91 См. Чистович, История Петербургской духовной академии, стр. 438; срав. Филарет Черниговский – Обзор Русской духовной литературы, ч. 2, стр. 265. Чернигов, 1853 г. и другие. Кочетов с 1817 года, по рекомендации Филарета, состоял священником и законоучителем Царскосельского, переименованного потом в Александровский, лицея. См. Историю сего лицея за 1811–1861 гг. составленную Селезневым. 92 См. Письмо святителя Филарета к викарию своему Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1872 г., ч. 25, стр. 431. Известно также, что «Черты деятельного учения веры» – Кочетова, вышедшие в первый раз в начале 1824 года, суть не что иное как «латинские записки ректора (т.е. Филарета), переведенные на русский язык с некоторыми переменами» [ Филарет Черниговский Обзор, ч. 2, стр. 265). Очень возможно, что и это обстоятельство также было причиною взаимных неудовольствий между Кочетовым и Филаретом. 93 В Кратком Катехизисе действительно так было; но это сделано было очевидно для краткости, ибо в Пространном катехизисе, из которого извлечен Краткий, славянский текст поставлен был, как нам известно, наряду с переводом. 95 Святитель Филарет в своем катехизисе (Христианский изд. 1 и 2, стр. 153; Краткий, стр. 42) в рассматриваемом случае сделал русский перевод прямо с еврейского, где стоит – al-panai. И в 1858 году, при издании русского перевода св. Книг Ветхого Завета, «по благословению Священного Синода», переведено это место книги Исход ( Исх.20:3 ) не иначе, как перевел его за 45 лет до того святитель Московский, и однако же ни к каким «толкам», это не было поводом, тем более, что и разность-то здесь весьма «маловажная». 96 Краткий катехизис стр. 43; Христианский катехизис 1 и 2 изд. стр. 156. Пропуск объясняется опять тем, что в еврейском подлиннике этого выражения нет. В этой же заповеди находится и другое злосчастное выражение, подвергшееся тогдашней критике: и ничего чужого. 97 Рецензент нападает на Катехизис в настоящем случае совершенно несправедливо. Не говоря о том, что в Христианском катехизисе сокращение которого представляет Краткий, ясно высказывается, что при этом отнюдь не разумеется «прехождение на веки в небытие и ничтожество» (см. Христианский катехизис 1 и 2 изд. стр. 8), в самом Кратком дальнейший ответ на вопрос: «Чего могут ожидать те, которые почитают Бога? – Вечного блаженства» показывает, по противоположению, что не почитающих Бога постигнет вечное мучение, погибель чрез удаление от источника жизни и блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тоже самое должно сказать и о письмах седующего, 4-го выпуска. 192 Так именно в полном их виде, как они вышли в свет еще в 1860 году. Позже, в 1891 году Афонцами они изданы были не в полном виде, без приложения ко 2-му выпуску, изданного отдельно, и без 3-го и 4-го выпусков. А об интересе, какой возбудили «Письма», можно судить потому, что уже в 1860 году, выпуск 1-й, а 1862 году и все выпуски вышли вторым изданием. 193 Впрочем самые издания 1861 и 1867 года слов преосв. Феофана к Тамбовской пастве в печати не именуются выпусками I и II-м, а мы так будем означать их для отличия одного от другого. В печати они называются словами к Тамбоввкой пастве 1859 и 1860 годов (вып. I) и просто словами к Тамбовской пастве (вып. II). 194 Напр. слово при вступлении на Тамбовскую паству и на освящени храма в Сухотинском монастыре, в Христиан чтении за 1859 г. ч. II, стр. 203 и дал. и 305 и дал. 195 Напр. за 1863 год, слово по освящении храма в селе Федоровске, произнесенное 18 сентября 1862 года. 197 Напр. а) Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. Москва, 1883; б) Пять поучений о пути ко спасению. Изд. 2-е. Москва, 1888; в) О покаянии, причащении святых Христовых таин и исправлении жизни. Слова преосвященнаго Феофана во святую четыредесятницу и приготовителъныя к ней недели. Изд. 3-е. Москва, 1889; г) Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество. Слово епископа Феофана. Москва, 1892; д) Четыре беседы по руководству книги. «Пастырь» св. Ермы. Изд. 2-е. Москва, 1892; е) Небесный над нами покров святых, и уроки от лица их во дни празднственнаго чествования их. Слова епископа Феофана. Москва, 1893; ж) Наши отношения к храмам. Слово епископа Феофана. Москва, 1893; з) На разные случаи. Слово епископа Феофана. Москва, 1893. В этих изданиях, кроме слов к Тамбовской, есть и слова к Владимирской пастве. 203 Припомним, напр., то обстоятетьство, чго указаные выше проповеди из Тамбовских вошедшие в состав содержания 2-го выпуска «Писем о христианской жизни», напечатаны здесь именно по желанию тех, кому они правились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К сожалению, «Памятная книжка…» неизвестна питомцам духовной школы. Католическая окраска, не совсем изглаженная здесь переводчиком, ждет своего дальнейшего исправления. «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния» (Кострома; М., 1859–1861. Ч. 1–2) принадлежит архиепископу Костромскому и Галицкому Платону (Фивейскому) . Труд этот выдержал уже три издания (3-е изд.: М., 1896. Ч. 1–2) и акт Исповеди рассматривает не только пасторологически, но и с точки зрения догматической, литургической и канонической. Живой и легкий язык, множество житейских примеров из опыта делают книгу архиепископа Платона ценным пособием для пастырей. В 1862 г. священник М.С. Боголюбский издал сочинение под заглавием «Православный священник при постели больных и умирающих» (М., 1862) и делится здесь с пастырями своим опытом напутствия пасомых. Уменьшенный список содержания писем А.С. Стурдзы в 1860 г. дал священник Н.Г. Богословский, издав свой труд под заглавием «Взгляд с практической стороны на жизнь священника. Письма отца к сыну» (СПб., 1860). Автор берет личность священника как обыкновенного человека, хотя в первой части книги находит нужным указать также высоту, важность и трудность служения пастыря. Из предпосылок делается вывод о необходимости для пастыря безупречной душевной чистоты, поста и борьбы со страстями и пороками прихожан. Во второй части книги говорится о выборе священником прихода, жены, о домашней жизни священника, об его наружности, одежде, о поведении в храме, отношениях к причту, требоисправлениях и о помощи бедным. Это – простые правила достойного образа действий среди новой обстановки. Пробелом книжки является отсутствие указаний, касающихся отношения пастыря к духовным и гражданским властям. Неверна мысль Богословского о прекращении непосильной борьбы со злом в прихожанах. Ценны его мысли о режиме пастырской жизни дома и поведении в храме. В 1874 г. протоиерей Е. Попов издал «Письма по Православно-пастырскому богословию» (1-е изд.: Пермь, 1874; 2-е изд., испр.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

277 Напечатано в Прибавлениях к Творениям св. Отцов, ч. 20 (1861 г.), 292−326, с пропусками и по местам с изменением текста. Это первое из тех громадных писем архим. Макария, которыми он хотел убедить духовные и светские власти в необходимости перевода и издания Библии на русском языке. Печатается по оригиналу из библиотеки Казан, дух. семинарии, с обозначением важнейших пропусков. 278 В Прибавлении к Творениям св. Отцов текст этого места, начинал с «Известно…» несколько изменен. 283 Опущено, начиная с «это невеста» и кончая словом «все... » Ниже, до нового абзаца, текст изменен. 297 Подлинник этого письма хранится в Московской епарх. библиотеке. Впервые напечатано Д. Д. Филимоновым в «Материалах для биографии основателя Алтайской миссии Архим. Макария», откуда и перепечатывается (изд. 2, М. 1892 г., стр. 137−139). 303 См. о нем по указателю. Представление архим. Макария от конца 1840 г. о возведении Нигрицкого в сан диакона не было уважено Епархиальным начальством, и в 1842 г. он совсем оставил миссию по причине болезни. 305 Фил. Гавр. Гилев, крестьянин Колывано-Воскресенских заводов, сотрудничал о. Макарию с 1836 г. В конце 1843 г. Св. Синод разрешил принять его в духовное звание в штат миссии, но 4 июля 1847 г. он скончался. 306 По какой-то случайности это письмо получено было м. Филаретом только 4 апр. 1840 г., как свидетельствует помета на нем его рукой. 307 Напечатано было несколько раз в Москов. церковн. ведомостях, 1872 г., 45, и Д. Д. Филимоновым в его Материалах (изд. 2, стр. 145:148). 308 Перепечатывается из «Материалов» Д. Д. Филимонова (2 изд., стр. 8−–91). Это препроводительное письмо к рукописи архим. Макария, посланной им к м. Филарету и теперь хранящейся с ним в Московской епархиальной библиотеке: «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания». По словам Филимонова, письмо это «крайне замечательно по содержанию, и особенно, по взгляду о. Макария на современные ему печатные азбуки, буквари, на молитвы, сочиненные или измышленные людьми к этому непризванными».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Слова, изд. 1848 г. 2, 300. 301; ср. 1, 127–8. Пророческое служение Спаситель завершил после Своего воскресения. Ранее воскресения апостолы не вполне понимали Его учение. «Слово Божие, тайны царствия Божия, спасительное учение и спасительные дела Христовы суть предметы Божественные; следственно, чтобы созерцать оные чисто и ясно, потребен человеку свет Божественный, свет Христов, свет Духа Святого и отверстие ума силою сего света. Доколе сие не совершилось в человеке, дотоле он хотя и слышит слово Божие и даже видит его действующим, не постигает его пространства высоты и глу­бины, поскольку духовное око его состоит в низшем свете естественном и к сему только свету приспособлено. Вот почему Апостолы после того, как уже видели телесными очами воскрешение сына вдовы Наинской, не могли еще возвыситься созерцающим умом до разрешения вопроса: что есть еже из мертвых воскреснути? Вот почему и Го­сподь сказал Апостолам: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне. Когда же могут они носити слово Его и разумети дела Его? Он ответствует: егда же приидет Он Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин.16:12–3 ). Но что препятствует скорее приити Духу истины? Опять ответствует Евангелие: не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен. Наконец Он воскресает. Вместо того, что до сего времени Божественное в Нем погружалось в человеческое, с сего времени человеческое в Нем восходит в Божественное. Та­ким образом отверзается Его человечество и преисполняется уже не сокровенным, но являемым светом Божества, и разливает оный окрест себя; Богочеловек является солнцем всего человечества и на­чинаешь разделять облака и мрак, облежащий оное; Божественный свет Его ударяет в очи, которые вера в Его воскресение отверзла и устре­мила к созерцанию, и еще отверзает оные, или возвышает к новому, небесному, Божественному зрению или разумению слова Божия и дел Божих... Солнце, когда восходит, отверзает целый мир разнообразных красот: и свет благодатный, свет Духа Святого, которого действие в сердцах Апостол уподобляет дню озаряющему и деннице воссиевающей, скоро и внезапно отверзает беспредельную область духовного разумения. Впрочем, как естественный свет, так и свет Божествен­ный, – имеют в отношении к освящаемым свою зарю и свой полный день: для Апостолов ясная заря взошла тогда, когда Господь дуну и гла­гола им: примите Дух Свят ( Ин.20:22 ); полный же день открылся в сошествии Святого Духа в огненных языках». Слова, изд. 1848 г. 1, 39; ср. 41. 37. 66–7; Кат. 43; Слова, изд. 1861 г. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседы в воспоминание празднуемых церковью священных и великих событий, произнесенные на всенощных бдениях. Вологда. 1856. Было еще два издания. Поучения православного священника к своим прихожанам, по руководству пространного христианского катихизиса. Вологда. 1860. – Изд. 3-е. 1861. Было еще 4-е изд. Беседы в воспоминание древних священных событий и приснопамятных лиц. М. 1862. – 2-е изд. 1864. Было и еще издание. Поучения. Год I. М. 1864. Краткое изображение церковного устава. М. 1866. Церковно-проповедническое трехлетие, три части. М. 1867. Беседа с самим собою, или мысли на досуге. Вол. 1868. Громов Прокопий Вас., кандидат того же курса. Назначен наставником церковной истории и еврейского языка в иркутскую Семинарию. В 1823 году рукоположен во священника иркутской благовещенской церкви, а в следующем году переведен к Тихвинской церкви и произведен в сан протоиерея. В 1830 г. определен кафедральным протоиереем иркутского собора. В 1831 г. переведен. на службу в Камчатку в качестве настоятеля Петропавловского собора. В 1846 г. возвратился в Иркутск и получил место настоятеля Спасской церкви и должность смотрителя иркутских духовных училищ. В 1862 году получил опять должность кафедрального протоиерея. В 1863–1870 был редактором епархиальных ведомостей В 1871 г. принял на себя временное исправление обязанностей наставника Семинарии по классу руководства для пастырей церкви и еврейского языка. Из печатных трудов его известны: Слова и речи, произнесенные в камчатской и иркутской епархиях. Спб. 1857. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, первый епископ иркутский. Иркутск. 1868. Путь из Иркутска в Камчатку (Иркут. епарх. ведом. 1869. 2–9, 12, 16–18 20). Историко-статистическое описание камчатских церквей и замечательных на сем полуострове событий. Уроки практического руководства для пастырей. Иркутск, 1873. Краснопевцев Васил. Иван., магистр IV курса (1824). Назначен профессором истории в тульской Семинарии. В 1825 году рукоположен во священника тульского кафедрального собора и в следующем году получил сан протоиерея. В 1835 г. определен инспектором тульской Семинарии. В 1853 получил должность кафедрального протоиерея в тульском соборе. В 1855 г. оставил службу при Семинарии и в том же году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1861 г., т.3, стр.228). «Род строптив и преогорчеваяй, род, иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего» ( Пс.77:8 ), волнует народы… царства раздельшияся на ся колеблются… неправда домогается восхитить силу, а сила не довольно чтит правду… мечтают на мятеже основать законность, во всенародных распрях найти источник общественного согласия, иметь свободное управление посредством порабощенного правительства… безначалие хочет быть началом очевидно не созидательным, а разрушительным» (там же, стр.251). «Зачем иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и суемудренно господствовать над делами и над законами и над общенародным разумением? Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и сильный страх Божий, а малодушный и ничтожный страх мнения человеческого? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной!» (Изд. 1861 г., т.3,стр.313). «В наше время многие народы мало знают отношения государства к Царству Божию… Им не нравится старинное построение государства на основании благословения и Закона Божия; они думают гораздо лучше воздвигнуть здание человеческого общества в новом вкусе на песке народных мнений и поддерживать его бурею бесконечных распрей. Их новые построения никогда не достраиваются, каждый день угрожают падением, часто действительно рушатся…» (там же, стр.240). «Се тьма покрывает землю, и мрак на языки» ( Ис.60:2 ). Народы христианские, или, чтобы говорить определеннее, люди, которым попущено быть языком сих народов, представителями и провозгласителями их мудрования, направителями их деятельности, большею частью не то что не знают, но, что гораздо хуже, не хотят знать христианства; царства земные не ищут, не признают Царствия Божия и менее обращают внимания на оное, нежели на царство последнего из соседей, делают для себя новые постановления, не основанные на постановлениях божественных, с такою прочностью, какая свойственна зданиям без основания: постановления их рушатся в их глазах; однако они не примечают, в чем недостаток, и воздвигают другие, не более надеждые.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Недостоинство же твое ничем не может повредить тебе. Одно требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и с покаянием к Отцу Небесному прибегнул. Когда умножился грех, стала преизобиловатъ благодать (Рим. 5:20). Как малейшая капля воды против океана, так грехи твои в сравнении с непостижимой Христовой благодатью.   notes 1 В записках Чеботарева, св. Тихон называет себя Тимофеем Савельичем. Также назван он и в указе св. Синода, при назначении его на должность учителя поэзии. Дело в Арх. син., за 1754 г., 356. Было ли имя отца Тимофея Савва или Савел – в просторечии Савеллий, мы не беремся утвердительно решать, – употребляем же последнее, судя по отчеству Тимофея. 2 Записки Чеботарева, напечатаны в «Православном Обозрении» за 1861 г. 7. 3 «Записки Чеботарева». 4 «Сочинения Пресовященного Тихона». Изд. второе. 1860г., Т. 1, стр. 92. 5 Жизнь святителя Тихона при его сочинениях. Стр. 2. 6 Так подписывался он под всеми бумагами, в бытность свою учителем. 7 «Записки Чеботарева». В «Новгородских Губернских Ведомостях» напечатан рассказ о том, как Тимофей Соколовский, идя однажды из семинарии домой на святки в одном холодном нанковом халате, едва не замерз на дороге и был спасен одним проезжавшим на тройке купцом, который, взяв его в повозку, завернул в шубу, привез в деревню, отогрел в гостинице и отъезжая купил ему овчинный тулуп и дал денег на дорогу до дому. Спустя лет тридцать после этого, этот купец, Яков Васильев по имени, будучи уже мастистым стариком, стал рассказывать этот случай, как он спас мальчика от холода, – в одном доме в Воронеже, в присутствии св. Тихона. Выслушав этот рассказ, Святитель спросил: как зовут его и спасенного им мальчика, и когда получил его ответ, обнял старика, сказав: «Яков Васильевич! спаситель мой!». (1861 г. 2 и 3). Может быть этот рассказ «Новгородских Ведомостей» в сущности и справедлив, но при том изложении, какое дал ему автор, он возбуждает полное сомнение. Если автору показалось нужным придать этому случаю поэтическую обстановку, – то в таком случае он должен бы был по крайней мере оговориться, что взято из предания, сохранившегося о Тихоне, и что придано им самим (т.е. автором) сущности содержания. 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

При учреждении министерства государственных имуществ ленные имения поступили в его ведение: их оказалось всего 68 в 8 губерниях; тогда значилось в них по 8-й ревизии 23 173 души, 151 000 дес. земли и 81 000 дес. леса; но не все эти имения были бесспорно ленными: споры между казной и владельцами о ленном праве, об окончании владельческого права и о законности передач, залогов и разделов возникали во множестве и принадлежали к числу самых затруднительных и запутанных вотчинных дел. По 10-й ревизии ленные имения значатся в губерниях: Виленской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской и Подольской. По учреждении в 1857 году в западных губерниях комитетов об устройстве крестьян, комитетам было предоставлено войти в рассмотрение владельческих отношений и по ленным имениям; но в положении 19 февраля 1861 года не было упомянуто об этих имениях. Устройство их определено Высочайше утвержденным мнением Государственного совета 18 декабря 1861 года. Крестьяне ленных имений подчинены, относительно прав личных и имущественных, общественного управления и поземельного устройства, правилам общего крестьянского положения. Вместе с тем постановлено, что по приобретении крестьянами в собственность усадебной их оседлости вместе с полевым наделом, остальная земля поступает в распоряжение владельца на праве полной собственности, и имение исключается из числа ленных. Таким образом должны получить окончательное разрешение все вопросы о ленном праве, и владение ленное, т.е. зависимое и временное, может превратиться в право полной собственности на землю 302 . Засим, в 1871 году, постановлено, что в ленных имениях, в коих не совершено добровольного выкупа до указа об обязательном выкупе, земли, оставшиеся за выкупом, оставляются у владельцев польского происхождения на ленном праве, а у русских на праве полной собственности (т. VIII, ч. 1, изд. 1893 г., Уст. Казенн. Имен., ст. 1, прим. 1, прил. II, ст. 2, прим.). Есть еще имения поиезуитские, составляющие так называемый эдукационный фундуш.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1955. Кн.Х) В.Зеньковский обнаруживает большое сходство взглядов С.Л.Франка и Н.И.Пирогова. 460 На посту попечителя Киевского учебного округа Н.И.Пирогов, сам принципиальной противник телесных наказаний в школе, был вынужден издать «Правила о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», регламентирующие и ограничивающие эту скверную традицию русской школы. «Дети» – радикалы из кружка «Современника» резко критиковали Н.И.Пирогова за этот компромисс (Н.А.Добролюбов в статьях «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» в 1 «Современника» за 1860 г. и «От дождя да в воду» в 8 за 1861 г.). «Колокол» А.И.Герцена тоже откликнулся на этот циркуляр (выпуски от 15 мая и 1 июня 1861 г.) 461 С.Л.Франк имеет в виду сочинение Н.И.Пирогова «Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой», которое Н.И.Пирогов вел последние два года жизни. С.Л.Франк цитирует этот «Дневник» по второму тому Сочинений Н.И.Пирогова (СПб., 1900. Изд.2-е.). Но сначала название «Вопросы жизни» носила знаменитая статья Н.И.Пирогова, опубликованная в июльской книжке (за 1856 г.) «Морского сборника», не подлежавшего общей цензуре, будучи органом ведомства, которое курировалось Великим князем Константином Николаевичем (К.Р.). Эпиграфом к статье было: «К чему вы готовите вашего сына? – Быть человеком». Она оказала мощное воздействие на возрастание гражданственности в обществе и стимулировала развитие русской педагогики, что единогласно было признано и современниками Н.И.Пирогова и исследователями его творчества. 469 Автор этих строк в своей книге «Предмет знания», не зная тогда размышлений Пирогова, положил эту же идею в основу своей гносеологической системы. 470 Джемс Уильям [Вильям] (1842–1910) – американский мыслитель. См. написанный С.Л.Франком некролог «Виллиам Джемс» (Русская мысль. 1910. Кн.Х. С.218–221), в котором он высоко оценил творчество Джемса как психолога и создателя оригинальной философии религии, признающей непосредственную данность религиозного опыта, не опровергаемого никакими логическими соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010