Храмом тогда была скиния, которую Писание иногда называет храмом; сказал Бог Моисею: «собери Мне народ в храм»; иногда же Писание называет ее скинией: «построй скинию»; иногда же — скинией собрания, говоря: «поставишь светильник семисвещный в скинии собрания». Моисей и Давид поклонялись и скинии, рукотворному храму, поклонялись и рукотворным предметам, сделанным в честь и славу Божию; ибо этими Божественными предметами и храм был освящен, из-за них и поклонялись храму, как свидетельствует книга Исход: когда закончил Моисей все дело постройки скинии собрания, он вложил в ковчег завет, то есть скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона — все свидетельства о Боге, — и внес ковчег в скинию собрания, закрыл ковчег Божий завесой, и тогда облако покрыло храм и славы Господней наполнилась скиния (Исх. 40:18—34; ср.: Евр. 9:2—4). «И воззвал Господь к Моисею... из скинии собрания» (Лев. 1:1). Когда была построена скиния, не было никакого знамения, когда же был внесен ковчег Божий и то, что в нем содержалось, тогда славы Господней наполнилась скиния, и Господь говорил из скинии. Когда же, при Илии, ковчег был пленен, тогда люди восплакали, говоря «Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий» (1 Цар. 4:22). А когда ковчег возвратился из плена, поставил его Давид в доме Аведдара и сказал: «Возвращу благословение в дом мой», — и взял его из дома Аведдара и перенес в город свой, и благословил Господь город его (2Цар. 6:10—12). Когда же Соломон построил храм, он внес туда все Божественные и досточтимые вещи в храм, то есть ковчег, скрижали, сосуд и другие, и тогда наполнился храм славы Господней и не могли священники стоять на служении (3 Цар. 8:4, 6, 10—11). Подумай только: этими Божественными вещами и храм освятился, и ради них люди поклонялись храму!    Из всех мест собирались люди, чтобы видеть храм и поклониться ему. Не только в самом Иерусалиме, но из других стран и городов поклонялись храму. Писание через Даниила пророка свидетельствует: Даниил в Вавилоне «трижды в день преклонял колени в сторону Иерусалима и молился своему Богу и славословил Его» (Ср.: Дан. 6:10). Разве камням или городским стенам поклонялся пророк? Ясно, что поклонялся он Божественному храму, ибо честен Иерусалим своим храмом, и ради него поклонялся Даниил Иерусалиму. Знал пророк, что Господь Вездесущ — и на востоке Он, и на западе, и на севере, и на юге, — но поклонялся только на юг, в направлении Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) Намерение Давида построить храм (ст. 1–2). б) Откровение Божие Нафану о построении храма преемником Давидовым, и пророчество о происхождении Спасителя из дому Давидова (ст. 3–15). в) Молитва Давидова по сему случаю (ст. 16–27). Исследуемая глава есть буквальное воспроизведение 2Цар. 7 . Поэтому, чтобы не повторять наших объяснений по стихам, кратко изложим здесь сущность откровения Божия Давиду о Великом Потомке его. Ст. 6. …сказал ли Я хотя слово которому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: зачем вы не построите Мне дома кедрового?.. Такими, между прочим, отрицательными словами отвечал Господь Давиду на его намерение построить храм вместо скинии. Не то, чтобы этим вовсе отвергал Господь намерение Давида, предпочитая принять храм от сына его Соломона; ибо Давида Господь всегда называл Своим верным рабом. Но Он хотел дать понять Давиду, что дом, поистине достойный обитания Господня, не может быть домом обыкновенным, построенным человеческими руками (Бог в нерукотворенных храмах живет, – говорит Ап. Павел) 741 , и, что таковой дом впоследствии воздвигнет Ему тот, кто, происходя от корня Давидова по плоти, будет, в то же время, иметь божественное достоинство. В самом деле, возвещая Давиду, что строителем храма будет его преемник, Господь, однако же, не говорит, что это будет Соломон, и, вообще, все слова Господни об этом строителе не могут в строгом смысле идти к Соломону – без отношения к Мессии, Которого он был только историческим прообразом. Ст. 11–14. …Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему Отцом, и Он будет мне Сыном, и милости Моей не отниму от него... Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно... Не ясно ли, что Господь, через Нафана пророка, возвещая Давиду, что он не построит Ему дом для обитания, и что ни от кого из прежних властителей народа израильского Господь так же не требовал себе дома кедрового, – не ясно ли этим Господь хотел внушить, что Ему не такой, собственно, и потребен дом, и что достойное Ему обиталище может создать только Тот, Коего царство есть вечное, и в котором, как в Сыне Своем возлюбленном, Он откроет все свое благоволение. Этот таинственный дом Божий есть не что иное, как церковь , которую стяжал честною Своею кровию истинный и великий Потомок Давидов – Мессия. Верующие, из которых слагается эта церковь суть, как бы, живые камни, устрояющие из себя дом духовный 742 . Сердца же верующих, обновленные и очищенные благодатию Христовою, и даже самые тела их суть достойные храмы, живущего в них Духа Божия 743 . Глава 22. Завещание Давида Соломону о построении храма

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В. Как относились люди к ветхозаветной святыне? О. Святыня всегда высоко чтилась. Прор. Моисей называл ковчег завета Господом: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи , и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил : возвратись, Господи , к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:35–36 )! И царь Давид скакал пред ковчегом и говорил: " пред Господом играть буду и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар.6:21– 22 ). В. Поклонялись ли перед святыней древние, как мы теперь поклоняемся? О. Поклонялись. Псалм. Давид говорил: «поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8 ). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» ( Числ.20:6 ). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» . 26. Святыня новозаветная В. Как относился Спаситель к ветхозаветной святыне? О. Господь сказал об Иерусалимском храме, в котором были священные изображения, так: « дом Мой домом молитвы наречется для всех народов » ( Мк.11:17 ). В. Как апостолы относились к Ветхозаветному храму? О. Апостолы ходили в храм Иерусалимский для поклонения и молитвы. «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что более двадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения " ( Деян.24:11 ). В. Благоволил ли Господь этому поклонению пред священными изображениями? О. Когда Ап. Павел, пришедший в Иерусалим для поклонения, молился в храме, где были изображения, явился ему Сам Господь: «когда... молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:14–18 ), рассказывает о себе Апостол. В. Были ли у христиан священные изображения в храмах их? О. Были, и они доныне сохранились в подземных храмах в Риме, называющихся катакомбами. В. Как слово Божие говорит о священных изображениях в Новом Завете? О. Ап. Павел пишет, что вещественная святыня, то есть святые иконы и свящ. предметы будут в Церкви Божией до Страшного Суда. Пред вторым пришествием придет антихрист, «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею , так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV Обязанности Тимофея ввиду ожидаемого пришествия Христова и отшествия апостола Павла из этой жизни (1–8). Заключение послании: разного рода поручения, приказания, советы и приветствия (9–22). 2Тим.4:1 .  Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: «В явление Его и Царствие Его» – перевод неточный и недостаточно определенный. Правильно это выражение ( κατ τ. πιφ . κα τ. Βασ. .) перевести так: «соответственно с Его явлением в конце дней – с одной стороны и соответственно Его Царству – с другой». Христос будет судить как Такой, Который придет уже облеченный честью и силой Божией, а не как бедный сын человеческий, живший в образе раба, распятый в немощи, – не как взятый из семьи живых, а как воскресший и царствующий на небе и Свое вечное Царство имеющий основать на земле ( Иоанн Златоуст ). Сообразно с этим все мертвые и живые станут пред Ним на суд, и Он воздаст каждому должное. Об этом должен Тимофей вспоминать всякий раз, как ему придется трудно в борьбе с врагами. 2Тим.4:2 .  проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. «Настой» – точнее: выступай ( πστηθι ср. Иер.46:14 по 70 и 2Цар.1:20 ). «Во время и не во время» – т. е. не обращая внимания на то, кажется ли это выступление благовременным для тех, пред кем Тимофею придется выступать. 2Тим.4:3 .  Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; Тимофей должен теперь пользоваться случаем обращаться с увещанием к слушателям, потому что наступит время, когда он уже не найдет людей, готовых его слушать; люди будут охотнее слушать других учителей. 2Тим.4:4 .  и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Ср. 1Тим 1:4, 4:7 . 2Тим.4:5 .  Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. И при Тимофее уже обнаруживались такие нездоровые стремления к новизнам в христианстве. Поэтому теперь уже Тимофей должен быть « трезвен» (по-русски: «бдителен»), в противоположность тем учителям, которые, как люди захмелевшие, не отдают себе ясного отчета в том, что сами говорят, не делают различия между важным и неважным, между формой и содержанием, обращая внимание более на то, что удовлетворяет вкусы толпы. Такие люди не станут страдать за Евангелие, а Тимофей обязан к этому. «Благовестника» – ( εαγγελιστς) – не только рассказывающего о жизни и передающего речи Спасителя, но и миссионера, проповедующего христианское учение вообще, в целях распространения Царства Христова. «Исполняй» – т. е. всецело, а не наполовину, смотри на свое служение как на цель своей жизни ( πληρορ. – ср. Лк 1, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней. Ветхозаветный жертвенник был великой святыней: «Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:22–29 , ср. Лев. 8 ). Кровь жертвенника освящала все ( Исх.29:21 ). Крест Христов есть новозаветный жертвенник: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр.10:10 ). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня: Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его. Вещественная святыня может освящать: «жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). «храм, освящающей золото» ( Мф.23:17 ). Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения: Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» ( 2Цар.6:6 ). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви. Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами ( 1Цар.5:3–6 ). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» ( Чис.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Лк.7:44 . И обрáщься к жене, Симонови речé: видиши ли сию женý? Внидóх в дóм твóй, воды на нóзе мои не дáл еси: сия же слезáми облия ми нóзе и власы главы своея отрé. Лк.7:45 . Лобзáния ми не дáл еси: сия же, отнéлиже внидóх, не престá облобызáющи ми нóзе. Лк.7:46 . Мáслом главы моея не помáзал еси: сия же миром помáза ми нóзе. Лк.7:47 . Егóже рáди, глагóлю ти: отпущáются греси ея мнóзи, яко возлюби мнóго: а емýже мáло оставляется, мéнше любит. Лк.7:48 . Речé же éй: отпущáются тебе греси. (И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.) Воды на нозе мои не дал еси и пр., т. е. не оказал принятых знаков гостеприимства и любви. Целование в уста, это – другой знак приветствия и любви к гостям ( Быт.33:4 ; Матф.16:49 ). Также еще знаком приветствия и любви к гостям служило помазание головы маслом (ст. 37–38. Руф.3 ; 2Цар.12:20 ; Пс.22:5 ). Симон фарисей, приняв в дом Господа, не оказал Ему этих знаков гостеприимства, приязни и любви. Женщина все это сделала, и с большим усердием и особенностями: она омыла ноги Иисуса Христа не водою, а слезами, целовала их, и помазала не маслом простым, а более дорогим, чем масло, миром, и помазала не голову только, но и ноги. Насколько же поступок женщины в нравственном отношении был выше, если бы даже Симон и оказал обычные знаки гостеприимства и любви; но он не сделал этого. И за то, что женщина грешница оказала более любви, благодарности, преданности Господу и раскаяния в своих грехах, прощаются грехи ея многие, т.е. она освобождается от ответственности за свои грехи, как бы многочисленны они ни были. А кому мало прощается (а емуже мало оставляется), меньше любит. Это – указание на самого Симона: так как он не оказал обычных знаков гостеприимства и любви к Господу, хотя и принял Его в дом; то ему прощается меньше, но все же прощается за некоторое расположение к Господу. После таких слов Спасителя Симону, сделался ясным смысл притчи как для него самого, так и для всех возлежащих с ним, также – и причина, почему Господь позволил жене грешнице прикоснуться к Нему, что так смутило Симона, – он даже усомнился в том, что Христос есть пророк (39 ст.). Господь, как всевидящий, знал расположение сердца, как женщины, так и его. Из слов Спасителя Симон должен был понять, что Христос не только пророк, но больше пророка. Отпущаются (прощаются) тебе греси. Господь Сердцеведец, видя искреннее раскаяние жены грешницы, простил ее грехи (Сл. Мф.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Предвидение рождения от Девы. Бытие 3:15 . Задолго до того, как в Новом Завете было описано рождение от Девы, оно предвосхищалось в Ветхом Завете. Фактически, самое древнее мессианское пророчество в Библии (см. пророчества как подтверждение Библии) подразумевает именно рождение от Девы. Обращаясь к Искусителю (змею), Бог сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Выт. 3:15). То, что грядущий Искупитель должен быть «потомком» или «семенем» жены, в рамках патриархальной культуры приобретает особое значение. Почему именно жены? В норме происхождение прослеживалось по линии отца (ср. Быт. 5; 11 ). Даже официальное родословие Мессии в главе Мф. 1 ведётся через юридического отца Иисуса, через Иосифа. Это уникальное выражение – «семя» жены – подразумевает, что Мессия родится от жены, но не от природного отца. Иеремия 22 (ср. 2 Царств 7). Ещё одно возможное указание на рождение от Девы встречается в Ветхом Завете в осуждении Иехонии, которое гласит: «запишите человека сего лишённым детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» ( Иер. 22:30 ). В связи с этим возникает та проблема, что Иисус имел наследное право на престол Давидов через Иехонию (ср. Мф. 1:12 ). Однако, поскольку Иосиф был отцом Иисуса лишь юридически (так как женился на Марии во время её беременности), на Иисуса не распространялось проклятие, относящееся к фактическим потомкам Иехонии. А поскольку Иисус был фактическим потомком Давида через Марию – согласно родословию по материнской линии у Луки ( Лк. 3 ), Он соответствовал условию происхождения «из чресл» Давида ( 2Цар. 7:12–16 ), отнюдь не утратив законное право на престол Давидов из-за проклятия на потомков Иехонии. Таким образом, эти места в Ветхом Завете при их логичном прочтении подразумевают рождение от Девы. Исаия 7:14. Многие христианские апологеты ссылаются, как и Новый Завет ( Мф. 1:23 ), на стих Ис. 7:14 в качестве пророчества, предсказывающего рождение от Девы, когда доказывают, что в Библии (см. пророчества как подтверждение Библии) содержатся сверхъестественные предвидения, записанные за сотни лет до событий. Однако критики (см. Библия: критика), следуя принятому многими библеистами толкованию, утверждают, что в стихе Ис. 7:16 речь идёт о рождении собственного сына Исаии незадолго до падения Самарии в 722 г. до Р. Х. Если так, то это вовсе не пророчество о рождении Иисуса от Девы, и никакого значения для апологетики данный стих не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Псалом 7 Псалом Давиду, его же воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина. С Еврейского: «Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова». Различно читают это надписание в Еврейской библии, от того различно и объясняют оное. Св. Златоуст , Афанасий Ал., блаж. Феодорит, Августин и другие под Хусием разумеют Хусия – друга Давидова, а под словесами Хусиевыми разумеют совет, какой он дал Авессалому, – гибельный для последнего и полезный для Давида. Известно, что Ахитофел советовал Авессалому немедленно напасть на Давида, когда он убежал из Иерусалима; но Хусий, притворившись приверженцем Авессалома, дал совет погодить нападением, прежде собрать весь народ и тогда уже напасть на Давида. Авессалом послушался, дал Давиду время собраться с силами, и тем погубил себя 41 ( 2Цар. 16:16–17:1 ). Таким образом «Давид, спасенный как бы не человеческою помощию, – говорит св. Афан., – воспевает за сие благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей». «Присоединяет, – говорит бл. Феод., – и наставление тем, которые терпят от кого-либо обиду, советуя им возлагать упование на Бога, и от Него ожидать помощи». 2 . Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, т.е. спаси от Авессалома и его многочисленных единомышленников, «также от мысленного льва, уловляющего мою душу» (Св. Афан.). С Евр.: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих, и избавь меня». 3 . Да не когда похитит яко лев душу мою. С Евр.: «Да не исторгнет он, подобно льву, души моей». Лев обладает страшною силою, похищает свою добычу неожиданно и быстро, не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. когда похитит, никто не осмеливается спасать добычу из когтей львиных. С Евр.: «Терзая, когда нет избавляющего». Давид молит, чтобы с ним не случилось чего-либо подобного этому (Сн. Пс. 21:22, 34:17 ). «Некоторые, – говорит св. Злат., – принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что лев и гонящие означают диавола и злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Святой Дух может отпускать грехи, что, как известно, Он и начал совершать через Апостолов, с того момента, когда Господь «…дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся…» ( Ин.20:22–23 ) Но «…кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ) Поэтому мы делаем естественный вывод о Божественности Духа Святого. О том, что Дух Святой – Бог, было известно уже в Ветхом Завете: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева…» ( 2Цар. 23:2–3 ). Из приведенных слов видно, что для царя и пророка Давида, говоривший в нем Дух Господень был Богом Израилевым. Можно вспомнить и историю странствий еврейского народа в пустыне, когда Моисей просил Бога не посылать Ангела Его, но «…сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда…» ( Исх. 33:15 ) По мнению святителя Афанасия Великого «Моисей не хотел, чтобы народом предводительствовала тварь, отчего евреи научились бы служить твари паче сотворшаго всяческая Бога» 283 . Поэтому сам Бог через Слово в Духе предводительствовал народом, как и говорит Писание: «Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом» ( Лев. 11:45 ). А пророк Исаия поясняет, что это «Дух Господень вел их к покою» ( Ис. 63:14 ). Из сказанного выше видно, что Дух Святой оказывается Богом, так как Он с другими Лицами Пресвятой Троицы вел еврейский народ. О том, как Духом Святым открывались Божественные тайны святому Исаии, мы уже говорили в главе «О Святой Троице»: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? « ( Ис. 6:8–9 ). Под Господом пророк имеет в виду здесь и Третье Лицо Пресвятой Троицы – Духа Святого. То, что это именно так, становится понятно из слов Святого Апостола Павла, описывающего общение Бога с Исаией: «…хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию…» ( Деян. 28:25–26 ) Господом, говорящим с пророком, апостол называет Духа Святого. Из свидетельств Нового Завета мы знаем, что совершенное ведение Бога, по словам Господа Иисуса Христа, принадлежит только Ему, так как «Отца не знает никто, кроме Сына…» ( Мф. 11:27 ) Но «Дух все проницает, и глубины Божии…» ( 1Кор. 2:10 ), поэтому полное Боговедение, принадлежащее Сыну и являющееся признаком равенства с Отцом, принадлежит также и Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010