Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Глава 17 1–6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божья Иосафату за его благочестие. 7–9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божию. 10–12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. 13–19. Имена военачальнииков Иосафата и число его войска. 2Пар.17:1 .  И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян. 2Пар.17:2 .  И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его. Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида ( 2Цар.8:14–18 ): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, " Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много, согласно ст. 14–18 до 1 160 000 чел., и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного, Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой ( 2Пар.15:8 ). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже ( 2Пар.18:1–3 ); ср. ( 3Цар.22:2–4 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 472–473), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству. 2Пар.17:3 .  И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов, 2Пар.17:4 .  но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян. 2Пар.17:5 .  И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 17 В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули. У Давида, кроме внутренних врагов – Саула, Авессалома и других, были еще внешние враги – Филистимляне, Сирияне, Идумеяне, Аммонитяне и Моавитяне, с коими Давид входил в столкновение, поборал и подчинял их. Псалом написан по усмирении всех сих врагов. Во 2-й книге Царств (гл. 22) читается сей самый псалом, с малою переменою слов, после победы над Филистимлянами – в Гефе. Тогда, думает Абен – Езра, и написан сей псалом, как благодарственная песнь. Св. Ап. Павел приводит слова сего псалма (ст. 50), как пророчество о призвании язычников, а потому Отцы и учители Церкви видят в сем псалме, кроме благодарения за победу, пророчество о призвании язычников (см. Рим. 15:9 ) и об отвержении Иудеев. Афанасий, бл. Феодорит, бл. Иероним видят в победе Давида над врагами победу Спасителя и Церкви Его над Иудеями и язычниками. Из всех псалмов сей псалом отличается возвышенными и истинно-поэтическими изображениями гнева и помощи Божией. 2 . 3. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Сих слов нет во 2Цар. 22:2 , – где сей псалом прямо начинается: Господи каменю мой, утверждение. «Давид, – говорит св. Аф., – сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь». Слова: крепость, утверждение, прибежище, Избавитель, Помощник, Защититель, рог спасения, Заступник, означают, по бл. Феодориту, благодеяния Божии и разные блага в деле спасения от врагов, полученные Давидом. С Евр. 2 -й стих: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя»; ст. 3: «Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое». 4 . С Евр.: «Призову достопокланяемого Господа, и от врагов моих спасусь». 5 . 6. Одержаша мя болезни 113 смертныя, т.е. сильные болезни или душевные скорби, сокрушающие силы, приводящие к смерти и низводящие во ад, т.е. в могилу, потому в следующем стихе называются болезням адовыми: болезни адовы обыдоша мя. «Болезнями смертными и адовыми, – говорит бл. Феод., – называет угрожающие смертию опасности». Потоцы беззакония смятоша мя, т.е. множество беззаконий смутили меня. «Потоками беззакония, – говорит бл. Феод., – наименовал несправедливые и частые нападения врагов, которые подобно потоку, устремились на Давида и окружили его». С Евр.: «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня». «Потоцы беззакония, – говорит св. Афанасий Ал., – суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями». Предвариша мя сети смертные. Бл. Феодорит под сетями смертными разумеет засады; ибо «что сеть для бессловесных: то для воюющих засада». С Евр.: «Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Все такие выражения не могли не возбуждать той, естественно следующей из них, мысли, что единый по существу Бог имеет в Себе другое Божественное лицо, чрез которое и совершит обещанное народу спасение. Насколько мысль эта доступна была пониманию народа и особенно представителей его, о том свидетельствует упрек, высказанный Христом Спасителем в форме следующего вопроса: Что вы думаете о Христе, спрашивает Он фарисеев, чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 )? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему ( Мф.22:42–45 )? Кроме указаний на Божественное лицо Мессии, есть указания и еще на лицо Божественное, на лицо Духа Божия. Этот Дух Божий хотя и изображается, в большинстве случаев, чертами, свойственными вообще духовно-разумной природе Божией, тем не менее есть среди них и несколько таких, которые усвояют Ему значительно иную, чем другим Божеским лицам, деятельность. Сюда относятся: оживотворение созданной Богом материи ( Быт.1:2 ), участие вместе с Господом Богом в посольстве пророков к народу еврейскому ( Ис.48:16 ), вразумление и просвещение пророков ( Зах7:12 . 2Цар.23:2 ), излияние Богом, во дни Мессии, Духа Божия на всех верующих ( Иоил.2:28 . Сравн. Деян.2 ), помазание Духом Божиим Самого Мессии ( Ис.61:1–3 . Сравн. Лк.4:18 ). Во всех этих местах деятельность Духа Божия ясно выделяется от двух других лиц Божества и Он является, следовательно, третьим лицом в едином по существу Боге. Сопоставляя, итак, все сказанное о множественной форме имени Божия, о совете Бога с другими божескими лицами, о Троичном проявлении Божества, о деятельности, кроме Творца и Промыслителя, Спасителя – Сына Божия и Просветителя – Духа Божия, нужно признать, что Ветхий Завет, не раскрывая в такой мере, как Завет Новый, учение о Святой Троице, во многом подготовил, однако, к восприятию его умами и сердцами верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Паралипоменон ( 1Пар.12:15 ) упоминает об этом при изображении храбрости сподвижников Давида. «Во все дни жатвы пшеницы» согласно с греко-славянским переводом: σε μραι θερισμο πυρν. В еврейском тексте последним двум словам соответствует одно: «кацир», значащее «жатва», без обозначения вида хлебных растений, как в других местах переведено это у LXX, например в Быт.8:22 , Лев.19:9 и др. Когда разумеется жатва именно пшеницы, к слову «кацир» прибавляется «хиттим» – «пшеница», например в Быт.30:14 , Руф.2:23 . В данном месте книги Иисуса Навина нет этого дополнения, а вместе с тем нет и основания видеть здесь указание на жатву именно пшеницы. Представление о последней тем менее уместно здесь, что переход через Иордан совершился в 10-й день первого месяца ( Нав.4:19 ), соответствующего вообще апрелю, а жатва пшеницы в Палестине начинается вообще позднее этого – в мае 31 , что вполне соответствует и библейским указаниям (см. выше, комментарии к Нав.2:6 ), по которым эта жатва следовала после жатвы ячменя (например, Руф.2:23 : «доколе не окончилась жатва ячменя и жатва пшеницы»), а жатва ячменя была вообще началом жатвы: «в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» ( 2Цар.21:9 ). На основании этого под всеми днями жатвы нужно разуметь вообще все время жатвы. Нав.3:16 .  вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. «Вода стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана». В каком месте Иорданской долины, вверх по течению священной реки, находился город Адам, или Адом, по переводу Симмаха и блаженного Иеронима, несомненно отличный от соименного с ним города в Неффалимовом колене ( Нав.19:36 ), с точностью неизвестно. Из библейских указаний относительно Цартана, близ которого находился г. Адам, видно, что первый был недалеко от известного Бефсана: «и во всем Беф-Сане, что близ Цартана» ( 3Цар.4:12 ), лежавшего на западной стороне Иорданской долины, в 1 1/2 часах пути от Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.1:36 .  И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, – да скажет так Господь Бог господина моего царя! Ответ Ванеи, выражающий согласие его и народа с волей царя, передается в греч. и слав. более по смыслу, чем буквально: Γνοιτο οτως πιστσαι K ρυος, «буди тако: да утвердит Господь Бог глагол сей». 3Цар.1:37 .  Как был Господь Бог с господином моим царем, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида! Благожелание Соломону большего прославления сравнительно с Давидом (ср. ст. 47) основано, по мысли блаженного Феодорита, на том, что «никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям, и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, чем какую имеют сами» (вопр. 3). 3Цар.1:38 .  И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. «Хелефеи и Фелефеи», евр.: Крети и Плети, LXX: Χερεφ κα Φελεφ, Vulg.: Cerethi et Pelethi, у И. Флавия прямо названы σωματοφλακες, телохранителями царя: следовательно, составляли гвардию Давида и после Соломона. Их считают иноземцами в Израиле, именно филистимлянами, и самые имена еврейские сближают в новое время с евр. именами филистимлян (евр. Пелешет) и острова Крита (евр. Кафтор), откуда выселились филистимляне по свидетельству Библии ( Ам.9:7 ; Иер.47:4 ; ср. Втор.2:23 ). См. Bertholet, Stellung d. Israeliten zu den Fremden, 38 ff. B. Stade, Geschichte des Volkes Israel, Bd. I (1887), 142 ff. 3Цар.1:39 .  И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! Скиния, откуда Садок взял рог с елеем, – не Гаваонская ( 2Пар.1:3,6 , ср. 3Цар.3:4 ) – Гаваон лежал на расстоянии 4 римских миль от Иерусалима (Onomastik. 296), – а Сионская (см. 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:1 ). Священный елей скинии приготовляем был нарочито указанным в ( Исх.30:22–32 ) способом и был употребляем только для освящения скинии, ее утвари и священнослужителей; тела простых мирян было воспрещено помазывать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И мир и покой дам Израилю во дни его» ( 1Пар.22:9 ). Соломон — сын царя Давида и Вирсавии (см. 2Цар.12:24 ; 1Пар.3:5 ), помазанный на царство своим отцом: «…он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды» ( 3Цар.1:35 ). Вступив после смерти Давида на престол (см. 3Цар.2:12 ), Соломон правил сорок лет (см. 3Цар.11:42–43 ). Им был возведен в Иерусалиме Храм, страна при нем процветала, серебро стало равноценно обычному камню, но более всего он славился своей мудростью. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» ( 3Цар.4:29–31 ). О мудрости его рассказывали легенды, так что «приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» ( 3Цар.4:34 ). Мудрость была даром Господа, о котором Соломон просил Его: «…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло…» ( 3Цар.3:9 ). То обстоятельство, что Соломон не просил для себя ни долгих лет жизни, ни богатства, но «просил себе разума, чтоб уметь судить» ( 3Цар.3:11 ), особо подчеркнуто. Судебная деятельность была одной из основных обязанностей правителя: он разбирал тяжбы, выносил решения, т.е. регулировал взаимоотношения между людьми, обеспечивал справедливое, разумное жизнеустройство. Соль земли СОЛЬ ЗЕМЛИ Лучшие представители народа, носители и хранители его духовных и интеллектуальных ценностей; близко по значению выражению «цвет нации». Господь говорит Своим ученикам: «Вы. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Мф 5:13 ). Закреплению определенного смысла оборота способствовало и то, что вслед за сравнением с солью Христос сравнивает Своих учеников со светом («Вы свет мира» — Мф 5:14 ). Образ, который использует Христос, чтобы указать ученикам их место в мире, вбирает в себя все оттенки значений, свойственных в библейском тексте понятию «соль».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Псалом 130 По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле ( 2Цар. 6:20–22 ) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении. Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него (1–3). Пс.130:1 .  Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. «Я не входил в великое и для меня недосягаемое» – то же, что «не надмевалось сердце мое», т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях. Пс.130:2 .  Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Ребенок, отнятый от груди матери, привыкший к другой пище, спокойно сидит на ее руках, ничего от нее не требуя. С таким ребенком сравнивает себя Давид, с полной верой полагавшийся на помощь Божию и не предъявлявший к Нему никаких требований. Пс.130:3 .  Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. Вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. Тех, кого участь сделала служанками, призвание же привело и еще приведет к тебе сестрами, не упрекай рабским происхождением, но почитай по равенству служения. Вместе с тобой они поступили ко Христу на службу в воинство дев и сравнялись с тобой в свободе. 2. Я не призываю вас заискивать и взращивать гордость тех, кого ты приняла как сестер. Пусть они будут с благодарностью покорны тебе и почувствуют нашу кротость не по долгу службы, a no дару свободы. 485 Нет лицеприятия у Бога ( Еф.6:9 ), и по определению веры, одинаково отношение к госпоже и служанке, первая не знает предпочтения, а вторая унизительного положения. Обе крещены и вместе принимают Плоть и Кровь Христову. 486 3. Святые ветхозаветные патриархи в обыденной жизни сохраняли различие между рабами и сыновьями, одних считая подвластными, а вторых господствующими. Но когда дело касалось участия в грядущем обетовании, равными считались сыновья и чужеземцы, у которых был знак обрезания. 487 XXIII. Безмятежна дева и в бедности, и в богатстве 1. Снова, сестра, обращаюсь к тебе с наставлением, к чему меня побуждает родственная забота о тебе. Прошу тебя хранить безмятежность и невозмутимость души, чтобы тебя, хорошо знающую терпение Иова во время лишений, не сокрушили никакие напасти, и чтобы ты, читая о великих деяниях патриархов и смирении их души, не искала благополучия. 2. Блаженна ты, если и в бедах, и в радости будешь благодарить Бога, если за рассеивающиеся дым и туман будешь считать и богатство, и нищету. Царем был Давид, он изобиловал богатствами, крепкой рукой держал в своей власти бесчисленные народы, но считал себя наихудшим: Нищ я и в трудах от юности моей ( Пс.87:16 ). 3. И дочери Саула он сказал: Ничтожным я буду, ничтожным явлюсь перед Господом, Который предпочел меня отцу твоему ( 2Цар.6:21–22 ). Он же в другом месте: Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Пусть тебя не радуют преходящие вещи, и душу твою земное благополучие; пусть не трогает тебя достаток, и не смущают лишения, как написано: Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ( Пс.61:11 ). Владея с пристрастием, потеряешь со скорбью, радуясь по плоти, с необходимостью не избежишь горечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010