Приход Троицкой, на Шаболовке, церкви занимает пространство в окружности около пяти верст. И теперь редко населенное, занятое большими садами и огородами, площадями и пустырями, пространство это, до самого конца 17-го века, было выгонной городской землей. В 1698 г., «в новосельной слободе, за Калужскими воротами, как значится в книге патриаршего приказа, на земле Данилова монастыря построена деревянная церковь во имя Св. Троицы 1 . Чрез 50 лет она обветшала, сломана и в 1747 г. на месте ее построена новая каменная с приделом во имя Покрова Пресв. Богородицы. – В начале 19-го века, после 1812 г., Москва стала разрастаться, окраины ее населяться, увеличилось население и в Шаболовском приходе, а храм Св. Троицы и с приделом едва вмещал в себя 300 человек. В 30-х годах начали уже думать о постройке нового храма, но не было ни средств, ни людей способных для того. В это время Господь послал на Шаболовку нового прихожанина, потомственного почетного гражданина, Гавриила Гавриловича Попова (Вечная ему память!) 2 . Он принимает на себя должность церковного старосты, воодушевляется ревностью сам, возбуждает других к постройке храма; придел тесный с небольшой колокольней разобран и в одно лето (1840 г.) сооружены два просторных придела с высокой колокольней. В 1842 году приделы освящены, а холодный храм оставлен в том виде, в каком застал его 1840 год; решено его не обновлять, денег напрасно не тратить, так как он был очень мал и тесен, а копить их на постройку нового храма. – Начали копить; но до 1869 года накопили очень немного, – всего только 22017 р. 12 к. В этом году принял на себя должность церковного старосты Московский 1-й гильдии купец Арсений Арсеньевич Глушков и церковная сумма стала быстро возрастать; так что к апрелю месяцу 1884 года в церкви денег было уже до 60,000 руб. 3 С такими деньгами, хотя и не без страха, но уже можно было приступать к постройке нового храма. Проект храма сделан архитектором Н. В. Никитиным, построившим церковь Казанской Божией Матери, у Калужских ворот. 18-го апреля 1884 года, прошение о постройке храма подано Высокопреосвященнейшему Иоанникию митрополиту Московскому и ровно чрез полгода, 18-го октября, получено разрешение Св. Синода. 12 ноября указом из Московской Духовной Консистории на имя благочинного, Скорбященской на Ордынке церкви, протоиерея Павла Стефановича Ляпидевского предписано объявить о разрешенной постройке прихожанам и учредить строительную комиссию, в которую кроме местных: благочинного, священника и церковного старосты избрать двоих или троих прихожан по их избраню и согласию.– Указ прочитан в церкви 9-го декабря в воскресенье после поздней литургии; после чего сказана местным священником Василем Рудневым следующая речь:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Иерей на великой вечерне (не на бдении), «отверз Святыя Двери и опустив фелонь, стоящу диакону отвне одесную и орарь держащу обычно, глаголет иерей отпуст по дню» (Тип., гл. 7). На малой вечерне молитвословия, предшествующие отпусту, начинаются только с того, что священник говорит: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и т. д. На вечерне великопостной, после возгласа священника: «Сый благословен», читается молитва: «Небесный Царю, верного Императора нашего (имя рек) укрепи», и затем произносится молитва св. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего», с поклонами, – иногда с тремя великими 395 , иногда сперва с 3-мя великими, потом с 12-ю малыми и затем с одним великим, итак с 16-ю. Три великих поклона бывают на той великопостной вечерне, на которой, после «Ныне отпущаеши» и тропаря, была ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»); так бывает в Неделю (в воскресение) на понедельник; на праздник с полиелеем (24-го февр.), если он случится в четверток сырный; на предпразднство и попразднство Сретения (Тип., 1-го и 2-го февраля), случившееся в среду или пяток сырные; на праздник с полиелеем, случившийся в седмичные дни 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., послед. 24-го февраля и 9-го марта); на предпразднство и праздник Благовещения (Тип., послед. 24-го и 25-го марта). На которой же вечерне, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», произносилось «Господи, помилуй», 40 раз, на той бывает 16-ть поклонов, сперва три великих, потом 12-ть малых и засим один великий. В Недели (воскресения) Четыредесятницы, на вечерне, бывающей после литургии и трапезы, следуют засим молитвословия, предшествующие отпусту, какие бывают и на малой вечерне. Священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и т. д. (Тип., послед. вечера Недели сырн.). На вечернях же великопостных, бывающих до трапезы (Тип., послед. понедельн. 1-й седм. вел. поста), сему предшествуют молитвословия в прославление Святой Троицы и псалмы, которые читаются пред вкушением пищи (например, благословенных хлебов – на бдении, антидора – на литургии), именно: после «Ныне отпущаеши», следуют: «Трисвятое», «Отче наш», тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов», «Молите за ны», «Под Твое благоутробие». «Господи, помилуй», 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим». Возглас иерея: «Сый благословен», молитва: «Небесный Царю», 16-ть поклонов, «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй», 12-ть раз, и молитва: «Всесвятая Троице». После сего, как на литургии – пред раздаянием антидора, а на бдении – по благословении хлебов, произносится трижды: «Буди имя Господне благословено отныне и до века» и читается псалом: «Благословлю Господа на всякое время» – весь до конца, как на литургии. Засим произносится: «Премудрость». Поется славословие Матери Божией: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу». священник взывает «Слава Тебе, Христе Боже», упование наше, слава Тебе и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

B наше время, время, как говорят, скудное благочестием, сколько однакож храмов Божиих ежегодно сооружается, обновляется, освящается. Видали ли где? Есть ли примеры, чтобы где-нибудь храм, застроенный, оставался недостроенным? – Нет, в самых бедных селениях, при крайней скудости прихожан, средства являются и храмы сооружаются; кто, как не Бог , помощник во святом деле. – Так, братья, не будем же много страшиться; к Богу с молитвой. Он подвиг некогда сердце бедной вдовы отдать на храм Божий последние две лепты – все достояние свое; помолимся, чтобы Он подвиг и сердца всех нас с ревностью взяться за святое дело, так чтобы и самые беднейшие из нас, хоть с малыми лептами, но были бы участниками в созидании св. храма. Помолимся, чтобы Он сохранил нас в мире и единодушии, и устранил бы очень возможные при постройке неприятности и неудачи. Триипостасный Боже! Отче, Сыне и Душе Святой! Благослови начало нашего дела» Зимнее время прошло в заключении разного рода подрядов и в заготовке материалов. Производить постройку и производить бесплатно взял на себя труд церковный староста, архитектор М.П. Иванов; сломка старой церкви и кладка новой сдана по условию известному в Москве каменщику, Московскому, 2-й гильдии, купцу Ивану Венедиктовичу Веденееву. 20-го января 1885 года – в воскресенье, в холодной церкви св. Троицы, совершена последняя литургия, на которой возносилось особое моление о упокоении создателей храма; после литургии отправлено молебное пение Пресвятой Троице; затем, при пении тропаря св. Троице, напрестольная святыня – св. антиминс, Крест и Евангелие перенесены в теплую церковь ; 5-го февраля разобран иконостас; 6-го февраля по церковному чиноположению, разобран и сожжен престол; в течение великого поста сломана церковь ; 3-го мая приступили к постройке новой; после подготовительных работ, днем закладки ее назначено 19-е мая – неделя Всех Святых. Священник и церковный староста, за три дня пред сим, были у владыки-митрополита, и получили от него благословение совершить закладку.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Оренбург. Димитриевский мужской монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская Церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1890 г. на средства братьев купцов Д. и О. Дегтяревых. В 1938 г. была закрыта, снесены колокольня и главы, здание использовалось под кинотеатр. В 1990 г. передана епархии. Восстановлена. http://www.orenburg-gov.ru/ 13-го сентября 1886 года в Оренбургскую городскую управу обратился купец 2-й гильдии Федор Петрович Дегтярев с заявлением, что после смерти его брата Дмитрия Дегтярева по его духовному завещанию остался капитал в сумме 5000 рублей, и просьбой отвести под новое строительство площадь во второй части города между кварталами 272 и 273 для постройки храма во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Спустя четыре месяца, 2 января 1887 года, на заседании Оренбургской городской думы под председательством городского головы Н.А. Середы в присутствии двадцати трех гласных ходатайство Ф.П. Дегтярева было удовлетворено. В этом же месяце решение о возведении храма приняла городская дума, а епископ Оренбургский и Уральский Макарий благословил. В 1887 году по проекту инженера Сахарова была заложена однопрестольная церковь, способная вместить до 700 человек. И началось строительство. 2 июня (ст.ст.) 1890 года на место священника определили священника станицы Кардаиловской Василия Коблова. Он стал первым настоятелем храма. 30-го сентября (ст.ст.) 1890 года, накануне праздника Покрова Божией Матери, под жестяными белыми крестами Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским при полном стечении народа было совершено освящение третьего в новой слободке Оренбурга храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского.  В скором времени (в 1897 году) стало очевидно, что построенный храм мал и требует расширения. В 1895 году оренбургский епархиальный архитектор составил смету и план-проект церкви с предполагавшимися двумя пристройками для алтарей, реализация которого затянулась на долгое время из-за недостатка средств. По ходатайству прихожан и благотворителей Димитриевского храма и с благословения епископа Оренбургского и Уральского Владимира на средства купца 2-й гильдии Максима Макеева построили правый придел в честь Святой Троицы. 1-го августа 1899 года был освящен престол. А в 1900 году на средства генерала-майора Черехова и того же купца М.М. Макеева, ставшего церковным старостой, и других благотворителей завершилось строительство левого придела в честь Успения Божией Матери. Настоятель храма протоиерей Александр Словохотов подал Его Преосвященству Епископу Оренбургскому и Уральскому Владимиру прошение о том, что вся постройка согласно проекту закончена и он просит 13-го августа 1900 года, в воскресение, благословить и освятить святой престол.

http://sobory.ru/article/?object=14073

С 1980 по 2000 г. наряду с ней действовал Альтернативный служебник (Alternative Service Book), к-рый дополнял Книгу общих молитв; с первого воскресенья Адвента 2000 г. его сменила Книга общественного богослужения 2000 г. (Book of Common Worship 2000). Суточный богослужебный круг Книги общих молитв состоит из утреннего и вечернего богослужений. Утреннее богослужение (Morning prayer, Matins), составленное из древних сарумских (см. Сарумский обряд ) чинопоследований утрени и 1-го часа, начинается с чина покаяния: покаянных стихов из Библии, увещания перед исповедью, общей исповеди, имеющей форму произносимой всей общиной молитвы, и отпущения (при отсутствии священника совершающий богослужение читает коллекту «21-го воскресения после дня Святой Троицы» вместо отпущения). Затем следуют: молитва Господня «Отче наш», краткий респонсорий , псалом 95/94, оканчивающийся, как и все проч. псалмы и песни, малым славословием Gloria Patri (лат.- Слава Отцу; см. Слава ), псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Te Deum (см. Тебе, Бога, хвалим ), или песнь вавилонских отроков (Benedicite - Благословите), 2-е (новозаветное) чтение, песнь Захарии , отца Иоанна Предтечи ( Benedictus - Благословен) или псалом 100/99, т. н. Апостольский Символ веры (в праздники Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Св. Троицы, св. Иоанна Крестителя, ап. Андрея, Матфия, Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона, Иуды произносится т. н. Афанасиев Символ веры), Kyrie (Господи; см. Господи, помилуй ), «Отче наш», респонсорий, коллекты дня, о мире и о милости, молитвы о королевском величестве, о королевском доме, за духовенство и народ, молитва св. Иоанна Златоуста (молитва 3-го антифона литургии свт. Иоанна Златоуста ). В конце произносится благословение из 2 Кор 13. 13. В основу вечернего богослужения (Evening prayer, Evensong) положены сарумские чинопоследования вечерни и повечерия . Вечерняя служба начинается тем же покаянным чином, что и утреннее богослужение. Далее следуют: «Отче наш», псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Песнь Богородицы ( Magnificat - Величит), псалом 98/97, 2-е (новозаветное) чтение, Песнь прав.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Псалтирь не читается до самой субботы пред Неделею (воскресеньем) ап. Фомы [кроме утрени великой субботы, когда положена 17-я кафизма «с похвалами» (припевами)]. И на полунощнице положено чтение кафизм только в седмичные дни, именно: в дни, кроме субботы, – 17-й кафизмы, а в субботу – 9-й. На воскресной же полунощнице не положено кафизмы, а на место ее назначен канон Св. Троицы (из (Октоиха), гласа недели (см. полунощницы в Часослове). 5) Рядовое чтение кафизм в седмице, как сказано выше, всегда начинается с вечерни субботы на воскресение. На вечерне читается 1-я кафизма, хотя бы в воскресение случился праздник двунадесятый Владычний и Богородицы (Тип., послед. 14-го и 7-го янв. и 7-го сент.). Затем на утрени в воскресенье полагается 2-я и 3-я кафизмы. На вечерне «в Неделю (воскресение) вечера» (на понедельник) «стихология кафизмы никогда же бывает» (Тип., гл. 5-я и 17-я) 330 , и потому рядовые 4-я и 5-я кафизмы стихословятся в понедельник на утрени. Прочие за сим кафизмы читаются на вечерне или утрени, смотря по тому, по две или по три кафизмы положено на утрени. Но на вечерне в пятницу (на субботу) всегда читается 18-я кафизма, а на утрени в субботу назначены уставом 16-я и 17-я кафизмы, как более соответствующие богослужению субботы. А потому 19-я и 20-я кафизмы несколько отступают от ряда, т. е. читаются не после, а прежде 16-й, 17-й и 18-й кафизм, именно – в пятницу. Так, во все пятки, кроме великой Четыредесятницы, 19-я и 20-я кафизмы стихословятся на утрени, а в Четыредесятницу – на 3-м и 6-м часах. В те седмицы, в которые на утрени положено читать по две кафизмы, на вечернях читаются рядовые кафизмы; ибо только таким образом, в продолжение седмицы прочитывается вся Псалтирь (14-ть кафизм на утренях и 6-ть на вечернях). В те седмицы, в которые на утрени полагается по три кафизмы (исключая 5-й седмицы Великого поста), на вечернях стихословится во все дни одна 18-я кафизма. Ибо в том случае, когда в продолжение седмицы вся Псалтирь прочитывается дважды, кафизмы стихословятся, кроме утрени, еще на часах, и на сих двух службах прочитывается восемнадцать кафизм, т. е. кроме первой и восемнадцатой, все кафизмы. 18-я кафизма читается на всех вечернях на седмичные дни, а 1-я кафизма читается на вечернях на воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

204 . Главный престол в честь Успения Божией Матери, после раззорения монастыря шведами и возобновления церкви в начале XVII века, был освящен в 1617 году; остался не тронутым при возобновлении церкви после пожара 1702 года; во 2-й раз освящен в 1798 году 25 апреля; 205 в третий раз 14 августа 1856 года, Зеленецким архимандритом Иаковом., С 1182 1854 год в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма» – тот самый, с небольшими изменениями, иконостас, который описан нами под 1761 годом в ??pin монастыря. К 1854 году он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию ?? сти отделки, он был весьма неблаговиден. Потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 году снять; храмовой ?? Успения Божией Матери вставлен в новый иконостас; два местных ?? Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери помещены в церкв?? икон 2-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, в количестве 18, а равно сев?? южные врата, употреблены для написания икон в тот же новый ик?? Успенской церкви; местные иконы – св. Троицы, Знамения Божией Матери с ними 14 иконостасных и 9 аршинных образов, а также царс?? переданы в Петропавловскую единоверческую церковь Новоладожског?? а все прочее за совершенной негодностью предано в 1859 году уничто?? На место снятого ветхого иконостаса в 1854 – 1856 годах устроен?? весьма благолепный иконостас, существующий и до настоящего времени ?? для иконостаса Успенской церкви и некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы ??ностасам производил мастер Савельев. На иконы Успения Божией Матери храмовую, аналойную, пожертвованную преосвященным митрополии?? канором, и на спускную над царскими вратами, присланную преосвященным митрополитом Киевским Филаретом, сделаны богатые серебряны?? ченыя ризы из старых, попорченных лампадок, и серебряных ?? снятых с остававшихся в ризнице без употребления ветхих ик?? работы Ф. А. Верховцева. 206 В тех же 1854 – 1856 годах штука?? стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окраше?? клеевой краской и по местам украшена стенной живописью; xop?? странены как с южной стороны придела во имя св. великомученицы ??так и для выстроенного вновь с северной стороны придела в чес?? ской иконы Божией Матери, а над алтарем сделано помещение дл?? ных важных вещей. Плитный ветхий пол и в алтаре и в сам?? заменен деревянным. Из окна в западной стене, для входа на ?? окон во внутренних простенках под арками с южной и северн?? для распространения хор устроены двери, в западной с обделкой ??северной стороны два верхние неправильные окна исправлены в мер?? Внизу при входе из паперти в церковь и выходе из Успенской ?? Благовещенскую исправлены дверные арки. Устроено в церкви 6 ?? хоры из паперти устроена лестница, а на хорах поставлены железные решетки, окрашенные масляной краской. Над папертью собора устрое?? вая для церковных принадлежностей с печью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но это благоволение совершилось за жертву Сына Божия, а не без правды Божией. Об этой жертве и говоритсяпосле радости – больше всего, чем о прочем. И эта мысль явным, но как бы красным, кровавый путем проходит чрез все богослужение. «…Христос… приятная днесь Отцу приношает очищения…» (1 февраля, тропарь] 8-й песни 1-го канона). «…Слово Вышняго, чист Сый, приношает Безначальному Отцу очищение, и очищает любовию…» величающих «Божию Матерь» ([там же, 4-й тропарь] 9-й песни 1-го канона). «Двери небесныя, отверзитеся, Христос бо в Церковь , яко Младенец, Материю Девою Богу и Отцу приносится» (1 февраля, стиховна на утрене). «…Из Пребожественных бо недр Хитрец прошед Христос, Материю Девою Богу Отцу приносится…» (2 февраля, тропарь] 1-й песни канона). «Богоявления неизреченнаго ныне празднуем спасительную благодать… Христос Бог, в церковь Богу и Отцу Материю ныне приносится…» (3 февраля, стиховна [на вечерне]). «Непременнаго по ипостаси», то есть одного и того же Сына Божия, лишь в двух теперь естествах, Дева, «на руках носящи… ныне Богу Отцу принесла еси…» (3 февраля, светилен; [см. также:] 4 февраля, стиховны на утрене; 5 февраля, [стихиры] на «Господи, воззвах», тропарь] 1-й песни канона]). Принесла – как жертву. Но так как Сын Божий по Божеству Своему всегда пребывал в Троице, то Церковь ныне употребляет дивное и непостижимое нашему уму изречение: Младенец приносит Себя Себе Самому! Вот послушаем об этом. «Ныне Чистый Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится…» (2 февраля, стихира] на литии). То же самое – и в других местах повторяется (3 февраля, стиховны на утрене; 1-я песнь канона). Да иначе и быть не может! Этого требует истина единства и неизменности Пресвятой Троицы. А жертва требуется установлением праздника в Ветхом Завете: заменою еврейских первенцев агнцем; агнец же был прообразом Агнца Христа, как говорил и святой Креститель о Христе: вот Агнец Божий… ( Ин. 1:29, 36 ). «Законныя жертвы приносил еси, Агнца (Христа) за милосердие несказанное, кровь спасительную провозвещая издалеча, блаженне священниче: егоже воплощенна прием, Симеоне…» (3 февраля, тропарь] 8-й песни 2-го канона). Здесь, как и раньше, мы уже видим ясное указание и на кровь, и на крест. Отсюда, собственно, произошло просвещение, свет, о котором пел Симеон: …свет во откровение языков и слава… Израиля, то есть благодать Духа Святого, но именно – через крест: «…языком откры свет, крест и воскресение…» (2 февраля, стихира] на литии).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иконы в иконостасе вышиты, в 1590 году, золотом, серебром и разноцветными шелками. С правой стороны Царских врат помещены иконы св. Троицы и Рождества Христова; на южных вратах – св. Феодор Стратилат и св. Великомученица Ирина; на левой стороне – иконы Тихвинской Божией Матери, Вознесения Божией Матери; на северных вратах – благоразумный разбойник Раф (?). Над иконостасом находится следующая, шитая золотом, серебром и шелками, надпись: «лета 1590 благодатию Св. Духа и Святой Живоначальные Троицы, повелением благоверного и христолюбивого Государя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея России Самодержца и Его Благоверные Царицы, Великие Княгини Ирины, сделана святой церкви Живоначальные Троицы, в восьмое лето государства Его, при святейшем патриархе Иове всея Русии». В алтаре, на горнем месте, помещается древняя, превосходной работы, плащаница, на шелковой, золотом и серебром вышитой материи. На ней изображены: в верхней части – Воскресение Христово; в средней – положение Спасителя во гроб с греческой надписью: (в перевод) – надгробный плачь; в нижней части – камень гроба Господня с сидящим на нем ангелом, а подле –апостол Петр и Мария Магдалина; по углам – евангелисты. Вокруг плащаницы вышита на грузинском языке церковная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу... внизу подписано: «снятие со креста Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и положение Его во гроб». Кроме плащаницы в церкви достопримечательны: 1) образ Иерусалимской Божией Матери, греческой живописи, присланный, по преданию, Екатерине 2 из Иерусалима; 2) образ апостола Павла и Марии Магдалины, шитый золотом и серебром, – труд Императрицы Марии Феодоровны. В 1831 году, Высочайшим указом, данным 4-го апреля комитету раненых, повелено: Чесменский дворец обратить в богадельню, под именем Чесменской военной богадельни. После переделки здания, богадельня была открыта в 1836 году в день полтавской битвы, 27-го июня. За два дня местным духовенством освящены были все перестроенные здания и в день открытия богадельни отправлена Божественная служба в Христорождественской церкви, перенесенной из нижнего во 2-й этаж, в круглое зало, где прежде собирался капитул ордена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3) В будничные дни катавасия берется большею частью из очередного канона дня; в воскресные и праздничные дни для катавасии берутся ирмосы из других канонов: а именно – для большинства воскресных дней катавасией служит канон Богородицы, наиболее известный молящимся: «отверзу уста моя». За частое употребление в церкви этот канон называется «рядовой» катавасией и его положено исполнять, как катавасию, в следующие сроки: а) с 22 Сент. по 20 Ноября, б) с 10 Февраля до 1 Августа, за исключением периода от Великого Поста до Троицы, но включая воскресенье Мытаря и Фарисея, 2-ое и 5-ое воскресенья Великого Поста и первое воскресенье после Троицы, какого бы числа и месяца оно ни случилось. 4) В промежуточные же периоды между означенными сплошными сроками пения «Отверзу уста моя» для катавасии берутся каноны двунадесятых праздников, а именно с 1-го Августа по 22 Сент. канон Воздвижения Креста Господня – «Крест начерта Моисей». С 20 Ноября по 31-ое Декабря канон Рождества Христова – «Христос рождается, славите». С 1-го по 14-е Января – канон Крещения Господня: «Глубины открыл есть дно». С 15-го Янв. по 10-е Февраля – канон Сретения Господня – «Сушу глубородительную землю». Кроме того, в ближайшие дни к праздникам Преображения, Успения Божией Матери, Вознесения – для катавасии берутся каноны этих Праздников. Начиная с первого дня Пасхи до Вознесения, для катавасии берется Пасхальный канон «Воскресный день». Следовательно, помимо катавасии «Отверзу уста моя», другие катавасии составляются из канонов, имеющих отдельные каноны. 5) Помимо малой ектении, после 3, 6 и 9 песней канона положено петь еще некоторые краткие стихи, а именно – после 3-й песни – ипакои и седальны, после 6-ой – кондаки и икосы, после 9-ой – светильны и экзапостилларии. Из этих молитвенных названий обращают на себя особое внимание «седальны» потому, что исполныть их полагается три раза в течение Всенощной. Первый раз – после кафизм; второй раз – после полиелея, и третий раз – после третьей песни канона. Происхождение названия седальна указывает на то, что в эти сроки всенощной в древности полагалось чтение или же жития святых, или же поучений и позволялось, ввиду длительности службы, молящимся сидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010