Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Сол.2:7 ) («откроется» – apokalu qhsetai, значит, его бытие мыслится и раньше (см. 1Ин.2:18 ; 2Ин.7 ), но обнаружится во всей силе он только при подходящих условиях, каковыми будут «беззакония», «безверие и изъятие» «удерживающего» начала ( 2Сол.2:7 ). Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаж. Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию. Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» ( 2Сол.2:8 ) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол.2:9 ) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» ( Мф.24:22 ). Поэтому действие антихриста будет непродолжительным, – «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.2:8 ). Его сатанинское обольщение будет опасно для «возлюбивших неправду», «не верующих истине» ( 2Сол.2:12 ). «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» («пошлет» надо понимать как «попустит» это действие (см. также Рим.1:21–24 ). Так выражается Апостол, чтобы выразить всеведение Божие) ( 2Сол.2:11 ). В таком же смысле Божественного предведения сказал Апостол и об «избрании ко спасению» солунян, которое совершено «от начала, через освящение Духа и веру истине» ( 2Сол.2:13 ), т. е. в согласии с произволением самого человека. Значит, христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, «для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол.2:14 ), а не тревожиться относительно времени пришествия Его. 3. Различные увещания (2Сол.2:15–3, 15) Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и держаться преподанного им учения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава 1 2Сол.1:1 . Павел и Силв ан и Тимофей... церкви Фессалоникийцев, в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Между тем как отверженные язычники заслуживали порицания и были исполнены постыдных дел, так что за свои заблуждения назначены были к мечу и погибели, Бог однако же возлюбил их, так что, по обращении их, стал называться Отцом их, коим прежде не желал именоваться даже Богом. 2Сол.1:2 . Благодать, говорит, чрез благодать Евангелия, которая с вами пребывает, и мир от Бога Отца нашего... Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. 2Сол.1:3 . Благодарить... должны... мы... всегда... Бога за вас,.. потому что слышим, что возрастает вера ваша, посредством терпения вашего, и со дня на день умножается любовь кажда го из вас друг к... другу, при взаимном вашем старании о сем. 2Сол.1:4 . Так что и мы сами в вас хвалимся во всех церквах, чрез вас внедряя другим ревность к подражанию вам рассказами о вере вашей и о том, что вы ни в чем не смущаетесь и не уклоняетесь, – и о терпении вашем не в одном только гонении, но во всех... скорбях ваших и преследованиях на вас, коим подвергаетесь. 2Сол.1:5 . В доказательство праведнаго суда Божия, то есть чрез терпение ваше возвещается праведный суд Божий; ибо не всуе подвергаетесь этому, но дабы чрез это вы достойными соделались царства Божия, за которое и терпите. 2Сол.1:6 . Ведь праведно у Бога... воздать, то есть на последнем суде, оскорбляющим вас... скорби ю, 2Сол.1:7 . – а вам, в сем мире оскорбляемым одинаковою с нами скорбью и терпеливо переносящим страдания, будет упокоение с нами в день откровения Того, за Кого вы и мы терпим преследование. Он придет с неба, – не в уничижении, как в первое пришествие Свое, но придет в величии Своем, с Ангелами силы Его. И притом придет он не для того, чтобы быть судимым, но придет 2Сол.1:8 . в пламени огня для назначения на суде отмщения не ведущи м Бога, – язычникам, кои доселе не пожелали познать Бога, и Иудеям, не подчиняющимся Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. 2Сол.1:9 . Ибо они подвергнутся наказанию,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

2Сол.3:7 .  ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 2Сол.3:8 .  ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – 2Сол.3:9 .  не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Последний, живя среди них, не бесчинствовал, а жил трудом своих рук. Ап. уже ранее, в 1Фес.2:9 , коснулся этого вопроса; но там речь шла об его бескорыстии и незаинтересованности; здесь же он переходит к другой стороне своей трудовой жизни в Ф. – ее независимости. Ап., как служитель Евангелия, мог рассчитывать на поддержку общины (смотри 1Кор 9:3–18 ), и имел право ( εξουσα) требовать ее, но он не пользовался этою властью в Ф., чтобы своим трудовым образом жизни дать пример окружающим; он работал сам, чтобы своею зависимостью от других «не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор 9:12 ). 2Сол.3:10 .  Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Быт.3:19 . Сравни «Учение 12 Апостолов», XII:3. 2Сол.3:11 .  Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; «Слышим " – указывает на то, что до Ап. «недавно» дошли вести из Ф. о том, что некоторые ведут «бесчинную жизнь». Ложные чаяния касательно парусии, вероятно, породили значительное количество «идейных» бездельников, которые, опираясь на «эсхатологическую суматоху», ничего не делали, оставили нормальный образ жизни, и б. м. неумышленно стали в экономическом отношении обузой ф. общины, суясь везде, и нарушая своим непрошенным вмешательством, порядок в жизни других ( περιεργαζομνους – в этом стихе игра слов – μηδν εργαζομνους, λλα περιεργαζομνους). Вся их энергия уходила на праздное возбуждение по поводу неосновательных чаяний касательно «скорого» конца земного порядка вещей. 2Сол.3:12 .  таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Сол.2:11 .  И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 2Сол.2:12 .  да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. Здесь описывается дальнейшая судьба «погибающих». Они сначала восстанут против «любви истины» ( 2Сол.2:10 ). За это Бог пошлет им «действие заблуждения» – когда они не только будут пассивно внимать лжи, но станут и ее активными сторонниками и апостолами. Они поверят «лжи " – ложь здесь все, что отрицает истину Евангелия, истину par excellence. Ложь станет истиною для погибающих; но эта аберрация будет допущена для того, чтобы они могли быть осуждены за то, что отвергли сознательно слово истины, и нашли услаждение в неправде. 2Сол.2:13 .  Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 2Сол.2:14 .  к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Покончив с судьбою погибающих, Апостол обращается к судьбе «избранных» ф., и говорит что он и его сотрудники должны всегда благодарить Бога за то, что ф. были от начала избраны Богом к получению славы Г. И. Христа. – «Возлюбленные Господом» – т. е. Иисусом Христом, так как у Ап. П. название Κριος почти исключительно прилагается к Г. И. Христу. – «От начала» απ αρχς – лучшее чтение, ибо рельефнее оттеняет мысль Ап. о различии между вечным планом Божиим о спасении, и его исполнением в известный исторический момент (ср. 1Кор 2:7 ; Еф 1:4 ; 2Тим 1:9 ). с другой стороны Codex Vaticanus (B) читает παρχν – начаток (ср. 1Кор 16:15 ; Рим 16:5 ) – в таком случае мысль Ап. обращается к ф., как начатку, первому плоду его евангельского служения в Македонии ( Флп 4:15 ). Но первое чтение нужно предпочесть по всем соображениям. Здесь тогда будут указаны три ступени в развитии плана спасения – вечное избрание, призвание, и получение вечной славы. – «Чрез освящение Духа» – т. е. Св. Духа (сравни 1Петра 1:2 по греч. тексту). – «Веру истине» – по слав.: т. е. веру в истину. – «Призвал« – указание на исторический момент осуществления вечного плана Божия о спасении. Орудием призвания было « Евангелие», которое Ап. П. называет «нашим» (ср. Рим 2:16 ; 2Кор 4:3 ; 2Тим 2:8 ). « В получение» – по слав.; по греч.: εις περιποησιν δξης – «это может означать или 1) чтобы мы могли получить славу, или 2) чтобы Он мог восприять нас в славу, или же облечь нас славою» (Lightfoot, op. cit. 121). Слово περιποησις может оттенять, или наше собственное усилие к получению славы, или же указывать на действие со стороны Бога, приемлющего нас в Свою славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Сол.2:7 .  Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. «Тайна беззакония» – это то же, что и αποστασα. Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла. 2Сол.2:8 .  И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 2Сол.2:9 .  того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 2Сол.2:10 .  и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Но раз «удерживающий» будет взят от среды, откроется «беззаконник» ( «человек греха» в 2Сол.2:3 ), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии – Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис 11:4 ); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. – «Истребит явлением пришествия Своего» – здесь соединены два термина вместе – επιφνεια и παρουσα. Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в 1Фес.1 и в 1Кор 15:23 . Помимо этого – он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Uoahha I . Выражение « парусия» – по-видимому, строго еврейский термин, тогда как « эпифания» – термин более понятный язычникам. – «Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» – первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). «Со всяким неправедным обольщением» – по слав.: « во всякой льсти неправды» – сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на «погибающих» – духовно сродных «сыну погибели«. «Любовь истины» – выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Сол.2:15 .  Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Но раз таков план спасения, как бы продолжает Ап., ф. должны, со своей стороны, оказаться достойными сего и твердо держаться преподанного им учения – «преданий» – τς παραδσεις – учений, сообщенных им не как лишь личные воззрения, но как «весть» воспринятая свыше, причем безразлично, как бы эти учения не дошли до них – «словом» – или же «посланием». Под последним здесь несомненно разумеется наше 1 Ф. 2Сол.2:16 .  Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 2Сол.2:17 .  да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Конец главы содержит молитву Апостола, в которой имя Г. И. Христа стоит ранее имени Бога. «Этот порядок, м. б. был определен, пишет G. Milligan, непосредственно предшествующей ссылкой на «славу Г. Иисуса " ( 2Сол.2:14 .), или же обязан своим появлением тому факту, что именно Христос является посредником, через которого был выполнен план Божий в отношении к Его людям. В обоих случаях пред нами другой поразительный пример равенства чести, приписываемой всюду в этих посланиях Сыну вместе с Богом Отцом» (ор. с. 108). – «Возлюбивший нас и давший» – два причастия с одним членом, и аорист в παρακαλεσαι – указывают на определенный исторический момент возникновения Евангелия, и относятся к «Богу и Отцу». – «Вечное утешение» – по контрасту с преходящими радостями земными. – «Надежду благую» – надежду на будущее. – «Во благодати» – то и другое дар свыше, а не наша личная заслуга. – «Во всяком слове и деле благом» – не только в том, что вы делаете, но и в том что вы говорите. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. 1010-1029 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первоначальное распространение ложного учения среди христианских обществ было знамением времени. В первых трех Евангелиях видное место занимают пророчества Господа о близости кончины мира и второго пришествия Господня и о предвещавшей ее последовательной смене лжехристов и лжепророков 14 . Воспоминание этих пророчеств Господа получило особую живость и силу в евангельской записи уже ввиду начавшегося в церкви колебания лжеучением. Уже в своих ранних посланиях ап. Павел выражает ожидание близости второго пришествия 15 . Действие апостольских пророчеств на верующих было так сильно, что ап. Павел вынужден был убеждать их «не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов» ( 2Сол.2:1–2 ). Ожидание «близости дня Господня» вызывалось именно появлением лжеапостолов, обличаемых посланиями Павла ( 2Сол.2:5 ; ср. Флп.3:18 ). Во втором послании к Солунянам наступление дня Господня поставляется в связи с «отступленьем», имеющим быть «из среды» верующих, и последнее ко времени написания самого послания представляется «уже в действии» ( 2Сол.2:3–7 ). Но при своем первом появлении зараза лжи еще не представляла большой опасности для верующих. Зло могло быть направлено и обращено к добру: по мысли ап. Павла, «надлежало быть и ересям, чтобы открылись искусные» ( 1Кор.11:19 ). Если апостольская проповедь с особой силой вооружалась в первое время против лиц, производивших разделение, то вместе с этим мы видим и заботливое снисхождение апостолов «к немощным в вере», даже иногда переходившее далее пределов необходимости 16 . Равным образом, заповедуя удаляться от противящихся истине, ап. Павел внушает однако при этом увещевать их «если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании; но не считайте его за врага, а увещевайте, как брата» ( 2Сол.3:14–15 ). В самых действиях лжехристиан мы не видим еще в это время открытого восстания против истины Христовой. «Лжебратия вкрадываются» и «скрытно приходят подсмотреть за свободою» Павлова учения ( Гал.2:4, 11 ); не будучи в силах «противостать ему лично», они стараются смутить верующих в отсутствии Апостола тем, что он «в посланиях строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:1–2, 9–10, 12:20, 13:2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Этому зверю дано вести войну со святыми и победить их; и дана ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). Даже помощник его или зверь, выходящий из земли, говорит как дракон; действует пред ним со всей властью первого зверя; … и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми; и чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле ( Откр.13:11–14 ). Но и сам сатана и антихрист, в которого он вложит всю свою силу, и помощник антихриста, не уступающий последнему в безбожной, чародейской и обольщающей силе и власти, не могли бы в столь короткое время, именно в сорок два месяца ( Откр.13:5 ), распространить безбожие по всей земле, если бы успехи их деятельности не были подготовлены предшествующим погружением человечества во зло, предшествующим распространением в человечестве антихристианского и богопротивного духа. Как ни сильна ярость дьявола, предвидящего конец своего владычества на земле; как ни велика сила и власть антихриста, который, и получивши смертельную рану, исцеляется ( Откр.13:2–3 ); как ни изумительно это чудо, так что вся земля дивилась и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним ( Откр.13:3–4 )? Как ни поразительны прочие чудеса антихриста и его помощника ( 2Сол.2:9 ; Откр.13:15 ); как ни страшны кровожадный деспотизм и безграничное насилие у двух апокалипсических зверей в отношении ко всем людям ( 2Сол.2:4 и Откр.13 гл.); как ни коварны и ни обольстительны их слова и действия ( 2Сол.2:10 ; Откр.13:13–14 ); как ни дерзко самообоготворение антихриста, опирающееся на власть и силу сатаны, на богохульную гордость, на поразительные чудеса, на необычайную хитрость, на победу над святыми и на преклонение пред ним всей земли ( 2Сол.2:4 и Откр.13 гл.): но и яростное могущество дьявола, и чудеса, хитрость, гордое богохульство, кровожадная власть и непреодолимая сила обоих зверей не подчинили бы им в самое короткое время всей земли и не отторгли бы почти всего человеческого рода от Бога, если бы человечество уже не было предрасположено к отпадению от Бога и Христа и к переходу в царство сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания. Посему Божие определение не позволяет явиться ему ныне. Но полагаю, что изречение сие заключает в себе и другой еще смысл. Поелику божественный Апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, «и тогда… кончина» (Мф. 24:14), но видел также, что преобладает еще служение идолам, то, следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины. 2Сол.2:7.   Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удержива­ю­щий теперь. «Тайна бо уже деется беззакония» . Иные утверждали, что Нерона назвал Апостол «тайною беззакония» и делателем злочестия. Но думаю, что Апостол означил сим городившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их «тайною беззакония» , потому что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно ведет людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его Апостол назвал «открытием» . Ибо, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно. «Точию держяй ныне, дондеже от среды будет» . Но должно прекратиться обольщению суеверия и проповедану быть Евангелию. 2Сол.2:8.   И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. «И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет Духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего» . Апостол, сколько можно было, показал великость Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, говорит он, скажет только — и предаст конечной гибели губителя. Сие предвозвестил и пророк Исаия; ибо, сказав: «изыдет жезл из корене Иессеова» , и описав, какой это жезл, присовокупил: «и Духом устен убиет нечестиваго» (Ис. 11:1—4). Объясняет же божественный Апостол, чьим в нем действием совершит все сие антихрист. 2Сол.2:9.   Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 2Сол.2:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

«Не всех бо есть вера» . Сие сказал Апостол и в другом месте: «препрение не от Призвавшаго» (Гал. 5:8). Ибо призвать — Божие дело, а наше — повиноваться. Так и Господь в Священном Евангелии сказал: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7:37), и: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9:23); потому что не принуждает по необходимости, но взыскует доброй воли. 2Сол.3:3.   Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. «Верен же есть Господь, Иже утвердит вас и сохранит от лукаваго» . Апостол за молитву, какой просил, воздал молитвою же. 2Сол.3:4.   Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. «Уповаем же на Господа о вас, яко, яже повелеваем вам, и творите и сотворите» . И сие сказал в побуждение им, чтобы, узнав, какого мнения о них Апостол, подтвердили оное делами. 2Сол.3:5.   Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. «Господь же да исправит сердца ваша в любовь Божию и в терпение Христово» . Вам потребно то и другое: и доброе преднамерение, и содействие свыше. Улучить оное умолял и Пророк: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя» (Пс. 16:5). Божественный же Апостол указал нам Троицу, ибо наименовал Господа и Бога и Христа; и явно, что Господом нарек Всесвятого Духа. Так и в Послании к Коринфянам написал: «Господь же Дух есть» (2 Кор. 3:17). Здесь ведет наконец речь о нарушающих апостольские определения. 2Сол.3:6.   Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. «Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа» . Достоверным соделал слово напоминанием о Господе. Ибо Он, говорит Апостол, узаконяет сие чрез нас. В чем же заключается повеление? «Отлучатися вам от всякаго брата беззаконно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас» . Сказал: «отлучатися» , вместо: отделяться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010