Жертва, имеющая столь глубокое – знаменование смысл непостижимого для ума человеческого таинства, без сомнения, установлена от Бога и служила спасительным преобразованием всемирной жертвы Сына Божия ( Рим.3:25 . Еф.5:2 ): якоже избра нас Бог в Нем прежде сложения мира ( Еф.1:4 ). До закона синайского жертвы приносимы были на всяком месте. Но когда Моисей, по повелению Божию, создал жилище Господу среди избранного племени Иакова: с тех пор жертвы надлежало приносить только на дворе храма, на устроенном для того жертвеннике, в присутствии священно-церковнослужителей. «Если кто из дома Израилева, или из пришельцев, присоединившихся к вам, говорит закон, заколет тельца, или овцу, или козу в стане или вне стана, и не приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы принести ее во всесожжение или в жертву о спасении, угодную Господу, в приятное благоухание: то человеку вменена будет кровь, и истребится человек тот из народа своего» ( Лев.17:1–9 ). Самые предметы для жертв, напр., хлебы и животных, можно было покупать при храме ( Мф.21:12 ). Предметы жертвы бескровной хранились при храме, под надзором священно-церковнослужителей ( Неем.13:12 ). Таким образом совершенно устранялась при жертвоприношении всякая небрежность и неправильность. Израильтяне, подобно язычникам, не смели, под страхом отлучения, принести ни тайно убитого в поле животного в жертву Богу Истинному, ни жертвы идолу. Ревнители благочестия восставали против тех, кои, вопреки закону, созидали особенные жертвенники, и называли их отступниками от Бога и противниками Ему ( Нав.22:16–34 ). Впрочем, люди, возбуждаемые Самим Богом, изъяты были от этого закона. Поступая по непосредственному откровению Божию, они иногда приносили жертвы и вне храма, например: Иисус Навин ( Нав.8:30 ), Гедеон ( Суд.6:11–24 ), Маной ( Суд.13:9–20 ), Давид ( 2Цар.24:18–25 ), Илия ( 3Цар.18:19–39 ). С самого начала жертвы приносимы были Богу от земных плодов и животных ( Быт.4:3–4. 8:20 ). Равно и жертвы, предписанные законом, были двоякого рода: бескровные и кровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ис.43:2 . Будешь ли пере­ходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не по­топят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. «Будешь ли переходить через воды... через реки... через огонь... и пламя». Это – общая эмблема различных земных злостраданий и бедствий, от которых Господь неоднократно спасал Своего Израиля. Но возможно, конечно, искать здесь и более частных исторических намеков, напр., в переходе через «реки» видеть указание на вавилонский плен, когда народ иудейский был отведен за великую реку. В ссылке же на огонь, который не будет жечь, и на пламя, которое не опалит, имеем основание видеть пророчественное указание на историю трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 гл.). В качестве ближайшей параллели к этому месту нельзя не отметить следующих слов Псалмопевца: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65.12 ). Историческое оправдание данного пророчественного утешения некоторые усматривают в том частном событии, которое имело место при возвращении иудеев из вавилонского плена и описано в первой кн. Ездры ( 1Ездр.8:22–31 ). Под огненными испытаниями, которые пережила ветхозаветная церковь , разумеют гонения Антиоха Епифана ( 1Мак.1 гл.). Ис.43:3 . Ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Последний эпитет, в приложении к Мессии, уже встречался у пророка Исаии и раньше ( Ис.41:14, 20 ). Но здесь к нему добавлено еще новое, знаменательное определение – «Спаситель твой». Хотя оно, именно, и не имеет еще здесь того специального значения, какое получило позднее, однако для нас важно отметить и самый факт его употребления. Святый Израилев назван здесь Спасителем, как за все прошедшие исторические случаи избавления евреев от их политических врагов ( Исх.14:23–31 ; Суд.4 ; Суд.7 гл. 2Цар.8:1 ; 4Цар.14:9–16 и др.), так и за аналогичные им будущие случаи, ближайшим образом, за факт избавления от вавилонского плена, открытый духовному взору пророка. Этот новый эпитет делается одним из излюбленных во второй части его книги ( Ис.45:15, 21 ; Ис.47:15 ; Ис.49:26 ; Ис.60:16 ; Ис.63 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«нефеш хайя» – живое существо; кроме того, «нефеш» служит принципом и элементарных психических актов, как чувства («и прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова» ( Быт. 34:3 ); «возвесели душу раба Твоего» ( Пс. 85:4 ), память («только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои» ( Втор. 4:9 ), воля, («и сказал Авенир Давиду: я встану и пойду и соберу к ко господину моему царю весь народ Израильский, и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя» (2Цар. 3:21), знание («не хорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится», – Притч. 19:2 ). «Нефеш» приписывается как животному, так и человеку; но оно есть преимущественное название души животного; собственно же название человеческой души особенно там, где душа животных и человека сопоставляются друг с другом (например, «в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти». – Иов. 12:10 ) есть «руах». Это слово в психологическом значении никогда не приписывается животным и всегда употребляется только по отношению к человеку и Богу (единственное исключение, имеющее своё объяснение, – в Еккл. 3:21 , где, впрочем, в ст. 19 руах употребляется исключительно в физическом значении – дыхание); по отношению к животным, руах употребляется исключительно в значении дыхания; из этого следует, что, по учению Св. Писания, душа животного существенно отличается от души человеческой, – оно ограничивает душу животного только вышеуказанными простейшими психическими актами чувствования, желания, памяти, далеко не исчерпывающими психического богатства человека. Св. Писание отказывает животным в разуме, называя их безсловесными, в свободе, в религии, причём под разумом разумеет не логическую способность познавательную – рассудок, но способность высшего знания, объектом которого служит высший духовный мир: Пс. 31:9; 48:21 ; 2Пар. 2:12 ; в Пс. 72:22 указывается, кроме того, и на отсутствие религиозной способности в животном. Свидетельства Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Но очевидно, что Свидетели Иеговы опять извращают смысл Библии. Иисус никогда не становился ниже ангелов, Он был " унижен [ηλαττωμενον] пред Ангелами» ( Евр.2:9 ). Этот глагол ελαττοω означает: уменьшать, убавлять, умалять, унижать. Здесь говорится не о сущности Иисуса, а о Его временном функциональном положении перед ангелами. По Своему существу Иисус всегда является «превосходнее ангелов» ( Евр.1:4 ). С другой стороны, Свидетели Иеговы Иисуса считают по существу ангелом. Если использовать их же методику, то как же тогда архангел мог стать ниже всех ангелов? Вопросы Свидетелей Иеговы непродуманы, они направлены на отрицание любым способом истины об Иисусе, их не заботит корректность своих выводов. Кому же вы уподобите меня и с кем сравните? Писатели Библии несколько раз называют Иисуса Богом. Необходимо определить, кем является Иисус Христос: истинным Богом или вторым малым богом. Сам Иегова говорит о Себе как о единственном и несравненном Боге, с Которым не может сравниться ни одно сотворенное Им существо. «Нет подобного Богу Израилеву» ( Втор.33:26 ); «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя» ( 2Цар.7:22 ); «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом». ( Иер.10:6 ); «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый». ( Ис.40:25 ); «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному...» ( Ис.42:8 ); «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис.46:5 ); «вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне». ( Ис.46:9 ). Ни одно создание не может претендовать на полное подобие Богу. Это означает, что если Иисус обладает всеми свойствами Иеговы, то Он и есть Иегова, а если нет, то тогда Он не Бог, и только Его Отец есть Бог. Но как мы видим далее, на самом деле Иисус полностью идентичен Иегове. Пророчества Иисус «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь [ετοιμσατε την οδον] Господу [κυρου], прямыми сделайте стези Ему». ( Мф.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Новобрачному давался дружко, который исполнял приказания его и занимался угощением гостей ( Ин.3:29 ). При новобрачной находились ее подруги. Собрание гостей было оживляемо музыкою, пением, остроумными беседами ( Ис.5:12 ; Ам.6:5 ; Пс.68:13 ; Сир.32:7 ). Во время пира молодые люди загадывали загадки, а новобрачный давал подарки тем, кто отгадывал их. Иногда новобрачный сам загадывал их ( Суд.14:12 ). Войти на пиршество не в брачной одежде значило показать неуважение к торжеству. Таких гостей выгоняли: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?... Возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» ( Мф.22:12–13 ). (р) Евреи хоронили умерших иногда в стенах города, но такие случаи были только исключениями; они допускали только для лиц важных: «И умер Самуил... и погребли его в Раме, в городе его» ( 1Цар.28:3 ); «И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду, при доме его» ( 4Цар.21:18 ). Обыкновенно же Евреи хоронили умерших за городом: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего» ( Лк.7:12 ). Для погребения умерших Евреи пользовались или естественными пещерами, которых в Палестине много, или хоронили в пещерах, нарочито иссеченных в горе. Вход в пещеру заваливался камнем, или, во втором случае, закрывался каменной плитою: «То была пещера, и камень лежал на ней» ( Ин.11:38 ); «Во гробе моем, который я выкопал в земле Ханаанской, там похорони меня» ( Быт.50:5 ). При погребении умерших, Евреи употребляли в большом количестве ароматические вещества: «Пришел также Никодим…, и принес состав из смирны и алоя, литр (фунтов) около ста» ( Ин.19:39 ); «И почил Аса... и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (Пар.16:13–14). Этим обыкновением объясняется смысл выражений Св. Писания: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» ( Еккл.7:1 ). При оплакивании умершего, которое продолжалось 8, а иногда 30 дней, родственники приглашали особых плакальщиц ( Иер.9:17–18 ). К причитаньям, в которых плакальщицы восхваляли добродетели умершего, присоединялась игра на музыкальных инструментах: «И когда пришел Иисус в дом начальника, и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон: ибо не умерла девица, но спит» ( Мф.9:23 ). Вероятно, родственники умершего не готовили себе пищи во все дни плача, потому что в Св. Писании говорится, что им другие посылали хлеб и «чашу утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ; Иез.24:17 ). Этим, кажется, можно объяснить выражение: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Для выражения печали, родственники умершего раздирали свои одежды, одевались во вретище ( Быт.37:34 ), посыпали голову пеплом ( 2Цар.1:2 ) и остригали волосы ( Иов.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Первое значение определяется значением самого слова «каппорет». Каппорет – это сосуд, над которым в великий день очищения (йом киппур) первосвященник совершает кропление кровью закланного козла отпущения во умилостивление Ягве и очищение, изглаждение исповеданных грехов народа. Каппорет в этом случае является священнейшим алтарем-жертвенником во Святом Святых. Итак, три жертвенника было в скинии собрания, а позднее в храме – медный жертвенник всесожжений во дворе скинии, золотой кадильный жертвенник во Святилище и, наконец, каппорет во Святая Святых. Таким образом, каппорет приобретает первостепенное значение – это место примирения народа с Ягве, место очищения народного и умилостивления Божия. Второе значение каппорет таинственное и непостижимое – это место ветхозаветной Феофании, место Богоявления, место явления и присутствия славы Ягве. Там место Шекины, непознаваемого присутствия Божия. Ягве говорит Моисею: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (над каппорет), посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). Т.е. здесь уже речь идет не о предметах, хотя бы и святых и божественных, а о Самом Боге, Его Слове и таинственном присутствии. Каппорет – трон Ягве, восседающего на херувимах. Где, как не там, во мраке Святого Святых у крышки ковчега можно было взывать: Восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс. 79:2 )! Так и верили израильтяне. В трудный час борьбы с филистимлянами они говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Ягве, и он пойдет посреди нас, и спасет нас от руки врагов наших. Сказано – сделано. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Ягве Саваофа, седящего на херувимах ( 1Цар. 4:3–4 ). Народ верил, что вместе с ковчегом придет в воинский стан Ягве. Также, когда царь Давид переносил ковчег в Иерусалим, то Давид и все сыны Израилевы играли пред Ягве на всяких музыкальных орудиях ( 2Цар. 6:2–5 ). Играли пред Ягве, потому что верили в присутствие Ягве Саваофа над святыней ковчега (каппорета). Ковчег как хранилище каменных скрижалей Завета свидетельствовал об исторически однажды бывшем откровении Божием на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

То, что речь идет именно об очах, указывает на всевидящее око Христа, зрящее все тайны мироздания и души человеческой. Купающиеся в молоке . Во всякой жидкости отражается образ смотрящего в нее, только молоко не дает никакого отражения. Отражение (по св. Григорию Нисскому ) означает кумиротворчество, самопоклонение, поклонение мнимостям, пустую мечтательность представлений. В Духе же Святом, Которого подает Господь, ничего подобного нет. Никаких мнимых изображений, собственных фантазий и мнимых богов. Как у молока видна только его реальная собственная белизна, так истинна чистота и белые одежды купающихся в молоке (измовениих во млеце) Духа Святого. Кроме того, измовени в млеце – это и немощные в вере, питаемые молоком Слова в немудрости и простоте. Сидящии в наполнениих (вод) – это осквернившиеся грехами и ныне омывающиеся в «водах» Духа. Тому и другому источник – всемилостивые очи Спаса. Бл. Феодорит приводит здесь мысль, подобную приводимой св. Кириллом Иерусалимским в «Огласительных беседах», о том, что недостойно приемлющий таинство крещения не приемлет благодати Божией. «И не без причины говорит, в наполнениих (вод): ибо тех, кои не имеют истинной и совершенной веры, и тако приступают, не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда исполнен не был, не недостаточен, то есть совершенства веры не имел». 5:13 Ланиты его аки фиалы аромат, прозябающы благовоние. 5:13 Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений. Ланиты девицы, подобные половинкам гранатового яблока, означают стыдливость и целомудрие невесты (см. 4:3). Щеки мужчины, покрытые бородою, как цветником ароматным , как грядами благовонных растений , указывают на мужскую честь и достоинство. Снятие бороды означает лишение мужской чести и его позор ( 2Цар. 9:4–5 – слуги Давидовы были очень обесчещены аммонитским царем через обритие половины бороды). Во Христе божественная честь Мужа совершенна. О Нем говорил Иоанн Креститель: «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин. 1:30 ). Христос есть Муж, засвидетельствованный от Бога силами и чудесами и знамениями (которые источались, как гряды благовонных растений ), которые Бог сотворил через Него ( Деян. 2:22 ). Апостол Павел пишет к коринфянам: «Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Кор. 2Кор. 11:2 ). И Небесный Иерусалим – «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр. 21:2 ). Господь Иисус – Глава и муж Церкви. Он же будет и судить вселенную, ибо Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян. 17:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

12) Слово «невозможно» относится к человеку, совсем и навсегда погрязшему в грехах, а не к Богу, Которому «все возможно» (Мф. 19:26; Мар. 14:36 ) и Который «не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» ( 2Цар. 14:14 ); «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Иса. 59:1); и Христос «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:13), чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Приведенные слова ап. Павла из его послания к Евреям (6:4–6) нужно понимать так: людей, которые просвещены были св. Крещением, вкусили дара небесного, то есть Тела и Крови Христовой, сделались причастниками Духа Святого в таинстве св. Миропомазания, познали истину учения св. Евангелия, – людей, которые уже близки были к Царству Божию, уже предвкушали духовно блаженную вечную жизнь, и которые, несмотря на все это, отпали от Христа и даже ругаются Ему, – невозможно обновлять покаянием: они уже ни за что не раскаются, ибо не захотят; они погибли для Царства Божия; грех так уже их пленил, так овладел ими, что они потеряли способность к покаянию; они, как диавол, сознательно противятся Богу и, даже «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лук. 16:31 ). Что касается того утверждения сектантов, что каяться в грехе можно только один раз, то им нужно напомнить слова ап. Иакова: «все мы согрешаем» (гл. 3:2); а если много раз согрешаем, то много раз должны и каяться Тому, Кто и людям велел прощать друг другу даже не до семи, «но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Милосердие Божие неизмеримо; оно больше всех наших и всего мира грехов, которые, как бы не были часты, вследствие испорченной Адамовым грехом нашей природы, при искреннем нашем покаянии, все простятся: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Исаи 1:18 ). Не простится, по слову Христа и Его св. Апостола, один лишь грех человека, это – «грех к смерти» ( 1Иоан. 5:16 ), или «хула на Духа Святого»; такой грех «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32), ибо это – такое состояние человека, когда он «произвольно грешит» до самой смерти и умирает ожесточенным врагом Божьим, не признавая ни Бога, ни Его законов, попирая полученную им в св. таинствах благодать Святого Духа; о таком человеке, говорит ап. Иоанн, и молиться бесполезно ( 1Иоан. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

18 . И во благоволении Твоем вознесется рог наш, т.е. вознесется сила или слава наша. «Рогом пророк назвал, – говорит бл. Феод., – крепость и державу». Св. Афанасий разумеет славу, которую получили верующие, «воскреснув со Христом и с ним воцарившись». С Евр.: «Ибо ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш». 19 . С Евр.: «От Господа щит наш, и от Святого Израилева царь наш». 20 . Тогда глаголал еси в видении сыновом 510 Твоим. «Тогда, т.е. древле в пророческих видениях, глагогал еси сыновом Твоим, разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться сыноположения» (Св. Афан.). Под сынами Божиими ближе разуметь здесь пророков, которым Господь говорил о Давиде и о Мессии-Царе: – Самуила ( 1Цар. 13:14, 16:1 ) и Нафана ( 2Цар. 7:5 ; 1Пар. 11:2, 17:3, 10 ). «Знаем Твои обетования, данные чрез пророков, а их именовали прозорливцами и видящими» (Бл. Феод.). И рекл еси: положих помощь на сильного, вознесох избранного от людей Моих. «Т.е. Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, есть Христос» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «сильного преспеянием добродетели – Давида – Господь сподобил Своей помощи, избрал, помазал св. елеем 511 и поставил царем». 21 . С Евр.: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 . С Евр.: «Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его». 23 . Сын беззакония не приложит озлобити Его. Хотя Давида и Мессию гнали и оскорбляли враги, но погубить не могли. Потому слово: озлобити – здесь значит то же, что в конец погубить. «Козни врагов Ты соделаешь суетными, а ему (Давиду) дашь победу над покушавшимися ему вредить» (Бл. Феодор.). «Безуспешен был замысел сатаны и Иудеев (т.е. погубить Спасителя), и предприятие их оказалось неудавшимся, потому что Спаситель воскрес в третий день» (Св. Афан.). С Евр.: «Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его». 24 . Иссеку от лица Его враги Его, то есть врагов Спасителя; «потому что, – говорит св. Афан., – преданы римскому воинству, и погибли в конец». Но и Давиду споборал Господь Бог, и даровал ему победы над врагами. С Евр.: «Сокрушу пред ним врагов его, и поражу ненавидящих его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010