Эта краткая песнь, представляющая выражение смиренного сознания своего недостоинства пред Господом и тихой преданности Его благому Промыслу, составляет как бы перифраз ответа Давидова на упреки Мелхолы. «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-либо пустой человек»! говорила Мелхола. В ответ на это Давид высказывает ей, что пред Господом достоинство и слава не в гордом самовозвышении пред низшими себя людьми, но в смиренном сознании своего недостоинства пред Ним и в самоуничижении; ибо Господь унижает гордых и надменных, как унизил отца ее Саула, и возвышает смиренных, как и возвысил его, поставив вождем народа Своего, Израиля; потому он не ищет иной чести пред Господом, кроме той, которая состоит в смирении и унижении себя в глазах своих, чтобы не надмеваться и пред последним из рабов своих. «Пред Господом играть и плясать буду. И я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и со служанками, о которых ты говоришь, – с ними я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Тоже самое, хотя и другими словами, в Пс. 130 исповедует псалмопевец пред Господом, преподавая урок подражания народу своему Израилю: «Господи! Не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои, и я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Истинно, я покоен и тих душою моею, как отнятое от груди дитя подле матери своей, как дитя, отнятое от груди, душа моя во мне 707 » (ст.1–2), т.е. в смиренной и всецелой преданности Господу и в чувстве общения с Ним находит полное свое довольство и не знает мучительных стремлений самолюбия и честолюбия, которые испытывают люди гордые и надменные. Те же чувства смиренного упования и преданности Господу внушает он к народу своему, Израилю, предостерегая его от гордого самомнения, в сознании своего собственного призвания или своего могущества и славы пред другими народами: «Да уповает Израиль на Господа, отныне и во век» (ст. 3). – Впрочем надобно заметить, что указанные обстоятельства представляют не единственный случай в жизни Давида, который мог послужить ему поводом к написанию рассматриваемого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

После смерти Амнона ( 2Цар.13:28–29 ) и Авессалома ( 2Цар.18:9–15 ) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ( 1Цар.9:2 ; 2Цар.14:25 ), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ( 2Цар.15:1 ), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти ( 1Цар.8:11 ; Иер.17:25 ). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ( 1Цар.23:17,24:21 ), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ( 3Цар.1:17,20 и др.); ср. ( 2Пар.11:22 ). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: ( 2Цар.2:13,11:1 ; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: ( 1Цар.22:20 ; 2Цар.8:17,15:24 ) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею ( 2Цар.8:18,23:20,30 ; 1Пар.11:22–23 ), а Авиафара – с Садоком ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3 ). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ( 2Цар.7:2–17,12:1–25 ), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его ( 2Цар.12:25 ) ) и не по обиде на Адонию ( 3Цар.1:10–26 ), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ( 2Цар.7:12–13 ; 1Пар.22:9–10 ). Семей – не враг Давида ( 2Цар.16:5–13 ), казненный впоследствии Соломоном ( 3Цар.2:46 ), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем ( 3Цар.4:18 ). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησε), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαας κα o ταροι κτο ο ντες δυνατο – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сирийцы, Сирия I. 1) сирийцы, или арамеи – их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима ( Быт. 10:22 ), – это группа семит. племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев. части вост. берега р. Иордан. ВЗ называет родиной С. Каир ( Ам. 9 – в евр. оригинале – Геир). Арамеями считались и не происходившие от Арама потомки Нахора, брата Авраама ( Быт. 22:20–24 ; Быт. 25:20 ; Быт. 31:24 ). Судя по Быт. 31:47 , Лаван говорил по-арам. (⇒ Арамейский язык, I). Иаков, вероятно, по причине его пребывания в Сирии и женитьбы на дочерях Лавана, также упомянут как «странствующий Арамеянин» ( Втор. 26:5 ). 2) в ассир. надписях сирийцы – называемые «араму», «аруму», «ариме» или «армаия», – упоминаются начиная с XII в. до Р.Х. Они продвигались от аравийско-сирийской пустыни к Евфрату, одноврем. с этим появились в Вавилонии и двигались по направлению к Кархемишу. Около 1000 г. до Р.Х. арам. ⇒ халдеи пришли на юг Вавилонии; в долине Хабора (Ховара) и Балиха, как и вокруг Зинджирли, существовали арам. царства. Сев. и вост. Кархемиша гос-во арамеев располагалось на обоих берегах Евфрата. На юге Сирии также находился ряд небольших арам. царств: Дамасское ( 2Цар. 8:5 ) – юго-вост. Антиливана, царство Цова (в Синод. пер. – Сувское, 2Цар. 8:3 ) – сев. него и, вероятно, включало и сев. часть равнины Бекаа; царство Рехов ( 2Цар. 10:8 ), предположит. находившееся в юж. части Бекаа, у Ермона (ср. Суд. 18:28 ); царства Мааха ( 2Цар. 10:8 ) и Гессур ( 2Цар. 15:8 ) охватывали области сев. и сев.-вост. Геннисаретского озера; царство Тов ( 2Цар. 10:8 , в Синод. пер. выражение иш Тов – «человек (в собират. смысле) Това» – передано как Истов) располагалось на Иармуке, вост. Едреи. У С. никогда не было единого государства; раздробленные мелкие сир. государства или города-государства становились объектами притязаний крупных централизов. гос-в; 3) израильтянам со времен Саула ( 1Цар. 14:47 ) и Давида ( 2Цар. 8:3.5 ; 2Цар. 10:8.19 ) приходилось бороться с арамеями. Подвластная Соломону тер. – вплоть до Типсаха на Евфрате – включала юж. часть Сирии ( 3Цар. 4:21 ; 2Пар. 8:3 ), сев. же государства арамеев оставались самостоятельными. После распада царства Соломона Дамаск (⇒ Венадад ⇒ Азаил ⇒ Рецин) был одним из опаснейших противников израильтян, особенно Северного царства (до тех пор, пока оба царства сохраняли независимость от великих царств Месопотамии);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Таковы например: трагическое описание смерти Саула (1Цар.31 гл.), отношение Давида к Вирсавии и Урии со всеми его последствиями (2Цар.11—12 глл.), война с Авессаломом с исходом ее (2Цар.15—18 глл.), перепись народа и моровая язва (2Цар.24 гл.). Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшею точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22 гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири (Пс. 17-й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей.» Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях (Пс.3:7, 17, 33, 50, 51, 53 и мн. др.). Обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самых псалмов (напр., псалмы 3, 17, 50, 51, 62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие (Пс.51; 53; 59). Мессианское обетование Давиду (2Цар.7:14—16), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах (Пс.77:70—72; 88:21—38; 131:1—5:11—12:17; 143:10) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием и освещаемой им дальнейшей историей иудейских царей (Пс.88:39—53). Можно сказать, что 3 и 4 книги Царств также излагают всю последующую историю иудейского и израильского царств в связи с тем же обетованием, и таким образом, оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет (Мф.1:1; Лк.1:32).    В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые священным историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Вефсамитянина (1Цар.6:18); камень Авен-Эзер (1Цар.7:12); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил (1Цар.1:20), Ихавод (внук Илия — 1Цар.4:21), Села-Гаммахлекоф (1Цар.23:28), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне (2Цар.2:16), Ваал-Перацим (2Цар.5­­ Ис.28:21), «Поражение Озы» (2Цар.6:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

На разность этих псалмов указывает и разность в надписаниях: псалом 13-й надписывается кратко: начальнику хора, Давида; а 52-й пространнее: начальнику хора на духовом орудии, учение Давида. Можно думать, что согласно с писателем и древние собиратели псалмов не считали ошибкой и недосмотром двукратное помещение одного и того же псалма, а видели здесь два особых псалма, имеющих разные характер и назначение, а отсюда и церковно-богослужебное употребление. — Все изложенные выводы вполне примиримы с нашим взглядом на историю ветхозаветного канона и опровергают критические соображения о порче ветхозаветного текста до заключения канона. В связи с этими выводами находится и употребление разных имен Божиих, — так: во 2, 4 и 7 стихах 13-го псалма употребляется имя Божие Иегова, а в 52 псалме (по еврейскому счету 53) в тех же стихах и выражениях везде употреблено имя Божие Элогим. И это, вероятно, сделано не бесцельно и самим писателем.    Что касается священных песней, помещаемых в разных книгах, то здесь ответ должен быть иной. Несомненно напр., что во 2Цар.22 гл. и в 17 псал. помещена одна и та же победная песнь Давида. Что дает сравнение ее текста по двум книгам? Не скрываем, что есть в тексте ее разности. Так, слова 2-го стиха 17-го псалма: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, опущены во 2Цар. Нужно заметить, что это единственный значительный вариант в тексте, вариант, легко объяснимый и желанием самого писателя книги Царств несколько сократить текст песни, подобно тому, как сократил он, очевидно намеренно, и текст надписания в 1-м стихе. Дальнейшие разности следующие: в 3 ст. Пс.17 — , во 2Цар. ; в 17 пс. , во 2Цар. ; в 4 ст. 17 пс. , во 2Цар. ; в 5 ст. 2Цар. добавлено в начале ; в 17 пс. , во 2Цар. пзоо; в 6 ст. 17 пс. , во 2Цар. и т.п. Вообще через всю песнь идут подобные же очень маленькие и несомненно «не по ошибке и небрежности писцов» происшедшие, а намеренные грамматические и орфографические уклонения, введенные самим писателем книг Царств. Но при взаимном сличении священного текста по обеим книгам нужно принять во внимание и случаи полного мельчайшего его сходства, а таких случаев даже на обозренные 6 стихов придется 37; таким образом на 5 случаев разности 37 сходства, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Еще при конце периода судей они сделались для Израильтян более губительными, чем все прочие народы. Описание сражения Саула с ними наполняет в книгах Царств две целых главы 1Цар.13–14 . Этой борьбой начал Саул свое царствование, и она продолжалась во все его царствование ср. 14:52: И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. В битве против Филистимлян Саул и погиб. Последние были также первыми из врагов, с которыми пришлось иметь столкновение Давиду 2Цар.5:17. 9 . Таким образом, если бы рассматриваемый отдели появился в век Саула, то гениальный автор-поэт должен был бы ввести в свою эпическую поэму прежде всего Филистимлян и касательно их вести речь и против них одушевлять Израиля. Но этого сверх ожидания мы не видим в отделе. А если уж непонятными является во время Саула, что в числе враждебных Израилю народов поименованы именно Моавитяне, Эдомитяне, Амаликитяне и Кенеи и только эти, то еще более непонятными это является в отношении к позднейшей эпохе, именно к эпохе Давида. Самые опасные войны Давида были против сирийских царств, с которыми враждебное отношение началось еще при Сауле; его самые большие победы были одержаны над ними. Как он победил Адраазара, царя Совы, одного из очень могучих правителей, повествуется в 2Цар.8:3–4 ; о его покорении сирийского Дамаска, который помогал царю Сувскуму большой силой и который совершенно был подчинен Давидом, повествуется в 2Цар.8:5–6 . О блестящей победе Давида над многими союзными арамейскими царствами повествуется в 2Цар.10:5–18 ст. Рядом с Арамеями во время Давида особенно выступают Аммонитяне, – ср. сказание о великом их поражении во 2Цар.12:26 и д., которые уже к концу периода Судей сделались страшными для Израильтян и против которых сражался и Саул. Напротив, все в данном отделе упомянутые враги играли во время Давида только подчиненную роль, и покорение их упоминается только в немногих словах; покорение Моава в главе 2Цар.8:2 , Эдома 2Цар.8:14 , Амалика совершенно мимоходом в 2Цар.8:12 , а Кенеи даже совсем не упомянуты. Напротив, в Чис.22–24 не упомянут ни один из тех народов, с которыми Давид вел по необходимости продолжительные и упорные войны. А если мы к этому прибавим, что Амаликитяне в отделе Чис.22–24 изображаются окруженными ореолом могущества, какового во время Давида они уже не имели даже в малой степени, то для всякого станет ясно, что это предсказание невозможно объяснить из исторических обстоятельств Давидова времени, что оно должно возникнуть из почвы гораздо раннего времени. Точнее говоря, оно не соответствует никаким иным международным отношениям, кроме Моисеева времени, в которое все названные народы вступали уже во враждебное столкновение с Израилем и кроме них никто 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

За это он получил чрез пророка Нафана божественное обещание, что Иегова утвердит царское достоинство за ним и его семенем после него, которое произойдет из чресл его, т. е. за его потомством, и оснует престол его царства навеки ( 2Цар.7:12 и пр.). Чрез это обещание, равно как чрез сооружение храма исполненное не самим Давидом, но сообразно с божественным повелением, только его сыном Соломоном, земное царское достоинство стало видимым представлением господства Иеговы в Израиле. Сион или Иерусалим стал средоточным пунктом не только земного царства, но вместе основавшегося во Израиле божьего царства; феократический царь сделался представителем Иеговы, сидя на «трон Иеговы» ( 1Пар.29:23 ) или «царского достоинства Иеговы» (28:5), чтобы творить народу суд и правду ( 2Цар.8:15 ) побеждать его врагов; заботиться о сохранении и в случае нужды о восстановлении святилища и законного культа ( 3Цар.6–8 ; 4Цар.12:4 и д.; 22:3 и д.), даже надзирать за священством и определять его служение ( 1Пар.23 и д; 2Пар.29–31 и д.), чтобы, наконец, в качестве главы народа, на вершине его являться во святилище пред Богом и во имя общества приносить молитву и жертву ( 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 ; 3Цар.8:14 и д.) не захватывая впрочем свойственных священству богослужебных прав и отправлений. 1113 Чрез Давида и Соломона царское достоинство достигло высшей земной пышности и славы. Как помазанники Иеговы цари в глазах народа были священными лицами ( 1Цар.24:7,11; 26:11,16,23 . 2Цар.1:16 ), хотя и не были обоготворяемы – как это было у других восточных народов – и не были неприступными для подданных, напротив они лично возвещали народу суд в высшей инстанции ( 2Цар.15:2 ; 3Цар.3:9,16 и д.) и обыкновенно на войне предводительствовали войсками (1Цам.13:2 и д.; 2Цар.5:6 и др.), равно и в других случаях являлись часто между народом, чтобы делать распоряжения (1 С. 6: 3 Ц. 8). Для непосредственного исполнения своих повелений, а на войне для защиты своей особы, они имели телохранителей – Креты (Crethi) и Плети (Plethi), которые также исполняли данные ими приговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Числа в книгах Паралипоменон иногда показаны меньшие, чем в других книгах, повествующих о тех же предметах. Так как, напр., по книгам Паралипоменон, у судии Иаира с детьми было 23 города в земле Галаадской, а по показанию книги Судей – 32 ( 1Пар.2:22 ; Суд.10:4 ); по сказанию Паралипоменон, один из героев Давидовых одним разом поразил 300 врагов, а по свидетельству 2-й книги Царств – 800 ( 1Пар.11:11 ; 2Цар.23:8 ); по показаниям книги Паралипоменон, Бог через пророка Гада в наказание Давиду грозил трехлетним голодом, а по книгам Царств – 7-летним ( 1Пар.21:12 ; 2Цар.24:13 с подл.); по словам книги Паралипоменон, число способных носить оружие по ревизии Иоава из колена Иудова простиралось до 470 тысяч; а по книге Царств их было 500 тысяч ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по показаниям книг Паралипоменон, у Соломона было 400 кобылиц, для колесниц, а в книгах Царств насчитывается их 4000 (2Пар. с подл. 2Пар.9:25 ; 3Цар.4:26 ); по указаниям книг Паралипоменон, Иоахим 8 лет сделался царем иудейским, а по словам книги Царств 18. (2Пар. с под. 2Пар.36:9 ; 4Цар.24:8 ). – Часто также случается, что в книгах Паралипоменон числа увеличены сравнительно с показаниями других книг. Так, по сказанию книг Паралипоменон, Давид, после одного сражения с Сириянами, отнял у них 70000 колесниц, а посказаниям книг Царств – всего 7000 ( 1Пар.19:18 ; 2Цар.10:18 ); в книгах Паралипоменон говорится, что по ревизии Иоава способных носить оружие во всем еврейском царстве оказалось 1,000,000; а по книгам Царств – всего 800,000 ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по словам книги Паралипоменон, Давид купил у Орны гумно для жертвенника за 600 сиклей золота, а по словам книги Царств за 50 только сиклей серебра ( 1Пар. 21:25 ; 2Цар.24:24 ); по показаниям книг Паралипоменон, Соломон поставил надсматривать за рабочими 3600, а по книгам Царств 3,300 ( 2Пар.2:2 ; 3Цар.5:15,16 с подл.); море стеклянное, сделанное при храме Соломоновом, вмещало в себе, по показаниям книг Паралипоменон, 3000 баттов или мер, а по показаниям книги Царств 2000 ( 2Пар.4:5 ; 3Цар.7:26 с подл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Псалом 29. Благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни Псалом 29 по содержанию своему есть благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни, грозившей псалмопевцу за его самонадеянность и ослепление своим счастьем. По свидетельству надписания, она воспета была Давидом при обновлении дома. Надписание не определяет, о каком доме в нём речь; а так как слово дом в ветхоз. свящ. кн. употребляется и в значении человеческого жилища, и в значении дома Божия, – т. е. скинии ( Исх.23:19 ; 1Цар.1:7; 2 Ц. 22:20) или храма ( 2Цар.7:5 и 13; 3 Ц. 3:1–3; 5:3–5), – и в значении места, посвящённого Богу, или ознаменованного особенным Его явлением ( Быт.28:17 ; 1Пар.22:1 ): то выражение «обновление дома», в отношении к Давидову царствованию, может быть прилагаемо к трём событиям, – и к освящению построенного Давидом дворца ( 2Цар.5:11; 7:2 , – как это выражается в слав.-грек.– лат. пер. надписания: дому и к освящению сионской скинии ( 2Цар.6:17 и дал., как в переводе халдейском: «на обновление дома святилища»), и к освящению места для будущего храма на гумне Орны Иевусеянина ( 1Пар.21:25–26 и 22:1). Но содержанию псалма соответствует только последнее событие, которое так же, как ж псалом, служило выражением благодарности Господу за дарованное по усердной молитве Давида скорое избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной в наказание за высокомерное желание Давидово исчислить народ свой ( 2Цар.24 : 1Пар.21–22:1 ). Правда в Пс.есть выражение об исцеления псалмопевца и избавлении его от смерти (ст. 3–4 и 9–10), между тем как истребившая тогда множество народа страшная болезнь не коснулась самого Давида. Но ведь Давид, как главный виновник поражения язвою, во все продолжение ее находился в опасности смерти и, сознавая вину свою, сам просил Господа обратить ниспосланную Им кару на него и на дом его ( 2Цар.24:16–17 и Пар.21:16–17), а потому означенные выражения удобно могут быть приложимы и к нему в его тогдашнем состоянии, тем более, что из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010