«Ответ». В вышесказанном предложено суждение об этом. Итак, с Григорием ли, или с кем-либо другим из иноверных, было это вкушение пищи, – вкушавший ее, по надлежащем раскаянии, разрешается от вины не только ко вкушению пищи вместе с несовратившимися, но и к священнодействию, которого он удостоен. Меры же епитимии определенно назначить невозможно, по свойству лица и нрава: достаточно нести ему епитимию в продолжение двух или трех Четыредесятниц. «Вопрос 15». О пресвитерах, также рукоположенных православными и по неведению вкушавших пищу вместе с пресвитерами, вкушавшими ее вместе с тем же митрополитом. «Ответ». Написано: всякий «грех», совершенный «по неведению, очистится» ( Лев.4 ). Таким образом, они не подлежат никакой епитимии. «Вопрос 16». О пресвитерах православных, именно Иларионе и Евстратии монахе; имеют ли они власть назначать епитимии? «Ответ». Выше сказано, что им можно назначать ее. Но так как вопрос выражает, должно ли и не имеющему священства назначать ее за неимением пресвитеров и по вере приступающего, то скажу, что не противно правилам и простому монаху назначать епитимии. «Вопрос 17». О монахе, принявшем священный образ по неведению от пресвитера, рукоположенного низложенным епископом. «Ответ». Выше сказано, что всякий «грех», совершенный «по неведению, очистится». Поэтому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с таким и ни от чего другого подобного, способствующего согласию и дружбе. Это мы по возможности разъяснили тебе, как единодушному и сподвижнику нашему. А ты осторожно передай спрашивавшим братиям. «Ибо не во всех вера» ( 2Фес.3:2 ), и не для многих изложено это, не только по неразумию беззаконных, но и по причине искушений от властителей. За посылки же многие и прекрасные, которые прислали благочестивейшие люди, да получат они воздаяние от Бога, и эти две корзиночки посылаются на память о дружбе. Будьте здравы в Господе, почтеннейшие, молясь и для нас, грешных, «о лучшем состоянии и держащихся спасения» ( Евр.6:9 ). Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения ( Мф.4:11 ), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления ( 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:12 ), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме ( Лк.15:10 ). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7 ), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–43, 49; 25:3 ; Лк.9:26 ; 2Фес.1:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Вам же твердо. А посему уверительно можно сказать, что как устные беседы и слушание их, так и письменные наставления, печатные поучения и чтение оных равномерно могут быть полезны и назидательны для души и сердца. Таяжде убо писати вам, мне неленостно, вам же твердо. С сим чистосердечным расположением духа и устно говорены были сии беседы; с таковым искренним намерением и в печать они издаются; в таковом благонамеренном виде да будут они и приняты христолюбивыми читателями, с благоговейным прославлением Иисуса Христа, Спаса мира, и с усердным обращением их во внутреннее назидание; да исполнится во всех нас сие ревностное того же Святого Апостола Павла желание: Темже убо братие, стойте и держите предания, исполняйте все те наставления и увещания, имже научистеся, кои преданы вам, или словом, или посланием нашим, кои сообщены вам или устно в присутствии с вами, или письменно в отсутствии от вас. Сам же Господь наш Иисус Христос , и Бог и Отец наш, возлюбивый нас и давый утешение вечно и упование благо в благодати, да утешит сердца ваша и да утвердит вас во всяком слове и деле блазе ( 2Фес.2:15–17 ). Аминь! Беседа в день светлого Воскресения Христова о том, что истинной причиной духовной радости в сей день верующими душами обильно ощущаемой есть сокровенное соприсутствие с ними Самого воскресшего Господа Иисуса Христа И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама Писания? ( Лк.24:32 ) Истинные христиане, обращая внимание на сердца свои в сей Священный день пресветлого Праздника Воскресения Христова, каждогодно замечают, что в благоговейные часы сего торжественного празднования ощущается в оных особенное некоторое движение, чувствительное биение, восхитительное веселие, духовное радование. Истину сию каждый верующий в Воскресшего Господа Иисуса Христа подтвердит ныне собственными своими радостными сердечными чувствованиями, восхитительными душевными ощущениями. Кто бо ныне из верующих во Христа не веселится сердцем, не ощущает в душе сокровенного воспламенения, и не восхищается духом? И мы, православные христиане, несмотря на то, что слабы еще в вере, что не столько еще способны к духовным восхитительным ощущениям, и мы находяся в сем освященном храме, благоговейно прославляя светоносное Воскресение Христово, и совершая в честь оного Божественное Священнодействие, не ощущаем ли так же в сии таинственные минуты и в сердцах, и в душах своих того сокровенного духовного действия, которое в достопамятные часы Воскресения Христова ощущаемо было во внутренности двух учеников Христовых шедших в Еммаускую весь? Не горят ли и в нас сердца, когда Святой Церковью возглашается сие уверительное и утешительное приветствие, Христос Воскресе, и когда мы в том же духе уверения и утешения соответствуем оному возглашению, радостно взывая, Воистину Воскресе?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Златоуста, на послание к ефесеом, нравоучение 11). Старообрядец. В предисловии Кормчей говорится о неисправлении книг письменных, а не печатных: поэтому вы едва ли справедливо прилагаете сказанное здесь к печатным книгам. Православный. В епископиях, монастырях и соборных церквах при патриархе Иосифе служба Божия совершалась уже не по книгам древлеписьменным, но по печатным; письменные книги, если и были где-либо, то разве в бедных приходских церквах. А так как патриарх Иосиф в предисловии Кормчей говорит о епископиях и соборных церквах, то и разумеет книги не письменные, а печатные, который тогда в епископиях и соборных церквах употреблялись. Разговор второй Старообрядец. Пусть описи и в старопечатных книгах еще не были вполне исправлены, как это действительно доказывается различием между книгами разных выходов. Я соглашаюсь, что поэтому в исправлении книг была нужда, что оно требовалось, как вы говорите самым достоинством Церкви, которая, видя недостатки в книгах, хотя и не догматического значения, не могла их не исправлять. Но для чего нужно было изменять предания? О них апостол пишет: «Братие, стойте и держите предания, имже научитеся» ( 2Фес.2:15 ); и паки: «о Тимофее, предание сохрани» ( 2Тим.6:20 ). Православный. Приведенные тобой свидетельства суть свидетельства о преданиях апостольских, а не о преданиях, затем вошедших в церковное употребление. При том и апостольские предания суть двоякого рода: догматические – о вере и о таинствах, или о совершении Таин, и обрядовые – о церковных чинах и обычаях. Эти обрядовые предания, аще и апостольские были бы, подлежат распоряжению церковному: по потребности могут быть отменяемы и изменяемы. Так, апостольский обычай о праздновании пасхи в 14 день месяца Нисана и апостольское правило о сожитии епископов с женами, отменены Церковью, о чем свидетельствует старопечатная Кормчая 8 . А о тех обрядовых преданиях, которые исправлены Церковью при патриархе Никоне , никто не докажет, чтобы они были догматического, о вере и таинствах, содержания; а также нельзя доказать и того, чтобы они были апостольского происхождения, как празднование Пасхи в известное время, или браки епископов; притом же ни один из них не утвержден Вселенскими Соборами, или даже поместными, которых постановления требуют, однако, утверждения от Вселенских Соборов. Посему Церковь имела полное право исправить их или к лучшему, или ради единства Церкви и единообразия в их у потреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

Многобожие ( Исх.20:3 ) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Занятие магией, экстрасенсорикой, оккультизмом, гаданием, астрологией (вера в то, что люди связаны со звездами, управляющими их судьбой), спиритизмом; обращение к магам, экстрасенсам, гадалкам, медиумам, прорицателям, бабкам ( Втор.18:10-14 ; 7 канон свт. Василия Великого ; 36 канон Лаодикийского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Использование магических заклинаний и заговоров, различных оккультных методик воздействия на психику ( Откр.21:8 ) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Использование талисманов/оберегов, следование суевериям ( 1Кор.6:10 ; 36 канон Лаодикийского собора) Отречение от православной христианской веры (даже на словах)/переход в другую религию по любой причине ( Мф.10:33 ) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Неверие – признание, что Бог есть, но неверие Его провидению и откровению ( 2Фес.1:8-9 ; Откр.21:8 ) – полностью лишает членства в Церкви как и грех ереси! Ненависть к Богу ( Мф.22:37 ; Рим.1:30 ) — полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Ересь – намеренное и постоянное опровержение церковного догмата, или явное исповедание и защита какого-нибудь догматического заблуждения, осужденного Церковью ( Гал.1:9 ) — полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Неверие в то, что все постановления Вселенских и Поместных соборов, одобренных первыми, происходят от Святого Духа ( 1Тим.3:15 ; Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 72). — полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Раскол – 1) отделение от Православной Церкви по причине несогласия относительно некоторых второстепенных предметов церковного учения и в таких вопросах, которые легко решить; 2) отказ в послушании законной иерархии ( Рим. 16:17 ). Умышленное пренебрежение общественным богослужением, как чем-то ненужным для спасения (5 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Отчаяние – полная потеря надежды получить от Бога благодать и спасение ( Мф.18:14 ) ( грех против Святого Духа ).

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Молодая пара сочиняет чин своего венчания, обсуждают с друзьями, кто будет на каком инструменте играть (гитары, арфы, флейты, виолончели и т.д.), что петь и т.п. Потом составленный чин распечатывается в виде небольших книжечек по количеству приглашенных и раздается на входе в храм перед венчанием. Все знают, что им петь и что делать, всё получается живо и радостно. Несоответствие колоритного праздника строгой готике как-то не замечается, хотя наряды собравшихся исполнены гармоничного вкуса и изящества. О разрыве традиции, то есть живого единства с древней Церковью, и перерождении римо-католичества свидетельствовал нынешний папа Бенедикт XVI, еще будучи кардиналом Ратцингером: « Второй Ватиканский Собор не трактуется как часть всей живой Традиции Церкви, но как конец Традиции, новый старт с нуля » , – что противоположно сути живого христианского Предания по апостолу Павлу: « Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2Фес.2:15), и « если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам » (Гал.1:8). Сама возможность положения нового основания «живой Традиции Церкви» — то есть некоего повтора Пятидесятницы — выглядит странной. Итак, продолжая морские аналогии, можно сказать, что энергоустановка корабля Римско-Католической Церкви была попросту демонтирована, и теперь он гоним чуждыми религиозными течениями и заливаем бурной мирской стихией. Священство в Римско-Католической Церкви стремительно исчезает, семинарии даже в традиционно католических краях и городах, как Бретань и Версаль, закрываются из-за отсутствия абитуриентов. Во Франции на 2010 год есть 14 тысяч римско-католических священников, в семинариях обучается 756 семинаристов. Средний возраст священников составляет 75 лет (!), и минимум 4,5 тысячи 65-летних священников будет в 2014 году . Наш знакомый римско-католический священник служит в дальнем благочинии Парижского региона. Он является самым молодым священником в благочинии, ему 41 год, он обслуживает 19 приходов.

http://bogoslov.ru/article/1437891

Так Ап. Павел говорит: темже убо, братие, стоите, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Тот же Апостол в книге Деянии Апостольских, в беседе с пастырями Ефесской Церкви приводит такие слова Христовы, которые нигде в Евангелиях не написаны: подобает, говорит он, поминати слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:35 ); из чего ясно видно, что многие слова, исходившие даже из уст Самого Спасителя, не все заключены были в Писании, равно как и многие дела Его ( Ин.21:25 ), а переходили только из уст в уста и соблюдались в сердцах верующих. 7) Наконец, в том же Св. Писании есть прямые и ясные свидетельства, что Апостолы учредили в Церквах своих много такого, чего они не изложили в своих писаниях. Так Ап. Павел в послании к Коринфянам, показав важность и значение Таинства Евхаристии, присовокупляет: о прочих же, егда прииду, устрою ( 1Кор.11:34 ). По сим и подобным тому причинам Кафолическая и Православная Церковь не только всегда считала и считает Предания равночестными Св. Писанию 5 , но и утверждает о них еще более, как выражает ее мысль знаменитый учитель нашей Церкви, Стефан Яворский , а именно, что и Предания к вере тако суть потребна, яко единем Преданием может быти вера: а без Предании Священное Писание несть к вере довольно» 6 . Признавая за источник Христианской Религии одно Св. Писание, Лютеране относительно Предании делают такое возражение: «нельзя за-подлинно знать, что говорили И. Христос и Апостолы, если сего не заключено в Писании; это могло быть известно только тем, кои сами слушали И. Христа и Апостолов. А переходя из уст в уста Предания Апостольские могли измениться; многое к ним могло быть прибавлено, многое от них убавлено, а иное и совсем потеряться: как же теперь можем мы знать, что выдаваемое нам за Апостольское Предание действительно таково?» А отсюда и заключают, что Преданиям нельзя верить наравне с Св. Писанием. Это возражение не требует разрешения с той стороны, должно ли верить Апостолам, когда они пишут и когда говорят; потому что как устные, так и писанные слова Апостолов имеют равное значение: на что должны согласиться и сами Протестанты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

Эти церкви, имея во главе избранных своих епископов, пресвитеров ( Деян. 14:23 , Евр. 5:1 , Тит. 1:5 ), составляли по апостольским изречениям одно тело во Христе, а все принадлежавшие к церкви верующие порознь – были один для другого членами этого тела ( Рим. 12:4, 5 ; 1Кор.1:10; 3:16, 17; 6:15 ; Еф. 1:23; 4:4 ; Гал. 3:28 ). Более подробный состав Церкви св. апостол Павел определяет так: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:28 ). Вся же Церковь в совокупности почиталась «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ). Такая Церковь , сохраняя единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ) была по существу своему «трудовым братством» ( 1Фес. 4:11 ; 2Фес. 3:12 ; Еф. 4:28 ) и своей главной обязанностью почитала братолюбие ( Евр. 13:1 ), которое выражалось в благотворении, в общительности ( Евр. 13:16 ; 2Кор. 8:19 ) и в примирительном братском суде ( 1Кор. 6:18 ). Согласно сему, благотворение понималось в смысле делания всякого духовного и материального добра ближним ( Гал. 2:10; 6:2, 10 ; Еф. 4:28 ; 1Фес. 5:14 ; 1Тим. 5:16 ; 2Кор. 9:1 ; Иак. 1:27 ) общительность – в смысле собрания верующих для взаимного непрерывного назидания, наставления и научения в делах веры и славословия, для взаимного покаяния и молитв ( Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ; 1Фес. 5:11 ; Евр. 3:13; 10:25 ; Иак. 5:16 и наконец, братский суд – в смысле примирительного суда, вверяемого наиболее разумным членам местной церкви ( 1Кор. 6:18 ). Все эти первоначальные христианские общины имели общее церковное имущество для удовлетворения всяких нужд своих братий и между ними не было никого нуждающегося ( Деян. 2:4447; 4:32, 34, 35 ). Но существование такого общего церковного имущества для благотворительных целей вовсе не исключало обладания христианами личной собственности и при производстве общих сборов на дела благотворения предписано было соблюдать равномерность раскладки и доброхотность подаяния ( 2Кор. 8:13, 14; 9:7 ; Деян. 11:29:30 ) Известно также, что св. Апостолы, постоянно пребывая в молитве и служении слова, предоставили «пещись о столах» выбранным из среды верующих ( Деян. 6:1, 2, 3 ), а также обеспечили материально пресвитеров и наставников выделением части из приношений верующих на нужды церкви ( 1Кор. 9:13 ; Гал. 6:6 ). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

1Кор.11:2 . «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам». Объяснение. Отсюда видно, что Предание было раньше Писания; первоначальная обязанность христиан состояла не в сохранении писанного апостольского слова, которое явилось не вдруг, а в сохранении устного апостольского Предания, за что апостол и хвалит и умоляет держаться Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.15:1 . 1Кор.14:37 . «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Объяснение. Здесь нисколько не говорится о том, что должно руководствоваться одним только Священным Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Святого Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринфяне дозволяли даже женщинам учить в церкви – ст.34–35. Гал.1:8–9 . «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как и прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объяснение. Отсюда правильнее можно заключить, что апостол говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Священное Предание. В этой же главе ст.11–12 апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ; 1Кор.11:2 , и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать...», нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол, очевидно, разумел еретиков всех времён, отвергающих Предание. 2Фес.2:15:3:6 . «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Объяснение. Здесь разумеется предание не только устное, но и письменное. Отсюда можно заключить, что апостолы не всё передали верующим чрез послания, но многое сообщили и без письмен: 2Ин.1:13–14 ; 2Тим.2:2 ; слово и послание ясно разграничиваются: 2Тим.1:13 ; Кол.4:16 . В устной проповеди передано было христианам не только вероучение и нравоучение, но и правила благочестия, против которых грешили те, которые поступали бесчинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010