B наше время, время, как говорят, скудное благочестием, сколько однакож храмов Божиих ежегодно сооружается, обновляется, освящается. Видали ли где? Есть ли примеры, чтобы где-нибудь храм, застроенный, оставался недостроенным? – Нет, в самых бедных селениях, при крайней скудости прихожан, средства являются и храмы сооружаются; кто, как не Бог , помощник во святом деле. – Так, братья, не будем же много страшиться; к Богу с молитвой. Он подвиг некогда сердце бедной вдовы отдать на храм Божий последние две лепты – все достояние свое; помолимся, чтобы Он подвиг и сердца всех нас с ревностью взяться за святое дело, так чтобы и самые беднейшие из нас, хоть с малыми лептами, но были бы участниками в созидании св. храма. Помолимся, чтобы Он сохранил нас в мире и единодушии, и устранил бы очень возможные при постройке неприятности и неудачи. Триипостасный Боже! Отче, Сыне и Душе Святой! Благослови начало нашего дела» Зимнее время прошло в заключении разного рода подрядов и в заготовке материалов. Производить постройку и производить бесплатно взял на себя труд церковный староста, архитектор М.П. Иванов; сломка старой церкви и кладка новой сдана по условию известному в Москве каменщику, Московскому, 2-й гильдии, купцу Ивану Венедиктовичу Веденееву. 20-го января 1885 года – в воскресенье, в холодной церкви св. Троицы, совершена последняя литургия, на которой возносилось особое моление о упокоении создателей храма; после литургии отправлено молебное пение Пресвятой Троице; затем, при пении тропаря св. Троице, напрестольная святыня – св. антиминс, Крест и Евангелие перенесены в теплую церковь ; 5-го февраля разобран иконостас; 6-го февраля по церковному чиноположению, разобран и сожжен престол; в течение великого поста сломана церковь ; 3-го мая приступили к постройке новой; после подготовительных работ, днем закладки ее назначено 19-е мая – неделя Всех Святых. Священник и церковный староста, за три дня пред сим, были у владыки-митрополита, и получили от него благословение совершить закладку.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

На протяжении многих лет тоталитарного режима дети, посещавшие уроки закона Божия, часто преследовались. Многие родители предпочитали не посылать своих детей на занятия по закону Божию, чтобы оградить их от проблем. Перелом наступил лишь после падения коммунизма в 1990 году, когда изучение закона Божия было введено в школах. Однако обнаружилась острая нехватка качественных учебных пособий и книг, что свидетельствует о максимальной неготовности к катехизаторской работе. Лишь в 1997 году появился первый учебник закона Божия с методикой для катехизатора для 3-го класса начальной школы, годом позже – учебник с методикой для катехизатора для 4-го класса и в 2001 году – для 5-го класса. В катехизаторской работе большую помощь оказывает Братство православной молодежи путем организации детских лагерей, экскурсий для молодежи, поездок по святым местам, богословских встреч, изданием книг, брошюр и журналов с христианским содержанием, чем способствует повышению качества жизни молодых людей, которые все активнее участвуют в таинственной жизни Христа в Церкви. Смысл катехизаторской работы Смысл катехизаторской работы состоит в приобщении катехумена к Царству Божиему путем изменения во Христе и Святом Духе, как это видно из слов: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр. 12:1–2 ). Высшую цель Нового Завета, касающуюся причастности жизни Христовой, апостол Павел описывает словами: «Для Него (Христа) я от всего отказался,... чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп. 3:8–11 ). В этой перспективе обученный во Христе, «забывая заднее и простираясь вперед, стремится к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:13–14 ). Спасение человека во Христе возможно только путем приобщения себя к Телу Иисуса Христа, которое есть Церковь , при условии исповедания веры и последующего принятия Крещения во имя Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

Первый по времени храм, построенный в 1679 г. А. И. Траханиотовым, простоял почти 60 лет. Одним из первых священников там служил Петр Федотов, а его преемником стал иерей Иван Михайлов. Отец Иоанн в июле 1738 г. писал в Синодальный казенный приказ, что Троицкая церковь в Горках «ныне весьма имеется ветха и божественной службы отправлять никак не возможно». Преосвященный епископ Коломенский и Каширский Вениамин предписал дать храмозданную грамоту для строительства новой церкви, которая была освящена, как и прежняя, - в честь «Пресвятыя Троицы». Эта церковь простояла в селе до 1801 года. После строителя деревянной церкви о. Ивана Михайлова в Троицкой церкви в Горках во второй половине XVIII века священствовал Степан Иванов (ум. в 1811 г.). В 1801 г. вместо деревянной в Горках построили каменную холодную Троицкую церковь, при которой в 1864 г. был устроен теплый придельный храм с двумя престольными в честь Корсунской иконы Божией Матери и во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. В 1811 - 1844 гг. в горкинском храме служил священник Григорий Иванов, затем в 1844 - 1862 гг. - священник Парфений Иванович Воскресенский и в 1862 - 1867 гг. - священник Иван Петрович Альбицкий. После кончины последнего в Троицкую церковь села Горки был назначен молодой священник Николай Леонтьевич Любимов. В этом храме он вел службу в течение 45 лет, длительное время исполняя должность благочинного 2-го округа Ковровского уезда. За отлично-усердную деятельность получил множество наград: набедренник (1875 г.), скуфью, камилавку (1881 г.), наперсный крест, сан протоиерея, ордена Св. Анны II ст. (1905 г.) и Св. Владимира IV ст. (1909 г.). Скончался Н. Л. Любимов 5 июня 1912 г. Его преемником в Горках стал священник Николай Вознесенский, переведенный туда из села Кузминского Юрьевского уезда. После реформы 1861 г. временнообязанные горкинские крестьяне еще долго платили оброк по 10 рублей серебром с ревизской души. К 1895 г. население села составляло 506 человек, из них 85 жили заработками как плотники, столяры, кровельщики, маляры и каменщики. С 1864 по 1896 гг. Горки являлись центром одноименной Горкинской волости, которая была затем объединена с Эдемской волостью Ковровского уезда. К началу XX столетия в Эдемской волости появились первые крупные ткацкие фабрики Ремезова и Дербеневых. За счет рабочих население почти всех сел и деревень этого района значительно увеличилось.

http://sobory.ru/article/?object=02468

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба. 7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области. Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. По его проектам построены прекрасные храмы не только в России, но и в других православных странах. В монастыре уже 3 действующих храма: 1) Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»; 2) Храм в честь преподобного Сергия Радонежского  3) Храм во имя Живоначальной Троицы, освященный Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Самарским и Сызранским в сослужении с митрополитом Нектарием, в день Святой Троицы в 2014г.  Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006г. Монастырь имеет статус «Архиерейского» и Священно-Архимандритом его является Владыка Сергий, Митрополит Самарский и Сызранский. Однако несмотря на небольшой срок существования монастыря, история, предшествующая его появлению, начинается с 18-го века и богата событиями. Место, в котором располагается Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, поистине благодатное. Люди селились на окружающих его холмах начиная с неолита – «новокаменного века». На территории монастыря археологами обнаружено несколько стоянок и поселений, последовательно сменявших друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=25790

В заключение оратор напомнил прихожанам, что на постройку такой церкви потребуется громадный капитал, а у нас для этого имеются самые ограниченные средства, о чем мы должны серьезно подумать и позаботиться, чтобы начатое нами дело должно быть окончено, в виду этого просим прихожан принимать в постройке церкви самое горячее участие и приносить на это святое дело свою посильную жертву " . Журнал ЦЕРКОВЬ 24 за 12 июня 1911 г. (лл. 584-585, оригинальный текст) 1911 г. Посад Воронок. Воззвание. Православные христиане! Мы, старообрядцы, жители п. Воронка, прихожане трех молитвенных домов, соединились в один приход и решили построить одну общую трехпрестольную церковь, во имя Преображения Господня, Св. Троицы и Рождества Богородицы. С открытием весны мы приступили к постройке храма, но, к прискорбию нашему, средства прихожан очень скудные, народ у нас бедный, церковных и общественных средств нет, единственную надежду питаем на Вас, христолюбивые благотворители. Помогите нам в этом святом деле, подайте руку Вашей помощи, поддержите нас в трудную минуту, чтобы не остановить нам постройку церкви и Господь Бог вознаградит Вас за это своей щедрой милостью, „Блажени милостивий яко тий помиловани будут“. Никакая добродетель, братие, не угодна так Богу, как жертва на создания храмов Божиих. Вспомните усердие убогой вдовицы, принесшей две последние свои лепты на храм Божий. Не откажите же и Вы, наша братия старообрядцы, помочь нам в постройке храма, своей посильной жертвой, за что пред престолом Всевышнего будем возносить за Вас наши горячие молитвы. Всякая жертва будет принята нами с глубокой благодарностью. Адрес для пожертвований: п. Воронок. Черниговской губ., попечителю Киприану Егорьевичу Волкову. Журнал ЦЕРКОВЬ 24 за 12 июня 1911 г. (л. 590, оригинальный текст) В воскресенье, 30-го сентября, в нашем посаде на строящийся новый 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Рождества Богородицы и Преображения Господня совершено было поднятие святых крестов. После литургии был совершен крестный ход к строющемуся храму. Здесь были приготовлены к поднятию 8 вызолоченных крестов на 8 глав храма. Главные 2 креста размером по 4½ аршина, а остальные по 4 аршина. По прибытии крестного хода на место, по 6 песни канона, кресты были окроплены святой водой и началось их поднятие. Первый крест был обвит полотном, вложен в приготовленный футляр и в сопровождении духовенства и певчих был отнесен к месту, с которого надлежало быть поднятию. Народ, стечение которого было огромное, остался на местах, так как площадь позволяла видеть все приготовления к поднятию крестов с занятых им ранее мест. При пении «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» и прочих стихов, крест плавно стал подыматься на главный купол храма.

http://sobory.ru/article/?object=23224

Какая причина поминовения в субботу Мясопустную? В воскресенье мясопустной недели совершается церковью воспоминание второго пришествия Христова для страшного суда, и потому накануне сего дня, в субботу мясопустную, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, церковь молится перед Судьею Богом о помиловании умерших чад своих в самый день нелицепрятного всем воздаяния. Какая причина поминовения в Троицкую субботу? Спаситель восторжествовал победу над смертью – воскрес и вознесся на небо. После празднования сей победы в праздники Светлого Христова воскресения и Вознесения, перед праздником Св. Троицы прилично помолиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы они удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Какая причина поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста? В субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста совершается поминовение по следующей причине: так как в обыкновенное время поминовение усопших совершается ежедневно, а в Великий пост этого не бывает, потому что полной литургии, с совершением которой всегда соединяется оно, во время Вел. поста не бывает ежедневно; то св. церковь , чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды всеобщие в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Вел. поста, – и именно в эти субботы потому, что прочие посвящены особенным празднованиям: суббота первой недели посвящена св. Феодору Тирону, пятой – похвале Божьей Матери, а шестой – воскресению праведного Лазаря. Какая причина поминовения в день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня? В день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня, 29-го августа, совершается поминовение одних правосл. воинов, на брани (войне) за веру и отечество живот свой положивших, подобно тому, как св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень положил главу свою за истину, – за обличение в беззаконной жизни царя Ирода. Учреждено оно в 1769 г. при императр. Екатерине II во время войны с Турками и Поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Вкусив смертного тления (φθορ), т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению (διαφθορ), т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресв. Троицы восприняла человеческую природу - совокупность души и тела - полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти: «                        » (тропарь 5-й песни воскресного канона 5-го гласа). Распятие и Воскресение Христовы, а также события В. с. имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14-15), поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого - Великие пятница, суббота и Пасха,- являются центром всего церковного года. Подобно др. дням Страстной седмицы , В. с. как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в вост. традиции), а ночью, вместе с астрономическим днем. Празднование В. с. в ранней Церкви Пасха, в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христ. лит-ре упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви несомненно с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от др. дней церковного года, по-видимому, был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся неск. часов или даже до 2 дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христ. радости о Воскресении Христовом (определенную аналогию этому посту можно усмотреть в посте у иудеев в продолжение неск. часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху). После I Вселенского Собора, когда рим. практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование В. с. как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64-му прав. Ап. (подтверждено 55-м прав. Трул.) и «Апостольским постановлениям» (VII. 23; ок. 380 г.), В. с.- единственная постная суббота в году.

http://pravenc.ru/text/150073.html

1 янв. Молебен в 12 ч. ночи после вечерней службы, вечерняя служба началась в 9 ч. веч. Народу было много 1 . 6 янв. Навечерие Рождества Христова. Служба (Часы) в 8 ч. литургия Василия Великого в 10 ч. утра. 7, 8 и 9 Все три дня Рождества Христова по 2 литургии. 3 й день Рождества Христова был в воскресенье. Кроме того была ночная служба в 4 ч. утра. Нужно начинать в 5 ч. утра удобнее для народа. Служил ночную службу о. Александр . На Рождественские каникулы был приглашён студент 4 го курса академии о. Алексий Глушаков . Уплочено ему до 20 января 1700 р. Служил хорошо о. Алексий. Все остались довольны. Один из старейших клириков Московской епархии прото­ие­рей Александр Михайлович Державин (19 ноября 1871 — 23 апреля 1963) более тридцати лет прослужил в Знаменском храме. Родился отец Александр в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии, в многодетной семье священника. Окончив Ярославское духовное училище, а затем Ярославскую Духовную семинарию, с 1892 по 1897 год состоял в должности надзирателя Угличского духовного училища. В сентябре 1897 года Александр Михайлович был рукоположен в сан священника и в течение десяти лет служил в сельских храмах Ярославской епархии, а затем в Успенском соборе Ростова Великого. С 1907 года отец Александр служил в родном селе Никольском, являясь одновременно законоучителем земской и церковно-приход­ской школ. В 1910 году он поступил в Киевскую Духовную академию, по окончании которой был оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской Церкви. Через год его назначают на должность наблюдателя церковно-приходских школ Московской епархии. Ещё в семинарии отец Александр начал писать стихи. Его стихотворения публиковали в журналах “Русский паломник”, “Божия нива”, “Душеполезное чтение”. В 1907 году в Петербурге вышел сборник стихов “Под кровом Церкви”. Печатались его стихи в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре. В 1917 году отец Александр был назначен священником в московский храм Святой Троицы на Капельках. После закрытия храма в 1929 году отец Александр перешёл в храм Знамения Божией Матери, что в Переяславской слободе.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Закладка храма была приноровлена ко времени посещения нашего города Императором Александром Благословенным и состоялась 7 сентября 1824 года, (На доске, помещенной внутри собора, день закладки означен ошибочно 2-го сентября 1824 года) в воскресенье, в 6 часов утра, для каковаго торжества был приглашен преосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский. Осчастливив закладку храма своим присутствием, Император Александр 1-й собственноручно положил в его основание камень и известку, нарочно приготовленною для сего случая серебрянною вызолоченною лопаткою, которую поднес Государю губернский предводитель дворянства, князь М. П. Баратаев. 22 декабря 1825 года дворянство учредило, особый комитет, который, получив в свое заведывание все суммы, в первом своем заседании, 13 января 1826 года, решил, прежде всего, сделать приглашение к пожертвованиям, (Из книги, заведенной комитетом для вписывания имен жертвователей, хранящейся и по ныне в архиве Троицкаго собора, видно, что по 1-е мая 1832 года, на построение храма, поступило пожертвований (кроме 50,000 руб. дворянских) 98695 руб. 54 коп. и что в числе наиболее крупных жертвователей были: Петербургский купец Иван Кувшинников (6480 руб.), поручик Тимофей Дурасов (4717 руб.), Симбирское мещанское общество (4000 руб.) и крестьянин Мисаил Яковлев (2000 руб.).  К действительному же производству работ приступить лишь 25 июня 1827 года, после торжественнаго молебствия. Наружное сооружение храма окончено в 1832 году, на что израсходовано 117,956 руб. 45 1/2 коп., дальнейшия же работы были приостановлены, за неимением средств. В 1837 году, после посещения города Симбирска Императором Николаем Павловичем, получено было от Министра Внутренних Дел предписание о скорейшем окончании храма; между тем, на лицо к 1 января 1837 года состояло соборнаго капитала только 1500 руб., остальная же сумма (почти 57,000 руб.) находилась в долгах и не смотря на принятыя комитетом меры, немедленно собрать ее с должников не представлялось возможным, так что признано было необходимым испросить ссуду из приказа общественнаго призрения, в размере 35,000 руб., по получении каковой, работы по постройке храма стали подвигаться вперед, однако довольно медленно, так что только через 7 лет после закладки, именно 15 сентября 1841 года, состоялось освящение храма, совершенное преосвященнейшим Анатолием, первым архиепископом Симбирским и Сызранским. Преемник его, преосвященный Феодотий, обратился, в 1844 году, к Симбирскому дворянству, через губернскаго предводителя, с воззванием о пожертвовании капитала, процентами с коего можно было бы поддерживать благолепие храма и производить ремонты его. Результатом этого воззвания было постановление дворянства о выдаче на поддержание собора по 185 руб. сер. в год, из частных губернских сборов с дворянских имений; впоследствии, к этому пособию прибавилось 120 руб., выдаваемых и по ныне ежегодно, на содержание собора из городских сумм.

http://sobory.ru/article/?object=24336

Под 19-м, 21-м, 26-м, 29-м, и 31-м числами марта встречается ряд заметок о чтении лекций: «Была лекция минут сорок; во время чтения возбуждался несколько раз кашель, впрочем, несильный. Голос не совсем чист». «Был на лекции минут сорок; замечаю, что кашель или перхота с каждым разом становится менее». «Ныне лекция. Кашля более, чем прежде, впрочем, непродолжительного, в виде перхоты». «Была лекция. Прошла без отягощения». «Лекция; читал довольно легко, только на груди как будто тяжесть». 22 марта. Суббота. Погода очень тяжелая, и я чувствовал себя довольно разбитым, потому не решился давать лекцию сегодня. Пришло письмо от владыки, которое произвело довольно сильное впечатление, и я еще менее мог пускаться в чтение. 2 апреля. Среда. Вечером было заседание совета, продолжалось около 3 часов, бывали моменты, очень задевавшие. Я устал и опасался последствий напряжения. Принял микстуры, в 10 часов еще раз. Думал, что ночь будет без сна. Но, слава Богу, такое состояние продолжалось только до 12 часов, потом заснул и спал почти до 4 часов, так что и утрени не слыхал. Пробудился с свежей головой, впрочем, состояние возбуждения, кажется, еще не прошло. 20 апреля. Воскресенье. Бог привел совершить первую литургию после 25-го декабря. Устал, но не изнурился. 22 апреля. Вторник. Вечером прибыл пр. Макарий 878 . За полчаса отправился я для встречи его в покои его. Признаюсь, чувствовал большое стеснение в груди, особенно при всходе на лестницу. И во все время пребывания у него, несмотря на благосклонный и успокоительный прием, – был в ажитации». 23 апреля. Среда. Спал только до часа. На завтрак выпил стакан молока. Чувствую слабость. В 9 часов представление Академии Пр. Макарию; его посещение моих келлий. Все это время я не был покоен. 25 апреля. Пятница. Зашел ко мне преосвященный; эта внезапность меня довольно перетревожила. Впрочем, он меня успокоил, что идет все хорошо. 29 апреля. Вторник. Не спал ночь... Но голова не болит и не тяжела. Я как будто в возбужденном состоянии. Вечером было заседание правления – часа 2 1 / 2 . Казался посторонним бодр».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010