...]. Святой Георгий Илорский, помилуй Георгия Гургенисдзе. Святой Георгий, помилуй священника Георгия Кочолава. Святой Георгий, будь мне покровителем в тот великий день суда» ( Ахаладзе. 2005. С. 96-108; Силогава. 2008. С. 245-246). Традиционно И. датируют VI в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57603). Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в. И. входила в юрисдикцию Бедийской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (ГПЦ). Святыню И., чудотворную икону вмч. Георгия («Георгий Илорский»), во 2-й пол.. XIII в. пожертвовал церкви царь Давид VI Нарин (1247-1293), о чем известно из сделанной на ней надписи: «Святой Георгий Илорский, возвеличь и воцари в обоих царствах сильного и непобедимого, Богом венчанного царя царей Давида, сына Русудани, повелением которого отчеканена сия икона Илорского великомученика» ( Brosset. 1849. P. 95-96; Бгажба. 1987. Т. 1. С. 13). Согласно др. надписи, сделанной не ранее XIII в., Илорскую икону «облачил и украсил» серебряным окладом Зодели Багваши (Мат-лы Кутаисского музея. 1968. С. 131-134). В XVI в. икону украсил архиеп. Бедийский Антоний (Жванидзе) по приказу владетельного князя (мтавара) Одиши (Мегрелии) Левана I Дадиани (1533-1572); копию иконы, при одишском мтаваре Георгии III Дадиани (1572-1582) - митр. Цаишско-Бедийский Кирилл (Жванидзе) (ныне хранится в Зугдидском гос. историко-этнографическом музее) ( Brosset. 1849. Р. 96).

http://pravenc.ru/text/389441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 15.10.1373?), свт. (пам. 15 окт.), еп. Суздальский. Житие И. является единственным источником сведений о святителе. Несохранившаяся первоначальная редакция текста была написана Григорием , иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , предположительно в 50-60-х гг. XVI в. (см. ниже). Ряд известий, приведенных в Житии И., сходным образом читается в Житии прп. Евфимия Суздальского, пространная редакция которого также была создана иноком Григорием (краткая редакция Жития прп. Евфимия была написана в кон. 10-х гг. XVI в.). Житие И. сохранилось в 2 редакциях: пространной («Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго. Списано Григорием, смиреноиноком лавры преподобнаго отца архимандрита Еуфимиа»; старший список - РГБ ОР. Ф. 242. 60, посл. четв. (возможно, нач. 90-х гг.) XVI в.) и краткой («Повесть о житии иже во святых отца нашего Иоана, епископа Суждальскаго, чудотворца. Списано Григорием, смиренным иноком лавры великаго Еуфимия того же града Суждаля»; старший список - ГВСМЗ. 5636/194, 2-я четв. XVII в.). В обеих редакциях излагаются схожие известия об И. В краткой редакции отсутствует рассказ о попытке суздальцев оклеветать святителя, а также описание некоего «первого у князя в болярех», к-рый часто приходил к И. за духовным советом. В большинстве списков краткой редакции И. назван епископом, в то время как в пространной редакции он имеет титул архиепископа. Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Шитый покров. 1581 г. (ГВСМЗ) Начало изучению Жития И. положил В. О. Ключевский ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 284, 286). Специальное исследование текста провел В. А. Колобанов, выявивший 2 редакции и считавший, что краткая редакция восходит к пространной. Исследователь отметил ряд параллелей с Житием прп. Евфимия Суздальского, которое было написано ранее Жития И., и на этом основании отнес Житие прп. Евфимия к числу источников жизнеописания И. Научную публикацию обеих редакций Жития И. по всем известным спискам осуществил А. С. Усачёв. Исследователь считает, что краткая редакция не может быть возведена к пространной, обе эти редакции восходят к общему источнику - несохранившейся первоначальной редакции, автором к-рой был суздальский инок Григорий.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МАРГАРИТ» Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) [Μαργαρται, греч. жемчужины] - некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений. В греческой рукописной традиции сборники слов Златоуста под названиями Λγοι μαργαρται или Μαργαρται το Χρυσοστμου могли значительно различаться по составу, и нельзя утверждать, что это один и тот же сборник гомилий. Как правило, в таких сборниках содержатся слова о непостижимом, против аномеев, против иудеев, о серафимах (толкования на св. прор. Исаию). Часто к основному составу добавляются слова о священстве, о богатом и Лазаре, об Анне Пророчице (показательны в этом плане греч. рукописи Синод. собр. ГИМ, имеющие надписание «М.», 3 из к-рых близки по составу к описанному выше, а 4-я совсем иного содержания - Владимир (Филантропов). Описание. 1894. Ч. 1. С. 176-179, 184-186, 190-191). В слав. письменности, по-видимому, существовало неск. переводов греческих «М.», и слова из разных переводов в отдельных случаях могли включаться в одни и те же рукописные сборники. Наибольшее распространение получил сборник, состоящий из 30 слов Златоуста: 6 слов против аномеев (греч. слова 1-5, 11 - PG. T. 48. Col. 701-748, 795-802), 6 - против иудеев (слова 1, 4-8 - Ibid. Col. 843-856, 871-942), 6 - о серафимах (слова 2, 1, 4, 3, 5-6 - Ibid. T. 56. Col. 97-142), 5 - о богатом и Лазаре (слова 1-4, 7 - Ibid. T. 48. Col. 963-1016, 1043-1054), 3 - о Давиде и Сауле (Ibid. T. 54. Col. 675-708), 4 - об Иове (Ibid. T. 48. Col. 563-582). Он сохранился более чем в 50 болгарских, сербских и русских рукописях XIV-XVII вв., в сер. XVI в. сборник был включен в состав Великих Миней-Четьих митр. Московского св. Макария (под 14 сент.). Сохранились указания уставов на чтение «М.» от Новолетия и недели по Воздвижению до Сырной недели на утренях ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. С. 292).

http://pravenc.ru/text/2561954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны , зять вел. кн. Владимирского и Переяславского св. Димитрия Александровича . Источники сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга . В др. летописях, отражающих своды XIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи XV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором. Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях XIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. XVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. XIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. XIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Белёвской епархии), в с. Венев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании . Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский . По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) . Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

http://pravenc.ru/text/150203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) (Иоанн) Харсианит, мон., доместик Сербии, мелург. По мнению совр. исследователей, мелурги Иоаким и Иоанн, чьи имена встречаются в греч. нотированных рукописях XV - нач. XVI в. с определением «Харсианит» (греч. το Χαρσιαντου),- одно и то же лицо. Наличие 2 имен объясняется по-разному. По одной версии, Иоанн - это мирское имя, а Иоаким - монашеское. По др. версии, имя Иоанн было получено при постриге в великую схиму. Иоакимом мелург назван в рукописях Ath. Ivir. 544 (1453 г.), 1120 (1458 г.), Athen. Bibl. Nat. 928 (3-я четв. XV в.), Ath. Vatop. 1495, (2-я пол. XV в.), а Иоанном - в рукописях Ath. Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.), Ath. Vatop. 1528 (сер. XV в.), Athen. Bibl. Nat. 886 (2-я пол. XV в.), 917 (нач. XVI в.). Прозвище Харсианит указывает либо на мон-рь в честь Богородицы Перивлепты, основанный в К-поле Иоанном (в монашестве Иов) Харсианитом в сер. XIV в., либо на место рождения мелурга (фема Харсиан в Каппадокии), возможно являясь в этом случае его родовым именем. В пользу последнего предположения говорит то, что в нек-рых рукописях, где мелург назван Иоанном Харсианитом, отсутствует определение «монах» (см., напр.: Ath. Vatop. 1528. Fol. 84, сер. XV в.). Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Ремарка «доместик Сербии» при имени И. присутствует в немногих ранних рукописях, относящихся ко времени падения К-поля (Ibid. 1528. Fol. 84: Ιωννου το Χαρσιαντου, δομεστκου Σερβας; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 254-254v, 421-422, 1453 г.: κρ Ιωακεμ μοναχο το Χαρσιαντου κα δομεστκου Σερβας). Как отмечает А. Яковлевич, в период правления Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и его супруги Ирины Кантакузины (гречанки) мн. греки-беженцы переселились в Сербию, вероятно тогда И. получил этот чин и жил нек-рое время в Сербии. М. Велимирович, сопоставляя появление И. в Сербии и аналогичный случай с Мануилом Хрисафом , полагает, что оба они были дипломатическими курьерами, к-рые благодаря монашескому чину и авторитету псалтов могли безопасно пересекать вражеские территории. Велимирович также отмечает, что эти данные об И. являются древнейшим датированным упоминанием о Сербии в связи с визант. музыкой.

http://pravenc.ru/text/468899.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Лазаревский, Муромский, св. - житие ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93, с. Лазарево, близ г. Мурома), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Лазаревский, Муромский, муж прп. Иулиании, дворовый сын боярский. Г. принадлежал к роду великокняжеских слуг - дмитровских и муромских вотчинников, известному начиная со 2-й четв. XV в. (прямой предок Г. Александр погиб в битве с ордынцами 7 июля 1445 под Суздалем в войске вел. кн. Василия II Васильевича, был записан для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля). Г. был старшим сыном Василия Степановича и Евдокии Осорьиных. Род Осорьиных делал вклады в Троице-Сергиев и в муромский Борисоглебский, что на р. Ушне, мон-ри. Основными источниками сведений о Г. являются акты землевладения, родословные документы и грамоты из семейного архива Осорьиных, а также Повесть о прп. Иулиании, написанная Каллистратом (Дружиной) Осорьиным, сыном Г. и прп. Иулиании, в 20-30-х гг. XVII в. в Муроме. Впервые в источниках имя Г. упоминается в нач. 50-х гг. XVI в., когда он («Юшко») вместе с отцом, дядей Иваном Степановичем и двоюродным братом Иваном был записан в Тысячную книгу в 3-ю статью дворового списка детей боярских по Мурому, служивших у царя Иоанна IV Васильевича Грозного (ТКиДТ. С. 157). Учитывая, что юноши, как правило, начинали службу в 15 лет, можно предположить, что Г. род. в сер. 30-х гг. XVI в. Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. Г. женился на 16-летней Иулиании, дочери царского ключника во Владимире Иустина Васильевича и Стефаниды Григорьевны Недюревых. Венчание совершил свящ. Потапий (в монашестве Пимен, впосл. архим. муромского в честь Преображения Господня муж. мон-ря) во владении Г.- с. Лазареве, в ц. во имя прав. Лазаря. Помимо отцовской вотчины в Муромском у. Г., по-видимому, имел двор в Муроме, к-рый в 1-й пол. XVII в. «по старине» принадлежал одному из его сыновей. Кроме того, Г. унаследовал от отца поместье в Березопольском стане Нижегородского у., к-рое В. С. Осорьин получил, будучи в 1539-1545 гг. великокняжеским ключником в Нижегородском у.

http://pravicon.com/info-2048

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93, с. Лазарево, близ г. Мурома), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Лазаревский, Муромский, муж прав. Иулиании , дворовый сын боярский. Г. принадлежал к роду великокняжеских слуг - дмитровских и муромских вотчинников, известному начиная со 2-й четв. XV в. (прямой предок Г. Александр погиб в битве с ордынцами 7 июля 1445 под Суздалем в войске вел. кн. Василия II Васильевича , был записан для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля). Г. был старшим сыном Василия Степановича и Евдокии Осорьиных. Род Осорьиных делал вклады в Троице-Сергиев и в муромский Борисоглебский, что на р. Ушне, мон-ри. Прав. Георгий. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы) Прав. Георгий. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы) Основными источниками сведений о Г. являются акты землевладения, родословные документы и грамоты из семейного архива Осорьиных, а также Повесть о прав. Иулиании, написанная Каллистратом (Дружиной) Осорьиным , сыном Г. и прав. Иулиании, в 20-30-х гг. XVII в. в Муроме. Впервые в источниках имя Г. упоминается в нач. 50-х гг. XVI в., когда он («Юшко») вместе с отцом, дядей Иваном Степановичем и двоюродным братом Иваном был записан в Тысячную книгу в 3-ю статью дворового списка детей боярских по Мурому, служивших у царя Иоанна IV Васильевича Грозного (ТКиДТ. С. 157). Учитывая, что юноши, как правило, начинали службу в 15 лет, можно предположить, что Г. род. в сер. 30-х гг. XVI в. Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. Г. женился на 16-летней Иулиании, дочери царского ключника во Владимире Иустина Васильевича и Стефаниды Григорьевны Недюревых. Венчание совершил свящ. Потапий (в монашестве Пимен, впосл. архим. муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря ) во владении Г.- с. Лазареве, в ц. во имя прав. Лазаря. Помимо отцовской вотчины в Муромском у. Г., по-видимому, имел двор в Муроме, к-рый в 1-й пол. XVII в. «по старине» принадлежал одному из его сыновей. Кроме того, Г. унаследовал от отца поместье в Березопольском стане Нижегородского у., к-рое В. С. Осорьин получил, будучи в 1539-1545 гг. великокняжеским ключником в Нижегородском у.

http://pravenc.ru/text/164229.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010