Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Праздность — 1) безделье, праздное времяпрепровождение, незанятость делом; 2) состояние отсутствия желания и готовности к активной деятельности; 3) незанятость в отношении духовного делания, невнимание к соблюдению норм духовно-нравственной жизни. Почему праздность порицается в Церкви ? После грехопадения прародителей, Бог уведомил Адама, что отныне ему надлежит обеспечивать себя пропитанием «в поте лица» ( Быт.3:19 ). Много лет спустя, св. апостол Павел, говоря о труде и еде, выразил мысль: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес.3:10 ). Исходя из этих и многих других библейских свидетельств, понимаем, что праздность противоречит реализации человеком призыва к полезному труду. Вместе с тем осознаём, что праздность может побуждать человека к паразитированию на чужом труде. Опять же, известно, что праздность предполагает безответственное отношение к свободному времени (ср.: Еф.5:15-16 ). Кроме того, находясь в состоянии праздности, человек нередко склоняется к греховным мыслям, желаниям, действиям, к возбуждению в себе греховных страстей . Праздность может оцениваться как грех (в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие и в зависимости от обстоятельств). Какие формы использования свободного времени могут быть расценены как праздность? С праздностью иногда позиционируют такие формы использования человеком своего свободного времени, как бесцельный «просмотр телевизора», бесцельное «зависание» в социальных сетях («от нечего делать», «чтобы время убить»), хождение по магазинам без конкретной цели, и пр. На какой почве формируется желание праздного образа жизни? Основы для формирования праздности могут быть разными. Так, по мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова) , стремление к праздности чаще всего вырабатывается на почве лености и беспечности. В других случаях такой почвой могут служить неумение или нежелание правильно распоряжаться своим свободным временем, увлечение постоянными забавами и развлечениями, непрекращающимся поиском радостей. Чем праздность отличается от лени ?

http://azbyka.ru/prazdnost

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Мороз А.А. Берсенева Т.А. Труды во славу Божию " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 8  голосов:  3.8 из  5) Труд является деятельностью, изначально благословленной Богом. Первочеловеку Адаму сразу после его создания было заповедано Богом возделывать и хранить райский сад ( Быт.2:15 ). После грехопадения Адаму, а в лице его и всему грядущему человечеству, было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). То есть для того, чтобы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудиться. Поэтому апостол Павел и говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес.3:10 ). Как мы видим, труд является необходимой составляющей нормальной деятельности человека. Одному великому святому, преподобному Макарию, когда он долго молился и просил Бога показать ему правильный, спасительный для души образ жизни, было следующее видение. Он увидел ангела, который в течение одного часа молился, в течение другого часа читал Священное Писание, а третий час проводил в труде. «Поступай так, и спасешься», — сказал святому Бог. Однако еще сам факт наличия у человека труда не есть то, что вменяется в заслугу человеку. Духовным достижением является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Как говорил один пастырь: «Господь смотрит на наше внутреннее, и — как бы ни скромна была наша деятельность — тщательное исполнение наших обязанностей есть очень важное и надежное средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит — что мы делаем, но — как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности». Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшливость, расслабленность. Очень важно, чтобы мотивами нашего труда были не алчность, не жажда обогащения, славы и почета, а совершенно иные благие цели. Это может быть труд как естественная необходимость для существования, достойная жизнь семьи, детей, благотворение ближним. Нужно всегда помнить слова святых, что блаженнее давать, нежели брать.

http://azbyka.ru/deti/trudy-vo-slavu-boz...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Что такое Священное Предание? Что такое апокрифы? Здравствуйте! У меня такой вопрос - что такое Священное Предание и что такое апокрифы? Признает ли их Церковь, или считает каноническими только четыре Евангелия? И еще такой вопрос - почему не все двенадцать Апостолов написали Евангелия и послания? Или они не сохранились? Заранее спасибо! Антон Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Антон. Христос воскресе! В целом по апокрифам прочтите следующую заметку: Хотя Церковь в целом их не приняла в священный канон Писания, но отдельные образы и картины оттуда позаимствовала для некоторых праздников в честь Богоматери (в частности, Рождества Богородицы, Введения во храм и Успения), включив их в часть предания. Предание – то же, что и традиция, только последнее слово латинское (буквально — то, что предано и потом передаётся дальше и поддерживается из поколения в поколение). И предполагает оно прежде всего устную форму передачи опыта и знаний (не всё от начала до конца стремились записывать в те времена, учитывая, что грамотность не была на высоком уровне). И в таком случае Писание – наиболее важная часть церковного Предания, причем устное Предание первично, ибо изначально апостольская проповедь была устной, как и Христово учение (и не случайно ап. Павел призывает «держаться предания» — 1Кор. 11:2, 2Фес. 2:15). В остальном, ответить, почему не все 12 апостолов написали Евангелия и послания, затруднительно. Можно задать встречный вопрос: а что, разве все должны были это делать? Да и всем ли это было дано? Иисус, например, ничего не писал… Он избрал-то в общем некнижных рыбаков, среди которых скорее всего и не все умели литературно излагать свои проповеди.   С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/chto-tako...

Из 29 главы книги о Святом Духе Правило 92 Василия Великого На возражение, яко о славословии «со Духом» 120 нет свидетельства и нет писания, ответствуем: Аще ничто другое не приемлется без писания, то пусть не приемлется и сие: но аще весьма многое таинственное водворено у нас без писаний, то со многими другими предметами приимем и сие. Мню же, яко апостольское есть и сие, да держимся неписанных преданий. Ибо хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ). И в другом месте: держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ): едино от сих наипаче есть и сие, о коем рассуждаем, которое первоначальные установители предали преемникам, и при продолжающемся с течением времени употреблении онаго, долговременным обычаем в церквах укоренили. И так, аще мы, как бы на суде, при недостатке письменных доказательств, представили в пользу нашего дела множество свидетелей, то не получим ли от вас оправдывающаго приговора? Я так думаю, ибо при двою или триех свидетелях станет всяк глагол ( Втор. 19:15 ). Аще укажем вам и на долговременность, ясно свидетельствующую в нашу пользу: то не явимся ли пред вами право глаголющими, яко прение не может успешно быти противу нас? Ибо древние догматы , некоторым образом, внушают благоговение, представляя в своей древности, как бы в некоей седине, досточтимый вид. ( I Всел. 19 ; Трул. 102 ; VII Всел. 7 ; Василия Вел. 87 ). Толкование предшествующего (91) правила служит также толкованием и настоящего 92 правила Василия Великого . 120 Кн. прав.: Святой разумеет славословие, произносимое в следующем виде: слава Отцу и Сыну со Святым Духом. Прим. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Заключение Вот ты, слава Богу, и познакомился с Евангельской историей. Надеемся, ты поверил, что все происходило именно так, как засвидетельствовали Апостолы. И надеемся, что теперь, вместо прежних, перед тобою встали новые, серьезные, конструктивные вопросы: Что, в свете прочитанного, делать дальше? Ты запомнил слова Господни: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). – А как готовиться к крещению, как оно совершается, с какими молитвами, сколько раз должен человек погружаться в воду? Ты читал, как Господь на последней Вечери преподал ученикам хлеб и вино, сказав, что это Его Тело и Кровь, и повелел совершать в Его воспоминание... – А как принять участие в этой Святой Трапезе? Ты прочитал также, что Господь сказал Своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»... ( Ин.20:23 ). А существуют ли сейчас, в наше время, люди, которые могли бы вот так же возвещать прошение грехов? И еще ты читал, что Господь по Своем воскресении «сорок дней» являлся ученикам, «говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). Где все эти сорокадневные беседы? Неужели они не столь важны? И неужели не столь важно все, что совершал и чему учил Господь за три года Своего служения, о чем «не писано в книге сей» ( Ин.20:30 )? И где все то, о чем Апостолы «проповедовали везде» ( Мк.16:20 ), и потом напоминали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 )? Конечно же, ничто из этого не могло пропасть. Просто все вошло в самую плоть и кровь первой церкви. Все это потом проявилось в разных видах служений и подвигов христиан, в Богослужебном и каноническом предании церкви. И как крестить, и как совершать воспоминание Тайной вечери, и как получать прощение грехов, и как по-христиански жить, и как противостоять злым силам, – все это мы получили из рук тех же самых «Отцов», которые сохранили для нас и Священное Писание. Но об этом поговорим в следующий раз.   Читать далее Источник: Открываем Священное Писание/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : Изд-во " Соверо-принт " , 2005. - 208 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

15. Библейские тексты об утешении в скорби Бог есть Бог всякой утехи: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и... всякого утешения» ( 2Кор.1:3 ). У т е ш е н и е в с к о р б и подается Богом: «Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава?» ( Ис.51:12 ). – «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» ( Рим.15:5 ). – «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). У т е ш е н и е в с к о р б и обещано: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» ( Пс.125:5–6 ). – «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ). «Блаженны плачущие ныне, ибо воссметесь» ( Лк.6:21 ). У т е ш е н и е в с к о р б и вечное: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком деле и слове Божием» ( 2Фес.2:16–17 ). О c н о в а н и я к у т е ш е н и ю в с к о р б и д л я в е р у ю щ и х: а) Кратковременность их теперешних искушений: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). – «И лучше захотел Моисей страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» ( Евр.11:25 ). – «О сем радуйтесь, поскорбив теперь немного, если нужно, от различных искушений» ( 1Пет.1:6 ). – «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» ( 1Пет.5:10 ). б) Надежда на славное воскресение: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» ( Пс.16:15 ). – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ) – «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). – «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, (т. е. Христу), потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Библейские мысли о терпении Бог есть Бог т е р п е н и я: «Бог же терпения и утешения да дарует нам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» ( Рим.15:5 ). Христос был примером т е р п е н и я: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). – «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр.12:3 ). «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:21, 23 ). Т е р п е н и е одобрено: «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ). – «Умоляем также вас, брать я, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем» ( 1Фес.5:14 ). – «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» ( Иак.5:8 ). – «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» ( 2Пет.1:6 ). В е р н ы е должны обнаруживать т е р п е н и е, делая добро: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал.6:9 ). – «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» ( 1Пет.2:20 ). принося плоды: «а упад шее (т. е. семя) на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк.8:15 ). в скорби и преследовании: «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ). – «Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4, 5 ). – «Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» ( 2Фес.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» О церковном Предании. А на то возражение, что славословие « со (σν) Духом » не засвидетельствовано и не отражено в Писании, отвечаем: если не принимается и ничто другое, не изложенное в Писании, то пусть не принимается и это, а если весьма многое, касающееся таинств и не изложенное в Писании, у нас употребляется, то вместе со многим другим примем и это. И я думаю, что держаться и не изложенных в Писании преданий – это апостольское установление. Ведь апостол говорит: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ) и держите предания, которые вы приняли или словом, или посланием (см. 2Фес.2:15 ). Одним из таких преданий является, конечно, и настоящее славословие, которое первоначальные установители передавали своим преемникам и долговременным обычаем (оно употреблялось постоянно в течение долгого времени) укоренили в Церквах. И если за неимением письменных доказательств мы представили бы вам, как в суде, множество свидетелей, то неужели не получили бы от вас оправдательной) приговора? Думаю, получили бы, ведь при устах двух свидетелей, или при устах трех свидетелей устоит всякое слово ( Втор.19:15 ). А если бы мы ясно доказали вам, что и давность – в нашу пользу, то не признали бы вы справедливость наших слов о том, что нас и суду подвергать не должно? Ведь древние догматы некоторым образом внушают к себе благоговение: древность, словно некая седина, делает их достойными уважения. Πρς γε μν τ μρτυρον κα γραφον εναι τν σν τ Πνεματι δοξολογαν, κενο λγομεν, τι ε μν μηδν τερον γραφον, μηδ τοτο παραδεχθτω, ε δ τ πλεστα τν μυστικν γρφως μν μπολιτεεται, μετ πολλν τρων κα τοτο καταδεξμεθα. ποστολικν δ ομαι κα τ τας γρφοις παραδσεσι παραμνειν παιν γρ φησν, μς, τι πντα μου μμνησθε, κα καθς παρδωκα μν τς παραδσεις κατχετε, κα τ κρατετε τς παραδσεις, ς παρελβετε ετε δι λγου, ετε δι πιστολς, ν μλιστα μα στ κα παροσα ατη, ν ο ξ ρχς διαταξμενοι παραδιδντες τος φεξς, συμπροοσης ε τ χρν τς χρσεως, δι μακρς τς συνηθεας τας κκλησαις γκατερρζωσαν. ρ ον, ε ς ν δικαστηρ τς δι τν γγρφων ποδεξεως ποροντες, μαρτρων μν πλθος παρεστησμεθα, οκ ν τς φιεσης παρ μν ψφου τχοιμεν; γ μν οτως ομαι π στματος γρ δο κα τριν μαρτρων σταθσεται πν μα. Ε δ κα τν πολν χρνον πρς μν ντα ναργς μν πεδεκνυμεν, οκ ν δξαμεν μν εκτα λγειν, μ εναι καθ μν τν δκην εσαγγιμον τατην; Δυσωπητικ γρ πως τ παλαι τν δογμτων, οονε πολι τινι τ ρχαιτητι τ αδσιμον χοντα.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Мир 1 О мире духовном или о мире с Богом Бог есть Бог мира: Бог мира со всеми вами ( Рим.15:33 ). Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ). Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле ( Евр.13:20–21 ). Иисус Христос есть а) Господь мира: Сам Господь мира всегда во всем ( 2Фес.3:16 ); б) Князь мира: Младенец родился нам, Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Бог крепкий, Князь мира ( Ис.9:6 ). Мир пришел чрез очистительную жертву Христову: Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ). Благоугодно было Отцу, чтобы посредством возлюбленного Сына Своею примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:19–20 ). Иисус Христос а) направляет на путь мира: Посетил нас Восток свыше, направить ноги наши на путь мира ( Лк.1:78–79 ); б) подает мир: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин.14:27 ). Евангелие Его есть благовестие мира: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» ( Ис.52:7 ). Как прекрасны ноги благовествующих мир ( Рим.10:15 ). Пришедши, Христос Иисус, благовествовал мир вам, дальним и близким ( Еф.2:17 ). Мир обещан тем, которые покаются и придут к Иисусу Христу: Так говорит Господь: остановитесь на путях своих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим ( Иер.6:16 ). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя.., и найдете покой душам вашим ( Мф.11:28,29 ). Миром наслаждаются имеющие а) духовные помышления: Помышления духовные суть жизнь и мир ( Рим.8:6 ); б) добродетельную жизнь: Мир всякому делающему доброе! ( Рим.9:10 ). Так говорит Господь, Искупитель твой: о, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы, как река ( Ис.48:17–18 ). Мир у любящих закон Твой ( Пс.118:165 ); в) твердую надежду на Бога: Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире: ибо на Тебя уповает он ( Ис.26:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ад См. еще Смерть – О смерти вечной. Ад есть а) место мучения: Умер богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, и прохладил язык мои, ибо я мучусь в пламени сем ( Лк.16:22–24 ); б) вечное наказание: Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). И пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:46 ). Праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, в явление Господа Иисуса с неба, в пламенеющем огне совершенного отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:6–9 ). Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ). Ад изображается как а) вечный огонь: Если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки, или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный ( Мф.18:8 ) 9 . Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти ( Иуд.1:7–8 ); б) огненное озеро: Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ( Откр.20:15 ). Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою ( Откр.21:8 ); в) неугасающий огонь: Увидят трупы людей, отступивших от Меня: червь их не умрет и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ). Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ); г) геенна огненная: Кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной ( Мф.5:22 ). Бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? ( Мф.23:33 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010