23-е число. Утром обозревал городские монастыри и церкви. В Знаменском женском монастыре возложил на игумению Аполлинарию наперсный крест, пожалованный от Св. Синода. В 6 часов слушал в Троицком соборе всенощную и выходил на литию и величание. 24-е число. Праздник Живоначальные Троицы – храмовой праздник в соборе. Служил здесь литургию и вечерню, при большом стечении богомольцев. Вечером посетила меня помещица А. И. Толстая с дочерью. Она передавала мне, что ее племянница, фрейлина при Ее Величестве, Екатерина Серг. Озерова писала ей, что, по случаю 50-летнего юбилея, я представлен был к алмазному кресту на клобук, но что сам Государь изволил назначить мне орден св. Владимира 1-й степени. 25-е число. Праздник в честь Св. Духа. Слушал раннюю литургию в Воскресенской церкви. После обеда на пароходе переехал в Нилову Пустынь. 26-е число. Слушал позднюю литургию в соборе. Служил архимандрит с своею братией. В 2 часа малая вечерня с акафистом преподобному Нилу. В 6 часов началась всенощная, на которой я выходил на литию и величание. 27-е число. Память обретения мощей преподобного Нила. Пред литургией обычная встреча крестного хода из г. Осташкова; затем литургия и обнесение мощей вокруг монастыря по заведенному издавна порядку. Богомольцев стеклось множество. – В числе богомольцев был новый председатель Губернского Земства, камергер Борис Владимирович Штюрмер. Обед для братии и духовенства – в монастырской трапезе, а я с некоторыми гостями трапезовал в своих покоях. 28-го числа, в 8 часов утра отправился я с архимандритом Арсением в некоторые села, для обозрения церквей. Первая на пути церковь была в селе Кравотыни. Церковь эта каменная, четырех-престольная, построена в 1791 году. Главный иконостас очень высокий, золоченый с резными фигурами; стены украшены живописью невысокого достоинства. Причт двуклирный. По обозрении в алтаре святыни, я обратился к собравшемуся в церкви народу с обычною пастырскою беседою. Между принимавшими от меня благословение указана была мне о. благочинным проживающая в Кравотыни вдова диакона М.И. Болотова – мать экстраординарного профессора Спб. духовной академии В.В. Болотова 303 . Я обратил на нее особенное внимание и похвалил ее за воспитание такого умного и полезного деятеля на ученой службе. Из церкви зашел я в дом старшего священника о. Пенкина, где предложен был нам чай. В Кравотыни архиерейского посещения не было более 50-ти лет. Из Кравотыни отправились мы с архимандритом на его родину – в село Щучье, где архиереи никогда не были. По пути туда, в каждом селении крестьяне – иные встречали меня с хлебом – солью; другие с иконою, у своих домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В заключительной части Слова Григорий возвращается к идее таинства как праздника и, вспоминая торжественный вход новокрещеных в храм, указывает на прообразовательное значение всего, что совершается во время таинства крещения, на символический смысл храма и богослужения: Предстояние твое перед великим алтарем, перед которым встанешь ты сразу после крещения, есть предызображение тамошней славы. Псалмопение, с которым тебя ведут, есть начало тамошнего песнопения. Светильники, которые зажжешь, есть таинство [ 28 ] тамошнего световодства, с которым мы, чистые и светлые души, выйдем навстречу Жениху с чистыми светильниками веры… [ 29 ] Итак, христианский храм есть прообраз Царства Небесного; церковный праздник - предвкушение непрестанного ликования верных в будущем веке; таинство - залог таинственного соединения душ человеческих со Христом. Переход к " жизни будущего века " начинается для нас здесь - через участие в жизни Церкви, в ее таинствах и праздниках. " Таинство Пасхи " Теме праздника как " перехода " из одной реальности в другую посвящена и значительная часть Слова 45-го " На Святую Пасху " . Это Слово, написанное Григорием в поздние годы, когда он находился на покое в Назианзе, и являющееся " последним плодоприношением " [ 1 ] его проповеднической деятельности, построено на сопоставлении пасхи ветхозаветной как воспоминания о переходе народа израильского через Чермное море и Пасхи новозаветной как празднования Воскресения Христова. Все детали ветхозаветной пасхи трактуются Григорием как прообразы новозаветных реальностей: в этой трактовке Григорий следует сложившейся традиции, отраженной, в частности, в поэме " О Пасхе " св. Мелитона Сардийского (II в.). Григорий говорит о Пасхе как главном событии церковного года, превосходящем по своей значимости все прочие праздники. Пасха, так же, как и Крещение Господне, есть праздник света, что символизируется зажжением свечей по всему городу в пасхальную ночь: Пасха Господня! Пасха! И снова скажу " Пасха! " в честь Троицы. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств: она настолько превосходит все праздники - не только человеческие и происходящие на земле, но также Христовы и для Христа совершаемые - насколько солнце превосходит звезды. Прекрасно у нас и вчера блистало и озарялось все светом, [ 2 ] который зажигали мы в частных и общественных домах, так что едва ли не весь род человеческий и люди всякого звания обильным огнем освещали ночь - прообразом великого света, которым небо сияет свыше.., и того света, что превыше небес.., и того, что в Троице, Которой создан всякий свет, неделимым Светом разделяемый и украшаемый. Но то, что сегодня, еще прекраснее и блистательнее. Ведь вчерашний свет был лишь предтечей великого Света, Который воскрес, и как бы неким предпразднственным веселием. Сегодня же мы празднуем само Воскресение - не еще ожидаемое, но уже совершившееся и собравшее собою воедино весь мир. [ 3 ]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Любятовская " Описания иконы Икона Любятовская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Одна из древнейших и почитаемых икон города Пскова из церкви Николая Чудотворца Любятовского погоста. По преданию, летом 1570 года икона спасла Псков от жестокостей Иоанна Грозного, который после молитвы перед ней отменил намеченные в городе массовые казни. Существует несколько чтимых списков (копий) чудотворной иконы. Самый древний, XV века, хранится в собрании Третьяковской галереи. В некоторых изданиях Любятовскую икону ошибочно представляют как ЛЮБЕЧСКУЮ. Местночтимое празднование: понедельник после Дня Всех святых, в земле Российской просиявших (2-го воскресенья после Троицы). Икона «Умиление» в Любятовском погосте Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Этот образ помещен в иконостасе церкви Любятовского погоста Псковской губ., где раньше был мужской монастырь, упраздненный в 1645 г. В 1581 г. эта икона была прострелена воинами Батория, напавшими на Любятовскую обитель. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Вероятно, ошибочно атрибутирована, т.к. по иконографии Любятовская.] Образ Фёдоровской Богоматери. Конец XVIII века. Дерево, левкас, паволока, темпера. 16,5 х 13,5 х 2,0 см. Место создания: Российская империя. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова. Файл 33361.jpg:   Размер: 660x800, 0.53 MPix, 190 Kb. Дата: 2018-12-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (0) .

http://pravicon.com/icon-186

53 Бывший еп. Томский, с 1841 июня 10 член Моск. Синод. конторы, в это время настоятельствовавший в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. 54 Херсонским был в это время архиеп. Гавриил, с 1848 марта Тверской, скончавшийся на покое 1858 сент 8. 55 Так в подлиннике, по соображению с обстоятельствами времени, конечно, должно читать: графини Анны Орловой. 56 Владыка в сем году отправился из лавры в Москву после дня Св. Троицы 22 июня, как сам пишет в письме к A. H. М. от 3 июля сего же года. 58 Ольги Николаевны, ныне королевы Виртембергской. М–т Ф-т в письме из лавры к. А. Н. М., от 3 июля сего года, писал: в Москву «отправляюсь 6 дня, для празднования бракосочетания Великой Княжны». Так, вероятно, и было им исполнено, ибо ближайшее к сему дню воскресенье в этом году приходилось 7-го июля. 60 Известие о том, что сей преосвященный «гостит» у М. Ф–та и «довольно обладает» его «временем», встречается в письме Ф–та к А. Н. М., от. 23 июля 1846. В примечании к сему письму сообщены некоторые биографические сведения о преосв. Агафангеле. (Письма митр. Моск. Ф–та к А. Н. М. Киев, 1869, стр. 205). 62 Из воспитанников Моск. Д. ак. Илиодор, с 1832 марта 13 Курский; с 1844 марта 24 – архиепископ. 63 В издании слов и речей м. Филарета (Москва. 1848, ч. 2-я, стр. 394) есть «речь Благочест. I. Имп. Ник. Павл. пред вступлением Е. И. В. с Государем Насл. Цесар., В. К. Алекс. Ник. в Усп. собор. сент. 30 дня, 1846 г.» 64 Дек. 9; в сей день, как и в день «тезоименитства Государева» владыка Филарет говорил слово; слово это напечатано в полном собрании его слов и речей (1861, ч. 3-я, стр. 317) без указания, когда произнесено, но первоначально было напечатано в Прибавл. к изд. Твор. Св. О. в р. перев. V, 168 с означением, что произнесено в этот именно день; 9 дек. В 1846 г. было в понедельник. 65 Правило сие, между прочим, постановляет: «аще кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99159.html 21 января 2013 Католикос-патриарх всея Грузии Илия II посетит Москву Источник:  http://ria.ru Риа-Новости Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй в воскресенье прибудет в Москву, где на следующий день ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов. " Двадцатого января мы полетим в Москву, а 21-го пройдет церемония награждения. В ней будут участвовать представители российского правительства, а также послы многих стран " , – сказал Илия Второй в субботу в Тбилиси после праздничной литургии Крещения Господня в соборе Святой Троицы. В Грузии считают, что визит Католикоса-патриарха – один из первых шагов по налаживанию добрососедских отношений с Россией. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_99159_1_21.html

Что же – вы видите – говорится в 5-м члене? Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лице св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в третий день после смерти Своей воскрес, как заранее было написано о том св. пророками. Заучите слова 5-го члена. Урок 42. Объяснение и изучение 6-го члена Прочитайте 6-й член. И восшедшего на небеса и седяща одесную 81 Отца. Переведите. И возшедшего на небеса иседяща одесную Отца. (Я верю в Господа Иисуса Христа Сына Божия), Который взошел на небеса и воссел по правую сторону Отца. Здесь говорится о Иисусе Христе Сыне Божием, что Он восшел на небеса. А разве когда Он жил на земле для нашего спасения, то в это время уже не был на небе? Нет, Иисус Христос Сын Божий, как Бог, был и есть всегда везде, и на небе и на земле. Когда же говорится о Нем, что Он вознесся на небо; так это нужно понимать так: Он вознесся туда с телом Своим, а до сего времени Он был там только Божеством Своим. Это подобно тому как говорится в 3-м члене, что Иисус Христос Сын Божий сошел с небес на землю, т. е. стал видим на земле как человек, а до этого времени Он был на земле невидим, как дух. Объясните слова: и седяща одесную Отца. Это не значит, что Иисус Христос Сын Божий, вознесшись на небо, воссел и сидит по правую сторону Бога Отца: потому что ни Бог Отец, ни Сын Божий не сидят на одном месте. А это означает, что Сын Божий имеет и равную силу и равную славу с Отцом; потому что сидеть по правую сторону кого либо, т. е. сидеть рядом, значит иметь с тем равную силу и равное значение. (Повторите историю о Вознесении Христовом). А разве когда Иисус Христос жил на земле, то был ниже Бога Отца? Да; только по Своему человечеству, а не по Божеству. Что же – вы видите – говорится в 6-м члене. Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лицо Св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в 4-й день после воскресения Своего вознесся с телом на небе и воссел одесную Бога Отца. Седьмой член Урок 43. О втором пришествии Сына Божия и страшном суде. Изучение 7-го члена Вознесшись с земли на небо, Иисус Христос не придет ли опять когда с небес на землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Отрывки из дневника А. В. Горского В числе бумаг А,. В. Горского, сохраняющихся в семейном архиве его родственников, имеется, между прочим, его дневник, собственноручно писанный карандашом на двадцати почтовых листках малого формата. Записи этого дневника начинаются с 29-го декабря 1874 года и оканчиваются 9-м июлем 1875 г. Как известно, это было время последней болезни Александра Васильевича, которая открылась сильным сердечным припадком 21-го декабря 1874 г. и свела его в могилу 11-го октября 1875 г. Дневник этот, как показывает самое его содержание и как можно видеть из некоторых его отдельных выражений, имел специальную задачу и, вероятно, предпринят был по желанию врачей, пользовавших больного. Записи дневника представляют собой подробную историю болезни, при чем А. В. с возможной точностью отмечает все свои болезненные ощущения, наблюдения за различными отправлениями своего организма, отчет о ходе жизни каждого дня, о сне, питании, прогулках и т. д., о посещениях врачей и о поездках к ним в Москву, об их исследованиях, заключениях, советах и предписаниях, о ходе лечения и действии лекарств и т. д. В виду такого специального характера дневника мы не считаем удобным полностью предлагать его вниманию читателей и ограничиваемся лишь отрывками, которые с биографической точки зрения представляют, по нашему мнению, некоторый интерес. 8 января. Среда. Посетил меня Μ. П. Черинов 874 , внимательно обо всем расспросил, всего осмотрел и назначил образ жизни и лечения... Черинов говорит, что прежде 6 или 8 недель нечего и думать о возвращении к служебным занятиям: профессорским и административным, а долго ли оставаться здесь 875 этого определить теперь же нельзя. Нужно видеть действие лекарств; притом я не знаю вашего доктора. Судя по правилам, данным для жизни, он главное значение полагает именно в питании, а не в лекарствах; Бог знает: «обновится ли, яко орля, юность моя». 15 февраля. Суббота. Сон был отлично хорош. Пробудился в конце 5 часа, улегшись по обычаю в 10 часов и вскоре заснув. Ни вчера ни сегодня не выезжал кататься, потому что погода была не благоприятна – холодно, ветрено и сыровато. Днем также уснул. На этом спокойном состоянии основываясь, предполагал в воскресенье отслужить литургию, в первый раз после Р. Хр. Но меня отговорили. Впрочем, решился готовиться к приобщению Св. Таин и без литургии. Улегся после правила в 11 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тяжкое было это время: начались бунты на нижней Волге в Астрахани и на Дону, где поднял мятеж атаман Булавин; в Малороссии в тайне уже зрела измена гетмана Мазепы. Но „тяжкий млат, дробя стекло кует булат“; Петр с этого времени сталь энергич­но готовиться – не пустить врага внешнего внутрь России, к Москве родимой. Западные дороги к Москве опустошались, как было после при нашествии двадесяти язык; за недостатком войска подготовлялась партизанская война крестьян против Шведов, и в 1707 году Петр Великий издал Высочайший приказ укреплять Москву, Китай-город и в особенности Кремль, где стройка начатого оружейного дома или арсенала вследствии этого приостановилась. Уважаемый знаток достопамятностей Моск­вы, И. Е. Забелин, в своей любопытной книге: „История города Москвы» о тогдашних укреплениях кремля говорит: „по всем правилам фортификации сооружались земляные бастионы или болверки, про­званные в народе „болгородками». Работы начались с 1-го июня. Москва очень встревожилась, узнав, что дело идет не на шутку. От 9 июня Петр писал из похода: „известно нам здесь учинилось, что у нас в Москве не малый страх произошел от того, что стали крепить Московские городы; и то нам дело дивное и смеха достойно, что мы час от часу от Москвы далее, а вы в страх приходите»... Государь окураживал испугавшуюся Москву, напоминая, что, по пословице, осторожного коня и зверь не вре­дит, и приказывал, оставив страхи, веселиться по-прежнему. „При сем и нас не забывайте»...– оканчивал Государь. Однако болверки строились спешно. 20 октября прибывший в Москву Царевич Алексей Петрович осматривал их, и была с них пушечная пальба; Царевич приказал, чтобы болверки оканчивали скорее. Пятого декабря прибыл в Москву сам Царь Петр Алексеевич и осматривал с пушечной пальбой бол­верки. Москвичи дивились быстрому сооружение бастионов; Боровицкого, Неглинного (во втором Александровском саду), Никитского (против нынешнего университета) и Воскресенского (близ Иверских ворот). Укрепления были возведены только со стороны реки Неглинной, так как с других сторон хорошо укрепляла Кремль Москва-река и бастионы Китай-города. Впрочем, между водонаводной башней и Тайницкими воротами также были устроены болверки...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с прославлением воскресшего Господа здесь же прославляется и Бог Отец, воскресившей Иисуса Христа из мертвых, и Бог Дух Снятый. Апостол Павел говорит об Иисусе Христе, что «Он открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых». ( Рим. 1:4 ). Второй важнейший праздник установлен в воспоминание Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник в богослужебных книгах также называется Пасхою, и к нему Церковь приготовляет верующих сорокадневным постом и молитвою. С воспоминанием Рождества Иисуса Христа соединяется прославление Пресвятой Троицы, а именно: Бога Отца, Который так возлюбил мир, что благоволил послать Сына Своего для искупления людей, Бога Сына, принявшего человеческую плоть, и Бога Духа Святого, по наитию Которого Пресвятая Дева зачала во чреве и родила Еммануила. Непосредственно за праздником Рождества Христова следует праздник Крещения Господня, в котором воспоминается крещение Иисуса Христа от Иоанна и вместе с тем Богоявление, или откровение Таинства Пресвятой Троицы. – Когда Иисус Христос, «крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в тесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющей: Ты, Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3:21,22 ; Мф. 3:15–17 ). Богослужение в праздники Рождества Христова и Крещения Господня, или Богоявления, совершается по одному в высшей степени торжественному церковному чину или уставу. Третий важнейший праздник во славу Пресвятой Троицы есть Пятидесятница, или Троицын день, установленный в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов. В богослужении этого праздника воспоминается Бог Отец, благоволивший послать Св. Духа; Бог Сын, Который Своими крестными страданиями приобрел людям право пользоваться благодатью Св. Духа, и наконец Бог Дух Святой, Который сошел на Апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, в виде огненных языков и сообщается всем истинно верующим в Иисуса Христа чрез их усердную молитву и Таинства. В указанные важнейшие праздники, установленные во славу Пресвятой Троицы, православная Церковь разрешает пост в среду и пяток (Пасхальная неделя, Троицкая неделя и дни с 25 Декабря до 6-го Января включительно, за исключением 5-го Января – крещенского сочельника, в который полагается строгий пост).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Этим в то же время святая церковь отчасти выражает и постепенность в изложении самой истории этих явлений; ведь воскресший Господь не тотчас по воскресении Своем и не вдруг начал являться ученикам Своим. И вот после малой ектении, которою заключается пение тропарей, и по возгласе священника, который благословляет имя и прославляет уже царство Отца и Сына и Святого Духа, читается «ипакой» (послушание) – так называется стих, в котором изображается послушание святых мироносиц повелению ангела. Ангел сказал им: «ступайте, скажите ученикам Его, что Он воскрес», и вот святые мироносицы послушно исполняют повеленное: «радость благовещения от ангела приемшие апостолом возвещаху, яко воскресе Христос Бог, подаяй мирови велию милость» (ипакой 8-го гласа, подобное содержание и других гл.). После ипакой поются на клиросе «антифоны» 73 . Они расположены по числу восьми гласов, употребляемых в церковном пении, и содержат молитвенное обращение к каждому лицу Пресвятой Троицы о ниспослании нам благодатных дарований, необходимых для жизни духовной и особенно для духовного созерцания воскресения Христова; в то же время они заключают и как бы начальное прославление Святой Троицы в мире, к которому призван мир воскресением Христовым. Из этих антифонов чаще приходится слышать первый отдел антифона 4-го гласа: «от юности моея мнози борют мя страсти», взывает один хор к Богу от лица каждого из нас, «но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой». Другой хор отвечает: «ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше». «Святым Духом», взывает опять первый хор, «всяка душа живится и чистотою (в чистоте) возвышается, светлеется (просвещается) тройческим единством священнотайне». Антифонами подготовляются христиане к слушанию святого евангелия, чтение которого затем и следует, впрочем не прямо, не непосредственно. Чтение воскресного, равно как и всякого, евангелия на утрени предваряется еще прокнменом, к слушанию которого приглашаются верные словами: «вонмем! премудрость; вонмем!» Прокимен всегда берется из псалмов и большей частью содержит в себе пророческое указание на новозаветное евангельское чтение – по крайней мере таковы прокимны воскресные; все они содержат пророчества ветхозаветные о воскресении. Через прокимен церковь ветхозаветная сближается с новозаветной, ветхозаветные праведники, как бы стоя у святого гроба, говорят: мы знали это, что Он, Господь наш и Владыка, воскреснет из мертвых; неоднократно мы слышали это из святого писания: «ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» (прок. 1-го гл.). «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца» (7-го гл.) и другие. А для нас это свидетельство ветхозаветных праведников служит удостоверением события воскресения и указанием важности Его, как события предреченного издревле и следовательно предопределенного от вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010