Скудные сведения о нем содержатся в указании авторства слав. службы прп. Петру Афонскому («Творение Генадия иеромонаха и доместика»), в акростихе по тропарям («Песнь Петру Афонскому») и богородичнам («Геннадие») канона службы и в подписи-автографе, сделанном с ошибками «византийской» тайнописью (««hesbh sлчh w взь(!) - Генадие дoiecмurь (!)) после пространного жития св. Петра в Сборнике Хиландарского мон-ря (кон. XV в.; Chil. 463; описание ркп.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 177-178; образец почерка с тайнописной подписью: Палеографски албум. Београд, 1978. Сл. 112). О времени жизни Г. С. прямых свидетельств не сохранилось. Дж. Радойчич по косвенным данным, содержащимся в творениях или на признании или непризнании единственного известного в наст. время их списка автографом и на основании упоминания в службе (в стихире 1-го гласа на великой вечерне и тропаре песни 1-го канона) «агарянских чад наития и озлобления», был склонен относить деятельность Г. С. ко 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. ( Сп. Стихови о иноку Ucaju//ЛетМС. 1961. 387. Св. 4. С. 361). Но впосл. Дж. Трифунович справедливо указал, что подобные мотивы в большей степени характерны для серб. текстов сер. XV - нач. XVI в., и отметил элементы черновика в сохранившейся рукописи ( Служба св. Петру Атонском jepoм. и доместика Гehaдuja// Гehaдuje Светогорац. Служба. С. 28-33). Написанная Г. С. по Иерусалимскому уставу служба прп. Петру Афонскому представляет высокий образец аскетической гимнографии на слав. почве. Проложное Житие прп. Петра, снабженное двустишием, не включено в службу святому в рукописи Chil. 467, а помещено отдельно, но принадлежность их одному автору устанавливается на основании стилистического сходства. Это житие (издано в серб. пер.: Гehaдuje Светогорац. Служба. С. 119-123) представляет собой не сокращение пространного греч. жития, слав. перевод к-рого находится здесь же, а самостоятельную версию, написанную, по всей видимости, на основании устных преданий, связанных с Иверским мон-рем, что косвенно может указывать на связь самого Г. С. с этой обителью. Вопрос о переводе или редактировании Г. С. перевода пространного Жития прп. Петра, представленного в рукописи Chil. 463, нуждается в исследовании. Как книгописец Г. С. ориентирован на монументальные, но не очень каллиграфические (особенно заметно нарушение ритма письма) серб. книжные почерки 2-й - 3-й четв. XV в. (что, возможно, косвенно указывает на время его обучения грамоте), в свою очередь восходящие к литургическому полууставу рубежа XIV-XV вв.; в правописании он последовательно придерживается ресавской орфографии, господствующей в то время в южнослав. рукописной и старопечатной книге.

http://pravenc.ru/text/162108.html

Кандалакша. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, построенная в 1865 г. по образцовому проекту на месте старого храма, сгоревшего в 1855 г.при атаке Кандалакши англо-французским десантом. Двусветный (окна второго света малые) одноглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. Сломана в сер. ХХ в. Уцелели церковные фундаменты, поставлен памятный крест. Здесь находился мужской Кандалакшский (Кокуев) монастырь, основанный прп. Феодоритом Кольским во 2-й четв. XVI в. и упраздненный не позже 1-й пол. XVIII в. Современное местоположение: г. Кандалакша, Мурманская обл. Историческое местоположение: Кемский уезд, Архангельская губерния. До 1845 г. в состав прихода входили селения Ковдского и Олангского приходов. После их отделения приход составили с. Кандалакша, д. Княжегубская и выселок Феодосеевский на берегу Кандалакшской губы, два лопарские погоста Бабинский и Екостровский на берегу озера Имандра. На месте Богородицерождественской церкви находился мужской монастырь, называвшийся Кандалакшским или Кокуевым. Основан монастырь был, вероятно, в 1526 г., когда лопари, обитавшие близ устья р. Нивы и Кандалакшской губы, видимо по убеждению преп. Феодорита Кольского, сами просили через своих старшин великого князя Василия Иоанновича прислать им антиминс и священников, чтобы освятить церковь, а их самих крестить. Митрополит Макарий прислал к ним иерея и диакона, которые освятили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих крестили. По преданию, монастырь был разрушен шведами одновременно с монастырем Трифона Печенгского (1590 г.). Возможно, после пожара он был восстановлен, а затем обращен в приходскую церковь во время упразднения монастырских вотчин (1764 г.). О времени обращения монастыря в приходскую церковь косвенно говорило то, что в архиве Кандалакшской церкви самые ранние метрические книги и духовные росписи относились к 1779 г., а первый священник Григорий Плотников служил с 1763 г., о чем было записано в памятной книге.

http://sobory.ru/article/?object=36174

ЛОНГИН († после 1607 (?)), ГЕРМАН (кон. XVI - нач. XVII в.) и БОГОЛЕП († после 1601 (?)), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерские. Согласно сведениям «Книги глаголемой Описанию о российских святых», Л., Г. и Б. были монахами Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря и учениками прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена Л., Г. и Б., а также прп. Корнилия Кожеезерского, «начальника Спасского монастыря Кожеозерского», внесены в основной текст позднее, чем 2 подзаголовка на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень Каргопольских святых. Согласно наблюдениям А. А. Романовой, в поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) переписчики интерпретировали вставку так, что подзаголовок «Града Мангазея...», относящийся исключительно к «отроку Василию» (см. Василий Мангазейский , прав.), был соотнесен с именами Корнилия, а также Л., Г. и Б. Архангельский еп. Никодим (Кононов) предположил, что Кожеезерские преподобные скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. Т. о., подвижники помещены в число святых «Града Мангазея и Енисея» ошибочно. Очевидно, что Кожеезерскими они именуются по месту пострижения. Во Вкладной книге Кожеезерского монастыря имеется недатированная запись о денежном вкладе старца «Боголепа турчасовца» ( Косцова. 2008. С. 31), а под 1602/1603 г. записан денежный вклад (10 р.) «Логина крылошанина» (Там же. С. 97). По сообщению еп. Никодима (Кононова), Б. упоминался в книге купчих грамот под 1601 г., а Л.- под 1607 г. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова под 12 авг. Л. и Г. названы «пустынниками Кожеозерскими за Онегою рекою». Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2110710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог IMAGO CLIPEATA (лат.- изображение на круглом щите), портретное, как правило оплечное или погрудное, изображение, заключенное в круглый медальон «ИМЕНА ПОПЕВКАМ» одно из названий самого простого типа музыкально-теоретического руководства, посвященного попевкам,- «кокизника-перечисления» ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) «ИН РОСПЕВ» в древнерусской певч. практике одно из названий мелодической версии песнопения при существовании традиционной ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ в одноголосном (монодийном) христ. богослужебном пении - мелодические фразы, предназначенные для настройки хора на исполнение гласовых песнопений ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен

http://pravenc.ru/rubrics/123062_35.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРВУША Иконописец кон. XVI - 1-й четв. XVII в., художник строгановской школы, ученик Прокопия Чирина . Судя по владельческим клеймам на иконах письма П., он был «человеком» М. Я. Строганова; значение этого термина неясно,- возможно, он работал именно для этого известного представителя семьи «именитых людей», одного из самых прославленных меценатов своего времени. Очевидно, некалендарное имя - это прозвище, к-рое может указывать на старшинство среди детей (первенец в семье) или на статус ученика либо состоявшегося художника, живописца (имя сотрудника П.- Перши, с к-рым его часто отождествляли, скорее всего является сокращением от календарного Порфирий). Сохранились 5 икон работы П., все пядницы (четыре - размером ок. 40×33-35 см). Наименьший размер (малая пядница - 35,7×29,8 см) имеет икона «Избиение святых отец в Синае и Раифе» (ГРМ). Три иконы - в собрании ГТГ (в основном собрании и в Музее-квартире П. Д. Корина), 2 - в ГРМ. Судя по происхождению, большинство из них хранились у старообрядцев, известных своим интересом именно к строгановским иконам: «Принесение убруса Нерукотворного образа» (после 1610) поступила в галерею из ЦГРМ, куда попала из Никольского единоверческого мон-ря в Москве, оттуда же происходила и пядница «Положение пояса Пресв. Богородицы» (ныне в ГРМ); иконы из музея-квартиры П. Д. Корина - «Христос во гробе (Не рыдай Мене, Мати)» и «Св. Иоанн Богослов» (все - после 1610) - составляли 3-частный складень и были обшиты на обороте тканевыми сорочками с отверстиями, позволявшими видеть владельческие клейма-медальоны. Надписи в них удостоверяли принадлежность икон Строгановым и авторство П. (нек-рые подписи сомнительны; створки работы П. дополнял образ Богоматери в изводе скорбящей и молящейся (деисусной), написанный мастером Першей). Дольше всего в фамильном владении находилась пядница «Избиение святых отец в Синае и Раифе», поступившая в 1922 г. в музейное хранение из Строгановского дворца-музея в С.-Петербурге. Идентичность размеров может свидетельствовать о том, что П. работал в крупной мастерской с отлаженным процессом производства. Исследователи из ГРМ полагают, что П. был царским мастером и работал в кремлевских царских мастерских. Именные клейма М. Я. Строганова († 1624) на обороте нескольких икон П. указывают на их принадлежность к личной иконной казне заказчика и его наследников (младший сын, И. М. Строганов, скончался в 1627).

http://pravenc.ru/text/2579966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель НЕСТОР Прокофьевич Панин (1881-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_49.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589. Монастыри и монашество ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/136479_2.html

Введение, урочище. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1694. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, деревня Чигасово. Координаты: 55.689742, 36.933965 Проезд:к урочищу Введенье от деревни Чигасово идёт лесная дорога в сторону Скоротово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одним из наиболее интересных памятников, который нам удалось обнаружить в процессе работ 2005 г., является селище Чигасово 1. Селище расположено в 1,1 км к ЗСЗ от дер. Чигасово, на территории Хлюпинского лесничества Звенигородского лесхоза. Оно находится на водораздельной возвышенности (отметки 195-196 м над уровнем Балтийского моря), на небольшой поляне в центре лесного массива. Размеры селища около 70х90 м (на основании распространения подъёмного материала). В западной части селища расположен копаный пруд, который в настоящее время заболочен. Культурный слой – слабо гумусированная серовато-коричневая супесь с включениями измельченных фрагментов средневековой керамики, дисперсного угля и кусочков печины. Мощность культурных отложений достигает 0,2-0,5 м. Именно это селище идентифицируется с Введенским монастырём, упомянутым в разъезжей грамоте 1504 Это была небольшая пустынь, почти не оставившая после себя каких-либо исторических сведений. К середине XVI в. монастырь уже захирел и превратился в погост. В приправочном списке с писцовых книг Звенигородского уезда 1558–1560 гг. мы находим, что «на царя великого князя земле волостной погост, а в нем церковь Введение Пречистые. Пашни поповы четырнатцать четьи в поле, а в дву по тому ж, земля среднея, сена десять копен, пороснеку сорок В писцовой книге 1624–1625 гг. значится «пустошь, что был погост на царя и великого князя земле, на волостной, а в нем место церковное Введение Пресвятой Богородицы; пашни церковныя средние земли лесом поросло 14 четв. в поле, в дву потому ж, сена 10 копен, лесу пашенного 20 Из этого документа следует, что во время польско-литовской интервенции начала XVII в. погост был разрушен и запустел.

http://sobory.ru/article/?object=48217

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. Источники Житие Е. было написано Григорием , иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря . В нем помимо повествования о чудотворениях, совершенных святой при жизни, содержится 2 рассказа о посмертных чудесах, свидетелем к-рых был автор, одно датировано 1 мая 1558 г. По-видимому, Житие было создано на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. Оно известно не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв., старшим является список: РГБ. Ф. 113. 628. Л. 133-211 об., нач. 80-х гг. XVI в. Лит. образцами и источниками Жития Е. послужили Жития вмц. Екатерины, прп. Евфросинии-Смарагд, прп. Евфросинии Полоцкой, кн. Михаила Всеволодовича, прп. Сергия Радонежского, митр. св. Алексия, Киево-Печерский патерик; историческая канва основана на великокняжеском летописании XVI в. Сведения из Жития, написанного более чем через 3 века после упоминаемых в нем событий, имеют малую историческую достоверность, зачастую не поддаются проверке др. источниками. Инок Григорий написал также службу Е., встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. 337. Л. 483 об.- 488). Прп. Ефросиния Суздальская. Покров. Фотография С.М. Пркудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Ефросиния Суздальская. Покров. Фотография С.М. Пркудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) В 60-х гг. XVI в. мон. Савватий увез рукопись Жития Е. в Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь . Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. св. Варлаамом , в 1579-1585 гг. написавшим 2-ю редакцию Жития, куда вошло повествование «О изобретении стихир, и канона, и Жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». Свт. Варлаам сообщает о прославлении Е., состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г., а также о чудесах, совершавшихся до 1579 г. по молитвам к святой. Впосл. редакция свт. Варлаама послужила источником для создания новых вариантов Жития Е. и лицевых списков памятника. Был составлен цикл чудес Е., относящихся к 80-м гг. XVI в. (общее число ок. 60). Эти повествования, содержащие, в частности, сведения о землевладельцах Суздальского у. в кон. XVI в., служат важным источником по истории региона. Существует 2 редакции цикла: краткая (старший список в сентябрьском томе Чудовских Четьих-Миней 1599/1600 г.- ГИМ. Чуд. 307) и литературно обработанная (ГИМ. Увар. 355-1°, 1-я четв. XVII в.; РГБ. Овчин. 259, 2-я четв. XVII в., и др.). Биография

http://pravenc.ru/text/187882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ († 70-е гг. XVI в.?), инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им житиям и канонам. Время творческой активности Г. может быть определено как кон. 50-х - нач. 70-х гг. XVI в. Исследователи, изучавшие труды Г., по-разному определяли период его творчества: ранее правления царя Иоанна IV Васильевича (А. Фёдоров), 2-я четв. XVI в. (В. О. Ключевский), сер. XVI в. (В. А. Колобанов, Р. П. Дмитриева); Колобанов отнес кончину Г. к периоду между 1563 и 1570 гг. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях Г., и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы связи Г. с кругом книжников, сложившимся вокруг Московского митр. св. Макария (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа» ( Дмитриева. С. 170). Эти факты становятся понятны, если признать, что начало лит. деятельности Г. пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих - кон. 50-х гг. XVI в. При этом нельзя отрицать, что творчество Г. во многом обусловлено оживлением в 40-50-х гг. XVI в. агиографической работы, во главе к-рой стоял Московский митрополит. Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Творения Г. посвящены гл. обр. Суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило Житие прп. Евфросинии Суздальской, известное не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв. Житие было создано предположительно на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., поскольку содержит описание чуда «о раслабленом», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем к-рого был автор ( Клосс. С. 402-403). При создании произведения Г. использовал летописи, Житие черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича, др. источники. Впосл. мон. Савватий увез рукопись Жития прп. Евфросинии в Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь . Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. свт. Варлаамом - повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во 2-ю редакцию Жития преподобной, составленную свт. Варлаамом в 1579-1585 гг. Свт. Варлаам сообщает также о прославлении прп. Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе ( Клосс. С. 375-376). Ранее Г. написал службу прп. Евфросинии, встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/166628.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010